Научная статья на тему 'Исследование влияния эмоциональной напряженности на самоактуализацию и механизмы психологической защиты у студентов'

Исследование влияния эмоциональной напряженности на самоактуализацию и механизмы психологической защиты у студентов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1311
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ НАПРЯЖЕННОСТЬ / МЕХАНИЗМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ / КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ АНАЛИЗ / КЛАСТЕРНЫЙ АНАЛИЗ / ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ / РЕГРЕССИОННЫЙ АНАЛИЗ / SELF-ACTUALIZATION / EMOTIONAL INTENSITY / PSYCHOLOGICAL DEFENCE MECHANISMS / CORRELATION ANALYSIS / CLUSTER ANALYSIS / FACTOR ANALYSIS / REGRESSION ANALYSIS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Тимошкина Алина Алексеевна

Методами корреляционного, регрессионного, факторного и кластерного анализа устанавливается взаимосвязь характеристик эмоциональной напряженности с различными механизмами психологической защиты и компонентами самоактуализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OF EMOTIONAL INTENSITY INFLUENCE ON STUDENTS SELF-ACTUALIZATION AND MECHANISMS OF PSYCHOLOGICAL DEFENCE

Using the methods of correlation, regression, factor and cluster analysis the author examines interdependence of emotional intensity's features and various psychological defence mechanisms and selfactualization components.

Текст научной работы на тему «Исследование влияния эмоциональной напряженности на самоактуализацию и механизмы психологической защиты у студентов»

УДК 159.922.8 Тимошкина Алина Алексеевна

преподаватель Московского института психоанализа alinatimoshkina@yandex.ru

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ НА САМОАКТУАЛИЗАЦИЮ И МЕХАНИЗМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ У СТУДЕНТОВ

Timoshkina Alina Alekseevna

Lecturer of Moscow Psychoanalysis Institute alinatimoshkina@yandex.ru

RESEARCH OF EMOTIONAL INTENSITY INFLUENCE ON STUDENTS’ SELF-ACTUALIZATION AND MECHANISMS OF PSYCHOLOGICAL DEFENCE

Аннотация:

Методами корреляционного, регрессионного, факторного и кластерного анализа устанавливается взаимосвязь характеристик эмоциональной напряженности с различными механизмами психологической защиты и компонентами самоактуализации.

Ключевые слова:

самоактуализация, эмоциональная напряженность, механизмы психологической защиты, корреляционный анализ, кластерный анализ, факторный анализ, регрессионный анализ.

Summary:

Using the methods of correlation, regression, factor and cluster analysis the author examines interdependence of emotional intensity's features and various psychological defence mechanisms and selfactualization components.

Keywords:

self-actualization, emotional intensity, psychological defence mechanisms, correlation analysis, cluster analysis, factor analysis, regression analysis.

Актуальность исследования обусловлена одной из основных тенденций современной педагогической психологии - выдвижением на первый план вопросов психологической поддержки личности, содействия ее развитию, становлению и самореализации. Основной задачей современного образования является развитие и саморазвитие человека как личности в процессе обучения.

Самоактуализация - это процесс, который сопровождает личность всю жизнь, позволяет ей раскрыть свои потенциалы, способности, целью которого является гармонизация психической жизни человека посредством его личного выбора тех сфер жизни, которые для него важны, для того чтобы человек мог стать тем, кем он хочет [1, 2].

Для создания психологически комфортной атмосферы в учебном процессе, а также обеспечения его наибольшей эффективности, необходимо ориентироваться на индивидуальные особенности эмоционально-психологических состояний студентов. Развитие мотивационной сферы, волевой регуляции поведения, самооценки, мировосприятия является важным для эмоционального развития личности будущего специалиста и залогом успеха последующей профессиональной деятельности.

В связи с этим необходимо рассмотреть самоактуализацию как процесс, имеющий свои особенности проявления в учебно-профессиональной деятельности, и как интегративное личностное образование, представленное определенными личностными свойствами и имеющее четкую структуру.

В период учебно-профессионального кризиса наряду с личностными изменениями происходит становление механизмов психологической защиты, которые также оказывают влияние на процессы развития и самореализации. Механизмы психологической защиты предотвращают развитие внутриличностного конфликта между первоначальной эмоцией и эмоцией страха или его производных (эмоциональной напряженностью) [3, 4]. Преодоление защитных механизмов помогает достичь конгруэнтных, истинных переживаний.

Понятие психологической защиты является одним из основополагающих в современной теории личности и социальной психологии. Вопрос выявления и нормализации механизмов психологической защиты актуален прежде всего потому, что затрагивает особенности функционирования нормальной психики. Сохранение самоуважения, поддержание сильного, непротиворечивого, позитивного чувства собственного «Я» - одна из главных функций защитных механизмов.

Эмоциональная напряженность сопровождает профессиональное развитие личности и процесс самоактуализации. Конструктивно преодолевая ее, личность, как правило, поднимается на более высокий уровень развития.

Социальное значение исследования взаимосвязей самоактуализации, эмоциональной напряженности и механизмов психологической защиты личности заключается в том, что состояние психического дискомфорта нарушает физическое и психическое здоровье человека, понижает жизненный тонус, формирует отрицательные черты личности, способствует разрушению целостности психики, а самоактуализация - это ценнейший психологический инструмент личности для конструктивного преодоления состояний эмоциональной напряженности.

Таким образом, значимым является изучение влияния эмоциональной напряженности на процесс самоактуализации и активацию механизмов психологической защиты, установление взаимосвязи между самоактуализацией и психологическими защитами, а также изучение вклада в эту взаимосвязь характеристик эмоциональной напряженности.

Целью исследования являлось изучение влияния качественных и количественных характеристик эмоциональной напряженности на самоактуализацию и психологические защитные механизмы студентов вуза.

Экспериментальная база эмпирического исследования: в исследовании приняли участие студенты в возрасте от 18 до 22 лет (n=220).

Для исследования самоактуализации использовался САМОАЛ (адаптация Н.Ф. Калина), Опросник личной ориентации (Personal Orientation Inventory). Для исследования эмоционального состояния использовались следующие методики: Миссисипская шкала, методика Холмса и Раге, методика Хесса, методика «Типовое семейное состояние» (Г. Эйдемиллер, В.В. Юстиц-кис). Для исследования эмоциональных состояний в коллективе использовалась методика А.Ф. Фидлера. Для диагностики механизмов психологической защиты использовалась методика «Индекс жизненного стиля» (LSI - “Life style index”) Плутчика, Келлермана, Конте.

С целью математической обработки данных использовались следующие методы: методы первичной описательной статистики, непараметрические методы: U-критерий Манна-Уитни, методы корреляционного анализа (критерий r-Спирмена), кластерный, факторный, регрессионный анализы данных. При обработке эмпирических данных использовались компьютерные программы “STATISTICA 6.0”, “SPSS 13 for Windows”.

Был проведен анализ показателей эмоциональной напряженности, самоактуализации и психологических защит по группам (в зависимости от выраженности интегрального показателя эмоциональной напряженности). Показатель выраженности эмоциональной напряженности подсчитывался на основе среднего арифметического по оценкам показателей эмоциональных состояний, переведенным в стандартизированную 10-балльную шкалу (где Хср=10, ct=z). На основе согласованности показателей эмоциональных состояний в интегральную оценку были включены все шкалы, кроме стрессоустойчивости. На основе метода проценти-лей выборка была поделена на три группы по уровню выраженности эмоциональной напряженности (высокий, средний, низкий) и далее на основе z-оценок исследованы матрицы интеркорреляций показателей компонентов эмоциональной напряженности, самоактуализации, психологических защит.

Для каждой группы выраженности уровня эмоциональной напряженности (высокий, средний, низкий) были найдены матрицы интеркорреляций показателей эмоциональной напряженности, интеркорреляции компонентов самоактуализации, интеркорреляции психологических защит.

Далее, был проведен факторный анализ зависимости эмоциональной напряженности, самоактуализации, психологических защит. Корреляционная матрица была подвергнута процедуре анализа по методу главных компонент. Были извлечены факторы с собственными значениями больше единицы. Эти факторы подверглись вращению по методу варимакс. Были рассчитаны корреляции компонентов эмоциональной напряженности с компонентами самоактуализации, корреляции компонентов эмоциональной напряженности с психологическими защитами, корреляции компонентов самоактуализации и психологических защит.

Затем был проведен регрессионный анализ компонент: показатели эмоциональной напряженности - самоактуализация; показатели эмоциональной напряженности - интегральный показатель психологических защит; компоненты самоактуализации - интегральный показатель психологических защит; компоненты психологических защит - самоактуализация.

Таблица 1 - Факторный анализ зависимости эмоциональной напряженности, самоактуализации, психологических защит от уровня эмоциональной напряженности

Уровень ЭН Высокий (1 группа) Средний (2 группа) Низкий (3 группа) общий

Первый фактор Первый фактор Первый фактор личностный,

уровень посттравма- уровень посттравмати- нервно-психическое семейная тревож-

1— О о н н е * СЦ тического стресса ческого стресса напряжение (0,845), ность (0,885),

(0,908), (0,822), уровень посттравма- общая неудовле-

стрессоустойчивость удовлетворенность тического стресса творенность (0,745),

(0,842). психологической атмо- (-0,869). нервно-психическое

Второй фактор сферой в коллективе Второй фактор напряжение (0,649),

р с го н общая неудовлетво- (0,769). семейная тревож- уровень посттрав-

ренность (0,808), Второй фактор ность (0,863), матического стресса

о н ь ц го н о семейная тревожность стрессоустойчивость общая неудовлетво- (0,543)

(0,798). (0,815), ренность (-0,740). социальный,

Третий фактор семейная тревожность Третий фактор стрессоустойчи-

удовлетворенность (-0,841). стрессоустойчивость вость (0,768),

=т психологической атмо- Третий фактор (0,871),. удовлетворенность

о сферой в коллективе общая неудовлетво- психологической

(0,840), нервно-психическое напряжение (0,655). ренность (0,824), нервно-психическое напряжение (-0,809). атмосферой в коллективе (0,684).

Первый фактор Первый фактор Первый фактор Внутренний

контактность (0,897), автономность (0,827), спонтанность (0,885), спонтанность

потребность в позна- спонтанность (0,825), аутосимпатия (0,837), (0,853),

нии (0,879), самопонимание автономность (0,829), автономность

взгляд на природу че- (0,755), самопонимание (0,844),

ловека (0,855), гибкость в общении (0,714), аутосимпатия

гибкость в общении (0,752), гибкость в общении (0,810),

(0,828), аутосимпатия (0,720), (0,565). самопонимание

ориентация во време- контактность (0,719). Второй фактор (0,640).

го СО го >. ни (0783), Второй фактор потребность в позна- Внешний,

самопонимание ориентация во време- нии (0,894), взгляд на природу

(0,603). ни (0,856), взгляд на природу человека (0,831),

£ го о го о Второй фактор взгляд на природу че- человека (0,894), ориентация во вре-

аутосимпатия (0,884), ловека (0,845), ориентация во време- мени (0,831),

автономность (0,874), потребность в позна- ни (0,832), потребность в по-

спонтанность (0,807). нии (0,630). контактность (0,767). знании (0,826),

Третий фактор Третий фактор Третий фактор контактность (0,670),

ценности (0,806), ценности (0,745), креативность (0,920), гибкость в общении

креативность (-0,448). креативность (0,734). ценности (0,837). (0,594) динамичный, ценности (0,826), креативность (0,716).

Первый фактор Первый фактор Первый фактор пассивный

реактивное образова- замещение (0,801), замещение (0,880), замещение (0,797),

н ние (0,852), отрицание (0,756) отрицание (0,762), регрессия (0,697),

психологических защ компенсация (0,834), компенсация (0,684), регрессия (0,713), компенсация (0,688),

интеллектуализация вытеснение (0,612). компенсация (0,709), проекция (0,684),

(0,739). Второй фактор проекция (0,644). отрицание (0,670).

Второй фактор реактивное образова- Второй фактор активный

замещение (0,878), ние (0,913), интеллектуализация интеллектуализация

регрессия (0,762), проекция (0,669), (0,901), (0,815),

проекция (0,667). регрессия (0,579), вытеснение (0,865), вытеснение (0,689),

Третий фактор интеллектуализация реактивное образова- реактивное образо-

вытеснение (0,964). Четвертый фактор отрицание (0,980). (0,508). ние (0,762). вание (0,681).

Таблица 2 - Регрессионный анализ показателей эмоциональной напряженности, самоактуализации, психологических защит в зависистмости от уровня эмоциональной напряженности (ЭН)

Уровень ЭН Высокий (1 группа) Средний (2 группа) Низкий (3 группа) общий

эмоциональная напряженность: самоактуализация удовлетворенность психологической атмосферой в коллективе является не значимой по критерию Фишера общая неудовлетворенность и стрессоустойчи-вость является не значимой по критерию Фишера

эмоциональная напряженность: психологические защиты удовлетворенность психологической атмосферой в коллективе уровень посттрав- матического стресса является не значимой по критерию Фишера удовлетворенность психологической атмосферой в коллективе.

самоактуализация: психологические защиты автономность и самопонимание ориентация во времени самопонимание, потребность в познании, гибкость в общении, контактность, ориентация во времени, ценности. гибкость в общении, взгляд на природу человека

психологические защиты: самоактуализация регрессия и интеллектуализация компенсация, замещение и проекция является не значимой по критерию Фишера проекция

Далее был проведен анализ показателей эмоциональной напряженности, самоактуализации и психологических защит по кластерам. По результатам кластерного анализа было выделено 3 кластера. Был исследован каждый кластер: найдены матрицы интеркорреляции показателей эмоциональной напряженности, самоактуализации и психологических защит, далее применен факторный анализ и регрессионный анализ. Результаты и количественный вклад каждой компоненты отражены в итоговых таблицах 6-7. Показано влияние качественной специфики эмоциональной напряженности на самоактуализацию и психологические защиты, и выявлена специфика их взаимодействия при различной величине эмоциональной напряженности.

Таблица 3 - Факторный анализ показателей эмоциональной напряженности, самоактуализации и психологических защит по кластерам

Кластер 1 Кластер 2 Кластер 3

Первый фактор: Первый фактор: Первый фактор:

семейная тревожность (0,744), общая неудовлетворенность общая неудовлетворенность

нервно-психическое напряже- (0,858), (0,814),

ние (0,512), семейная тревожность (0,835), удовлетворенность психологи-

удовлетворенность психоло- удовлетворенность психологи- ческой атмосферой в коллекти-

гической атмосферой в кол- ческой атмосферой в коллекти- ве (0,659),

лективе (-0,794). ве (0,674), стрессоустойчивость (0,543).

яь ат нс ьо лн ан не ож ия Второй фактор: уровень посттравматического Второй фактор:

уровень посттравматического стресса (-0,585). уровень посттравматического

стресса (0,842), Второй фактор: стресса (0,912),

общая неудовлетворенность нервно-психическое напряже- нервно-психическое напряже-

(0,695), ние (0,820), ние (-0,628).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

цр оп ма Є5 I стрессоустойчивость (0,556). стрессоустойчивость (0,703) Третий фактор:

семейная тревожность (0,921).

Первый фактор: Первый фактор: Первый фактор:

гибкость в общении (0,927), потребность в познании (0,914), автономность (0,898),

контактность (0,882), контактность (0,843), спонтанность (0,843),

потребность в познании (0,850), ориентация во времени (0,836), самопонимание (0,771),

взгляд на природу человека самопонимание (0,835), аутосимпатия (0,746),

(0,767), гибкость в общении (0,677), гибкость в общении (0,742),

ориентация во времени (0,761), взгляд на природу человека контактность (0,607).

к и самопонимание (0,663). (0,635). Второй фактор:

ц а з и л а Второй фактор: Второй фактор: взгляд на природу человека

спонтанность (0,835), спонтанность (0,889), (0,872),

аутосимпатия (0,790), аутосимпатия (0,881), потребность в познании (0,805),

у кту а о м а о креативность (0,719). автономность (0,845). ориентация во времени (0,798).

Третий фактор: Третий фактор: Третий фактор:

ценности (0,908), ценности (0,854), креативность (0,863),

автономность (0,690). креативность (-0,442). ценности (0,749).

Продолжение таблицы 3

ы т и Первый фактор: Первый фактор: Первый фактор:

реактивное образование (0,845), реактивное образование (0,823), отрицание (0,788),

щ проекция (0,826), компенсация (0,790), замещение (0,776),

а 3 е и О е 4 и г о л о х и с С интеллектуализация (0,754). интеллектуализация (0,768), компенсация (0,765),

Второй фактор: проекция (0,710). проекция (0,721),

регрессия (0,897), Второй фактор: регрессия (0,603).

компенсация (0,769), замещение (0,884), Второй фактор:

замещение (0,580). регрессия (0,774). вытеснение (0,804),

Третий фактор: Третий фактор: реактивное образование (0,777),

вытеснение (0,859), вытеснение (0,787), интеллектуализация (0,724).

отрицание (0,582). отрицание (0,746).

Таблица 4 - Анализ показателей эмоциональной напряженности по кластерам

Кластер 1 Кластер 2 Кластер 3

эмоциональная напряженность: самоактуализация семейная тревожность, удовлетворенность психологической атмосферой в коллективе, нервнопсихическое напряжение удовлетворенность психологической атмосферой в коллективе посттравматического стресса и удовлетворенность психологической атмосферой в коллективе

эмоциональная напряженность: психологические защиты является не значимой по критерию Фишера удовлетворенность психологической атмосферой в коллективе уровень посттравматического стресса

самоактуализация: психологические защиты автономность самопонимание и автономность взгляд на природу человека

психологические защиты: самоактуализация реактивное образование, интеллектуализация, проекция проекция компенсация и замещение

Таким образом, данные кластерного анализа подтверждают качественную специфику влияния эмоциональной напряженности на самоактуализацию, психологические защиты и их взаимодействие, так как 1 и 3 кластеры фактически совпадают по величине психического напряжения с 1 и 3 группой студентов.

Установлена сложная корреляция характеристик самоактуализации и психологических защит в зависимости от качественных и количественных характеристик эмоциональной напряженности. Показано, что по мере изменения уровня эмоциональной напряженности перестраиваются взаимосвязи между самоактуализацией и защитными механизмами.

Ссылки:

1. Хьел Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 2005.

2. Маслоу А. Мотивация и личность. Самоактуализи-рованные люди: исследование психологического здоровья. СПб., 1999.

3. Наенко Н.И. Психологический анализ состояний психической напряженности. М., 1970.

4. Наенко Н.И. Психическая напряженность. М., 1976.

References (transliterated):

1. Kh'el L., Zigler D. Teorii lichnosti. SPb., 2005.

2. Maslou A. Motivatsiya i lichnost'. Samoaktualiziro-

vannнe lyudi: issledovanie psikhologicheskogo zdo-rov'ya. SPb., 1999.

3. Naenko N.I. Psikhologicheskiy analiz sostoyaniy

psikhicheskoy napryazhennosti. M., 1970.

4. Naenko N.I. Psikhicheskaya napryazhennost'. M.,

1976.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.