Научная статья на тему 'Исследование влияния аквааэробики на процесс коррекции веса у женщин зрелого возраста'

Исследование влияния аквааэробики на процесс коррекции веса у женщин зрелого возраста Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
817
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
STUDY / AEROBICS / PHYSIOLOGICAL CHARACTERISTICS OF MATURE AGE / TRAINING PROCESS / TRAINING PROGRAM / FITNESS / ИССЛЕДОВАНИЕ / АКВААЭРОБИКА / ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА / ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС / ПРОГРАММА ТРЕНИРОВОК / ФИТНЕСС

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Иванова М.М., Михалева И.Е.

В статье представлены результаты исследования по проблеме коррекции у веса женщин среднего возраста средствами аквааэробики. Авторами анализируется состояние проблемы лишнего веса и ожирения среди жителей России и Алтайском крае, в частности. В работе представлена разработанная и прошедшая апробацию программа по коррекции веса для женщин 36 55 лет на базе бассейна «Олимпийский» Алтайского государственного технического университета. Для выявления эффективности разработанной программы, был проведен качественный и количественный анализ результатов опытно-экспериментальной работы. Представленный материал позволяет сделать вывод, о том, что специально организованный тренировочный процесс по аквааэробике, разработанный с учетом психофизиологических особенностей данного возрастного периода, позволяет повысить результативность коррекции веса у испытуемых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Иванова М.М., Михалева И.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A STUDY OF THE INFLUENCE OF AQUA AEROBICS ON THE PROCESS OF WEIGHT LOSS IN WOMEN OF MATURE AGE

The article presents results of a study on a problem of weight correction in middle-aged women by means of water aerobics. The authors analyze the state of the problem of overweight and obesity among the population in Russia and in the Altai Krai, in particular. The paper presents a developed and tested program for weight correction for women 36-55 on the basis of “Olympic” Pool at Altai State Technical University. To identify the effectiveness of the worked out program, a qualitative and quantitative analysis of the results of experimental work is carried out. The presented material allows concluding a specially organized training process in water aerobics, developed taking into account the psychological characteristics of this age period, can improve the effectiveness of weight correction in trainees.

Текст научной работы на тему «Исследование влияния аквааэробики на процесс коррекции веса у женщин зрелого возраста»

щего врача можно утверждать, что практика, в том числе врачебная, нуждается в целостности описании человека, которая позволит представить пациента, болезнь как целостную сложную и открытую систему. Для системы медицинского образования это означает, что такой подход является наиболее продуктивным способом концептуализации социально-гуманитарного знания и создания новой теории образования которая основывается

Библиографический список

на психосоматической целостности человека и развивается как объединяющий философские, культурологические, психологические, естественнонаучные представления о мире человека и его бытия. В связи с этим возникает необходимость разработки и актуализации данного подхода к процессу формирования профессионального мировоззрения будущего врача в образовательной среде медицинского вуза.

1. Фирсова А.Е. Индикаторы антропологического подхода в педагогической теории и образовательной практике. Фундаментальные исследования. 2014; 9; Ч. 4.

2. Колесникова И.А., Титова Е.В. Педагогическая праксиология: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. Москва: Издательский центр «Академия», 2005.

3. Ожиганова А. Антропология и медицина: перспективы взаимодействия (дискуссия 1980-х - 2000-х гг.). Этнографическое обозрение. 2011; 3: 35.

4. Кафаров Т.Э. О роли гуманитарной составляющей в подготовке современного специалиста. От студенческого самоуправления к качественному образованию. Сборник статей 1-й Всероссийской учебно-методической конференции Махачкала, 2015.

5. Панова Е.Л. Теоретико-познавательные тенденции эволюции понятий здоровья и болезни в системе знания о человеке. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Москва, 2013.

6. Рыбин В.А. Эвтаназия. Медицина. Культура: Философские основания современного социокультурного кризиса в медико-антропологическом аспекте. Москва, 2014.

7. Слюсарева Е.С., Евмененко Е.В., Тинькова Е.Л. Антропологический подход в профилактике психосоматических расстройств: учебно-методическое пособие. Ставрополь, 2011.

References

1. Firsova A.E. Indikatory antropologicheskogo podhoda v pedagogicheskoj teorii i obrazovatel'noj praktike. Fundamental'nye issledovaniya. 2014; 9; Ch. 4.

2. Kolesnikova I.A., Titova E.V. Pedagogicheskaya praksiologiya: uchebnoe posobie dlya studentov vysshih pedagogicheskih uchebnyh zavedenij. Moskva: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2005.

3. Ozhiganova A. Antropologiya i medicina: perspektivy vzaimodejstviya (diskussiya 1980-h - 2000-h gg.). 'Etnograficheskoe obozrenie. 2011; 3: 35.

4. Kafarov T.'E. O roli gumanitarnoj sostavlyayuschej v podgotovke sovremennogo specialista. Ot studencheskogo samoupravleniya k kachestvennomu obrazovaniyu. Sbornik statej 1-j Vserossijskoj uchebno-metodicheskoj konferencii Mahachkala, 2015.

5. Panova E.L. Teoretiko-poznavatel'nye tendencii 'evolyucii ponyatij zdorov'ya i bolezni v sisteme znaniya o cheloveke. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2013.

6. Rybin V.A. Evtanaziya. Medicina. Kul'tura: Filosofskie osnovaniya sovremennogo sociokul'turnogo krizisa v mediko-antropologicheskom aspekte. Moskva, 2014.

7. Slyusareva E.S., Evmenenko E.V., Tin'kova E.L. Antropologicheskij podhod v profilaktike psihosomaticheskih rasstrojstv uchebno-metodicheskoe posobie. Stavropol', 2011.

Статья поступила в редакцию 05.04.18

УДК 796

Ivanova M.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia),

E-mail: aribnagleb17@rambler.ru

Mihaleva I.E., swimming instructor, "Miracle Island" Center for Development and Rehabilitation (Barnaul, Russia),

E-mail: mikhaleva_irochka@inbox.ru

A STUDY OF THE INFLUENCE OF AQUA AEROBICS ON THE PROCESS OF WEIGHT LOSS IN WOMEN OF MATURE AGE.

The article presents results of a study on a problem of weight correction in middle-aged women by means of water aerobics. The authors analyze the state of the problem of overweight and obesity among the population in Russia and in the Altai Krai, in particular. The paper presents a developed and tested program for weight correction for women 36-55 on the basis of "Olympic" Pool at Altai State Technical University. To identify the effectiveness of the worked out program, a qualitative and quantitative analysis of the results of experimental work is carried out. The presented material allows concluding a specially organized training process in water aerobics, developed taking into account the psychological characteristics of this age period, can improve the effectiveness of weight correction in trainees.

Key words: study, aerobics, physiological characteristics of mature age, training process, training program, fitness.

М.М. Иванова, канд. пед. наук, доц. каф. ТОФВ, ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический

университет», г. Барнаул, E-mail: aribnagleb17@rambler.ru

И.Е. Михалева, инструктор по плаванию Центра развития и оздоровления «Чудо остров», г. Барнаул,

E-mail: mikhaleva_irochka@inbox.ru

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ АКВААЭРОБИКИ

НА ПРОЦЕСС КОРРЕКЦИИ ВЕСА У ЖЕНЩИН ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА

В статье представлены результаты исследования по проблеме коррекции у веса женщин среднего возраста средствами аквааэробики. Авторами анализируется состояние проблемы лишнего веса и ожирения среди жителей России и Алтайском крае, в частности. В работе представлена разработанная и прошедшая апробацию программа по коррекции веса для женщин 36 - 55 лет на базе бассейна «Олимпийский» Алтайского государственного технического университета. Для выявления эффективности разработанной программы, был проведен качественный и количественный анализ результатов опытно-экспериментальной работы. Представленный материал позволяет сделать вывод, о том, что специально организованный тренировочный процесс по аквааэробике, разработанный с учетом психофизиологических особенностей данного возрастного периода, позволяет повысить результативность коррекции веса у испытуемых.

Ключевые слова: исследование, аквааэробика, психофизиологические особенности зрелого возраста, тренировочный процесс, программа тренировок, фитнесс.

Актуальность нашего исследования обусловлена сложившейся в современном обществе ситуацией. В настоящее время, по оценкам Всемирной организации здравоохранения, проблемы, связанные с лишним весом, имеют около двух миллиардов человек во всем мире. Ежегодно количество таких людей увеличивается. По оценкам национального исследовательского центра «Здоровое питание», в России 59% женщин и 54% мужчин старше 20 лет имеют избыточный вес, а 15-28% страдают ожирением. То есть, у каждого третьего россиянина трудоспособного возраста имеется избыточный вес или ожирение. По данным Ро-спотребнадзора, Алтайский край является одним из самых проблемных регионов в России по ожирению. Он занимает второе место - лишний вес есть у 976 человек из 100000 населения. На первом месте Ненецкий автономный округ (1032 человека на 100000 населения), на третьем - Пензенская область (678 человек на 100000 населения) [1].

Лишний вес снижает продолжительность жизни на 3 - 5 лет, в некоторых случаях приводит к инвалидности, в связи с развитием тяжелых сопутствующих заболеваний, таких как: сахарный диабет второго типа, ишемические болезни сердца, артериальная гипертония, болезни опорно-двигательного аппарата, падагра, варикозное расширение вен, астма, головные боли, депрессии, а также некоторые виды рака (B.C. Дмитриев, М.Г. Колосницына, Е.А. Разумовский, М.Т. Ситдикова, Н.А. Соколов и др.) Более чем у двух миллионов российских женщин бесплодие обусловлено избыточной массой тела или ожирением (Е.Е. Ачкасов, А.О. Разина, С.Д. Руденко и др.). Поскольку проблема лишнего веса в большей степени распространена у женской части населения, свое исследование мы будем проводить на примере женщин зрелого возраста.

Возрастные периоды в жизни женщин характеризуются рядом морфологических и функциональных особенностей. Исследователи выделяют ряд периодов: зрелый (первый период - 21 - 35 лет, второй - 36 - 55 лет); пожилой - 56 - 74 года; старческий 75 - 90 лет; период долгожителей - 90 лет и старше. В периоде второго зрелого возраста (35 - 55 лет) активизируются инволюционные процессы в организме, наступают выраженные возрастные изменения. Особенностями данного возраста являются: снижение объема потребления кислорода на 1 кг веса и теплопродукции на 1 см поверхности тела; уменьшение гормональной функции; ухудшение эластичности тканей; атрофия мышц и снижение содержания в них энергетических веществ; ухудшение сократительной способности миокарда; замедление кровотока, снижение возбудимости дыхательного центра; нарушение жирового и углеводного обменов, затруднение образования белковых соединений. Для этого периода характерны изменения в опорно-двигательном аппарате, ограничение подвижности суставов и грудной клетки. Во втором зрелом возрасте наблюдаются изменения в деятельности нервной системы (снижение подвижности нервных процессов, затруднение образования новых рефлекторных связей, удлинение реакций ухудшающих ориентировку, нарушение регуляции, изменения психики) (Н.А. Белоусова, В.Р. Кучма, Н.В. Мамылина, О.А. Овсягик, В.И. Скворцова и др.). В эти годы увеличивается профилактическая роль физических упражнений, однако, для женщин зрелого возраста, особенно II периода, занятия в зале становятся затруднительными в связи с закономерными морфологическими и функциональными изменениями опорно-двигательного аппарата, излишним весом, ухудшением координационных способностей.

В настоящее время фитнес-индустрия предоставляет широкий спектр возможностей для осуществления систематических занятий физической культурой и спортом, в том числе для коррекции веса у людей разного возраста, пола, уровня подготовленности и состояния здоровья. Помимо традиционных, появляются и новые в массовом физкультурном движении виды двигательной активности для женщин, такие как аэробика, скандинавская ходьба, пилатес, бодифлекс, шейпинг, калланетика, аквааэробика, аквамоушн, акваданс и др. Одним из популярных средств для коррекции веса в России и в Алтайском крае в частности, является аквааэробика.

Водная среда, благодаря своим гидродинамическим особенностям, создает безопасные и оптимальные условия для занятий с людьми разного возраста, физической подготовки, состояния здоровья. По мнению ряда российских авторов, движения, выполняемые в условиях водной среды, в наибольшей мере соответствуют особенностям женского организма (И.В Богданов, Н.Ж. Булгакова, И.А. Васильева, Д. Лоуренс и др.).

Аквааэробика - это выполнение комплекса танцевальных и спортивных упражнений, находясь при этом в воде, под ритмы музыки. Ретроспективный анализ данного направления свидетельствует о его зарождении в древнем Китае. Монахи из китайских провинций практиковали водные упражнения, оттачивали силу и ловкость, они были одной из частей системы восточных единоборств. Знания о водной гимнастике представлены в китайских манускриптах, но как отдельное течение фитнеса аквааэробика выделилась намного позднее (И.Д. Адамова, В.В. Быков, Е.А. Яных и др.).

В начале XX века было распространено хороводное плавание, или фигурная маршировка в воде, под музыкальное сопровождение, как правило, это был духовой оркестр. Эти занятия и выступления не имели спортивной направленности, а служили средством популяризации плавания. История непосредственно аквааэробики начинается с 1950-х годов, она появилась в США. Впервые организованные занятия были показаны по телевидению в шоу о здоровом образе жизни Джеком Лалэйном, специалистом в области фитнеса. По его мнению, все 640 мышц могут быть тренированы с помощью самого естественного средства -воды. Развитию популярности аквааэробики способствовало и то, что водные упражнения начали применяться для реабилитации и тренировок профессиональных спортсменов, получивших различные травмы [2; 3].

В России история акваэробики началась с пропаганды занятий плаванием, примерно, с средины XX века как компонента здорового образа жизни советского гражданина, водная гимнастика использовалась с медицинскими и оздоровительными целями. С 90-х годов аквааэробика начинает активное распространение сначала в Москве, а потом и в других городах начали открываться фитнес-клубы западного образца, которые использовали в своих программах аквааэробику. В настоящее время этот вид фитнеса доступен всем желающим скорректировать свою фигуру и укрепить здоровье.

Выполняя упражнения, помимо основной нагрузки человеку приходится преодолевать при этом сопротивление воды в бассейне. За один час занятий сжигается минимум 700 килокалорий, подобного результата невозможно достичь при других физических нагрузках. Во время тренировки используются такие приспособления, как: аквагантели, аквапояс, палки из пенопласта, специальные сапоги, ласты.

Однако, несмотря на распространение данного явления, аквааэробика для женщин зрелого возраста еще не стала предметом специального исследования. Разработанные программы рассчитаны либо на смешанную по возрастному составу группу, либо на женщин более юного возраста. Сложившееся противоречие обусловило выбор направления нашего исследования. Целью нашей опытно-экспериментальной работы явилась разработка и обоснование программы по аквааэробике, направленной на коррекцию веса у женщин зрелого возраста.

Существуют различные способы коррекции веса у женщин: коррекция режима питания, различные косметические процедуры, использование физических упражнений. Коррекция телосложения средствами физической культуры подразумевает регулирование массы тела. При занятиях физической культурой излишки жировой ткани расходуются для выработки необходимого количества энергии для выполнения упражнений. Как следствие - уменьшение избыточного веса. Увеличение массы тела также может привести к улучшению типа телосложения, но только лишь в том случае, когда это происходит за счет роста мышечной ткани. При подборе средств аквааэробики необходимо учитывать педагогические, психологические факторы, ана-томо-физиологические особенности женщин зрелого возраста: меньшую мышечную силу, меньшие функциональные возможности дыхательно-циркуляторного аппарата, большую возбудимость и реактивность, психические особенности, периодичность эндокринных процессов, сниженную способность к освоению новых сложных движений и навыков, высокую обучаемость, более медленную врабатываемость, более длительный период восстановления [4. 5].

Приблизительно нормальным весом принято считать вес, вычисленный по формуле Брока: рост (в см.) -100. Допустимо отклонение в сторону увеличения: у мужчин на 10%, у женщин на 15% от веса тела. Однако в последнее время, на основании широких исследований состояния здоровья при различной массе тела, предложено в формулу Брокка при некоторых показателях длины тела внести поправку, то есть из роста вычитать не 100, а 110.

Окружность талии (косвенный показатель количества висцерального жира): у женщин - не более 88 см, у мужчин - не более 102 см.

Индекс массы тела (ИМТ) наиболее точно характеризует нормальный вес и его отклонение в ту или иную сторону. Вычисляется по формуле: вес тела в килограммах разделить на рост в метрах, возведенный в квадрат.

ИМТ = масса тела в кг/ (рост в м) в квадрате.

Таким образом, ИМТ меньше 19 имеет место у людей худых, истощенных; ИМТ = 20-25 - при нормальном весе; ИМТ = 2630 - при избыточном весе; ИМТ = 31-40 - при умеренном ожирении; ИМТ более 41 - показатель патологического ожирения.

Опытно-экспериментальная работа по коррекции веса у женщин зрелого возраста проводилась нами с сентября 2017 по май 2018 гг. в три этапа: подготовительный, основной и обобщающий.

Занятия осуществлялись 2 раза в неделю, продолжительностью 45 минут, с учетом 5-ти минутной растяжки. На занятии мы учитывали пульс испытуемых и оптимальную зону жирозжигания для них (по формуле 220-возраст = А)*максимальная ЧСС. Нижняя граница диапазона: В= А х 0,65. Верхняя граница диапозона: С = А х 0,85.

Таким образом, зона жиросжигания для женщин зрелого возраста, находится в промежутке между 125 - 145 ударов в минуту. Пульсометрия осуществлялась в начале и середине тренировочного процесса на протяжении всего эксперимента. Через каждые 10 занятий по окончанию тренировочного процесса, испытуемым предлагалась выполнить контрольное задание (20 приседаний за 30 секунд). Показатели пульсометрии являлись основанием для увеличения нагрузки. Упражнения были направлены на мышцы ног, ягодиц, пресса и верхнего плечевого пояса. При разработке программы мы учитывали особенности второго зрелого возраста у женщин (36 - 55 лет).

Наиболее широко применяемыми в тренировочном процессе являются такие методические подходы как равномерный, переменный, повторный, круговой и интервальный. В разработанной нами программе был использован равномерный подход. Основной методический подход, используемый в занятиях аква-аэробикой. Он характеризуется непрерывной работой с относительно постоянной интенсивностью. Нагрузка под музыку с таким темпом в пределах 125 - 145 ударов в минуту частоты сердечных сокращений считаются оптимальной.

Помимо комплекса упражнений, нами были даны рекомендации по питанию для женщин. В течение дня необходимо было питаться не менее трех раз, приемы пищи стараться орга низо-вывать так, чтобы они проходили в одно и то же время. Кроме этого, последний прием пищи, испытуемые организовывали за 3 часа до сна. Это способствовало ускорению обмена веществ. Занимающимся было рекомендовано пересмотреть потребляемые продукты с точки зрения энергетического состава.

Завершающий этап опытно-экспериментальной работы объединил обработку полученных данных, сопоставление результа-

За основу результативности показателей мы брали рекомендации Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ): дефицит массы тела, недостаточная масса тела, норма, избыточная масса тела, ожирение первой степени, ожирение второй степени, ожирение третьей степени.

Для того что бы измерить индекс массы тела у занимающихся, необходимо знать массу и рост, является ли масса недостаточной, нормальной или избыточной. Обхватные размеры тела, такие как (талия, предплечье, бедра) являются наиболее простым антропометрическим показателем. Производя измерения, через какой либо промежуток времени, можно эффективно контролировать изменения (увеличение или уменьшение) мышц в объеме. Данный метод позволяет отследить, как меняется форма тела по мере того, как занимающиеся становится более стройным. Когда сжигается жир и увеличивается мышечная масса, может случиться так, что занимающийся будет весить немного больше, несмотря на то, что тело становится все тоньше и подтянутее. В настоящее время в любой фитнес индустрии, прежде чем будет начат процесс коррекции веса, обязательно производятся замеры и занимающийся должен регулярно отслеживать массу своего тела. Только таким образом можно отслеживать динамику.

Полученные на констатирующем этапе исследования данные свидетельствовали о том, что из 16 испытуемых нормальную массу тела имели 1 человек; избыточную массу тела - 10 человек; ожирение первой степени - 3 человека; ожирение второй степени - 2 человека. Это позволило нам осуществить формирующий эксперимент, заключающийся во внедрении разработанной нами программы по аквааэробика в данной группе.

На начало занятий наблюдался спад энергии, ухудшение самочувствия, затруднение дыхания и бессилие, так как уровень физической подготовки был недостаточным. Мы старались создать благоприятную атмосферу проходящих занятий по аква-аэробике, помочь исправить ошибки, поддержать эмоциональный фон женщин. Уже на восьмом занятие был виден результат. У занимающихся аквааэробикой наблюдалось настроение, эмоциональный фон стабилизировался, самочувствие улучшилось.

После осуществления формирующего эксперимента исследования в апреле 2018 года, мы провели повторные замеры и вычислили ИМТ у группы испытуемых.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что в процессе занятий испытуемым удалось избавиться от ожирений 1 и 2 степени. Женщины, страдающие избыточной массой тела, «перешли» в норму. Так же, нам удалось значительно укрепить мышцы и улучшитьсостояние кожи.Заблюдалось заметно меньше жалоб на головную и суставную боль. Мы считаем, что нам удалось добиться поставленной цеди кнррекции внсаи сформировать у занимающихся желание и мотивацию ходить на данный вид плавания дальше.

В таблице 1 мы представили сравнительную характеристику индекса массы телаузспытунрыхна констатирующем и контрольном этапах.

Таблица 1

Итоговый результат ИМТ у женщин на констатирующем и контрольном этапах эксперимента

Этап Норма Избыточная масса тела Ожирение первой степени Ожирение второй степени

Количество человек

Констатирующий этап 1 10 3 2

Контрольный этап 9 7 0 0

Х2 эксперим. 15

Х2 критич. 7,8

тов с поставленной целью, их качественный и количественный анализ, корректировку гипотезы, описание хода исследованияи результатов опытно-экспериментальной работы.

Для выявления эффективности разработанной нами программы упражнений был проведен качественныйиколичествен-ный анализ результатов опытно-экспериментальной работы. Используя методы математической статистики, мы вычислили ИМТ у группы женщин в количестве 16 человек в сентсбро201° года на момент начала тренировочного процесса по аквааэробике на базе бассейна «Олимпийский».

Для выявления эффективности экспериментальной про-иратвы.мыиспотоздоали методфсттйиИ

х2, Х 2 =

(N1.02i-N2.01i)2

N^N2 ^ 011+021 При расчете по данной формуле мы не брали во внимание показатели: «дефицит массы тела», «недостаточная масса тела» и «ожирение третьей степени», поскольку количество в данном показателе равно нулю. Как видно из таблицы 3, в контрольной

группе количество человек с нормальной массой тела увеличилось на 8 человек (50%); количество испытуемых с избыточной массой тела уменьшилось на 3 человека (19%); количество женщин с ожирением первой степени уменьшилось на Зчеловека (19%), а количество женщин со второй степенью ожирения уменьшилось на 2 человек (13%). Расчеты значения Х2 по результатам методики определения ИМТ показали статистически значимую разницу для экспериментальной

Библиографический список

группы, так как Х2 . > Х2 На уровне Р=0,05 и v=4-1=3,

' эксперим критич. ' '

Х2 .=7,8 (Х2 . =15).

критич эксперим

Итоги опытно-экспериментальной работы позволяют сделать вывод об успешной динамике процесса коррекции веса в экспериментальной группе. Достижение позитивных результатов мы связываем с тем, что была внедрена программа по аквааэро-бике, а также соблюдение испытуемыми рекомендаций тренера относительно питания, режима организации дня и пр.

1. Национальный исследовательский центр «Здоровое питание». Available at: www.edamark.ru

2. Полухина Т.Г. Классификация и типология упражнений в аквааэробике как основа для разработки технологии обучения. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Москва, 2003.

3. Дерлятко Е. А. Аквааэробик. Вода и тело. Москва, 2001; 4: 16 - 23.

4. Выготский Л.С. Психология развития человека. Москва: Смысл; Эксмо, 2005.

5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Под редакцией Д.А. Леонтьева. Москва: Смысл; Академия, 2004. References

1. Nacional'nyj issledovatel'skij centr «Zdorovoe pitanie». Available at: www.edamark.ru

2. Poluhina T.G. Klassifikaciya i tipologiya uprazhnenij v akvaa'erobike kak osnova dlya razrabotki tehnologii obucheniya. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2003.

3. Derlyatko E. A. Akvaa'erobik. Voda i telo. Moskva, 2001; 4: 16 - 23.

4. Vygotskij L.S. Psihologiya razvitiya cheloveka. Moskva: Smysl; 'Eksmo, 2005.

5. Leont'ev A.N. Deyatel'nost'. Soznanie. Lichnost'. Pod redakciej D.A. Leont'eva. Moskva: Smysl; Akademiya, 2004.

Статья поступила в редакцию 21.09.18

УДК 378.637+37013.42

Bogutskaya T.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Altai State University (Barnaul, Russia),

E-mail: bogutskaya71@mail.ru

TEACHING FUTURE TEACHERS TO SOCIAL EDUCATION OF YOUNG SCHOOLCHILDREN. The article defines importance of social education of younger generations and social-educational activity of teachers in modern social realities. The author reveals the importance of orientation of vocational training of future teachers to form certain competencies related to social upbringing of pupils, in particular, younger schoolchildren. An approach is determined for the training of future teachers for social education of junior schoolchildren from the point of view of forming a personal sense of professional and pedagogical activity of students. The article contains a brief description of experience of forming the motivational, theoretical and technological readiness of future teachers for the social education of junior schoolchildren through the use of a training program in the context of motivational program-target management.

Key words: social education, junior schoolchildren, vocational training.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Т.В. Богуцкая, канд. пед. наук, доц., Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул,

E-mail: bogutskaya71@mail.ru

ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К СОЦИАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В статье определяется значимость социального воспитания подрастающих поколений и социально-воспитательной деятельности педагогов в современных общественных реалиях. Автором раскрывается значение направленности профессиональной подготовки будущих педагогов на формирование у них определенных компетенций, связанных с социальным воспитанием учеников, в частности, младших школьников. Определяется личностно-ориентированный подход к подготовке будущих учителей начальных классов к социальному воспитанию младших школьников с точки зрения формирования личностного смысла профессионально-педагогической деятельности студентов. Статья содержит краткое описание опыта формирования мотивационной, теоретической и технологической готовности будущих учителей начальной школы к социальному воспитанию младших школьников через реализацию обучающей программы в контексте преподавания педагогических дисциплин.

Ключевые слова: социальное воспитание, младший школьник, профессиональная подготовка.

В современных социокультурных условиях социальное воспитание является особенно актуальным, призванным обеспечить духовно-нравственное развитие, гражданское становление, благоприятное личностно-средовое взаимодействие, формирование социальной компетентности человека, его потребности изменять не только себя, но и окружающий социум. Сегодня состояние общества характеризуется как кризисное: отсутствует нравственный идеал, имеется глубокое социальное расслоение, социальная несправедливость, пренебрежение к культурным ценностям, разрыв с традициями национальной культуры, разрушение положительных идеалов, культивирование СМИ насилия, индивидуализма, вседозволенности, - всё это приводит к деформации личности молодого человека (воспитанника). Именно в этих условиях происходит социальное становление, социализация молодежи.

Очевидно, что преодоление негативных тенденций в духовном развитии общества, проблема воспитания детей и молодежи

сегодня - это проблема национальной безопасности России. Будущее зависит от того, какова будет социокультурная политика, ориентированная на смысл, ценности, традиции России, каким будет содержание социального воспитания. В настоящее время тезис о том, что воспитание - это неотъемлемая часть образования, возвращается на своих законных правах в теорию и практику российской системы образования.

В результате анализа научной литературы по проблеме подготовки будущих учителей к социальному воспитанию школьников можно сделать вывод, что в отечественной педагогике накоплен серьезный теоретический и эмпирический материал в контексте подготовки специалистов для социально-педагогической сферы (М.А. Галагузова, И.А. Зимняя, М.Н. Костикова, И.А. Маврина, С.А. Маврин, В.А. Сластенин Т.В. Горбунова); в области профессиональной социально-педагогической деятельности в системе социальных институтов коррекционно-компен-саторной направленности (Л.И. Аксенова, Н.М. Назарова) [1].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.