УДК 539.3 Прохоров В.Ю.
ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет леса», Москва, Россия
ИССЛЕДОВАНИЕ УУКМ ДЛЯ УЗЛОВ ТРЕНИЯ ЛЕСНЫХ МАШИН
Проблема повышения надежности узлов трения машин актуальна, сложна и неоднозначна, требует всестороннего научно-практического исследования. В настоящее время существует несколько принципиальных подходов к решению задачи повышения надежности подшипников скольжения. Основным направлением в борьбе с износом в машиностроении является увеличение твердости трущихся сопрягаемых поверхностей деталей путем термической и химико-термической обработки: цементации, азотирования,
хромирования, цианирования, поверхностной закалки. Перспективным направлением увеличения ресурса узлов трения является использование нанотехнологий и наноматериалов [1].
Целью данной статьи является представить результаты трибологических исследованияй УУКМ с разными структурами армирования; определение удельной поверхности образцов и распределения пор по размерам; исследование изменения коэффициента трения при различных нагрузках [3]. Исследования проводились в Наноцентре (Центр по нанотехнологиям и наноматериалам коллективного пользования Россельхозакадемии) ГНУ ГОСНИТИ Россельхозакадемии (Всероссийский научно-исследовательский технологический институт ремонта и эксплуатации машинно-тракторного парка Россельхозакадемии).
Объектом исследований были образцы, представляющие собой пористый УУКМ с различной структурой армирования. Образец № 1 был изготовлен из углеродной ткани Урал ТМ-4/22 способом намотки с последующей многократной пропиткой каменноугольным пеком волокнистого каркаса с последующей карбонизацией. Плотность материала - 1,65 кг/м3. Образец № 2 изготовлен из стержней углеродной нити УКН-5000 с последующим осаждением углерода из газовой фазы между волокнами каркаса. Плотность материала - 1,7 кг/м3 [2] .
Определение удельной поверхности образцов и распределения пор по размерам проводилось на анализаторе удельной поверхности «AUTOSORB-1». Назначение анализатора - определение удельной поверхности материалов с величиной удельной поверхности более 0,1 м2/г, а также анализ распределения пор по размерам от 4,6 до 500 нм. Принцип действия анализатора основан на явлении адсорбции молекул адсорбата (азота) активной поверхностью контрольного образца из газовой фазой над ним, в результате которой наблюдается изменение давления в ячейке с образцом. При дальнейшем добавлении газа и восстановлении давления поверхность продолжает покрываться молекулами адсорбата и при полном заполнении пор его молекулами наступает состояние равновесия. На основании данных по изменению давления в измерительной ячейке можно рассчитать площадь активной поверхности образца методов B.E.T. (Brunauer, Emmet, Teller) и средний радиус пор по методу D.J.H. (Darret, Joyner. Halenda). Результаты исследований представлены в табл. 1.
Исследование изменения коэффициента трения при различных нагрузках проводили на трибометре TRB-S-DE (CSM, Швейцария). Исследуемый образец крепится в специальной чаше, которая приводится во вращение. К образцу прикладывается нагрузка с помощью индентора, который остается неподвижным.
Всего было проведено 5 испытаний образца № 1 с нагрузками 1Н, 2Н, 3Н, 4Н, 5Н. Исследования проводились при постоянной скорости движения (10 см/с), длина пути составляла 50 м. В табл.2 представлены параметры трения образца № 1.
Таблица 1
Параметры поверхности образцов 1 и 2.______________________________________________
Образец Площадь удельной поверхности, м2/г Объем пор, см3/г Размер пор, А
1 4,389 7,097 • 10-4 9,237
2 2,890 3,842 • 10-4 9,237
Таблица 2
Параметры трения образца № 1
Нагру зка, Н f нач. f min. f max. f ср. Глубина износа Pd нач, мкм Глубина износа Pd кон, мкм Д Pd, мкм
1 0,291 0,256 0,291 0,263 -673,4670 -686,5558 13,0888
2 0,305 0,301 0,310 0,305 -685,1312 -691,7877 6,6565
3 0,258 0,249 0,265 0,256 -693,7864 -694,9644 1,178
4 0,239 0,235 0,240 0,237 -697,2358 -699,7878 2,552
5 0,0114 0,001 0,011 0,002 -1250,9414 -1251,2979 0,3565
Согласно результатам исследования, с ростом нагрузки, коэффициент трения снижается.
В настоящее время проводятся исследования по насыщению этих материалов медью для снижения коэффициента трения и создания эффекта «безызностности».
ЛИТЕРАТУРА
1. Прохоров, В.Ю. Повышение износостойкости шарнирных сопряжений манипуляторов лесозаготовительных машин / труды международного симпозиума «Надежность и качество». - 2011, том 2. - с. 198199 .
2. Прохоров, В.Ю. Пути реализации эффекта безызносности шарнирных сопряжений / труды международного симпозиума «Надежность и качество». - 2013, том 1. - с. 43- 46.
3. Прохоров, В.Ю. Исследование физико-химических и трибологических характеристик углерод-
углеродных композиционных материалов // Техника и оборудование для села. 2014. № 4 (202) . С. 20-
23 .