Научная статья на тему 'Исследование влияния факторов внешней среды на деятельность вузов'

Исследование влияния факторов внешней среды на деятельность вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
304
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАКТОРЫ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССОРСКОПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ / РЕФОРМА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ан Ю. Н., Симонова Н. Ю., Пузина Н. В.

Статья основана на эмпирическом исследовании, проведенном среди преподавателей двух российских вузов. Вуз имеет сложную систему управления, которая находится под влиянием факторов внутренней, внешней среды. Государственное регулирование сферы образования относится к внешним факторам. Реформирование государственного регулирования в сфере высшего образования и призвано способствовать росту качества образовательных услуг, повышению эквивалентности образования международным аналогам. Специфика проводимых реформ в сфере высшего образования, направленных на повышение его качества, прогнозирование возможных рисков возникновения внутриорганизационных конфликтов, выявление позитивных и негативных последствий модернизации для российских вузов предполагает необходимость изучения отношения профессорско-преподавательского состава к инновационным преобразованиям в системе высшего образования. В статье представлены результаты анкетирования, позволяющие определить отношение преподавательского корпуса к двухуровневому образованию, к модернизации высшего образования, к изменениям, произошедшим в вузах, в которых они осуществляют свою трудовую деятельность, на эффективность работы профессорско-преподавательского состава. Отношение преподавателей к процессам, происходящим в высшем образовании, выступает важным фактором их успешности. В заключении авторы статьи делают вывод о том, что анализ отношения преподавателей исследуемых вузов к происходящим реформам в высшем образовании дает основание для тревоги, т.к. значительная часть респондентов высказывает неверие в целесообразность происходящего, в адекватность применяемых методов заявленным целям. На фоне негативного восприятия проводимых реформ высшего образования представители профессорско-преподавательского состава отметили и существенные положительные изменения: повышение обеспеченности научно-образовательных процессов современной технической базой; повышение научно-исследовательской и публикационной активности профессорско-преподавательского состава; поддержку инициатив сотрудников со стороны администраций вузов. Авторы статьи пришли к выводу, что изменения во внутриорганизационной среде вуза, обусловленные изменениями, происходящими в сфере высшего образования, могут являться причинами возникновения внутриорганизационных конфликтов, исследование природы и причин которых может стать основой для поиска эффективных методов из разрешения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование влияния факторов внешней среды на деятельность вузов»

Раздел II.

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ (ПО ОТРАСЛЯМ И СФЕРАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) (ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ)

УДК 378.1, ББК 65.05 © Ю. Н. Ан, Н. Ю. Симонова, Н. В. Пузина

Ю. Н. Ан, Н. Ю. Симонова, Н. В. Пузина ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ФАКТОРОВ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВУЗОВ

Статья основана на эмпирическом исследовании, проведенном среди преподавателей двух российских вузов. Вуз имеет сложную систему управления, которая находится под влиянием факторов внутренней, внешней среды. Государственное регулирование сферы образования относится к внешним факторам. Реформирование государственного регулирования в сфере высшего образования и призвано способствовать росту качества образовательных услуг, повышению эквивалентности образования международным аналогам.

Специфика проводимых реформ в сфере высшего образования, направленных на повышение его качества, прогнозирование возможных рисков возникновения внутриорганизационных конфликтов, выявление позитивных и негативных последствий модернизации для российских вузов предполагает необходимость изучения отношения профессорско-преподавательского состава к инновационным преобразованиям в системе высшего образования.

В статье представлены результаты анкетирования, позволяющие определить отношение преподавательского корпуса к двухуровневому образованию, к модернизации высшего образования, к изменениям, произошедшим в вузах, в которых они осуществляют свою трудовую деятельность, на эффективность работы профессорско-преподавательского состава. Отношение преподавателей к процессам, происходящим в высшем образовании, выступает важным фактором их успешности.

В заключении авторы статьи делают вывод о том, что анализ отношения преподавателей исследуемых вузов к происходящим реформам в высшем образовании дает основание для тревоги, т.к. значительная часть респондентов высказывает неверие в целесообразность происходящего, в адекватность применяемых методов заявленным целям. На фоне негативного восприятия проводимых реформ высшего образования представители профессорско-преподавательского состава отметили и существенные положительные изменения: повышение обеспеченности научно-образовательных процессов современной технической базой; повышение научно-исследовательской и публикационной активности профессорско-преподавательского состава; поддержку инициатив сотрудников со стороны администраций вузов.

Авторы статьи пришли к выводу, что изменения во внутриорганизационной среде вуза, обусловленные изменениями, происходящими в сфере высшего образования, могут являться причинами возникновения внут-риорганизационных конфликтов, исследование природы и причин которых может стать основой для поиска эффективных методов из разрешения.

Ключевые слова: факторы внешней среды, модернизация, высшее образование, профессорско-преподавательский состав, реформа.

Актуальной задачей менеджмента в условиях реформирования сферы высшего образования является решение проблем, связанных с влиянием происходящих изменений, воздействующих на состояние отрасли образования, функционирование вузов и на деятельность профессорско-преподавательского состава.

Цель настоящей статьи - изучение восприятия профессорско-преподавательского состава к модер-низационным преобразованиям в российском высшем образовании в целом и к внутриорганизационным изменениям в вузах в частности.

Для реализации данной цели потребуется решение следующих исследовательских задач:

- проанализировать особенности и различия позиций представителей профессорско-

преподавательского состава в отношении реформ и изменений, происходящих в системе высшего образования;

- выявить основные факторы, влияющие на восприятие профессорско-преподавательским составом реформ в сфере высшего образования;

- определить влияние изменений, происходящих в системе высшего образования, на эффективность работы профессорско-преподавательского состава.

Объект исследования - модернизация российского высшего образования.

Предмет исследования - восприятие профессорско-преподавательским составом вузов модерни-зационных преобразований, происходящих в системе высшего образования современной России.

Для оценки восприятия представителями профессорско-преподавательского состава изменений, происходящих в системе российского высшего образования в 2018 году был проведен опрос педагогов Сибирского института бизнеса и информационных технологий (далее - СИБИТ) и факультета Экономики

и сервисных технологий ФГБОУ ВО «Омский государственный технический университет» (ОмГТУ) (далее - факультет ЭиСТ ОмГТУ).

Выбор для исследования представителей данных вузов определен следующими причинами:

- ОмГТУ является государственным образовательной организацией, а СИБИТ - частной, что отличает их по масштабам деятельности, уровню финансирования, структуре и т.д. и дает возможность получить оценку исследуемой вопроса со стороны представителей двух категорий вузов;

- в данных образовательных организациях произошли внутриорганизационные изменения, обусловленные реформами, происходящими в системе высшего образования:

^ ОмГТУ при поддержке Министерства образования и науки РФ и Правительства Омской области получил статус опорного университета, в результате реорганизации, согласно Приказа № 223 от 17.03.2016г. «О реорганизации федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Омский государственный технический университет» и федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Омский университет дизайна и технологий».

^ в СИБИТ 03.07.2017г. была утверждена новая структура, в результате которой произошел переход от традиционной кафедральной системы в управлении образовательным процессом вуза на матричную организационную структуру.

В анкетировании приняло участие 34 сотрудника из числа профессорско-преподавательского состава СИБИТ и 36 преподавателей факультета ЭиСТ ОмГТУ.

В предложенной представителям профессорско-преподавательского состава анкете было обозначено 11 позиций, по которым ими было высказано мнение путем выбора варианта ответа, соответствующего этому мнению, или при отсутствии подходящего варианта - указана собственная точка зрения.

Первые 6 вопросов анкеты были направлены на выявление отношения преподавателей к двухуровневой системе образование, к тенденциям развития и последствиям проводимых мероприятий в рамках реформирования системы высшего образования.

Вопросы с 7 по 9 направлены на выявление отношение представителей профессорско-преподавательского состава к изменениям, произошедшим в вузах за последние 5 лет, в которых они осуществляют свою трудовую деятельность.

Ответы на вопросы 10 и 11 позволяют установить мнение педагогов относительно факторов внутренней и внешней среды, способных оказать наибольшее воздействие на развитие вузов в ближайшей перспективе (три года) и степень влиянии данных факторов на вероятность возникновения внутриорганизационных конфликтов.

В результате проведенного опроса выяснилось, что большая часть респондентов демонстрируют негативное отношение к проводимым в стране реформам высшего образования (Рис. 1).

способ приблизить рынок обраЗОВаТ^ЛЬНЫХ услуг к рынку труда

попытка сделать образование менее затратным для государства

возможность преодоления существующего мнения об обязательности высшего образования

попытка отвлечь общее внимание от реальных проблем высшего образования

дань моде и присоединению к Болонскому процессу

объективная необходимость

■ Факультет Экономики и сервисных технологий ОмГТУ

0% 10» 30% 40% 50% 60% 70% 80%

Рис. 1. Ответы респондентов на вопрос: «Переход на двухуровневое образование - это -....»

Так, 78% преподавателей факультета ЭиСТ ОмГТУ считают переход на двухуровневое образование данью моде и присоединению к Болонскому процессу, а 44% - попыткой отвлечь внимание от реальных проблем высшего образования. Представители профессорско-преподавательского состава СИБИТ так же выразили негативное отношение к проводимым реформам, их ответы совпали с выбранными вариантами ответов представителей факультета ЭиСТ ОмГТУ - 35% и 65% соответственно.

Далее респондентам было предложено выбрать не более трех тенденций, оказывающих, по их мнению, негативное влияние на развитие высшего образования в России (таблица 1).

На первом месте (по количеству ответов) была указана такая неблагоприятная тенденция как: непоследовательность и противоречивость в проведении реформы высшего образования (указали 82% преподавателей СИБИТ и 77,8% факультета ЭиСТ ОмГТУ), что в целом подтверждает негативное отношение

профессорско-преподавательского состава исследуемых вузов к характеру проводимых реформ.

На второе и третье место по значимости негативного влияние на развитие высшего образования в России, представители факультета ЭиСТ ОмГТУ (44,4%) и СИБИТ (29,4%) соответственно, поставили чрезмерную нагрузку на преподавателей. Такая ситуация обусловлена следующим:

- увеличением потока отчетно-плановой доку-

ментации;

- ростом учебно-методической работы, в том числе и за счет разработки учебно-методических электронных курсов;

- сокращением работающих преподавателей и усилением учебной нагрузки на оставшихся в вузе (особенно такая ситуация характерна для преподавателей факультета ЭиСТ ОмГТУ).

Таблица 1

Тенденции, оказывающие негативное влияние на развитие высшего образования в России

Перечень тенденций, оказывающих негативное влияние на развитие высшего образования в России Ответы респондентов, %

СИБИТ факультета ЭиСТ ОмГТУ

усиление конкуренции в системе высшего образования 6%

непоследовательность и противоречивость в проведении реформы высшего образования 82% 77,80%

административно-контрольное давление 17% 33,30%

старение профессорско-преподавательского состава вузов 6% 11,10%

несоответствие структуры подготовки специалистов требованиям работодателей и потребностям рынка труда 24% 11,10%

увеличение экономической составляющей в деятельности вузов 23,50% 33,30%

переход на нормативно-подушевое финансирование 5,90% 11,10%

копирование западного опыта, разрушение отечественных традиций высшего образования 74,50% 33,30%

чрезмерная нагрузка на преподавателей 29,40% 44,40%

неэффективность менеджмента большинства российских вузов 5,90% 33,30%

Увеличение нагрузки на преподавателей приводит к формализации их деятельности, когда «на студентов остается все меньше времени», что противоречит главной цели проводимой реформы - повышение качества образования. Поэтому лишь 5,9% преподавателей СИБИТ из числа респондентов двух

вузов отметили, что проводимая реформа высшего образования способна повысить качество подготовки студентов. Представители факультета ЭиСТ ОмГТУ более категоричны в оценке проводимой реформы -около 89% высказались отрицательно на данный вопрос (рис. 2).

Рис. 2. Ответы респондентов на вопрос: «Способна ли проводимая реформа высшего образования повысить

качество подготовки студентов?»

Отрицательно или нейтрально респонденты отнеслись к иерархии вузов, появлению университетов-лидеров, опорных университетов (94, 1% - СИ-БИТ, 88,9% - факультет ЭиСТ ОмГТУ) (Рис. 3).

Анализ ответов респондентов относительно последствий проводимых мероприятий в рамках ре-

формирования системы высшего образования показал (таблица 2):

- крайне негативное отношение профессорско-преподавательского состава к двухуровневой системе и практике дистанционного образования - 100% и 64,7%; 88,9% и 82,3% от общего числа опрошенных

преподавателей факультета ЭиСТ ОмГТУ и СИБИТ соответственно;

- свыше 55% от числа всех респондентов отмечают процедуру мониторинга эффективности деятельности вузов как меру, оказывающую отрицательное влияние на качество высшего образования;

- 66,70% и 41,2% преподавателей факультета ЭиСТ ОмГТУ и СИБИТ отрицательно относятся к выведению аспирантуры из системы послевузовского образования, высказывая опасения, что это приведет к массовости обучения на данном уровне и к резкому снижению качества диссертационных исследований.

Рис. 3. Ответы респондентов на вопрос: «Каково Ваше отношение к иерархии вузов, к появлению университетов-лидеров, опорных университетов?»

Таблица 2

Ответы респондентов относительно последствий проводимых мероприятий в рамках реформирования системы высшего образования (в % от числа опрошенных)

Улучшили Ухудшили Не изменили

качество качество качество

образования образования образования

тТ тТ тТ

Т н ^ Т н ^ Т н ^

К я а « о К е ^ К е ^

§ а н § 5? Н § 5? Н

С в С С

Э Э Э

Двухуровневая система высшего образования 11,80 - 64,7 100 23,5 -

Введение прикладного бакалавриата 11,80 33,30 41,2 55,60 47 11,10

Модульное обучение 11,80 22,20 41,2 33,30 47 44,40

Практика дистанционного образования 11,80 - 82,3 88,90 5,9 11,10

Нормативно-подушевое финансирование 17,60 - 41,2 55,60 41,2 44,40

Лишение аспирантуры статуса послевузовского 5,90 - 41,2 66,70 52,9 33,30

образования

Привлечение менеджеров для руководства фа- 17,60 - 35,3 55,60 47,1 44,40

культетом

Жесткий мониторинг эффективности вуза по 11,80 33,30 58,8 55,60 24,4 11,10

определенному перечню показателей

Рост требований к ППС 23,50 22,20 41,2 44,40 35,3 33,30

Изменение требований к высшему образованию со 23,50 66,70 35,3 - 41,2 33,30

стороны рынка труда

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Среди наиболее значимых мер направленных на улучшение качества образования следует выделить лишь изменение требований к высшему образованию со стороны рынка труда, как отметили 66,7% преподавателей факультета ЭиСТ ОмГТУ.

В рамках исследования нас интересовало видение преподавателей в части произошедших изменений составляющих учебного процесса в связи с реформированием системы высшего образования (рис. 4, 5).

Техническая и информационная оснащенность учебного процесса

Зависимость преподавателя в организации своей педагогической и научной деятельности

Качество преподавания

Материальный уровень

Отчетность

Требования к преподавателю

Нагрузка на преподавателя

I Снизилась I Не изменилась

Повысилась I Затрудняюсь ответить

0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90%100%

Рис. 4. Мнение преподавателей факультета ЭиСТ ОмГТУ относительно изменений составляющих учебного процесса в связи с реформированием системы высшего образования

Техническая и информационная оснащенность учебного процесса

Зависимость преподавателя в организации своей педагогической и научной деятельности

П I I I......

.90% 35.30% 58.80%

Качество преподавания

Материальный уровень

Требования к преподавателю

Нагрузка на преподавателя

80%

41.20% 11.

■■шР1

5 ^С^:

ш

П2

I Снизилась I Не изменилась

Повысилась I Затрудняюсь ответить

0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90% 100%

Рис. 5. Мнение преподавателей СИБИТ относительно изменений составляющих учебного процесса в связи с реформированием системы высшего образования

С точки зрения многих преподавателей исследуемых вузов, следствием проводимых инновационных преобразований является:

- чрезмерная нагрузка на профессорско-преподавательский состав (88,9% и 94,1% от числа респондентов факультета ЭиСТ ОмГТУ и СИБИТ);

- повышение формальных требований к преподавателям (77,8% % и 100% опрошенных преподавателей факультета ЭиСТ ОмГТУ и СИБИТ);

- увеличение оформления отчетной документации (по мнению всех опрошенных);

- снижение качества преподавания отметили 56,6% и 47% от числа респондентов факультета ЭиСТ ОмГТУ и СИБИТ;

- снижение самостоятельности преподавателя в организации своей педагогической и научной деятельности выделили 55,6% и 64,6% представителей профессорско-преподавательского состава факультета ЭиСТ ОмГТУ и СИБИТ.

В части организации технической оснащенности учебного процесса и уровня финансового обеспечения, мнения преподавателей исследуемых образовательных организаций высшего образования расходятся. Так, по мнению 58,8%, участвующих в опросе преподавателей СИБИТ, техническая и информационная оснащенность учебного процесса значительно повысилась, тогда, как лишь 22,2% представителей профессорско-преподавательского состава факультета ЭиСТ ОмГТУ отметили данный факт улучшения.

Многие преподаватели СИБИТ (52,9%) высказали неудовлетворенность системой материальной мотивации профессорско-преподавательского состава, отметив снижение их материального уровня. В то же время свыше 30% преподавательского состава факультета ЭиСТ ОмГТУ высказали мнение об улучшении материального уровня преподавателей высшей школы в условиях реформирования высшего образования.

Расхожесть мнений преподавателей в данном случае, связана с различием механизмов финансирования и распределения финансовых ресурсов в государственных и негосударственных вузах, что в свою

очередь и оказывает влияние на организацию технической оснащенности учебного процесса и материального стимулирования профессорско-преподавательского состава.

Следующая группа вопросов анкеты позволила определить отношение представителей профессорско-преподавательского состава к изменениям, произошедшим в исследуемых вузах за последние 5 лет.

Мнение представителей профессорско-преподавательского состава относительно реструктуризации действующих институтов / изменения организационной структуры вуза представлены на рис. 6.

Рис. 6. Мнение представителей профессорско-преподавательского состава факультета ЭиСТ ОмГТУ и СИБИТ относительно реструктуризации действующих институтов / изменения организационной структуры вуза

Порядка 89% респондентов факультета ЭиСТ ОмГТУ негативно отнеслись к реструктуризации ранее действующих вузов. Такая позиция во многом объясняется сложностью адаптационного периода, связанного с вхождением Омского университета дизайна и технологий, к которому относился факультет ЭиСТ в состав ОмГТУ.

Отрицательно восприняли переход от традиционной кафедральной системы в управлении образовательным процессом вуза 58,8% преподавателей СИБИТ, при этом 17,6% профессорско-преподавательского состава отнеслись к данным организационным изменениям положительно, что позволило им более самостоятельно подходить к вопросам организации своей педагогической и научной деятельности.

В качестве положительных изменений произошедших в исследуемых вузах респонденты отметили:

- повышение обеспеченности научно -образовательных процессов современной технической базой;

- повышение научно-исследовательской активности профессорско-преподавательского состава;

- поддержку инициатив сотрудников со стороны администрации вуза (рис. 7).

В качестве положительных изменений, связанных непосредственно с деятельностью профессорско-преподавательского состава, реализованных в вузах за последние 5 лет, респондентами были отмечены следующие:

- увеличение публикационной активности преподавателей и рост числа публикаций преподавателей в журналах, внесенных в основные базы цитирований (Scopus, РИНЦ) - свыше 41% от числа всех опрошенных.

- появление новых актуальных дисциплин, включенных в учебные планы бакалавриата и магистратуры - около 30% от числа респондентов;

- разработаны и реализуются оригинальные методики преподавания отдельных дисциплин (22,2% и 17,6% от числа опрошенных преподавателей факультета ЭиСТ ОмГТУ и СИБИТ).

Кроме того, представители факультета ЭиСТ ОмГТУ указали на рост их средней заработной платы, которая превышает среднюю заработную плату по экономике региона, что свидетельствует об улучшении материального уровня преподавателей государственных вузов в условиях реформирования высшего образования.

76.50%

1СИБИТ

I фа культет ВиСТ ОмГТУ

Вовлечение ППС в научно- Обеспеченность научно-исследовательскую образовательных процессов

деятельность современной технической

базой

Поддержка инициатив сотрудников

Рис. 7. Положительное отношение профессорско-преподавательского состава к изменениям, произошедшим в исследуемых вузах за последние 5 лет (в % от числа опрошенных)

Далее респондентам было предложено определить факторы внутренней и внешней среды, которые будут оказывать наибольшее влияние на деятельность вуза в ближайшие три года. Среди наиболее значимых факторов можно выделить следующие:

1. Рост коммерциализации в высшем образовании (отметили 66,7% представителей факультета ЭиСТ ОмГТУ и 17,6% представителей СИБИТ). Коммерциализация может выступать ситуативным и незначимым компонентом успешной работы университетов и школ, но не должна быть целью и не главным условием их жизнедеятельности. Поэтому нельзя не согласится с мнением Н.Г. Яковлевой: «Усиление коммерциализации образования - опасная тенденция, которая может привести к невосполнимым потерям для человечества: начиная с увеличения неравенства и расслоения общества до деградации большей части населения разных стран» [2, с. 57].

2. Повышение требований к профессорско-преподавательскому составу (выделили 55,6% и 35,3% выделили респонденты факультета ЭиСТ ОмГТУ и СИБИТ соответственно), что вполне обосновано и обусловлено рядом причин, главной из которых является решение задач, направленных на повышение качества высшего образования в соответствии с потребностями социально-экономического развития общества.

3. Рост конкуренции на рынке образовательных услуг (отметили 35,3% и 22,2% от числа участвующих в анкетировании преподавателей СИБИТ и факультета ЭиСТ ОмГТУ соответственно). Необходимость развития конкуренции образовательных услуг вузов не вызывает сомнения, наличие конкуренции повышает качество предоставляемых услуг, стимулирует высшее образование двигаться к качественно новому витку развития.

4. Изменение требований к высшему образованию со стороны рынка труда (выделили 35,3% преподавателей СИБИТ и 22,2% преподавателей факультета ЭиСТ ОмГТУ).

Ответы респондентов на заключительный вопрос анкеты: «По Вашему мнению, изменения, происходящие в Вашем вузе, вызванные факторами внешней и внутренней среды, могут являться источниками внутриорганизационных конфликтов?» представлены на Рис. 8.

88,9% и 47,1% профессорско-преподавательского состава факультета ЭиСТ ОмГТУ и СИБИТ соответственно, ответили на данный вопрос положительно, что подтверждает выдвинутое нами в статье «Внутриорганизационные конфликты в вузе: виды и причины возникновения» предположение о том, что факторы внутренней и внешней среды оказывают влияние на внутривузовскую (внутриорганизацион-ную) среду, а, следовательно, могут являться причинами внутриорганизационных конфликтов [1, с. 12].

Подводя итог настоящей статьи, можно сформулировать следующие принципиальные выводы.

Во-первых, текущие инновационные преобразования в системе высшей школы достаточно противоречивы и встречают неоднозначную оценку профессорско-преподавательского состава. Анализ отношения преподавателей исследуемых вузов к происходящим реформам в высшем образовании дает основание для тревоги, т.к. значительная часть респондентов высказывает неверие в целесообразность происходящего, в сообразность перемен традициям и специфике отечественного образования, в адекватность применяемых методов заявленным целям. Анализ причин такого отношения не входил в рамки проводимого исследования.

Рис. 8. Ответы представителей профессорско-преподавательского состава факультета ЭиСТ ОмГТУ и СИБИТ на вопрос: «По Вашему мнению, изменения, происходящие в Вашем вузе, вызванные факторами внешней и внутренней среды, могут являться источниками внутриорганизационных конфликтов?»

Во-вторых, несмотря на негативное восприятие проводимых реформ высшего образования в профессорско-преподавательской среде, респонденты отметили и существенные положительные изменения, обусловленные инновационными преобразованиями в системе высшего образования. В частности: повышение обеспеченности научно-образовательных процессов современной технической базой; повышение научно-исследовательской и публикационной активности профессорско-преподавательского состава; поддержку инициатив сотрудников со стороны администрации вуза.

В-третьих, проведенное исследование позволило определить следующую взаимосвязь: проведе-

ние организационных изменений во внутриорганиза-ционной среде вуза, обусловленных изменениями, происходящими на отраслевом уровне - в сфере высшего образования, влечет за собой ряд определенных перемен, которые приводят к изменениям и на индивидуальном уровне. Возникновение конфликтов вследствие организационных изменений, которые с течением времени и происходящими изменениями, как в организации, так и в окружающей среде, будут только обостряться, предполагает поиск механизмов управления ими. Что может стать основой для проведения последующего исследования природы, причин таких конфликтов и поиска эффективных методов из разрешения.

Библиографический список

1. Ан, Ю.Н. Внутриорганизационные конфликты в вузе: виды и причины возникновения [Текст] / Ю.Н. Ан // Вестник СИБИТ, научно-практический журнал. - 2016. - №3 (19). - С. 10-15.

2. Яковлева Н.Г. Коммерциализация российского высшего образования: историко-логические контрапункты / Н.Г. Яковлева // Экономическое возрождение России. - 2017. - № 4. - С. 49-58.

Сведения об авторах:

Ан Юлия Николаевна - доцент факультета очного обучения НОУ ВПО «Сибирский институт бизнеса и информационных технологий» (644116, г. Омск, ул. 24 Северная, д. 196, корп. 1), e-mail: [email protected].

Симонова Наталья Юрьевна - кандидат экономических наук, доцент кафедры «Финансы и кредит» ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве РФ» Омский филиал (644043, г.Омск, ул. Партизанская, д. 6), доцент факультета очного обучения НОУ ВПО «Сибирский институт бизнеса и информационных технологий» (644116, г.Омск, ул. 24 Северная, д. 196, корп. 1), e-mail: [email protected].

Пузина Наталья Викторовна - кандидат экономических наук, доцент факультета очного обучения НОУ ВПО «Сибирский институт бизнеса и информационных технологий» (644116, г.Омск, ул. 24 Северная, д. 196, корп. 1), e-mail: [email protected].

Статья поступила в редакцию 26.04.2019 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.