Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ВОСПИТАННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ'

ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ВОСПИТАННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
542
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ДЕТИ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ВОСПИТАННОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Саилян В.К.

В статье представлены содержание, организация, результаты курсового диагностического исследования сформированности экологической воспитанности обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ВОСПИТАННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ»

УДК 376.42

В.К. Саилян

магистрант 2 курса дефектологического факультета, ФГБОУ ВО «Курский государственный университет»,

г. Курск, РФ

Научный руководитель: И.Н. Гусева

к.п.н., доцент кафедры логопедии, олигофренопедагогики

и основ специального образования ФГБОУ ВО «Курский государственный университет»,

г. Курск, РФ

ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ВОСПИТАННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Аннотация

В статье представлены содержание, организация, результаты курсового диагностического исследования сформированности экологической воспитанности обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

Ключевые слова

Экологическое воспитание, дети с интеллектуальными нарушениями, экологическая воспитанность обучающихся.

Экологическое воспитание - составная часть нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием следует понимать единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой [1].

Проблема научного осмысления феномена экологического воспитания многогранна, она включает в себя появление и распространение разнообразных взглядов как на толкование сущности понятия «экологическое воспитание» и его отношения к общей культуре человека, так и на возможность независимого существования; наблюдаются различия в его содержании с точки зрения философских, культурологических, социальных, экономических, психолого-педагогических наук, включающих многовариативность подходов к определению основных терминов, структурных компонентов.

В системе специального образования детей с интеллектуальными нарушениями значимость и актуальность проблемы экологического воспитания не вызывает сомнения.

Однако современные исследования позволяют заявить о несовершенстве имеющейся системы деятельности, не позволяющей в дальнейшем включить обучающихся с интеллектуальными нарушениями в эколого-развивающую среду [4].

Поэтапное знакомство с живой природой от пробуждения интереса к разнообразию окружающего мира до знакомства с потребительской, природоохранной и восстановительной функциями человека в природе строится с учётом особенностей психофизического развития обучающихся с интеллектуальными нарушениями, современных научных представлений о структуре дефекта при умственной отсталости. Органическое поражение центральной нервной системы оказывает деструктивное влияние не просто на развитие всей личности ребёнка с интеллектуальными нарушениями в целом, а на вероятность формирования фундамента экологического воспитания - экологического сознания, представляющего собой совокупность чувственных, мыслительных, эмоциональных и волевых компонентов [5].

Потенциальной базой для формирования экологического воспитания является экологическое образование, являющееся частью системы образования в целом, где в ходе непрерывного процесса обучения, воспитания и развития личности происходит совершенствование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде и здоровью [6].

Проблема организации дополнительного образования детей с интеллектуальными нарушениями заключается в том, что в литературе и практике в основном отражены объединения, работа которых направлена на художественное, трудовое и спортивное развитие данной категории детей. Практически не затронута сфера естественнонаучной направленности посредством экологического воспитания [2].

С целью исследование уровня сформированности экологической воспитанности у обучающихся с интеллектуальными нарушениями нами была организована и проведена опытно-экспериментальная работа. В соответствии с обозначенной целью были поставлены следующие задачи исследования:

1) выявить базовые знания обучающихся об экологии;

2) определить, как обучающиеся воспринимают окружающий мир, проявляют ли они заботу в отношении её, чувствуют ли ответственность;

3) умеют ли они использовать знания об охране природы в повседневной жизни.

Эксперимент проводился на базе областного казенного общеобразовательного учреждения «Школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья №3» города Курска. В исследовании приняли участие 20 обучающихся 1, 2 и 4 классов.

Для исследования уровня сформированности экологической воспитанности мы использовали три методики, адаптированные для детей с интеллектуальными нарушениями:

1. Развитость моего экологического сознания (Сидельковский А.П.) [3].

Цель методики: Выявить у обучающихся уровень экологического сознания.

Процедура проведения методики: ребенку необходимо выбрать вариант своего отношения к утверждению, насколько он согласен с утверждением.

Критерии оценки методики: правильный ответ - 2 балла, частично правильный - 1 балл, неправильный - 0 баллов.

2. Знатоки природы (Вортоньян Н.Г.) [3].

Цель методики: определить уровень сформированности экологических представлений об условиях жизни живых объектов природы, их дифференцированном отношении к свету, теплу и влаге; о механизмах приспособления к среде обитания; о пищевых цепочках и взаимосвязях, существующих в природе.

Процедура проведения методики. Исследование проводится в индивидуальной форме.

Ребёнку предлагаются следующие задания:

1.Используя серию карточек "Жизнь дерева круглый год", ребёнку необходимо расположить их по порядку и описать процесс изменения внешнего облика дерева в зависимости от времени года.

2.Ребёнку необходимо рассмотреть 3 комнатных растения в уголке природы и определить их отношение к теплу, свету, и влаге (светолюбивые, теневыносливые, засухоустойчивые, влаголюбивые).

3.Предлагаются карточки с изображением животных и насекомых (бабочка, кузнечик, заяц, божья коровка, гусеница). Ребёнку необходимо рассказать, где можно встретить этих животных и насекомых в окружающей среде и подумать, почему именно там.

4.Предлагаются карточки с изображением живых объектов природы, из которых можно составить пищевые цепочки. Ребёнку необходимо заполнить вагоны поезда карточками, составляя цепь питания.

Критерии оценки методики: правильно выполненное задание оценивается в 1 балл, неправильный в 0 баллов.

3. Натурафил (Дерябо С. Д., Ясвин В. А.) [3].

Цель методики: диагностика интенсивности отношения к природе.

Процедура проведения методики. Зачитывается инструкция:

«Перед Вами ряд вопросов о Вашем отношении к природе, на которые мы просим ответить «да» или «нет» (на вопросы, отмеченные «*» можно отвечать «не знаю»). Отвечать на вопросы следует быстро, так как первая реакция лучше всего отражает Ваш выбор.

В данной методике нет «хороших» и плохих» ответов. Ваше мнение ценно для нас именно таким, какое оно есть. При ответе «да» на бланке ответов ставьте «+» рядом с номером вопроса, при ответе «нет» - «-», «не знаю» - «н».

При проведении методики «на слух» вопросы зачитываются один раз. Время на ответ 3-5 секунд.

Общее время проведения методики с учетом самостоятельной подготовки испытуемыми бланка для ответов - около 25-30 минут.

Критерии оценки методики: Результаты методики обрабатываются с помощью специального ключа. «Результативным» считается ответ испытуемого, который совпадает с ключом, и за него дается один балл. (Отметим, что ответ «не знаю» по шкале натуралистической эрудиции всегда считается «нерезультативным»).

По итогам выполнения 1 методики: «Развитость моего экологического сознания» (Сидельковский А.П.) мы получили результаты, которые отражены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты, полученные в ходе проведения методики

«Развитость моего экологического сознания»

№ Имя Ф. Количество баллов, полученных обучающимися в ходе констатирующего Суммарный

испытуемого эксперимента. балл

Утверждения

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

1. Денис Г. 2 1 0 2 2 1 2 1 2 2 15

2. Михаил Н. 2 1 0 0 2 0 0 0 1 1 7

3. Давид О. 1 1 0 1 2 0 0 0 1 0 6

4. Максим Ш. 2 2 1 1 1 1 0 2 0 0 10

5. Офелия К. 2 1 0 1 0 0 1 0 0 0 5

6. Кирилл К. 2 2 1 0 2 0 0 2 1 1 11

7. Авраам Н. 2 2 2 0 2 1 0 2 2 1 14

8. Одиссей Н. 2 1 2 1 2 1 1 2 2 2 16

9. Алена Н. 2 1 1 2 2 1 1 2 2 2 16

10. Сергей С. 1 2 2 2 1 0 1 2 1 0 12

11. Тигран Л. 2 2 2 2 2 1 0 2 1 0 14

12. Мария Н. 2 1 0 2 1 0 0 1 2 0 9

13. Данил А. 1 2 0 1 2 0 1 2 1 0 10

14. Егор Б. 1 1 1 1 2 0 1 2 1 0 10

15. Любовь Д. 1 0 0 1 1 0 2 0 2 0 7

16. Артем З. 2 1 0 2 2 1 2 0 2 0 12

17. Артем К. 2 0 1 0 2 0 0 1 0 0 6

18. Виктор Л. 2 2 2 1 2 0 2 0 2 1 14

19. Александр М. 2 1 1 2 0 0 2 0 2 2 12

20. Алексей М. 1 2 0 2 2 0 2 0 1 0 10

Результаты, приведенные в таблице 1 показывают, что 15 % обучающихся продемонстрировали высокий уровень экологического сознания. Дети воспринимают себя и окружающую природу единым целым, воспринимают природу как полноправный субъект, дорожат ей и заботятся.

60 % обучающихся показали хороший уровень экологического сознания. Они понимают важность взаимовыгодного единства, но не думают о необходимости сохранения природы для будущего.

25 % респондентов допустили значительные ошибки в процессе выполнения задания. Они не понимают важность сохранения природных ресурсов, разумным его пользованием. Не думают о сохранении природы для потомков.

По итогам выполнения 2 методики: Знатоки природы (Вортоньян Н.Г.) мы получили следующие результаты, отраженные в таблице 2.

Таблица 2

Результаты, полученные в ходе проведения методики «Знатоки природы»

№ Имя Ф. испытуемого Количество баллов, полученных обучающимися в ходе Суммарный

констатирующего эксперимента балл

Задания

1 2 3 4

1. Денис Г. 1 0 0 0 1

2. Михаил Н. 0 0 1 0 1

3. Давид О. 1 0 0 0 1

4. Максим Ш. 1 0 1 0 2

№ Имя Ф. испытуемого Количество баллов, полученных обучающимися в ходе констатирующего эксперимента Суммарный балл

5. Офелия К. 1 0 0 0 1

6. Кирилл К. 1 0 0 0 1

7. Авраам Н. 1 1 0 0 2

8. Одиссей Н. 1 1 1 1 4

9. Алена Н. 1 1 1 0 3

10. Сергей С. 1 0 1 0 2

13. Данил А. 1 0 1 1 3

14. Егор Б. 1 0 0 0 1

15. Любовь Д. 0 1 0 1

16. Артем З. 1 0 0 0 1

17. Артем К. 1 0 0 0 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Виктор Л. 0 1 0 1

19. Александр М. 1 1 1 1 4

20. Алексей М. 1 0 1 0 2

Результаты, приведенные в таблице 2 показали, что 10% испытуемых смогли правильно ответить на все задания и обосновать свой выбор.

30 % испытуемых допускали незначительные ошибки, не могли обосновать свой выбор. Испытуемые путались в определении отношения растения к свету. И частой ошибкой было завершение пищевой цепочки, обучающиеся часто выбирали змею самой последней, а не птицу и не могли аргументировать свой выбор.

60% испытуемых смогли правильно выполнить только одно задание, первое задание было для них самым легким, они правильно отвечали и обосновывали свой выбор. Наибольшую сложность для них представлялось составление пищевой цепочки и определение отношения растения к свету, теплу. При работе с карточками животных и насекомых обучающиеся не смогли назвать место обитания большинства животных и причину их обитания в той или иной среде.

Половина детей обнаруживает средний уровень интенсивности отношения к природе (50%). У обучающихся присутствует сострадание, чувство любви к животному миру, но недостаточно сформировано понимание последствий своих действий в отношении окружающего мира. Низкий уровень составляет 35% обучающийся, им безразлично будущее окружающего мира, нет понятия рационального природопользования. Только 15 % смогли показать высокий уровень развития интенсивности отношения к природе, они понимают последствия своих действий, заботятся о животных и растениях. Знают климатические особенности материков. Читают полезную литературу.

Итак, мы видим, что большинство обучающихся с интеллектуальными нарушениями имеют средний уровень развития интенсивности субъективного отношения к природе и меньшая часть обучающихся показывают высокую натуралистическую эрудицию.

По итогам проведения трёх методик мы суммировали полученные баллы и получили результаты, представленные в таблице 3 и на рисунке 1.

Таблица 3

Успешность выполнения заданий констатирующего

эксперимента обучающимися с интеллектуальными нарушениями

№ Имя Ф. испытуемого Количество баллов, полученных обучающимися в ходе констатирующего эксперимента (по номерам заданий) Суммарный балл

Методика 1 Методика 2 Методика 3

1. Денис Г. 15 1 11 27

2. Михаил Н. 7 1 7 15

3. Давид О. 6 1 18 25

4. Максим Ш. 10 2 18 30

5. Офелия К. 5 1 5 11

6. Кирилл К. 11 1 19 31

7. Авраам Н. 14 2 20 36

8. Одиссей Н. 16 4 24 44

9. Алена Н. 16 3 13 32

10. Сергей С. 12 2 12 26

№ Имя Ф. испытуемого Количество баллов, полученных обучающимися в ходе констатирующего эксперимента (по номерам заданий) Суммарный балл

Методика 1 Методика 2 Методика 3

11. Тигран Л. 14 1 15 30

12. Мария Н. 9 1 7 17

13. Данил А. 10 3 15 28

14. Егор Б. 10 1 6 17

15. Любовь Д. 7 1 4 12

16. Артем З. 12 1 7 20

17. Артем К. 6 1 17 24

18. Виктор Л. 14 1 15 30

19. Александр М. 12 4 28 44

20. Алексей М. 10 2 9 21

■ Высокий уровень = Средний уровень ^ Низкий уровень

Рисунок 1 - Уровни сформированное™ экологической воспитанности у обучающихся с интеллектуальными нарушениями

10% процентов испытуемых 1, 2 и 4 классов смогли продемонстрировать высокий уровень сформированности экологической воспитанности. У них не возникало сложностей с узнаванием животных и растений, их сопоставлении, составления пищевой цепочки. Они интересуются вопросами экологии, читают соответствующую литературу и могут беседовать на тему экологических проблем. Незначительные трудности для них представляло прогнозирование экологических проблем по той или иной проблеме.

30 % обучающихся не смогли правильно ответить на часть вопросов и заданий методики «Натурафил». Некоторым обучающимся потребовалась помощь экспериментатора, трудность для них составило завершение пищевой цепочки 1, они не знали, кого поставить последним змею или птицу.

60% обучающихся продемонстрировали низкий уровень сформированности экологической воспитанности. Большинство испытуемых, не смогли полностью справиться с заданием на составление пищевой цепочки. Некоторые из них затруднялись в распознавании растений и их отношения к свету. Вопросы диагностической методики, где обучающимся необходимо было показать свое личное мнение и выбор показали, что у обучающихся недостаточно сформировано позитивное отношение к окружающей природе и её богатствам.

Таким образом, результаты экспериментального исследования наглядно свидетельствуют о том, что у большинства обучающихся с интеллектуальными нарушениями, принявшими участие в исследовании, экологическая воспитанность сформирована на низком уровне. Не все обучающиеся знают и ценят окружающий мир, не знают простых способов рационального природопользования. Также не все они могут и не знают, как использовать полученные знания на практике.

Результаты, полученные в ходе исследования, доказывают, что необходимо продолжения коррекционно-педагогической работы, направленной на формирование экологической воспитанности у обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

Список использованной литературы:

1. Горшкова Т.А., Шевченко С.М., Пачурин Г.В. Дополнительное образование детей с ограниченными возможностями здоровья // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований [Электронный ресурс]. - URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=8180, (дата обращения 10.10.2019).

2.Егорова А.В. Будущее дополнительного образования детей - в социально-педагогической стратегии его развития // Сибирский педагогический журнал. 2008. № 11. С. 331-340.

3. Косцова С.А. Формирование экологической культуры младших школьников в процессе проектной деятельности // Мир науки, культуры, образования. - 2015. - №10. - С. 16-21.

4. Парамонова В.А. Моделирование процесса формирования предпосылок экологической культуры у дошкольников с нарушениями интеллекта // Вестник Череповецкого государственного университета. 2013. №10. С.55-57.

5. Харитонова Л.Ю. Результаты апробации программы повышения уровня экологической культуры во внеурочной деятельности в условиях дополнительного образования детей // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Психологические и педагогические науки. 2017. №1. С. 45-47.

6. Цикото Г.В. Проблемные дети: развитие и коррекция в предметно-практической деятельности. Учебно-методическое пособие. М.: Парадигма, 2013. 192 с.

© Саилян В.К., 2021

УДК 373.1

Таашева А.С.,

студентка Филиала СГПИ в г. Железноводске

Иванченко И.В.,

старший преподаватель кафедры педагогики и психологии,

Филиал СГПИ в г. Железноводске

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ

Аннотация

Данная статья посвящена возможности формирования метапредметных умений у младших школьников во внеурочной деятельности. В статье рассмотрен способ организации внеурочной деятельности на примере исследовательской деятельности младших школьников. Приведен пример организации занятия - исследования, даны методические рекомендации по проведению данного занятия.

Ключевые слова: внеучебная деятельность, исследовательская деятельность, метапредметные умения, младший школьник.

Введение новых образовательных стандартов для начальной школы ознаменовалось изменениями в системе учебно - воспитательного процесса школы. Согласно новому базисному учебному плану организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью процесса обучения. Время, в объеме 1350 часов, отводимое на внеурочную деятельность используется по выбору школьников и организуется в формах отличных от урочной, направлено на удовлетворение постоянно

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.