Экономические системы. 2022. Том 15, № 2 (57). С. 36-53. Economic Systems. 2022;15(2(57)):36-53.
ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА
Научная статья УДК 338+330.3
DOI 10.29030/2309-2076-2022-15-2-36-53
ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ БАЗОВЫХ ФАКТОРОВ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ НА ТРАНСФОРМАЦИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РОСТ СТОИМОСТИ СОВРЕМЕННЫХ КОМПАНИЙ
Елена Дмитриевна Шестакова
Финансовый университет при Правительстве РФ, Москва, Россия, [email protected]
Аннотация. В статье рассмотрены базовые факторы цифровой экономики, влияющие на стоимость публичных акционерных обществ. Определена значимая и системообразующая роль публичных компаний в современной цифровой экономике. Цифровые данные, цифровые технологии, знания и ESG-трансформация определены как базовые факторы цифровой экономики и цифровой трансформации бизнеса. Для публичных компаний цифровая трансформация идентифицирована как фактор создания стоимости, а возможность привлекать капитал на открытых рынках - как перспективный источник финансирования цифровых инициатив. В статье подчеркивается, что необходимость раскрытия качественной и достоверной финансовой и нефинансовой информации, учет интересов большого круга заинтересованных лиц и рост интереса инвесторов к ESG-инициативам являются ключевыми особенностями публичных акционерных обществ, которые в условиях цифровой экономики создают перспективы развития и обозначают дополнительные требования и задачи.
Ключевые слова: факторы цифровой экономики, стоимость публичного акционерного общества, ESG-факторы развития, неопределенность
Для цитирования: ШестаковаЕ.Д. Исследование влияния базовых факторов цифровой экономики на трансформацию деятельности и рост стоимости современных компаний // Экономические системы. 2022. Том 15, № 2 (57). С. 36-53. DOI 10.29030/2309-2076-2022-15-2-36-53.
© Шестакова Е.Д., 2022
DIGITAL ECONOMY
Original article
STUDY OF THE INFLUENCE OF THE BASIC FACTORS OF THE DIGITAL ECONOMY ON THE TRANSFORMATION OF BUSINESS AND THE GROWTH OF THE VALUE OF MODERN COMPANIES
Elena D. Shestakova
Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia, [email protected]
Abstract. The article considers the basic factors of the digital economy that affect the cost of public joint-stock companies. The significant and backbone role of public companies in the modern digital economy is determined. Digital data, digital technologies, knowledge and ESG-initiatives are defined as the basic factors of the digital economy and digital business transformation. For public companies, digital transformation has been identified as a factor in creating value, and the ability to raise capital in open markets as a promising source of funding for digital initiatives. The need to disclose high-quality and reliable financial and non-financial information, taking into account the interests of a wide range of stakeholders and the growing interest of investors in ESG-initiatives are the key features of public joint-stock companies that create development prospects in the digital economy and indicate additional requirements and tasks. The development of the stock market can become an effective measure to support economic entities in the context of the transformation and turbulence of socio-economic processes.
Keywords: digital economy factors, value of a public joint stock company, ESG-initiatives, uncertainty
For citation: Shestakova E.D. Study of the influence of the basic factors of the digital economy on the transformation of business and the growth of the value of modern companies. Economic Systems. 2022;15(2(57)):36-53 (In Russ.). DOI 10.29030/2309-2076-2022-15-2-36-53.
Введение
Высокий уровень конкуренции ведения бизнеса, существование экономических циклов, неопределенность и волатильность экономической среды лежат в основе современной социально-экономической действительности. Однако исследование социально-экономических процессов в настоящее время невозможно без их нового качественного признака - цифровой трансформации.
Сегодня в большинстве стран мира мы говорим о формировании и развитии цифрового общества и цифровой экономики. Это значит, что обмен благами и управление ресурсами происходят в условиях стремительного развития информационных технологий и инновационных средств коммуникации - основы
современных научно-технологических и социально-экономических изменений. Онлайн-продажи, цифровые товары и услуги, цифровая выручка и даже виртуальная мода - все это часть новой цифровой трансформации общества и экономики.
Научно-технологический прогресс всегда стоит у истоков социально-экономических изменений. Однако отличительной особенностью цифровой трансформации является не только ее высокий темп, но и особая концепция изменений, которую она задает. Вопрос о том, как цифровая трансформация будет влиять на базовые факторы социально-экономической действительности, уже является центральным предметом современных научных дискуссий.
Для современных компаний как производителей благ цифровая трансформация является и перспективой, и вызовом одновременно. С одной стороны, развитие цифровой экономики позволяет повысить конкурентоспособность пользователей цифровых технологий, прогнозировать экономические изменения и снизить неопределенность экономической деятельности, тем самым делая ее более эффективной и гибкой. С другой стороны, цифровая экономика формирует новые вызовы и вопросы, связанные со способностью компаний интегрироваться в цифровую экономику, оставаться конкурентоспособными на национальных и мировых рынках, иметь достаточно ресурсов для осуществления цифровой трансформации.
Постоянные, структурные и быстрые изменения лежат в основе современной цифровой экономики. Следовательно, умение оперативно реагировать на данные изменения и управлять их последствиями - ключевой фактор сохранения и развития бизнеса.
Актуальность исследования факторов цифровой трансформации, влияющих на стоимость публичных акционерных обществ, возрастает как следствие формирования цифрового общества и экономики (т. е. изменения среды функционирования компаний) и как поиск новых возможностей сохранения и развития бизнеса в условиях неопределенности и волатильности экономической среды. Исследование стоимости открытых компаний как интегрального показателя эффективности и стратегического ориентира возрастает в условиях волатильности и турбулентности социально-экономических процессов.
Цель данной статьи - рассмотрение основных факторов цифровой экономики, влияющих на стоимость публичных акционерных обществ.
В качестве объектов исследования будут рассматриваться открытые компании - публичные акционерные общества. Возможность публичных компаний привлекать финансовые ресурсы на открытых рынках - одна из главных особенностей данной организационно-правовой формы, что может стать важным конкурентным преимуществом в условиях цифровой экономики. Значение публичных компаний может особенно возрастать в условиях турбулентности и неопределенности социально-экономических процессов как способ сохранения и преумножения капитала акционеров, а также развития национальной экономики.
Задачами, решение которых позволяет достичь поставленной цели, являются: рассмотрение базовых факторов цифровой экономики, влияющих на цифровую
трансформацию бизнеса публичных компаний, определение места публичных компаний в современной экономике, анализ ключевых факторов, влияющих на стоимость публичных компаний с учетом особенностей данной организационно-правовой формы в условиях цифровой экономики.
В качестве информационной базы исследований выступают нормативно-правовые акты, информация, обязательная к раскрытию публичными акционерными обществами, научные и отраслевые периодические публикации в СМИ.
Основная часть
Базовые факторы цифровой экономики и цифровой трансформации бизнеса
публичных компаний
Согласно Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы, утвержденной Указом Президента РФ в 2017 году, цифровая экономика определена как деятельность, ключевым фактором производства или основным ресурсом которой являются цифровые данные [1].
Цифровые данные представляют собой совокупность данных, представленных в цифровом виде, или «машиночитаемую информацию практически обо всем» [2, с. 1]. Будучи ключевым фактором производства в цифровой экономике для современных компаний, цифровые данные становятся базовым ресурсом стратегической и операционной деятельности, «необходимым для создания стоимости и получения выгод» [2, с. 1].
Возникновение цифровых данных стало следствием развития цифровых технологий. Возможность сбора, обработки и хранения больших массивов информации, требующих особых методов и инструментов работы с ними, легла в основу больших данных - одной из основных «сквозных цифровых технологий» [3, с. 14-15]. Генерирование значительного объема быстро меняющихся цифровых данных (в том числе в режиме «онлайн») требует особой системы «программных и аппаратных средств, способных с определенной степенью автономности воспринимать информацию, обучаться и принимать решения на основе анализа больших массивов данных, в том числе имитируя человеческое поведение» [3, с. 15]. В цифровой экономике подобные системы составляют технологии искусственного интеллекта, которые активно внедряются в бизнес-процессы современных компаний и служат источником обоснования стратегических решений.
Большинство крупных публичных компаний уже применяют интеллектуальный анализ данных во всех сферах своего бизнеса: от маркетинга до управления цепочками поставок [4, с. 1]. Принятие управленческих решений, основанных на данных (т. е. без субъективных экспертных мнений), определяется в современной научно-деловой среде как подход принятия решений, основанных на данных.
Примером внедрения подхода к управлению, основанного на данных, может служить ключевая цель цифровой трансформации публичной компании «Рос-сеть» - крупнейшей энергетической компании в мире. В качестве приоритетной
цели цифровой трансформации к 2030 г компания определяет «изменение логики процессов и переход на риск-ориентированное управление на основе внедрения цифровых технологий и анализа больших данных» [5].
Другой пример эффективного использования цифровых данных - данные о потребительском спросе, которые, благодаря цифровым технологиям, трансформируются в «цифровые портреты потребителей и паттерны их экономического поведения» [3, с. 21]. Цифровые данные в современной экономике не только служат источником принятия наиболее обоснованных и верных управленческих решений, но и являются отдельным активом, способным повышать доходы и, как следствие, стоимость компаний.
Цифровые технологии и цифровые данные способствуют трансформации традиционных бизнес-моделей компаний и появлению «бизнес-моделей, основанных на данных» - цифровых платформ [2, с. 2]. Большинство компаний, внедривших бизнес-модель цифровой платформы [2, с. 2, 3], в мировой и национальной структуре экономики являются публичными: среди «операционных» цифровых платформ (т. е. взаимодействующих со своими клиентами онлайн благодаря инновационным средствам коммуникации) можно выделить публичные компании Ozon (РФ), VK (РФ), «Лента» (РФ), Alibaba (КНР). Среди инновационных цифровых платформ (т. е. создающих приложения и программное обеспечение благодаря информационным технологиям) можно отметить публичные компании «Яндекс» (РФ), «СБЕР» (РФ), «Тинькофф» (РФ), «Циан» (РФ).
Примером формирования цифровой модели бизнеса может служить коммерческий банк (публичное акционерное общество) «Тинькофф» - крупнейший в мире онлайн-банк по количеству клиентов, ставший за 15 лет своей деятельности одной из системно значимых кредитных организаций России по решению Банка России [6]. Несмотря на то что банк «Тинькофф» предоставляет финансовые услуги, траектория его развития как бизнеса строится на внедрении финансовых технологий и создании, по сути, IT-компании. Внедрение и развитие финансовых технологий (обслуживание клиентов исключительно онлайн без использования традиционных офисов) позволили ПАО «Тинькофф» разработать качественный и удобный клиентский сервис, при этом создать высоко технологичную и значимую публичную компанию в структуре отечественной финансовой системы.
Ежегодный опрос руководителей 94 компаний из списка «Fortune 1000» [7], проводимый консалтинговой компанией NewVantage Partners (Wavestone) на начало 2022 г., показал, что 97% опрашиваемых компаний осуществляют постоянные инвестиции в развитие анализа данных, а 91% внедряют искусственный интеллект [8, с. 7-8]. При этом почти каждая из этих компаний (92,1%) отмечает значимые преимущества такой деятельности для своего бизнеса (для сравнения: в 2017 г. успех инвестиций в инфраструктуру сбора и анализа данных отмечали только 48,4% опрашиваемых компаний) [8, с. 7-8]. Однако меньше половины респондентов отметили, что оперировали данными как бизнес-активом предприятия (39,7%), создали организацию, управляемую данными (26,5%),
или сформировали «культуру данных» (19,3%) [8, с. 7-8]. Аналогичные проблемы были идентифицированы в ходе опроса представителей бизнеса крупнейших отечественных компаний [9]. При этом руководители каждой из опрашиваемых компаний отметили отставание внедрения цифровых инициатив от ведущих мировых корпораций в своих отраслях (рис. 1).
Рис. 1. Оценка цифровой зрелости российских компаний по отраслям в целом на базе опроса представителей менеджмента ведущих российских корпораций приоритетных отраслей экономики России за 2020-2021 гг.
Таким образом, процесс цифровой трансформации современных компаний в части использования цифровых данных и цифровых технологий - перспективное и развивающееся направление управленческой и производственной практики.
Всемирный банк определяет цифровую экономику в качестве «нового уклада экономики, основанной на знаниях и цифровых технологиях, в рамках которой формируются новые цифровые навыки и возможности у общества, бизнеса и государства» [3, с. 12]. Это значит, что помимо цифровых данных и цифровых технологий ключевой фактор цифровой экономики и следующей за ней цифровой трансформации бизнеса - это знания.
В цифровой экономике как части информационного общества знания являются не только ресурсом, но и результатом деятельности или одним из «главных производимых продуктов» [10, с. 58]. С позиции ведения бизнеса знания позволяют современным компаниям развиваться, быть включенными в современные социально-экономические процессы и наращивать конкурентоспособность.
Цифровая экономика запустила цифровую трансформацию бизнеса современных компаний, степень завершенности которой служит индикатором их цифровой зрелости. Уровень цифровой зрелости производителей благ позволяет сделать вывод о том, насколько экономика отдельной страны или региона соответствует определению цифровой экономики и влиянию ее базовых факторов. Однако цифровая зрелость компаний не ограничивается уровнем автоматизации и компьютеризации бизнес-процессов [11], а знания не являются простой совокупностью обработанных цифровых данных. Цифровая трансформация становится частью ценностного кода бизнеса, охватывая все сферы его функционирования и всех заинтересованных лиц. Центром цифровой трансформации становятся знания, формируя «единую систему управления знаниями, технологиями и компетенциями» [3, с. 8].
Примером данного подхода может служить «цифровое технологическое видение» публичной компании «Газпром нефть». Компания является первой из отечественных организаций нефтегазового сектора, запустивших цифровую трансформацию бизнеса [12]. С позиции управления бизнесом корпорация формулирует новое «цифровое технологическое видение», цель которого - выявление новых технологий посредством анализа потребностей компании [12]. С позиции внутренних и внешних заинтересованных лиц (работников корпорации и потребителей услуг) компания осуществляет цифровую трансформацию каждого этапа работы нефтяников, что позволяет ПАО «Газпром нефть» «лучше понимать потребности каждого клиента и строить на этом работу всех звеньев бизнес-цепочки» [12].
Управление стоимостью публичного акционерного общества в условиях становления и развития цифровой экономики и цифрового общества неразрывно связано с трансформацией систем корпоративного управления как части нового вектора социального-экономического развития или ESG-трансформации.
Согласно последним рекомендациям Банка России, содержащимся в Информационном письме о рекомендациях по раскрытию публичными акционерными обществами нефинансовой информации, связанной с деятельностью таких обществ от 12 июля 2021 года, обязательными к раскрытию являются сведения о бизнес-модели. Данные сведения должны содержать информацию о способах роста и сохранения стоимости компании в долгосрочной перспективе, понятную для текущих и потенциальных инвесторов. Это означает, что наряду с раскрытием финансовой отчетности публичные акционерные компании должны обладать четким представлением о том, как создавать ценность бизнеса и усиливать финансовые и нефинансовые результаты. Раскрытие информации об экологическом, социальном и корпоративном управлении все чаще становится важной составляющей роста инвестиционной привлекательности компании в условиях цифровой экономики. ESG-трансформация становится основой осведомленности инвесторов и всех заинтересованных лиц о деятельности компании, ее уникальности, ответственности и включенности в социально-экономические процессы.
В сущности, цифровая и ESG-трансформации - это разные драйверы роста ценности бизнеса. Цифровая трансформация меняет экономику бизнеса [13, с. 333], а ESG-трансформация повышает его социальную значимость. Тем не менее взаимосвязь цифровой экономики и ESG-инициатив куда более тесная. Применение цифровых технологий позволяет как минимум повысить эффективность решения бизнес-задач, тем самым обеспечивая рост рентабельности вложенного капитала и, как следствие, стоимость бизнеса [14, с. 11]. Однако исключительный фокус на внедрении цифровых технологий идет вразрез с современным подходом к управлению компанией как «единой системы, построенной на знаниях, технологиях и компетенциях» [3, с. 8] и часто упускает «интересы держателей капитала и социальные приоритеты» [15].
Примером реализации данного принципа могут служить бизнес-ценности публичной компании «Яндекс» (РФ) - одной из крупнейших 1Т-компаний в России. Базовые принципы создания сервисов компаний, лежащие в основе ценностного кода организации, сосредоточены вокруг социального аспекта и ESG-факторов развития: «Мы создаем сервисы, которые приносят пользу людям и дают им новые возможности...»; «Наша работа строится на принципах честности и прозрачности...; «Мы осознаём свою ответственность за сервисы, которыми пользуются миллионы людей, и стараемся развивать их таким образом, чтобы максимизировать пользу и минимизировать вред.» [16].
Анализ особенностей развития информационного общества и цифровой экономики с практической и научной точек зрения позволяет заключить, что базовыми факторами цифровой экономики, оказывающими непосредственное влияние на цифровую трансформацию бизнеса, являются:
• цифровые данные (как ключевой фактор производства в цифровой экономике);
• цифровые технологии (как технологии, позволяющие обрабатывать, хранить и использовать цифровые данные и создавать цифровые платформы);
• знания (как основная ценность, ресурс научно-технологического развития и главный результат деятельности в цифровой экономике);
• ESG-трансформация (как фактор, определяющий социальный фокус развития цифровой экономики и отвечающий необходимости решения глобальных проблем общественного развития и экономики).
Обозначенные факторы цифровой экономики могут быть дополнены и скорректированы с учетом пути развития цифровой экономики и информационного общества как нового социально-экономического явления. С позиции анализа влияния каждого фактора на цифровую трансформацию бизнеса справедливо отметить, что они применимы и обоснованы для любых организационно-правовых форм, в том числе публичных акционерных обществ.
Место публичных компаний в современной цифровой экономике
Деятельность публичных компаний в России регулируется Федеральным законом «Об акционерных обществах», согласно которому публичное акционерное общество определено как общество, которое «вправе проводить размещение
акций и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в его акции, посредством открытой подписки» [17].
Возможность публичных компаний привлекать финансовые ресурсы на открытых рынках для неограниченного круга лиц накладывает на данные компании особые и обязательные требования по раскрытию своей финансовой и нефинансовой информации, что является ключевым и наиболее важным отличием публичных компаний от организаций иных организационно-правовых форм.
Так, согласно Федеральному закону «О рынке ценных бумаг», под раскрытием информации на рынке ценных бумаг «понимается обеспечение ее доступности всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения данной информации в соответствии с процедурой, гарантирующей ее нахождение и получение» [18].
В отсутствие инвестиционной привлекательности, прозрачности и достоверности представления информации о своем бизнесе публичная акционерная компания не может существовать и развиваться с экономической и юридической точек зрения. Наличие у публичных компаний большого круга заинтересованных лиц делает их значимыми и системообразующими субъектами национальной и мировой экономики.
Публичные компании занимают важное место в структуре современной цифровой экономики (рис. 2). По данным Всемирного банка на 2020 г., размер фондового рынка или сумма рыночной капитализации всех зарегистрированных в стране компаний во многих развитых странах мира (США, Японии, Великобритании, Канады, Республики Корея) превышает уровень доходов этих стран по уровню ВВП.
Уровень ВВП по странам-лидерам на 2020 г. в трлн долларов США
(по возрастанию)
Российская Федерация Корея (респ.) Канада Италия Франция Индия Великобритания Германия Япония Китай США
Я 1,48
■ 1,64
■ 1,64
■ 1,89
Ш 2,63
Ш 2,66
Ш 2,76
В 3,85
5,0( 14,72
20,89 10 15 20 25
Рыночная капитализация зарегистрированных на бирже компаний на 2020 г. в трлн долларов США (ранжирование по уровню ВВП)
Еигопех! ЫУ
Российская Федерация Корея (респ.) Канада Индия Великобритания Германия Япония Китай США
- 4,5
1 0,69
■ 2,18
■ 2,64
■ 2,60
■ 2,90
■ 2,28
" 6,72 ,21
на 12.
40,72
0 10 20 30 40 50
Рис. 2. Сопоставление уровня ВВП в номинальном выражении по странам-лидерам и размера фондового рынка данных стран в 2020 г. (комментарий: панъевропейская фондовая биржа ЕигопеХ ЫУ - Бельгия, Франция, Италия, Нидерланды, Португалия)
Источник: составлено автором по данным Всемирного банка [31].
В условиях существенных внешних ограничений отечественной экономики необходимо рассмотреть развитие фондового рынка в странах, столкнувшихся с аналогичным влиянием мировой экономической политики и схожей структурой экономики.
Динамика развития фондового рынка Исламской Республики Иран положительна (рис. 3), несмотря на экономические санкции и относительную закрытость экономики. Санкционное давление на Иран, занимающее по уровню ВВП (в номинальном выражении) на 2020 г. 93-е место (из 188 стран) по данным Всемирного банка, действует с 1979 г., а структура экономики схожа с отечественной по многим аспектам (в частности, в области нефтедобычи). Население страны активно использует фондовый рынок для защиты своих накоплений (например, от инфляции), а уровень капитализации крупнейшей в стране Тегеранской фондовой биржи (входит в двадцатку самых крупных бирж мира) сопоставим с фондовым рынком России, Бразилии и ЮАР [19].
1 400 -
1 200 -
1 000 -
800 -
600 -
400 -
200 -
19761978 1994 19961998 20002002 2004 20062008 2010 2012 2014 20162018 2020
Рис. 3. Динамика изменения размера фондового рынка Исламской Республики Иран с 1976 по 2020 г. в млрд долл. США
Источник: составлено автором по данным Всемирного банка [32].
По данным Федеральной налоговой службы, на начало 2022 г. в России зарегистрировано 868 публичных акционерных обществ [20], при этом, согласно перечню Минпромторга России, около 5% всех публичных акционерных обществ являются системообразующими [21] (особенно в области металлургии, химической промышленности, промышленности обычных вооружений, автомобильной промышленности). Среди системообразующих публичных компаний работают корпорации, занимающие существенные позиции не только в структуре отечественной экономики, но и на мировых рынках (в частности, публичные компа-
нии «Северсталь», «Полюс», «ФосАгро», «Корпорация ВСМПО-АВИСМА», «Тульский оружейный завод», КАМАЗ).
Таким образом, роль публичных компаний в структуре национальной и мировой цифровой экономики является значимой и системообразующей. Развитие публичных компаний может стать фактором развития национальной экономики, эффективным инструментом инвестирования экономических субъектов и важным источником финансирования бизнеса. Цифровая трансформация может способствовать ускорению выхода публичных компаний из кризиса и наращиванию конкурентоспособности, а фондовый рынок стать одним из базовых источников финансирования данных процессов.
Стоимость публичных компаний в цифровой экономике
Фундаментальный принцип создания стоимости заключается в способности компании генерировать для своих владельцев в будущем доход, превышающий капитал, вложенный в настоящий момент времени. Среди основных принципов создания стоимости можно выделить два ключевых: 1) стоимость создается при росте рентабельности инвестированного капитала и денежного потока; 2) все, что не увеличивает денежный поток, не увеличивает и стоимость компании [14, с. 12].
Развитие информационного общества способствует цифровой трансформации бизнеса, где базовые факторы цифровой экономики позволяют компаниям активизировать доходы, а знания и инновации - получать доход в перспективе. Оценка эффективности (рентабельности) цифровой трансформации особенно важна в период кризисов, неопределенности и турбулентности экономической деятельности, ведь компаниям необходимо решать дополнительные операционные и стратегические задачи.
Цифровая трансформация бизнеса важна и актуальна для его сохранения и развития в условиях цифровой экономики, однако требует значительных финансовых и кадровых ресурсов. Несмотря на то что большинство компаний в разных странах осознают необходимость цифровой трансформации, одной из ключевых проблем в данной сфере является сам процесс внедрения цифровых инициатив, формирование ясного понимания конечных результатов этого процесса и готовность организационных структур к подобным изменениям. Иными словами, компании осознают необходимость цифровой трансформации бизнеса, однако не каждая из них обладает достаточными финансовыми и трудовыми ресурсами для реализации подобных планов. В связи с этим фондовый рынок может стать одним из эффективных источников финансирования цифровой трансформации бизнеса как основного фактора роста стоимости публичной компании в цифровой экономике.
Влияние цифровой трансформации на стоимость публичных компаний может быть рассмотрено в двух аспектах:
1) базовые факторы цифровой экономики (цифровые данные, цифровые технологии, знания, ESG-трансформация) влияют на формирование стоимости
бизнеса компаний всех организационно-правовых форм (как субъектов цифровой экономики), в том числе публичных акционерных обществ;
2) существуют отдельные особенности формирования стоимости бизнеса публичных акционерных обществ. Соответственно, каждый из факторов цифровой трансформации должен рассматриваться с позиции влияния на стоимость бизнеса открытых компаний с учетом данных особенностей.
Приоритетной проблемой оценки стоимости бизнеса акционерных обществ является двойственный характер объекта подобной оценки: с одной стороны, стоимость бизнеса может быть оценена с позиции доли в собственности (уставном капитале), с другой - доля в уставном капитале представлена в виде конкретной ценной бумаги - акции [22, с. 220-221].
К примеру, частный инвестор, осуществляющий сделки купли-продажи акций публичных компаний на фондовой бирже, может приобрести акции, находящиеся в свободном обращении. Количество размещенных акций в свободном обращении у каждого эмитента будет индивидуальным, при этом в большинстве случаев на фондовой бирже осуществляются сделки с миноритарными долями открытых компаний, т. е. долями в собственности, не позволяющими контролировать деятельность компании и влиять на ее управление. Согласно коэффициенту free-float Московской биржи на 10 марта 2022 г (отражает отношение количества акций в свободном обращении к общему количеству акций эмитента), только у 10 публичных компаний (13%) из 75 компаний котировального списка данный коэффициент составляет более 50%, т. е. количество акций в свободном обращении превышает общее число акций эмитента [23]. В связи с этим стоимость доли собственности в акционерном капитале для миноритарного и мажоритарного акционера будет существенно отличаться: во-первых, на основании разного уровня контроля (поправка на контроль при прочих равных условиях увеличивает стоимость доли в акционерном капитале), а во-вторых, на основании разного уровня ликвидности данных долей (ликвидность долей публичных компаний при прочих равных условиях выше, чем у акционерных обществ).
Важное значение для современных компаний приобретают «ключевые участники корпоративных отношений» или заинтересованные лица, которые, несмотря на возможное отсутствие контроля за функционированием компании и соответствующим правом собственности, могут оказывать значительное влияние на компанию и владеть ее «ключевым ресурсом» [24, с. 19], природа которого в цифровой экономике может быть разной. Иными словами, стоимость бизнеса для каждого акционера с позиции его доли в акционерном капитале и степени влияния на компанию должна оцениваться отдельно с учетом большего количества факторов, значимых для публичных акционерных компаний и базовых факторов цифровой экономики.
Вместе с тем доля в уставном капитале акционерной компании выражена в ценных бумагах - акциях, частично находящихся у публичных компаний в свободном обращении. Осуществив первичное размещение акций (initial public offering), публичная компания привлекает финансовые ресурсы, а взамен
«делится» с инвесторами долей в своем бизнесе. В дальнейшем доли (акции) можно приобретать и реализовывать на фондовом рынке, соответственно, на них формируется собственная рыночная цена. В связи с этим стоимость бизнеса и рыночная капитализация публичных компаний не являются равными категориями, но находятся в сильном взаимодействии и взаимовлиянии.
Рост рыночной капитализации означает рост стоимости акции публичной компании, что при прочих равных условиях означает рост стоимости каждой свободно обращающейся доли акционерного капитала на открытом рынке, а значит и стоимости бизнеса (с учетом особенностей, описанных выше). Рост стоимости акции публичной компании может происходить не только в связи с ростом реальной инвестиционной привлекательности компании (например, в части роста доходов), но и по причинам, не связанным с экономическими предпосылками. Утверждение о соответствии стоимости бизнеса рыночной капитализации не может быть обосновано в каждый момент времени и наоборот: несмотря на то что фондовый рынок подвержен значительному влиянию систематических рисков, падение рыночной капитализации компаний не всегда соответствует пропорциональному снижению способности компании генерировать денежные потоки и быть рентабельной - т. е. создавать стоимость. Учет данных факторов в оценке стоимости бизнеса отражен, как правило, в ставке дисконтирования. Изучение данного фактора будет предметом исследования в дальнейших работах автора.
Одно из главных отличий публичных компаний от других организационно-правовых форм - требование к раскрытию информации, что особенно важно для развития публичных компаний и, как следствие, фондового рынка. Прозрачность, открытость и достоверность финансовой и нефинансовой информации о публичной компании позволяют потенциальным инвесторам (как мажоритарных, так и миноритарных долей) обладать более полной картиной о бизнесе компании, его текущей и потенциальной стоимости, что особенно важно в условиях цифровой экономики.
Согласно данным Московской биржи на 2022 г, в Индекс компаний с государственным участием входят 16 компаний (из 75 компаний котировального списка), при этом, по последним актуальным данным, Индекс государственного сектора в абсолютном выражении превышает Индекс МосБиржи [25]. Государство как важный участник рынка ценных бумаг может стать гарантом ответственности публичных компаний в области раскрытия информации, а также внедрять меры поддержки фондового рынка, что особенно актуально в периоды высокой неопределенности и турбулентности социально-экономических процессов.
Внедрение ESG-инициатив в операционную и стратегическую деятельность публичных компаний (и соответствующее раскрытие информации об этом) -важное конкурентное преимущество и фактор роста стоимости бизнеса в цифровой экономике. Анализ значения устойчивого развития показал, что «63% из 2000 академических исследований», проведенных с 1970-х гг., обнаружили «положительную корреляцию между стоимостью публичной компании и ESG-инициативами» [26]. Между инвестиционной привлекательностью публичных
компаний и ESG-инициативами исследователи определяют прямую взаимосвязь. При этом данный факт актуален как для частных инвесторов, готовых инвестировать свои средства в акции компаний, реализующих ESG-инициативы, так и для крупных институциональных инвесторов, в большей степени влияющих на активизацию инвестиций в устойчивое развитие [26]. Инвестором публичных компаний, осуществляющих инвестиции в развитие общества и улучшение экологии, может быть и государство, как правило, заинтересованное в реализации подобных инициатив.
Взаимосвязь факторов цифровой экономики и стоимости бизнеса с позиции возможности генерирования дохода учитывается большинством публичных компаний в анализе результатов текущей деятельности и формировании стратегических планов. Развитие цифровой экономики и реализация базовых факторов цифровой трансформации влияет на природу доходов публичных компаний с позиции двух основных аспектов.
В традиционных отраслях цифровые технологии позволяют модернизировать управленческие и производственные практики, делая их более эффективными, а также идентифицировать новые источники доходов. В частности, развитие информационных технологий позволяет генерировать так называемую цифровую выручку - выручку, созданную благодаря цифровым каналам и сервисам.
В 2021 г. технический директор публичной компании «Северсталь» (в 2021 г. -мировой лидер горнодобывающей и металлургической отраслей по показателю EBITDA [27]) А. Риттер отметила, что если два года назад цифровизация была долгосрочной стратегией, то в настоящее время пилотный этап внедрения цифровых технологий завершен. Наступило время «гармоничного сочетания цифровых технологий и бизнеса» и понимания того, как и насколько цифровые технологии способны увеличить доходы компании [27]. Использование цифровых платформ как систем, позволяющих комплексно и едино управлять знаниями, технологиями и компетенциями, - один из базовых индикаторов уровня развития цифровых технологий в бизнесе. В частности, в 2021 г. «Северсталь» завершила переход на систему SAP S/4HANA (новое поколение ERP-систем), от которой менеджмент компании ожидает рост гибкости и транспарентности бизнеса, а также увеличение скорости бизнес-процессов [27].
Яркий пример появления новых источников доходов в цифровой экономике - деятельность компаний розничной торговли. По данным пресс-релиза [28] результатов операционной деятельности публичной компании X5 Retail Group (корпорация - вторая по величине выручки среди частных компаний в России [29]), за 2021 г. выручка цифровых бизнесов X5 Retail Group увеличилась на 140%. Среди стратегических планов компании на 2023 г. лидерство в области цифро-визации является вторым приоритетом (после лидерства на рынке), при этом вклад цифровизации в операционный доход компании оценивается на уровне 20 млрд руб. (по показателю EBITDA) [30].
Таким образом, базовые факторы цифровой экономики оказывают непосредственное влияние на стоимость бизнеса публичных компаний с позиции воз-
можности активизировать доходы, повышать эффективность бизнес-процессов и увеличивать инвестиционную привлекательность. При этом одним из главных преимуществ публичных компаний как важных и системообразующих организаций современной цифровой экономики является возможность привлечения капитала для неограниченного круга лица. Развитие фондового рынка и усиление ESG-инициатив могут стать одними из приоритетных драйверов цифровой трансформации публичных компаний и роста стоимости их бизнеса.
Заключение
Среди базовых факторов цифровой экономики, влияющих на стоимость бизнеса публичных компаний, можно выделить следующие: использование цифровых данных как ресурса операционной деятельности и планирования стратегических инициатив; внедрение цифровых технологий для генерирования и обработки цифровых данных, трансформации бизнес-моделей, оптимизации бизнес-процессов; учет знаний как базового фактора развития бизнеса в информационном обществе и цифровой экономике; реализация ESG-инициатив для интеграции компаний в общественную повестку.
Каждый из рассмотренных факторов влияет на стоимость публичных акционерных обществ. Необходимость учета интересов большого круга заинтересованных лиц и требования к раскрытию информации отличают публичные компании от других организационно-правовых форм, определяют стоимость в качестве интегрального показателя эффективности и инвестиционной привлекательности открытых компаний, позволяют публичным компаниям оптимизировать финансовые модели.
Публичные акционерные общества - значимые субъекты экономической деятельности в условиях развития мировой и национальной цифровой экономики.
Изучение влияния каждого фактора цифровой экономики на изменение стоимости публичной компании с учетом особенностей данной организационно-правовой формы - предмет исследования дальнейших работ автора.
Список источников
1. О стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы : указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203. URL: http://www.kremlin.ru/acts/ bank/41919 (дата обращения: 23.01.2022).
2. Создание стоимости и получение выгод: последствия для развивающихся стран : обзор / Конференция Организации Объединенных Наций по торговле и развитию. Женева, 2019. 16 с.
3. Что такое цифровая экономика? Тренды, компетенции, измерение : доклад НИУ ВШЭ / Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества. М., 2019. 85 с.
4. Provost F., Fawcett T. Data Science for Business: what you need to know about data mining and data-analytic thinking (1th edition) // O'Reilly Media, Inc. 2013. 384 р.
5. Цифровая трансформация 2030. URL: https://www.rosseti.ru/investment/Kontseptsiya_ Tsifrovaya_transformatsiya_2030.pdf (дата обращения: 21.01.2022).
6. Перечень системно значимых кредитных организаций на 11.10.2021 // Банк России. URL: http://www.cbr.ru/banking_sector/credit/systembanks.html (дата обращения: 21.01.2022).
7. Рейтинг самых крупных компаний США по уровню доходов // Fortune. URL: https://fortune. com/rankings (дата обращения: 14.01.2022).
8. Data and AI leadership executive survey: executive summary of findings // NewVantage Partners, A Wavestone Company. 2022. 16 p.
9. Исследование цифровой зрелости российских компаний: осень 2020 - зима 2021 гг. URL: https://sapmybiz.ru/digital-maturity (дата обращения: 26.01.2022).
10. Лосева О.В., Тазихина Т.В., ФедотоваМ.А. Трансформация корпоративного управления и отношений собственности в цифровом обществе // Управленческие науки. 2018. № 10 (1). С. 55-67.
11. Как цифровую зрелость оценивают в российских компаниях // Коммерсантъ. URL: https://www.kommersant.ru/doc/4602999 (дата обращения: 14.01.2022).
12. О цифровой трансформации // Газпромнефть. URL: https://digital.gazprom-neft.ru/web/ guest/aboutdt (дата обращения: 23.01.2022).
13. Кочетков Е.П. Цифровая трансформация экономики и технологические революции: вызовы для текущей парадигмы менеджмента и антикризисного управления // Стратегические решения и риск-менеджмент. 2019. Т. 10, № 4. С. 330-341.
14. KollerT., GoedhartM., Wessels D. Valuation. Measuring and managing the value of companies (7th edition) // McKinsey & Company. 2020. 878 p.
15. Вектор перемен. Какие технологии будут востребованы в связи с переориентацией крупного бизнеса на ESG // СБЕР Про Медиа. URL: https://sber.pro/publication/vektor-peremen-kakie-tekhnologii-budut-vostrebovany-v-sviazi-s-pereorientatsiei-krupnogo-biznesa-na-esg (дата обращения: 23.01.2021).
16. Принципы Яндекса // Яндекс. URL: https://yandex.ru/company/values (дата обращения: 14.03.2022).
17. Об акционерных обществах : федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ. URL: https:// docs.cntd.ru/document/9000108?section=text (дата обращения: 14.03.2022).
18. О рынке ценных бумаг : федеральный закон от 22.04.1996 № 39-ФЗ. URL: https://docs. cntd.ru/document/9018809 (дата обращения: 14.03.2022).
19. Опыт Иран. Валюта и фондовый рынок под санкциями // Компания БКС. URL: https:// bcs-express.ru/novosti-i-analitika/opyt-irana-valiuta-i-fondovyi-rynok-pod-sanktsiiami (дата обращения: 09.03.2022).
20. Сведения о работе по государственной регистрации юридических лиц по состоянию на 01.01.2022 // Федеральная налоговая служба. URL: https://www.nalog.gov.ru/rn77// related_activities/statistics_and_analytics/forms/10553558 (дата обращения: 08.02.2022).
21. Перечень системообразующих организаций на 01.01.2022 // Минпромторг России. URL: https://minpromtorg.gov.ru/activities/sistema (дата обращения: 08.02.2022).
22. Косорукова И.В. Методологические проблемы оценки стоимости бизнеса: теория и практика : монография. М., 2012. 384 с.
23. Коэффициент free-float // Московская биржа. URL: https://www.moex.com/ru/index/ publicsector (дата обращения: 10.03.2022).
24. Стоимость собственности в цифровой экономике: оценка и управление : монография / коллектив авторов ; под ред. М.А. Федотовой, Т. В. Тазихиной, И.В. Косоруковой. М. : КНОРУС, 2021. 442 с.
25. Индексы акций государственного сектора // Московская биржа. URL: https://www.moex. com/ru/index/publicsector (дата обращения: 10.03.2022).
26. Рынок ESG инвестирования в России: настоящее и будущее // Frank Media. URL: https:// www.rshb.ru/download-file/472115 (дата обращения: 10.03.2022).
27. О компании // ПАО «Северсталь». URL: https://www.severstal.com/rus/about (дата обращения: 24.01.2022).
28. Операционные результаты за 2021 год : пресс-релиз компании Х5 Retail Group // Х5 Retail Group. URL: https://www.x5.ru/ru/Pages/Investors/ResultsCenter.aspx (дата обращения: 24.01.2022).
29. Рейтинг 200 самых крупных частных компаний РФ по уровню выручки за 2021 г // Forbes. URL: https://www.forbes.ru/biznes/440795-200-krupnejsih-castnyh-kompanij-rossii-2021 (дата обращения: 24.01.2022).
30. Презентация для инвесторов Х5 Retail Group // Х5 Retail Group. URL: https://www.x5.ru/ ru/Documents/X5_CMD_presentation_2021.pdf (дата обращения: 24.01.2022).
31. https://www.vsemirnyjbank.org/ru/home (дата обращения: 09.02.2022).
32. https://data.worldbank.org/indicator/CM.MKT.LCAP.CD (дата обращения: 09.03.2022).
References
1. On the strategy for the development of the Information Society in the Russian Federation for 2017-2030 : Decree of the President of the Russian Federation dated 09.05.2017 No. 203. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41919. (In Russ.).
2. Value creation and benefits: Implications for developing countries : Review. United Nations Conference on Trade and Development. Geneva, 2019. 16 p. (In Russ.).
3. What is the digital economy? Trends, Competencies, measurement : Report of the Higher School of Economics. April International Scientific Conference on Problems of Economic and Social Development. Moscow, 2019. 85 p. (In Russ.).
4. Provost F., Fawcett T. Data Science for Business: what you need to know about data mining and data-analytical thinking (1st edition). O'Reilly Media, Inc. 2013. 384 p.
5. Digital transformation 2030. URL: https://www.rosseti.ru/investment/Kontseptsiya_Tsifrovaya_ transformatsiya_2030.pdf. (In Russ.).
6. List systemically significant credit institutions on 11.10.2021. Bank of Russia. URL: http:// www.cbr.ru/banking_sector/credit/systembanks.html. (In Russ.).
7. Rating of the largest US companies by income level. Fortune. URL: https://fortune.com/ rankings. (In Russ.).
8. Data and AI leadership executive survey: executive summary of findings. NewVantage Partners, A Wavestone Company. 2022. 16 p.
9. Research of digital maturity of Russian companies: autumn 2020 - winter 2021. URL: https:// sapmybiz.ru/digital-maturity. (In Russ.).
10. Loseva O.V., Tazikhina T.V., Fedotova M.A. Transformation of corporate governance and property relations in a digital society. Upravlencheskie nauki = Managerial Sciences. 2018;(10(1)):55-67. (In Russ.).
11. How digital maturity is assessed in Russian companies. Kommersant. URL: https://www. kommersant.ru/doc/4602999. (In Russ.).
12. About digital transformation. Gazpromneft. URL: https://digital.gazprom-neft.ru/web/guest/ aboutdt. (In Russ.).
13. Kochetkov E.P. Digital transformation of the economy and technological revolutions: challenges for the current paradigm of management and crisis management. Strategicheskie resheniya i risk-menedzhment = Strategic decisions and Risk management. 2019;10(4):330-341. (In Russ.).
14. Koller T., Goedhart M., Wessels D. Valuation. Measuring and managing the value of companies (7th edition). McKinsey & Company. 2020. 878 p.
15. Vector of changes. What technologies will be in demand in connection with the reorientation of large business to ESG. BEBER Pro Media. URL: https://sber.pro/publication/vektor-peremen-kakie-tekhnologii-budut-vostrebovany-v-sviazi-s-pereorientatsiei-krupnogo-biznesa-na-esg. (In Russ.).
16. Yandex Principles.Yandex. URL: https://yandex.ru/company/values. (In Russ.).
17. On Joint Stock Companies : Federal Law No. 208-FZ of 12/26/1995. URL: https://docs.cntd. ru/document/9000108?section=text. (In Russ.).
18. On the securities market : Federal Law No. 39-FZ of 22.04.1996. URL: https://docs.cntd.ru/ document/9018809. (In Russ.).
19. Experience Iran. Currency and stock market under sanctions. BCS Company. URL: https:// bcs-express.ru/novosti-i-analitika/opyt-irana-valiuta-i-fondovyi-rynok-pod-sanktsiiami. (In Russ.).
20. Information about the work on the state registration of legal entities as of 01.01.2022. Federal Tax Service. URL: https://www.nalog.gov.ru/rn77//related_activities/statistics_and_analytics/ forms/10553558. (In Russ.).
21. List of system-forming organizations on 01.01.2022. Ministry of Industry and Trade of Russia. URL: https://minpromtorg.gov.ru/activities/sistema. (In Russ.).
22. Kosorukova I.V. Methodological problems of business valuation: theory and practice : monograph. Moscow, 2012. 384 p. (In Russ.).
23. Free-float coefficient. Moscow Stock Exchange. URL: https://www.moex.com/ru/index/ publicsector. (In Russ.).
24. Fedotova M.A., Tazikhina T.V., Kosorukova I.V., eds. The value of property in the digital economy: assessment and management: monograph. Moscow : KNORUS, 2021. 442 p. (In Russ.).
25. Indices of public sector stocks. Moscow Exchange. URL: https://www.moex.com/ru/index/ publicsector. (In Russ.).
26. ESG investment market in Russia: present and future. Frank Media. URL: https://www.rshb. ru/download-file/472115. (In Russ.).
27. About the company. PJSC Severstal. URL: https://www.severstal.com/rus/about. (In Russ.).
28. Operating results for 2021 : press release of X5 Retail Group // X5 Retail Group. URL: https:// www.x5.ru/ru/Pages/Investors/ResultsCenter.aspx 29. Rating of the 200 largest private companies of the Russian Federation in terms of revenue for 2021. Forbes. URL: https://www.forbes.ru/ biznes/440795-200-krupnejsih-castnyh-kompanij-rossii-2021. (In Russ.).
30. Presentation for investors X5 Retail Group. X5 Retail Group. URL: https://www.x5.ru/ru/ Documents/X5_CMD_presentation_2021.pdf. (In Russ.).
31. https://www.vsemirnyjbank.org/ru/home. (In Russ.).
32. https://data.worldbank.org/indicator/CM.MKT.LCAP.CD. (In Russ.).
Информация об авторе
Е.Д. Шестакова - аспирант, 08.00.10 - финансы, денежное обращение и кредит; 5.2.4 - финансы, Департамент корпоративных финансов и корпоративного управления.
Information about the author
E.D. Shestakova - PhD student, 08.00.10 - finance, money circulation and credit, 5.2.4 - finance, Department of corporate finance and corporate governance.
Статья поступила в редакцию 22.03.2022; одобрена после рецензирования 30.03.2022; принята к публикации 05.04.2022.
The article was submitted 22.03.2022; approved after reviewing 30.03.2022; accepted for publication 05.04.2022.