Научная статья на тему 'Исследование уровней готовности иностранных курсантов к обучению в военных вузах'

Исследование уровней готовности иностранных курсантов к обучению в военных вузах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
384
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНОСТРАННЫЕ КУРСАНТЫ / ГОТОВНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ / СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ / HIGHER EDUCATION / FOREIGN STUDENTS / READINESS TO LEARN / SYSTEMS OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Монахова Лира Юльевна, Танюхина Варвара Вениаминовна

В статье исследованы уровни готовности иностранных курсантов к прохождению образовательных программ российских военных вузов. Обоснована необходимость обучения иностранных курсантов по различным программам в соответствии с их уровнями готовности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Research of levels of foreign cadets' readiness to study at military academies

The article analyzes the levels of foreign cadets' readiness to study in the frame of certain curricula of Russian military higher schools. The necessity of using various curricular in teaching foreign cadets according to their levels of readiness is substantiated

Текст научной работы на тему «Исследование уровней готовности иностранных курсантов к обучению в военных вузах»

Педагогические И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Л. Ю. Монахова, В. В. Танюхина

(Санкт-Петербург)

ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЕЙ ГОТОВНОСТИ ИНОСТРАННЫХ КУРСАНТОВ К ОБУЧЕНИЮ В ВОЕННЫХ ВУЗАХ

В статье исследованы уровни готовности иностранных курсантов к прохождению образовательных программ российских военных вузов. Обоснована необходимость обучения иностранных курсантов по различным программам в соответствии с их уровнями готовности

Обучение иностранных граждан - одно из важных направлений международной деятельности российских вузов, которое имеет давнюю историю. Сформировались научные школы и направления, занимающиеся изучением психологических, педагогических, общенаучных аспектов преподавания в условиях иноязычной среды.

Настоящее время характеризуется повышением интереса к образовательным программам военных вузов России, о чем свидетельствует значительное увеличение числа прибывающих из разных стран на обучение курсантов и расширение состава государств-представителей [1].

Теории и методике обучения иностранных студентов посвящено значительное число исследований, касающихся образовательных стандартов предвузовской подготовки иностранных студентов (А. И. Сурыгин], вопросов психолого-педагогической адаптации учащихся (М. А. Иванова, Н. А. Титкова, И. А. Гребенникова, И. А. Мушарапова, А. В. Кравцов, Т. П. Чернявская, И. В. Ширяева], преподавания русского языка как иностранного (В. Г. Костомаров, И. А. Зимняя, О. Д. Митрофанова, Е. И. Мотина, О. Ю. Искандарова], методов повышения качества обучения

(А. Я. Алеева, С. Б. Калашникова, Л. О. Курыше-ва, И. Г. Чуксина], разработки дидактических основ обучения иностранных студентов (В. Е. Радионов, А. Н. Ременцев, Ю. Л. Полевой, А. И. Сурыгин], преподавания на неродном

языке общенаучных дисциплин (Е. А. Лазарева, Л. О. Курышева, Е. Т. Хачатурова].

Отметим, что организация подготовки военных специалистов в сравнении с гражданскими имеет существенные отличия. Это совмещение учащимися процесса обучения и военной службы, а также то обстоятельство, что организация учебной и методической работы в военных вузах и условия приема на обучение регулируются нормативно-правовыми и контрактно-договорными документами.

В то же время важнейшей проблемой является исследование готовности к обучению иностранных курсантов в условиях современного российского военного вуза, что не нашло достаточного отражения в педагогических исследованиях. Возникла также настоятельная необходимость в разработке системы предметной подготовки для предвузов-ского и основного периода обучения представителей различных государств.

Понятие готовности к освоению профессионального образования является интегральным и включает в себя развитие мотивации к учебной деятельности, уровня необходимых знаний, навыков, умений и др. Рассматривая готовность иностранных граждан, поступивших на обучение в российские военные вузы, мы ограничимся лишь аспектами мотивации, уровнем предметной подготовки и умением организовать собственную учебную деятельность.

В данной работе представлен такой аспект готовности курсантов различных государств к получению высшего военного образования в российских вузах, как различия базовой подготовки в предметной области математика. Теоретическим материалом для исследования послужили правовые и нормативные документы, доклады и отчеты ООН и ЮНЕСКО. Опытно-экспериментальная работа основывалась на изучении контрактно-договорных документов и обработке результатов тестирования и анкетирования курсантов дальнего зарубежья, обучающихся в Военной академии связи (ВАС].

Нами выявлены следующие причины, обуславливающие разноуровневую начальную математическую подготовку представителей различных государств: отличия систем образования; потеря базового запаса знаний из -за прохождения службы в рядах вооруженных сил своего государства перед поступлением в российские вузы; наличие или отсутствие полного или неполного высшего образования, полученного ранее.

Остановимся на более полном рассмотрении этих факторов.

Особенности и характер систем образования государства (СОГ] определяются историей развития государства, политической ситуацией в стране и мире, культурными и духовными традициями. Различны структура образования, возможности получения образования (доступность и обязательность], продолжительность обязательного этапа обучения, язык обучения.

Для сравнения систем образования иностранных государств были выдвинуты следующие критерии:

- уровень грамотности населения (УГ) -доля грамотных взрослых (старше пятнадцати лет];

- индекс уровня образования (ИУО) - бинарный показатель: грамотность взрослого населения государства и совокупная доля учащихся, получающих начальное, среднее, высшее образование, взятые в соотношении 2:1;

- индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) - интегральный сравнительный показатель, включающий ожидаемую продолжительность жизни человека, долю взрослых грамотных людей, полноту охвата обучением в начальных, средних, высших учебных заведениях, валовой внутренний продукт (ВВП] на душу населения по парите-

ту покупательной способности как характеристику материального благополучия населения.

В основу определения уровня готовности иностранных граждан к обучению в военных вузах России положен индекс развития человеческого потенциала. Это согласуется с международной практикой классификации стран по уровню человеческого развития, согласно которой:

- при значениях ИРЧП больших 0,8 государство относится к классу с очень высоким уровнем человеческого развития;

- при значениях ИРЧП больших 0,7, но меньших 0,8 государство относится к классу с высоким уровнем человеческого развития;

- к странам со средним уровнем человеческого развития относятся те государства, у которых ИРЧП больше 0,5, но меньше 0,7;

- к странам с низким уровнем человеческого развития - те, у которых ИРЧП меньше

0,5.

В исследовании мы опирались на данные отчетов Программ развития ООН и ЮНЕСКО 2007-2011 гг. [2, 3, 4, 5] и контрактно-договорные документы курсантов.

Полученные данные, выраженные в числовых показателях выдвинутых выше критериев для характеристик систем образования государств, представлены в табл 1, с. 114.

Заметим, что показатели первых двух критериев (уровень грамотности и индекс уровня образования] описывают срез состояния системы образования государства на момент получения данных, а показатель ИРЧП позволяет прогнозировать развитие образовательных систем. Анализ численных показателей, представленных на диаграмме, показывает, что распределение государств по показателям УГ и ИУО укладывается в систему градации по ИРЧП. -

Таким образом, представленные нами государства по уровню образования могут быть классифицированы следующим образом:

- с низким уровнем образования - низкие УГ, ИУО, ИРЧП;

- со средним уровнем образования - средние УГ, ИУО, ИРЧП;

- с высоким уровнем образования - высокие УГ, ИУО, ИРЧП;

Распределение государств по уровням образования представлено в табл. 2, с. 114.

Рассмотренные отличия систем образования государств обуславливают разноуровневую базовую подготовку иностранных курсантов.

Таблица 1

Критерии, характеризующие системы образования государств (в процентах)

Страна Уровень грамотности населения (УГ) Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) Индекс уровня образования (ИУО)

Ангола 67,4 48,6 66,7

Бурунди 59,3 31,6 55,9

Гвинея 29,5 34,4 36,1

Йемен 58,9 46,2 57,4

Куба 99,8 77,6 99,3

Лаос 68,7 52,4 68,3

Ливия 86,8 76,6 89,8

Мали 26,2 35,9 33,4

Мозамбик 44,4 32,2 47,8

Монголия 97,3 65,3 91,3

Палестина 93,3 64,1 88,6

Шри-Ланка 90,8 69,1 83,4

Возможность получения высшего образования в Российской Федерации иностранными гражданами регламентируется Международным соглашением о признании и эквивалентности документов об образовании, где связываются стандарты обучения систем иностранных государств и РФ. Однако условия организации обучения иностранных военнослужащих в России определяются приказом Министра Обороны. Изучение контракт-

но-договорных документов иностранных курсантов, проходящих обучение в ВАС, позволяет сделать вывод о том, что представители ряда государств (Ангола, Гвинея, Лаос, Мозамбик и др.] перед прибытием на обучение в вузы РФ проводят длительный период времени в рядах вооруженных сил своего государства или обучаются в военных институтах. Продолжительность периода службы различна и может составлять от нескольких месяцев до нескольких лет. За это время, как правило, теряется запас базовых знаний, необходимый для получения дальнейшего образования. Вследствие этого наблюдается значительный возрастной разброс поступающих на обучение (от 17 до 40 лет].

Представители таких государств, как Бурунди, Куба, Мали, Шри-Ланка и др. получают право на обучение в российских вузах при наличии полученного ранее неполного или полного - это зависит от условий договорного документа - высшего образования. Если полученная специализация соответствует профилю вуза, в котором курсант намерен продолжить обучение, то базовая подготовка оказывается достаточно высокой.

Исходя из проведенного анализа различий в базовой подготовке будущих курсантов получен вывод о том, что необходимо разделить учащихся на соответствующие катего-

Таблица 2

Распределение государств по уровню образования

Уровень образования Название государства

Низкий Ангола Бурунди Гвинея Лаос Мали Мозамбик

Средний Йемен Палестина

Высокий Куба Ливия Монголия Шри-Ланка

Таблица 3

Распределение представителей иностранных государств по уровню готовности к обучению в российских военных вузах

рии. В качестве основы такого деления положены особенности систем образования иностранных государств, длительность периода службы в армии перед прибытием на обучение в вуз, наличие и профиль полученного ранее высшего образования.

В результате иностранные курсанты, прибывшие на обучение в российские военные вузы, по уровню готовности разделены нами на следующие уровни:

- обучаемые, обладающие недостаточной степенью готовности, - представители государств с низким уровнем образования, или представители государств со средним уровнем образования но отслужившие продолжительный период времени в армии;

- обучаемые, обладающие необходимой степенью готовности, - прибывшие из государств со средним уровнем образования или из государств с низким уровнем образования, но имеющие высшее образование соответствующего профиля;

- обучаемые, обладающие высокой степенью готовности - представители государств с высоким уровнем образования, либо получившие ранее высшее образование.

Распределение представителей иностранных государств по уровням готовности к получению высшего военного образования в российских ввузах представлено в табл. 3.

Приведенная классификация позволяет сделать вывод о необходимости разработки отдельных учебных программ в рамках одной предметной области для каждой из катего-

рий обучающихся как на этапах предвузов-ского, так и основного обучения.

Для подтверждения сделанного теоретического вывода о необходимости обучения иностранных курсантов по различным образовательным программам в соответствии с их уровнем готовности нами проведен констатирующий эксперимент, в котором участвовали около ста курсантов дальнего зарубежья, обучавшиеся в Военной академии связи по общей для всех образовательной программе в 2009-2011 гг. Это представители стран Африки (Ангола, Бурунди, Гвинея, Ливия, Мали, Мозамбик], Юго-Восточной Азии (Лаос, Монголия, Шри-Ланка], арабского мира (Йемен, Палестина], стран карибского бассейна (Куба].

В качестве показателей готовности к обучению были использованы результаты тестирования математических знаний иностранных курсантов на протяжении всего периода изучения математических дисциплин в ВАС. Рассматривались оценки базового математического уровня до (входной контроль] и после (промежуточный контроль] изучения повторительного курса математики, успеваемость на основном этапе обучения (первый семестр и второй семестр], результирующий контроль - оценка знаний по завершении из обучения курса математики (см. рис., с. 116.]. Уровень знаний оценивался традиционной пятибалльной оценкой.

Анализ результатов успеваемости обучаемых с разной степенью готовности в рамках констатирующего эксперимента позволяет сделать следующие выводы. Образовательная программа, по которой занимались иностранные курсанты, дает положительный эффект только для группы с необходимым уровнем готовности, поскольку на всех этапах прохождения обучения наблюдается стабильная динамика повышения успеваемости. Для групп с недостаточной и высокой степенью готовности реализуемая образовательная программа недостаточно эффективна - результаты контроля знаний показывают отсутствие положительной динамики (см. рис.].

Таким образом, результаты констатирующего эксперимента подтверждают сделанный ранее теоретический вывод о необходимости обучения иностранных курсантов российских военных вузов по различным образовательным программам в соответствии с их уровнем готовности к обучению. Это относится как к программам предвузовского, так и основного периода обучения.

Уровень готовности Название государства

Недостаточный Ангола Гвинея Йемен Лаос Мозамбик

Необходимый Бурунди Мали Ливия Палестина

Высокий Куба Монголия Шри-Ланка

Баллы

Рис. Констатирующий эксперимент по реализации традиционной образовательной программы для курсантов разного уровня готовности.

Литература

1. Арефьев А. Л., Шереги А. Ф. Обучение иностранных граждан в высших учебных заведениях Российской Федерации : стат. сб. Выпуск 8 / М-во образования и науки РФ. - М. : Центр социал. прогнозирования и маркетинга, 2011. - 155 с.

2. Доклад Программы Развития ООН за 2009 г. [Электронный ресурс]. - URL: http://gtmarket.ru/news/state/2009/10/06/2192 (дата обращения 21.01.2011).

3. United Nations Development Programme: Human Development Report 2009. Education Index 2007. [Электронный ресурс]. - URL: http://gtmarket.ru/ratings/education-index/education-index-info (дата обращения 21.01.2011).

4. Всемирный доклад по мониторингу ОДВ. Образование для всех. Охватить обездоленных / ООН ; ЮНЕСКО. - Париж : Изд-во ЮНЕСКО, 2010. - 46 с. [Электронный ресурс]. - URL: http://unes-doc.unesco.org/images/0018/001865/186525r.pdf (дата обращения 21.01.2011).

5. Доклад об осуществлении целей в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия за 2010 год / Орг. Объ-един. Наций. - Нью-Йорк, 2010. - 76 с. [Электронный ресурс]. -URL: http://mdgs.un.org/unsd/mdg/Resources/Static/Products/Pro-gress2010/MDG_Report_2010_Ru_low%20res.pdf (дата обращения 21.01.2011).

--------^-----------

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.