Научная статья на тему 'Исследование удовлетворенности качеством жизни подростков в условиях инвалидизации'

Исследование удовлетворенности качеством жизни подростков в условиях инвалидизации Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
181
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВАЛИДИЗИРУЮЩЕЕ ЗАБОЛЕВАНИЕ / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / ИНДЕКС ЖИЗНЕННОЙ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ / NVALIDUSERNAME DISEASE / QUALITY OF LIFE / INDEX LIFE SATISFACTION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Павлова Ольга Станиславовна

В статье рассмотрены понятия инвалидности, качества жизни. Охарактеризованы основные составляющие категории «качество жизни». Раскрыта значимость влияния инвалидизирующего заболевания на качество жизни человека. Анализируются результаты исследования удовлетворенности качеством жизни подростков с инвалидизирующими заболеваниями. Используемая в процессе диагностики методика «Индекс жизненной удовлетворенности» позволяет определить сферы жизни, приносящие удовлетворение или недовольство у подростков с церебральным параличом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A STUDY OF SATISFACTION WITH QUALITY OF LIFE IN ADOLESCENTS WITH DEBILITATING DISEASES

The article considers the concept of disability, quality of life. The main components of the category "quality of life". It reveals the importance of the influence of invalidusername of the disease on quality of life. Analyzes the results of a study of satisfaction with quality of life in adolescents with debilitating diseases. Used in process diagnostics methodology "Index of life satisfaction" allows you to define the areas of life satisfaction or dissatisfaction in adolescents with cerebral palsy.

Текст научной работы на тему «Исследование удовлетворенности качеством жизни подростков в условиях инвалидизации»

УДК 364.2

ИССЛЕДОВАНИЕ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ КАЧЕСТВОМ ЖИЗНИ

У ПОДРОСТКОВ С ИНВАЛИДИЗИРУЮЩИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ

О.С. Павлова

Аннотация. В статье рассмотрены понятия инвалидности, качества жизни. Охарактеризованы основные составляющие категории «качество жизни». Раскрыта значимость влияния инвалидизирующего заболевания на качество жизни человека. Анализируются результаты исследования удовлетворенности качеством жизни подростков с инвалидизирующими заболеваниями. Используемая в процессе диагностики методика «Индекс жизненной удовлетворенности» позволяет определить сферы жизни, приносящие удовлетворение или недовольство у подростков с церебральным параличом.

Ключевые слова: инвалидизирующее заболевание, качество жизни, индекс жизненной удовлетворенности.

A STUDY OF SATISFACTION WITH QUALITY OF LIFE

IN ADOLESCENTS WITH DEBILITATING DISEASES

O. Pavlova

Abstract. The article considers the concept of disability, quality of life. The main components of the category "quality of life". It reveals the importance of the influence of invalidusername of the disease on quality of life. Analyzes the results of a study of satisfaction with quality of life in adolescents with debilitating diseases. Used in process diagnostics methodology "Index of life satisfaction" allows you to define the areas of life satisfaction or dissatisfaction in adolescents with cerebral palsy.

Keywords: invalidusername disease, quality of life, index life satisfaction.

В настоящее время в социально-демографической структуре общества увеличивается количество лиц, находящихся в процессе инвалидизирующего заболевания.

Инвалидность означает существенное ограничение жизнедеятельности; она способствует социальной дезадаптации, которая обусловлена нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении в будущем профессиональными навыками [3].

Любая хроническая соматическая болезнь, а тем более инвалидизирующий физический дефект, ограничивающий активную связь человека с социумом, изменяет систему отношений личности. Эти изменения касаются, в первую очередь, удовлетворенности качеством жизни [2].

Изучение проблемы удовлетворенности качеством жизни, его детерминант (в том числе экономико-психологических) является в настоящее время одним из наиболее значимых научно-практических направлений исследований. В особом внимании нуждается проблема изучения удовлетворенности качеством жизни личности подросткового возраста в условиях инвалидизации [5].

Качество жизни - категория, с помощью которой характеризуют существенные обстоятельства жизни населения, определяющие степень достоинства и свободы личности каждого человека, степень комфортности человека как внутри себя, так и в рамках общества [4].

На основе анализа различных исследований, можно выделить основные критерии качества жизни, см. табл. 1 [1].

Таблица 1. - Критерии качества жизни

Критерии Составляющие

Физические Сила, энергия, усталость, боль, дискомфорт, отдых, сон

Психологические Положительные эмоции, мышление, изучение, запоминание, концентрация внимания, самооценка, внешний вид, негативные переживания

Уровень самостоятельности Повседневная активность, работоспособность, зависимость от лекарств и лечения

Общественная жизнь Личные взаимоотношения, общественная ценность субъекта, сексуальная активность

Окружающая среда Благополучие, безопасность, быт, обеспеченность, доступность и качество медицинской и социальной помощи, доступность информатизации, возможность обучения и повышения квалификации, досуг, экология

Духовность Религия, личные убеждения

В октябре 2016 года в Муниципальном общеобразовательном автономном учреждении «Лицей №6» им. З.Г. Серазетдиновой города Оренбурга проводилось исследование удовлетворенности качеством жизни подростков с инвалидизирующими заболеваниями. Всего приняли участие 28 человек, из них: экспериментальная группа - 14 человек -подростки с инвалидизирующими заболеваниями V группы; контрольная группа - 14 человек -подростки с нормой физического развития с I группой здоровья. Для диагностического исследования использовалась методика «Индекс

жизненной удовлетворенности» Я.В. Паниной.

Рассмотрим результаты.

Результаты методики «Индекс жизненной удовлетворенности» показывают, что средний балл общей жизненной удовлетворенности в группе подростков с инвалидизирующими заболеваниями составляет 26; в группе подростков с нормой здоровья - 29. Полученные результаты позволяют разделить участников экспериментальной работы на три группы: с низкими, средними и высокими показателями индекса общей жизненной удовлетворенности, см. табл. 2, рис 1.

Таблица 2. - Результаты методики «Индекс жизненной удовлетворенности»

Показатель индекса общей жизненной Подростки с Подростки с нормой

удовлетворенности инвалидизирующими заболеваниями здоровья

Средний балл Кол-во чел. в % Средний балл Кол-во чел. в %

Высокий показатель индекса жизненной 36 14% 38 28%

удовлетворенности

Средний показатель индекса жизненной 27 36% 28 50%

удовлетворенности

Низкий показатель индекса жизненной 16 50% 20 22%

удовлетворенности

Анализ результатов позволяет сделать вывод, что среди подростков с нормой здоровья более высокие показатели индекса жизненной удовлетворенности. Так среди подростков с нормативным развитием большинство показывает средний или высокий индекс жизненной удовлетворенности (50% и 28%

соответственно). Тогда как большинство подростков с инвалидизирующими

заболеваниями продемонстрировали низкий индекс общей жизненной удовлетворенности (50%). На среднем и высоком уровне только 36% и 14% соответственно.

Рисунок 1. - Результаты изучения

Также проводился анализ по шкалам, какие конкретные сферы жизни приносят удовлетворение или недовольство, см. табл. 3.

Из таблицы 3 видно, что баллы по всем шкалам в группе подростков-инвалидов ниже, чем в группе подростков с нормой здоровья.

кса жизненной удовлетворенности

Математически значимыми оказались различия по шкалам «Согласованность между поставленными и достигнутыми целями», «Положительная оценка себя и собственных поступков» и «Общий фон настроения».

Таблица 3. - Результаты по шкалам методики «Индекс жизненной удовлетворенности»

Шкалы методики «Индекс Среднее значение t - критерий

жизненной удовлетворенности» Группа с инвалидизирующими заболеваниями Группа с нормой здоровья Стьюдента

Интерес к жизни 6 8 1,32

Последовательность в достижении целей 6 7 0,68

Согласованность между поставленными 3 7 3,56*

и достигнутыми целями

Положительная оценка себя и 4 8 3,27*

собственных поступков

Общий фон настроения 4 8 3,61*

Таким образом, у подростков с инвалидизирующими заболеваниями низкая удовлетворенность качеством жизни,

проявляющаяся в преобладании

пессимистической ориентации, низкой активности, переживании негативных эмоций.

Кроме того, низкая удовлетворенность жизнью у подростков с инвалидизирующими заболеваниями может быть связана с общими социально-экономическими условиями развития современного общества. Инвалиды - особая социальная группа, наиболее подверженная воздействию таких факторов, как нервно-

эмоциональное напряжение и социальная незащищенность. В настоящий период нельзя сказать, что общество относится к инвалидам толерантно и понимающе. Большинство здоровых людей предпочитают не обсуждать проблемы инвалидности, или просто делать вид, что их это не касается. Итак, анализ особенностей удовлетворенности качеством жизни у подростков с инвалидизирующими

заболеваниями подчеркивает необходимость специальной работы, направленной на осознание и развитие удовлетворенности качеством жизни у данной категории детей.

Литература:

1. Марцияш А.А. «Качество жизни» в практике клинициста / А.А. Марцияш // Медицина в Кузбассе. -2006. - № 9. - С. 9.

2. Павлова О.С. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата: учебно-методическое пособие / О.С. Павлова. - Оренбург: ГБУ РЦРО, 2012. - 108 с.

3. Павлова О.С. Специфика адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения у детей с ДЦП: монография / О.С. Павлова // Наука и эпоха; под общ. ред. О.И. Кирикова. - Воронеж: ВГПУ, 2012. - Кн. 8. - С. 156- 169.

4. Павлова О.С. Факторы, влияющие на восприятие качества жизни педагогов коррекционных школ [Электронный ресурс] / О.С. Павлова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2014. - Спецвыпуск № 26. - ART 14803. - Режим доступа: http://e-koncept.ru/2014/14803.htm

5. Павлова О.С. Особенности социальной адаптации подростков с ДЦП в условиях интегрированного обучения [Электронный ресурс] / О.С. Павлова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 20. - С. 61-65. - Режим доступа: http://e-koncept.ru/2016/56327.htm

Сведения об авторе:

Павлова Ольга Станиславовна (г. Оренбург, Россия), кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной психологии, ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет», e-mail: tos1705@yandex.ru

Data about the author:

O. Pavlova (Orenburg, Russia), PhD in Pedagogy, associate professor of Special Psychology, FGBOU IN «Orenburg State Pedagogical University», e-mail: tos1705@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.