УДК: 616.216.2-796.42
ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ МЕДИТАТИВНОЙ ТЕХНИКИ НА СВОЙСТВА ВНИМАНИЯ ПОСЛЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР И ПРИМЕНЕНИЯ ОТВЛЕКАЮЩЕГО
ФАКТОРА
А. С. Янина1, Л. В. Капилевич1' 2
Национальный исследовательский Томский политехнический университет, г. Томск, Российская федерация;
2Национальный исследовательский Томский государственный университет, г. Томск, Российская Федерация
РЕЗЮМЕ
Цель исследования - поиск методов снижения влияния компьютерных игр и отвлекающих факторов на свойства внимания.
Материал и методы исследования. 30 обследуемым проведено тестирование внимания методикой «таблицы Шульте» компьютерным комплеком для психофизиологического тестирования НС-Психотест (ООО «Компания Нейрософт», Россия, г. Иваново) в покое, в покое с отвлекающим фактором (динамоментом), после 15 минутной игры, после игры с динамометром, после медитации и после медитации с динамометром.
Результаты исследования. Концентрация внимания после медитации статистически значимо улучшается в группе опытных практикующих, в группе новичков практически не меняется, но влияние отвлекающего фактора значимо ниже. После медитации в группе профессионалов показатель психической устойчивости значимо улучшается. Но одновременное удержание динамометра оказывает отрицательное воздействие. Степень врабатываемости значимо улучшается после медитации, при использовании отвлекающего фактора.
Заключение. Использование медитативной техники после компьютерных игр и применения отвлекающего фактора улучшает свойства внимания. Рекомендуется использование медитативной техники кундалини йоги в сферах, требующих максимальной сосредоточенности при получении информации с экранов мониторов.
STUDY ON THE EFFECT OF MEDITATIVE TECHNIQUES ON THE PROPERTIES OF ATTENTION AFTER COMPUTER GAMES AND USE OF DISTRACTION
A.S. Yanina, L.V. Kapilevich
SUMMARY
The aim of research - the search for methods for reducing the impact of computer games and distractions on the properties of attention.
Material and methods. Group of 30 volunteers was surveyed using method «tables Schelte» using computer complex psychophysiological testing HC-the psychological test («Neurosoft», Russia, Ivanovo) alone, alone with distraction (dynamometer), after 15 minutes of the game, after the game with a dynamometer, after meditation and after the meditation with using of dynamometer.
Results of the research. Concentration after the meditation was improved statistically significantly for the group of experienced practitioners, in a group of newcomers it does not change, but the impact of distracting factor was significantly lower. Indicator of mental stability significantly improves after the meditation in the group of professionals. But distraction factor as dynamometer has a negative impact. The degree of getting over work significantly improved after meditation with distraction factor.
Conclusion. The use of meditation techniques after computer games and use of distraction improves the properties of attention. It is recommended to use meditative techniques of Kundalini yoga in situations that require maximum concentration when receiving information from screens of monitors.
Ключевые слова: медитативные техники, свойства внимания, кундалини йога
Стремительное ускорение темпа, резкая смена жизненных обстоятельств на сегодняшний момент времени является широко встречающимся фактором человеческой жизнедеятельности. Что в свою очередь приводит к феномену попадания в реальность, незнакомую прошлому поколению, в результате которого современному человеку приходится сталкиваться со следствиями ситуаций травмирующего, экстремального и как итог стрессового воздействия и усталости [7]. В современной психологии выделяют два вида усталости - психологическую, которая является аналогом апатии и физиологическую,
возникающую как следствие чрезмерной физической нагрузки. В свою очередь причиной низкой производительности труда, травматизма могут служить оба вида усталости. Как результат развития утомления изменения наблюдаются в мышечной, вегетативной и в психической сфере. Снижение чувствительности рецепторов объясняется меньшим выделением ацетилхолина в сенсорной сфере, что приводит к падению интенсивности внимания, затруднению его распределения и переключения. А наступление физического утомления проявляется в виде нарушении координаций движений,
2016, т. 6, №2
КРЫМСКИЙ ЖУРНАЛ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ И КЛИНИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЫ
возникновения дополнительных лишних движений, замедлении точности и быстроты реагирования [2]. Поскольку внимание является основой психики и принимает активной участие в жизнедеятельности человека [3], успех или неудачу, во многом определяет именно это свойство. Особенно важно уметь справляться с утомлением в спорте, т.к. соревновательная деятельность приводит к утомлению нервной системы, провоцирую психоэмоциональную перегрузку и повышению тревожности спортсмена, выражаемую в ускоренном восприятии временного интервала [4] Психологическая подготовка необходима для адекватного построения тренировочного процесса и достижения результатов в соревновательной деятельности [6].
Поэтому актуальность поиска методов, позволяющих бороться с данными столь значимыми проблемами, является на сегодняшний момент востребованной и необходимой. Появление результатов благоприятного воздействия медитативных техник на разные уровни физиологической и социальной деятельности человека позволяет с интересом рассматривать данный метод, который совсем недавно было сложно представить в области психотерапии и медицине [1, 5], однако известный ещё древним культурам Востока.
МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ
Исследование проводилось на базе Томского Государственного Университета, в исследовании приняли участие 30 обследуемых 25-45 лет, 12 мужчин и 18 женщин. Все участники были разделены на три группы в зависимости от опыта медитативных практик. Первую группу составили добровольцы, не имеющие опыта медитации, во вторую группу вошли практикующие кунда-лини йогу в общих классах (1-3 раза в неделю), в третью группу были объединены учителя йоги, практикующие не менее трех лет и имеющие ежедневные практики. Из исследования исключались лица в анамнезе имеющие травмы головы, т.е. в выборку вошли относительно здоровые практикующие. Для исключения искажений свойств внимания, обследуемые не допускались до тестирования при нетипичном для них состоянии, такими, как утомление, болезнь, чрезмерное бодрствование. Свойства внимания оценивались с помощью компьютерного комплекса для психофизиологического тестирования НС-Психотест (ООО «Компания Нейрософт», Россия, г. Иваново) методикой «таблицы Шульте» в компьютерной реализации, представляющая собой набор цифр (от 1 до 25), расположенных в случайном порядке и структурированных в виде таблиц. Испытуемому предлагалось показать и
назвать в возрастающей последовательности цифры на пяти подряд следующих неидентичных таблицах Шульте, в общей сложности шесть раз. Первый тест проводился в покое, затем добавлялся отвлекающий фактор в виде удержания во время теста динамометра на максимально возможном уровне. Вторым этапом была компьютерная игра в течение 15 минут, затем исследование повторялось в покое и при отвлекающем факторе. Третьим этапом была медитативная техника, в качестве которой была выбрана Киртан крия, в которой повторяется мантра вслух, шепотом и про себя с визуализацией звуков, по завершении медитации тестирования повторялось. Статистическая обработка данных выполнялась в программе IBM SPSS Statistics 20.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
По результатам проведенного тестирования были построены диаграммы изменения концентрации внимания, психической устойчивости и степени врабатывае-мости, данные представлены на рис.1, 2, 3.
Концентрация внимания определяет интенсивность сосредоточения на объекте, зависит и от сопротивляемости отвлекающим факторам (помехоустойчивости). Значение данного показателя ниже 40 является высоким, внимание концентрируется достаточно, 40-50 - средним, выше 50 - низким, внимание концентрируется недостаточно.
Из рис.1. видно, в группе новичков концентрация внимания статистически значимо повышается при удержании динамометра, как в покое, так и после игры, и после медитации, что является отвлекающим фактором и свидетельствует об отрицательном влиянии. Особенно это проявляется после 15-минутной игры, однако после игры в сравнении с покоем без отвлекающего фактора концентрация внимания имеет лучший показатель. После медитации концентрация внимания практически не меняется, но влияние отвлекающего фактора значимо ниже.
Для средней группы значимое отрицательное влияние отвлекающего фактора на концентрацию внимания прослеживается лишь после игры. После медитации показатели повышаются, что говорит о некотором снижении концентрации внимания, но при этом сглаживается влияние отвлекающего фактора, который практически не влияет на динамику показателя.
Интересная особенность наблюдается в группе опытных медитирующих, где повышение показателя при наличии отвлекающего фактора отсутствует, а после медитации наоборот концентрация внимания улучшается, в виде статисти-
чески значимого снижения показателя, что свидетельствует о хорошей помехоустойчивости.
Психическая устойчивость или выносливость - сохранение продуктивного функционирования психики в кратковременной или длительной напряженной ситуации, высокий уровень которой чаще всего не зависит от внешних причин, а зависит от человека и его самоорганизации [3]. Показатель результата меньше 1,0 свидетельствует о хорошей психической устойчивости, соответственно, чем выше данный показатель, тем хуже психическая устойчивость испытуемого к выполнению задания.
На рис. 2 отображена динамика психической устойчивости групп в процессе исследования. В группе новичков, при использовании отвлекающего фактора, в покое показатель психической устойчивости значимо снижается, что может свидетельствовать о способе улучшить это свойство внимания. Для групп новичков и средних, после игры, характерно снижение психической устойчивости при использовании динамометра, а в группе профессионалов - наоборот её улучшение. Также в группе профессионалов статистически значимое снижение показателя после медитации, что является положительным влиянием на психи-
ческую устойчивость. Однако одновременно с этим прослеживается ухудшение показателя при использовании отвлекающего фактора.
Степень врабатываемости отражает степень подготовки испытуемого к основной работе, результат меньше 1,0 - показатель хорошей врабатываемости, соответственно, чем больше показатель превышает 1,0, тем больше испытуемому требуется подготовка к основной работе.
Из рис.3 видно, что для группы новичков характерно снижение результата при использовании динамометра после игры, а после медитации этот показатель значимо улучшается, даже в сравнении с покоем. Но без использования отвлекающего фактора несколько хуже.
Для средней группы медитативная техника не оказывает положительного влияния на степень врабатываемости, а наоборот снижает показатель, увеличивая его значение, тогда, как игра улучшает его.
В группе учителей йоги ситуация противоположная, после игры показатель становится значимо хуже, а влияние отвлекающего фактора отсутствует. Но после медитации степень врабатываемости в этой группе с использованием динамометра значимо улучшается.
Рис. 1. Динамика концентрации внимания групп в процессе исследования
Примечание. 1 - в покое, 2 - в покое с динамометром, 3 - после игры, 4 - после игры с динамометром, 5 - после медитации, 6 - после медитации с динамометром.
новички средние профессионалы
Рис. 2. Динамика психической устойчивости групп в процессе исследования Обозначения те же, что и на рис. 1.
2016, т. 6, №2
КРЫМСКИЙ ЖУРНАЛ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ И КЛИНИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЫ
Рис. 3. Динамика степени врабатываемости групп в процессе исследования Обозначения те же, что и на рис. 1.
ВЫВОДЫ
Таким образом, в результате проведенного исследования выявлено влияние медитативной техники на способность к более успешной сопротивляемости воздействию отвлекающих факторов, прежде всего это проявляется в повышении концентрации внимания опытных медитирующих при их применении, что проявляется даже в первом опыте применения медитативной техники в группе новичков. Показатель психической устойчивости в группе профессионалов улучшается, что является положительным влиянием на психическую устойчивость. После медитации у новичков степень врабатываемости улучшается даже в сравнении с покоем. Однако на среднюю группу не оказывает положительного влияния, но в группе опытных медитирующих после медитации степень врабатываемости с использованием отвлекающего фактора значимо улучшается.
Из этого следует, что медитативная техника кундалини йоги оказывает положительное влияние на свойства внимания при работе с компьютерами, а так же при наличии отвлекающих факторов. Поэтому медитативную технику можно рекомендовать в таких профессиональных сферах, где требуется максимальная сосредоточенность при получении информации с экранов мониторов, к примеру - авиадиспетчерам, бухгалтерам, инженерам, операторам машин на производственных линиях, с целью улучшения качества работы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Афанасьев С.В. Медитация в психологической работе с проблемами социально-психологической адаптации. Молодой ученый. 2014; 3: 764-766.
2. Ильин Е.П. Психофизиология состояний человека - СПБ.: Питер, 2005.
3. Кандыбович С.Л., Секач М.Ф. Психическая устойчивость человека. Человеческий капитал. 2013; 9 (57): 159-166.
4. Коваленко Е.В., Ляпин В.А. Сравнительный анализ отдельных психофизиологических реакций в соревновательной деятельности у спортсменов, занимающихся различными видами восточных единоборств. Современные проблемы науки и образования. 2013; №5: 66-67.
5. Омельяненко В.И. Комплексная интегратив-ная методика динамической медитации с дыханием буддистов при невротических реакциях. Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. 2014; 2: 42-47.
6. Родионов А.В. Психологические проявления механизмов адаптации спортсменов к нагрузкам. Теория и практика физической культуры. 2008; 9: 15-17.
7. Спивак Л.И. Измененные состояния сознания у здоровых людей (постановка вопроса, перспективы исследований). Физиология человека. 1988; 1: 138-147.
REFRENCES
1. Afanasyev S. V. Meditation in psychological work with problems of a social-psychological adaptation. Young scientist. 2014; 3: 764-766. (in Russian).
2. Ilyin E.P. Psychophysiology conditions of the person. St. Petersburg, Piter Publ., 2005. (in Russian).
3. Kandybovich S. L., Sekach M. F. Mental stability of the person. Human capital. 2013; 9 (57): 159-166. (in Russian).
4. Kovalenko E.V., Lyapin V.A. The comparative analysis of selected psychological reactions in competitive activity in athletes involved in various forms of oriental martial arts. Modern problems of science and education. 2013; 5: 66-67. (in Russian).
5. Omelyanenko V. I. Complex integrated method of dynamic meditation with Buddhists breathing in case of neurotic reactions. Pedagogics, psychology, medical-biological problems of physical training and sports. 2014; 2: 42-47. (in Russian).
6. Rodionov A.V. Psychological manifestations of adaptation to loadings in athletes. Theory and Practice of Physical Culture. 2008; 9: 15-17. (in Russian).
7. Spivak L.I. Altered states of consciousness in healthy people (statement of the problem, research perspectives). Human Physiology. 1988; 1: 138-147. (in Russian).