Е.В. Назарова
ИССЛЕДОВАНИЕ ВИДОВ И КОМПОНЕНТОВ ТОЛЕРАНТНОСТИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Толерантность в настоящее время представляет интерес для многих гуманитарных наук. Психология не является исключением. Но, несмотря на многочисленные исследования проблемы толерантности в психологии, проблема толерантности в педагогической деятельности сохраняет свою актуальность.
Именно, толерантность дает возможность педагогу приспосабливаться к неблагоприятным факторам в процессе взаимодействия с другими людьми, то есть носит адаптивный характер, позволяет оптимизировать процесс обучения.
В настоящее время понятие толерантность широко используется в таких науках, как медицина, математика, социология, философия, этика и другие.
Несмотря на это, в психологии толерантность имеет сравнительно короткую историю изучения. Существует множество подходов к определению термина толерантность.
В рамках зарубежных психологических школ понимание толерантности связано со следующим рядом понятий: защитные механизмы личности (психоанализ); социальные стереотипы и установки (когнитивная психология); потребности (бихевиоризм); ценностные ориентации и личностные смыслы (гуманистическая психология).
Г. Олпорт (2002) в своей работе "Становление личности" выделяет два пути развития личности: толерантный и интолерантный. Толерантный человек (в некоторых переводных изданиях - терпимый) - это свободный, доброжелательный, с позитивной "я-концепцией". Интолерант-ный характеризуется представлением о собственной исключительности, стремлением переносить ответственность на окружение, потребностью в порядке, желанием сильной власти [2].
Наиболее близкой к педагогической деятельности представляется позиция гуманистической психологии, где толерантность рассматривается как социальная ценность, то есть рассматривается личностно-смысловая природа толерантности.
В отечественной психологии толерантность рассматривают как поведенческую установку, адаптивный механизм, моральное качество характера, эмоционально-волевое свойство, жизненную ценность.
Исходя из обилия трактовок, представляется сложным однозначно определить исследуемое понятие. По нашему мнению, толерантность - это интегральное свойство личности, определяющее способность спокойно относиться к иным внешним характеристикам, мнениям, ценностям, поведению, традициям, обычаям других людей (только в том случае, если они противоречат позиции индивида), включающее систему положительных и нравственных установок.
Проявления толерантности в поведении не всегда можно объективно наблюдать, поскольку истинная толерантность является пассивной характеристикой. Гораздо чаще можно столкнуться с проявлениями противоположности толерантности - интолерантности.
Нет единодушия между исследователями и при выделении видов толерантности.
Автором проанализировано более десяти различных классификаций толерантности. Наиболее полно отражающей все аспекты педагогической деятельности является классификация Г Л. Бардиер [1] и разработанный на ее основе опросник ВИКТИ (Виды и компоненты толерантности). Данная классификация предполагает выделение следующих видов толерантности: межпоколен-ческая, межличностная, межэтническая, профессиональная, управленческая, гендерная, межкон-фессиональная, межкультурная, социально-экономическая, политическая. Все перечисленные виды толерантности можно условно объединить в три социальных пространства или "поля":
1) биологически - обусловленный блок (индивидные различия, в частности возрастные и половые особенности, социальные роли личности);
2) культурно-обусловленный блок (индивидуальные особенности человека как представителя того или иного этноса, национальной культуры, религии или религиозной конфессии);
3) социально-обусловленный блок (определяется статусными и позиционными различиями между людьми в их профессиональном, управленческом, социально-экономическом, политическом окружении.
Кроме того, Г.Л. Бардиер выделяет десять компонентов толерантности также, включая их в ВИКТИ. Среди них: аффективный, когнитивный, конативный, потребностно-мотивационный, деятельностно-стилевой, этико-нормативный, ценностно-ориентационный, личностно-смысловой, идентификационно-групповой, идентификационно-личностный.
Существует необходимость подвергнуть толерантность более глубокому и детальному анализу, определить выраженность и вариативность конкретных видов и компонентов, а также общего уровня толерантности педагогов.
С этой целью было проведено исследование с помощью методики ВИКТИ, в котором приняли участие 97 педагогов образовательных учреждений г. Пскова. Первая группа состояла из педагогов техникумов, вторая группа - из педагогов училищ, третья группа - из педагогов школ. Репрезентативность выборки обеспечена одинаковым качественным составом (возраст, педагогический стаж, пол и т. д.) испытуемых.
Анализ видов толерантности показал, что наиболее высокие значения у педагогов трех исследуемых групп наблюдаются по шкале социально-экономическая толерантность. Этот факт свидетельствует о высокой толерантности к представителям иного социально-экономического положения и иного материального достатка. Наиболее низкая выраженность толерантности во всех трех выборках наблюдаются по отношению к представителям другого поколения. Следует обратить на это внимание, поскольку профессиональная деятельность педагога, в первую очередь, предполагает взаимодействие с представителями младшего поколения.
При межгрупповом сравнении результатов отчетливо видно, что наиболее высокой является управленческая, профессиональная и межличностная толерантность педагогов школ, что свидетельствует о проявлении толерантности во взаимодействии с руководством коллектива и толерантном отношении к другим профессиональным сообществам, а также в межличностных отношениях. Наиболее низкая межкультурная, профессиональная и управленческая толерантность отмечена у педагогов профессиональных лицеев по соответствующим шкалам. Это свидетельствует о невысокой степени толерантности преподавателей профессиональных лицеев в межкультурных и межпрофессиональных коммуникациях. Кроме того, педагоги профессиональных лицеев являются наиболее интолерантными во взаимодействиях на уровне "руководитель-подчиненный". Самый высокий суммарный показатель толерантности отмечен у педагогов техникумов, самый низкий - у педагогов профессиональных училищ, средний - у педагогов школ.
Анализ компонентов толерантности в исследуемых выборках показал, что наиболее выражены в трех группах испытуемых следующие компоненты толерантности: деятельностно-стилевой и идентификационно-групповой. Это говорит о стабильном, устойчивом стиле деятельности, демонстрируемом педагогами. Толерантность большинства педагогов базируется на идентификации себя как члена близкой ему социальной группы. Можно предположить, что большинство испытуемых уверенно и защищено чувствуют себя в рабочем коллективе, на этом основана высокая степень идентификации. Вызывает интерес, почему при нормальном уровне идентификации с группой, уровень личностной идентификации, то есть, степень сформирован-ности репертуара идентичностей в сферах возможного проявления толерантности отдельных личностей невысок.
Наиболее низкая выраженность толерантности отмечена при анализе конативного компонента. Это говорит о невысокой степени готовности педагогов к взаимодействию, как поведению уравновешенного, не импульсивного, терпеливого человека. То есть, толерантность на поведенческом уровне у педагогов развита гораздо слабее, чем на понятийном.
Во всех группах испытуемых значения видов и компонентов толерантности свидетельствуют о среднем уровне толерантности и интолерантности.
По результатам исследования, можно сделать вывод о том, что, в целом, испытуемым трех групп свойственен средний уровень толерантности - интолерантности. Наименьшую толерант-
ность педагоги демонстрируют по отношению к представителям другого поколения, в том числе к ученикам, наибольшую - к руководству учебного заведения. Наибольший уровень толерантности свойственен педагогам техникума, наименьший - педагогам профессиональных лицеев.
Немаловажным для педагогической деятельности является внедрение тренингов по развитию толерантности. Таким образом, полученные в результате данного исследования данные, можно использовать для разработки программ тренингов по развитию толерантности.
Литература
1. Бардиер Г. Л. Социальная психология толерантности. СПб., 2005
2. Олпорт Г. Становление личности: Избранные труды. М., 2002.