ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ НА ДВИГАТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ ПОДРОСТКОВ С ДИАГНОЗОМ «ДЕТСКИЙ ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ» СПАСТИЧЕСКОЙ ФОРМЫ ДЕТЕЙ
В ВОЗРАСТЕ 6-12 ЛЕТ
Е.Ю. Дьякова, д-р мед. наук, доцент Н.Г. Бадион, магистрант Томский государственный университет (Россия, г. Томск)
DOI:10.24412/2500-1000-2024-11-1-109-113
Аннотация. По данным медицинской статистики количество детей с диагнозом детский церебральный паралич (ДЦП) увеличивается. При это у всех детей с данным диагнозом наблюдаются двигательные расстройства. Однако, при грамотном применении физической реабилитации у ребенка есть возможность развить свои двигательные способности. Целью данной работы было изучение влияния методов физической реабилитации на двигательные способности детей с диагнозом ДЦП. Занятия для детей с диагнозом ДЦП спастической формы проводились в течении 30 дней, для экспериментальной группы состояли из лечебной физкультуры (ЛФК) в течении 30 минут до обеда и 15 минут Бобат-терапия после обеда, а для контрольной группы -только занятия ЛФК. Эффективность совмещенной формы методов ЛФК и Бобат-терапии была доказана по следующим методикам: «Способность сидеть» (исследование 30 секунд), «Способность стоять» (исследование 30 секунд), «Способность ходить» (исследование 60 секунд, расстояние 10 метров), «Способность бросать мяч» (исследование 60 секунд, расстояние 2 метра). Результаты экспериментальной группы по всем перечисленным тестам были выше по сравнению с контрольной группой.
Ключевые слова: детский церебральный паралич, лечебная гимнастика, Бобат-терапия, подростки.
Как показывает медицинская статистика, год за годом количество детей с диагнозом детский церебральный паралич (ДЦП) увеличивается. Причинами ДЦП в основном являются поражения головного и спинного мозга, наступившие в период беременности, родов или в послеродовой период [1, 2, 3]. Двигательные расстройства наблюдаются у всех детей с ДЦП. При этом необходимо знать и оценивать важность того, что при грамотном применении физической реабилитации у ребенка есть возможность развить свои двигательные способности. Наиболее важно акцентировать внимание на реабилитации детей-инвалидов с диагнозом ДЦП на постоянной основе и в домашних условиях, поскольку только малая доля родителей проводит упражнения со своими детьми дома.
Цель исследования - изучить, как методы физической реабилитации действуют на оптимизацию двигательных способностей детей с диагнозом детский церебральный паралич спастической формы.
Организация и методы исследования
Для достижения поставленных целей были использованы следующие методы исследования: анализ научно-методической литературы, изучение медицинской документации, опрос и беседа, исследования физических способностей, педагогический эксперимент.
Занятия проводились среди двух групп подростков, в возрасте 6-12 лет, на базе ОГАУЗ «ДЦВЛ» г. Томск. Эксперимент, который проводился с января по март 2024 года, приняли участие 16 подростков. Первая группа контрольная (п=8), вторая группа экспериментальная (п=8).
Занятия представляли собой лечебную физическую культуру (ЛФК), совмещенную с Бобат-терапией. Бобат-терапия (нейродина-мическая реабилитация) является нейроразви-вающей практикой, целью которой является коррекция двигательных стереотипов, недостаточных движений [4]. Названием методики стала фамилия ее разработчиков - Берты и Карла Бобатов - врачей из Лондона.
Метод подразумевает, что психика и тело должны взаимодействовать, как следствие -лечить следует не отдельную часть тела, а весь организм в целом. Грамотно организованные занятия ЛФК в сочетании с Бобат-терапией, помогут улучшить уровень физических качеств.
Так, по мнению опрошенных родителей (55%), регулярные занятия улучшают координацию движений и восстановление двигательных функций, а также выносливость (36%), самостоятельность (8%) и 1% отмечают развитие силовых
В начале эксперимента для определения физического состояния подростков использовались следующие показатели: масса тела (кг), рост (м), степень спастичности мышц. Были проведены следующие тесты: оценка физической работоспособности с помощью пробы Руфье, антропометрические методы оценки физического развития.
В контрольной и экспериментальной группах до начала эксперимента различий по антропометрическому показателю (весу) не выявлено.
Оценку физической работоспособности подростков проводили с помощью пробы Руфье. Выявлено, что большинство подростков (48,7%) в контрольной и экспериментальной группах имели удовлетворительную оценку физической работоспособности, 36,2% имели средние показатели.
Для оценки уровня физического развития использовались следующие контрольные тесты: сгибание и разгибание рук лежа на полу; наклоны вперед из положения стоя с прямыми ногами на гимнастической скамье (от уровня скамьи).
Данные педагогических тестов, проводимых в контрольной и экспериментальной группах (табл. 1).
Таблица 1. Показатели двигательной подготовленности в исследуемых группах до педагогического эксперимента____
Педагогические нормативы Норма КГ (n=8) К± 111 ЭГ (n=8) Х+ 111 P
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу (кол-во раз) 2-10 12.6±1.95 12.7±1.96 >0,05
Наклон вперёд из положения стоя на гимнастической скамье (см) +2-+10 +2,3±0,55 +2,55±0,42 >0,05
^>0,05 — различия в группах не достоверны (^критерий Стьюдента).
Проанализировав результаты, полученные между группами до эксперимента, мы пришли к следующим выводам: до эксперимента группы не имели различий ни в одном контрольном тесте. Так, при сгибании и разгибании рук в упоре лёжа на полу ЭГ (79%) и КГ (78%) выполняли ниже нормы; наклоны вперёд из положения стоя ЭГ (74,5%) и КГ (77%) сделали почти одинаковое количество раз. Данные педагогического тестирования, проведенного в контрольной и экспериментальной группах, считаются однородными.
Далее были проведены занятия. Занятия для детей из экспериментальной группы проводились в течении 30 дней, состояли из ле-
чебной физкультуры в течении 30 минут до обеда и 15 минут Бобат-терапия после обеда. Для детей из контрольной группы проводились занятия по стандартной методике лечебной физической культуры.
Эффективность проведенного эксперимента оценивалась по следующим методикам: «Способность сидеть» (исследование 30 секунд), «Способность стоять» (исследование 30 секунд), «Способность ходить» (исследование 60 секунд, расстояние 10 метров), «Способность бросать мяч» ( исследование 60 секунд, расстояние 2 метра).
Результаты исследования представлены в таблицах 2-5.
Таблица 2. Результаты исследования «Способность сидеть» (исследование 30 ^ секунд)
Критерии оценки двигательных способностей и уровень его выполнения Дети контрольная группа(чел) Дети экспериментальная группа(чел) Дети контрольная группа(чел) Дети экспериментальная группа(чел)
До эксперимента После эксперимента
Сидит самостоятельно с упором на стопы, спина прямая, ноги параллельны (5 баллов) 0 0 0 1
Сидит самостоятельно с упором на стопы, спина прямая, ноги не параллельны (4 балла) 1 2 2 2
Сидит самостоятельно, отсутствует упор на стопы (3 балла) 4 3 3 4
Сидит с помощью взрослого (2 балла) 2 2 2 1
Отсутствует способность сидеть (1 балл) 1 1 1 0
Таблица 3. Метод исследования «Способность стоять» (исследование 30 секунд)
Критерии оценки двигательных способностей и уровень его выполнения Дети контрольная группа(чел) Дети экспериментальная группа(чел) Дети контрольная группа(чел) Дети экспериментальная группа(чел)
До эксперимента После эксперимента
Стоит самостоятельно без опоры, удерживает равновесие (5 баллов) 1 1 1 2
Стоит самостоятельно держась одной рукой (4 балла) 1 2 4 3
Стоит самостоятельно держась обеими руками (3 балла) 4 2 2 2
Стоит с помощью взрослого (2 балла) 1 2 0 1
Отсутствует способность стоять (1 балл) 1 1 1 0
Таблица 4. Результаты исследования «Способность ходить» (исследование 60 секунд, расстояние 10 метров)
Критерии оценки двигательных способностей и уровень его выполнения Дети контрольная группа (чел) Дети экспериментальная группа (чел) Дети контрольная группа (чел) Дети экспериментальная группа (чел)
До эксперимента После эксперимента
Ходит самостоятельно без опоры, удерживает равновесие (5 баллов) 1 1 1 2
Ходит самостоятельно с опорой (4 балла) 1 1 1 2
Ходит самостоятельно с опорой на две трости (3 балла) 3 3 3 3
Ходит с опорой на ходунки (2 балла) 2 2 3 1
Отсутствует способность ходить (1 балл) 1 1 0 0
Таблица 5. Результаты исследования «Способность бросать мяч» (исследование 60 секунд, расстояние 2 метра)_____
Критерии оценки двигательных способностей и уровень его выполнения Дети контрольная группа (чел) Дети экспериментальная группа (чел) Дети контрольная группа (чел) Дети экспериментальная группа (чел)
До эксперимента После эксперимента
Бросает мяч из-за головы правой и левой рукой прямо, дальше 2 м (5 баллов) 2 0 2 1
Бросает мяч из-за головы только одной рукой прямо, дальше 2 м (4 балла) 2 2 2 1
Бросает мяч из-за головы правой и левой рукой, до 2 м (3 балла) 2 2 3 3
Бросает мяч из-за головы до 2 м одной рукой, (2 балла) 2 2 1 1
Отсутствует способность бросать мяч (1 балл) 0 2 0 0
Испытания проводились в спортивном зале в стандартных условиях, на базе ОГАУЗ «ДЦВЛ» г. Томска.
Полученные результаты исследования показывают, что применение Бобат-терапии в сочетании с ЛФК являются очень эффективными для детей с детским церебральным параличом спастической формы.
Заключение
Согласно специально разработанной методике занятий с воспитанниками реабилитационного центра, следует учитывать индивидуальные физические способности ребенка, занятия проводить по принципу «от легкого к сложному». Физическая реабилитация детей с ДЦП должна проводиться комплексно и на постоянной основе (под руководством специ-
них условиях), что способствует оптимизации двигательных способностей. Для этого родители приглашаются на занятия, их консультируют, выдают памятку о проведении необходимого комплекса упражнений на дому.
Учет функциональных показателей детей с ДЦП в коррекции их двигательных нарушений, способствует более благоприятному восстановлению нарушенных двигательных характеристик.
Проведенное исследование доказывает, что целенаправленные, постоянные и регулярные индивидуальные занятия по разработанной и предложенной методике физической реабилитации ДЦП дают положительную динамику развития двигательных способностей детей с диагнозом ДЦП.
алиста реабилитационного центра и в домаш-
Библиографический список
1. Бадалян Л.О. Детские церебральные параличи / Л.О. Бадалян, Л.Т. Журба, О.В. Тимонина. -Киев: Здоровье. - 328 с.
2. Качесов В.А. Основы интенсивной реабилитации ДЦП. - М.: Медицина, 2001. - 401 с.
3. Хольц Р.А. Помощь детям с церебральным параличом. - М., 2006. - 390 с.
4. Ахметова Н.С. Основные положения Бобат-терапии / Н.С. Ахметова, Т.В. Варзина, А.А. Кизатова // Вестник КазНМУ. - 2014. - № 1-2. - С. 18-20.
INVESTIGATION OF THE INFLUENCE OF PHYSICAL REHABILITATION TECHNIQUES ON THE MOTOR ABILITIES OF ADOLESCENTS DIAGNOSED WITH CEREBRAL PALSY IN THE SPASTIC FORM OF CHILDREN AGED 6-12 YEARS
E.Yu. Dyakova, Doctor of Medical Sciences, Associate Professor N.G. Badion, Graduate Student Tomsk State University (Russia, Tomsk)
Abstract. According to medical statistics, the number of children diagnosed with cerebral palsy (cerebral palsy) is increasing. At the same time, all children with this diagnosis have motor disorders. However, with proper application of physical rehabilitation, the child has the opportunity to develop his motor abilities. The purpose of this work was to study the effect of physical rehabilitation methods on the motor abilities of children diagnosed with cerebral palsy. Classes for children diagnosed with spastic cerebral palsy were conducted for 30 days, for the experimental group they consisted of physical therapy (physical therapy) for 30 minutes before lunch and 15 minutes of Bobat therapy after lunch, and for the control group - only physical therapy classes. The effectiveness of the combined form of physical therapy and Bobat therapy methods has been proven by the following methods: "The ability to sit" (study of 30 seconds), "The ability to stand" (study of 30 seconds), "The ability to walk" (study of 60 seconds, distance of 10 meters), "The ability to throw a ball" (study of 60 seconds, distance 2 meters). The results of the experimental group on all the listed tests were higher compared to the control group.
Keywords: cerebral palsy, therapeutic gymnastics, Bobat therapy, adolescents.