Научная статья на тему 'Исследование влияния семьи на академическую успеваемость младших школьников'

Исследование влияния семьи на академическую успеваемость младших школьников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1244
230
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / СЕМЬЯ / РАЗВИТИЕ / УСПЕВАЕМОСТЬ / МЕТОДИКА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Апшева С.Ю., Насипова Р.З.

В данной статье говорится, что семья является самым важным институтом социализации человека. В семье формируется тип личности с определенными ценностями и способностями, от семьи зависит восприимчивость человека к природе, искусству, литературе, активному отдыху. Влияние и пример родителей предопределяют социализацию и нравственное становление личности ребенка. Умственное развитие ребенка зависит от того, как удовлетворяются в семье его духовные потребности, как организуется его деятельность, какая речевая среда в семье. Семья должна прививать интерес к чтению книг, развивать речь ребенка, прививать трудолюбие. Если этого не будет, то ребенок в школе будет показывать более слабые результаты учебной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование влияния семьи на академическую успеваемость младших школьников»

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СЕМЬИ НА АКАДЕМИЧЕСКУЮ УСПЕВАЕМОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

© Апшева С.Ю.*, Насипова Р.З.Ф

Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова,

г. Нальчик

В данной статье говорится, что семья является самым важным институтом социализации человека. В семье формируется тип личности с определенными ценностями и способностями, от семьи зависит восприимчивость человека к природе, искусству, литературе, активному отдыху. Влияние и пример родителей предопределяют социализацию и нравственное становление личности ребенка. Умственное развитие ребенка зависит от того, как удовлетворяются в семье его духовные потребности, как организуется его деятельность, какая речевая среда в семье. Семья должна прививать интерес к чтению книг, развивать речь ребенка, прививать трудолюбие. Если этого не будет, то ребенок в школе будет показывать более слабые результаты учебной деятельности.

Ключевые слова: младший школьный возраст, семья, развитие, успеваемость, методика.

Развитие и формирование личности человека - это сложный, комплексный, многомерный процесс, осуществляемый самыми различными общественными институтами. Базисным из них является семья. И это не случайно. В семье формируется тип личности с определенными ценностями и способностями, от семьи зависит восприимчивость человека к природе, искусству, литературе, активному отдыху. Влияние и пример родителей предопределяют социализацию и нравственное становление личности ребенка. Духовная связь и преемственность поколений в семье способствуют усвоению системы ценностей, семейных традиций, стереотипов поведения и общения. Семья - среда, где проходит большая часть жизни человека, где восстанавливаются его физические силы и духовная энергия, где всегда можно надеяться на поддержку и понимание. Воспитательный процесс в семье не имеет границ, начала или конца. В семье координируются усилия всех участников воспитательного процесса: школы, учителей, друзей. Семья создаёт для ребёнка ту модель жизни, в которую он включается. Влияние родителей на собственных детей обеспечивает их физическое совершенство и моральную чистоту [3, с. 96].

Как отмечает Дугина О.А., основное назначение семьи - удовлетворение общественных, групповых и индивидуальных потребностей. Являясь

* Ассистент кафедры Психологии и педагогики.

* Бакалавр 3 курса обучения ПМНО.

социальной ячейкой общества, семья удовлетворяет ряд его важнейших потребностей, в том числе и в воспроизводстве населения. В то же время она удовлетворяет личностные потребности каждого своего члена, а также общесемейные (групповые) потребности. Из этого и вытекают основные функции семьи: репродуктивная, экономическая, воспитательная, коммуникативная, организации досуга и отдыха. Между ними существует тесная взаимосвязь, взаимопроникновение и взаимодополняемость. Если родители принимают ребенка, уделяют ему достаточно внимания, разделяют его интересы, являются положительным примером для подражания, тогда ребенок развивается полноценно благодаря тому, что он находится в адекватных условиях для развития. Если же родители не принимают ребенка, интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся взрослому человеку несерьезными, и он игнорирует их, то ребенок не видит смысла и стремления к положительным действиям, которые могли бы способствовать более благоприятной психологической готовности к школьному обучению [5].

Во все времена семье общество и государство уделяло первостепенное значение, так как крепкие, здоровые, духовные семьи - это мощное государство. Особенности семьи и семейного воспитания изучали Ю.П. Азаров, А.И. Захаров, А.С. Спиваковская, А.Я. Варга, Э.Г. Эйдемиллер, Ю. Гиппен-рейтер, М. Буянов, З. Матейчек, Г. Хоментаускас, А. Фромм, Р. Снайдер и другие.

Умственное развитие ребенка зависит от того, как удовлетворяются в семье его духовные потребности, как организуется его деятельность, какая речевая среда в семье и т.д. Таким образом, семья способствует формированию гармонично развитой личности ребенка.

Исследования Дубровина И.В. и многих других ученных доказывают, что обучение в школе может быть успешным только в том случае, когда семья будет заботиться не только о нормальном физическом развитии ребенка, но и о том, чтобы воспитать в нем трудолюбие, дисциплинированность, самостоятельность и т.д. [1, с. 85].

Семья должна прививать интерес к чтению книг, развивать речь ребенка, прививать трудолюбие. Если этого не будет, то ребенок в школе будет показывать более слабые результаты учебной деятельности. Необходимо поддерживать интерес ребенка к чтению, учить доводить начатое дело до конца, добиваться поставленной цели, рационально распределять свое время, выполнять домашнее задание самостоятельно - всему этому ребенка нужно учить, учить тактично, ненавязчиво, не отбивая при этом интереса к учебе [2, с. 172].

Младший школьный возраст - это тот период, когда идет перестройка всех познавательных процессов, развитие мышления, саморегуляции, рефлексии, освоение системы отношений со сверстниками, умение произвольно регулировать и управлять своим поведением, формируется самооценка,

продолжается процесс социализации личности. Роль семьи при развитии и формировании личности в младшем школьном возрасте очень важна. Этим и обусловлена актуальность работы.

Целью нашей работы было исследовать влияния особенностей восприятия ребенком ситуации, своего места в семье, а также его отношений к членам семьи на его успеваемость в школе.

В исследовании приняли участие учащиеся 4-х классов. Общая выборочная совокупность составила 57 учащихся младших классов. Диагностика психологического климата в семье и взаимоотношений родителей с детьми позволяет выявить стиль воспитания ребенка, а также возможность прогнозировать влияние тех или иных моделей воспитания на психическое и личностное развитие детей. Нами использовалась методика «Кинетический рисунок семьи» (КРС) Р. Бэнса, С. Кауфмана». Школьная успеваемость является важным критерием оценки ребенка как личности со стороны взрослых и сверстников.

В ходе исследования мы получили следующие результаты: у 19,29 % детей проявляются такие особенности как снижение самооценки - дети рисуют себя либо дальше от семьи, чем других ее членов. Эти дети учатся в основном на хорошо. Также есть 7,03 % детей, в которых ребенок не рисует себя. В этом случае рисующий не включает себя в состав семьи, что свидетельствует об отсутствии чувства общности, отвержении. Причиной отсутствия автора на рисунке могут быть трудности самовыражения при общении с близкими людьми, отсутствие чувства общности с семьей: «меня здесь не замечают», «мне трудно найти свое место». Автор может пропустить себя и в знак протеста, считая, что его забыли: «все уже распределено в этой структуре, меня мало это волнует, мне нет здесь места» или «я не стремлюсь найти здесь свое место или способ выражения». Эти дети, как отмечает учитель не внимательны на уроках, учатся на удовлетворительно.

Большую потребность в общении - в свои рисунки они добавляют животных, родственников, не проживающих с ними (дядя, тетя, бабушка, дедушка) выражают 17,54 % детей. Эти дети активны на уроках, даже слишком отмечает учитель. И зная и не зная, они хотят отвечать, занимаются на хорошо и отлично. Также из результатов методики видно, что в семьях у 15,78 % детей нарушен эмоциональный контакт с родителями - на рисунках члены семьи не касаются друг друга (не держатся за руки или стоят далеко друг от друга). Эти дети учатся не плохо, но они замкнуты. На одном из рисунков изображены пятеро человек: мама, ребенок, сестра, брат и папа. Каждый из них занят своим делом: ребенок изображен в верхней части листа. Другие члены семьи отдалены друг от друга. Все находятся на одном рисунке, но при этом их ничего не связывает. Из этого можно сделать вывод о том, что в этой семье каждый предназначен сам себе (многодетная семья).

Эмоциональный контакт, межличностные отношения в семье нарушены. Таких детей 8,77 %. Ребенок предоставлен самому себе больше, и учится на твердую тройку.

В ходе исследования рисунков, было выявлено, что 14,05 % из 57 детей не удовлетворены своим положением в семье. 17,54 % детей иногда испытывают дискомфорт родительского отношения, но в целом удовлетворены взаимодействием с родителями. Это дети, которые учатся в основном на отлично.

Выявив академическую успеваемость (по школьному журналу) и исследовав особенности восприятия ребенком ситуации, своего места в семье, отношения к членам семьи мы выявили корреляционную зависимость между этими показателями. Корреляционная зависимость составила г = 0,71, что является доказательством влияния отношения семьи к ребенку на его академическую успеваемость. Таким образом, мы можем сделать вывод, что на академическую успеваемость влияют особенности восприятия ребенком семейной ситуации, их отношения к членам семьи.

Роль семьи в обществе несравнима по своей силе, ни с какими другими социальными институтами, т.к. именно в семье формируется и развивается личность человека. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни. Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрывается внутренний мир ребенка и его индивидуальные качества.

По данным исследований мы увидели, что большое значение для развития личности ребенка имеет тип семьи, то отношение к нему в кругу близких. Та семья, которая проявляет искренний интерес к своему ребенку, принимает ребенка таким, какой он есть, уважает и признает его индивидуальность, одобряет его интересы, поддерживает планы, будет формировать в целом гармоничную личность.

Теоретический анализ проблемы показал, что семья является главным и, пожалуй, самым важным фактором формирования личности младшего школьника. Отношение родителей к детям представляет собой систему разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей воспитания и понимания характера и личности ребенка, его поступков.

В настоящее время очень остро стоит проблема влияния семьи на развитие и формирование личности детей. Многим из них не хватает теплого, ласкового и доброго родительского отношения.

Атмосфера семейных отношений является решающим фактором становления личности ребёнка. Но и от отношения к ребенку родителей и других членов семьи, от удовлетворения его психических потребностей во мно-

гом зависит дальнейшее развитие ребенка, его отношение к себе, к своей семье и к окружающим людям. Также важное значение на развитие личности младшего школьника имеют тип семьи, стиль взаимодействия в семье, детско-родительские отношения. От того, на что и как направлено влияние семьи, во многом будет зависеть результат воспитания. Чтобы вы успешно справлялись с воспитанием детей вам необходимо правильно создавать условия [4, с. 120].

Анализ психолого-педагогической литературы и практики позволил нам составить следующие рекомендации родителям для коррекция детско-родительских отношений:

1. Источником благополучия ребенка в семье, условием его правильного воспитания является любовь к нему.

2. От атмосферы в семье зависит, каким будет ребенок.

3. У ребенка должен быть рабочий стол - место. Рабочее место должно хорошо освещаться, быть удобным.

4. Необходимо требовать от ребенка приведения в порядок рабочего места после выполнения уроков.

5. Необходимо составить режим дня.

6. Если ребенок что-то делает не так, нельзя сразу его ругать.

7. Выполнять домашнее задание нужно начинать в одно и то же время.

8. Необходимо поощрять ребенка за хорошо выполненную домашнюю работу, хвалить его и радоваться его результатам.

9. В конце концов, радуйтесь тому, что у вас есть такое счастье - с кем-то делать уроки, кому-то помогать взрослеть.

Главное и основное правило, которое нужно учитывать родителям при воспитании ребенка - это последовательность в разностороннем развитии личности ребенка и демократичность в отношениях с ним.

Список литературы:

1. Дубровина И.В., Лисина М.И. Возрастные особенности психического развития детей. - М.: АПН СССР, 2008. - 164 с.

2. Ермолаева М.В. Психология развития: учеб. для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательство НПО «МОДЭК», 2006. - 376 с.

3. Карпенко Л.А., Петровский А.В. Краткий психологический словарь. -М.: Просвещение, 2010. - 195 с.

4. Кондратьева С.В. Практическая психология: учебно-методическое пособие. - Минск: Университетское, 2011. - 212 с.

5. Дугина О.А. Как повысить эффективность проведения обучения [Электронный ресурс] // Персонал. - 2007. - № 3. - Режим доступа: http://www.hrc.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.