Научная статья на тему 'Исследование влияния эксплуатационных факторов на характеристики пожаробезопасности декоративно-отделочных полимерных материалов авиационного назначения'

Исследование влияния эксплуатационных факторов на характеристики пожаробезопасности декоративно-отделочных полимерных материалов авиационного назначения Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
113
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по технологиям материалов , автор научной работы — Вольный О.С., Кириенко О.А., Шуркова Е.Н., Барботько С.Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование влияния эксплуатационных факторов на характеристики пожаробезопасности декоративно-отделочных полимерных материалов авиационного назначения»

3. Комаров К.Э. Психологическая подготовка к действиям в условиях повышенного риска: учебно-методическое пособие для специалистов, занимающихся подготовкой подразделений МО, ФСБ, МВД, МЧС, Минюста России. М.: 2002.

4. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело,

2001.

5. Розов В.И. Психологическое обеспечение деятельности в экстремальных ситуациях // Социальная психология, 2007. - №4. - С. 174-188.

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ ФАКТОРОВ НА ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОЖАРОБЕЗОПАСНОСТИ ДЕКОРАТИВНО-ОТДЕЛОЧНЫХ ПОЛИМЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ АВИАЦИОННОГО

НАЗНАЧЕНИЯ

О.С. Вольный, ведущий инженер, О.А. Кириенко, ведущий научный сотрудник, к.х.н.,

Е.Н. Шуркова, инженер, С.Л. Барботько, начальник лаборатории, к.т.н., Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных

материалов (ВИАМ), ГНЦ РФ, г. Москва

Одной из важнейших составляющих, обеспечивающих научно-технический прогресс в современном мире, является материаловедение и, в частности, создание новых полимерных материалов [1-3]. Полимерные материалы по сравнению с металлами обладают рядом преимуществ (меньший удельный вес, неподверженность коррозии), но одновременно имеют и некоторые недостатки (климатическое старение, пожароопасность) [4-5]. При производстве современной авиационной техники доля полимеров может достигать 50-70 % от общего веса изделия, а так как самолёты являются одними из наиболее топливонагруженных изделий, в которых в относительно малом объёме сосредоточено большое количество людей, то проблемы обеспечения пожарной безопасности авиационной техники являются одними из важнейших [6-8]. Контроль характеристик пожарной безопасности осуществляется только для исходных материалов, влиянию старения под действием факторов климата или эксплуатации на данные свойства, как правило, не придаётся большого значения [9-10]. В ряде работ было показано влияние некоторых климатических и эксплуатационных факторов (повышенная температура, влажность, перепады температуры) на характеристики пожарной безопасности типовых полимерных композиционных материалов конструкционного назначения [10, 11].

Требования по пожарной безопасности, предъявляемые к полимерным материалам, зависят как от функционального назначения материала, так и от назначения самого изделия [12]. Одними из наиболее жестких норм по пожарной безопасности, предъявляемым к материалам, являются авиационные правила. История развития требований пожарной безопасности к авиационным материалам

отражена в [13, 14]. Наиболее распространенным методом оценки авиационных полимерных материалов является метод определения воспламеняемости под воздействием внешнего малокалорийного источника пламени (в авиационной отрасли обычно используется термин «метод определения горючести»).

Таблица

Влияние эксплуатационных факторов на регистрируемые характеристики горючести (экспозиция пламенем горелки 12 с) декоративно-отделочных _авиационных материалов_

Наименование, состав Воздействующие факторы Характеристики горючести

Продолжительность остаточного горения, с Длина прогорания, мм

Ткань портьерная «2002-ГО» (полиэфир) Исходный материал 1 58

После химчистки 1 73

После стирки 1 75

Ткань обивочная «АИ-О1» (шерсть с ОП) Исходный материал 2 44

После химчистки 6 65

Ткань декоративная «Людмила» (шерсть с ОП, лавсан) Исходный материал 1 38

После теплового старения (70 °С 500 часов) 3 34

После тропической камеры (3 месяца) 50 полностью

Ткань «Форум» Исходный материал 8 90

После теплового старения (80 °С 500 часов) 7 120

Материал теплозащитный «АНТЗМс» Исходный материал 2 132

После теплового старения (100 С 100 часов) 3 142

Предельно допустимые значения: не более 15 не более 203

Используемые в авиастроении материалы должны быть рассчитаны на длительные сроки эксплуатации, причем в течение всего заданного срока службы они должны сохранять свои характеристики на уровне не ниже предельно допустимых значений. В данной работе проведена оценка некоторых эксплуатационных факторов (повышенная температура, воздействие химических реактивов используемых для химической чистки и стирки) на сохраняемость характеристик горючести текстильных материалов авиационного назначения. Испытанные текстильные материалы различались по химическому составу и назначению. Полученные результаты представлены в таблице. Видно, что для материала с огнезащитной пропиткой (АИ-О1) даже сравнительно щадящая химическая чистка приводит к ухудшению (правда в допустимых пределах), а для шерстяной ткани «Людмила» воздействие переменных тепловлажностных условий привело к полной потере огнезащитных свойств. Но и для огнезащищенных материалов на основе химически модифицированных (2002-П3)

и термостойких (АНТЗМс) волокон после воздействия факторов эксплуатации происходит некоторое ухудшение характеристик.

Таким образом, показано, что внешние воздействующие факторы, даже характерные для материалов внутренней отделки, могут оказывать существенное влияние на характеристики пожарной безопасности и при допуске материалов в эксплуатацию необходим контроль не только исходных характеристик, но и оценка степени сохраняемости в течение всего заданного срока службы.

Список использованной литературы

1. Каблов Е.Н. Материалы и химические технологии для авиационной техники //Вестник Российской академии наук. 2012. - Т. 82. - № 6. - С. 520-530.

2. Каблов Е.Н. Авиакосмическое материаловедение //Все материалы. Энциклопедический справочник. 2008. - № 3. - С. 2-14.

3. История авиационного материаловедения. ВИАМ - 80 лет: годы и люди /Под общ. ред. Е.Н. Каблова М.: ВИАМ. 2012. - 520 с.

4. Кириллов В.Н., Старцев О.В., Ефимов В.А. Климатическая стойкость и повреждаемость полимерных композиционных материалов, проблемы и пути решения //Авиационные материалы и технологии. 2012. - № 5. - C. 412-423.

5. Barbotko S.L. Ways of providing fire safety of aviation materials //Russian Journal of General Chemistry. 2011. - Т.81. - № 5. - С. 1068-1074.

6. Барботько С.Л., Кириллов В.Н., Шуркова Е.Н. Оценка пожарной безопасности полимерных композиционных материалов авиационного назначения //Авиационная промышленность. 2013. - № 2. - С. 55-58.

7. Барботько С.Л. Пожаробезопасность авиационных материалов //Авиационные материалы и технологии. 2012. № S. С. 431-439.

8. Барботько С.Л., Кириллов В.Н., Шуркова Е.Н. Оценка пожарной безопасности полимерных композиционных материалов авиационного назначения //Авиационные материалы и технологии. 2012. - №3. - С.56-63.

9. Барботько С.Л., Шуркова Е.Н., Вольный О.С., Скрылёв Н.С. Оценка пожарной безопасности полимерных композиционных материалов для внешнего контура авиационной техники //Авиационные материалы и технологии. 2013. -№ 1. - С. 56-59.

10. Скрылёв Н.С., Вольный О.С., Постнов В.И., Барботько С.Л. Исследование влияния тепловых факторов климата на изменение характеристик пожаробезопасности полимерных композиционных материалов // Труды ВИАМ. 2013. - № 9. - Ст. 05 (viam-works.ru).

11. Скрылёв Н.С., Вольный О.С., Абрамов Д.В., Шуркова Е.Н. Исследование влияния тепловлажностных факторов на изменение характеристик пожарной безопасности ПКМ, подверженных климатическим воздействиям // Труды ВИАМ. 2014. - № 7. - Ст. 12 (viam-works.ru).

12. Барботько С.Л., Вольный О.С., Кириенко О.А., Луценко А.Н., Шуркова Е.Н. Сопоставление методов оценки пожарной опасности полимерных материалов в различных отраслях транспорта и промышленности //Все материалы. Энциклопедический справочник. 2015. - № 1. - С. 2-9.

13. Барботько С.Л. Требования авиационных норм и методы оценки пожарной безопасности авиационных материалов: история, современное состояние и перспективы развития //Вестник Воронежского института ГПС МЧС России. 2014. - № 3. - С. 23-33.

14. Барботько С.Л. Пожарная опасность, методы оценки и требования к материалам для изготовления внешнего контура авиационной техники // Вестник Воронежского института ГПС МЧС России. 2014. - №4. - С. 6-15.

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ ПРИ ЧС

Г.А. Вульфсон, курсант, С.В. Беседина, доцент, к.ф.-м.н., Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж

При возникновении чрезвычайных ситуаций (ЧС) вопрос о скорости, актуальности и качестве принимаемых решений, а так же их обоснованности является важнейшим при обеспечении безопасности населения и предотвращении ЧС. Существует комплекс методов и программ, позволяющих автоматизировать данный процесс. Автоматизированная система поддержки принятия решений в чрезвычайных ситуациях это совокупность взаимосвязанных систем и средств автоматизации управления, обеспечивающих автоматизированную поддержку действий лиц, принимающих (готовящих) решения по предупреждению или ликвидации чрезвычайных ситуаций [1].

Математической основой при принятии решений служит теория игр, а также методы общей теории систем, теории принятия решений. Теория игр -математический метод изучения оптимальных стратегий в играх. Под игрой понимается процесс, в котором участвуют две и более сторон, ведущих борьбу за реализацию своих интересов. Каждая из сторон имеет свою цель и использует некоторую стратегию, которая может вести к выигрышу или проигрышу - в зависимости от поведения других игроков. Теория игр помогает выбрать лучшие стратегии с учётом представлений о других участниках, их ресурсах и их возможных поступках.

Под неопределенностью следует понимать отсутствие, неполноту информации об объекте, процессе, явлении или неуверенность в достоверности информации.

Под ситуацией риска следует понимать сочетание различных обстоятельств и условий затрудняющих тот или иной вид деятельности из-за двух возможных исходов: благоприятного (выигрышного) или неблагоприятного (проигрышного).

Игра - это совокупность правил, описывающих сущность конфликтной ситуации и возможные выходы из нее.

Теория принятия решений - область исследования, вовлекающая понятия и методы математики, статистики, экономики, менеджмента и психологии с целью

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.