Научная статья на тему 'Исследование восприятия времени в контексте жизненной активности человека'

Исследование восприятия времени в контексте жизненной активности человека Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3645
242
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПРИЯТИЕ ВРЕМЕНИ / КОЛИЧЕСТВО ВСПОМИНАЕМЫХ СОБЫТИЙ / АКТИВНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ / ПОЛ / ОБРАЗОВАНИЕ / УСЛОВИЯ ЖИЗНИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Козлова Анастасия Владимировна

Представлены результаты изучения индивидуальных различий субъективного восприятия времени, зависимость их от социально-демографического статуса индивида (пол, образование, условия жизни), так и от его психологических особенностей и установок; предпринята попытка сопоставить такие параметры, как восприятие времени и количество вспоминаемых событий, активность человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование восприятия времени в контексте жизненной активности человека»

ИССЛЕДОВАНИЕ ВОСПРИЯТИЯ ВРЕМЕНИ В КОНТЕКСТЕ ЖИЗНЕННОЙ АКТИВНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

А.В. Козлова

Аннотация. Представлены результаты изучения индивидуальных различий субъективного восприятия времени, зависимость их от социально-демографического статуса индивида (пол, образование, условия жизни), так и от его психологических особенностей и установок; предпринята попытка сопоставить такие параметры, как восприятие времени и количество вспоминаемых событий, активность человека.

Ключевые слова: восприятие времени, количество вспоминаемых событий, активность человека, индивидуальные различия, пол, образование, условия жизни.

Summary. here are presented the results of the study of individual differences of subjective time perception, their dependence on both socio-demographical status ofan individual (gender, education, living conditions) and his psychological features and purposes, the attempt to compare such parameters as time perception and an amount of recalling events, a person, 's activity, is made.

Keywords: time perception, an amount of recalling events, a person's activity, individual differences, gender, education, living conditions.

344 Всякая жизнь, хорошо прожитая,

есть долгая жизнь. Леонардо да Винчи

С одной стороны, время — это показатель нашей жизненной активности, с другой — ограничитель. Но в любом случае время являет собой некий ресурс, которым человек учится распоряжаться в течение жизни. Проблема субъективного восприятия времени в середине ХХ века получила статус самостоятельного предмета исследования и в настоящее время приобретает актуальность, связанную, в частности, с напряженным ритмом социальной жизни. Сроки обучения,

получения профессии, необходимость меняться, связанная с возросшим количеством ситуаций неопределенности, риска, усложнением социально-психологического профиля жизненных задач, стремительным старением знаний на фоне роста информации — все это ставит с новой остротой проблематику психологии времени.

Взаимосвязь особенностей восприятия времени и активности человека неоднократно подтверждалась эмпирически, находила интересные

методические решения и разнообразную нюансировку [1-4]. Еще Г.В. Гегель писал о том, что «выпадение из социального времени есть испытание опустошением личностного времени, что выражается в ощущении абсолютного несчастья». Изучение восприятия времени человеком осуществлялось как на коротких интервалах (например, минута), так и на длительных отрезках (периоды жизни). Попытки ответить на вопрос, чем обусловлено восприятие длительности времени, привели к данным, свидетельствующим о том, что ряд психофизиологических и психологических факторов опосредствуют, например, эмоциональное состояние человека, что, в свою очередь, влияет на восприятие длительности времени [1, 5]. Влияют такие признаки, как преобладающее настроение, его знак, тип и уровень выраженности (С.В. Зимина); подвижность (многие из тех зон мозга, которые отвечают за определение времени, играют ключевую роль в контроле движений и в подготовке к действию; Д. Кулл, Т. Шарма); пол (мужчины и женщины по-разному воспринимают время в разные периоды жизни; Б. Нойгартен, Н.Г. Черепанова); самооценка (если достижения человека опережают социальные ожидания по отношению к нему, он будет чувствовать себя старше истинного возраста; если же человек достиг меньшего, чем от него ждут в данном возрасте, то он будет чувствовать себя моложе; Е.В. Некрасова); медикаменты и др. средства, оказывающие воздействие на ритмику организма влияют на восприятие течения времени (Д. Креч, Р. Крачфилд, Н. Ливсон).

И если изменения восприятия времени под действием меняющихся

физических и биологических факторов уже не вызывают сомнения, то влияние социально-психологических факторов на внутреннее восприятие времени еще требует доказательств. Так, например, у многих авторов мы находим формулировки о том, что в представление о времени проецируются экзистенциональные интенции человека [6-10]. Оказывается, аналогичные факторы организуют восприятие времени в музыке (Б.М. Теплов, В. Назайкинский). «Время в музыке измеряется не пространственной напряженностью, — писал Б.В. Асафьев, — а качественной напряженностью. Минуты жизни, в которой концентрируется эпоха жизни, переживается в музыкальном времени длительнее, чем на час растянутые схемы» [11].

Некая «качественная напряженность» в жизни может быть связана со способом жизни человека. Было показано, что люди, ведущие обыденный способ жизни, характеризуются социальной пассивностью, зависимостью от обстоятельств, импульсивностью и непосредственностью реагирования, узостью социальных связей, поверхностным, стереотипным, односторонним характером восприятия событий, суженностью временного кругозора. Представителям более действенного способа жизни (энергичным натурам с жестким рационалистическим восприятием окружающего мира и трезвым рассудочным прагматическим стилем мышления) присущ узкий, ограниченный и свернутый временной кругозор. По существу, такие люди живут в основном заботами и делами настоящего и ближайшего будущего, а их более отдаленные временные перспективы жизни чаще носят утилитарный характер.

345

346

Людям с созидательно-преобразующим отношением ко времени (и жизни в целом) присуще глубокое, разностороннее и реалистичное осознание сложных и противоречивых процессов жизни, развитое чувство текущего времени, продуктивность и плодотворность жизнедеятельности, оптимальное распределение и использование времени для различных дел (Л. Кублицкене, В.Ф. Серенкова, В.И. Ковалев, Е.С. Кузьмин, др.).

Вместе с тем, специфику восприятия времени определяют и другие факторы, связанные не только с цен-ностно-потребностными ориентация-ми людей. К этим другим факторам относят: взросление человека, его природно-социальное окружение, профессию, образ жизни, образование, индивидуальные характеристики (тип ВНД, доминирующее полушарие в работе мозга, ведущий анализатор, др.), личностные характеристики (доминирующие отношения, определяющие направленность и степень продуктивности внимания, памяти, мышления, воображения; способности,

др.) [8].

Время определяется через то, что что-то происходит (в психологии это «что-то» рассматривается как событие). Событием называется явление или действие, имеющее как психическую (ментальную, душевную) природу, так и природно-материальную основу (поступок, общественно-исторический факт). При этом событие наделено несколькими признаками [12]:

— случается впервые (признак новизны);

— необычно, нередко сопровождается внутренним ощущением эмоционального напряжения: потрясение, эмоциональная вспышка, чувство, со-

провождающее некое действие и т.п. (признак субъективной уникальности, автобиографичности);

— всегда действие, которое делит мир на «до» и «после» (признак некоего разрыва причинно-следственных связей мира);

— наличие цели (признак неслучайности);

— наличие истории: факт, образ этого события и его значение (признак сюжетности).

В этой логике событием можно считать «переживание» (Е.И. Голова-ха, А.А. Кроник), «пиковое переживание» (А. Maslow, 1962).

Наше исследование посвящено ответам на следующие вопросы: каково субъективное восприятие времени людьми разного возраста, пола? как это влияет на распоряжение временем своей жизни, на оценку ее качества и продолжительности? влияет ли на эти параметры активность человека (социальная, физическая, психическая)? можно ли выявить частоту событий в различные возрастные периоды и по ним анализировать специфику восприятия и организации человеком времени собственной жизни? Сколько, каких и почему событий в среднем вспоминает человек? Количество вспоминаемых событий было лейтмотивом всех трех этапов нашего исследования.

Исследование проходило в три этапа. Целью первого этапа было выявить количество событий в различные возрастные периоды и установить связь с признаками, влияющими на общую продуктивность вспомненных респондентами событий.

На втором этапе были заданы признаки вспоминаемых событий («приятные и неприятные»), а также уста-

новка на припоминание максимального количества событий. Проводилось интервью об оценке субъективного возраста, насыщенности и продолжительности жизни.

На третьем этапе исследования была использована методика Индивидуальная минута и Опросник поведенческих установок и поисковой активности BASE. Методика BASE разработана В.С. Ротенбергом и А.Л. Венге-ром, в ее основу положена концепция поисковой активности, предложенная В.С. Ротенбергом. Под поисковой активностью понимается деятельность, осуществляемая в условиях неопределенности, когда невозможно заранее предусмотреть результаты своих действий. Вместе с тем, она предполагает постоянный анализ ситуации и достигнутых результатов на каждом этапе деятельности. Смысловая сфера восприятия времени представлена методикой Л.Ф. Бурлачука Психологическая автобиография. Программа исследования дополнительно включала метод интервью, самооценки и модифицированный нами ассоциативный тест на изучение количества событий (Амстердамский университет [13]). Материал для ассоциативного теста был получен методом контент-анализа на основе ответов респондентов, принявших участие на втором этапе исследования. Выделено 36 слов и словосочетаний, наиболее типичных для отечественной культуры. Был добавлен вопрос: «Сколько еще вспоминается случаев, событий в связи с названным словом?», что позволяло продлить ассоциативную цепочку фиксируемых воспоминаний. Для анализа был введен новый параметр — тип вспоминаемого события — как признак, возможно влияющий на ко-

личество вспоминаемых событий; это позволило проанализировать содержательную структуру субъективного восприятия времени.

В исследовании приняли участие 92 человека в возрасте 18-80 лет.

Результаты исследования.

Предполагалось, что общее количество событий, вспоминаемых человеком, связано с его активностью, которая в нашем исследовании выступила интегральным понятием, содержащим такие переменные, как образование, профессиональная занятость, наличие совмещений, продолжительность рабочего дня, наличие выходных дней, стаж, научная степень, количество детей, количество времени для себя и др. Между собой эти переменные связаны (образуют корреляционные плеяды), что указывает на обоснованность операционализации такого интегрального понятия, как «жизненная активность». В результате были выделены 6 уровней активности. Однако результаты показали, что общее количество событий не имеет сильной связи с выделенным обобщенным показателем. Тем не менее, выяснилось, что признаки, которые нами были объединены в интегральный показатель активности личности, по отдельности образовывали интересные статистически значимые зависимости, подтверждающие ценностно-смысловую обусловленность восприятия человеком времени.

Так, на статистически значимом уровне (р=0,05) общее количество событий связано с образованием (г=0,45) и возрастом, на который ощущает себя человек (г=0,4). Стаж работы (на высоком уровне значимости р=0,01) коррелирует с такими признаками, как «возраст остановки» — возраст, в

347

348

котором хотелось бы пожить дольше (г=0,45) и «возраст, когда время стало бежать быстрее» (r=0,62). Профессия связана с таким показателем, как «возраст, в котором ощущается отсутствие новизны событий» (r=0,48, p=0,05). Количество совмещений с основной работой оказалось значимо связано с таким признаком, как «возраст, когда время стало бежать быстрее» (r=0,47, p=0,05). Таким образом, субъективное восприятие времени связано со стажем, типом профессии, количеством совмещений, а также числом выходных дней (r=0,51, p=0,01). Тем самым мы получаем косвенные подтверждения значимости заявленных параметров для продуктивности количества событий, заполняющих время респондентов. Но их влияние опосредованное, не прямое и, в то же время, не безразличное для общей продуктивности событий.

На это же указывает анализ данных, полученных по методике BASE. Несколько вводных слов о тех типах активности, которые исследует методика. У людей поисковая активность представлена обширным репертуаром: планирование, творчество, фантазирование, переоценка ситуации, анализ и т.п. Поскольку прагматический результат может зависеть не только от процесса поиска, но и от ряда объективных условий,

не зависящих от личности, в этом смысле более важна сама активность, процесс. Активность может проявлять себя и в патологическом поведении (асоциальные поступки, ипохондрическое поведение и т.д.). А определенные типы поведения (депрессия и реакция капитуляции) поисковую активность не включают. Таким образом, альтернативами поисковой активности являются стандартно-стереотипное поведение (попытка действовать в изменившейся ситуации в соответствии с прежними стереотипами), хаотическое поведение (бессистемные пробы, не сопровождающиеся анализом ситуации) и пассивное избегание поиска. Поисковая активность положительно связана с ощущением самоэффективности, т.к., с одной стороны, требует больших усилий и совершается в неопределенной ситуации (поэтому поисковое поведение трудно инициировать без веры в себя, без высокой самооценки), с другой — сохранение активности в стрессовой ситуа-

Диаграмма 1. Распределение типов активности людей разного возраста

ции повышает самооценку. Таким образом, по результатам данной методики можно косвенно судить в целом о жизненной активности человека.

В целом взаимосвязь типа активности с количеством событий на статистически значимом уровне не подтвердилась, однако были выявлены следующие интересные тенденции. Результаты показали, что у респондентов в юношеском возрасте (17-23) представлены все типы активности, кроме типа «отказ от поиска», в молодости (24-35) сочетаются стереотипная и поисковая активность; большинство респондентов 36-55 лет характеризуются поисковой активностью, а вот лицам старше 66 лет свойственен отказ от поиска (см. диаграмму 1).

Согласно полученным данным, тип активности может меняться с возрастом, самооценкой, социально-психологическими условиями и другими признаками. Возможно, этим объясняется и меньший объем запоминания событий в старшем возрасте, т.к. предпочитаемый тип активности («отказ от поиска») не располагает к восприятию новой информации и новых впечатлений, что отнюдь не равнозначно их отсутствию в жизни.

Эти данные интересно сопоставить с мнением респондентов о том, в каком возрасте, по их мнению, помнится больше всего событий. Можно отметить следующие интересные тенденции. Люди с поисковым типом активности субъективно считают, что событий много в любом возрасте, а те, кто предпочитает в жизни «отказ от поиска» (другой тип активности), самым богатым на события считают период молодости.

Мы задали респондентам вопрос о том, какой период своей жизни они считают самым насыщенным и вопрос о том, в каком возрасте помнится больше всего событий, чтобы узнать: в указанные периоды действительно больше вспоминается событий? Результаты отражены в таблице 1.

Из таблицы 1 следует, что самым насыщенным периодом жизни юных и молодых респондентов выступает настоящее и будущее, а респонденты пожилого возраста часто называли молодость и детство (т.е. свое прошлое). Вместе с тем в полученных нами данных нет принципиальной новизны: аналогичные сведения встречаются в литературе. Однако наши данные показали, что если в юности

349

Возраст 17-23 24-35 36-55 56-65 Старше 66

Самый насыщенный событиями период Молодость, «сейчас» Детство и зрелость Юность Юность и молодость Детство, юность, молодость

Период, в котором помнится больше всего событий Молодость и «сознательный» возраст Пожилой Недавний период и «любой» возраст Молодость и «сознательный» возраст, а также отказы отвечать Детство, молодость

Таблица 1. Распределение по возрастам самого насыщенного событиями периода и возраста, в котором больше всего помнится событий

350

не наблюдается расхождения между периодами «самого насыщенного возраста» и «больше всего помнится событий», то с возрастом происходит некая трансформация: в молодые годы количество событий связывается с количеством прожитых лет, в зрелые годы, на фоне ностальгии по утраченной юности, ценится настоящее, а в пожилые годы усиливается представление, что все лучшее уже случилось, вплоть до отказа отвечать на данный вопрос. Это усредненные тенденции. Индивидуальные вариации, безусловно, разнообразнее, но именно средние тенденции указывают на существование социально-обусловленных установок, которые начинают влиять (и с возрастом — сильнее) на восприятие времени человеком. В данном случае это влияние можно описать как пессимистичное, не располагающее к активному стилю жизни. Обращенность человека к прошлому с возрастом выполняет ценную функцию осмысления прожитого времени жизни и создания некой системы своего существования. Без обращенности в прошлое это не удается сделать. Нейрокогнитивные исследования памяти показывают, что чем старше становится человек, тем больше в его спонтанных вспоминаниях становится доля все более и более давних событий, так что он как бы проживает свою жизнь в обратном порядке [16]. Однако требуются дополнительные исследования, чтобы проверить предположения, например, о том, действительно ли в самом конце жизни человек возвращается в ее начало, постигая некую истину (нейро-психологическое обоснование мудрости, философского базового понятия сущности, др.).

Мы сопоставили эти субъективные данные с объективным количеством вспомненных респондентами событий в период детства, юности, молодости и т.д. Юношество, отмечая, что «больше всего событий в молодости», реально вспоминает событий чуть больше из своего детства, чем из недавнего для себя прошлого. Молодые люди (24-35 лет), называя самыми насыщенными возрастами «детство» и «зрелость», наибольший пик событий при опросе дают в юношеский период. Люди зрелого возраста, отмечая как самый насыщенный период «юность», тем не менее, в этот период припоминают событий не больше, чем из детства, а вот в недавний период действительно вспоминают больше всего событий. Респонденты 56—65 лет вспоминают больше событий из детства (но не дошкольного), юности и молодости, но вместе с тем число вспомненных событий за период зрелости почти такое же (хотя на субъективном уровне оценка представляла для них трудность; а продуктивность их воспоминаний выглядит богаче, чем в других возрастных подгруппах!). Люди старше 66 лет относительно равномерно вспоминали количество событий из разных периодов своей жизни, хотя субъективно насыщенными возрастами воспринимаются «детство» и «молодость».

Мы объясняем это умением людей старше 66 лет более системно и целостно охватывать свою жизнь, равномернее распределять значимость событий, их вес. Тогда как респонденты в возрасте 56-65 лет склонны увеличивать количество вспоминаемых событий из детства и ранней юности. Это можно объяснить, на наш взгляд, не столько свойствами памяти, сколько

кризисностью данного периода, на который и у мужчин, и у женщин приходится пора смены социальных ролей (принятие решения о выходе на пенсию, оценка своих сил и возможностей, др.), что косвенно подтверждается фактом отказа отвечать на вопрос и субъективной переоценкой насыщенности событиями такого периода жизни, как «молодость», «сознательный возраст».

В целом можно сказать, что практически во всех возрастных группах наблюдается несовпадение реального объема событий с субъективным ощущением плотности времени, однако наблюдаемые расхождения, с одной стороны, требуют дополнительной проверки, самостоятельного исследования, с другой — на теоретическом уровне могут быть частично объяснены закономерностями возрастного развития. Вопрос в том, исчерпывающие ли это объяснения или могут быть обнаружены еще какие-то факты? Пожалуй, наиболее точным оказался прогноз людей среднего возраста (36-55 лет) и, что любопытно, люди данного возраста отличаются в среднем более точной оценкой длительности минуты (методика «Индивидуальная минута»). Такая параллель также заслуживает исследовательского внимания и, возможно, поможет лучше понять специфику восприятия человеком времени в онтогенезе и выявить закономерности, связанные со стратегией жизни (во всяком случае — ее временным аспектом).

Пятая часть респондентов отметили, что продуктивным периодом своей жизни они могут назвать время, начиная с «подросткового возраста до настоящего периода». Скорее всего, это связано с возрастанием активнос-

ти социальной и осознанием этого факта, поэтому как синоним назывался период «сознательный». Корреляционный анализ показал, что существует зависимость между такими признаками, как «количество социально-окрашенных событий» и «самый продуктивный возраст» (г=0,45) (для сравнения: связь с признаком «количество личностно-окрашенных вспоминаний» слабая (г=0,19)). Таким образом, на субъективное восприятие времени оказывает существенное влияние субъективная оценка человеком себя, результатов своей деятельности, а именно: социально-полезная направленность собственной активности.

Поскольку исследование предусматривало разные методические условия сбора данных, мы нашли подтверждение своему предположению о том, что на продуктивность количества событий влияет установка, задаваемая при исследовании. Так, если на первом этапе предлагалось вспомнить максимальное количество событий (не конкретизируя их) в определенные отрезки жизни, а на втором этапе предлагалось вспоминать максимальное количество событий (как положительных, так и отрицательных) в заданные периоды жизни, то на третьем этапе испытуемых просили вспомнить события значимые, важные, а также по ассоциациям.

Результаты позволяют сказать, что абстрактное припоминание событий («Сколько примерно событий в год Вы помните из детства, до 7 лет?») дает большее количество событий, чем установка на вспоминание событий эмоционально значимых (например, положительных и отрицательных) и событий важных («Перечислите наиболее важные события, кото-

351

352

рые уже произошли в Вашей жизни, а также те, которые Вы ожидаете в будущем»). Эмоциональная и смысловая окрашенность событий, согласно данным других авторов, составляют содержание автобиографической памяти [14, 15]. Таким образом, субъективное восприятие времени оказывается тесно связанным с особенностями и закономерностями развития такой высшей психической функции как память автобиографическая. И на стыке с этой областью в дальнейшем можно исследовать возрастную динамику объема и временной структуры автобиографической памяти с тем, чтобы определить, каков для каждого возраста объем легко воспроизводимой автобиографической информации и как для каждого возраста эта информация распределена по срокам ее давности.

Больше всего событий вспоминают респонденты с помощью ассоциаций — подсказок для памяти. Результаты наглядно показали, что количество событий, подвергающихся смысловой обработке (т.е. когда человек для себя решает: какие события я считаю важными, какие — положительными в своей жизни) извлекается меньше (причем это не зависит от возраста), чем событий в абстрактной ситуации (сколько в принципе было событий в детстве, в юности или сколько вспомнишь событий со словом «школа»).

Следовательно, условия сбора данных выступают важным фактором, влияющим на количество воспоминаний (таблица 2) и это дополнительно указывает на то, что количество событий в памяти человека гораздо большее (примерно в 2-6 раз), чем он субъективно это воспринимает. А именно субъективная оценка представляет психологический интерес, но данная проблематика почти не получила научного освещения, может быть частично — в недавно появившихся работах по автобиографической памяти и нейрокогнитивным моделям памяти [14-16].

В целом можно сказать, что чем больше событий называет испытуемый, тем выше его общая жизненная продуктивность, характеризующая, как правило, богатство психологического времени (корреляционная связь между показателями «количество событий в методике «Психологическая биография» и «количество событий в ассоциативном тесте» статистически значима (r=0,6, p=0,01)).

Содержательную структуру событий в субъективном восприятии времени индивида мы анализировали с помощью классификации, предложенной Х. Ризом (H. Reese) и М. Смайе-ром (M. Smyer) [по 17].

Результаты, представленные в таблице 3, показывают, что на первое

Психологическая биография (ср. колич. событ.) Ассоциативный тест (средн. колич. событ.)

Мужчины 33,67 69,25

Женщины 26,53 152,59

В целом по группе 27,60 136,71

Таблица 2. Сравнение количества событий, полученных по методикам «Психологическая биография» и ассоциативному тесту

Типы событий Личностно-психоло-гический Изменения социальной среды Биологический Изменения физической среды

Мужчины 21,75 14,5 6,0 3,5

Женщины 43,88 15,06 8,24 5,18

В целом по группе 39,67 14,95 7,81 4,86

Таблица 3. Типы событий (колич.)

место по количеству событий выходят те воспоминания, что связаны с личностными изменениями (выбор жизненного пути, использование свободного времени), на втором — события, связанные с социальными изменениями (продвижение по службе, вступление в брак, «поступил в университет», «первая работа» и т.д.). На третьем месте события «биологического» типа (рождения детей и смерти, болезни, травмы, др.). В структуре субъективного восприятия времени наименее представлены события, связанные с изменением физической среды (переезды, смена жительства, землетрясение, полет, др.) — четвертое место по количеству вспомненных событий.

Каждый тип событий может вмещать в себя разные виды событий, например, такие как: события, связанные с родительской семьей, браком и семенной жизнью, детьми и внуками, здоровьем, учебой, материальным положением, местом жительства, путешествиями, межличностными отношениями, работой, учебой, собственным «Я» человека. Анализ результатов показал, что у респондентов обоего пола на первое место по количеству вспоминаемых событий выходят события, связанные с детьми. На втором месте по количеству вспомненных событий у женщин и мужчин представлены разные виды событий: у женщин

— связанные с собственными переживаниями, «Я» (причем женщины примерно в три раза больше называют событий, связанных с собственным «Я», чем мужчины (11,7 и 3,8 соответственно), различия статистически подтверждены на уровне значимости р=0,01. У мужчин на втором месте события, связанные с учебой, повышением квалификации, т.е. фиксирующие социальный статус. На третьем месте по значимости для женщин выступают события, связанные с межличностными отношениями, а у мужчин — события, связанные с работой: именно они превалируют по числу вспомненных по сравнению с другими видами событий. Любопытно, что события, связанные с материальным положением, женщины вспоминали в два раза чаще, чем мужчины (4,2 и 2,0 соответственно, уровень значимости различий р=0,05), хотя в обоих случаях воспоминания событий этого вида не были очень многочисленными и плодотворными для воспоминаний.

Анализ полученных данных позволяет выдвинуть смелое предположение о том, что выраженная направленность на социальные достижения и меньшее внимание к собственному внутреннему миру, присущие мужчинам разных возрастов, косвенно влияют на их субъективное восприятие продолжительности жизни и реаль-

353

354

ную ее продолжительность, на способность преодолевать и разрешать внутренние кризисы. Хотя факты о большей продолжительности жизни женщин по сравнению с мужчинами в большинстве европейский стран, включая Россию, объясняются социально-экономическим причинами, психологические объяснения в этом ряду также имеют место (например, эмоциональное отреагирование проблем женщинами, большая забота о своем здоровье и о детях, большая включенность в жизнь взрослых детей, сохранение ощущения своей нужности с выходом на пенсию, др.), а также большее внимание к своему внутреннему миру.

В нашем исследовании получен еще один удивительный факт, заставляющий серьезно посмотреть на рассматриваемую проблему. В ходе интервью по теме «Мой вчерашний день» от испытуемых требовалось не только описать свой типовой день (чем он заполнен), но и оценить его насыщенность по шкале от 1 до 10, а также определить, сколько произошло субъективно новых и сколько важных событий. Результаты показали, что в оценке количества важных и новых событий различия между мужчинами и женщинами достоверны: для мужчин субъективно меньше происходит и важных, и новых событий за день, а женщины достоверно чаще отмечают в текущем дне события, которые воспринимают как новые и важные для себя. При этом что мужчины, что женщины общее количество событий за типовой день называют примерно одинаковое: 14,0 и 15,8 соответственно. Примерно одинаковую при этом дают оценку своему типовому дню: по 10-баллной шкале мужчина-

ми в среднем день оценивается на 5,7 балла, женщинами — 7,1 балла. Таким образом, женщины чаще отмечают новые события дня (1=0,03) и более склонны видеть важные события в рутине каждого дня (1=0,001), чем мужчины.

Это может иметь важное объяснительное и прогностическое значение. Во-первых, это может послужить неким объяснением того, почему женщины (в среднем) помнят событий больше мужчин. Во-вторых, это может помочь понять, почему мужчины тяжелее (в среднем) переживают кризисы возрастные, чем женщины.

Положительные, эмоционально-яркие события, по субъективным впечатлениям респондентов, запоминаются лучше всего (60%), на втором месте с большим отрывом (12%) события «тематические» (семья, работа, дети, др.), на третьем (по 8%) «свежие» и важные, связанные с собой события, и на последнем (по 4%) события, в которых ощущают себя успешными или любые, даже самые незначительные. Контент-анализ, результаты которого приведены в таблицах 4 и 5, показывает, что структура субъективного восприятия времени не всегда подотчетна и осмыслена самим человеком: объективно чаще запоминаются все-таки события важные, связанные с собой, но субъективно кажется, что «эмоционально яркие». И, возможно, данная установка порождает очень распространенное представление о том, что с возрастом «событий происходит меньше», а все лучшее в жизни уже в прошлом, а именно: в детстве или юности.

Вопрос о предполагаемой продолжительности жизни для опрошенных оказался непростым, и треть ответи-

ли «не хочу задумываться», «не знаю» или оставили просто без ответа. Большая доля таких ответов пришлась на возраст 17—23 года, хотя были практически в каждой возрастной группе.

Из тех, кто ответил, 43,9% отвечают, что вероятнее всего проживут 7090 лет. Ответ «более 91 года» давали преимущественно те, в чьих семейных историях есть долгожители. Ответы «до 60», «65 лет» встречается только в группе юных и молодых респондентов. Начиная с периода зрелости, человек склонен удлинять предполагаемую продолжительность собственной жизни, т.е. происходит переоценка ресурса времени.

Результаты эмпирического исследования субъективного восприятия времени человеком позволяют сделать следующие наблюдения и заключения:

1) субъективное восприятие времени обусловлено индивидуально-типологическими особенностями респондентов (возраст, пол, свойства памяти, восприятия, др.) и социально-психологическими условиями (сложность деятельности, образ жизни, др.);

2) субъективное восприятие длительности отрезков жизни связано не только с количеством вспомненных событий, но и их качественными признаками (положительное — негативное, личное — общественно-историческое, давнее — близкое, новое — циклично повторяющееся, важное — малозначимое, др.);

3) в зависимости от субъективной оценки, события могут угнетать человека, фокусироваться в комплекс проблем («моя жизнь была трудной, и ничего в ней нет хорошего»), ощущаться им как груз, от которого чело-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

век устал, или быть источником поддержки, защиты, оптимизма и вдохновения; вместе с тем система автобиографической памяти обладает свойством трансформации (функции саморегуляции и экзистенциональная, по К.Н. Василевской), поэтому воспоминания могут «переписываться» в ходе переоценки и осмысления человеком жизни на другом возрастном этапе;

4) в переживании человеком времени есть много анонсов, которые связаны с внутренним чувством возраста: на сколько человек себя ощущает, какой возраст ему кажется самым продуктивным, самым насыщенным, какой возраст «предпочитает» и др.;

5) оценка возраста осуществляется человеком не по количеству лет, которые он прожил, а с опорой на внутреннее ощущение, основанное на представлениях о его личностных качествах, достижениях, планах;

6) отсутствие направленности (смысловой задачи) для памяти служит фактором, снижающим количество воспоминаемых событий, т.к. структурирование восприятия времени требует решения задачи на смысл, что и было продемонстрировано в ходе нашего исследования; таким образом, на количество вспоминаемых событий влияют не только возрастные особенности памяти, самосознания человека, но и установки, заданные при исследовании; но в целом большинство исследователей отмечают невысокую продуктивность воспоминаний (например, 15,7 автобиографических событий в среднем (В.В. Нуркова, 1998); примерно 11,4 за всю жизнь (Л.Ф. Бурлачук, Е.Ю. Коржова, 1998));

7) возраст категория не только социальная, но и психологическая, а

355

субъективное ощущение возраста каким-то образом влияет на ориентированность общества относительно возможностей и ожиданий, связанных с тем или иным возрастом. В свою очередь, социально-ролевые ожидания могут серьезным образом влиять на восприятие человеком времени своей жизни («что я могу?», «да сколько мне осталось», «мне уже поздно учиться» и т.д.). Однако там, где личность живет соразмерно внутреннему психологическому возрасту в координатах субъективного восприятия времени своей жизни, ориентированной на саморазвитие и развитие социальной, профессиональной, общественной среды, в тех ситуациях социально-ролевое ожидание уступает место принятию человека в его уникальности и неповторимости.

ЛИТЕРАТУРА

1. Зимина С.В. Клинико-характерологи-ческие аспекты восприятия времени человеком // http://www.trames.ru/ eoireitumdem/library/hronos/ „.-р zimina_kliniko.html 350 2. Лебедева Е.В. Особенности восприятия времени людьми пожилого и старческого возраста: Автореф. ... канд. пси-хол. н. — Екатеринбург, 2004.

3. Митина Л.М. Восприятие времени в зависимости от сложной деятельности // Сенсорные и сенсомоторные процессы. — М., 1972.

4. Удачина П.Ю. Личность как субъект организации времени: Автореф. ... к. психол. н. — Краснодар, 2006.

5. Горностай П.П. Творчество как средство освоения психологического времени личности // Психодрама и современная психотерапия. — 2003. — № 4 (5). — С. 18-26.

6. Абульханова-Славская К.А. Время личности — время жизни. — СПб., 2001.

7. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. — М.: Мысль, 1991. — С. 126149.

8. Бодалев А.А. Общее и особенное в субъективном пространстве мира и факторы, которые их определяют // Мир психологии. — 1999. — № 4 (20). — С. 26-29.

9. Горбунова Г.П. Психологическое время в структуре самосознания взрослого человека // http://hpsy.ru/public/ x2461.htm

10. Пелипенко А.А. Время и пространство в восприятии человека // Мир психологии. — 1999. — № 4 (20). — С. 29-35.

11. http://www.terle.ru/article/toccata/ emo/vocpriatie_vremeni_v_muzyke. htm

12. http://www.vladmpg.hrworld.ru/news-making.shtml

13. http://memory.uva.nl/testpanel/gc/

en/

14. Василевская К.Н. Индивидуально-типологические особенности автобиографической памяти: Автореф. ... канд. психол. н. — М., 2008.

15. Нуркова В.В. Автобиографическая память: Дис. ... канд. психол. н. — М., 1998.

16. Карпенко М.П., Чмыхова Е.В., Терехин А.Т. Модель возрастного изменения восприятия времени // Инновации в образовании. — 2008. — № 7. — С. 6677.

17. Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю. Психология жизненных ситуаций. — М., 1998.^

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.