Научная статья на тему 'Исследование видов логической последовательности в правовых текстах'

Исследование видов логической последовательности в правовых текстах Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
572
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование видов логической последовательности в правовых текстах»

Раздел IV. Проблемы правового обеспечения муниципального управления и правовой информатики

ЛИТЕРАТУРА

1. Ведомости Верховного Совета. 1992, № 11. Ст. 547.

2. Ведомости Верховного Совета. 1992, № 29. Ст. 1763.

3. Хропанюк В. Н. Теория государства и права: Учеб. Пособие для вузов / Под

ред. проф. В. Г. Стрекозова. М.: Дабахов, Ткачев, Димов, 1995. С. 247—250.

Костенко М. А.

ИССЛЕДОВАНИЕ ВИДОВ ЛОГИЧЕСКОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ В ПРАВОВЫХ ТЕКСТАХ

Одним из наиболее часто встречающихся критериев, предъявляемых к правовым текстам, является логическая последовательность. И это не случайно, потому что от последовательности получения информации во многом зависит правильность понимания порядка выполнения деяний (действий или бездействий), которые закреплены в правовом тексте.

Логическая последовательность (ЛП) — это такой порядок изложения, когда все элементы нормативно-правового материала имеют смысловую связь друг с другом. Под нормативно-правовым материалом понимается любая по объему часть правового текста, несущая смысловую нагрузку. Следует отметить, что ЛП бывает нескольких видов: юридическая, содержательная и синтаксическая.

Юридическая логическая последовательность — это порядок изложения деяний и условий их выполнения. Причем различают обязательную и необязательную юридическую ЛП. Обязательная юридическая ЛП — это такой порядок изложения деяний, результатом изменения которого станет изменение первоначального смысла правового текста. То есть описываемые в определенной последовательности деяния имеют между собой временную связь. И, соответственно, необязательная юридическая ЛП — это порядок изложения деяний, изменение которого не повлечет изменение первоначального смысла. Таким образом, очевидна важность соблюдения обязательной ЛП, а также ее углубленного исследования.

Содержательная ЛП — это порядок распределения нормативноправового материала в правовом тексте. Примером данной ЛП является соблюдение внутренней структуры закона. Изменение или неточное соблюдение такой содержательной ЛП, конечно, не приведет к нарушению смысла правового текста, но способно существенно осложнить процесс восприятия, а также работу с таким нормативным документом.

Другим видом содержательной ЛП является последовательность подачи информации в предложении. При более углубленном анализе с позиции теории информации расположение элементов предложения является носителем дополнительной информации. Это связано в первую очередь с тем, что отсутствие в письменной речи интонации, мимики и жестов компенсируется принципом линейной подачи информации. Этот принцип предполагает, что сначала в предложении вводится вспомогательная информация (ВИ), а затем основная информация (ОИ). Нарушение этого вида содержательной ЛП способно выступать как предмет неопределенности и неясности для воспринимающего субъекта.

Синтаксическая ЛП затрагивает синтаксические аспекты правового текста, так как именно синтаксис исследует место слов в предложении, их аналитическое следование, а также связь основных идей мысли. Можно сделать вывод, что существует такой порядок расположения слов, который облегчает понимание смысла. Это самая главная цель синтаксиса. Таким образом, последовательность расположения слов в предложении

Известия ТРТУ

Тематический выпуск

оказывается не безразличной к содержанию, а значит, влияет в целом на понимание правового текста.

Приведенные в статье виды логической последовательности различаются еще и по объему исследуемого нормативно-правового материала. То есть ЛП может рассматриваться в предложении, в другом более крупном элементе нормативно-правового материала (например, абзац, статья, глава и т. д.), в целом нормативно-правовом документе и т. д. Причем не все виды ЛП можно рассматривать в любом по объему нормативно-правовом материале.

Все вышеперечисленное говорит о том, что логически последовательное расположение материала в правовом тексте не только улучшает его восприятие и облегчает работу с ним, но и является носителем дополнительной информации, предостерегает от возможных нарушений смысла, закрепленного данным правовым текстом, в случае разнообразных преобразований. А также способствует закреплению того смысла, который на самом деле законодатель хотел отразить в данном правовом тексте, благодаря последовательному закреплению мысли законодателя.

Дальнейшее исследование, возможно, расширит перечень видов ЛП, а также позволит глубже изучить степень их влияния на правовые тексты.

Лупандина О. А.

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ИНФОРМАТИВНОСТИ ТЕКСТА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

Для успешной работы современных информационных систем (ИС) в области права проблема выявления скрытой информации в тексте нормативного документа (НД), иначе говоря, проблема повышения его информативности (доступности), является одной из важнейших. Ее разрешение представляет несомненный интерес как для совершенствования работы ИС, так и для улучшения языка НД, повышения уровня его понятности.

Для более понятного и доступного изложения текста НД может быть использована избыточность информации, одну из сторон которой возможно рассмотреть с использованием понятия “информативность”.

Информативность — это то количество информации, которую извлекает из документа конкретный субъект регулирования.

Представляется, что всех субъектов регулирования можно подразделить на подготовленных и неподготовленных.

В случае, когда с документом работает неподготовленный субъект, возникает образовательный барьер, и величина информативности будет небольшой либо потому, что субъект вообще не испытывает потребности в данной информации, либо документ ему непонятен.

При подготовленном субъекте, естественно, понижается вероятность получения новой информации, и содержание многих документов, полностью отвечающих тематике запроса субъекта, оказываются ему уже известными.

Субъект получает из текста значительно больше информации, чем содержится в нем как в языковом образовании, так как документ может индуцировать идеи последнего, давая такой импульс его внутренней информационной работе, что его потребности получат более полное удовлетворение. Выявление скрытой информации, объединение явной и неявной информации, т. е. “видимого текста” и “невидимого подтекста”, происхо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.