Научная статья на тему 'Исследование уровня коррупции в российских университетах'

Исследование уровня коррупции в российских университетах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
777
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / СORRUPTION / ВЗЯТОЧНИЧЕСТВО / ВУЗ / UNIVERSITY / GRAFT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Донецкая С. С.

В статье представлены результаты анализа мнений студентов об уровне взяточничества в вузах Российской Федерации. На основе распределения вузов федеральных округов и разных отраслевых специализаций по уровню коррупции показано, что это зло в российской высшей школе стало повседневной и скандальной частью современного учебного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Study of the Corruption Level in the Russian Universities

The paper is the investigation of the level graft in Russian universities based on the students online view. Estimated the level of corruption in the universities in different federal districts of Russia and areas of education. Corruption in higher education in Russia has become the usual and shameful part of the contemporary learning process.

Текст научной работы на тему «Исследование уровня коррупции в российских университетах»

Исследование уровня коррупции в российских университетах

С.С. ДОНЕЦКАЯ, доктор экономических наук, Новосибирский государственный университет. E-mail: [email protected]

В статье представлены результаты анализа мнений студентов об уровне взяточничества в вузах Российской Федерации. На основе распределения вузов федеральных округов и разных отраслевых специализаций по уровню коррупции показано, что это зло в российской высшей школе стало повседневной и скандальной частью современного учебного процесса. Ключевые слова: коррупция, взяточничество, вуз

Некоторые факты о коррупции в России

Ни для кого не секрет, что в России брали, берут и, очевидно, еще долго будут брать взятки. История отечественного взяточничества началась еще в то время, когда государство не обеспечивало своих подданных казенным доходом, из-за чего им приходилось жить за счет даров от лиц, заинтересованных в их деятельности. Такая форма заработка настолько прижилась на Руси, что даже после того как Петр 1 ввел обязательное финансирование деятельности чиновников из государственной казны, многие государственные служащие не смогли отказаться от легкого и постоянного дополнительного заработка, коим были коррупционные поборы. Никакие, даже самые жесткие антикоррупционные законы не смогли изменить ситуацию - с веками уровень коррупции только возрастал. Так, если в 1853 г. средний размер взятки чиновнику составлял 30-40% от его годового государственного довольствия, а «берущих» чиновников было не более 9% от общего их числа, то в начале XXI века уже около 70% российских чиновников не стеснялись брать взятки, размер которых до 27 раз превышал их годовую заработную плату [1].

В настоящее время коррупционная деятельность охватила практически все отрасли экономики и все структуры управления государством. Уровень коррумпированности в стране катастрофически высок. Так, по оценкам специалистов из «Ассоциации адвокатов России за права человека», до 46% ВВП России

ЭКО. - 2015. - №7 ДОНЕЦКАЯ С.С.

в 2014 г находилось в коррупционной тени, а средний размер взятки составил 220 тыс. руб. [2]. По оценкам международных аналитиков, масштабы коррупции в России такие же, как в Нигерии, Иране, Ливане и еще ряде стран, занявших по уровню восприятия коррупции в 2014 г. 136-е место из 174 возможных [3].

В сфере российского образования взятки берут чаще, чем в медицине, налоговых ведомствах, суде и адвокатуре. По уровню упоминания в СМИ о фактах финансовых злоупотреблений сфера образования занимает третье место, уступая только чиновникам и работникам ГИБДД [4]. Причем 37% упоминаний в СМИ о взятках в образовательной сфере касается высшего образования [5].

Методика и задачи исследования

Существуют экономические и социологические методы исследования коррупции. К первым относятся эконометрические модели, методы математического моделирования, предназначенные для выявления факторов, влияющих на уровень коррупции, а также построение различных рейтингов. Данные методы весьма трудоемки и требуют большого массива первичной информации. Именно поэтому наибольшее распространение в последнее время получили социологические методы, основанные на опросах экспертов, предпринимателей и простых граждан.

Несмотря на кажущуюся простоту проведения опросов, социологи указывают, что по-настоящему профессиональных и глубоких исследований проблемы коррупции в системе российского высшего образования сейчас никем не проводится из-за провокационности и непрозрачности темы. Поэтому у исследователей нет точных данных о масштабах взяточничества в российских вузах. В то же время почти каждый очередной опрос студентов показывает, что коррупция во многих университетах уже давно не является чем-то особенным, скорее, наоборот - это почти норма [6].

Сегодня на просторах Интернета можно найти сайты, где студенты анонимно оставляют информацию по интересующей нас проблеме, которая по мере накопления превращается в достаточно надежные интегрированные данные для дальнейшего изучения. Поэтому можно воспользоваться такой информацией для проведения исследований уровня коррупции в российских

вузах и получить ответы на вопросы: действительно ли взяточничество в системе высшего образования стало нормой, в каких вузах и в каких федеральных округах чаще берут взятки.

Источником информации в проведенном исследовании послужили:

1) ШЕБ-сайт «Российское образование. Федеральный портал» [7], где представлены все вузы РФ, имеющие государственную аккредитацию. Там же указана предыстория вузов, т. е. их прошлые названия, а также отмечены факты слияния с другими учебными заведениями, что облегчило поиск информации в условиях участившейся за последние годы смены названий вузами;

2) ШЕБ-сайт «ВСЕВЕД» [8]. На нем студенты оставляют свои суждения о качестве образования во всех вузах России по разным специальностям. Здесь можно увидеть мнения студентов о соответствии учебной программы их требованиям, помощи вуза в трудоустройстве, уровне обучения иностранным языкам, случаях употребления наркотиков и др.

С данного сайта была получена информация, касающаяся мнений студентов о качестве профессорско-преподавательского состава, уровне коррупции и общей оценке качества обучения в вузе. Оценки студенты выставляли по 5-балльной шкале: чем ниже уровень взяточничества в вузе и выше уровень педагогического мастерства и качества подготовки в вузе, тем больше балл.

Информация с вышеуказанных сайтов взята в октябре 2014 г. Исследованию подлежали все аккредитованные на момент поиска российские университеты, о качестве образования в которых студенты высказали свои суждения.

Всего собраны мнения студентов о качестве образования и уровне коррупции в 644 вузах (четверть всех университетов России). Из числа обследованных вузов 83,3% - головные организации и 16,7% - филиалы. В выборку попали вузы всех федеральных округов России, из них 31,7% - вузы Северо-Западного округа, 31,3% - Центрального, 26,5% - Сибирского, 19,9% - Приволжского, 18,7% - Уральского, 16,0% - Южного, 15,1% - Дальневосточного и 12,9% - Северо-Кавказского федеральных округов1. Всего было обследовано 37,5% сельскохо-

1 Вузы Крымского федерального округа в данном исследовании не анализировались.

зяйственных вузов; 34,9% - медицинских и вузов физической культуры и спорта; 34,1% - классических университетов; 30,4% - технических и технологических; 27,5% - архитектурно-художественных и вузов искусства; 22,4% - педагогических, гуманитарных и лингвистических; 18,3% - вузов экономики, права и сервиса и 5,0% - военных2. Группировка вузов по отраслевой специализации выполнялась в соответствии с классификацией, используемой до 2008 г. при рейтинговании вузов Минобрнауки РФ. Эта классификация позволила отнести вузы к конкретной группе, чего нельзя было сделать при использовании Общероссийского классификатора специальностей образования 2003 г [9], согласно которому каждый вуз может иметь несколько профилей и включаться в разные группы.

Результаты исследования

Результаты исследования показали, что не все преподаватели российских вузов берут взятки (табл. 1). Как правило, чем выше уровень квалификации профессорско-преподавательского состава, тем ниже уровень взяточничества. А вот частота случаев взяточничества от качества предоставляемых образовательных услуг в российских вузах не зависит.

Данные показывают, что коррупция в российских вузах стала повседневным явлением. Однако полученные результаты не позволили выявить, в вузах какого типа случаи взяток бывают чаще. Для этого было проведено распределение вузов, попавших в выборку, по уровню коррупции. Выделены четыре группы вузов в соответствии с границами балльной оценки данного явления, предложенной организаторами сайта «ВСЕВЕД»:

1) вузы с катастрофически высоким уровнем коррупции, где большинство преподавателей берут взятки (оценки от 2 до 3 баллов);

2) вузы с достаточно высоким уровнем коррупции, где взятки практикуются довольно часто (от 3 до 4 баллов);

3) вузы со средним уровнем коррупции, где взятки случаются, но не часто (от 4 до 5 баллов);

2 Изучение данной группы вузов из-за малой ее численности не проводилось. В то же время мнения студентов о данных вузах были учтены при анализе всей совокупности исследованных вузов.

4) вузы с очень низким уровнем коррупции, где взятки практически отсутствуют (оценка 5 баллов).

Таблица 1. Корреляция между мнением студентов

об уровне коррупции в российских вузах и характеристиками качества обучения

Корреляция между уровнем коррупции и

Тип вуза качеством профессорско- общей оценкой

преподавательского состава качества обучения

Головные -0,04 -0,34

Филиалы -0,76 -0,40

Группировка по федеральным округам

Центральный -0,81 -0,34

Северо-Западный -0,83 -0,34

Приволжский -0,78 -0,47

Южный -0,69 -0,49

Уральский -0,82 -0,44

Северо-Кавказский -0,32 -0,11

Сибирский -0,04 -0,41

Дальневосточный -0,78 -0,10

Группировка по отраслевой специализации

Классические университеты -0,85 -0,50

Педагогические, гуманитарные и лингвистические вузы -0,81 -0,24

Вузы экономики,права и сервиса -0,82 -0,52

Архитектурно-художественные вузы и вузы искусства -0,62 0,41

Сельскохозяйственные вузы -0,84 -0,38

Медицинские, вузы физической культуры и спорта -0,68 -0,36

Технические и технологические -0,08 -0,36

Данная группировка была проведена для всех вузов, для головных и филиалов (табл. 2), а также по федеральным округам и по отраслевой специализации. Кроме того, было изучено мнение студентов об уровне взяточничества в 161 лучшем университете России в 2013/2014 учебном году, по мнению рейтингового агентства «Интерфакс», а также в национальных исследовательских и федеральных университетах (включая Московский и Санкт-Петербургский государственные университеты).

4 ЭКО. - 2015. - №7

Таблица 2. Группировка вузов РФ по уровню коррупции,%

Тип вуза Вузы с уровнем коррупции, баллов

от 2 до 3 от 3 до 4 от 4 до 5 5

Головные 19,4 53,4 17,4 9,8

Филиалы 26,1 36,9 14,4 22,5

Лучшие вузы России, по данным «Интерфакса» 12,4 67,9 18,2 1,5

Национальные исследовательские и федеральные университеты, МГУ и СПбГУ 5,3 60,5 34,2 —

Итого 20,6 50,5 16,8 12,0

Как видно из таблицы, в целом по РФ в 20,6% вузов катастрофический уровень коррупции, в половине из них взятки практикуются довольно часто и только в 28,8% вузов уровень взяточничества средний и очень низкий. Необходимо заметить, что распределение филиалов по уровню взяточничества отличается от головных вузов. Так, если средний и низкий уровень коррупции зафиксирован в 27,2% головных вузов, то среди филиалов таковых уже - 36,9%. В то же время большая доля филиалов отличается катастрофически высоким уровнем коррупции. Среди лучших вузов такой уровень коррупции встречается реже - 12,4% (в целом по вузам - 20,6%). Тем не менее две трети вузов этой группы сконцентрированы в диапазоне высокого уровня коррупции. Также велик процент ведущих (национальных исследовательских и федеральных) университетов с высоким уровнем коррупции (60,5%). И нет ни одного ведущего российского вуза, где бы преподаватели совсем не брали взятки (в среднем по всем исследованным вузам таковых только 12,0%).

По федеральным округам распределение вузов по уровню коррупции также неравномерно (табл. 3). На среднероссийском фоне наиболее сильно выделяются Южный, Северо-Кавказский, Северо-Западный и Дальневосточный федеральные округа. Первые два округа относятся к наиболее коррумпированным российским регионам, где, по мнению студентов, все или почти все преподаватели берут взятки. Поэтому в Южном округе только 14,3% вузов со средним и низким уровнем коррупции, а в Северо-Кавказском округе таких вообще нет. Противоположная ситуация - в Северо-Западном и Дальневосточном федеральных округах, где вузов с низким и средним уровнем коррупции в 2-3 раза больше.

Таблица 3. Группировка вузов РФ по федеральным округам, %

Федеральный округ Вузы с уровнем коррупции, баллов

от 2 до 3 от 3 до 4 от 4 до 5 5

Центральный 14,1 55,4 18,1 12,4

Северо-Западный 12,1 50,5 16,5 20,9

Приволжский 25,5 54,1 14,3 6,1

Южный 42,9 42,9 4,8 9,5

Северо-Кавказский 70,0 30,0 - -

Уральский 16,3 51,2 14,0 18,6

Сибирский 23,7 43,4 26,3 6,6

Дальневосточный 18,2 36,4 27,3 18,2

При распределении вузов разной отраслевой специализации по уровню коррупции (табл. 4) можно заметить, что почти в половине обследованных сельскохозяйственных вузов, а также медицинских и вузах физической культуры и спорта катастрофически высокий уровень коррупции. Если к ним прибавить вузы с достаточно высоким уровнем коррупции, то получается, что почти в 90% данных вузов взяточничество является привычным атрибутом учебного процесса. Аналогичная ситуация и среди технических и технологических вузов. Отличие лишь в том, что катастрофический уровень взяточничества встречается только в 27,6% из них, а высокий - в 62%. Противоположная ситуация -среди педагогических, гуманитарных и лингвистических вузов, где случаи взяточничества редко встречаются или практически отсутствуют (49,6% вузов), а катастрофически высокий уровень коррупции наблюдается, по мнению студентов, всего в 10,4% вузов данной отраслевой группы.

Таблица 4. Группировка вузов РФ по уровню коррупции

в зависимости от отраслевой специализации,%

Отраслевая специализация вузов Вузы с уровнем коррупции, баллов

от 2 до 3 от 3 до 4 от 4 до 5 5

Классические университеты 16,3 54,3 23,9 5,4

Педагогические, гуманитарные и лингвистические 10,4 40,0 26,1 23,5

Экономики, права и сервиса 16,5 45,6 19,8 18,1

Архитектурно-художественные и искусства 14,3 53,6 10,7 21,4

Сельскохозяйственные 44,4 44,4 7,4 3,7

Медицинские, физической культуры и спорта 43,3 46,7 6,7 3,3

Технические и технологические 27,6 62,0 8,0 2,5

Средняя оценка уровня коррупции в российских вузах, рассчитанная на основе мнений студентов, составляет 3,6 балла, т. е. в среднем все вузы России можно отнести к группе с достаточно

4*

высоким уровнем коррупции среди преподавателей (табл. 5). Исключение составляют только педагогические, гуманитарные и лингвистические вузы со средней оценкой уровня коррупции в 4 балла, где преподаватели нечасто прибегают к данному способу заработка.

Таблица 5. Средние оценки уровня коррупции в вузах РФ в разрезе федеральных округов и отраслевой специализации вузов, баллов

Отраслевая специализация вузов Центральный Северо-Западный Приволжский Южный Северо-Кавказский Уральский Си-бир-ский Дальне-восточный Итого

Классическиеуниверситеты 3,7 4,2 3,4 3,2 2,5 3,7 4,1 3,7 3,7

Педагогические, гуманитарные и лингвистические 4,2 4,4 3,8 3,2 2,9 4,0 3,6 4,8 4,0

Вузы экономики, права и сервиса 3,9 3,8 3,5 3,7 3,1 4,1 3,8 4,2 3,8

Архитектурно-художественные и вузы искусства 3,7 4,1 4,0 3,5 3,9 2,5 4,3 3,8

Сельскохозяйственные 2,8 3,0 3,5 3,5 2,5 4,3 2,8 - 3,2

Медицинские, вузы физической культуры и спорта 3,1 3,5 3,3 3,0 3,0 2,5 3,3 2,5 3,2

Технические и технологические 3,4 3,4 3,3 2,9 2,5 3,1 3,5 4,3 3,3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Итого 3,7 3,9 3,5 3,3 2,8 3,8 3,6 3,9 3,6

Средние оценки уровня коррупции в вузах по федеральным округам (за исключением Северо-Кавказского) незначительно отличаются от среднероссийской статистики. Однако если сравнить оценки и по федеральным округам, и по отраслевой специализации, то можно увидеть несколько отличий от среднероссийских показателей.

В Дальневосточном федеральном округе вузы экономики, права и сервиса; архитектурно-художественные и вузы искусства; технические и технологические, по мнению студентов, относятся к группе со средним уровнем коррупции (оценки - 4,2-4,3 балла). В то же время медицинские и вузы физической культуры и спорта - к группе с катастрофически высоким уровнем коррупции (2,5 балла). Отметим также, что педагогические, гуманитарные и лингвистические вузы этого округа - это единственная группа российских вузов, где преподаватели почти не берут взятки (оценка - 4,8 балла).

В Уральском федеральном округе вузы экономики, права и сервиса, а также сельскохозяйственные относятся к группе со средним уровнем коррупции (оценки - 4,1 и 4,3 балла).

Медицинские и вузы физической культуры и спорта, как и в Дальневосточном, входят в группу с катастрофически высоким уровнем коррупции (2,5 балла).

В Северо-Западном федеральном округе классические университеты, архитектурно-художественные и вузы искусства - это учебные заведения со средним уровнем коррупции (оценки - 4,2 и 4,1 балла), а сельскохозяйственные - с катастрофически высоким (3,0 балла).

В Сибирском федеральном округе только классические университеты студенты отнесли к группе со средним уровнем коррупции (4,1 балла). А сельскохозяйственные; архитектурно-художественные и вузы искусства - к группе с катастрофически высоким ее уровнем (2,8 и 2,5 балла).

В Приволжском федеральном округе оценки уровня коррупции вузов всех отраслевых специализаций находятся в диапазоне от 3 до 4 баллов, что соответствует среднероссийским оценкам.

В Центральном федеральном округе не соответствует среднероссийским оценкам только очень высокий уровень взяточничества в сельскохозяйственных вузах (2,8 балла).

В Южном федеральном округе вузы всех специализаций, за исключением технических и технологических университетов, где студенты отметили наличие катастрофического уровня коррупции (2,9 балла), относятся к группе с достаточно высоким ее уровнем (3,2-3,7 балла).

В Северо-Кавказском федеральном округе зафиксированы самые низкие оценки уровня коррупции - не выше 3,1 балла, т. е. практически все преподаватели вузов округа часто берут взятки.

■к -к -к

Таким образом, почти все вузы России, независимо от их отраслевой специализации и принадлежности к федеральному округу, качества оказываемых образовательных услуг и престижа учебного заведения, подвержены коррупционному процессу. Коррупция в российских вузах стала повседневной и, можно даже сказать, важной составной частью учебного процесса, обязательным условием получения требуемой квалификации.

Очевидно, что в ближайшее время ситуация с коррупцией в российских вузах вряд ли изменится. Этого не произойдет в силу стойкости традиций взяточничества, распространенных в некоторых

регионах России. Уровень коррупции определяется еще и тем, насколько высок и стабилен гарантированный государством доход государственных служащих. Большинство российских вузов - это государственные учреждения, а реалии сегодняшней бюджетной политики таковы, что учебные заведения финансируются практически по остаточному принципу. Даже с учетом дополнительного финансирования вузов, получающих государственную поддержку с целью повышения международной конкурентоспособности и вхождения в «Топ -100» международных рейтингов, их совокупный бюджет в несколько раз меньше бюджетов зарубежных университетов, включенных в «Топ-500» данных рейтингов. В то же время именно бюджетное финансирование обеспечивает возможность выплаты фиксированной заработной платы работникам вузов: доля оплаты труда из других источников невелика. Поэтому средняя заработная плата работников университетов будет стабильно отставать от показателей по экономике в целом. Следовательно, у работников вузов будет существовать объективная причина и желание прибегнуть к легкому и удобному способу дополнительного заработка - убедить студентов давать взятку.

Литература

1. Дегтярев А. Н., Маликов Р. И. Деловая коррупция в России // ЭКО. -2004. - № 7. - С.38-47.

2. Коррупция в России: независимый годовой доклад всероссийской антикоррупционной общественной приемной «Чистые руки». - М., 2014, URL: http://www.rusadvocat.com/node/954 (дата обращения: 08.02.2015) .

3. Рейтинг стран по уровню восприятия коррупции [Электронный ресурс] URL: http://gtmarket.ru/ratings/corruption-perceptions-index/info (дата обращения: 16.02.2015) .

4. Коррупция в зеркале российских СМИ. Итоги 2010 г [Электронный ресурс] URL: http://www.public.ru/about/corruption (дата обращения: 09.02.2015).

5. Коррупция в сфере образования: стабильность достигнута. Итоги 2010 г [Электронный ресурс] URL: http://www.public.ru/corruption_education (дата обращения: 09.02.2015) .

6. Высшее коррупционное образование. URL: http://www.ng.ru/econom-ics/2011-05-24/1_education.html (дата обращения: 13.02.2015) .

7. Российское образование. Федеральный портал [Электронный ресурс] URL: http://www.edu.ru/ abitur/act.5/rgn.78415000/index.php (дата обращения: октябрь 2014) .

8. ВСЕВЕД [Электронный ресурс] URL: http://www.ed.vseved.ru/university/ rating/estimation/ (дата обращения: октябрь 2014) .

9. ОК 009-2003. Общероссийский классификатор специальностей по образованию. Утвержден Постановлением Госстандарта РФ от 30.09.2003 № 276-ст.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.