Научная статья на тему 'Исследование воздействия аварийных факторов на пространственный каркас здания'

Исследование воздействия аварийных факторов на пространственный каркас здания Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
381
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВАРИЙНЫЕ ФАКТОРЫ / ЗАПРЕДЕЛЬНЫЕ НАГРУЗКИ / КОМПЬЮТЕРНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / ЛОКАЛЬНЫЕ РАЗРУШЕНИЯ / НЕЛИНЕЙНЫЙ РАСЧЕТ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Страхов Д.Е.

Рассмотрено моделирование реальной конструкции паркинга автомобилей с исследованием поведения конструкции при неблагоприятном развитии аварийных факторов во времени. Нелинейный расчет проводился с особым сочетанием нормативных нагрузок и воздействий, учитывающий постоянные и длительные нагрузки, при учете наиболее вероятных локальных разрушений несущих конструкций. Полученные результаты позволяют комплексно проанализировать последствия возникновения аварийных факторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование воздействия аварийных факторов на пространственный каркас здания»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11-2/2016 ISSN 2410-6070

Холодный ход (расход тепла больше прихода). Внешние признаки:

• Низкая температура электролита

• Твердая, особенно в углах, электролитная корка

• Повышенная вязкость электролита

• Мощные настыли

• Обильное выделение пены Причины:

• Работа на низком напряжении

• Недостаточная сила тока на серии

• Резкое понижение температуры

Если холодный ход не запущен, то его легко устранить увеличением МПР и заливкой горячего электролита. При длительном холодном ходе возникают осадки и коржи, увеличиваются подовые настыли. Особенно опасно выравнивание плотностей металла и электролита. При всплытии металла, необходимо залить в ванну максимальное количество горячего электролита и прогреть расплав во время очередного или искусственного вызванного анодного эффекта. Негаснущая вспышка.

Иногда вспышку не удается погасить в течение нескольких часов. Такие вспышки возникают на ваннах с расстроенным ходом, неправильной ФРП, малым уровнем электролита, низким КО. Внешние признаки:

• Напряжение на ванне выше 8В

• Отсутствие бурления электролита

• АЭ не удается погасить загрузкой глинозема жердями

Для устранения нарушения по всему периметру шахты электролизера тщательно очищают корку от глинозема. Затем корку вскрывают и удаляют, одновременно увеличивая МПР. КО повышают для увеличения растворимости глинозема. Часть пересыщенного глинозема электролита выливают, а вместо него заливают с нормально работающих ванн или наплавляют свежим креолитом или крупкой.

Данные технологические нарушения при длительном или не правильном устранении могут нанести существенный вред работе электролизера, что значительно повлияет на производительность серии. Список использованной литературы

1. Николаев И. В., Москвитин В. И., Фомин Б. А. Металлургия легких металлов - М.; Металлургия, 1997. - 432 с.

2. Минцис М. Я., Поляков П. В., Сиразутдинов Г. А. Электрометаллургия алюминия - Новосибирск; Наука, 2001. - 368 с.

3. Борисоглебский Ю. В, Галевкий Г. В., Кулагин Н. М., Минцис М. Я., Сиразутдинов Г.А. Металлургия алюминия - Новосибирск: Наука, 1999. - 437 с.

© Ромасева Ю.А.2016 г.

УДК 539.3

Страхов Д. Е.

канд. техн. наук, доцент КГАСУ e-mail: strahov@ksaba.ru

Казанский государственный архитектурно- строительный университет, г.Казань, РФ

ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ АВАРИЙНЫХ ФАКТОРОВ НА ПРОСТРАНСТВЕННЫЙ КАРКАС ЗДАНИЯ

Аннотация

Рассмотрено моделирование реальной конструкции паркинга автомобилей с исследованием поведения

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11-2/2016 ISSN 2410-6070

конструкции при неблагоприятном развитии аварийных факторов во времени. Нелинейный расчет проводился с особым сочетанием нормативных нагрузок и воздействий, учитывающий постоянные и длительные нагрузки, при учете наиболее вероятных локальных разрушений несущих конструкций. Полученные результаты позволяют комплексно проанализировать последствия возникновения аварийных факторов.

Ключевые слова

Аварийные факторы, запредельные нагрузки, компьютерное моделирование, локальные разрушения, нелинейный расчет.

Основным, определяющим фактором разрушения несущих остовов зданий и их элементов, на сегодняшнее время является целый комплекс причин, таки как: низкое качество проектирования инженерных конструкций, ошибки на стадии сбора нагрузок, ошибки моделирования, нарушения при изготовлении и транспортировке несущих элементов, снижение проектной марки бетона, недостаточное инженерно-геологическое обоснование на площадках проводимого строительства и так далее. Также запредельные нагрузки на несущие элементы могут быть вызваны взрывами, различного происхождения, пожарами, а также множественными природными факторами и явлениями.

Поэтому создание адекватной расчетной модели, учитывающей основные, определяющие факторы, ведущие к возможному лавинообразному разрушению несущего остова здания является актуальной задачей, требующей комплексного подхода к решению этой проблемы.

В связи с быстрым ростом технологии информационного моделирования зданий (BIM), проектирование несущих конструкций с использованием компьютерного моделирования становятся основополагающим и определяющим элементом прогнозирования без аварийной работы конструкций. И здесь выбор расчетной модели, и метода расчета полностью зависит от лица осуществляющего процесс проектирования-расчета, с принятием соответствующих решений в силу своих компетенций.

Результаты расчетов, применяемых программных комплексов, для анализа несущих конструкций и их элементов, при учете комплекса факторов, ведущих к их разрушению, на сегодняшний день, в силу определенных причин, не всегда подтверждаются экспериментальными данными обосновывающими их достоверность. Причиной является как допущения при переходе от реальной конструкции к расчетной схеме, так и определение критериев, приводящих к разрушению несущих остовов и их конструктивных элементов.

Здесь же, возникает вопрос качественной проверки полученных результатов, с обеспечением мероприятий по предотвращению прогрессирующих обрушений [1-4], что напрямую затрагивает компетенции, работающих в этой области расчетчиков и проектировщиков.

В данной работе исследовался многоэтажный железобетонный каркас, в рамках нелинейного динамического расчета, на основе шагового метода, в связи с неточностью статического расчета, и его непригодность для предотвращения прогрессирующего разрушения [5]. Моделирование «аварийного» воздействия, производилось путем удаления наиболее нагруженного вертикального элемента. При этом, если отдельные элементы модели не удовлетворяли условию прочности, то они исключались из расчетной схемы и расчет продолжался без таких элементов. Завершение расчета происходило либо локальным, либо полным разрушением элементов несущей конструкции. Расчет выполнен в программном комплексе ЛИРА-САПР 2016 с учетом нелинейной работы материалов. Расчетная схема представлена на рис. 1.

Приводился анализ трещинообразования (рис. 2), видно, что в плите развиваются зоны трещин и образуются пластические шарниры.

Максимальные деформации плит, при таких условиях, могут достигать 90 мм. В нижней арматуре плиты в центре пролета выявлена текучесть арматуры. При этом в верхней зоне плиты над колоннами развиваются аналогично развиваются трещины, с текучестью арматуры. Это свидетельствует, что эксплуатационная пригодность плиты не обеспечена.

I

Рисунок 1 - Расчетная схема здания

Рисунок 2 - Трещины в верхней и нижней зонах исследуемой плиты перекрытия

Рисунок 3 - Ширина раскрытия трещин в верхней зоне, при нелинейном загружении

Рисунок 4 - Ширина раскрытия трещин в нижней зоне, при нелинейном загружении

Таким образом, по результатам проведенного моделирования с использованием программного комплекса ЛИРА-САПР 2016, можно сделать вывод о применимости нелинейного расчета к данному типу задач, и прогнозировать поведение железобетонных элементов при возникновении запредельных нагрузок вызванных аварийными факторами.

Список использованной литературы:

1. Алмазов В.О. 2009. Сопротивление прогрессирующему разрушению: расчетные и конструктивные мероприятия. ЦНИИСК.

2. Плотников А.И., Расторгуев В.С. 2008. Расчет несущих конструкций монолитных железобетонных зданий на прогрессирующее обрушение с учетом динамических эффектов, Москва: МГСУ, 127-135.

3. Мутока К.Н. 2006. Живучесть многоэтажных каркасных железобетонных гражданских зданий при особых воздействиях: Диссертация. Москва: МГСУ. 185 с.

4. Шапиро Г.И., Гурьев В.В., Эйсман Ю.А. 2004. Методика расчета монолитных жилых зданий на устойчивость против прогрессирующего обрушения. Москва: МНИИТЭП. 40 с.

5. Pretlove, A. J.; Ramsden, M.; Atkins, A. G. 1991. Dynamic effects in progressive failure of structures, International Journal of Impact Engineering 11(4): 539-546.

© Страхов Д.Е., 2016

УДК 51-74

А.В. Титов

к.т.н., профессор Б.М. Осипов

к.т.н., профессор

Казанский государственный энергетический университет

г. Казань, Российская Федерация

КЛАССИФИКАЦИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ ГТД ПО УРОВНЮ СЛОЖНОСТИ

Аннотация

В статье представлена классификация математических моделей газотурбинных двигателей по уровню

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.