Научная статья на тему 'Исследование ценностных основ современных российских студентов'

Исследование ценностных основ современных российских студентов Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
46
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Молодежь / социокультурный подход / советские ценности / современные ценности / анкетирование / Youth / sociocultural approach / Soviet values / modern values / survey

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Стебляк Виктор Вадимович, Пищагина Юлия Александровна, Буцан Анастасия Сергеевна, Чернов Алексей Сергеевич

Целью статьи является изучение восприятия молодежи советских и либеральных ценностей в социокультурных условиях современной России. Для понимания происходящих процессов необходимо применение социокультурного подхода (М. С. Каган, А. Кребер, Л. Уайт) позволяющего с помощью анализа выявлять отношение молодежи к системным ценностям советской эпохи и их адаптация к ценностям современной культуры. Гипотеза исследования состоит в том, что советские ценности положительно воспринимаются современной молодёжью. Для проверки гипотезы нами было проведено анкетирование 150 респондентов среди молодых людей в возрасте от 16 до 23 лет, преимущественно студентов колледжей и ВУЗов. Молодым людям были заданы вопросы, касаемо реалий граждан советского периода. Респондентам предлагалось выбрать, принимают ли они особенности советской жизни, или нет. Для реализации цели статьи авторами было проведено социологическое исследование на основе анкетирования и интервьюирования респондентов в возрасте от 16 до 23 лет. Проанализировав данные анкетирования нами, были сделаны выводы, что у современной молодежи Советский Союз ассоциируется со страной, в которой сильно развито образование, наука и культура. Граждане этой страны патриотичны и равны друг между другом. Несмотря на позитивные ассоциации, представленные респондентами, анкетирование показало, что современным молодым людям ближе российские жизненные реалии и ценности, чем советские. Молодые люди принимают российские ценности практически во всех сферах: экономической, общественной, политической, досуговой, культурной. Данное анкетирование полностью опровергают гипотезу близости советских ценностей российской молодежи. Мы систематизировали и применили в логике своих рассуждений исследования ученых, анализирующих ценности современной молодежи Ильина А. Н., Куликова С. В. Лукьянова О. В., Малаховой Е. В. Стебляка В. В., Тенгизовой Ж. А., Шапоренко А. Н. [4,5,6,7,8]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Стебляк Виктор Вадимович, Пищагина Юлия Александровна, Буцан Анастасия Сергеевна, Чернов Алексей Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF THE VALUE FOUNDATIONS OF MODERN RUSSIAN STUDENTS

The purpose of this article is to study the perception of young people of Soviet and liberal values in the sociocultural conditions of modern Russia. To understand the ongoing processes, it is necessary to use a sociocultural approach (M. S. Kagan, A. Kroeber, L. White), which allows, through analysis, to identify the attitude of young people to the systemic values of the Soviet era and their adaptation to the values of modern culture. The research hypothesis is that Soviet values are positively perceived by modern youth. To test the hypothesis, we conducted a survey of 150 respondents among young people aged 16 to 23 years, mainly college and university students. Young people were asked questions regarding the realities of citizens of the Soviet period. Respondents were asked to choose whether they accepted the features of Soviet life or not. To realize the purpose of the article, the authors conducted a sociological study based on questionnaires and interviews with respondents aged 16 to 23 years. Having analyzed the survey data, we came to the conclusion that today’s youth associate the Soviet Union with a country in which education, science and culture are highly developed. The citizens of this country are patriotic and equal to each other. Despite the positive associations presented by respondents, the survey showed that modern young people are closer to Russian life realities and values than Soviet ones. Young people accept Russian values in almost all spheres: economic, social, political, leisure, cultural. This survey completely refutes the hypothesis of the similarity of Soviet values among Russian youth. We systematized and applied in the logic of our reasoning the research of scientists analyzing the values of modern youth A. N. Ilyina, S. V. Kulikova, O. V. Lukyanova, E. V. Malakhova, V. V. Steblyak, Zh. A. Tengizova, Shaporenko A. N.

Текст научной работы на тему «Исследование ценностных основ современных российских студентов»

Исследование ценностных основ современных российских студентов

Стебляк Виктор Вадимович,

кандидат искусствоведения, доцент, кафедры театрального искусства и социокультурных процессов, Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского E-mail: steblyakvv@list.ru

Пищагина Юлия Александровна,

бакалавр кафедры театрального искусства и социокультурных процессов, Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского E-mail: julia_2001@inbox.ru

Буцан Анастасия Сергеевна,

кандидат культурологии, доцент, декан хореографического факультета, Московский государственный институт культуры E-mail: anastasiagalkina@mail.ru

Чернов Алексей Сергеевич,

кандидат педагогических наук, доцент, кафедры Социально-культурной деятельности, Московский государственный институт культуры E-mail: Chernov82@mail.ru

Целью статьи является изучение восприятия молодежи советских и либеральных ценностей в социокультурных условиях современной России. Для понимания происходящих процессов необходимо применение социокультурного подхода (М.С. Каган, А. Кребер, Л. Уайт) позволяющего с помощью анализа выявлять отношение молодежи к системным ценностям советской эпохи и их адаптация к ценностям современной культуры. Гипотеза исследования состоит в том, что советские ценности положительно воспринимаются современной молодёжью. Для проверки гипотезы нами было проведено анкетирование 150 респондентов среди молодых людей в возрасте от 16 до 23 лет, преимущественно студентов колледжей и ВУЗов. Молодым людям были заданы вопросы, касаемо реалий граждан советского периода. Респондентам предлагалось выбрать, принимают ли они особенности советской жизни, или нет. Для реализации цели статьи авторами было проведено социологическое исследование на основе анкетирования и интервьюирования респондентов в возрасте от 16 до 23 лет. Проанализировав данные анкетирования нами, были сделаны выводы, что у современной молодежи Советский Союз ассоциируется со страной, в которой сильно развито образование, наука и культура. Граждане этой страны патриотичны и равны друг между другом.

Несмотря на позитивные ассоциации, представленные респондентами, анкетирование показало, что современным молодым людям ближе российские жизненные реалии и ценности, чем советские. Молодые люди принимают российские ценности практически во всех сферах: экономической, общественной, политической, досуговой, культурной. Данное анкетирование полностью опровергают гипотезу близости советских ценностей российской молодежи.

Мы систематизировали и применили в логике своих рассуждений исследования ученых, анализирующих ценности современной молодежи Ильина А.Н., Куликова С.В. Лукьянова О.В., Малаховой Е.В. Стебляка В.В., Тенгизовой Ж.А., Шапорен-ко А.Н. [4,5,6,7,8]

Ключевые слова: молодежь, социокультурный подход, советские ценности, современные ценности, анкетирование

Введение

Союз Советских Социалистических республик на протяжении всего своего существования формировал у граждан определенные нравственные принципы, которые складывались в четкую общенациональную идеологию. Советский союз имел официальную идеологию марксизма-ленинизма, которая закрепилась в 1977 году Конституцией СССР. Основными ценностями советского народа, согласно Программе Коммунистической партии Советского Союза 1961 года являлись «преданность делу коммунизма, любовь к социалистической Родине, к странам социализма; добросовестный труд на благо общества: кто не работает, тот не ест; забота каждого о сохранении и умножении общественного достояния; высокое сознание общественного долга, нетерпимость к нарушениям общественных интересов; коллективная и товарищеская взаимопомощь: каждый за всех, все за одного; гуманные отношения и взаимное уважение между людьми: человек человеку - друг, товарищ и брат; честность и правдивость, нравственная чистота, простота и скромность в общественной и личной жизни; взаимное уважение в семье, забота о воспитании детей; непримиримость к несправедливости, тунеядству, нечестности, карьеризму, стяжательству; дружба и братство всех народов СССР, нетерпимость к национальной и расовой неприязни...» [1]

В Конституции Российской Федерации, принятой после распада Советского Союза в 1993 году, в статье 13 указано, что «в Российской Федерации признается идеологическое многообразие», а также то, что «никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной» [2].

Однако 9.11.2022 года Указом Президента РФ был опубликован закон «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». Основными ценностями российского общества являются: «жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь, взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России». [3]

В Советское время идеологическому воспитанию молодежи уделялось особое внимание. Воспитание проходило как напрямую (воспитание в учебных заведениях, общественных организациях), так и через искусство (пролетарскую литературу, кинематограф, музыку, живопись и скульптуру).

Нами было сделано предположение, что современные молодые люди положительно относятся к нравственным и жизненным устоям, сформированным Советским государством. По нашему мнению, внедрение определенных ценностей, которые воспитывало государство в Советской молодежи, можно использовать для нравственного воспитания современных молодых людей. Это помогло бы в воспитании таких качеств, как преданность родине, стремление к сплоченности народа и достижению поставленных целей.

сз о

сг

0

1

-1 У

=Е СГ

Основная часть

Актуальность данной статьи обусловлена отсутствием у современного российского населения общенациональной и общепризнанной идеологии, и как следствие, нехватки нравственных ориентиров у современной молодежи. Гипотеза исследования состоит в том, что советские ценности положительно воспринимаются современной молодёжью.

Для проверки гипотезы нами было проведено анкетирование 150 респондентов среди молодых людей в возрасте от 16 до 23 лет, преимущественно студентов колледжей и ВУЗов. Молодым людям были заданы вопросы, касаемо реалий граждан советского периода. Респондентам предлагалось выбрать, принимают ли они особенности советской жизни, или нет.

Исходя из полученных данных, нами был сделан анализ опроса. Одним из самых популярных слов, с которым ассоциируется Советский Союз у молодых людей - стало слово «патриотизм». Его выбрали 101 респондент из 150. Наиболее популярными ассоциациями также оказались «образование», «космос» и «наука», «равенство», «культура», «величие». Если рассматривать негативные ассоциации, то респондентами были указаны «тоталитаризм» и «репрессии».

112 респондентов из 150 предпочитают самостоятельную покупку квартиры в противовес приобретению кооперативной квартиры, либо получению жилья за годы работы, на время работы.

Респондентам были заданы вопросы о советском и российском образовании и медицине. Как известно, в Советское время получить образование и медицинские услуги можно было полностью бесплатно, частных клиник и учреждений образования в то время не существовало.

Говоря о советском образовании, хотелось бы отметить, что поступить в ВУЗ мог только человек, обладающий набором определенных знаний и умений. В современной России граждане имеют возможность лечиться и получать образование как бесплатно, так и частным образом. Сейчас недостаток знаний, и как следствие, непоступление в учебное заведение на бюджетной основе можно компенсировать учебой за деньги.

На вопрос о способе предоставления медицинских услуг большая часть (119 респондентов) отметило, что предпочитает возможность лечения, как платно, так и бесплатно. Аналогичные ответы были получены и на вопрос о способе получения образования - 95 респондентов предпочитают возможность получения как платного, так и бесплатного образования.

В СССР «тунеядство» (отсутствие работы на государственном предприятии) каралось законом. В России применяют различные меры по борьбе с безработицей, к тому же безработные граждане имеют право получать пособие по безработице от 3 до 6 месяцев. В данном вопросе мнение респондентов разделилось: 70 респондентов считают российские действия по борьбе с безработицей более правильными, 70 считают - советские. 10 респондентов затруднились ответить на данный вопрос.

В СССР путевки в санатории, дома отдыха, детские оздоровительные лагеря, на туристические маршруты выдавали практически всем государственным организациям. В России путевки выдают лишь некоторым сотрудникам ведомственных учреждений, однако сейчас граждане ездят на курорты, самостоятельно разрабатывая Ы план своего отдыха. Больше половины респондентов (80 с! человек) предпочли возможность свободно планировать ^ свой отдых. Однако и в этом вопросе мнения респондентов оказались практически равнозначными.

119 респондентов считают, что досуговая жизнь в России гораздо разнообразнее советской. Они отметили, что этому способствует большее разнообразие видов досуга, а также мест для его проведения; новые технологии - возможность проведения досуга в виртуальном мире; открытость с другими странами - как следствие, заимствование зарубежных видов досуга; больше свободы в выборе досуга из-за ослабления цензуры со стороны государства. Респонденты, которые считают советскую досуговую жизнь более разнообразной, отметили, что в советское время существовало гораздо больше организаций для молодежи (клубы, кружки по сферам деятельности, пионерское движение, молодёжные союза - Комсомол и т.п.); также респондентами было отмечено, что новые технологии наоборот пагубно повлияли на досуговую жизнь российской молодежи - постоянное проведение времени в интернете и социальных сетях уменьшило интерес молодежи к досугу в реальной жизни.

На вопрос об уровне безопасности граждан, многими респондентами (81 человек) было отмечено, что в России уровень преступности ниже, чем в СССР. 9 респондентов считают, что ни одна из предложенных стран не имеет достаточно низкий уровень преступности, 7 респондентов затруднились ответить на данный вопрос.

СССР стремился к определенной социальной справедливости и равенству людей. В России отмечается большее социальное неравенство, однако у каждого человека есть возможность стать тем, кем он хочет, независимо от социального статуса. Большинство респондентов (101 человек) считают наиболее приемлемым получение благ по собственным заслугам, чем равное их распределение.

Согласно Конституции СССР, власть принадлежала народу (верховный орган власти - Совет народных депутатов), так же как и в России (верховный орган власти - Федеральное собрание РФ). Однако было отмечено, что некоторые респонденты (14 человек) не считают ни одну из вышеперечисленных стран демократичными, 7 респондентов затруднились ответить, 2 респондента думают, что страны Европы в сравнении с Россией и СССР более демократичные. Несмотря на это, большая часть считают, что в России демократия развита наиболее ярко.

Практически все респонденты (138 человек) считают, что более патриотичным было население Советского союза. По их мнению, этому способствовало патриотическое воспитание с детства и идеологическая пропаганда. К тому же немалое влияние на формирование патриотизма у советских граждан оказала Великая отечественная война, которая которая объединила народ во имя общей одежды. Как отмечают респонденты, также повлияли такие факторы, как всеобщее стремление строительства коммунизма, относительно равные условия жизни населения и «железный занавес», из-за которого советские граждане не знали, как живут люди в других странах.

88 респондентов считают, что в России культура и искусство развиты больше, чем в Советском Союзе.

Заключительный вопрос, который был задан респондентам, сформулирован так: «Как Вы считаете, в какой стране граждане чувствовали/чувствуют себя счастливыми?». 85 респондентов ответили, что в СССР люди чувствовали себя более счастливыми. Этому способствовала идеологическая пропаганда, сплоченность народа, общая для всех граждан цель, относительное равенство, уверенность в завтрашнем дне. Некоторые респонденты выдвинули мнения, что у советских людей было меньше потребностей, поэтому чувство счастья

для них было более достижимы. Некоторыми респондентами было сделано предположение, что современные технологии, гаджеты и интернет повлияли на формирование счастья у людей, так как они перестали жить в настоящем мире, все больше погружаясь в виртуальный.

49 респондентов отметили, что в России люди счастливее, потому что живут более свободно, имеют больше возможностей; к тому же бедности в России стало гораздо меньше, чем в Советском Союзе. 12 респондентов, однако, считают, что счастье человека зависит не от страны, а от него самого.

Заключение

Проанализировав данные анкетирования нами, были сделаны выводы, что у современной молодежи Советский Союз ассоциируется со страной, в которой сильно развито образование, наука и культура. Граждане этой страны патриотичны и равны друг между другом.

Несмотря на позитивные ассоциации, представленные респондентами, анкетирование показало, что современным молодым людям ближе российские жизненные реалии и ценности, чем советские. Молодые люди принимают российские ценности практически во всех сферах: экономической, общественной, политической, до-суговой, культурной. Данное анкетирование полностью опровергают гипотезу близости советских ценностей российской молодежи.

Литература

1. Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик (принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977 г.)

2. Конституция Российской Федерации: [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01 июля 2020 г.]. - Текст: электронный // Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 31.07.2020).

3. Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 "Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей"

4. Молодёжная субкультура [Открытый интернет-источник]: статья. - https://cyclowiki.org/wiki/ (дата обращения: 25.02.2023)

5. Стебляк В.В., Генова Н. Динамика социокультурных процессов в современном российском обществе// Культура и цивилизация 2019. - № 3 с. 13-21

6. Стебляк В.В. Ценностные модели современной российской цивилизации // Культура и Цивилизация. 2018. Том 8. № 6А. С. 109-118.

7. Тенгизова Ж.А. Влияние молодежных субкультур на процессы патриотического воспитания молодежи // Евразийский юридический журнал. - 2016. -N8 (99). - С. 318-320.

8. Фролов С.С. Социология. Учебник. Для высших учебных заведений. М.: Наука, 1994-256 с.

STUDY OF THE VALUE FOUNDATIONS OF MODERN RUSSIAN STUDENTS

Steblyak V.V., Pishchagina Yu.A., Butsan A.S., Chernov A.S.

Omsk State University named after. F.M. Dostoevsky, Moscow State Institute of Culture

The purpose of this article is to study the perception of young people of Soviet and liberal values in the sociocultural conditions of modern Russia. To understand the ongoing processes, it is necessary to use a sociocultural approach (M.S. Kagan, A. Kroeber, L. White), which allows, through analysis, to identify the attitude of young people to the systemic values of the Soviet era and their adaptation to the values of modern culture. The research hypothesis is that Soviet values are positively perceived by modern youth.

To test the hypothesis, we conducted a survey of 150 respondents among young people aged 16 to 23 years, mainly college and university students. Young people were asked questions regarding the realities of citizens of the Soviet period. Respondents were asked to choose whether they accepted the features of Soviet life or not. To realize the purpose of the article, the authors conducted a sociological study based on questionnaires and interviews with respondents aged 16 to 23 years. Having analyzed the survey data, we came to the conclusion that today's youth associate the Soviet Union with a country in which education, science and culture are highly developed. The citizens of this country are patriotic and equal to each other.

Despite the positive associations presented by respondents, the survey showed that modern young people are closer to Russian life realities and values than Soviet ones. Young people accept Russian values in almost all spheres: economic, social, political, leisure, cultural. This survey completely refutes the hypothesis of the similarity of Soviet values among Russian youth.

We systematized and applied in the logic of our reasoning the research of scientists analyzing the values of modern youth A.N. Ilyi-na, S.V. Kulikova, O.V. Lukyanova, E.V. Malakhova, V.V. Steblyak, Zh.A. Tengizova, Shaporenko A.N.

Keywords: Youth, sociocultural approach, Soviet values, modern values, survey

References

1. Constitution (Basic Law) of the Union of Soviet Socialist Republics (adopted at the extraordinary seventh session of the Supreme Soviet of the USSR of the ninth convocation on October 7, 1977)

2. Constitution of the Russian Federation: [adopted by popular vote on December 12, 1993, with amendments approved during the nationwide vote on July 1, 2020]. - Text: electronic // Official Internet portal of legal information. - URL: http://www.pravo. gov.ru (date of access: 07/31/2020).

3. Decree of the President of the Russian Federation of November 9, 2022 No. 809 "On approval of the Fundamentals of State Policy for the Preservation and Strengthening of Traditional Russian Spiritual and Moral Values"

4. Youth subculture [Open Internet source]: article. - https://cy-clowiki.org/wiki/ (access date: 02/25/2023)

5. Steblyak V.V., Genova N. Dynamics of sociocultural processes in modern Russian society // Culture and Civilization 2019. -No. 3 p. 13-21

6. Steblyak V.V. Value models of modern Russian civilization // Culture and Civilization. 2018. Volume 8. No. 6A. pp. 109-118.

7. Tengizova Zh.A. The influence of youth subcultures on the processes of patriotic education of youth // Eurasian Legal Journal. - 2016. - N8 (99). - P. 318-320.

8. Frolov S.S. Sociology. Textbook. For higher educational institutions. M.: Nauka, 1994-256 p.

C3

о

er

IE

0

1

-1 У

IE U~

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.