ЛИТЕРАТУРА
Багнова М. Д. Заболевания кожи от воздействия эпоксидных смол. М., 1960, стр. 1. — Долгов А. П., Соловьева Л. В. Гиг. труда, 1961, № 1, стр. 23. — Лев и-н а Э. Н. Гиг. и сан., 1959, № 2, стр. 35. — Цыркунов Л. П. Тезисы докл. конференции молодых научных работников Ин-та гигиены труда и профзаболеваний АМН СССР, 1961, стр. 35. — Шум ска я И. И. В кн.: Промышленная токсикология. М., 1960, стр. 132. — Birmingham D. J., Arch, industr. Hlth., 1959, v. 19, p. 365. — В or у R., Lecocq J., Negri R., Arch. Mai. prof., 1955, v. 16, N. 4, bis., p. 102. — Bourne L. В., Med. d. Lavoro, 1957, v. 48, p. 75. — D e r n e h 1 C. U., Industr. Med. Surg., 1951, v. 20. p. 541. — Gerritsen W. В., Chem. weekbl., 1956, v. 52, r\ 925. — Grandjean E., Brit. J. industr. Med., 1957, v. 14, p. 1.—Hedyi E., Pracov. Lek, 1960, т. 12, № 1. стр. 9. — Jirasek L., Kalensky J., Csl. Derm., 1961 т. 26, стр. 154. — Kings-ley W. H., Am. industr. Hyg. Ass. J., 1958, v. 19, p. 258.— Mel ki G. R., Bull. Soc. fran^. Derm. Syph., 1955, v. 62, p. 333. — Saviff L. E., АгсП. Derm. Syph. (Chicago), 1955, v. 71, p. 212. —S ch u p p 1 i R., Dermakologica (Basel), 1955, v. 110, S. 7. — S i-b о u 1 e t M. A., Arch. Mai. prof., 1959, v. 20, p. 71. — S t a n ё k J., Bezpeen hygiena prace, 1958, т. 8, стр. 293.
Поступила 21 A' 1962 г.
THE EFFECT OF POLYETHYLENPOLIAMINE ON THE SKIN
L. P. Tsyrkunov, scientific worker
Polyethylenpoliamine is widely used for the hardening of epoxide resins, when applied on animals' skin it produces dry necrosis. Being endowed with alkali properties, it dissolves the skin fat; the epidermis devoid of fat starts to chap and this facilitates the penetration of allergen into the deep layers of the skin. Experimental and clinical observations (made on 10 rabbits and 57 sick persons) prove polyethylenpoliamine to be allergic.
ft ft ft
ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗДУХООБМЕНА ШКОЛЫ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ
СПОСОБАХ ВЕНТИЛЯЦИИ
Кандидат технических наук В. Е. Константинова, инженер
Г. Г. Шамциян
Из Научно-исследовательского института санитарной техники Академии строительства
и архитектуры СССР
Согласно действующим строительным нормам и правилам (СНиП, ч. II), здания школ оборудуют системами вытяжной вентиляции, работающей во время уроков на естественной тяге, с поступлением свежего воздуха через неплотности ограждений, а в перемену — на механической тяге с поступлением свежего воздуха через фрамуги. При этом предусматривают однократную смену воздуха в час во время уроков и шестикратную в перемену.
Однако натурные исследования, проведенные в ряде школ Москвы, показали, что естественная вентиляция учебных помещений не всегда обеспечивает даже требуемого нормами однократного 'воздухообмена. Нормативный однократный воздухообмен происходит лишь при температуре наружного воздуха ниже —5°. При этом воздух поступает в учебные помещения, как правило, при наличии подсоса его из. смежных помещений (коридоров, уборных, лестничных-клеток) через дверные щели классов. В большинстве случаев в холодный и переходный периоды года систематически открываются окна и фрамуги в уборных, в то время как в остальных помещениях они закрыты.
Исследования, проведенные совместно с санитарно-эпидемиологической станцией Москвы в трех московских школах, показали, что состояние воздушной среды классов при существующей системе вентиляции неудовлетворительно.
Одной из мер улучшения воздушной среды школ может явиться организация притока воздуха в классы либо децентрализованным путем, с подачей свежего воздуха без предварительного его подогрева, либо централизованно.
Децентрализованную подачу свежего воздуха осуществляют с помощью небольших агрегатов, устанавливаемых в верхней зоне помещения в отверстиях наружной стены.
Целью настоящей работы, проведенной лабораторией отопления и вентиляции жилых и общественных зданий Научно-исследовательского института сантехники Академии строительства и архитектуры СССР,
было исследование рас-п редел е н и я воздушных потеков в здании школы при различных условиях вентиляции и выбор наиболее рациональных схем Исследования проводили методом гидравлической аналогии. Сущность этого метода заключается в следующем: систему, по которой перемещается воздух в здании (неплотности окон, двери, вентиляционные каналы и пр.), заменяют аналогичной системой для перемещения воды; при этом сопротивления элементов воздушной сети заменяют подобными сопротивлениями водяной системы, расходы воздуха — расходами воды, давления воздуха у ограждении, возникающие под влиянием ветра, разности температур и работы вентиляции,—соответствующими давлениями у элементов водяной сети. В качестве объекта исследований принята типовая пятиэтажная школа (тип МЮ на 880 учащихся), разработанная институтом «Мос-проект» Архитектурно-планировочного управления Москвы. Во всех случаях температура наружного воздуха принята равной —15°, температура воздуха внутри помещения 19°. Двери в классы и кабинеты -во всех случаях приняты закрытыми, как это практически имеет место во время уроков.
Двери из рекрационных залов и вестибюлей на лестничные клетки открыты. Школа оборудована окнами с двойными деревянными переплетами и верхними фрамугами. Воздухопроницаемость окон такого типа в соответствии с данными продувок, полученными Институтом жилища Академии строительства и архитектуры СССР, принята равной 7 м3/нас при перепаде давления в 1 мм водяного столба, средняя ширина неплотностей (щелей) по периметру дверей принята равной 4 мм.
Коэффициенты местных сопротивлений пр'и проходе воздуха через двери приняты следующие: для одинарных дверей | = 4, для двойных дверей | = 8. Общепринятые системы воздухообмена исследовали при 10 различных режимах; 5 из них относились к наиболее характерным случаям общепринятых систем вытяжной вентиляции, а остальные — к системам (вентиляции с организованным притоком воздуха. Резуль-
Рис. 1. Схема воздухообмена школы. Режим
1.
Ветра нет. Притока нет. Вытяжка естественная из классов, санитарных узлов, буфета, мастерских.
таты исследований представлены в виде схем на разре--
зе здания (рис. 1—4).
Направление воздушных _ потоков на разрезах пока- _ зано стрелками. Количество воздуха, поступающего или — уходящего из помещений, на схемах указано в куби-ческих метрах в час. На при- __ веденных схемах указано следующее. При наличии естественной вытяжной вентиляции, закрытых окнах во всех помещениях и при отсутствии ветра (режим № 1, рис. 1) в первых двух этажах воздух в учебные помещения поступает только через неплотности окон при кратности обмена 1,35 в час. Из помещений I и II этажей воздух перетекает на лестничные клетки, откуда через рекреационный зал в классы верхних этажей. В классы III, IV и V этажей воздух поступает частично через окна, частично с лестниц через смежные помещения.
Общий воздухообмен всего здания составляет 11 000 м3/час. При открывании окон в санитарных узлах II, III, IV и V этажей общий воздухообмен увеличивается до 15 600 мг/час за счет увеличения вытяжки в тех санитарных узлах, где открыты окна; при этом в III. IV и
Рис. 2. Схема воздухообмена школы. Режим
№ 2.
Ветра нет. Работают все приточные системы в классах. физическом, химическом, биологическом кабинетах. Вытяжка естественная из классов, санитарных узлов, буфета, мастерских.
Рис. 3. Схема воздухообмена школы. Режим
№ 3.
Ветра нет. Работают все приточные аястемы. Вытяжная вентиляция из санитарных узлов, §уфета. мастерских.
3 Гигиена и санитария. X« !1
33
V этажах создается значительное перетекание воздуха из санитарных узлов в смежные помещения, в том числе и в классы. Это значительно ухудшает вентиляционный режим классов.
Весьма интересным является выявленное при таком режиме опрокидывание тяги в вентиляционных каналах санитарных узлов подвала и I этажа, объединенных на чердаке в общую шахту с вентиляционными каналами санузлов четырех лежащих выше этажей. Это явление связано с тем, что окна санитарных узлов лежащих выше этажей открыты и, следовательно, представляют значительно меньшее сопротивление для прохода воздуха, чем закрытые окна санитарных узлов I этажа и подвала.
При тех же условиях и наличии ветра со стороны заднего фасада количество воздуха, перетекающего в классы из смежных помещений, увеличивается. Перетекание воздуха из санитарного узла в классы отмечается при этом на всех верхних этажах, начиная со II; количество перетекающего воздуха на II, IV и V этажах увеличивается в Р/2— 2V2 раза. Обратное перетекание воздуха в вентиляционных каналах санитарных узлов нижних этажей-несколько сокращается (вместо 3 санитарных узлов происходит в двух), но все же остается значительным,, особенно в подвале.
При направлении ветра с главного фасада перетекание воздуха в классы из смежных помещений и санитарного узла сохраняется только в 2 верхних этажах здания. На I, II и III этажах происходит перетекание воздуха из санитарного узла в рекреационные залы и мастерские. Обратная тяга наблюдается в каналах 5 санитарных узлов: в подвале, в 2 санитарных узлах I этажа и в 2 V этажа (несмотря на открытые окна в санитарных узлах этого этажа).
Таким образом, при наиболее характерных существующих в школах режимах 'вентиляции во всех случаях наблюдается перетекание воздуха из смежных помещений в классы и даже опрокидывание тяги в санитарных узлах.
При оборудовании классов и лабораторий приточной вентиляцией, подающей в каждое из этих помещений 480 м3 воздуха в час, и наличии вытяжки 'из всех классов, буфета и мастерских (см. рис. 2) общий воздухообмен здания увеличивается с 11 000 до 20 600 м3/час, кратность воздухообмена в классах возрастает с 1,35 до 3,2; однако общая картина воздухообмена ъ этом случае остается еще не вполне совершенной— перетекание воздуха из помещений нижних этажей через лестницы и рекреационный зал в классы V этажа сохраняется и составляет 30% 'всего объема поступающего в классы этого этажа воздуха. При такой схеме следует ожидать, что дуть от окон будет значительно меньше, так как количество воздуха, инфильтирующегося через неплотности окон, сокращается примерно вдвое. Воздухообмен в
Рис. 4. Схема воздухообмена школы. Режим
№ 4.
Ветра нет. Притока нет. Вытяжка естественная из санитарных узлов, мастерских, буфета.
санитарных узлах увеличивается при наличии притока примерно в 1V2 раза.
Сравнивая схемы воздухообмена с организованным притоком при наличии ветра разных направлений, можно отметить устойчивость общей схемы воздухообмена здания. В то же время при наличии только естественной вытяжки отмечается неустойчивость как направления, так и величины воздушных потоков внутри здания. Если при наличии притока перетекание воздуха из смежных помещений в классы во всех случаях наблюдается только в самом верхнем этаже, то при отсутствии притока в зависимости от направления ветра перетекание наблюдается на двух или четырех верхних этажах.
При организации воздухообмена по режиму—приток в классы, вытяжка только из санитарных > узлов, буфета и мастерских (см. рис. 3)—обеспечиваются условия, исключающие перетекание воздуха из смежных помещений и помещений лежащих ниже этажей в классы. Из всех рассмотренных схем эта является единственной, обеспечивающей такой благоприятный в гигиеническом отношении режим вентиляции. При этом, несмотря на «исключение значительной части (около 80%) вентиляционных каналов, общий водухообмен здания сокращается только на 35%. Поступление свежего воздуха >в классы трех верхних этажей уменьшается (за счет исключения инфильтрации через окна) всего на 10—15%. Вытяжка из санитарных узлов возрастет при этом на 50—70%.
При такой схеме инфильтрация воздуха происходит лишь в тех помещениях, где сохранились вытяжные каналы (санитарные узлы, мастерские и буфет); в остальных помещениях имеет место эксфильт-рация воздуха через наружные ограждения, отмечаемая даже у входа дверей в здание, чего не наблюдается ни в одной из других рассмотренных схем.
При выключении притока (после окончания занятий в школе) воздухообмен может осуществляться либо по режиму № 1 (см. рис. 1) — при оборудовании всех помещений вытяжными каналами, либо по режиму № 4 (см. рис. 4)—при наличии вытяжных каналов только в санитарных узлах, буфете и мастерских. Характер воздухообмена в первом случае описан ранее; во втором случае картина воздухообмена следующая: перетекание воздуха нижних этажей в классы наблюдается в двух верхних этажах, в то время как при режиме № 1 оно происходит в трех верхних этажах; объем перетекающего воздуха на IV и V этажах уменьшается примерно на 80%.-
Инфильтрация воздуха через окна классов отмечается при этом только на трех нижних этажах, в то время как при режиме № 1 (см. рис. 1) происходит инфильтрация через окна всех классов. Общий воздухообмен при режиме № 1 превышает воздухообмен при режиме № 4 вдвое. В данном случае это является преимуществом схемы № 4, поскольку количество тепла, необходимого для подогрева инфильтрую-щегося воздуха при нерабочем режиме школы, сокращается вдвое.
Приведенные исследования дают основание дать и оценку количества тепла, необходимого для нагрева поступающего в здание воздуха при различных вентиляционных режимах.
Общий воздухообмен здания характеризует и количество тепла, расходуемого на подогрев воздуха >в целом по зданию. Весьма интересным при этом является сравнительное рассмотрение трех схем воздухообмена: 1) при оборудовании всех помещений естественной вытяжной вентиляцией — режим № 1 (см. рис. 1); 2) при организации притока в классы и наличии естественной вытяжной вентиляции из всех помещений— режим № 2 (см. рис. 2); 3) при притоке в классы и вытяжной вентиляции только из санитарных узлов, буфета и мастерских — режим № 3 (см. рис. 3).
Рассмотрение этих схем показывает, что количество наружного воздуха, поступающего в классы, и соответственно расход тепла на его подогрев при организованном притоке при режимах № 2 и 3 (по сравнению с режимом № 1) увеличиваются соответственно в З1/?- и 3 раза. В то же время поступление наружного воздуха в помещения, где не организован приток, сокращается. Так, для рекреационных залов средняя относительная величина инфильтрации наружного воздуха составляет для режима № 2 55%, для режима № 3 — 0, а для вестибюля— соответственно 38 и 0%. Такое сокращение поступления наружного воздуха происходит за счет увеличения подпора в здании.
В связи с работой приточных систем весьма существенным является то обстоятельство, что общий воздухообмен здания (и соответ-венно количество тепла на подогрев .наружного воздуха) при организованном притоке увеличивается на величину, значительно меньшую, чем увеличение притока в классы.
При режиме № 2 общий воздухообмен увеличивается на 87%, при режиме № 3 — всего на 36%, в то время как воздухообмен в классах возрастает на 200—300%. Это показывает, что при организации притока необходимо перераспределение отпуска тепла по помещениям (увеличение в классах и уменьшение в подсобных помещениях), общий же отпуск тепла может быть изменен незначительно, тем более что
приток в классы осуществляется только во время учебных занятий.
«
Выводы
1. При практикуемом в настоящее время режиме вентиляции, имеет место недостаточный воздухообмен в классах во время занятий в размере, не всегда достигающем однократного обмена в час. При этом наблюдается систематическое перетекание воздуха в классы трех зерхних этажей из помещений нижних этажей через лестничные клетки и рекреационный зал. Кроме того, при открывании окон в санитарных узлах (что практикуется во многих школах) создается к тому же перетекание загрязненного воздуха из санитарных узлов в рекреационные залы и классы. Вентиляционный режим санитарных узлов, обслуживаемых общей вентиляционной системой, при этом нарушается вплоть до опрокидывания тяги в отдельных каналах.
2. Наиболее рациональным в гигиеническом отношении является осуществление приточной вентиляции в классах при естественной вытяжке из наиболее загрязненных помещений (санитарных узлов, буфета, мастерских). В этом случае обеспечивается повышенный воздухообмен в классах всех этажей при исключении перетекания воздуха из смежных помещений в классы.
3. Наиболее рациональной в отношении расхода тепла в целом по зданию также является схема с организованным притоком в классы во время занятий и естественной вытяжкой из наиболее загрязненных помещений школы. При этом практически не будет происходить перерасход тепла по сравнению с расходом его при практикуемом в настоящее время оборудовании школ системами естественной вытяжной вентиляции из всех помещений.
ЛИТЕРАТУРА
1. Константинова В. Е. Водоснабжение и сан. техника, 1961, № 11, стр. 15.— 2. Кельштейн Л. Я., Антонов А. Г., Шамциян Г. Г. Гиг. и сан., 1961, № 3. стр. 39.— Шамциян Г. Г. В кн.: Отопление и вентиляция. М., 1961, сб. 7, стр. 114.
^ - Поступила 28А? 1962 г.
A STUDY OF THE AIR EXCHANGE IN A SCHOOL WITH VARIOUS VENTILATION
SYSTEMS
V. E. Constantinova, Candidate of Technical' Sciences; G. G. Sharntsiyan, engineer
The article presents data obtained in investigation of the air exchange in a five-story school building by the method of hydraulic analogy. 10 systems of the air exchange with various schemes of ventilation and metereological conditions (air current rate and direction) were studied. Definite schemes and quantitative data on the ventilation of' premises were obtained for each of the systems studied. On the basis of the investigation results obtained, the authors conclude on the expediency of equipping school buildings with installations for indraught ventilation (supplying unheated air) and decreasing the number of air escape channels.
ft ft ft
0
БАКТЕРИАЛЬНОЕ ОБСЕМЕНЕНИЕ ПОЧВЫ И ОВОЩЕЙ
ЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКИХ ПОЛЕЙ ОРОШЕНИЯ С СЕЗОННЫМ ПОЛИВОМ В УСЛОВИЯХ ЮГА УКРАИНЫ
Доцент Д. М. Бабов
Из кафедры общей гигиены Одесского медицинского института •
Земледельческие поля орошения с сезонным поливом существуют в Одессе с 1950 г. на черноземной почве Шкодовой горы площадью 1500 га. Сточная жидкость из городского коллектора насосной станцией подается в магистральный канал орошаемого массива, а затем поступает для орошения. Площадь полей засевают овощами, кукурузой, многолетними травами, злаками, часть площадей занята под садами и виноградником.
Во вневегетационный период орошение производят неосвегленной сточной жидкостью, а во время вегетации — как осветленными, так и неосветленными водами. Осветление сточной жидкости происходит в горизонтальных земляных отстойниках в течение 4—12 часов. Исследо вание работы земляных отстойников показало, что предварительный 3—4-часовой отстой жидкости приводит к уменьшению количества взвешенных веществ на 96 — 98%, окисляемости — на 19 — 27%. БПКб — на 45—50%, количества кишечных палочек — в 2—4 раза, а также к освобождению воды от яиц гельминтов. Кроме того, частичное осветление сточной жидкости происходит в двухкилометровом канале, ведущем к насосной станции, в котором оседает 30—50% взвешенных веществ; окисляемость снижается на 20—30%, БПКб — на 40%, количество кишечных палочек — в 3—4 раза.
Во вневегетационный период сточные воды используются осенью и весной под помидоры из расчета 5000—6000 м3 на 1 га, баклажаны— 3500—4000 ж3, морковь и свеклу — 2000 мг, кукурузу — 4000 м3 на 1 га. В период вегетации в почву, занятую под помидорами, картофелем, кукурузой на силос, вносят 3000—4000 л*3 сточных вод на 1 га, баклажанами и капустой — 8000—9000 м3, морковью и свеклой — 2000 м8 на 1 га.
Бактериологические исследования почвы земледельческих полей орошения через 24—48 часов после полива указывают на интенсивное загрязнение ее кишечной палочкой — коли-титр 10~5—Ю-6, титр пер-фрингенс—Ю-3—Ю-4 (табл. 1).
Уже через неделю в результате процессов самоочищения начинается освобождение почвы от кишечной палочки (коли-титр 10~3—10~4 и лишь в 2 пробах 10~~5), а через 2 недели титр кишечной палочки достигает 10~2—Ю-3. Однако даже в условиях юга Украины через 2 недели