Научная статья на тему 'Исследование вопросов информатизации образования в преемственной системе учебных заведений округа'

Исследование вопросов информатизации образования в преемственной системе учебных заведений округа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
119
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование вопросов информатизации образования в преемственной системе учебных заведений округа»

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ЦИ

ОН

И ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

С. В. ГОРДИНА, методист Регионального учебного округа, аспирант кафедры управления системой образования МГУ имени Н. П. Огарева

ИССЛЕДОВАНИЕ ВОПРОСОВ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ В ПРЕЕМСТВЕННОЙ СИСТЕМЕ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ОКРУГА

Формирование общей культуры личности обучаемых и адаптация их к жизни в обществе — важнейшая цель образовательного процесса. В условиях современного научно-технического прогресса ее достижение невозможно без овладения учащимися информационной культурой й освоения ими современных методов обработки информации с использованием средств вычислительной техники. Однако высокие цены на персональные компьютеры и программное обеспечение, их быстрое модификационное старение позволяют оснастить лишь небольшую часть средних учебных заведений республики современной техникой. Большого внимания требует организация повышения уровня информационной культуры педагогов. Особую актуальность приобретает исследование вопросов информатизации образования в условиях преемственности всех типов учебных заведений региона. Как показывает практика, планы и программы по основам компьютерной подготовки в средних и высших учебных заведениях не предусматривают единых целей и требований.

Работа в области информационного обеспечения учебного процесса средней

«

и высшей школы проводится в рамках блока информатизации образования Регионального учебного округа при Мордовском госуниверситете, который воз-

главил директор Республиканского центра новых информационных технологий (ЦНИТ) академик А. И. Афоничкин. Этот блок создан с целью оказания научно-методической помощи работникам образования, школьникам и студентам,

содействия подготовке и переподготовке специалистов в области высоких информационных технологий. В мае 1996 г. было проведено анкетирование по вопросам дистанционного обучения, сетевых компьютерных технологий, программированного обеспечения учебного процесса, корректировки планов и программ школьных курсов информатики. В качестве респондентов были избраны руководители вузовских подразделений (директора институтов, деканы факультетов, заведующие кафедрами), средних учебных заведений — субъектов РУО и члены научно-методических секций — преподаватели инновационных учебных заведений города. Всего было опрошено 650 человек.

Цель исследования заключалась в изучении состояния информатизации образования в работе всех субъектов округа, определении основных направлений решения данной проблемы. Особое внимание уделялось важному организационному компоненту непрерывного образования — дистанционному обучению, которое облегчает доступ к образовательным услугам; обеспечивает адаптацию на

рынке труда; создаст равные возможности при обучении учащихся и студентов

за счет интенсивного использования научного потенциала вузов; развивает компьютерные сети; внедряет новые формы обучения; интегрирует образовательные

системы регионов.

Большинство респондентов считают, что использование высокого качества и стандартов, лучших традиций народного образования, принципов организации обучения, производства и науки в республике создаст хорошие условия для осуществления непрерывного образования. 9 % опрошенных уже разработали программы дистанционного обучения, 15 % создали условия для качественно новой академической мобильности учащихся, обеспечивающей возможность перехода с одной образовательной программы на другую. Треть респондентов работают над проблемой адаптации студентов к требованиям рынка, содействуя сохранению и приумножению знаний, накопленных отечественной наукой, педагогикой, высшей школой.

Опыт творческой научной и учебнометодической работы субъектов Регионального учебного округа убеждает, что для информатизации образования необходимы новые требования к содержанию и технологиям процесса обучения, обусловленные уровнем экономического развития страны. Особого внимания заслуживает внедрение новых технических средств обмена информацией, усиление интеграционных процессов в системе „школа — вуз“, осуществление

внутривузовских инновационных преобразований. Так, в настоящее время созданы:

а) естественно-технический лицей при Институте физики и химии университета;

б) коммерческий лицей при Саранском кооперативном институте Московского университета потребительской

кооперации;

в) многопрофильная академическая гимназия, открытая 1 сентября 1996 г.

в Мордовском университете.

Планируется создание других средних образовательных учреждений в составе

вузов учебного округа. Такие преобразования позволят объединить материально-

техническую базу субъектов, интегриро-

вать научный и учебно-педагогический потенциал для решения задач информатизации образования.

В настоящее время использование современных информационных технологий в учебном процессе идет по двум направлениям. Первое реализуется в курсе „Основы информатики и вычислительной техники“ Здесь информационная технология является предметом изучения. В этой области есть определенные наработки: созданы курсы обучения основам информатики и вычислительной техники, написаны учебные пособия. Результаты анкетирования показали, что ведется

большая работа по созданию собственного программного обеспечения. В зависимости от типа учебного заведения составляются пакеты обучающих и контролирующих программ, формируются банки тестовых заданий по различным предметам. Ряд ученых работает над педагогическими программными средствами, которые, в свою очередь, включают в себя непосредственно сам программный продукт, а также пакет учебно-методических материалов по его использованию.

Второе направление современных информационных технологий в качестве средств поддержки учебного процесса призвано повысить эффективность обучения. С целью координации деятельности субъектов округа 13 апреля 1996 г.

на базе ЦНИТ членами секции информатизации и образования был проведен научно-методический семинар, в котором участвовали преподаватели средних общеобразовательных, специальных и высших учебных заведений Мордовии.

Участники семинара акцентировали внимание на вопросах создания единого регионального пространства информационных ресурсов для обслуживания процессов управления, образования и науки. Было отмечено, что появление мощной компьютерной техники, современных методов и форм обучения, базирующихся на применении средств новой информационной технологии, открыло перспективы для совершенствования системы образования. Основной задачей в этом направлении является 'формирование единой образовательной сети, объединяющей все субъекты РУО и позволяющей не только осуществить простой обмен данными между ними, но и создать еди-

ный информационный фонд обучения и интегрировать его в отечественную и мировую системы информационно-комму-никационной сети образовательных учреждений.

Использование новых информационных технологий предполагает широкое

внедрение мультимедийных обучающих средств (динамической графики, цвето-и аудиовоздействия, интерактивного взаимодействия и др.). Такие технологии позволили разработать эффективные электронные учебники и курсы по различным профилям и предметам образования, гипертекстовые базы данных и оригинальные иллюстративные материалы.

Повышенное внимание у педагогов вызвали автоматизированные обучающие курсы, созданные учеными Мордовского университета и их коллегами из других вузов России и зарубежья.

Консолидация интеллектуальных сил в форме создания единой сети, отвечающей принципам преемственности, непрерывности и интеграции образования, должна связать воедино все звенья образовательной структуры.

Систематизируя результаты исследований, можно выделить ряд путей совершенствования информатизации образования:

— разработка новых поколений учебных программ, учитывающих преемственность обучения на основе дифференцированного подхода к образовательному процессу;

— внедрение новых информационных технологий с оперативной подготовкой научных сотрудников, учителей, преподавателей;

— осуществление информационного обмена на основе интегрированной в отечественную и мировую системы единой информационно-коммуникационной сети образовательных учреждений;

— организация баз данных по компьютерным средствам обучения, а также формирование фонда библиотечных ресурсов для использования их учащимися и студентами;

— разработка учебно-методического и программного обеспечения образовательного процесса в преемственной системе „школа — вуз“;

— проведение консультаций и курсов по организации и использованию средств новых информационных технологий;

— создание единого центра технической, программной и информационно-методической поддержки учебного процесса в субъектах Регионального учебного округа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.