Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ VISUAL BASIC FOR PLICATIONS И СУБД MS ACCESS ДЛЯ ПРОТОТИПИРОВАНИЯ СЛОЖНЫХ ПРОГРАММНЫХ СИСТЕМ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ VISUAL BASIC FOR PLICATIONS И СУБД MS ACCESS ДЛЯ ПРОТОТИПИРОВАНИЯ СЛОЖНЫХ ПРОГРАММНЫХ СИСТЕМ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
38
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОГРАММНАЯ СИСТЕМА / ПРОТОТИПИРОВАНИЕ / ПРОЕКТНАЯ КОМАНДА / ТИП ИНФОРМАЦИОННОГО МЕТАБОЛИЗМА ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Кудрявцев Н.Г., Курусканова А.А., Рахманов Д.Е.

В данной работе на примере программной системы сбора и подготовки данных для исследования типов информационного метаболизма личности участников проектных команд рассматривается возможность использования Visual Basic for Applications и СУБД MS Access для в качестве инструментов для прототипирования сложных программных систем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Кудрявцев Н.Г., Курусканова А.А., Рахманов Д.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OF POSSIBILITY OF USING VISUAL BASIC FOR APPLICATIONS AND MS ACCESS DBMS FOR PROTOTYPING COMPLEX SOFTWARE SYSTEMS

In this paper, using the example of a software system for collecting and preparing data for studying the types of informational metabolism of the personality of participants in project teams, we consider the possibility of using Visual Basic for Applications and the MS Access database management system as tools for prototyping complex software systems.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ VISUAL BASIC FOR PLICATIONS И СУБД MS ACCESS ДЛЯ ПРОТОТИПИРОВАНИЯ СЛОЖНЫХ ПРОГРАММНЫХ СИСТЕМ»

УДК 378.02

ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ VISUAL BASIC FOR PLICATIONS

И СУБД MS ACCESS ДЛЯ ПРОТОТИПИРОВАНИЯ СЛОЖНЫХ ПРОГРАММНЫХ СИСТЕМ RESEARCH OF POSSIBILITY OF USING VISUAL BASIC FOR APPLICATIONS AND MS ACCESS DBMS FOR PROTOTYPING COMPLEX SOFTWARE SYSTEMS

Кудрявцев Н. Г., канд.техн. наук, доцент Курусканова А. А. , магистрант, педагог дополнительного образования

Рахманов Д. Е, студент Физико-математический и инженерно-технологический институт ФГБОУ ВО «Горно-Алтайский государственный университет» 1АУ ДО РА «Республиканский центр дополнительного образования» Россия, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск ngkudr@mail.ru, Raxmanov.Dmitriy@mail.ru, akuruskanova@bk.ru

Аннотация. В данной работе на примере программной системы сбора и подготовки данных для исследования типов информационного метаболизма личности участников проектных команд рассматривается возможность использования Visual Basic for Applications и СУБД MS Access для в качестве инструментов для прототипирования сложных программных систем.

Ключевые слова: программная система, прототипирование, проектная команда, тип информационного метаболизма личности.

Abstract. In this paper, using the example of a software system for collecting and preparing data for studying the types of informational metabolism of the personality of participants in project teams, we consider the possibility of using Visual Basic for Applications and the MS Access database management system as tools for prototyping complex software systems.

Key words: software system, prototyping, project team, type of personality informational metabolism.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Правительства Республики Алтай в рамках научного проекта № 20-413-040003 р_а.

При создании сложной программной или программно-аппаратной системы, когда окончательно не определена ее структура, а существует только общая концепция, которая находится в процессе разработки, нередко прибегают к так называемому прототипированию систем, т.е. созданию такой конструкции, которая функционально и структурно была бы подобна разрабатываемой системе, но требовала для своей реализации существенно меньших затрат времени, комплектующих и других ресурсов, по сравнению с создаваемым оригиналом.

Цель данной работы заключается в исследовании возможности использования языка программирования VBA и СУБД MS Access в качестве базовых компонент при прототипировании сложных программных систем.

В качестве примера, в данной работе рассматривается Система сбора и подготовки данных для исследования типов информационного метаболизма личности участников проектных команд. Речь идет о работах в рамках научных исследований, поддержанных грантом РФФИ (грант №20-413040003 р_а ), имеющих целью собрать информацию и провести сравнительный анализ об участниках различных гомогенных и гетерогенных проектных команд, т.е. команд, в состав которых входят либо только студенты, школьники, или преподаватели, либо команд, имеющих смешанные составы. При выполнении исследований важны различные характеристики участников команд, такие как образование, специализация, интересы, формула ТИМа.

При проведении исследований, связанных с накоплением и обработкой больших объемов данных, обычно используют либо файловые структуры, либо, в большинстве случаев, реляционные базы данных. Накопление данных, при этом, может производиться как в автоматическом, так и в ручном режимах. Автоматический режим обычно удается осуществить, если база данных содержит результаты каких-либо автоматических измерений. Если же хранению подлежат сведения, которые собираются в результате опросов, анализа и ручной обработки других данных, то для ввода такого рода информации обычно используют формы пользовательского интерфейса.

При прототипировании скорость и надежность работы программы не являются определяющими факторами в выборе инструмента программирования. Требования в данном случае предъявляются лишь к наличию и степени разнообразия стандартных элементов управления, которые можно было бы разместить на форме. Задача разработчика на данном этапе заключается в том, чтобы получить возможность отладить логику функционирования программы в целом и проверить технологию межмодульных взаимодействий, в частности.

В нашем случае речь идет о создании пользовательского интерфейса к достаточно большой базе данных, содержащей информацию о различных категориях сущностей: школьниках, студентах и преподавателях. Поскольку каждая сущность характеризуется достаточно большим количеством

атрибутов и не всегда полезно давать доступ к «лишней» информации «посторонним» пользователям, то в первую очередь был решен вопрос о будущем разграничении прав разных категорий пользователей при работе с различными сущностями. Исходя из соображений безопасности было решено для каждой из рассматриваемых сущностей использовать отдельные отношения (таблицы). Большое разнообразие характеризующих каждую сущность атрибутов, которые при этом сами являются сущностями, привело к тому, что структура базы данных оказалось достаточно сложной, содержащей многочисленные отношения (таблицы) с большим количеством связей и большое количество представлений. Предполагая, что выбор СУБД для конечного варианта программной системы может быть изменен, было принято решение создавать отношения и связи между ними программным путем с использованием запросов SQL DDL. Для работы с данными также был выбран формат взаимодействия с использованием SQL DML. Исходя из перечисленных выше соображений, и желания использовать для отладки СУБД, пусть даже условно бесплатную, но имеющую «дружественный» интерфейс, поддерживающую основные конструкции языка SQL и, при этом, имеющую легко доступные ODBC драйверы, выбор был остановлен на Ms Access [1]. Наиболее удобным языком программирования для задачи прототипирования в данном контексте почти автоматически стал VBA, причем VBA для MSExcel [2]. Такой выбор был сделан из-за удобства используемых конструкций языка и возможности работы как с текстовыми файлами и таблицами реляционной базы данных, так и c MS Excel для создания отчетов и вывода отладочной информации.

Таким образом, выбор инструмента был осуществлен и началась процедура прототипирования. В результате в базе данных получилась структура таблиц и представлений, показанная на рисунке 1.

Готово Nura Lock |

Рисунок 1 - Схема данных

Также были разработаны пользовательский интерфейс для аутентиикации (рисунок 2), меню для ввода дополнительной информации о городах, специальностях, учебных заведениях (рисунок 3). Также была разработана основная форма для взаимодействия с сущностями Студент, Школьник и Преподаватель (см. рисунок 4 ).

Рисунок 2 - Форма аутентификации пользователя

Рисунок 3 - Типовая форма работы со справочниками

ш

Всего преподавателей: 7

Кудрявцев

Дата рождения

Пол

Город

системотехника

Специальность

По фамилии По Уч.Зав. Труд

По Уч.Зав. Оконч Отобразить

Г РАЗРЕШИТЬ ИЗМЕНЕНИЯ

Характер

Работает Закончил

1 ГАГУ Учебное ТУСУР

1 заведение

| университет Тип университет

| Горно-Алтайск Город Томас

Рисунок 4 - Форма взаимодействия с основными сущностями

При реализации интерфейса, обеспечивающего доступ к базе данных через пользовательские формы, возникла необходимость взаимодействовать с большим количеством практически одинаковых таблиц, осуществляя «почти однотипные» процедуры: добавление информации, редактирование и удаление данных. Очевидно, что для обеспечения данной функциональности достаточно было использовать небольшой набор «стандартных» процедур, которые, с одной стороны, позволяют получить доступ к информации, хранящейся в базе данных, а с другой стороны, дают возможностьчерез пользовательские формы выполнять перемещение по записям рекордсета, осуществлять поиск данных, а также добавление, изменение и удаление информации.

Отмеченная выше повторяемая функциональность легко реализуема, с использованием инструментов механизма наследования, входящего в инструментарий Объектно Ориентированного Программирования (ООП). Следует отметить, что реализация механизмов ООП требует определенных навыкови, например, при работе с классами в языке VBA механизм наследования практически не реализован.

Не смотря на отсутствие механизма наследования все же было решено не отказываться от VBA как языка прототипирования. Поэтому был предложен вариант решения, позволяющий обеспечить повторное использование кода, инкапсулированного в пользовательскую форму, путем экспорта формы «родителя» (с сохранением в файл) с ее последующим импортом и переименованием в форму «наследник» (т.е. экспортно-импортным путем). Необходимое переопределение отдельных функций, находящихся в форме «наследнике», при этом, происходит без использования синтаксиса ООП простым переименованием некоторых констант и переменных.

Расширение функциональности процедур осуществляется почти так же, как и при механизме наследования - путем добавления необходимого программного кода к изменяемой функции.

Таким образом, был получен весь спектр свойств системы, проверена логика работы пользовательского интерфейса при взаимодействии с таблицами базы данных. Исходя из полученного опыта можно сделать вывод о допустимости и определенных удобствах, гибкости, простоте и наглядности взаимодействии с базами данных при использовании в качестве инструментов прототипирования MS Access и VBA для MS Excel.

Библиографический список:

1. Кудрявцев, Н. Г. Работа с базами данных с использованием VBA MS Excel : учебное пособие / Н. Г. Кудрявцев, Д. В. Кудин, М. Ю. Беликова. - Горно-Алтайск : РИО ГАГУ, 2015. - 92 с.

2. Кудрявцев, Н. Г. Программирование на VBA MS Excel : учебное пособие / Н. Г. Кудрявцев, Д. В. Кудин, М. Ю. Беликова. - Горно-Алтайск : РИО ГАГУ, 2015. - 100 с.

УДК 372.853

ПРОЕКТНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РОБОТОТЕХНИКИ У СТУДЕНТОВ ФИЗИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА PROJECT COMPETENCE AND ORGANIZATION OF DESIGN ACTIVITY BY MEANS OF EDUCATIONAL ROBOTICS AT STUDENTS OF THE PHYSICAL FACULTY

Кутафина Я. Р., магистрант ФГБОУ ВО «Омский государственный университет имени Ф. М. Достоевского» Россия, Омская область, г. Омск ahyana789@gmail.com

Аннотация. В статье описывается определение уровня сформированности проектной компетентности бакалавров физического факультета и организация проектной деятельности с применением образовательной робототехники. В исследовании использовались такие методы как наблюдение, тестирование, анкетирование, методика изучения мотивации. Выявлены основные компоненты проектной компетентности у студентов. Определены уровни развития проектной компетентности у бакалавров по направлениям подготовки «Физика» и «Радиофизика»; представлены некоторые результаты проведенного эксперимента по измерению начального уровня проектной компетентности у студентов; подведены итоги в виде выводов по дальнейшим направлениям развития проектной компетентности, а также методов повышения её уровня.

Ключевые слова: компетенции, проект, проектная деятельность, методы измерения, уровни.

Abstract. The article describes the determination of the faculty of physics bachelors' project competency level formation and organization of the project activity with the use of educational robotics. In the research, corresponding methods were being used, such as observation, testing, survey, motivation study technique. Basic components of the students' project competency are identified. Project competency development level of the bachelors majoring in physics and radiophysics are determined; there are some results of the conducted experiment in the entry-level of the students' project competency measurement; the results are summarized in conclusions for further directions of project competency's development and increasing its level.

Key words: ^mpetencies, project, project activity, measurement methods, levels.

Главной задачей современного высшего образования является формирование специалиста, способного к саморазвитию и самообразованию. Современный ФГОС (бакалавриат) направляет нас на то, что компетентностный подход в обучении студентов считается определяющимени Содержание профессиональной подготовки, которую обязан получить бакалавр, включает в себя умение определить цель, самостоятельно спланировать стратегию и тактику её достижения. Учащемуся необходимо принимать грамотные решения, уметь управлять процессом, проверять собственную деятельность. Это говорит о том, что студентам очень важно владеть проектной деятельностью различного характера. Таким образом, проблема исследования определяется отсутствием в полной мере сформированной проектной компетенции у студентов.

В качестве средства формирования проектной компетенции студентов была выбрана такая отрасль инновационных технологий, как образовательная робототехника. Данная дисциплина предполагает формирование умений проектирования, моделирования и конструирования технических устройств, программирования и работу с электрическими приборами, а также регистрирование и презентацию полученных результатов.

Поэтому целью данного исследования является анализ современной образовательной робототехники на предмет возможности использования её в системе высшего образования вообще, а также, в частности, как средства формирования проектной компетенции у студентов физического факультета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.