УДК 376.42
В.К. Саилян
магистрант 2 курса дефектологического факультета, ФГБОУ ВО «Курский государственный университет»,
г. Курск, РФ
Научный руководитель: И.Н. Гусева
к.п.н., доцент кафедры логопедии, олигофренопедагогики
и основ специального образования ФГБОУ ВО «Курский государственный университет»,
г. Курск, РФ
ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ВОСПИТАННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
Аннотация
В статье представлены содержание, организация, результаты курсового диагностического исследования сформированности экологической воспитанности обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
Ключевые слова
Экологическое воспитание, дети с интеллектуальными нарушениями, экологическая воспитанность обучающихся.
Экологическое воспитание - составная часть нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием следует понимать единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой [1].
Проблема научного осмысления феномена экологического воспитания многогранна, она включает в себя появление и распространение разнообразных взглядов как на толкование сущности понятия «экологическое воспитание» и его отношения к общей культуре человека, так и на возможность независимого существования; наблюдаются различия в его содержании с точки зрения философских, культурологических, социальных, экономических, психолого-педагогических наук, включающих многовариативность подходов к определению основных терминов, структурных компонентов.
В системе специального образования детей с интеллектуальными нарушениями значимость и актуальность проблемы экологического воспитания не вызывает сомнения.
Однако современные исследования позволяют заявить о несовершенстве имеющейся системы деятельности, не позволяющей в дальнейшем включить обучающихся с интеллектуальными нарушениями в эколого-развивающую среду [4].
Поэтапное знакомство с живой природой от пробуждения интереса к разнообразию окружающего мира до знакомства с потребительской, природоохранной и восстановительной функциями человека в природе строится с учётом особенностей психофизического развития обучающихся с интеллектуальными нарушениями, современных научных представлений о структуре дефекта при умственной отсталости. Органическое поражение центральной нервной системы оказывает деструктивное влияние не просто на развитие всей личности ребёнка с интеллектуальными нарушениями в целом, а на вероятность формирования фундамента экологического воспитания - экологического сознания, представляющего собой совокупность чувственных, мыслительных, эмоциональных и волевых компонентов [5].
Потенциальной базой для формирования экологического воспитания является экологическое образование, являющееся частью системы образования в целом, где в ходе непрерывного процесса обучения, воспитания и развития личности происходит совершенствование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде и здоровью [6].
Проблема организации дополнительного образования детей с интеллектуальными нарушениями заключается в том, что в литературе и практике в основном отражены объединения, работа которых направлена на художественное, трудовое и спортивное развитие данной категории детей. Практически не затронута сфера естественнонаучной направленности посредством экологического воспитания [2].
С целью исследование уровня сформированности экологической воспитанности у обучающихся с интеллектуальными нарушениями нами была организована и проведена опытно-экспериментальная работа. В соответствии с обозначенной целью были поставлены следующие задачи исследования:
1) выявить базовые знания обучающихся об экологии;
2) определить, как обучающиеся воспринимают окружающий мир, проявляют ли они заботу в отношении её, чувствуют ли ответственность;
3) умеют ли они использовать знания об охране природы в повседневной жизни.
Эксперимент проводился на базе областного казенного общеобразовательного учреждения «Школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья №3» города Курска. В исследовании приняли участие 20 обучающихся 1, 2 и 4 классов.
Для исследования уровня сформированности экологической воспитанности мы использовали три методики, адаптированные для детей с интеллектуальными нарушениями:
1. Развитость моего экологического сознания (Сидельковский А.П.) [3].
Цель методики: Выявить у обучающихся уровень экологического сознания.
Процедура проведения методики: ребенку необходимо выбрать вариант своего отношения к утверждению, насколько он согласен с утверждением.
Критерии оценки методики: правильный ответ - 2 балла, частично правильный - 1 балл, неправильный - 0 баллов.
2. Знатоки природы (Вортоньян Н.Г.) [3].
Цель методики: определить уровень сформированности экологических представлений об условиях жизни живых объектов природы, их дифференцированном отношении к свету, теплу и влаге; о механизмах приспособления к среде обитания; о пищевых цепочках и взаимосвязях, существующих в природе.
Процедура проведения методики. Исследование проводится в индивидуальной форме.
Ребёнку предлагаются следующие задания:
1.Используя серию карточек "Жизнь дерева круглый год", ребёнку необходимо расположить их по порядку и описать процесс изменения внешнего облика дерева в зависимости от времени года.
2.Ребёнку необходимо рассмотреть 3 комнатных растения в уголке природы и определить их отношение к теплу, свету, и влаге (светолюбивые, теневыносливые, засухоустойчивые, влаголюбивые).
3.Предлагаются карточки с изображением животных и насекомых (бабочка, кузнечик, заяц, божья коровка, гусеница). Ребёнку необходимо рассказать, где можно встретить этих животных и насекомых в окружающей среде и подумать, почему именно там.
4.Предлагаются карточки с изображением живых объектов природы, из которых можно составить пищевые цепочки. Ребёнку необходимо заполнить вагоны поезда карточками, составляя цепь питания.
Критерии оценки методики: правильно выполненное задание оценивается в 1 балл, неправильный в 0 баллов.
3. Натурафил (Дерябо С. Д., Ясвин В. А.) [3].
Цель методики: диагностика интенсивности отношения к природе.
Процедура проведения методики. Зачитывается инструкция:
«Перед Вами ряд вопросов о Вашем отношении к природе, на которые мы просим ответить «да» или «нет» (на вопросы, отмеченные «*» можно отвечать «не знаю»). Отвечать на вопросы следует быстро, так как первая реакция лучше всего отражает Ваш выбор.
В данной методике нет «хороших» и плохих» ответов. Ваше мнение ценно для нас именно таким, какое оно есть. При ответе «да» на бланке ответов ставьте «+» рядом с номером вопроса, при ответе «нет» - «-», «не знаю» - «н».
При проведении методики «на слух» вопросы зачитываются один раз. Время на ответ 3-5 секунд.
Общее время проведения методики с учетом самостоятельной подготовки испытуемыми бланка для ответов - около 25-30 минут.
Критерии оценки методики: Результаты методики обрабатываются с помощью специального ключа. «Результативным» считается ответ испытуемого, который совпадает с ключом, и за него дается один балл. (Отметим, что ответ «не знаю» по шкале натуралистической эрудиции всегда считается «нерезультативным»).
По итогам выполнения 1 методики: «Развитость моего экологического сознания» (Сидельковский А.П.) мы получили результаты, которые отражены в таблице 1.
Таблица 1
Результаты, полученные в ходе проведения методики
«Развитость моего экологического сознания»
№ Имя Ф. Количество баллов, полученных обучающимися в ходе констатирующего Суммарный
испытуемого эксперимента. балл
Утверждения
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1. Денис Г. 2 1 0 2 2 1 2 1 2 2 15
2. Михаил Н. 2 1 0 0 2 0 0 0 1 1 7
3. Давид О. 1 1 0 1 2 0 0 0 1 0 6
4. Максим Ш. 2 2 1 1 1 1 0 2 0 0 10
5. Офелия К. 2 1 0 1 0 0 1 0 0 0 5
6. Кирилл К. 2 2 1 0 2 0 0 2 1 1 11
7. Авраам Н. 2 2 2 0 2 1 0 2 2 1 14
8. Одиссей Н. 2 1 2 1 2 1 1 2 2 2 16
9. Алена Н. 2 1 1 2 2 1 1 2 2 2 16
10. Сергей С. 1 2 2 2 1 0 1 2 1 0 12
11. Тигран Л. 2 2 2 2 2 1 0 2 1 0 14
12. Мария Н. 2 1 0 2 1 0 0 1 2 0 9
13. Данил А. 1 2 0 1 2 0 1 2 1 0 10
14. Егор Б. 1 1 1 1 2 0 1 2 1 0 10
15. Любовь Д. 1 0 0 1 1 0 2 0 2 0 7
16. Артем З. 2 1 0 2 2 1 2 0 2 0 12
17. Артем К. 2 0 1 0 2 0 0 1 0 0 6
18. Виктор Л. 2 2 2 1 2 0 2 0 2 1 14
19. Александр М. 2 1 1 2 0 0 2 0 2 2 12
20. Алексей М. 1 2 0 2 2 0 2 0 1 0 10
Результаты, приведенные в таблице 1 показывают, что 15 % обучающихся продемонстрировали высокий уровень экологического сознания. Дети воспринимают себя и окружающую природу единым целым, воспринимают природу как полноправный субъект, дорожат ей и заботятся.
60 % обучающихся показали хороший уровень экологического сознания. Они понимают важность взаимовыгодного единства, но не думают о необходимости сохранения природы для будущего.
25 % респондентов допустили значительные ошибки в процессе выполнения задания. Они не понимают важность сохранения природных ресурсов, разумным его пользованием. Не думают о сохранении природы для потомков.
По итогам выполнения 2 методики: Знатоки природы (Вортоньян Н.Г.) мы получили следующие результаты, отраженные в таблице 2.
Таблица 2
Результаты, полученные в ходе проведения методики «Знатоки природы»
№ Имя Ф. испытуемого Количество баллов, полученных обучающимися в ходе Суммарный
констатирующего эксперимента балл
Задания
1 2 3 4
1. Денис Г. 1 0 0 0 1
2. Михаил Н. 0 0 1 0 1
3. Давид О. 1 0 0 0 1
4. Максим Ш. 1 0 1 0 2
№ Имя Ф. испытуемого Количество баллов, полученных обучающимися в ходе констатирующего эксперимента Суммарный балл
5. Офелия К. 1 0 0 0 1
6. Кирилл К. 1 0 0 0 1
7. Авраам Н. 1 1 0 0 2
8. Одиссей Н. 1 1 1 1 4
9. Алена Н. 1 1 1 0 3
10. Сергей С. 1 0 1 0 2
13. Данил А. 1 0 1 1 3
14. Егор Б. 1 0 0 0 1
15. Любовь Д. 0 1 0 1
16. Артем З. 1 0 0 0 1
17. Артем К. 1 0 0 0 1
18. Виктор Л. 0 1 0 1
19. Александр М. 1 1 1 1 4
20. Алексей М. 1 0 1 0 2
Результаты, приведенные в таблице 2 показали, что 10% испытуемых смогли правильно ответить на все задания и обосновать свой выбор.
30 % испытуемых допускали незначительные ошибки, не могли обосновать свой выбор. Испытуемые путались в определении отношения растения к свету. И частой ошибкой было завершение пищевой цепочки, обучающиеся часто выбирали змею самой последней, а не птицу и не могли аргументировать свой выбор.
60% испытуемых смогли правильно выполнить только одно задание, первое задание было для них самым легким, они правильно отвечали и обосновывали свой выбор. Наибольшую сложность для них представлялось составление пищевой цепочки и определение отношения растения к свету, теплу. При работе с карточками животных и насекомых обучающиеся не смогли назвать место обитания большинства животных и причину их обитания в той или иной среде.
Половина детей обнаруживает средний уровень интенсивности отношения к природе (50%). У обучающихся присутствует сострадание, чувство любви к животному миру, но недостаточно сформировано понимание последствий своих действий в отношении окружающего мира. Низкий уровень составляет 35% обучающийся, им безразлично будущее окружающего мира, нет понятия рационального природопользования. Только 15 % смогли показать высокий уровень развития интенсивности отношения к природе, они понимают последствия своих действий, заботятся о животных и растениях. Знают климатические особенности материков. Читают полезную литературу.
Итак, мы видим, что большинство обучающихся с интеллектуальными нарушениями имеют средний уровень развития интенсивности субъективного отношения к природе и меньшая часть обучающихся показывают высокую натуралистическую эрудицию.
По итогам проведения трёх методик мы суммировали полученные баллы и получили результаты, представленные в таблице 3 и на рисунке 1.
Таблица 3
Успешность выполнения заданий констатирующего
эксперимента обучающимися с интеллектуальными нарушениями
№ Имя Ф. испытуемого Количество баллов, полученных обучающимися в ходе констатирующего эксперимента (по номерам заданий) Суммарный балл
Методика 1 Методика 2 Методика 3
1. Денис Г. 15 1 11 27
2. Михаил Н. 7 1 7 15
3. Давид О. 6 1 18 25
4. Максим Ш. 10 2 18 30
5. Офелия К. 5 1 5 11
6. Кирилл К. 11 1 19 31
7. Авраам Н. 14 2 20 36
8. Одиссей Н. 16 4 24 44
9. Алена Н. 16 3 13 32
10. Сергей С. 12 2 12 26
№ Имя Ф. испытуемого Количество баллов, полученных обучающимися в ходе констатирующего эксперимента (по номерам заданий) Суммарный балл
Методика 1 Методика 2 Методика 3
11. Тигран Л. 14 1 15 30
12. Мария Н. 9 1 7 17
13. Данил А. 10 3 15 28
14. Егор Б. 10 1 6 17
15. Любовь Д. 7 1 4 12
16. Артем З. 12 1 7 20
17. Артем К. 6 1 17 24
18. Виктор Л. 14 1 15 30
19. Александр М. 12 4 28 44
20. Алексей М. 10 2 9 21
■ Высокий уровень = Средний уровень ^ Низкий уровень
Рисунок 1 - Уровни сформированное™ экологической воспитанности у обучающихся с интеллектуальными нарушениями
10% процентов испытуемых 1, 2 и 4 классов смогли продемонстрировать высокий уровень сформированности экологической воспитанности. У них не возникало сложностей с узнаванием животных и растений, их сопоставлении, составления пищевой цепочки. Они интересуются вопросами экологии, читают соответствующую литературу и могут беседовать на тему экологических проблем. Незначительные трудности для них представляло прогнозирование экологических проблем по той или иной проблеме.
30 % обучающихся не смогли правильно ответить на часть вопросов и заданий методики «Натурафил». Некоторым обучающимся потребовалась помощь экспериментатора, трудность для них составило завершение пищевой цепочки 1, они не знали, кого поставить последним змею или птицу.
60% обучающихся продемонстрировали низкий уровень сформированности экологической воспитанности. Большинство испытуемых, не смогли полностью справиться с заданием на составление пищевой цепочки. Некоторые из них затруднялись в распознавании растений и их отношения к свету. Вопросы диагностической методики, где обучающимся необходимо было показать свое личное мнение и выбор показали, что у обучающихся недостаточно сформировано позитивное отношение к окружающей природе и её богатствам.
Таким образом, результаты экспериментального исследования наглядно свидетельствуют о том, что у большинства обучающихся с интеллектуальными нарушениями, принявшими участие в исследовании, экологическая воспитанность сформирована на низком уровне. Не все обучающиеся знают и ценят окружающий мир, не знают простых способов рационального природопользования. Также не все они могут и не знают, как использовать полученные знания на практике.
Результаты, полученные в ходе исследования, доказывают, что необходимо продолжения коррекционно-педагогической работы, направленной на формирование экологической воспитанности у обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
Список использованной литературы:
1. Горшкова Т.А., Шевченко С.М., Пачурин Г.В. Дополнительное образование детей с ограниченными возможностями здоровья // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований [Электронный ресурс]. - URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=8180, (дата обращения 10.10.2019).
2.Егорова А.В. Будущее дополнительного образования детей - в социально-педагогической стратегии его развития // Сибирский педагогический журнал. 2008. № 11. С. 331-340.
3. Косцова С.А. Формирование экологической культуры младших школьников в процессе проектной деятельности // Мир науки, культуры, образования. - 2015. - №10. - С. 16-21.
4. Парамонова В.А. Моделирование процесса формирования предпосылок экологической культуры у дошкольников с нарушениями интеллекта // Вестник Череповецкого государственного университета. 2013. №10. С.55-57.
5. Харитонова Л.Ю. Результаты апробации программы повышения уровня экологической культуры во внеурочной деятельности в условиях дополнительного образования детей // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Психологические и педагогические науки. 2017. №1. С. 45-47.
6. Цикото Г.В. Проблемные дети: развитие и коррекция в предметно-практической деятельности. Учебно-методическое пособие. М.: Парадигма, 2013. 192 с.
© Саилян В.К., 2021
УДК 373.1
Таашева А.С.,
студентка Филиала СГПИ в г. Железноводске
Иванченко И.В.,
старший преподаватель кафедры педагогики и психологии,
Филиал СГПИ в г. Железноводске
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ
Аннотация
Данная статья посвящена возможности формирования метапредметных умений у младших школьников во внеурочной деятельности. В статье рассмотрен способ организации внеурочной деятельности на примере исследовательской деятельности младших школьников. Приведен пример организации занятия - исследования, даны методические рекомендации по проведению данного занятия.
Ключевые слова: внеучебная деятельность, исследовательская деятельность, метапредметные умения, младший школьник.
Введение новых образовательных стандартов для начальной школы ознаменовалось изменениями в системе учебно - воспитательного процесса школы. Согласно новому базисному учебному плану организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью процесса обучения. Время, в объеме 1350 часов, отводимое на внеурочную деятельность используется по выбору школьников и организуется в формах отличных от урочной, направлено на удовлетворение постоянно