Секция «Техническая эксплуатация электросистем и авионики»
УДК 656.7
ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ОПТИМИЗАЦИИ ПРОЦЕССОВ ОрВД
М. А. Михайлов Научный руководитель - М. В. Тюпкин
Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
*Е-шаИ: mihail_tyupkin@mail.ru
Организация воздушного движения (ОрВД) обеспечивает процесс организации потоков воздушного движения в воздушном пространстве и предназначена для осуществления безопасного, экономичного и эффективного управления движения, путём предоставления средств и непрерывного обслуживания в сотрудничестве и взаимодействии всех заинтересованных сторон и с использованием бортовых и наземных функций.
Ключевые слова: организация воздушного движения, безопасность, эффективность.
RESEARCH OF THE POSSIBILITIES OF OPTIMIZING ATM PROCESSES
M. A. Mikhailov Scientific Supervisor- M.V. Tyupkin
Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation *Е-mail: mihail_tyupkin@mail.ru
Air Traffic Management (ATM) provides the ability to streamline air traffic control in airspace and ensure safety, efficient and effective traffic control, a means of providing services, and the use of ground and airborne functions.
Key words: air traffic management, safety, efficiency.
Введение. Авиационное наблюдение за движением воздушного транспорта играет важную роль в системе воздушных перевозок. От способности точного определения, отслеживания и обновления информации о местоположении воздушных судов (ВС) напрямую зависит эффективность использования воздушного пространства.
В районах, где отсутствует электронное наблюдение, процессы ОрВД основаны на устных донесениях пилотов о местоположении ВС, поэтому требуется выдерживание достаточно большого расстояния между ВС, учитывая неопределенности в отношении местоположения из-за задержек с предоставлением данных и низкой частоты обновления этой информации. Однако, в тех районах, где используют электронные системы наблюдения, и информация о местоположении ВС обновляется достаточно часто. Воздушное пространство можно использовать наиболее эффективно за счёт безопасного повышения плотности движения воздушных судов, благодаря использованию сокращенных минимумов эшелонирования. В этом случае функция наблюдения позволяет предвидеть любые неожиданные перемещения ВС и, таким образом, влияет на обеспечение безопасности полетов.
Решением данной проблемы является внедрение автоматического зависимого наблюдения в режиме радиовещания (ADS-B). ADS-B является технологическим решением, с помощью
Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2021. Том 2
которого определение координат ВС происходит системой GPS. Затем, передаются данные (скорость, высота, рейс и т. п) о полете не только в наземные центры и диспетчерам, но и другим самолетам. ADS-B позволяет видеть с минимальной задержкой картину происходящего не только пилотам и диспетчерам, но и другим участникам движения, что ведет к повышению безопасности и гибкости воздушного движения (рис. 1).
Рис. 1. Принцип обмена информацией, с помощью ЛБ8-Б
Преимуществами ЛВБ-Б перед наземными радарными системами:
• простая установка и использование оборудования;
• наиболее точное определение координат самолета. ЛВБ-Б передает информацию о самолете каждую секунду в отличии от наземной радарной системы, в которой обновление информации составляет 12 секунд из за поворота антенны радара;
• позволяет сделать траффик движения более плотным и наиболее эффективным в районах движения большого количества ВС;
• полное покрытие системы, так как можно установить оборудование в тех районах, где установка радарного оборудования невозможна.
Библиографические ссылки
1. Соловьев Ю.А. Системы спутниковой навигации // Эко-Трендз, М.: - 2000.
2. Бочкарев В.В. Концепция и системы СКБ/ЛТМ в гражданской авиации // В.В Бочкарев, В.Ф. Кравцов, Г.А. Крыжановский - М.: ИКЦ «Академкнига». - 2003.
3. Волков Н.М. Глобальная спутниковая радионавигационная система ГЛОНАСС // Н.М. Волков, Н.Е. Иванов, В.А. Салищев, В.В. Тюбалин // Зарубежная радиоэлектроника, - № 1, - 1997.
© Михайлов М. А., 2021