ВОПРОСЫ ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Отечественная и зарубежная педагогика. 2022. Т. 1, № 4 (85). С. 151-165. Domestic and foreign pedagogy. 2022. Vol. 1, no. 4 (85). P. 151-165.
Научная статья УДК 378.4
doi: 10.24412/2224-0772-2022-85-151-165
ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ РОДИТЕЛЬСКОЙ ВОВЛЕЧЕННОСТИ НА АКАДЕМИЧЕСКУЮ УСПЕВАЕМОСТЬ СТУДЕНТОВ
О. В. Котомина
Ольга Викторовна Котомина1, Александра Ильдаровна Сажина2
1 2 Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», пермский филиал, Пермь, Россия
1 [email protected], ОИСГО: 0000-0003-0809-1712
2 [email protected], ОИСГО: 0000-0003-3947-6324
Аннотация. В настоящее время наблюдается рост участия родителей в обучении своих детей в университете по сравнению с предыдущими поколениями. Исследования в области изучения влияния родителей на академические результаты студентов университета свидетельствуют о том, что вовлеченность родителей в образовательный процесс студентов способна оказывать влияние на их академическую успеваемость. Однако данный феномен изучен недостаточно глубоко. В данной статье представлен обзор актуальных отечественных и зарубежных исследований, посвященных тематике родительской вовлеченности во время обучения детей в университете, а также результаты собственного эмпирического исследования, выполненного на базе данных, собранных в рамках лонгитюдного исследования стратегий студентов Пермского филиала Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». Общее количество наблюдений составило 206. Основным методом
А. И. Сажина
© Котомина О. В., 2022 © Сажина А. И., 2022
исследования был регрессионный анализ. Результаты показали, что родительская вовлеченность способна оказывать значительное влияние на академическую успеваемость студентов, однако характер этого влияния, в свою очередь, зависит от того, какое именно участие принимают родители в образовании своих детей. Результаты настоящего исследования могут быть интересны администрации университетов, студентам и их родителям. Возможным направлением для дальнейших исследований может стать расширение выборки респондентов и проведение опроса среди студентов разных университетов, а также анализ факторов, влияющих на родительскую вовлеченность студентов.
Ключевые слова: родительская вовлеченность, студенты, университет, академическая успеваемость, успеваемость
Для цитирования: Котомина О. В., Сажина А. И. Исследование влияния родительской вовлеченности на академическую успеваемость студентов // Отечественная и зарубежная педагогика. 2022. Т. 1, № 4 (85). С. 151-165. doi: 10.24412/2224-0772-2022-85-151-165
Original article
EXPLORING THE IMPACT OF PARENTAL INVOLVEMENT ON STUDENTS' ACADEMIC PERFORMANCE Olga V. Kotomina1, Aleksandra I. Sazhina2
1 2 National Research University Higher School of Economics, Perm branch, Perm, Russia
1 [email protected], ORCID: 0000-0003-0809-1712
2 [email protected], ORCID: 0000-0003-3947-6324
Abstract. There is currently an increase in parent participation in their children's university education compared to previous generations. Researches in the field of studying the influence of parents on the academic results of university students indicate that the involvement of parents in the educational process of students can influence their academic performance. However, this phenomenon has not been studied in depth. This article presents an overview of current native and foreign studies on the topic of parental involvement during the education of their children at the university, as well as the results of the empirical study, performed on the basis of data collected as part of a longitudinal study of student strategies of the Perm branch of the National Research University "Higher School of Economics". The total number of observations was 206. The main research method was regression analysis. The results showed that parental involvement can have a significant impact on the academic performance of students, but the nature of this influence, in turn, depends on what kind of participation parents take in the education of their children. The results of this study may be of interest to university administrations, students and their parents. A possible direction for further
research could be to expand the sample of respondents and conduct a survey among students from different universities, as well as to analyze the factors influencing the parental involvement of students.
Keywords: parental involvement, students, university, academic performance, performance
For citation: Kotomina O. V., Sazhina A. I. Exploring the impact of parental involvement on students' academic performance. Domestic and Foreign Pedagogy. 2022;1(4):151-165. (In Russ.). https://doi.org/ 10.24412/2224-0772-2022-85-151-165
Введение. С конца XX века ключевым конструктом в области исследований родительства в образовании стала родительская вовлеченность [4]. Родительская вовлеченность является многогранным понятием и включает в себя широкий спектр взаимоотношений в семье, связанных с академическим развитием и образованием детей, родительскими образовательными установками и практиками [1]. Роль влияния родителей на академическую успеваемость имеет высокое значение, так как именно в семье усваиваются ценностные ориентации и формируется перспектива развития ребенка [3]. Участие родителей несет множество преимуществ на каждом этапе развития и образования детей [6]. Однако природа и степень родительской вовлеченности может меняться по мере взросления ребенка и переходе от одной образовательной ступени к другой.
Многие отечественные и зарубежные исследователи сходятся во мнении, что вовлеченность родителей в образовательный процесс дошкольников и детей школьного возраста оказывает положительное влияние на их развитие и академическую успеваемость [4; 7]. Немногочисленные исследования, посвященные изучению влияния участия родителей на результаты обучения студентов университета, также свидетельствуют о том, что вовлеченность родителей в образовательный процесс студентов способна оказывать влияние на их академическую успеваемость [2; 8; 11]. Вовлеченность родителей в обучение студентов университетов способствует формированию уверенных в себе, целеустремленных, самостоятельных людей [6]. Однако по сравнению с родительской вовлеченностью в образовательный процесс школьников данный феномен изучен недостаточно глубоко. Большая часть исследований, посвященных студентам, ограничивается изучением родительского участия на этапе выбора образовательной траектории и поступления в вуз, однако вопросам вовлеченности семьи в процесс обучения в университете уделяется
значительно меньше внимания [9].
Так, исследования вовлеченности родителей в образовательный процесс студентов показывают, что прежде всего родители оказывают психологическую поддержку студентам, что, как следствие, влияет на результаты их обучения. Также важным фактором, влияющим на академические результаты студентов, является оказываемое им внимание со стороны родителей [6]. Качественное время, проведенное с семьей, является одним из факторов, способствующих академическим успехам студентов [7]. Возможно, это связано с тем, что именно искренняя заинтересованность в образовательных результатах детей, доверительные отношения между студентами и их родителями являются фундаментом в формировании значимости получения высшего образования и стремлении к высоким академическим результатам.
К. Фингерман с соавторами на основе данных опроса более тысячи студентов из четырех стран изучили степень вовлеченности родителей во время обучения студентов в западных (США и Германия) и восточных (Корея, Гонконг) странах [8]. Было выявлено, что в целом студенты азиатских стран получают больше родительской поддержки. В частности, они чаще получают практическую и финансовую помощь от родителей во время обучения. Что касается эмоциональной поддержки со стороны родителей, то здесь не было выявлено национальных различий. Также в данном исследовании были получены следующие результаты:
- дочери получали больше поддержки, чем сыновья;
- младшие дети получали больше поддержки, чем старшие дети (за исключением эмоциональной поддержки);
- матери оказывали большую поддержку, чем отцы (не принимая во внимание финансовую поддержку);
- родители, состоящие в браке, оказывали большую поддержку;
- работающие родители оказывали больше финансовой поддержки, но меньше практической и эмоциональной.
Другие исследования также подтверждают влияние переменной «Пол» на уровень вовлеченности родителей [6; 9]. При сравнении уровня вовлеченности родителей студентов мужского и женского пола, было обнаружено, что родители девушек более обеспокоены их успеваемостью, чем родители сыновей, особенно если социально-экономическое положение семьи позволяло оказывать разностороннюю, в том числе материальную, помощь. Так, богатые родители использовали всевоз-
можные ресурсы, чтобы обеспечить своим дочерям академическую, социальную и карьерную поддержку. Менее обеспеченные родители в большей степени полагались на помощь со стороны университета [9].
Обратный результат был получен в исследовании [6], где авторы выявили, что вовлеченность родителей из обеспеченных социальных групп была ниже, чем вовлеченность родителей со средним и ниже среднего доходом. Это можно объяснить тем, что в семьях с высоким доходом родители могут оплачивать работу специалистов (репетиторов), частично делегируя им участие в образовательном процессе детей. В любом случае доход родителей может оказывать сильное (прямое и косвенное) влияние на успеваемость учащихся [11].
Также среди семейных факторов, влияющих на успеваемость студентов, исследователями была доказана значимость таких, как поощрение участия детей во внеучебной деятельности [6] и уровень образования родителей [11].
В целом современные родители вовлечены в студенческую жизнь и обучение своих детей гораздо больше, чем предыдущие поколения [9; 10], что объясняет исследовательский интерес к данной проблеме.
Целью настоящего исследования является изучение фактора родительской вовлеченности и его влияния на академические результаты студентов на примере обучающихся пермского филиала Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ — Пермь).
Материалы и методы исследования
Анализ родительской вовлеченности студентов основан на базе данных панельного исследования «Траектории в образовании и профессии» [5], реализованного при поддержке Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ.
В качестве респондентов выступали студенты, поступившие в НИУ ВШЭ — Пермь в 2017 году и обучающиеся на четырех образовательных программах: «Бизнес-информатика», «Менеджмент», «Программная инженерия», «Экономика». Проект реализовывался в течение всех четырех лет обучения студентов в бакалавриате и включал шесть волн опроса. Использовалась сплошная выборка, однако количество респондентов уменьшалось по мере увеличения курса обучения в связи с тем, что часть респондентов перестали быть студентами данного университета (были
отчислены по собственному желанию или по инициативе университета). Общее количество наблюдений составило 206. Для обработки результатов исследования использовался статистический пакет SPSS Statistics-27.
В рамках третьей волны опроса (1 семестр 2 курса обучения) в опросник был включен блок вопросов о вовлеченности родителей студентов в образовательный процесс. Респондентам было предложено оценить 16 утверждений, характеризующих участие родителей в процессе обучения, по шкале от 1 до 5, где 1 — совсем не согласен, 5 — полностью согласен. Для оценки надежности выбранных для измерения вовлеченности 16 вопросов был вычислен коэффициент альфа Кронбаха. Значение коэффициента оказалось на уровне 0,843, что подтверждает релевантность выбранной методики оценки родительской вовлеченности.
Исследование проводилось в направлении оценки влияния родительской вовлеченности на академическую успеваемость студентов на основе регрессионного анализа.
В регрессионной модели зависимой переменной являлся средний балл, который был рассчитан как среднее арифметическое оценок по всем дисциплинам, изученным студентами на первом курсе. Следует отметить, что в исследуемом университете 10-балльная система оценивания, где 10 баллов является наивысшей оценкой.
Для оценки влияния на академическую успеваемость родительской вовлеченности в модель в качестве независимых переменных были включены переменные по 16 вопросам, которые были перекодированы в бинарные переменные, где 1 — практически или полностью согласен с утверждением, 0 — все остальные. Также в модель были включены такие независимые переменные, как пол, место проживания, материальное положение семьи, образование отца и образование матери. Переменная «Пол» была обозначена дамми-переменной, где 1 означает женский, а 0 — мужской пол. Место проживания было представлено в виде дамми-пере-менной, где значение 1 означает проживание с родителями, 0 — отдельно от родителей. Материальное положение семьи представлено порядковой переменной с категориями от 1 (иногда не хватает денег на необходимые продукты питания) до 6 (материально обеспечены, можем позволить себе дорогостоящий отпуск и покупку автомобиля). Образование отца и матери было представлено в виде дамми-переменных, где 1 — высшее образование и выше, 0 — незаконченное высшее образование и ниже. В Таблице 1 представлена описательная статистика переменных модели.
Таблица 1
Описательная статистика переменных регрессионной модели исследования
Переменная N Минимум Максимум Среднее Стандартное отклонение
Зависимая переменная
Средний балл 206 5 9,19 7,1035 0,97295
Независимые переменные
Пол 206 0 1 0,5951 0,49207
Материальное положение семьи 206 2 6 4,6765 0,95888
Место проживания 206 0 1 0,6699 0,47139
Образование матери 205 0 1 0,7707 0,42139
Образование отца 192 0 1 0,7187 0,45078
Согласно описательным статистикам, студенты второго курса пермского кампуса НИУ ВШЭ имеют средний балл на уровне 7,1035 («хорошо» по десятибалльной шкале). Они преимущественно проживают с родителями, имеющими высшее образование, в семьях с достатком выше среднего.
Результаты и обсуждение
Первым этапом исследования стал анализ ответов респондентов на 16 предложенных утверждений о вовлеченности родителей в учебный процесс. Результаты представлены в Таблице 2.
Частотный анализ ответов респондентов показывает, что родители в значительной степени вовлечены в образовательный процесс обучающихся в университете детей. 53% респондентов отметили, что родители интересуются, какие предметы изучаются в университете, а 84% респондентов — что родители интересуются получаемыми студентами оценками. При этом родители в меньшей степени уделяют внимание вопросам посещаемости занятий и выполнения домашних заданий (21% и 7% соответственно). Это говорит о том, что родители уделяют внимание содержанию образования и результатам своих детей, но дают возможность студентам проявить самостоятельность и ответственность в текущих вопросах процесса обучения.
(Л
00
Таблица 2
Ответы респондентов на вопросы об участии родителей в образовательном процессе
Утверждения Количество(%)
1 2 3 4 5
РВ1 Мои родители рекомендовали мне поступать в вуз 44(21,4) 29(14,1) 38 (18,4) 33(16,0) 62 (30,1)
РВ2 Мои родители помогали мне с выбором вуза 47(22,8) 33(16,0) 30 (16,0) 37(18,0) 56 (27,2)
РВЗ Мои родители интересуются событиями в вузе (посещают сайт университета, следят за обновлениями) 96(46,6) 35(17,0) 29 (14,1) 16(7,8) 30 (14,6)
РВ4 Мои родители интересуются, какие предметы я изучаю в вузе 20(9,7) 32(15,5) 45 (21,8) 47(22,8) 62 (30,1)
РВ5 Мои родители следят за моими текущими оценками, которые я получаю на занятиях в вузе (оценки за семинарские занятия, рефераты, контрольные ит. д.) 20(9,7) 24(11,7) 43 (20,9) 47(22,8) 72 (35,0)
РВ6 Мои родители интересуются моими итоговыми оценками, которые я получаю за зачеты и экзамены в вузе 5(2,4) 2(1,0) 26 (12,6) 45(21,7) 129 (62,3)
РВ7 Мне интересно делиться с родителями тем, что происходит в университете 26(12,6) 30(14,6) 46 (22,3) 41 (19,9) 63 (30,6)
РВ8 Мне интересно делиться с родителями тем, что я узнал на занятиях в университете 35(17,0) 32(15,5) 60 (29,1) 41 (19,9) 38 (18,4)
РВ9 Мои родители следят за тем, как я посещаю занятия в вузе 79 (38,3) 51 (24,8) 32 (15,5) 18(8,7) 26 (12,6)
РВ 10 Мои родители следят за тем, выполняю ли я домашние задания 130(63,1) 34(16,5) 27 (13,1) 4 (1,9) 11 (5,3)
Р В 11 Мои родители нанимают мне репетиторов по предметам, которые я изучаю в вузе 176(85,4) 17 (8,3) 5(2,4) 4(1,9) 4(1,9)
Продолжение Таблицы 2
Р в 12 Мои родители обращаются в деканат (учебную часть) за информацией о моей учебе 181 (87,9) 11 (5,3) 4(1,9) 3(1,5) 7(3,4)
Р В 13 Мои родители помогут мне с выбором специализации (профиля) на 3-4 курсе 77 (37,4) 37(18,0) 60 (29,1) 19(9,2) 13 (6,3)
Р В 14 Мои родители обсуждают со мной планы на будущее (стажировки, работу) 33(16,0) 26(12,6) 52 (25,2) 43(20,9) 52 (25,2)
Р В 15 Мои родители поддерживают мои учебные интересы 12(5,8) 15 (7,3) 44 (21,4) 52(25,2) 83 (43)
Р В 16 Мои родители поддерживают мои карьерные интересы 9 (4,4) 11 (5,3) 37 (18,0) 48(23,3) 101 (49,0)
38% респондентов нравится делиться с родителями полученными в процессе обучения знаниями, а 51% студентов нравится делиться тем, что вообще происходит с ними в университете. У 68% студентов родители поддерживают учебные интересы, у 72% студентов родители поддерживают карьерные интересы.
У 22% респондентов родители следят за событиями в вузе на сайте и в социальных сетях. Только у 5% респондентов родители обсуждают вопросы обучения не только со своими детьми, но и обращаются напрямую в вуз (учебный офис, деканат).
Рассмотрим результаты регрессионного анализа факторов, влияющих на академическую успеваемость студентов.
Таблица 3
Результаты регрессионного анализа
Нестандартизован-ные коэффициенты Стандартизованные коэффициенты т Значимость
B Стандартная ошибка Бета
(Константа) 6,899 0,410 16,844 0,000
Пол 0,334 0,140 0,165 2,377 0,019
Место проживания 0,053 0,154 0,025 0,348 0,728
Образование матери 0,417 0,173 0,172 2,408 0,017
Образование отца 0,135 0,163 0,061 0,827 0,409
Материальное положение семьи -0,174 0,075 -0,166 -2,321 0,021
РВ1 0,121 0,167 0,061 0,724 0,47
РВ2 0,018 0,170 0,009 0,105 0,916
РВ3 -0,003 0,184 -0,001 -0,017 0,986
РВ4 -0,533 0,163 -0,269 -3,269 0,001
РВ5 0,226 0,161 0,113 1,402 0,163
РВ6 0,866 0,208 0,316 4,172 0,000
РВ7 0,33 0,176 0,167 1,873 0,063
РВ8 -0,209 0,163 -0,103 -1,284 0,201
РВ9 -0,028 0,192 -0,012 -0,146 0,884
РВ10 -0,604 0,302 -0,155 -2,000 0,047
РВ11 -0,67 0,393 -0,119 -1,707 0,090
РВ12 -0,134 0,353 -0,027 -0,378 0,706
РВ13 -0,377 0,199 -0,141 -1,891 0,060
РВ14 -0,012 0,159 -0,006 -0,077 0,938
РВ15 0,379 0,247 0,183 1,534 0,127
РВ16 -0,387 0,24 -0,177 -1,612 0,109
Статистически значимыми на уровне 1% оказались переменные РВ4, РВ6, РВ10. На уровне значимости 5% — переменные «Пол», «Образование матери» и «Материальное положение семьи».
Переменная РВ6, «Интерес родителей к получаемым студентами итоговым оценкам», оказывает сильное положительное влияние на академическую успеваемость (коэффициент 0,866). Итоговые оценки служат главным показателем образовательных результатов студентов, поэтому неравнодушие родителей к таким результатам способствует росту стремлений студентов к получению высоких оценок.
Интерес родителей к изучаемыми в университете предметам (РВ4) и отслеживание родителями выполнения домашних заданий (РВ10) характеризуются отрицательным влиянием (коэффициенты -0,557,—0,604 соответственно), что может говорить о том, что чрезмерное погружение родителей в образовательный процесс препятствует развитию самостоятельности студентов, и, как следствие, снижает их готовность брать на себя ответственность за образовательный процесс. Иным объяснением данного феномена может быть тот факт, что излишний контроль характерен для родителей, чьи дети обычно показывают не самые высокие образовательные результаты, навлекая на себя гиперопеку со стороны родителей. В то время как студенты с традиционно высокими результатами не нуждаются в подобного вида контроле родителей.
Значимость переменной «Пол» свидетельствует о том, что девушки получают более высокие оценки, чем юноши.
Кроме того, на успеваемость студентов влияет уровень образования матери, т.е. если у матери высшее образование, то существует большая вероятность, что ее ребенок (студент) будет показывать высокие академические результаты. Матери с высшим образованием понимают важность обучения в университете и стремятся передать эту ценность своим детям. Влияние уровня образования отца оказалось незначимым. Данные ре-
зультаты могут объясняться тем, что, как показывает практика, матери больше вовлекаются в образование своих детей, чем отцы. Тем не менее образование матери имеет статистически значимую связь с образованием отца (коэффициент корреляции 0,3 при уровне значимости р = 0,01).
Материальное положение семьи оказалось значимой переменной, характеризующейся отрицательным влиянием, т.е. чем выше доходы семьи, тем более низкие академические результаты показывали студенты из таких семей. Такое влияние может быть связано с тем, что дети из менее обеспеченных семей прикладывают значительные усилия в учебе, понимая, что диплом с хорошими оценками обеспечит возможность социального лифта в будущем (престижная работа, высокий доход, высокий уровень жизни), в то время как для студентов из более обеспеченных семей это менее значимо, т.к. у родителей есть возможности создать необходимые условия.
Интересно отметить, что в проведенном ранее исследовании родительской вовлеченности школьников материальное положение семьи было также значимым, однако имело положительное влияние на академические результаты [12]. Это связано с тем, что доход семьи обеспечивал обучающимся доступ к различным образовательным ресурсам (дополнительные занятия, репетиторы и пр.). Таким образом, наблюдается изменение характера влияния дохода семьи на успеваемость при переходе на высшую ступень обучения.
В целом регрессионный анализ показал, что 31% дисперсии зависимой переменной (Я-квадрат) объясняется влиянием независимых переменных модели. Такой уровень можно считать достаточным, учитывая тот факт, что в модель не были включены переменные, отражающие способности студента и его мотивацию к обучению, которые, на наш взгляд, являются наиболее сильными предикторами академической успеваемости. Однако это не являлось целью лонгитюдного исследования и данные по указанным аспектам не были собраны.
Заключение
При изучении влияния родительской вовлеченности на академические успехи учащихся традиционно студентам уделяется значительно меньше внимания, чем школьникам. Это может объясняться тем, что студенты зачастую рассматриваются как взрослые, самостоятельные и независимые индивиды. Тем не менее, несмотря на то, что психологическая автономия
является важной вехой формирования идентичности, на сегодняшний день многие авторы отмечают существенную роль родителей в образовательном процессе студентов высших учебных заведений.
Результаты настоящего исследования подтвердили, что родители в значительной степени вовлечены в образовательный процесс своих детей-студентов. Регрессионный анализ показал неоднозначное влияние родительской вовлеченности на академическую успеваемость студентов. Положительное или отрицательное влияние зависит от характера участия родителей в образовательном процессе. Недостаточное внимание, как и чрезмерный контроль, оказывает негативное влияние, а интерес к образовательным результатам мотивирует студентов к обучению.
Можно сделать вывод, что вовлеченность родителей играет важную роль в академических успехах учащихся, однако обучение в университете сопряжено для студента с поиском баланса между сепарацией, независимостью и привязанностью к родителям, с переоценкой взаимоотношений с семьей.
В качестве ограничения исследования можно рассматривать тот факт, что исследуемый университет является селективным и занимает лидирующие позиции по качеству приема в регионе. Традиционно в этот университет поступают абитуриенты из благополучных семей, чьи родители проявляют высокую вовлеченность в их будущее, которое в числе прочего зависит от их образовательных результатов, поэтому выявленные взаимосвязи и сделанные выводы могут транслироваться на генеральную совокупность с учетом определенного ограничения.
Еще одним ограничением является то, что в исследовании принимали участие студенты второго курса, которые изучили менее половины предметов учебного плана, поэтому на момент проведения исследования их средний балл достаточно высокий (7,1 по 10-балльной шкале), что характеризует изучаемую совокупность как высокооднородную.
Направлением для дальнейших исследований может стать расширение выборки респондентов и проведение опроса среди студентов разных университетов, а также анализ факторов, влияющих на родительскую вовлеченность.
Список источников
1. Антипкина И. В. Исследования «родительской вовлеченности» в России и за рубежом // Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. Т. 1, № 4 (41). С. 102-114.
2. Котомина О. В., Сажина А. И. Влияние семейных факторов на успеваемость школьников
и студентов: обзор зарубежных исследований // Образование и саморазвитие. 2021. Т. 16. № 4. С. 74-92.
3. Молодцова Е. А. Влияние вовлеченности родителей в учебный процесс на успеваемость и мотивацию ребенка // Педагогическое образование. 2021. Т. 2, № 4. С. 12-15.
4. Озорнина Н. Ю., Любицкая К. А., Бочавер А. А. К проблемам понятийного аппарата в исследованиях родительства в образовании // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2022. № 2. C. 42-65.
5. Траектории в образовании и профессии. [Электронный ресурс]. URL: http://trec.hse.ru/ (дата обращения 15.06.2022).
6. Batool T., Raiz J. Variations in parental participation in curricular and Co-curricular activities of university students // Global Social Sciences Review. 2019. No. 4. P. 239-249. DOI: 10.31703/gssr. 2019(IV-IV).31.
7. Epstein J. L., Sanders M. G., Sheldon S. B., et al. School, family, and community partnerships: Your handbook for action. Corwin Press, 2018. 380 p.
8. Fingerman K. L., Cheng Y. P., Kim K., et al. Parental involvement with college students in Germany, Hong Kong, Korea, and the United States // Journal of Family Issues. 2016. Vol. 37, No. 10. P. 1384-1411.
9. Hamilton L., Roksa J., Nielsen K. Providing a "Leg up": Parental involvement and opportunity hoarding in college // Sociology of Education. 2018. Vol. 91, No. 2. P. 111-131.
10. Lamprianou I., Symeou L., Theodorou E. 'All we need is love (and money)'! What do higher education students want from their families? // Research Papers in Education. 2019. Vol. 34, No. 3. P. 352-372.
11. Muller C. Parent involvement and academic achievement: An analysis of family resources available to the child // Parents, their children, and schools. Routledge, 2018. P. 77-114.
12. Prakhov I., Kotomina O., Sazhina A. Parental involvement and the educational trajectories of youth in Russia // International Journal of Educational Development. 2020. Vol. 78. Art. 102252. DOI: 10.1016/j.ijedudev.2020.102252.
References
1. Antipkina I. V. Issledovaniya «roditel'skoj vovlechennosti» v Rossii i za rubezhom // Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika. 2017. T. 1, № 4 (41). S. 102-114. [In Rus].
2. Kotomina O. V., Sazhina A. I. Vliyanie semejnyh faktorov na uspevaemost' shkol'nikov i studen-tov: obzor zarubezhnyh issledovanij // Obrazovanie i samorazvitie. 2021. T. 16. № 4. C. 74-92. [In Rus].
3. Molodcova E. A. Vliyanie vovlechennosti roditelej v uchebnyj process na uspevaemost' i motivaciyu rebenka // Pedagogicheskoe obrazovanie. 2021. T. 2, № 4. S. 12-15. [In Rus].
4. Ozornina N. Yu., Lyubickaya K. A., Bochaver A. A. K problemam ponyatijnogo apparata v issledovaniyah roditel'stva v obrazovanii // Monitoring obshchestvennogo mneniya: ekonomicheskie i social'nye peremeny. 2022. № 2. S. 42-65. [In Rus].
5. Traektorii v obrazovanii i professii. [Elektronnyj resurs]. URL: http://trec.hse.ru/ (data obrashcheniya 15.06.2022). [In Rus].
6. Batool T., Raiz J. Variations in parental participation in curricular and Co-curricular activities of university students // Global Social Sciences Review. 2019. No. 4. P. 239-249. DOI: 10.31703/ gssr.2019(IV-IV).31.
7. Epstein J. L., Sanders M. G., Sheldon S. B., et al. School, family, and community partnerships: Your handbook for action. Corwin Press, 2018. 380 p.
8. Fingerman K. L., Cheng Y. P., Kim K., et al. Parental involvement with college students in Germany, Hong Kong, Korea, and the United States // Journal of Family Issues. 2016. Vol. 37, No. 10. P. 1384-1411.
9. Hamilton L., Roksa J., Nielsen K. Providing a "Leg up": Parental involvement and opportunity hoarding in college // Sociology of Education. 2018. Vol. 91, No. 2. P. 111-131.
10. Lamprianou I., Symeou L., Theodorou E. 'All we need is love (and money)'! What do higher education students want from their families? // Research Papers in Education. 2019. Vol. 34, No. 3.
P. 352-372.
11. Muller C. Parent involvement and academic achievement: An analysis of family resources available to the child // Parents, their children, and schools. Routledge, 2018. P. 77-114.
12. Prakhov I., Kotomina O., Sazhina A. Parental involvement and the educational trajectories of youth in Russia // International Journal of Educational Development. 2020. Vol. 78. Art. 102252. DOI: 10.1016/j.ijedudev.2020.102252.
Информация об авторах
О. В. Котомина — старший преподаватель департамента менеджмента А. И. Сажина—старший преподаватель департамента менеджмента
Information about the authors
O. V. Kotomina — senior lecturer at the management department A. I. Sazhina — senior lecturer at the management department
Статья поступила в редакцию 27.06.2022; одобрена после рецензирования 30.06.2022; принята к публикации 30.06.2022. The article was submitted 27.06.2022; approved after reviewing 30.06.2022; accepted for publication 30.06.2022.