Научная статья на тему 'Исследование влияния технологических дефектов на прочность защитного каркаса кабины колесного трелевочного трактора'

Исследование влияния технологических дефектов на прочность защитного каркаса кабины колесного трелевочного трактора Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
106
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕХАНИКА РАЗРУШЕНИЯ / ТРЕЩИНОПОДОБНЫЙ ДЕФЕКТ / ОЛЕСНЫЙ ТРЕЛЕВОЧНЫЙ ТРАКТОР / ЗАЩИТНЫЙ КАРКАС КАБИНЫ / РАЗРУШАЮЩАЯ НАГРУЗКА / FRACTURE MECHANICS / CRACKLIKE DEFECT / WHEELED SKIDDER / CABIN PROTECTIVE FRAME / BREAKDOWN LOAD

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Питухин А. В., Скобцов И. Г., Хвоин Д. А.

Питухин А.В., Скобцов И.Г., Хвоин Д.А. ИССЛЕДО ВАНИЕ ВЛИЯНИ Я ТЕХНО ЛОГИЧЕСКИХ ДЕ ФЕКТОВ НА ПРО ЧНО СТЬ ЗАЩИТНО ГО КАР КАСА КАБИН Ы КОЛЕСНО ГО ТРЕ ЛЕВОЧНО ГО ТРА КТОРА. В статье приведены основные уравнения механики разрушения, рассмотрено их применение для оценки влияния трещиноподобных дефектов на живучесть защитного каркаса кабины колесного лесопромышленного трактора. Напряжения в каркасе рассчитывались методом конечных элементов. Определены предельные длины для различных типов трещин. Показано, что наличие трещиноподобных дефектов, пусть даже небольшой величины, существенно снижает разрушающую нагрузку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Питухин А. В., Скобцов И. Г., Хвоин Д. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pitukhin A.V., Skobtsov I.G., Khvoin D.A. THE RESEARCH OF CRACKLIKE DEFECTS INFLUENCE OVER THE STRENGHT OF WHEELED SKIDDERS CABIN PROTECTIVE FRAME. This paper deals with the application of main fracture mechanics equations for estimation of cracklike defects influence over wheeled skidders cabin protective frame survival. The definition of breaking points in protective frame was done by finite elements method. Breaking lengths were calculated for different types of cracks. As shown, the presence of cracklike defects, even small length, rather reduces the level of breakdown load.

Текст научной работы на тему «Исследование влияния технологических дефектов на прочность защитного каркаса кабины колесного трелевочного трактора»

ЛЕСОИНЖЕНЕРНОЕ ДЕЛО

вые и ребровые сучки как наиболее часто встречающиеся природные пороки строения древесины.

Библиографический список

1. Бондарев, Б.А. Шпалы из древесно- стекловолокнистых композиционных материалов для лесовозных железных дорог широкой и узкой колеи: автореф дисс. ... д-ра техн. наук / Б.А. Бондарев. - Воронеж.

2. Поветкин, С.В. Выносливость деревянных клееных элементов при изгибе: автореф. дис. ... канд. техн. наук: защищена 22.04.1988 /С.В. Поветкин - Воронеж, 1988. - 156 с.

3. Поветкин, С.В. Влияние анизотропии на распределение напряжений в изгибаемых элементах / С.В. Поветкин, А.Е. Колесников // Безопасность строительного фонда России. Проблемы и решения: материалы Международных академических чтений 27-29 сентября 2007 г. - Курск, 2007. -С. 127-130.

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ДЕФЕКТОВ

на прочность защитного каркаса кабины колесного

ТрЕЛЕВОЧНОГО ТрАКТОрА

А.В. ПИТУХИН, проф. каф. технологии металлов и ремонта ПетрГУ, д-р техн. наук,

И.Г. СКОБЦОВ, доц. каф. технологии металлов и ремонта ПетрГУ, канд. техн. наук,

Д.А. ХВОИН, асп. каф. технологии металлов и ремонта ПетрГУ

pitukhin@psu.karelia.ru; iskobtsov@mail.ru; rp2@petrzv.russvet.ru

Многие изделия машиностроения по надежности, производительности и материалоемкости не в полной мере отвечают требованиям рынка. Эти недостатки в значительной мере обусловлены неудовлетворительным качеством технологических процессов при их изготовлении, отсутствием в проектных организациях современных методов расчета показателей надежности и оптимизации деталей и металлоконструкций. Решение проблемы увеличения надежности при сохранении или даже уменьшении материалоемкости возможно только при наиболее полном использовании свойств материалов, применении рациональной технологии, оптимальном проектировании по современным методам оценки и прогнозирования показателей надежности. До настоящего времени при создании машин в большинстве случаев применяются расчеты, основанные на коэффициентах запаса прочности, которые не позволяют использовать методы оптимального проектирования и не могут в дальнейшем войти в качестве подсистем САПР. В последнее время в области машиностроения появился ряд научных работ, отражающих стохастическую природу действующих нагрузок и конструктивных параметров и методы оптимального проектирования. Физическая сущность разрушения при этом не отражается. Реальные же металлы еще до

эксплуатации имеют исходные технологические повреждения в виде включений, несплошностей, рисок от механической обработки, литейных раковин и других дефектов, которые можно рассматривать как элементы начала разрушения [1-4, 7, 8].

Интенсивно развивающиеся в последнее время методы механики разрушения позволяют учесть эти факторы, а их вероятностная природа требует привлечения статистических методов расчета [5, 6, 9].

При однократном приложении постоянно возрастающей нагрузки разрушение материалов может в зависимости от степени пластической деформации быть хрупким, квазихрупким и вязким (пластическим).

Хрупкое разрушение происходит в результате распространения магистральной трещины после макроскопически незначительной пластической деформации, сосредоточенной в приповерхностной зоне трещины.

При квазихрупком разрушении существуют пластическая зона перед фронтом трещины и пластически деформированный материал у поверхности трещины. Остальной, значительно больший по величине объем тела находится в упругом состоянии. Вязкое разрушение происходит после существенной пластической деформации, протекающей по всему или почти по всему объему тела.

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 1/2010

89

ЛЕСОИНЖЕНЕРНОЕ ДЕЛО

М М ♦ ° ♦ М Ы

о,

I I М I а ! I I М

Рис. 1. К анализу напряженного состояния в зоне трещины

Иногда выделяют еще и квазивязкое разрушение, занимающее промежуточное положение между вязким и квазихрупким.

Различие в поведении пластичных и хрупких материалов под нагрузкой весьма существенно. Пластическая деформация предохраняет материал при перегрузках от разрушения. Материалы в хрупком состоянии обладают очень малой энергоемкостью и поэтому плохо сопротивляются действию динамических нагрузок. Хрупкие материалы плохо сопротивляются растягивающим нагрузкам и весьма чувствительны к конструктивным концентраторам напряжения и дефектам [1].

Изучением конструкций, в которых имеется трещина или трещиноподобный дефект, занимается механика разрушения.

Рассмотрим некоторые зависимости, хорошо известные в механике разрушения [1-4], на примере сквозной трещины длиной 21 в бесконечной пластине (рис. 1).

Данная пластина находится под действием растягивающих напряжений о, которые вызываются приложенными в бесконечности силами. Рассмотрим элемент dxdy, который расположен на расстоянии r от вершины трещины и составляет угол 9 с плоскостью трещины. Данный элемент пластины испытывает нормальные напряжения ох, оу и касательное напряжение т .

А ху

При 9 определится

0 нормальное напряжение оу

о.

о—

2r

(1)

или

где

К

0у %/2

(2)

nr

Kj = ол[к1. (3)

Коэффициент К называется коэффициентом интенсивности напряжений. Индекс I обозначает первый тип трещины - трещину разрыва, образующуюся при разрушении нормальным отрывом. По коэффициенту К можно определить как напряжения оу при 9 = 0, так и все другие напряжения в зоне трещины.

Из анализа напряженного состояния в зоне трещины следует, что в ее вершине (в условиях абсолютно упругого деформирования) напряжения становятся бесконечно большими. Однако в реальных материалах эти напряжения ограничены вследствие пластической деформации, возникающей при вершине трещины. Для плоского напряженного состояния напряжения оу не должны превышать предела текучести oT. Зону пластичности ориентировочно можно рассматривать в виде круга диаметром r показанного на рис. 2. Подставляя о = от в уравнение (1), получим

К

От =

или

yj2n-i

Р

rp = К2 / 2л-от2 = o2d / 2от2. (4)

В действительности размер зоны пластичности приблизительно вдвое превышает оценку, полученную по формуле (4). Наличие пластичности приводит к тому, что трещина ведет себя так, будто ее длина больше, чем на самом деле [8]. В результате пластических деформаций в окрестности вершины трещины перемещения в этой области больше, а жесткость меньше, чем в упругом случае. Упругие напряжения в вершине трещины при этом перераспределяются.

При увеличении толщины пластины и переходе к плоскому деформированному состоянию, когда возникают напряжения о, зона пластичности изменяется. Размер ее уменьшается вследствие стеснения пластических деформаций. В теории [4] получена зависимость для плоского деформированного состояния

rp = К / 6п-°т2. (5)

Уравнения линейной механики разрушения справедливы при выполнения условия

90

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 1/2010

ЛЕСОИНЖЕНЕРНОЕ ДЕЛО

/ >> г При наличии пластической зоны, по размерам соизмеримой с длиной трещины, необходимо применять методы нелинейной механики разрушения. В данной работе мы рассматриваем только зависимости линейной механики разрушения. Каковы же критерии роста трещины и разрушения конструкции при увеличении нагрузки?

Основополагающей в данном направлении явилась работа А. Гриффитса [7], опубликованная в 1921 г. Теория Гриффитса справедлива для хрупкого разрушения. Исследования Дж. Ирвина [8] привели к силовому подходу и концепции квазихрупкого разрушения. Условием локального разрушения тела (страгивания трещины) по Дж. Ирвину является равенство коэффициента интенсивности напряжений К его критическому значению К1С

К = Кс. (6)

Критический коэффициент интенсивности напряжений (иногда его называют вязкостью разрушения) является константой материала и подлежит экспериментальному определению. Методы испытаний по определению вязкости разрушения изложены в ГОСТ 25.506-85, а сами значения Кс для различных материалов приведены в лите-ратуре[1-5,8]. Коэффициент интенсивности напряжений определяется по формуле, аналогичной (3)

К = Y (l)oyfni, (7)

где Y (!) - функция, зависящая от геометрической формы детали и длины трещины;

о - действующее номинальное напряжение, которое растягивает трещину;

/ - длина (полудлина) трещины.

В рамках работы был проведен расчет нагружения защитного каркаса кабины колесного трелевочного трактора ТЛК-4-01 боковой силой. Расчет действующих напряжений проведен по методу конечных элементов в пакете прикладных программ «Зенит». Величина коэффициента К вычислялась для следующих случаев: граничная краевая трещина, Y (!) = 1,1215; сквозная трещина, Y (!) = 1,0; полуэллиптическая трещина Y (!) = 0,8 / (1 - 0,5(/ / 5)), где 5 - толщина стенки.

Рис. 2. Эпюра напряжений с учетом зоны пластич-

ности

Рис. 3. Подповерхностная эллиптическая трещина

Рис. 4. Конечно-элементная модель защитного каркаса трелевочного трактора

Схема образования полуэллиптической трещины представлена на рис. 3

Конечно-элементная модель защитного каркаса с приложенной боковой нагрузкой показана на рис. 4.

График зависимости коэффициента интенсивности напряжений от длины трещины и приложенной нагрузки К(/, F) для случая образования полуэллиптической трещины представлен на рис. 5.

ЛЕСНОИ ВЕСТНИК 1/2010

91

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.