Научная статья на тему 'Исследование влияния остаточных напряжений на сопротивление усталости лопаток газотурбинного двигателя с учетом фрактографических признаков'

Исследование влияния остаточных напряжений на сопротивление усталости лопаток газотурбинного двигателя с учетом фрактографических признаков Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
438
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОПАТКА КОМПРЕССОРА / КОМПЛЕКСНАЯ ВАКУУМНАЯ ИОННО-ПЛАЗМЕННАЯ ОБРАБОТКА / ОСТАТОЧНЫЕ НАПРЯЖЕНИЯ / ПРЕДЕЛ ВЫНОСЛИВОСТИ / COMPRESSOR BLADE / COMPLEX VACUUM ION-PLASMA PROCESSING / RESIDUAL STRESSES / ENDURANCE LIMIT

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Смыслов Анатолий Михайлович, Смыслова Марина Константиновна, Дубин Алексей Иванович, Сазанов Вячеслав Петрович, Павлов Валентин Федорович

Актуальность и цели. Объектом исследования являются лопатки компрессора газотурбинного двигателя из титанового сплава ВТ6, подвергнутые комплексной вакуумной ионно-плазменной обработке (КВИПО). Предметом исследования являются микроструктура и остаточные напряжения поверхностного слоя лопаток после КВИПО в сравнении с лопатками, изготовленными по серийной технологии. Цель работы исследование влияния КВИПО на многоцикловую усталость лопаток компрессора и объяснение причин повышения предела выносливости. Материалы и методы. Исследования микроструктуры, распределения остаточных напряжений в поверхностном слое, а также сопротивления многоцикловой усталости лопаток компрессора выполнены экспериментальными методами. Результаты. Применение КВИПО лопаток компрессора из титанового сплава ВТ6 повышает предел выносливости на 10 % и обеспечивает меньшее его снижение при эксплуатации по сравнению с серийной технологией изготовления лопаток. Выводы. Применение КВИПО поверхности лопаток обеспечивает больший уровень сжимающих остаточных напряжений и большую их релаксационную стойкость по сравнению с серийной технологией, что является причиной повышения предела выносливости лопаток компрессора. Для оценки влияния КВИПО на приращение предела выносливости лопаток компрессора из титанового сплава ВТ6 с достаточной для практики точностью можно использовать критерий среднеинтегральных остаточных напряжений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Смыслов Анатолий Михайлович, Смыслова Марина Константиновна, Дубин Алексей Иванович, Сазанов Вячеслав Петрович, Павлов Валентин Федорович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INVESTIGATION OF RESIDUAL STRESS INFLUENCE ON GTE BLADES FATIGUE RESISTANCE CONSIDERING FRACTOGRAPHIC CHARACTERISTICS

Background. The research object is gas-turbine engine’s compressor blades made of the titanium alloy ВТ6 under complex vacuum ion-plasma processing (CVIPP). The research subject is the microstructure and residual stresses of the blades’ surface layer after CVIPP in comparison with the blades made by serial technology. The purpose of the work is to investigate CVIPP’s influence on compressor blades multicyclic fatigue and to explane the causes of an increased endurance limit. Materials and methods. The authors investigated a microstructure, distribution of residual stresses in the surface layer, as well as multicyclic fatigue resistance of compressor blades by experimental methods. Results. Application of CVIPP to the compressor blades made of the titanium alloy ВТ6 increases the endurance limit by 10% and ensures its lesser decrease under exploitation in comparison with the serial technology of blades processing. Conclusions. Application of CVIPP to the blades’ surface ensures a greater level of compressive residual stresses and its higher relaxation strength in comparison with the serial technology that is the cause of an increased compressor blades’ endurance limit. The average integral residual stresses criterion can be used for estimation of CVIPP’s influence on endurance limit increase of the compressor blades made of the titanium alloy ВТ6 with the accuracy sufficient for practice.

Текст научной работы на тему «Исследование влияния остаточных напряжений на сопротивление усталости лопаток газотурбинного двигателя с учетом фрактографических признаков»

УДК 621.787:539.319

А. М. Смыслов, М. К. Смыслова, А. И. Дубин, В. П. Сазанов, В. Ф. Павлов

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ОСТАТОЧНЫХ НАПРЯЖЕНИЙ НА СОПРОТИВЛЕНИЕ УСТАЛОСТИ ЛОПАТОК ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ С УЧЕТОМ ФРАКТОГРАФИЧЕСКИХ ПРИЗНАКОВ

Аннотация.

Актуальность и цели. Объектом исследования являются лопатки компрессора газотурбинного двигателя из титанового сплава ВТ6, подвергнутые комплексной вакуумной ионно-плазменной обработке (КВИПО). Предметом исследования являются микроструктура и остаточные напряжения поверхностного слоя лопаток после КВИПО в сравнении с лопатками, изготовленными по серийной технологии. Цель работы - исследование влияния КВИПО на многоцикловую усталость лопаток компрессора и объяснение причин повышения предела выносливости.

Материалы и методы. Исследования микроструктуры, распределения остаточных напряжений в поверхностном слое, а также сопротивления многоцикловой усталости лопаток компрессора выполнены экспериментальными методами.

Результаты. Применение КВИПО лопаток компрессора из титанового сплава ВТ6 повышает предел выносливости на 10 % и обеспечивает меньшее его снижение при эксплуатации по сравнению с серийной технологией изготовления лопаток.

Выводы. Применение КВИПО поверхности лопаток обеспечивает больший уровень сжимающих остаточных напряжений и большую их релаксационную стойкость по сравнению с серийной технологией, что является причиной повышения предела выносливости лопаток компрессора. Для оценки влияния КВИПО на приращение предела выносливости лопаток компрессора из титанового сплава ВТ6 с достаточной для практики точностью можно использовать критерий среднеинтегральных остаточных напряжений.

Ключевые слова: лопатка компрессора, комплексная вакуумная ионно-плазменная обработка, остаточные напряжения, предел выносливости.

A. M. Smyslov, M. K. Smyslova, A. I. Dubin, V. P. Sazanov, V. F. Pavlov

INVESTIGATION OF RESIDUAL STRESS INFLUENCE

ON GTE BLADES FATIGUE RESISTANCE CONSIDERING FRACTOGRAPHIC CHARACTERISTICS

Abstract.

Background. The research object is gas-turbine engine's compressor blades made of the titanium alloy ВТ6 under complex vacuum ion-plasma processing (CVIPP). The research subject is the microstructure and residual stresses of the blades' surface layer after CVIPP in comparison with the blades made by serial technology. The purpose of the work is to investigate CVIPP's influence on compressor blades multicyclic fatigue and to explane the causes of an increased endurance limit.

Materials and methods. The authors investigated a microstructure, distribution of residual stresses in the surface layer, as well as multicyclic fatigue resistance of compressor blades by experimental methods.

Results. Application of CVIPP to the compressor blades made of the titanium alloy ВТ6 increases the endurance limit by 10% and ensures its lesser decrease under exploitation in comparison with the serial technology of blades processing.

Conclusions. Application of CVIPP to the blades' surface ensures a greater level of compressive residual stresses and its higher relaxation strength in comparison with the serial technology that is the cause of an increased compressor blades' endurance limit. The average integral residual stresses criterion can be used for estimation of CVIPP's influence on endurance limit increase of the compressor blades made of the titanium alloy ВТ6 with the accuracy sufficient for practice.

Key words: compressor blade, complex vacuum ion-plasma processing, residual stresses, endurance limit.

Введение

Известно, что поверхностный слой играет исключительно большую роль в сопротивлении деталей усталости [1-3]. Качество поверхностного слоя может быть охарактеризовано геометрией неровностей поверхности, физическим состоянием металла поверхностного слоя и его напряженностью, в первую очередь остаточными напряжениями, возникающими в процессе изготовления образцов и деталей [4]. Остаточные напряжения действуют в деталях при отсутствии внешних сил. При этом они всегда составляют самоуравновешенную систему сил.

В большинстве случаев для определения остаточных напряжений используются механические методы, основанные на измерении прогибов или деформаций деталей при их разрезке, высверливании, снятии слоев. Другим направлением определения остаточных напряжений являются физические методы, в частности рентгеновский метод, основанный на измерении эффектов, определяющих степень искажения кристаллической решетки. Однако следует отметить, что рентгеновский метод позволяет определять средние остаточные напряжения первого рода в поверхностном слое толщиной 30-50 мкм.

Исследование сопротивления усталости образцов из сплава Ti-6Al-4V в зависимости от уровня остаточных напряжений в поверхностном слое (по данным ЦИАМ) показало, что при прочих равных условиях (шероховатость образцов ~0,5 мкм, глубина залегания максимальных остаточных напряжений 50 мкм) предел выносливости образцов с остаточными напряжениями на базе 107 циклов отличается от предела выносливости образцов без остаточных напряжений, причем сжимающие остаточные напряжения увеличивают предел выносливости, а растягивающие - уменьшают. Поэтому упрочнение поверхности, приводящее к образованию сжимающих остаточных напряжений, благоприятно влияет на сопротивление усталости. Однако в условиях воздействия повышенных температур, что, например, характерно для лопаток компрессоров последних ступеней газотурбинного двигателя (ГТД), происходит интенсификация диффузионных процессов в наклепанном слое, релаксация остаточных напряжений, разупрочнение слоя и, как следствие, снижение предела выносливости.

Остаточные напряжения в поверхностном слое оказывают значительное влияние на сопротивление усталости деталей, работающих в условиях статических и знакопеременных нагрузок. С одной стороны, при стендовых испытаниях, а с другой - в процессе эксплуатации, - наличие растягивающих остаточных напряжений в поверхностном слое является причиной образования и развития усталостных трещин [5] и, как следствие, снижения долговечности лопаток.

Необходимость оценки влияния остаточных напряжений, действующих в поверхностном слое деталей сложной формы в зонах концентрации напряжений (кромки пера лопаток компрессора, радиусы перехода пера к полке замка), особенно актуальна при эксплуатации ГТД с большим ресурсом, в том числе для прогнозирования его надежности в дальнейшем.

В исследовании изучалось влияние на сопротивление усталости лопаток второй ступени компрессора ГТД комплексной вакуумной ионно-плазменной обработки (КВИПО) по сравнению с серийной обработкой (виброшлифование). Исследуемый в работе материал - титановый сплав средней прочности ВТ6 (Т1-6Л1-4У) с двухфазной (а + в)-структурой со следующими механическими характеристиками: ов = 1064 МПа, а0,2 = 940 МПа, 5 = 16 %, у = 41 %, = 1655 МПа. Этот сплав может применяться как в отожженном, так и в закаленном состоянии. Его предел выносливости может быть повышен на 25-30 % по сравнению с отожженным состоянием посредством упрочняющей термической обработки. В связи с невысокой прока-ливаемостью сплава детали, предназначенные для упрочняющей термической обработки, должны иметь размеры сечения, не превышающие 30-40 мм [6].

Фрактографические исследования проводились в следующей последовательности: сначала выполнялось исследование макроструктуры с применением небольших увеличений, затем выполнялось электронномикроскопиче-ское исследование при больших увеличениях. Металлографические исследования структуры и химический состав сплава ВТ6 исследовались на микрошлифах на растровом электронном микроскопе модели 18М-6490ЬУ.

Определение осевых аг остаточных напряжений по толщине а поверхностного слоя лопаток производилось на установке, прототипом которой служил прибор ПИОН-3, методом полосок академика Н. Н. Давиденкова. Основные экспериментальные методики определения остаточных напряжений изложены в работах [2, 7]. Для исследования остаточных напряжений в поверхностном слое из лопаток электроэрозионным способом вырезались образцы (полоски).

Оценка влияния сжимающих остаточных напряжений на приращение предела выносливости Да-1 лопаток в случае изгиба проводилась по критерию среднеинтегральных остаточных напряжений аост [8, 9]:

где уа - коэффициент влияния остаточных напряжений по критерию аост на предел выносливости;

Теоретический блок

-1 = Vo Рост

(1)

°ост =- }-?£% d £ (2)

п ¿VIч2

а2 (^) - осевые остаточные напряжения в опасном сечении детали; ^ = а/4р -расстояние от поверхности опасного сечения детали до текущего слоя, выраженное в долях 4р; 4р - критическая глубина нераспространяющейся трещины усталости, возникающей при работе детали на пределе выносливости.

Результаты исследований

Обобщенные результаты эксперимента в виде осредненных эпюр осевых а2 остаточных напряжений по толщине а поверхностного слоя лопаток представлены на рис. 1.

300

о

^ -300

си

g -600 to -900 -1200 -1500 -1800

0,01 0,02 0,03 0,04 а, мм

100

0

а с -100

s

N -200

О

-300

-400

-500

\.Л

^ /

/2

0,01

а)

0,02

0,03 0,04 а, мм

1 ... .

Ai

б)

Рис. 1. Осевые остаточные напряжения в поверхностном слое лопаток компрессора из титанового сплава ВТ6 по вариантам: а - в исходном состоянии; б - после наработки в течение 25 103 ч; 1 - серийная технология; 2 - КВИПО

Из приведенных на рис. 1 данных видно, что как в исходном состоянии, так и после эксплуатации в течение 25 • 103 ч в лопатках после КВИПО сжимающие остаточные напряжения в приповерхностном слое выше, чем в лопатках, изготовленных по серийной технологии. Обращает на себя внимание значительная величина сжимающих остаточных напряжений, достигающих после КВИПО (исходное состояние) значения -1680 МПа, что существенно выше предела текучести и предела прочности сплава ВТ6. В работе [10] было

показано, что остаточные напряжения в упрочненном слое могут превышать сопротивление разрыву Sк материала детали на 15 %. В исследуемом случае этот предел, равный 1903 МПа, не превышен.

Из представленных на рис. 1 эпюр следует, что после наработки остаточные напряжения существенно уменьшились. Для сравнительной оценки релаксации остаточных напряжений в лопатках после эксплуатации в составе полноразмерного изделия применялся безразмерный параметр - отношение напряжений:

, (3)

ÀG

zc

где Аагс - изменение остаточных напряжений в лопатке, изготовленной по серийной технологии; Аа^ - изменение остаточных напряжений в лопатке, изготовленной по технологии с применением КВИПО.

Сравнительная оценка релаксационной стойкости сжимающих асж и растягивающих араст остаточных напряжений проводилась на лопатках без наработки, а также с наработкой; результаты оценки представлены в табл. 1.

Таблица 1

Сравнительная оценка релаксационной стойкости остаточных напряжений

Параметр Серийная технология КВИПО

исходное состояние / после наработки

аСж, МПа -710 / -236 -1680 / -450

Глубина смены знака остаточных напряжений, мкм 40 /50 45 /30

араст, МПа 140 /119 89 /131

Из результатов исследований, представленных в табл. 1, видно, что глубина поверхностного слоя, на которой остаточные напряжения меняют знак, составляет для КВИПО 30-45 мкм, что несколько меньше, чем для серийной технологии - 40-50 мкм. Параметр £а, вычисленный по формуле (3), для серийной технологии (по напряжениям сжатия) составляет 0,332, для КВИПО - 0,267. По остаточным напряжениям растяжения £а составляет соответственно 0,806 и 1,483. В лопатках, изготовленных по технологии КВИПО, как в исходном состоянии, так и после эксплуатационной наработки наблюдается уровень максимальных сжимающих остаточных напряжений соответственно в 2,4 и в 1,9 раза больший, чем в лопатках, изготовленных по серийной технологии. Это свидетельствует о большей релаксационной стойкости остаточных напряжений в случае технологии с применением КВИПО. Наблюдаемое различие объясняется действием различных механизмов релаксации и наличием покрытия с другой кристаллической решеткой.

Таким образом, КВИПО в процессе эксплуатации оказывает благоприятное влияние и на релаксационную стойкость остаточных напряжений лопаток, что объясняется иной природой возникновения остаточных напряжений в сравнении с методами поверхностного пластического деформирования -комплексным влиянием дислокационного, твердорастворного и дисперсионного механизмов. Указанная природа связана с различием в кристаллических

решетках материалов основы, имплантированного вещества и покрытия, а также с иными механизмами релаксации (движение дислокаций тормозится границами слоев и структуры). При этом диффузия в имплантированном материале и релаксация с пониженными скоростями приводит к переходу остаточных напряжений на другой, более высокий уровень [11].

Для изучения механизма разрушения исследовались изломы по вскрытым усталостным трещинам лопаток серийного варианта технологии и КВИПО, прошедших испытания на усталость. В изломах лопаток из сплава ВТ6, обработанных (виброшлифованных) по серийной технологии, наблюдается выраженная притертость, которая свидетельствует об усталостном характере развития трещин (рис. 2). Имеются линии отдыха в количестве от 7 до 12. Шаг усталостных бороздок составляет 0,3-1,1 мкм. На изломах некоторых лопаток наблюдаются радиальные ступеньки сброса, расположенные перпендикулярно плоскости разрушения.

* б)

Рис. 2. Лопатка компрессора без наработки, материал ВТ6, серийная технология, разрушение по спинке: а - фотографии излома (х15), б - очаг (показан стрелкой) (х250)

Радиальные ступеньки были обнаружены на лопатках, испытанных при наиболее высоких напряжениях цикла и отсутствуют на изломах лопаток, испытанных при средних напряжениях цикла. На усталостных изломах лопаток отчетливо просматриваются нераспространяющиеся трещины усталости (рис. 2,а), средняя глубина которых составляет 30 мкм.

Вышеописанные характеристики излома свидетельствуют о классическом механизме усталостного разрушения. Металлургических включений, пор и других дефектов в изломах обнаружено не было. Очаги разрушения расположены на поверхности образцов. Рельеф излома и соответствующие

ему механизмы разрушения распределены следующим образом. В очагах наблюдаются фасетки, что свидетельствует о разрушении путем скола на стадии 1 (зарождение трещины). По мере удаления от очага форма фасеток становится более вытянутой, что свидетельствует о пластичном характере роста трещины. Протяженность зоны, занятой фасетками, достаточно мала, что отражает быстрый переход на стадию 2.

Результаты определения предела выносливости а-1 при испытаниях на усталость в случае изгиба лопаток серийного варианта технологии и КВИПО в исходном состоянии, а также после наработки в составе полноразмерного изделия представлены в табл. 2.

Таблица 2

Результаты испытаний лопаток на усталость

Состояние лопаток Технология с_ь МПа аост, МПа Va

Исходное состояние серийная технология 400 -302 0,563

КВИПО 440 -373

После наработки серийная технология 380 -101 0,541

КВИПО 420 -175

В табл. 2 приведены также значения критерия среднеинтегральных остаточных напряжений аост и коэффициента влияния остаточных напряжений на предел выносливости . Критерий аост вычислялся по формуле (2) по толщине поверхностного слоя, равной критической глубине нераспро-страняющейся трещины усталости ¿кр = 30 мкм, с использованием эпюр остаточных напряжений, представленных на рис. 1.

Из данных табл. 2 видно, что предел выносливости лопаток, изготовленных с использованием КВИПО, выше, чем изготовленных по серийной технологии как в исходном состоянии, так и после наработки на изделии. Это явление объясняется тем, что после КВИПО сжимающие остаточные напряжения в лопатках выше, чем после серийной технологии изготовления. Кроме того, при эксплуатации лопаток на изделии КВИПО позволяет сохранить сжимающие остаточные напряжения в большей степени, чем серийная технология.

Значение коэффициента влияния остаточных напряжений по критерию аост, вычисленное по формуле (1), составляет в среднем 0,552. Полученная величина практически совпадает со значением = 0,563, вычисленным по зависимостям работы [12], при небольшой степени концентрации напряжений. Это обстоятельство указывает на то, что определение предела выносливости и остаточных напряжений в настоящем исследовании проведено с достаточной точностью.

Заключение

Установлено, что комплексная вакуумная ионно-плазменная обработка поверхностного слоя пера лопаток компрессора из титанового сплава ВТ6 повышает предел выносливости на 10 % и обеспечивает меньшее его снижение при эксплуатации по сравнению с серийной технологией изготовления лопаток.

2. Выявлено, что в результате использования КВИПО лопаток компрессора в поверхностном слое формируется стабильное остаточное напряженно-деформированное состояние, обеспечивающее большую релаксационную стойкость с меньшим рассеянием остаточных напряжений как во всем объеме, так и в поверхностном слое по сравнению с лопатками, изготовленными по серийной технологии.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Оценка влияния вида обработки поверхности лопаток компрессора на предел выносливости по критерию среднеинтегральных остаточных напряжений показала, что использование этого критерия позволяет осуществлять прогнозирование приращения предела выносливости лопаток компрессора ГТД из титанового сплава ВТ6 с достаточной для практики точностью.

Список литературы

1. Кудрявцев, И. В. Внутренние напряжения как резерв прочности в машиностроении / И. В. Кудрявцев. - М. : Машгиз, 1951. - 278 с.

2. Биргер, И. А. Остаточные напряжения / И. А. Биргер. - М. : Машгиз, 1963. -232 с.

3. Сулима, А. М. Качество поверхностного слоя и усталостная прочность деталей из жаропрочных и титановых сплавов / А. М. Сулима, М. И. Евстигнеев. - М. : Машиностроение, 1974. - 256 с.

4. Жернаков, В. С. Сопротивление материалов - механика материалов и конструкций : учеб. / В. С. Жернаков. - Уфа : УГАТУ, 2012. - 495 с.

5. Абраимов, Н. В. Авиационное материаловедение и технология обработки металлов / Н. В. Абраимов, Ю. С. Елисеев, В. В. Крымов. - М. : Высшая школа, 1998. - 444 с.

6. Солонина, О. П. Титановые сплавы. Жаропрочные титановые сплавы / О. П. Солонина, С. Г. Глазунов. - М. : Металлургия, 1976. - 448 с.

7. Определение остаточных напряжений в поверхностном слое пера лопаток двигателей. Методические материалы. - М. : НИАТ, 1965. - 20 с.

8. Павлов, В. Ф. О связи остаточных напряжений и предела выносливости при изгибе в условиях концентрации напряжений / В. Ф. Павлов // Известия вузов. Машиностроение. - 1986. - № 8. - С. 29-32.

9. Павлов, В. Ф. Прогнозирование сопротивления усталости поверхностно упрочненных деталей по остаточным напряжениям / В. Ф. Павлов, В. А. Кирпи-чев, В. С. Вакулюк. - Самара : Изд-во СнЦ РАН, 2012. - 125 с.

10. Радченко, В. П. Наибольшая величина сжимающих остаточных напряжений при поверхностном упрочнении деталей / В. П. Радченко, В. Ф. Павлов // Прочность материалов и элементов конструкций : тр. Междунар. науч.-тех. конф. -Киев : ИПП им. Г. С. Писаренко НАН Украины, 2011. - С. 354-357.

11. Смыслов, А. М. К вопросу о релаксационной стойкости лопаток компрессора из титановых сплавов / А. М. Смыслов, М. К. Смыслова, А. И. Дубин // Вестник Самарского государственного аэрокосмического университета имени академика С. П. Королева. - 2011. - № 3 (27). - Ч. 2. - С. 227-232.

12. Кирпичев, В. А. Прогнозирование предела выносливости поверхностно упрочненных деталей при различной степени концентрации напряжений / В. А. Кирпичев, А. С. Букатый, А. П. Филатов, А. В. Чирков // Вестник Уфимского государственного авиационного технического университета. - 2011. - Т. 15, № 4 (44). - С. 81-85.

References

1. Kudryavtsev I. V. Vnutrennie napryazheniya kak rezerv prochnosti v mashinostroenii [Internal stresses as a durability reserve in mechanical engineering]. Moscow: Mashgiz, 1951, 278 p.

2. Birger I. A. Ostatochnye napryazheniya [Residual stresses]. Moscow: Mashgiz, 1963, 232 p.

3. Sulima A. M., Evstigneev M. I. Kachestvo poverkhnostnogo sloya i ustalostnaya prochnost' detaley iz zharoprochnykh i titanovykh splavov [Surface layer quality and fatigue strength parts made of refractory and titanium alloys]. Moscow: Mashinostroenie, 1974, 256 p.

4. Zhernakov V. S. Soprotivlenie materialov - mekhanika materialov i konstruktsiy: ucheb. [Strength of materials - mechanics of materials and structures: textbook]. Ufa: UGATU, 2012, 495 p.

5. Abraimov N. V., Eliseev Yu. S., Krymov V. V. Aviatsionnoe materialovedenie i tekhnologiya obrabotki metallov [Aircraft materials science and metal working technology]. Moscow: Vysshaya shkola, 1998, 444 p.

6. Solonina O. P., Glazunov S. G. Titanovye splavy. Zharoprochnye titanovye splavy [Titanium alloys. Refractory titanium alloys]. Moscow: Metallurgiya, 1976, 448 p.

7. Opredelenie ostatochnykh napryazheniy v poverkhnostnom sloe pera lopatok dvigate-ley. Metodicheskie materially [Residual stress determination in the surface layer of engine blades. Methodological materials]. Moscow: NIAT, 1965, 20 p.

8. Pavlov V. F. Izvestiya vuzov. Mashinostroenie [University proceedings. Mechanical engineering]. 1986, no. 8, pp. 29-32.

9. Pavlov V. F., Kirpichev V. A., Vakulyuk V. S. Prognozirovanie soprotivleniya us-talosti poverkhnostno uprochnennykh detaley po ostatochnym napryazheniyam [Fatigue strength prediction for parts with strengtheded surface by residual stresses]. Samara: Izd-vo SNTs RAN, 2012, 125 p.

10. Radchenko V. P., Pavlov V. F. Prochnost' materialov i elementov konstruktsiy: tr. Mezhdunar. nauch.-tekh. konf. [Strength of materials and structural elements: proceedings of the International scientific and technical conference]. Kiev: IPP im. G. S. Pisarenko NAN Ukrainy, 2011, pp. 354-357.

11. Smyslov A. M., Smyslova M. K., Dubin A. I. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo aerokosmicheskogo universiteta imeni akademika S. P. Koroleva [Bulletin of Samara State Aerospace University]. 2011, no. 3 (27), part 2, pp. 227-232.

12. Kirpichev V. A., Bukatyy A. S., Filatov A. P., Chirkov A. V. Vestnik Ufimskogo gosudarstvennogo aviatsionnogo tekhnicheskogo universiteta [Bulletin of Ufa State Aviation technical University]. 2011, vol. 15, no. 4 (44), pp. 81-85.

Смыслов Анатолий Михайлович доктор технических наук, профессор, кафедра технологии машиностроения, Уфимский государственный авиационный технический университет (Россия, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. К. Маркса, 12).

E-mail: [email protected]

Смыслова Марина Константиновна

кандидат технических наук, доцент, кафедра оборудования и технологии сварочного производства, Уфимский государственный авиационный технический университет (Россия, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. К. Маркса, 12)

E-mail: [email protected]

Smyslov Anatoliy Mikhaylovich Doctor of engineering sciences, professor, sub-department of mechanical engineering technology, Ufa State Aviation Technical University (12 K. Marksa street, Ufa, the Republic of Bashkortostan, Russia)

Smyslova Marina Konstantinovna Candidate of engineering sciences, associate professor, sub-department of welding production equipment and technology, Ufa State Aviation Technical University (12 K. Marksa street, Ufa, the Republic of Bashkortostan, Russia)

Дубин Алексей Иванович кандидат технических наук, старший преподаватель, кафедра технологии машиностроения, Уфимский государственный авиационный технический университет (Россия, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. К. Маркса, 12)

E-mail: [email protected]

Dubin Aleksey Ivanovich Candidate of engineering sciences, senior lecturer, sub-department of mechanical engineering technology, Ufa State Aviation Technical University (12 K. Marksa street, Ufa, the Republic of Bashkortostan, Russia)

Сазанов Вячеслав Петрович

кандидат технических наук, доцент, кафедра сопротивления материалов, Самарский государственный аэрокосмический университет имени академика С. П. Королева (национальный исследовательский университет) (Россия, г. Самара, Московское шоссе, 34)

E-mail: [email protected]

Sazanov Vyacheslav Petrovich Candidate of engineering sciences, associate professor, sub-department of strength of materials, Samara State Aerospace University named after academician S. P. Korolyov (National Research University) (34 Moskovskoe highway, Samara, Russia)

Павлов Валентин Федорович

доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой сопротивления материалов, Самарский государственный аэрокосмический университет имени академика С. П. Королева (национальный исследовательский университет) (Россия, г. Самара, Московское шоссе, 34)

E-mail: [email protected]

Pavlov Valentin Fedorovich Doctor of engineering sciences, professor, head of sub-department of strength of materials, Samara State Aerospace University named after academician S. P. Korolyov (National Research University) (34 Moskovskoe highway, Samara, Russia)

УДК 621.787:539.319

Исследование влияния остаточных напряжений на сопротивление усталости лопаток газотурбинного двигателя с учетом фрактографиче-ских признаков / А. М. Смыслов, М. К. Смыслова, А. И. Дубин, В. П. Сазанов, В. Ф. Павлов // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Технические науки. - 2016. - № 1 (37). - С. 121-130.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.