ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
ИССЛЕДОВАНИЕ ВОПРОСОВ ТАМОЖЕННОГО ОФОРМЛЕНИЯ СКОРОПОРТЯЩИХСЯ ПРОДУКТОВ Коробова М.А. Email: Korobova658@scientifictext.ru
Коробова Мария Александровна - магистр, направление подготовки: 38.04.05 Бизнес-информатика, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Российский государственный социальный университет, г. Москва
Аннотация: таможенное оформление скоропортящихся продуктов является одним из наиболее сложных и малоизученных вопросов в области таможенного дела. Данная группа товаров требует особого подхода к процедуре импорта-экспорта, так как сталкивает со значительными рисками: финансовыми, гигиеническими, эпидемиологическими. В статье рассмотрены вопросы таможенного оформления предприятия, импортирующего скоропортящиеся продукты. Представлены нормативные документы таможенного оформления скоропортящейся продукции, даны краткие определения фитосанитарному контролю, таможенной декларации, подкарантинной продукции. Рассмотрены основные налоги и пошлины при импорте скоропортящейся продукции.
Ключевые слова: импорт бананов, таможенное оформление, фитосанитарный контроль, подкарантинная продукция, Таможенный союз, рефрижератор, экзотические фрукты, скоропортящаяся продукция.
A STUDY OF THE ISSUES OF CUSTOMS CLEARANCE OF PERISHABLE PRODUCTS Korobova M.A.
Korobova Maria Aleksandrovna - Master degree Student, DIRECTION OF TRAINING: BUSINESS INFORMATICS, FEDERAL STATE BUDGET EDUCATIONAL INSTITUTION OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION RUSSIAN STATE SOCIAL UNIVERSITY, MOSCOW
Abstract: rnstoms clearance of perishable goods is one of the most difficult and little -studied issues in the field of customs. This group of goods requires a special approach to the import-export procedure, as they face significant risks: financial, hygienic, epidemiological. The article deals with the issues of customs clearance of the enterprise importing perishable products. The normative documents of customs clearance of perishable products are presented, short definitions of phytosanitary control, customs Declaration, quarantineable products are given. The main taxes and duties on imports of perishable products are considered.
Keywords: import of bananas, customs clearance, phytosanitary control, quarantine products, Customs Union, refrigerator, exotic fruits, perishable products.
УДК 339.543
Импорт и поставки в Россию скоропортящейся продукции имеют отличительные особенности. Скоропортящийся товар - это продукт, который имеет ограниченный срок хранения, следовательно требует быстрого таможенного оформления и прохождения фитосанитарного контроля.
Карантинному фитосанитарному контролю подлежит каждая ввозимая на таможенную территорию Евразийского экономического союза партия подкарантинной продукции, существует перечень товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору. Проведение карантинного фитосанитарного контроля на таможенной границе Таможенного союза и на таможенной территории Таможенного союза осуществляется в соответствии с Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. № 318 «Об обеспечении карантина растений в Таможенном союзе» [1].
К основным группам скоропортящихся товаров относятся:
1. Грибы, свежие баклажаны, перец свежий, арбузы, дыни, огурцы, помидоры, капуста, картофель, лук репчатый, свекла столовая, брюква, редис, грибы свежие, повидло и пюре из овощей
2. Фрукты и ягоды свежие, повидло, пюре и тесто фруктовое и ягодное
3. Мясо и мясопродукты (в том числе птица битая и дичь) и животные жиры, эндокринное сырье, субпродукты
4. Молоко и молочные продукты
5. Яйцо и яичный меланж
6. Рыба, рыбопродукты и раки, икра живая рыбоводная и мальки
7. Растения живые, деревья и кусты живые, рассада овощная, саженцы всякие и другой посадочный материал, растения вечнозеленые, цветы живые и срезанные.
Основной целью работы является исследование вопросов импорта скоропортящейся продукции, а именно, бананов, которые требуют соблюдения условий перевозки и доставки в порт г. Санкт-Петербурга на быстроходных морских судах, способных соблюдать строгий режим рефрижерации, быстрого таможенного оформления, что предполагает обязательное существование работающей системы поставки.
Актуальность исследования заключается в том, что бананы являются самыми популярными и любимыми фруктами в России, что увеличивает стремление предпринимателей закупать их оптом для дальнейшей реализации. Для регионов РФ, актуально и перспективно развитие импорта в связи с высокими рисками порчи товара.
Экзотические фрукты подлежат декларированию и сертификации в рамках Постановления Правительства РФ № 982 (от 1 декабря 2009 г.) [2]. Декларация является подтверждением качества товара и его соответствия официальным государственным стандартам. Сертификат свидетельствует о соблюдении требования безопасности. Данные бумаги оформляют для каждой партии, суда с контейнерами прибывают каждую неделю, соответственно еженедельно поступают с новым пакетом документов.
При импорте скоропортящейся продукции в РФ должны быть уплачены таможенные пошлины и налоги. Размер пошлины составляет 0% - 5%, для бананов составляет 4%, но не менее 0.015 евро/кг. Налог на добавленную стоимость от 10% до 20% (до 31.12.2018 составлял 18%).
Для того чтобы скоропортящиеся грузы проходили таможенный контроль в упрощенной форме и в льготном порядке, сторона, перевозящая товар, должна подать письменное заявление в таможенную службу о прохождении таможенного досмотра в упрощенной форме. В заявлении предоставляются данные об участнике ВЭД и его деятельности. Рассмотрение прошения происходит в течение 30 календарных дней с момента подачи заявления, после чего заявитель либо получает отказ, либо ему выдается копия документа, разрешающего таможенное оформление в упрощенной форме.
При поступлении судна в порт г. Санкт-Петербург, территорию закрывают, сотрудники таможенного оформления, находясь непосредственно на судне, растаможивают товар. Бананы все это время подключены к системы автоматического поддержания температуры. К счастью для перевозчиков, грузы, которые попадают под категорию «скоропортящиеся», для транспортировки через границу оформляются
вне очереди. Стоит понимать, что скорость процесса растаможивания зависит также от декларанта. После прохождения оформления, паллеты сразу выгружают из судна посредством крана и загружают в рефрижераторные фуры, которые также обязаны поддерживать и контролировать температуру с помощью самописцев.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что на сегодняшний день автоматизированные системы для растаможивания скоропортящейся продукции практически не используются. Процесс оформления происходит на месте, товар нечипированный, что не позволяет сделать это максимально быстро, с минимальными ошибками и потерями.
Список литературы /References
1. Таможенный кодекс Таможенного союза. [Электронный ресурс]. Евразийская экономическая комиссия. Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/ (дата обращения: 30.01.2019).
2. РОСИМПЕКС. Таможенное оформление скоропортящихся товаров. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.perevozka.org/ (дата обращения: 30.01.2019).
3. Таможенное оформление скоропортящихся грузов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.treffee.ru/materials/ (дата обращения: 30.01.2019).
4. Постановление Правительства РФ от 01.12.2009 № 982 (ред. от 21.02.2018) «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии» (с изм. и доп., вступ. в силу с 27.12.2018).
5. Решение Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 318 (ред. от 17.03.2017) «Об обеспечении карантина растений в Евразийском экономическом союзе».