Научная статья на тему 'Исследование вопросов применения элементов фирменного стиля в индустрии гостеприимства'

Исследование вопросов применения элементов фирменного стиля в индустрии гостеприимства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1351
230
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИРМЕННЫЙ СТИЛЬ / ГОСТИНИЦА / ОБРАЗ КОМПАНИИ / ИМИДЖ / CORPORATE IDENTITY / HOTEL / COMPANY IMAGE / IMAGE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зайчикова Анастасия Сергеевна

В статье рассматривается проблематика применения элементов фирменного стиля в гостиничных предприятиях. Данная тема является актуальной на сегодняшний день, так как с каждым годом рынок гостиничных услуг расширяется, что приводит к жесткой конкуренции среди отелей. Сделан вывод о том, что грамотное применение элементов фирменного стиля в гостиничных предприятиях создаст уникальный образ компании, который послужит мощным рекламным инструментом, повысит его узнаваемость, а также лояльность клиентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Research on the use of elements of corporate identity in the hospitality industry

The article deals with the problems of using the elements of corporate identity in hotel enterprises. This topic is relevant today, as every year the market of hotel services is expanding, which leads to fierce competition among hotels. It is concluded that the competent use of elements of corporate identity in hotel enterprises will create a unique image of the company, which will serve as a powerful advertising tool, increase its recognition and customer loyalty.

Текст научной работы на тему «Исследование вопросов применения элементов фирменного стиля в индустрии гостеприимства»

Исследование вопросов применения элементов фирменного стиля в индустрии

гостеприимства

Research on the use of elements of corporate identity in the hospitality industry

Зайчикова Анастасия Сергеевна

Студент 4 курса

Институт пищевых технологий и дизайна - филиал ГБОУ ВО НГИЭУ

РФ, г. Нижний Новгород e-mail: [email protected]

Zaychikova Anastasia Sergeevna

The 4th year student

Institute of food technology and design - branch of GBOU VO NGIEU

Russia, Nizhny Novgorod e-mail: olga2008 79@inbox. ru

Аннотация.

В статье рассматривается проблематика применения элементов фирменного стиля в гостиничных предприятиях. Данная тема является актуальной на сегодняшний день, так как с каждым годом рынок гостиничных услуг расширяется, что приводит к жесткой конкуренции среди отелей. Сделан вывод о том, что грамотное применение элементов фирменного стиля в гостиничных предприятиях создаст уникальный образ компании, который послужит мощным рекламным инструментом, повысит его узнаваемость, а также лояльность клиентов.

Annotation.

The article deals with the problems of using the elements of corporate identity in hotel enterprises. This topic is relevant today, as every year the market of hotel services is expanding, which leads to fierce competition among hotels. It is concluded that the competent use of elements of corporate identity in hotel enterprises will create a unique image of the company, which will serve as a powerful advertising tool, increase its recognition and customer loyalty.

Ключевые слова: фирменный стиль, гостиница, образ компании, имидж.

Key words: corporate identity, hotel, company image, image.

В настоящий момент времени на гостиничном рынке существует жесткая конкуренция благодаря тому, что рынок преисполнен большим количеством различных отелей начиная от пятизвездочных и заканчивая теми, которые были открыты совершенно недавно, и вовсе не имеют категории звездности.

Тем не менее многие из гостиниц не используют фирменный стиль, как способ повышения популярности и лояльности среди потенциальных клиентов. А другие же имеют недостаточно проработанный фирменный стиль и не придают ему особое значение, что является ошибкой.

«Фирменный стиль упрощает разработку маркетинговых коммуникаций, сокращает время и расходы на их подготовку, способствует повышению корпоративного духа, объединяет сотрудников, вырабатывает «фирменный патриотизм», положительно влияет на визуальную среду фирмы и эстетическое восприятие ее товаров (красивый, привлекательный стиль повышает эстетическую ценность продукции). Таким образом, стиль компании является сегодня основой всей коммуникационной политики фирмы, одним из главных средств борьбы за покупателя, важной составляющей брендинга» [5, С. 93].

Фирменная стиль гостиниц несколько отличается от стилистики иных компаний, и имеет свои отличительные черты и правила, которые заключаются не только в дизайнерских приемах, но также в особенностях самого типа организации.

«Целями формирования имиджа гостиничного предприятия являются:

- повышения престижа;

- создания фирменного стиля;

- совершенствование продвижения предоставляемых предприятием услуг;

- облегчение выхода гостиничного предприятия на международный рынок» [1, С. 56-57].

В ходе исследования были выделены такие особенности разработки фирменного стиля для гостиничных предприятий, как [3, С. 75]:

1) сезонность;

2) долголетие;

3) использование повсеместно;

4) стандартизация;

5) уникальность;

6) направленность на целевую аудиторию;

7) «выбор вслепую».

Фактор сезонности. Каждая гостиница терпит убытки из-за характера сезонности данного вида услуг. Поэтому еще одной задачей создания фирменного стиля для гостиниц является - сделать гостиницу востребованной в любой сезон, при любой экономической ситуации. В острых ситуациях в стране фирменный стиль продолжает рекламировать гостиницу, даже если у компании нет денежных средств на полноценную рекламную кампанию.

Долголетие. Фирменный стиль гостиницы должен быть актуален многие годы, так как он будет долгое время создавать ее имидж. Обязательно важно проработать фирменный стиль до мельчайших деталей. Он не может часто подвергаться ребрендингу или изменениям из-за специфики рыночной ниши, которая требует постоянство и фундаментальность во всем, что касается продвижения собственного имени бренда. В противном случае, гостиница рискует потерять всю свою клиентскую базу, которая формировалась и накапливалась продолжительное время.

Фирменный стиль в гостиницах используется во многих ее атрибутах. Например, во внешнем дизайне фасада здания, внутренней облицовке, в мебели и аксессуарах отеля (ковры, постельные и спальные принадлежности, элементы декора и т.д.), и несомненно во всех видах рекламы.

Во многих случаях гостиницы стандартизируют фирменный стиль и прописывают специальные положения о нем в своем уставе. Ярким примером является обязательная униформа для всех сотрудников гостиницы с элементами фирменного стиля, стандарты качества и скорости обслуживания, прописанные нормы общения с клиентами и отношение к ним [6, С. 161].

«Как правило, архитектура, внутренний дизайн и реклама диктуются основной концепцией предприятия, которая определяется спецификой работы гостиницы, ее профиля, назначения, количества и контингента туристов. Появлению особого имиджа способствует наличие «фирменных» услуг или какой-то изюминки - чего-то особенного, чего нет у конкурентов» [2, С. 26-27]. Поэтому в формировании положительного имиджа гостиницы играет большую роль наличие у нее отличительных черт или особой «изюминки», которая будет привлекать клиентов своей необычностью.

Фирменный стиль создается всегда для определенной целевой аудитории, которую нужно выделить из общего числа людей и потенциальных клиентов гостиницы. Целевой аудиторией гостиниц могут выступать такие слои населения, как: туристы, бизнесмены, известные люди, политики, семейные пары, иностранцы и т.д. Нужно выбрать определенный стиль и создать образ, который точно запомнится у клиентов.

Также спецификой гостиничного бизнеса является то, что клиент делает выбор отеля «вслепую», он может ориентироваться только на рекламные материалы и информацию в интернете, а также внешний вид фасада гостиничного здания, стойки информации при бронировании вживую.

Важно убедить клиента забронировать номер здесь и сейчас. Поэтому так необходимо предоставить потребителю как можно больше информации посредством рекламных материалов: листовок, буклетов, каталогов, презентаций и качественных фотографий номеров [4, С. 55-56].

Кроме того, информация должна быть «брендирована», то есть с использованием фирменных атрибутов - логотипа, шрифтовых сочетаний и цветовой гаммы. Все эти аспекты помогут создать целостный образ гостинице, который привлечет внимание клиентов.

Выполнение всех ключевых моментов, описанных выше, при определении концепции фирменного стиля является без сомнения залогом успеха для гостиницы.

Разработка фирменного стиля для гостиниц имеет массу правил и факторов, которые были рассмотрены выше. Без них фирменный стиль будет неэффективным и может даже работать в ущерб компании, поэтому важно своевременно выявить возникающие проблемы в разработке фирменного стиля. Ни одна уважающая себя компания не хотела бы допускать оплошности, также, как и не хотела бы переплачивать второй раз за исправление всех материалов.

В ходе авторского исследования вопроса, проведен экспертный анализ концепции и элементов фирменного стиля литературной гостиницы г. Нижнего Новгорода, а именно - гостиницы «Шанель», материалы которого и составили аналитическую базу для подтверждения выдвинутых в научной статье гипотез.

Идея заявленного фирменного стиля гостиницы «Шинель» создавалась долгое время и некоторые его элементы формировались вместе с историей гостиницы. Поэтому если бы фирменный стиль был абсолютно неэффективен и не продуман, то гостиница едва ли существовала по сей день и имела свою клиентскую базу.

Фирменный стиль гостиницы «Шинель» был разработан перед выходом литературной гостиницы на рынок в 2014 году. Дизайнеры рекламного агентства полного цикла «Арт-студия Клим», которое основано в 1994 году в Нижнем Новгороде, трудились над разработкой данного фирменного стиля. На создание фирменного стиля было выделено не так много денежных средств, так как фирма только выходила на рынок, поэтому некоторые его элементы не были разработаны в полной мере.

С того момента прошло 5 лет, мир и потребительские предпочтения изменились, и данный стиль несколько устарел для нашего времени, поэтому уже сейчас можно заметить недочеты и ошибки, которые для того времени были не особо критичны.

Сейчас же такие неточности в фирменном стиле гостиницы мешают ее дальнейшему продвижению на рынке, а также замедляют расширение клиентской базы, потому что постоянные клиенты могут перейти к конкурентам, а новые и вовсе не прийти. Именно поэтому нужно доработать имеющийся фирменный стиль, который как имеет свои достоинства, так и недостатки.

Так, к преимуществам имеющегося фирменного стиля гостиницы «Шинель» по мнению автора следует отнести следующие:

1) фирменный стиль используется гостиницей повсеместно;

2) удачное название, сочетающееся с тематикой заведения;

3) хорошо подобранная фирменная палитра цветов;

4) лаконичный набор фирменных шрифтов;

5) красивый слоган, который отражает литературную сторону деятельности гостиницы;

6) хорошо проработанные рекламные носители - листовки, визитки;

7) сувенирная продукция сочетается с фирменным стилем.

Исходя из вышеперечисленного можно сделать вывод о том, что гостиница грамотно использует фирменный стиль и пользуется им в продвижении своих услуг на рынке.

Некоторые элементы фирменного стиля были действительно удачно разработаны. Например, в название гостиницы был вложен глубокий смыл, поэтому оно получилось столь лаконичным и красивым. Также слоган, который четко и понятно отражает деятельность компании и ее уникальное предложение - литературные услуги.

Также у фирменного стиля гостиницы «Шинель» был выявлен ряд недоработок и минусов, такие как:

1) текстовой логотип;

2) отсутствие фирменного блока;

3) устаревшая вывеска, как носитель фирменного стиля;

4) гостиница не использует фирменную одежду.

Однако в целях повышения эффективности использования фирменного стиля в гостинице «Шинель», необходимо, по мнению автора, решить ряд обозначенных проблем.

Проблема 1 - логотип представляет собой текстовую надпись, которая не так хорошо запоминается, как логотипы с графическими элементами. Любому человеку будет проще запомнить картинку и изображение, нежели надпись. В данном логотипе используется авторский шрифт, который существует только в рамках данной фирмы, что намного снижает запоминаемость логотипа из-за того, что шрифт громоздкий и сложный для восприятия. Поэтому для наибольшей запоминаемости создаются именно графические логотипы.

Решением данной проблемы может выступать преобразование старого логотипа путем добавления графического изображения, либо создание абсолютно нового логотипа.

Проблема 2 - отсутствует фирменный блок гостиницы. Фирменный блок является неотъемлемой частью фирменного стиля, и представляет собой сочетание шрифтовой надписи - названия компании и ее логотипа. Может использоваться на фирменных документах, бланках, конвертах, в электронных рекламных носителях, в качестве вывески. Фирменный блок незаменим и во многих рекламных средствах смотрится лаконично и красиво, а что самое главное - он хорошо запоминается и люди, уже видевшие его раньше, точно вспомнят его, когда будут проходить мимо вывески на улице.

Для решения данной проблемы нужно сначала разрешить первую, так как фирменный блок состоит из двух частей - логотип и название. Для фирменного блока нужно создать новую шрифтовую надпись, которая будет лаконично и красиво смотреться с новым логотипом компании.

Проблема 3 - устаревшая вывеска без использования фирменных цветовых решений. Вывеска -ключевой элемент в позиционировании компании себя на рынке, так как проходящие мимо люди обращают на нее внимание, у них складывается первое впечатление о фирме - положительное оно будет или отрицательное, зависит от качества выполненного рекламного элемента. Вывеска играет очень важную роль в жизни компании, так как является отдельным рекламным элементом и информирует потенциальных потребителей о фирме, ее услугах, формирует начальный интерес и побуждает к действию.

Данная проблема решается путем создания фирменного блока, так как чаще всего вывеска представляет собой именно его. Также необходимым фактором для создания вывески является обязательное использование фирменной цветовой гаммы.

Проблема 4 - в гостинице нет дресс-кода для его сотрудников. Гостиничный бизнес требует наличие у работников фирменной одежды, так как это создает имидж гостиницы, способствует сплачиванию коллектива, а также поддерживает фирменный стиль внутри гостиницы. В гостинице существует персонал, с которым гости постоянно контактируют - это администратор на стойке регистрации, а также горничная. В первую очередь они нуждаются в фирменной одежде.

Фирменная одежда является лицом компании, подтверждает принадлежность работника к данной компании, обеспечивает узнаваемость, формирует стиль и должна быть удобной для сотрудников.

Решением данной проблемы выступает разработка фирменной одежды для сотрудников гостиницы, либо ее элементов с использованием фирменных цветовых сочетаний и символики.

Исправление и доработка всех вышеперечисленных элементов фирменного стиля обеспечит гостинице целостный, законченный и лаконичный фирменный стиль. Доработанный фирменный стиль будет отвечать всем требованиям, а также правилам, поэтому последующее его изменение не потребуется.

Сложив все эти части уже доработанного фирменного стиля воедино, компания бесспорно начнет выделяться на фоне конкурентов, притягивая к себе новых клиентов. Необходимо лишь грамотно использовать все, что относится к элементам фирменного стиля в продвижении компании. Немаловажно правильно разместить их на всем, что определяет имидж компании: наружной рекламе, фасаде здания, на форме сотрудников, на сувенирной продукции и т.д.

Важным аспектом доработки фирменного стиля является его сочетание с уже имеющимися элементами. Каждый из них должен сочетаться между собой, должен иметь единый композиционный, графический и смысловой стиль. В противном случае доработка будет нецелесообразна и в ней не будет эффективности и нужды, так как компания попусту потеряет денежные средства, а фирменный стиль не будет работать в полную меру.

Исходя из произведенного анализа следует выделить главные задачи в доработке фирменного стиля гостиницы «Шинель»:

1) создать логотип гостиницы;

2) разработать фирменный блок;

3) создать вывеску для гостиницы с учетом фирменного стиля;

4) разработать предложения по фирменной одежде сотрудников для гостиницы.

Подводя итог исследованию, определились основные правила в разработке фирменного стиля гостиничных предприятий. Выполнение всех вышеописанных условий при создании фирменного стиля гостиниц обеспечит предприятию уникальный образ, который послужит мощным рекламным инструментом, повысит его узнаваемость, а также лояльность клиентов. Фирменный стиль создает визуальный и смысловой базис бренда, помогает потребителю понять суть компании и ее цели на рынке, а также запомнить среди большой массы других компаний-конкурентов.

Список используемой литературы:

1. Геворкян А. Основные элементы имиджа гостиничного предприятия и его значение // Российские регионы: взгляд в будущее. 2018. №3. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-elementy-imidzha-gostinichnogo-predpriyatiya-i-ego-znachenie (дата обращения: 08.06.2019)

2. Клейман А.А., Бабанчикова О.А. Позитивный имидж как фактор конкурентоспособности гостиничного предприятия // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2010. №1. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/artide/n/pozitivnyy-imidzh-kak-faktor-konkurentosposobnosti-gostinichnogo-predpriyatiya (дата обращения: 08.06.2019)

3. Крайнова О.С., Лебедева Т.Е., Суханова О.А. Инновационные технологии управления в индустрии туризма и гостеприимства: региональный аспект. Монография / Под общей редакцией О.С. Крайновой. Москва, 2016.

4. Крайнова О.С. Исследование основных элементов сервисной политики предприятия как инструмента маркетинговой логистики // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2017. № 1-2 (27). С. 54-58.

5. Цурри О.Г. Фирменный стиль в создании благоприятного имиджа компании // Альманах теоретических и прикладных исследований рекламы. 2016. №1. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/firmennyy-stil-v-sozdanii-blagopriyatnogo-imidzha-kompanii (дата обращения: 08.06.2019)

6. Kraynova O. Improving the competitiveness of services in the definitions of service logistics: adaptation to the enterprises of tourism and hospitality industry // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. 2016. № 1. С. 160-162.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.