Научная статья на тему 'Исследование влияния аварийных режимов и защиты на надежность асинхронных электродвигателей'

Исследование влияния аварийных режимов и защиты на надежность асинхронных электродвигателей Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
127
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование влияния аварийных режимов и защиты на надежность асинхронных электродвигателей»

ИЗВЕСТИЯ

ТОМСКОГО ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА имени С. М. КИРОВА

Том 172

1967

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ АВАРИЙНЫХ РЕЖИМОВ И ЗАЩИТЫ НА НАДЕЖНОСТЬ АСИНХРОННЫХ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ

Б. А. ИТКИН, ¡Э. К. СТРЕЛЬБИЦКИИ

(Рекомендована научным семинаром кафедр электрических машин и общей

электротехники)

Важность вопроса повышения надежности асинхронных двигателей общеизвестна. Значительная доля отказов (104-25%) этих двигателей происходит от действия перегрузочных и аварийных режимов за счет запаздывания или несрабатывания их системы защит. Поэтому одной из первоочередных задач в проблеме повышения эксплуатационной надежности асинхронных двигателей является проведение анализа и исследования влияния аварийных режимов и системы защиты на надежность двигателя. Вышеуказанные вопросы и рассматриваются в данной статье.

Для асинхронных электродвигателей наиболее распространенными и опасными аварийными режимами считаются: а) двухфазное короткое замыкание (стояние двигателя на 2 фазах), б) трехфазное короткое замыкание (на двигатель подается полное напряжение сети при неподвижном роторе).

По нашим статистическим данным, на основании наблюдения за парком электродвигателей завода НЗТСГ, для механических цехов потоки 2 и 3 коротких замыканий на парк в п=1000 двигателей за год соответственно составляют Ф2=150-г250; Фз = 70--150, т. е. вероятность прихода потока аварий на один двигатель за год р3= = (0,15-г0,25) • Ю-2; р3= (0,07->0,15) * Ю-2; и математическое ожидание числа потока аварий на один двигатель за год

Я—пр (1)

будет Я2 = 1,5-:-2,5; Я3=0,7-1.5.

Известно [1], если вероятность появления события в малом промежутке времени М пропорциональна № и события появляются независимо друг от друга, то число появлений события в течение данного промежутка времени распределяется по закону Пуассона. Обычно закон Пуассона применим для явлений, где вероятность рассматриваемого события р небольшая, а п велико и Ж15 [2]. Все это в полной мере соответствует характеру аварийных режимов. Поэтому распределение вероятностей прихода двух- и трехфазных коротких замыканий принимаем по закону Пуассона

Рщт ^ 1 (2)

Аварийные режимы приводят к износу изоляции обмотки статора или к полному выходу из строя электродвигателя. Величина износа изоляции (уменьшение ресурса) двигателя зависит как от характера

208

и величины аварийного режима, так и от характеристики системы защиты его. Под характеристикой системы защиты понимается совокупная характеристика отключения двигателя как в результате срабатывания защиты по обобщенной токововременной характеристике его защитных аппаратов, так и действий оператора.

В табл. 1 приведены основные системы защит асинхронных двигателей и их доля в станочном парке механических цехов (по результатам проверки трех цехов завода НЗТСГ).

Таблица 1

1 Реле тепловые и предохранители

2 Тепловые реле

3 Предохранители

4 Автоматические выключатели

5 Автоматические выключатели и тепловые реле

6 Реле максимального тока с предохранителями или тепловыми реле, а также другие системы защит

7 Нет защиты

% от всего парка асин-хрон. двигателей

54 12 15 7

6

Для учета влияния аварийных режимов необходимо знать закон плотности вероятности срабатывания защиты при двух- и трехфазных коротких замыканиях. Соответствующие проверки защит показали, что в большинстве случаев этот закон нормальный

1 - <±=*>1

* П)з = -7=1 ■ (3)

°Н у 2п

В приложении 1 приведено выравнивание статистического распределения срабатывания защиты 53 двигателей типа А041-4 при двухфазном коротком замыкании по нормальному закону. Полученная вероятность р = 0,891 по критерию %2 является приемлемой.

Отключение аварийного режима может быть произведено и оператором (станочником). Данные по закону реакции станочника при аварийных режимах двигателей отсутствуют. Поэтому для определения плотности вероятности отключения двигателя оператором — í (1:)оп был поставлен эксперимент: у 60 асинхронных двигателей защитная аппаратура была зашунтирована и искусственно производились 2-фаз-ные к. з. без предупреждения станочника и регистрировалось время отключения двигателя. Результаты опытов в виде статистического ряда приведены в табл. 2. Там же даны вычислительные значения

Таблица 2

и 4; 16 16;28 28;40 40; 52 52; 64 64; 76 76; 88 88>100

ГП[ 9 15 14 10,5 7,5 2 1 1

1ф1 7,578 13,512 15,34 11,112 7,098 3,44 1,518 0,519

Проверка согласованности полученного статистического распределения с теоретическим по закону Релея

^оп-^ехр^) (4)

14. Известия, т. 172. 209

по критерию х2 показала, что данную гипотезу можно считать правдоподобной. В общем виде формула для определения р^ вероятности попадания в разряды [3]

ti.fi

Р1 = ¡Ш) <И . (5)

и

После подстановки в (5) выражения (4) и ряда преобразований получаем

р| — ехр

1 V

V

ехр

1 1

1±1

Значение меры расхождения, определенное по [3], будет

Г =

б

V -<

npi

1,84,

(6>

(7>

1=1

где

гтц— число наблюдений в разряде; п — общее число опытов (п = 60). При числе степеней свободы г = 6 и %2=1,84: по таблице [3] р = 0,93— вероятность того, что за счет чисто случайных причин мера расхождения теоретического и статистического распределений будет не меньше, чем фактически наблюденные в опыте.

При указанных законах ! (1)3 и I (1;)оп плотность вероятности срабатывания системы защиты при аварийных режимах определяется [4]

{(о

2вр»

'н V 2п

(1-1у

2ап

ти

(8>

Для расчета износа двигателей от коротких замыканий, кроме данных по потокам аварий и I (1), должны быть данные по надежности срабатывания защиты. Целесообразно также отдельно учитывать, не включая в закон Г (1)3 защиты, у которых время несрабатывания такого порядка, что приводит к выходу из строя двигателя с одного аварийного режима.

Возможны два метода расчета. Один из них это применение метода статистических испытаний, когда процесс моделируется на ЭЦВМ, определяются двигатели, на которые попадают аварийные потоки, и для них производится подсчет израсходования ресурса [5]. По другому методу расчет производится аналитически с помощью предварительно рассчитанных таблиц [4].

Надо отметить, что в литературе отсутствуют специальные формулы для расчета износа изоляции двигателя от аварийных режимов. Имеющиеся формулы учитывают только фактор теплового старения и выведены в основном для изоляции класса «А». Для ликвидации указанного пробела нами проводятся испытания на износ от коротких замыканий двигателей новой серии А02-32-4 с изоляцией класса «Е» с применением статистического метода планирования экстремальных экспериментов [6]. Данный метод позволяет не только получить интерполяционную формулу, но и математическую модель процесса. При этом износ изоляции, выраженный числом коротких замыканий — определяется выражением

1п N = Ь0 = Ь А* — Ь2»н ~ Ь3ТУ0 — Ь12»м№н ™ Ь13&МТУ0 —

— Ьза&нТ

23 Н У0

Ьп V - Ь2Л2 - ЬззТ

У0 >

(9)

где

Ьо, Ьь ... Ь33 — коэффициенты регрессии квадратичного уравнения (9);

Фм — максимальная температура обмотки статора при коротком замыкании; — начальная температура обмотки;

ТУ0 —начальная скорость нарастания температуры в обмотке статора при коротком замыкании.

Полученные законы распределения потоков аварийных режимов, плотности срабатывания системы защиты и формула (9) износа изоляции дают возможность проводить исследование влияния коротких замыканий на надежность асинхронных двигателей. Определение фактического уровня износа изоляции от действия аварийных режимов также необходимо для правильного выбора защиты с учетом полного использования по мощности двигателей.

Приложение 1

Данные проверки срабатывания защиты из теплового реле типа РТ1 № 28 (или № 29) и предохранителей типа ПР 2-15 со вставкой на 10 а в цепи 53 асинхронных двигателей типа А041-4 при двухфазном коротком замыкании приведены в табл. 3 в виде статистического ряда.

Таблица 3

т;

Р

16;24 2,5 3,022

24;32 7,5 6,38

32; 40

16

9,72

40;48 14

11,38

48; 56 9

9,93

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

56;64 6

6,44

64; 72 2

3,18

72; 88 2

1,272

Произведем проверку согласованности полученного статистического распределения с теоретическим по нормальному закону. По формулам [3] определим математическое ожидание!х = 44,3 и среднее квадра-тическое отклонение^ = 14,7 статистического ряда. Принимаем теоретический нормальный закон распределения с параметрами 1 = 44,3; а=14,7. Найдем вероятности — р^ попадания в разряды [3]

р«

ф

¡+1

ау 2

Ф

°У2 I

(10)

По (7) определяем значение меры расхождения %2=1,676. Определим число степеней свбоды как число разрядов минус число наложенных связей [3] г = 8 —5 = 3.

По таблице [3] находим искомую вероятность р = 0,891. Полученная вероятность не является малой, поэтому гипотезу о том, что плотность срабатывания защиты при коротком замыкании распределена по нормальному закону, можно считать правдоподобной.

ЛИТЕРАТУРА

1. Я. Б. Шор. Статистические методы анализа и контроля качества и надежности. «Советское радио», 1962.

2. Л. Н. Больше в, Н. В. Смирнов. Таблицы математической статистики. «Наука», 1965.

3. Е. С. Вентцель. Теория вероятностей. Физматгиз, 1962.

4. А. С. Г и т м а к1, Б. А. И т к и н, Э. К. С т р е л ь б и ц к и й. Математическая модель влияния защиты и аварийных режимов на надежность асинхронных двигателей. Изв. ТПИ, т. 172, 1967.

5. Б. А. Иткин, Э. К. С трельб ицкий. О влиянии защиты на эксплуатационную надежность асинхронных двигателей. Изв. ТПИ, т. .160, 1966.

6. В. В. Налимов, Н. А. Че,рнова. Статистические методы планирования экстремальных экспериментов. «Наука», 1965.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.