Научная статья на тему 'Исследование влияния гидрои термодинамических процессов в дегазационных газопроводах на качество метановоздушной смеси, извлекаемой из угольных шахт'

Исследование влияния гидрои термодинамических процессов в дегазационных газопроводах на качество метановоздушной смеси, извлекаемой из угольных шахт Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
121
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕГАЗАЦИЯ / ТЕПЛООБМЕН / HEAT TRANSFER / КОНДЕНСАЦИЯ / CONDENSATION / ГИДРАВЛИЧЕСКОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ / HYDRAULIC FRICTION / ПОДЗЕМНЫЙ ВАКУУМНЫЙ ГАЗОПРОВОД / UNDERGROUND VACUUM GAS TRANSMISSION LINE / МЕТАНОВОЗДУШНАЯ СМЕСЬ / AIR-AND-METHANE MIXTURE / METHANE DRAINAGE

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Малашкина Валентина Александровна

Рассмотрены особенности изменения качества метановоздушной смеси, извлекаемой из угольных шахт, под влиянием гидрои термодинамических процессов в подземных вакуумных газопроводах. В настоящее время применение эффективных способов дегазации ис-точников газовыделения позволяет получать метановоздушную смесь на выходе из дегазационных скважин с высокой концентрацией метана. Сохранить достигнутый уровень качества каптируемой метановоздушной смеси при ее транспортировании от скважин до вакуум-насосной станции и последующей утилизации не представляется возможным. Таким образом, обоснование и определение рациональных гидрои термодинамических режимов движения метановоздушной смеси по подземному вакуумному дегазационному трубопроводу для повышения безопасности ведения горных работ, безостановочной работы выемочного комплекса и использования каптируемого метана является первостепенной задачей при проектировании систем дегазационных газопроводов угольных шахт

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Малашкина Валентина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Research of influence of hydro-and thermodynamic processes in the degassing pipelines on the quality of a methane-air mixture,involved from coal mines

The article is devoted to changes in the quality of methane-air mixture extracted from coal mines, under the influence of hydroand thermodynamic processes in underground vacuum gas pipelines. At present, the use of effective methods of degassing sources of gas emission allows to receive a methane-air mixture at you-the course of degasification wells with high methane concentrations. To maintain the current level of quality of captured methane-air mixture during its transportation from the wells to the vacuum pump station and further recycling is not possible. Thus, the rationale and definition of rational hydro and thermodynamic driving modes of methane-air mixture at underground vacuum degassing of pipe-line for increase of safety of conducting mountain works, azotnogotion of the work of the mining complex and utilization of captured methane explosion is paramount when designing systems degasification of coal mine gas pipeIines

Текст научной работы на тему «Исследование влияния гидрои термодинамических процессов в дегазационных газопроводах на качество метановоздушной смеси, извлекаемой из угольных шахт»

- © В.А. Малашкина, 2014

УДК 622.411.33:533.17

В.А. Малашкина

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ГИДРО-И ТЕРМОДИНАМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В ДЕГАЗАЦИОННЫХ ГАЗОПРОВОДАХ НА КАЧЕСТВО МЕТАНОВОЗДУШНОЙ СМЕСИ, ИЗВЛЕКАЕМОЙ ИЗ УГОЛЬНЫХ ШАХТ

Рассмотрены особенности изменения качества метановоздушной смеси, извлекаемой из угольных шахт, под влиянием гидро- и термодинамических процессов в подземных вакуумных газопроводах.

В настоящее время применение эффективных способов дегазации ис-точников газовыделения позволяет получать метановоздушную смесь на выходе из дегазационных скважин с высокой концентрацией метана. Сохранить достигнутый уровень качества каптируемой метановоздушной смеси при ее транспортировании от скважин до вакуум-насосной станции и последующей утилизации не представляется возможным. Таким образом, обоснование и определение рациональных гидро- и термодинамических режимов движения метановоздушной смеси по подземному вакуумному дегазационному трубопроводу для повышения безопасности ведения горных работ, безостановочной работы выемочного комплекса и использования каптируемого метана является первостепенной задачей при проектировании систем дегазационных газопроводов угольных шахт

Ключевые слова: дегазация, теплообмен, конденсация, гидравлическое сопротивление, подземный вакуумный газопровод, метановоздушная смесь.

Рост глубины разработки угольных месторождений влечет за собой увеличение количества метана, выделяющегося из угольных пластов, вмещающих пород, спутников угольных пластов и выработанного пространства в горные выработки.

В то же время еще более актуальной является задача обеспечения безопасности труда горнорабочих и безостановочного технологического процесса выемки угля за счет поддержания величины содержания метана в атмосфере подземных выработок в пределах установленных норм [1].

Неудовлетворительная работа дегазационных установок шахт обусловлена в значительной мере их нерациональными режимами работы, возникающими из-за снижения герметичности устьев дегазационных скважин и соединений звеньев труб подземного ва-

куумного газопровода, приводящих к увеличенным подсосам воздуха из атмосферы горных выработок внутрь системы, а также скоплениями в пониженных местах дегазационного трубопровода конденсата, угольной, породной пыли и продуктов коррозии, что из-за роста сопротивления трубопроводной сети приводит к необходимости включения в работу дополнительного числа вакуум-насосов. Очень часто нерациональные режимы работы дегазационной установки являются следствием недостаточно объективных расчетов выполненных на стадии проектирования, а это значит, что ряд факторов, оказывающих влияние на качество и количество подаваемой на поверхность метановоздушной смеси из горных выработок не учтены в расчетах, проектах и рабочих характеристиках системы дегазации.

В настоящее время применение эффективных способов дегазации источников газовыделения позволяет получать метановоздушную смесь на выходе из дегазационных скважин с высокой концентрацией метана. Но сохранить достигнутый уровень качества каптируемой метановоздушной смеси при ее транспортировании от скважин до вакуум-насосной станции и последующей утилизации не представляется возможным.

Таким образом, обоснование и определение рациональных гидро- и термодинамических режимов движения метановоздушной смеси по подземному вакуумному дегазационному трубопроводу для повышения безопасности ведения горных работ, безостановочной работы выемочного комплекса и использования каптируемого метана является первостепенной задачей при проектировании систем дегазационных газопроводов угольных шахт.

Метан, как побочный продукт угледобывающей промышленности, является высококалорийным топливом, и необходимость соблюдения требований, предъявляемых потребителем к транспортируемой метановоздушной смеси, отражается на поддержании требуемых параметров каптируемой смеси. Основными из них являются концентрация метана в смеси (не менее 45%) и стабильный расход метановоздушной смеси [2]. Для работы установки с наименьшими потерями по разрежению, создаваемому вакуум-насосами дегазационная система должна обладать минимальным гидравлическим сопротивлением трубопроводной сети и качественной герметизацией всех элементов и узлов системы, в целях исключения притечек воздуха из окружающей атмосферы горных выработок в систему вакуумных газопроводов. Производительность всей дегазационной системы в значительной мере за-

висит от пропускной способности газопровода, которая может существенно снизиться из-за скоплений воды с примесями угольной и породной пыли в местах прогибов, так как здесь происходит снижение проходного сечения труб и, как следствие, увеличение сопротивления трубопроводной сети.

При отсутствии скоплений капельной жидкости в вакуумном газопроводе на качество работы дегазационной сети влияет ее гидродинамическое сопротивление. В связи с наличием вышеперечисленных недостатков в работе дегазационной системы потери создаваемого вакуум-насосами разрежения больше расчетных. На величину падения давления по длине подземного газопровода влияет ряд факторов: гидродинамическое сопротивление трубопровода, подсосы воздуха в систему, длина трубопроводной сети. Сопротивление трубопровода характеризуется коэффициентом Дарси X, влияние которого на величину изменения давления в системе определяется зависимостью

Р1 - Р 2 = -

8Х1

2-

Р1 - Р2 Р1п2<

Р1

О2

гг

где Р1, Р2, - абсолютное давление в вакуумном трубопроводе соответственно в начале и конце участка, Па; 1 - длина участка, м; р1 - плотность метановоздушной смеси в начале участка, кг/м3; < - диаметр трубопровода на участке, м; От - массовый расход метановоздушной смеси на участке, кг/с; X - коэффициент Дарси.

Гидродинамический режим движения каптируемой метановоздушной смеси по вакуумному трубопроводу - турбулентный соответствующий квадратичной области [3]. Основную роль в образовании потерь энергии при турбулентном течении играют перемешивание и рассеивание кинети-

ческой энергии завихренных частиц. При транспортировании каптируемой метановоздушной смеси по вакуумному трубопроводу от скважин на поверхность в результате подсосов воздуха внутрь системы из окружающей шахтной атмосферы плотность и динамическая вязкость смеси увеличиваются (массовый расход метана при этом остается постоянным), а температура - уменьшается в результате теплообмена с окружающей средой, что влияет на сопротивление трубопроводной сети. Но такая зависимость не одинакова. Для новых труб с низкой шероховатостью изменение динамической вязкости смеси в результате подсосов воздуха в трубопровод влияет на величину коэффициента Дарси меньше, чем для старых. Таким образом при увеличении содержания метана в метановоз-душной смеси при любой шероховатости внутренних стенок труб значение величины коэффициента Дарси уменьшается. Влияние коэффициента Дарси на скорость движения мета-новоздушной смеси для разных диаметров трубопровода при одном и том же массовом расходе различно. В трубах с большими диаметрами коэффициент Дарси меньше, т. к. здесь силы инерции преобладают над турбулентной вязкостью. Можно сделать вывод, что с увеличением диаметра трубопровода уменьшается значение величины коэффициента Дарси, отражающего сопротивление вакуумного трубопровода. При этом падение давления при одних и тех же длине газопровода и массовом расходе смеси - уменьшается.

Следовательно правильно выбранные режимы работы дегазационных установок с учетом гидро- и термодинамических процессов в системе подземных вакуумных газопроводов существенно влияют на их пропускную способность.

Установлено что, при подаче, каптируемой из угольных шахт, метановоздушной смеси от скважин на поверхность в подземном дегазационном трубопроводе имеет место процесс вынужденного конвективного теплообмена сопровождающийся конденсацией паров воды в условиях вакуума в присутствии смеси неконденсирующихся газов: воздуха и метана (в газовой смеси имеются также и другие неконденсирующиеся газы, но их содержание незначительно).

Метановоздушная смесь, откачиваемая из дегазационных скважин угольных шахт, представляет собой смесь отдельных газов, не вступающих между собой ни в какие химические реакции. Каждый газ в смеси независимо от других газов полностью сохраняет свои свойства и ведет себя так, как если бы он один занимал весь объем смеси.

Процесс конденсации водяного пара в подаваемой от скважин на поверхность или к потребителю метано-воздушной смеси от дегазации имеет ряд особенностей: конденсация происходит в условиях вакуума; процесс конденсации имеет место в постоянно движущейся метановоздушной смеси; содержание метана в неконденсирующейся части газовой смеси может изменяться от 0 до 100% (при этом массовый расход метана является постоянным); в метановоздушной содержится вода в виде капель, уголь и породная пыль; содержание воздуха в неконденсирующейся части метано-воздушной смеси может изменяться от 0 до 100% и при наличии притечек воздуха из внешней среды увеличивается по ходу движения от дегазационных скважин к вакуум-насосной станции; с наружной стороны подземный дегазационный трубопровод обтекается постоянно движущимся воздухом шахтной атмосферы, скорость которого также изменяется от 0 до

4 м/с в зависимости от расположения горной выработки; температура воздуха окружающей шахтной атмосферы также изменяется от 14-16 °С до 35-38 °С.

Общее давление газовой смеси в этом случае на основании закона

Дальтона определяется р = р + р + р

1 с 1 п 'в ' м

где рс, рп, рв, рм - давление соответственно общее смеси, парциальное водяного пара, парциальное сухого воздуха, парциальное метана, Па.

В процессе конденсации пара из паровоздушной смеси относительное содержание пара в слое, прилегающем к конденсатной пленке на внутренней поверхности трубопровода, и его парциальное давление рп снижаются. Снижается также и температура газовой смеси. Создается разность температур пара в ядре потока и поверхности конденсатной пленки. У стенки создается зона с повышенным содержанием воздуха. Слой смеси, обращенный к конденсатной пленке и насыщенный воздухом, тормозит частицы пара, направляющиеся к поверхности конденсации. Частицы пара проникают к поверхности конденсации лишь за счет молекулярной и турбулентной диффузии. Интенсивность протекания последней зависит от гидродинамических условий.

На поверхности с температурой ниже температуры насыщения пара возможны два вида конденсации: пленочная и капельная, то есть конден-сатный слой может иметь вид сплошной пленки или отдельных капель (в этом случае конденсат не смачивает поверхность охлаждения).

Интенсивность теплоотдачи при капельной конденсации в 5-20 раз больше, чем при пленочной, так как при последней теплообмен идет через слой конденсата, имеющего значительное тепловое сопротивление. В рассматриваемом случае имеет

место пленочная конденсация паров воды.

Если при конденсации метановоз-душная смесь движется с определенной скоростью, то на границе раздела фаз возникает трение между паром и конденсатной пленкой. Сила трения в зависимости от величины и направления может ускорять или замедлять стекание пленки конденсата. Увеличение скорости смеси способствует усилению механического воздействия и возникновению возмущений пленки. Происходит процесс ее турбули-зации. Растет интенсивность процесса теплообмена.

Экспериментальные исследования ряда отечественных ученых показали, что увеличение скорости газового потока при наличии небольшого количества воздуха в конденсирующемся паре значительно интенсифицирует процесс теплообмена.

Наличие в движущемся конденсирующемся паре жидкости в виде капель или частиц пыли также положительно отражается на интенсификации процесса теплообмена. Установить характер влияния, содержащейся в метановоздушной смеси, угольной и породной пыли, а также капельной жидкости, выносимых потоком газа из дегазационных скважин, практически затруднительно, так как их количество постоянно изменяется в зависимости от количества одновременно эксплуатируемых скважин, разрежения в их устье и других локальных причин.

Величина разрежения в подземном дегазационном трубопроводе обычно изменяется от 0 до 67 кПа. Число Кнудсена, характеризующее соизмеримость средней длины свободного пробега молекул с характерным линейным масштабом течения, для этих условий меньше 10-3, поэтому при рассмотрении процесса теплообмена в дегазационном трубопроводе можно пренебречь дискретным строением газа.

Исходя из проведенного анализа факторов, определяющих особенности процесса теплообмена можно еще раз подтвердить вывод, что в системе подземных дегазационных трубопроводов имеет место процесс вынужденного конвективного теплообмена при вакуумной конденсации паров воды в присутствии воздуха и метана. Математическое описание процессов такого рода, как известно, состоит из: уравнения теплопроводности; уравнения движения; уравнения сплошности; уравнения теплоотдачи; условий однозначности.

Анализируя особенности процесса конвективного теплообмена, имеющего место в подземных дегазационных газопроводах, приходим к выводу, что в рассматриваемом случае теплотой трения газа можно пренебречь.

Принято считать, что если скорость газа или газовой смеси меньше четвертой части скорости звука, то к газам можно применять законы движения и теплоотдачи, полученные для несжимаемой жидкости.

В подземных дегазационных трубопроводах метановоздушная смесь движется со скоростью не более 2025 м/с, поэтому, если при движении газа и возникают разности давления, небольшие по сравнению с его абсолютным давлением, то изменения объема получаются малыми, и такие потоки газа можно считать несжимаемыми.

Уравнение подобия для процесса вынужденного конвективного теплообмена, происходящего в подземном вакуумном дегазационном газопроводе, будет иметь вид

Ми = {(Ив, Рг) ,

где Ми - число Нуссельта, характеризующее интенсивность процесса теплообмена; Ив - число Рейнольдса, характеризующее гидродинамический режим потока; Рг - число Прандтля -

теплофизическая характеристика теплоносителя.

Это уравнение можно представить в следующем виде

а =

X

VI цС

Л

X

где а - коэффициент теплоотдачи влажной метановоздушной смеси, Вт/м2К; 1 - характерный геометрический размер системы, м; X - коэффициент теплопроводности влажной ме-тановоздушной смеси, Вт/м К; V - характерная, обычно средняя скорость метановоздушной смеси в начальном сечении системы, м/с; V - кинематическая вязкость метановоздушной смеси, м2/с; ц - динамическая вязкость смеси, Па с; С - коэффициент удельной теплоемкости влажной мета-новоздушной смеси, Дж/кгК.

Экспериментально было установлено, что величина числа Нуссельта для характерных условий эксплуатации подземных вакуумных дегазационных газопроводов (содержание метана в газовой смеси а = 0-100%;

м 1

температура смеси Т = 277-313 К; скорость метановоздушной смеси в подземном вакуумном газопроводе V = 2-25 м/с) изменяется в пределах от 0,1 до 75. Также можно сделать

Рис. 1. График зависимости № = { (Яе, ам) :

1 - а = 0,1; 2 - а = 0,5; 3 - а = 0,7;

м ' ' м ' ' м ' '

4 - а = 0,9

Рис. 2. График зависимости № = «Р, О)

1 - О1 = 28 м3/мин; 2 - О1 = 24 м3/мин; 3 - О1 = 20 м3/мин; 4 - 01 = 12 м3/мин; 5 - О1 = 5 м3/мин

N11

/

1 ч у.

//

г//

э 1

Рис. 3. График зависимости

= Ца„ О)

1 - О1 = 28 м3/мин; 2 - О1 = 24 м3/мин; 3 - О1 = 20 м3/мин; 4 - О1 = 16 м3/мин; 5 - О1 = 12 м3/мин

вывод о том, что чем больше содержание метана в метановоздушной смеси (рис. 1), тем интенсивнее происходит процесс теплообмена при одинаковом гидродинамическом режиме движения газа.

Таким образом, для снижения количества конденсата, образующегося в процессе движения влажной мета-новоздушной смеси по подземному вакуумному газопроводу от скважин на поверхность или к потребителю в условиях относительно постоянного температурного режима, необходимо стремиться к повышению содержания метана в каптируемой метановоздуш-ной смеси, а также снижению подсосов воздуха из окружающих горных выработок через неплотности соединений звеньев труб.

Влияние теплофизических характеристик влажной метановоздушной смеси на интенсивность процесса теплообмена, имеющего место в подземных системах дегазации угольных шахт при различных гидродинамических режимах движения газовой смеси отражено на рис. 2.

С увеличением количества метановоздушной смеси, подаваемой на поверхность по подземным трубо-

проводам с постоянными конструктивными параметрами, растет интенсивность процесса теплообмена при одинаковых теплофизических характеристиках газовой смеси (удельная теплоемкость, теплопроводность, динамическая вязкость). Величина числа Прандтля растет с увеличением содержания метана в метановоздушной смеси, при этом значения динамической вязкости и теплопроводности снижаются, а удельной теплоемкости - растут.

График зависимости, представленный на рис. 3 еще раз подтверждает мнение о том, что с ростом содержания метана в каптируемой метановоз-душной смеси интенсивность процесса теплообмена, а следовательно и конденсации растет.

Процесс конденсации паров воды при движении каптируемой метано-воздушной смеси от скважин на поверхность отсутствует, если числа Нуссельта имеют значения меньше чем, определяемые по следующей зависимости на 10-15%.

Мы = 0,008

цС

Это означает, что в пониженных местах подземного вакуумного дегазационного газопровода не будет скапливаться конденсат, образующий водяные пробки, что вызывает сбои в работе систем дегазации угольных шахт. Обеспечение такого теплового режима возможно при охлаждении газовой смеси у скважин до температуры, определяемой в каждом случае.

Таким образом гидродинамический режим движения метановоздуш-ной смеси в подземных вакуумных газопроводах для обеспечения непрерывной подачи каптируемой из дегазационных скважин метановоздушной смеси на поверхность или к потребителю должен определяться с учетом интенсивности происходящих в системе тепловых процессов.

Величина эквивалентного диаметра любого участка газопровода с учетом пропускной способности, коэффициент сопротивления этого участка и критерии Рейнольдса, Эйлера и Нуссельта, характеризующие гидродинамический режим движения влажной метановоздушной смеси по участку газопровода, определяются системой уравнений

ч 0,25

Л Ай

X = 0,11

'д + 68

+ Ив у

< = 55

1,62 от2; ял X

2 2 РГ - Р22

Яв = 3,75 • 104ам003ОС Р2009Т2-04<-10

Ей = 2553 а!32О;-1'96 Ми = 0,008

/ \0,99 .3,91

(Р1 - Р2 ) <

1,16 1 | I ЦС ^

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

V

I X у

где X - коэффициент гидравлического трения (коэффициент Дарси);

А - эквивалентная шероховатость поверхности стенок труб, м; <1 - эквивалентный диаметр любого участка газопровода с учетом его пропускной способности, м; И1 - газовая постоянная влажной метановоздушной смеси, Дж/кгК; V - скорость метановоздуш-ной смеси, м/с; 1 - характерный геометрический размер системы, м; V - коэффициент кинематической вязкости метановоздушной смеси, м2/с; X - коэффициент теплопроводности среды, Вт/мК; ц - коэффициент динамической вязкости метановоздушной смеси, Пас; Ср - удельная теплоемкость влажной метановоздушной смеси, Дж/кг К; Ив - критерий Рейнольдса; Еи - критерий Эйлера; Ми - критерий Нуссельта; О'с - объемный расход метановоздушной смеси на выходе любого участка газопровода с учетом пропускной способности трубопроводной сети, м3/мин; индекс 2 - параметры метановоздушной смеси на выходе любого участка газопровода.

Таким образом, при проектировании новых и диагностике работы существующих дегазационных установок, а также при вводе в эксплуатацию новых дегазационных участков угольных шахт необходимо обязательно учитывать особенности термо- и гидродинамических процессов имеющих место при движении влажной ме-тановоздушной смеси с учетом влияния тепловых факторов окружающей атмосферы посредством сравнения величин критериев термо- и гидродинамического подобия движущихся потоков каптируемой смеси по подземному газопроводу с их рациональными интервалами, в пределах которых гарантированно обеспечивается эффективная работа дегазационных установок в имеющихся условиях эксплуатации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Храмцов В.И. Состояние дегазации и перспективы ее развития на шахтах Кузбасса // Безопасность труда в промышленности. - 2003.- № 3.- С. 22-24.

2. Инструкция по дегазации угольных шахт. Серия 05. Выпуск 22. - М.: ЗАО «НаКОРОТКО ОБ АВТОРЕ_

учно-технический центр исследований проблем промышленной безопасности», 2012. -250 с.

3. Малашкина В.А. Дегазационные установки: Учеб. пособие. 2-е изд.- М.: Изд-во МГГУ, 2012. - 190 с. ЕЕН

Малашкина Валентина Александровна - доктор технических наук, профессор, Московский государственный горный университет, e-mail: [email protected].

UDC 622.411.33:533.17

RESEARCH OF INFLUENCE OF HYDRO-AND THERMODYNAMIC PROCESSES IN THE DEGASSING PIPELINES ON THE QUALITY OF A METHANE-AIR MIXTURE, INVOLVED FROM COAL MINES

Malashkina V.A., Doctor of Technical Sciences, Professor, Moscow State Mining University, e-mail: [email protected].

The article is devoted to changes in the quality of methane-air mixture extracted from coal mines, under the influence of hydro- and thermodynamic processes in underground vacuum gas pipelines.

At present, the use of effective methods of degassing sources of gas emis-sion allows to receive a methane-air mixture at you-the course of degasification wells with high methane concentrations. To maintain the current level of quality of captured methane-air mixture during its transportation from the wells to the vacuum pump station and further recycling is not possible. Thus, the rationale and definition of rational hydro - and thermodynamic driving modes of methane-air mixture at underground vacuum degassing of pipe-line for increase of safety of conducting mountain works, azotnogo-tion of the work of the mining complex and utilization of captured methane explosion is paramount when designing systems degasification of coal mine gas pipelines

Key words: methane drainage, heat transfer, condensation, hydraulic friction, underground vacuum gas transmission line, air-and-methane mixture.

REFERENCES

1. Hramcov V.I. Bezopasnost' truda v promyshlennosti, 2003, no 3, pp. 22-24.

2. Instrukcija po degazacii ugol'nyh shaht. Serija 05. Vypusk 22 (Coal mine degassing guidelines, Version 05, Issue 22), Moscow, ZAO «Nauchno-tehnicheskij centr issledovanij problem promyshlennoj bezopas-nosti», 2012, 250 p.

3. Malashkina V.A. Degazacionnye ustanovki: Ucheb. posobie. 2-e izd (Gas drainage units: Educational aid. 2nd edition), Moscow, Izd-vo MGGU, 2012, 190 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.