ственные науки. - 2021. -№ 1(41). - С. 41-51.
6. Сафонов Л.В. Особенности целевого применения внетренировочных средств повышения работоспособности и коррекции утомления у высококвалифицированных спортсменов / Л.В. Сафонов, М.В. Арансон // Вестник спортивной науки. - 2016. - № 4. - С. 40-44.
7. К вопросу о недостатках и противоречиях системы подготовки спортивного резерва в Российской Федерации / С.Г. Сейранов, Н.Ж. Булгакова, С.П. Евсеев, Т.Г. Фомиченко // Вестник спортивной науки. - 2021. - № 1. - С. 21-27.
8. Соломатин В.Р. Особенности физиологического воздействия непрерывного и интервального методов тренировки на квалифицированных юных пловцов / В.Р. Соломатин // Вестник спортивной науки. - 2020. - № 6. - С. 52-55.
9. Черногоров Д.Н. Динамические исследования вариабельности сердечного ритма и дисперсионного картирования электрокардиограммы у тяжелоатлетов различного уровня подготовки / Д.Н. Черногоров, Ю.А. Матвеев // Журнал Спортивная медицина: наука и практика. - 2016. - № 1. -С. 15-20.
10. Шамардин А.А. Функциональные аспекты тренировки спортсменов / А.А. Шамардин, И.Н. Солопов // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 10-13. - С. 2996-3000.
REFERENCES
1. Baevsky, R.M. Semenov, Y.N. and Chemikova, A.G. (2000), "Analysis of heart rate variability using complex "VARICARD" and the problem of recognition of functional States", Chronobiological aspects of hypertension in the medical-flying expertise, Moscow, pp. 167-178.
2. Vikulov, A.D., Bocharov, M.V., Kounina, D.V. and Sears, V.L. (2017), "Regulation of cardiac activity in athletes of high qualification", Sports science Bulletin, No. 2, pp. 31-36.
3. Gavrilova, E.A. (2015), "The use of heart rate variability in assessing the success of sports activity", Practical medicine, No. 3 (1), pp. 52-57.
4. Matveev, Yu.A., Filippova, S.N., Alekseev, S.I. and Chernogorov, D.N. (2018), "Sports adap-tology: evaluation of morphological and functional adaptations of the cardiovascular system of athletes of different ages and skills to physical activity", Proceedings of the III all-Russian scientific-practical conference on sports science, Moscow, pp. 494-500.
5. Pankov, D.A. and Chernogorov, D.N., (2021), "Technologies of physical activity management in swimming", Bulletin of the Moscow City Pedagogical University. Series: Natural Sciences, No. 1 (41), pp. 41-51.
6. Safonov, L.V. and Aranson, M.V. (2016), "Features of the targeted use of out-of-training means to improve performance and correct fatigue in highly qualified athletes", Bulletin of Sports Science, No. 4, pp. 40-44.
7. Seiranov, S.G., Bulgakova, N.J., Evseev, S.P. and Fomichenko ,T.G. (2021), "On the question of the shortcomings and contradictions of the sports reserve training system in the Russian Federation", Bulletin of Sports Science, No.1, pp. 21-27.
8. Solomatin, V.R. (2020), "Features of the physiological effects of continuous and interval training methods on qualified young swimmers", Bulletin of Sports Science, No.6, pp. 52-55.
9. Chernogorov D.N. and Matveev Yu.A. (2016), "Dynamic studies of heart rate variability and dispersion mapping of electrocardiogram in weightlifters of various training levels", Sports Medicine Journal: Science and Practice, No.1, pp. 15-20.
10. Shamardin, A.A. and Solopov, I.N. (2013), "Functional aspects of athletes' training", Fundamental research, No.10-13, pp. 2996-3000.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 24.11.2021
УДК 796.011.1
ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ФИЗКУЛЬТПАУЗ НА РАБОТОСПОСОБНОСТЬ
ОФИСНЫХ РАБОТНИКОВ
Ирина Петровна Панова, кандидат педагогических наук, доцент, Сергей Федорович
Панов, доктор биологических наук, доцент, Ксения Сергеевна Бельская, студент, Ли-
пецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-
Шанского», г. Липецк
Аннотация
Неблагоприятными последствиями трудовой деятельности в офисе являются: высокая напряжённость труда, постоянная сосредоточенность за компьютером, нахождение в замкнутом пространстве при ненормированном рабочем графике, а самое главное - это гиподинамия. Использование в режиме рабочего дня офисных работников физкультурных пауз позволило значимо повысить уровень работоспособности, проявившейся в адаптивных сдвигах сердечно-сосудистой системы испытуемых к воздействию тестирующих нагрузок различных по длительности, интенсивности и объему. Разработанная методика в дальнейшем может быть рекомендована к использованию в трудовой деятельности сотрудников интеллектуального труда.
Ключевые слова: офисные работники, гиподинамия, физкультурная пауза, работоспособность, тестирующая нагрузка.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.12.p278-283
STUDY OF THE INFLUENCE OF PHYSICAL CULTURE PAUSES ON THE WORKING CAPACITY OF OFFICE WORKERS Irina Petrovna Panova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Sergey Fedo-rovich Panov, the doctor of biological sciences, senior lecturer, Ksenia Sergeevna Belskaya, the student, Lipetsk State Pedagogical P. Semenov-Tyan-Shansky University
Abstract
The unfavorable consequences of working in the office are: high work intensity, constant concentration at the computer, being in a confined space with an irregular work schedule, and most importantly, physical inactivity. The use of physical training pauses during the working day of office workers made it possible to significantly increase the level of working capacity, which manifested itself in adaptive shifts of the cardiovascular system of the subjects to the effect of testing loads of different duration, intensity and volume. The developed technique can be further recommended for use in the labor activity of intellectual workers.
Keywords: office workers, physical inactivity, physical culture break, efficiency, testing load.
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время вопросы воздействия гиподинамии на работоспособность и производительность трудящихся рассматриваются во многих исследованиях российских и зарубежных ученых. Не последнее место в перечне «опасных» профессий занимает профессиональная деятельность кабинетно-канцелярского профиля, то есть офисная работа. Повышение требований современности к физической подготовленности, психологической устойчивости и работоспособности работающего населения делает все более актуальной проблему расширения и повышения эффективности внедрения физической культуры в различные сферы производства [1].
Как следствие, именно сегодня продолжает неуклонно расти необходимость внедрения офисной гимнастики в режим трудового дня, в связи с тем, что потери рабочего времени, связанные с профессиональными заболеваниями работников, ведут к существенному снижению производительности трудовой деятельности [2, 3]. К сожалению повсеместного применения технологий внедрения различных форм производственной гимнастики (вводная гимнастика, физкультурные паузы и минутки) для сотрудников интеллектуального труда в формате рабочего дня фактически не наблюдается.
Целью исследования является выявление эффективности внедрения физкультурных пауз в режим рабочего дня для повышения работоспособности офисных работников.
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Для оценки уровня развития физической работоспособности мы выбрали три наиболее объективных контрольных испытания: проба Руффье; проба Кверга; Гарвардский степ-тест. Все предложенные контрольные испытания характеризуют реакцию сердечно-сосудистой системы (ССС) на физическую нагрузку и скорость восстановления частоты сердечных сокращений (ЧСС). Разница лишь в длительности тестирующей нагрузки: в пробе Руффье - она кратковременная; в пробе Кверга - разнохарактерная; в Гарвардском степ-тесте - долговременная.
Все тесты выполнялись в комнате отдыха, так как они не требуют специального оборудования (только стул и секундомер). Исключение составил Гарвардский степ-тест, для которого необходимо наличие «ступеньки» (высота которой зависит от роста человека). Мы взяли ступеньку высотой 50 см, отталкиваясь от среднего роста участников.
Педагогический эксперимент проводился для выявления эффективности разработанных комплексов упражнений физкультпаузы в режиме рабочего дня, направленных на повышение уровня работоспособности офисных работников. Испытуемые исследовательской группы (ИГ) вели обычную трудовую деятельность с 8.30 до 17.00 часов. Никто из участников эксперимента не занимался ни в секциях, ни в фитнес-центрах. По согласованию с руководством 2 раза в день (в 12.00 часов и в 14.30 часов) наши испытуемые собирались в комнате отдыха, где проводились занятия по физкультминутке.
Для достижения цели нашего исследования, нами разработаны 3 комплекса упражнений физкультпаузы. Все упражнения в комплексе №1 (растягивающего характера) выполнялись при спокойном, равномерном дыхании и при удержании позы в конечном положении в течение 10-15 с. Комплекс выполнялся под спокойную фонограмму в течение 3-х минут. Комплекс №2 (интенсивного характера) выполнялся в течение 3,0-3,5 мин. с темпом музыкальной фонограммы 130-140 уд/мин. В комплексе №3 (силового характера) упражнения, их количество и вес гантелей подбирался индивидуально и выполнялся он в течение 3,5-4,0 мин. В целом вся программа физкультурной паузы длилась 10 минут + 3-4 минуты на переодевание. Время было строго ограничено, поэтому мы уменьшали или увеличивали дозировку или время удержания поз на каждом занятии.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
После проведенного «первичного» контрольного среза мы рассчитали индекс Руффье (ИР), индекс Кверга (ИК) и индекс Гарвардского степ-теста (ИГСТ) для каждого участника исследования и сравнили их с нормативными данными. Как видно из рисунка 1 индекс Руффье находится у 5-ти испытуемых в пределах 6-10 усл. ед., что свидетельствует об удовлетворительной реакции ССС (сердечно-сосудистая система) на непродолжительную нагрузку.
Рисунок 1 - Индекс Руффье испытуемых ИГ
Однако у 2-х испытуемых индекс Руффье уже перешел в более низкий уровень (ниже среднего), где такая реакция ССС на непродолжительную нагрузку свидетельствует о наличие сердечной недостаточности средней степени.
Гораздо худшая картина просматривается при анализе индивидуальных результатов индекса Кверга (ИК) в сравнение с нормативными данными (рисунок 2).
Рисунок 2 - Индекс Кверга испытуемых ИГ
Как видно из графического материала индекс Кверга находится у всех испытуемых на уровне < 92 усл. ед., что свидетельствует о плохих адаптационных возможностях ССС к разнохарактерной длительной мышечной нагрузке. Другими словами у всех испытуемых исследовательской группы очень низкий уровень физической работоспособности по данной пробе.
Такая же негативная картина просматривается при анализе индивидуальных результатов индекса Гарвардского степ-теста (ИГСТ) в сравнение с нормативными данными (рисунок 3).
Как видно из графического материала индекс Гарвардского степ-теста находится у всех испытуемых на уровне < 56 усл. ед., что свидетельствует о плохих адаптационных возможностях ССС к однообразной, но длительной и напряженной мышечной нагрузке. Другими словами у всех испытуемых исследовательской группы очень низкий уровень физической работоспособности по данной пробе.
60 50 40 30 20 10 0
43,3 43,3 43,1 43,7 43,1 43,9 43,1
№1 №2 №3 №4 №5 №6 №7
испытуемые
■ ИГСТ ^ плохой уровень
Рисунок 3 - Индекс Кверга испытуемых ИГ
По окончании педагогического эксперимента мы провели «вторичный» контрольный срез физической работоспособности сотрудников 25-35-летнего возраста. Так как при первом срезе в основном все участники нашей группы показали аналогичные результаты тестирования, поэтому в данной серии исследования мы не стали представлять индивидуальные данные, а рассматривали только среднегрупповые (таблица).
Анализируя табличные данные, мы наблюдаем положительные изменения в показателях пульсовых ударов в течение восстановительного периода после выполнения мышечной тестирующей нагрузки после выполнения всех проб. Эти изменения носят достоверный характер (при р<0,05).
Исключение составляет показатель ЧСС в покое, где улучшение составило 3,4 уд/мин, но недостоверно (при р>0,05). Но это неудивительно. Мы прекрасно знаем, что положительная динамика ЧСС в покое является признаком изменения спортивной формы (чем лучше спортивная форма, тем ниже пульс в покое). Но при наших условиях исследования (небольшой временной отрезок, нагрузки невысокой интенсивности и объема) даже такое улучшение можно считать позитивной динамикой.
Также наблюдаем положительные изменения в показателях индексов всех проб. Эти изменения носят достоверный характер (при р<0,05).
Таблица - Динамика показателей физической работоспособности сотрудников офиса 2535 лет (п=7)_
Этапы исследования Показатель ЧСС, уд/мин Индекс, усл. ед. Уровень работоспособности
проба Руффье
Р1 Р2 Рз ИР
до исследования 72,3±3,1 124,9±10,3 93,7±3,9 9,1±0,4 удовлетворительный
после исследования 68,9±2,4 115,9±8,1 81,4±3,7 6,6±0,3 удовлетворительный
Р >0,05 <0,05 <0,05 <0,01
Проба Кверга
Р1 Р2 Рз ИК
до исследования 78,3±2,3 56,0±1,9 40,0±3,1 86,0±3,1 плохой
после исследования 71,1±2,1 51,3±1,7 35,9±2,4 94,8±3,4 ниже среднего
Р <0,05 <0,05 <0,05 <0,05
Гарвардский степ-тест
11 12 13 ИГСТ
до исследования 78,4±3,2 72,6±1,9 56,7±1,1 43,3±4,9 плохой
после исследования 70,9±2,4 62,7±1,8 44,2±1,1 50,6±3,7 плохой
Р <0,05 <0,05 <0,05 <0,05
Примечание: п - количество участников; Р1, £1 - показатель ЧСС в покое; Р2, 12, Р3, 13 - ЧСС в периоде восстановления; р - достоверность различий по ^критерию Стьюдента для зависимых групп.
В частности, результаты индекса Руффье улучшились на 2,5 усл./ед. при р<0,05; результаты индекса Кверга улучшились на 8,5 усл./ед. при р<0,05; результаты индекса Гарвардского степ-теста улучшились на 7,3 усл./ед. при р<0,05. В процентном отношении за время проведения исследования ИР улучшился на 27,5%, а уровень физической работоспособности наших испытуемых хоть и остался на удовлетворительном уровне, однако практически приблизился к границе хорошего уровня.
Такая же динамика прослеживается и при анализе показателей индекса ИГСТ. За время проведения исследования ИГСТ улучшился на 16,8% а уровень физической работоспособности наших испытуемых хоть и остался на плохом уровне, однако практически приблизился к границе среднего уровня.
Более позитивная динамика прослеживается и при анализе показателей пробы Кверга. Уровень физической работоспособности по данной пробе поднялся с плохого на удовлетворительный, хотя прирост показателя ИК улучшился на 10,2%.
ВЫВОДЫ
Полученные материалы свидетельствуют о повышении степени адаптационных возможностей организма испытуемых к воздействию тестирующих нагрузок различных по длительности, интенсивности и объему.
Таким образом, результаты педагогического эксперимента показали целесообразность использования разработанных комплексов упражнений физкультпаузы
в режиме рабочего дня, направленных на повышение уровня работоспособности офисных работников 25-35 лет.
ЛИТЕРАТУРА
1. Дубовицкая, И. А. Система комплексов офисной гимнастики как средство сохранения здоровья и повышение работоспособности служащих / И.А. Дубовицкая, Л.Л. Дубовицкая, В.В. Лапшин // Социально-экономические явления и процессы. - № 3 (061). - 2014. - С. 189-193.
2. Малютин, Г.В. Офисная гимнастика для работников умственного труда / Г.В. Малютин, И.А. Дубовицкая, Л.В. Иванова // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2014. - № 5 (123)- С. 215-219.
3. Производственная гимнастика в новых производственных и социально-экономических условиях труда / К.Э. Столяр, Т.Н. Шутова, Л.Б. Андрющенко, С.Ю. Витько // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2017. - № 4.- С. 75-84.
REFERENCES
1. Dubovickaya, I.A., Dubovickaya, L.L. and Lapshin, V.V. (2014), "The system of office gymnastics complexes as a means of maintaining health and increasing the efficiency of employees", Socioeconomic phenomena and processes, Vol. 061, No. 3, pp. 189-193.
2. Malyutin, G.V., Dubovickaya, I.A. and Ivanova, L.V. (2014), "Office gymnastics for mental workers" Bulletin of the Tambov University. Series: Humanities, Vol. 061, No. 3, pp. 189-193.
3. Stolyar, K.E., Shutova, T.N., Andryushchenko, L.B. and Vitko, S.YU. (2017) "Industrial gymnastics in new industrial and socio-economic working conditions", Bulletin of the Tula State University. Physical education. Sport, No. 4, pp. 75-84.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 09.12.2021
УДК 373.24
МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫЕ ФИЛЬМЫ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Елена Александровна Пархоменко, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой, Александра Анатольевна Дубовова, кандидат психологических наук, доцент, Зарема Рустемовна Совмиз, кандидат психологических наук, доцент, Татьяна Николаевна Карибова, студент, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Краснодар; Инга Сергеевна Матвеева, кандидат педагогических наук, доцент, Кубанский государственный аграрный университет имени И. Т. Трубилина,
Краснодар
Аннотация
В статье рассматриваются особенности сформированности показателей нравственности у детей старшего дошкольного возраста. Было выявлено недостаточное развитие эмоционального отношения к нравственным качествам, а также представлений детей о нравственных поступках и мотивах. Дошкольники испытывали сложности при демонстрации эмоциональных проявлений, а также их показе. Данные результаты легли в основу внедрения развивающих занятий, с использованием мультипликационных фильмов. После проведенных развивающих занятий, было выявлено статистически достоверное повышение уровня сформированности изучаемых показателей, что выразилось в способности дифференцировать нравственные категории, а также проявлять эмоциональное отношение к тем или иным поступкам.
Ключевые слова: дети дошкольного возраста, нравственность, мультипликационные фильмы, коррекционно-развивающие занятия.