Научная статья на тему 'Исследование усталостных напряжений в элементах конструкций'

Исследование усталостных напряжений в элементах конструкций Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
271
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование усталостных напряжений в элементах конструкций»

Секция механики

6. Бутенко В.И. Формирование и изнашивание поверхностного слоя детали. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1999. 192с.

7. Бутенко В.И. Нелинейность процессов при обработке металлов резанием. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2001. 224с.

УДК 621.01

АД. Захарченко

ИССЛЕДОВАНИЕ УСТАЛОСТНЫХ НАПРЯЖЕНИЙ В ЭЛЕМЕНТАХ

КОНСТРУКЦИЙ

Большинство деталей машин в эксплуатации подвергаются нагрузкам, переменным во времени, и основным критерием их работоспособности является уста. -ментов конструкций и построения кривой усталости проводят прямые усталостные испытания натурных деталей с последующей статистической обработкой результа-. -обоснования расчётных характеристик выносливости натурных деталей, целью которых является построение кривых усталости по основе некоторых критериев подобия усталостного разрушения.

Теория подобия усталостного разрушения Серенсена-Когаева развивает статистические теории прочности В. Вейбулла и Н. Афанасьева и позволяет описать влияние конструктивных факторов (концентрации напряжений, масштабного фактора, формы поперечного сечения, вида нагружения) на средние значения и коэффициенты вариации пределов выносливости детали.

В качестве основного критерия подобия рассматривается отношение Ь/ G периметра Ь опасного сечения или его наиболее напряжённой части к относительному градиенту G первого главного напряжения в этом сечении.

В работе рассматривается роль градиента напряжения для гибкого колеса волновой зубчатой передачи, как наиболее напряжённого и ответственного звена. Приводятся расчётные и графические зависимости, позволяющие анализировать влияние параметров зубчатого колеса на величину градиента напряжений.

Значительным усталостным нагрузкам подвергаются элементы заклёпочных и болтовых соединений самолётных конструкций. В работе рассматривается задача о распределении напряжений в пластине с отверстием, которое в данном случае является сильнейшим концентратором напряжений. Исследуется влияние параметров соединения, в частности величины натяга, на компоненты напряжений (радиальные, тангенциальные и касательные составляющие напряжений). По графическим зависимостям анализируется характер распределения напряжений по периметру отверстия при различных параметрах и условиях нагружения соединения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.