Научная статья на тему 'Исследование ценностных ориентаций юных легкоатлетов на здоровьесбережение в процессе начальной спортивной подготовки'

Исследование ценностных ориентаций юных легкоатлетов на здоровьесбережение в процессе начальной спортивной подготовки Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
284
28
Поделиться
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ / ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ЮНЫЕ СПОРТСМЕНЫ-ЛЕГКОАТЛЕТЫ / YOUNG TRACK&FIELD ATHLETES / HEALTH SAVING / TRAINING PROCESS / VALUABLE ORIENTATIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Горохов Николай Михайлович

Во время спортивного совершенствования происходит изменение ценностных ориентаций юных легкоатлетов. На начальном этапе специализации они характеризуются желанием достичь спортивного успеха, актуализирующимися потребностями в здоровьесбережении в результате воспитательных воздействий педагога-тренера. Задача заключается в выявлении основных педагогических условий эффективного формирования ценностных ориентаций на здоровьесбережение юных легкоатлетов.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Горохов Николай Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Analysis of the health preservation valuable orientations of young track&field athletes during the primary sports trainings

The valuable orientations of young track&field athletes undergo the essential changes during the sports perfection period. At the initial stage of sports specialization, they are clearly defined by the expressed needs for the achievement of the sports success, actualized needs in health preservation as a result of the educational influences of a teacher-coach. The problem is to find out the pedagogical conditions of efficient valuable orientations formation directed at health preservation of young track&field athletes.

Текст научной работы на тему «Исследование ценностных ориентаций юных легкоатлетов на здоровьесбережение в процессе начальной спортивной подготовки»

таких форм образовательной деятельности (групповые дискуссии, психологические тренинги, деловые игры), которые позволяли бы общаться, взаимодействовать и взаимосо-действовать руководителям различного ранга. Это позволит участнику процесса почувствовать не только начальником, но и подчинённым, что в конечном итоге создать среду, позволяющую оценить свои достоинства и недостатки, отражение которых в своём внутреннем «Я», потребуют их переоценки, и будут стимулировать к дальнейшему саморазвитию.

Таким образом на основании вышесказанного, саморазвитие руководителя ОВД можно охарактеризовать как, осознанный процесс сознательного целенаправленного «Я»развития как руководителя, содержание которого составляет самостоятельное усвоение новых знаний в конкретной сфере практической деятельности, саморазвитие профессионально важных качеств, формирование у себя целостных компетенций, обеспечивающих успешность в решении поставленных задач.

ЛИТЕРАТУРА

1. Анциферова, Л.И. Психологические закономерности развития личности взрослого человека и проблема непрерывного образования // Психол. журнал. - 1988. - Т. 1. -№ 2. - С. 52-60.

2. http://www.elitarium.ru/2008/06/28/uslovija_samorazvitija.html [доступ 03.04.2011].

3. Кулюткин, Ю.Н. Образование взрослых : социально-психологические проблемы, поиски, решения. Т. 3, кн. 1 / Ю.Н. Кулюткин ; под ред. проф. Г.С. Сузобской. - СПб.

: Изд-во ИОВ РАО, 2000. - 184 с.

Контактная информация: stangorelov@yandex.ru

УДК 796.42

ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЮНЫХ ЛЕГКОАТЛЕТОВ НА ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ В ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ СПОРТИВНОЙ

ПОДГОТОВКИ

Николай Михайлович Горохов, кандидат педагогических наук, профессор, Челябинский государственный педагогический университет (ЧГПУ)

Аннотация

Во время спортивного совершенствования происходит изменение ценностных ориентаций юных легкоатлетов. На начальном этапе специализации они характеризуются желанием достичь спортивного успеха, актуализирующимися потребностями в здоровьесбережении в результате воспитательных воздействий педагога-тренера. Задача заключается в выявлении основных педагогических условий эффективного формирования ценностных ориентаций на здоровьесбережение юных легкоатлетов.

Ключевые слова: здоровьесбережение, тренировочный процесс, ценностные ориентации, юные спортсмены-легкоатлеты.

ANALYSIS OF THE HEALTH PRESERVATION VALUABLE ORIENTATIONS OF

YOUNG TRACK&FIELD ATHLETES DURING THE PRIMARY SPORTS

TRAININGS

Nikolay Mihajlovich Gorokhov, candidate of pedagogical sciences, professor, Chelyabinsk State Pedagogical University

Annotation

The valuable orientations of young track&field athletes undergo the essential changes during the sports perfection period. At the initial stage of sports specialization, they are clearly defined by the ex-

pressed needs for the achievement of the sports success, actualized needs in health preservation as a result of the educational influences of a teacher-coach. The problem is to find out the pedagogical conditions of efficient valuable orientations formation directed at health preservation of young track&field athletes.

Keywords: health saving, training process, valuable orientations, young track&field athletes.

Ценностные ориентации спортсменов-легкоатлетов подвержены значительным изменениям на протяжении всего тренировочного процесса [3]. На первом этапе спортивной специализации они определяются стремлением к достижению спортивного успеха, потребностями в здоровьесбережении, которые возникают в результате планомерной работы тренера, чьей главной задачей должно стать сохранение здоровья, как у спортсменов любителей, так и в процессе профессиональной спортивной деятельности воспитанников.

Основными условиями эффективного формирования ценностных ориентаций на здоровьесбережение юных спортсменов-легкоатлетов являются:

1. Направленность педагогического процесса на развитие потребностей и мотиваций занимающихся на освоение средств здоровьесбережения, имеющихся в арсенале легкой атлетики. [1]

2. Развитие индивидуальных приемов самодиагностики и коррекции нравственного самосознания и поступков.

3. Ориентация на самостоятельное совершенствование физических возможностей и духовного потенциала средствами легкой атлетики.

4. Педагогический и медико-биологический мониторинг развития психических, физических качеств и духовно-нравственной основы здоровья спортсмена-легкоатлета.

Организация и содержание тренировочного процесса и соревновательной деятельности спортсменов-легкоатлетов в рамках рассмотренных педагогических условий обеспечивают его целенаправленность, без которой педагогический процесс тренировки превращается в физический тренинг с суженным диапазоном решаемых задач.[2]

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Дифференцированная оценка изменения потребностей спортсменов-легкоатлетов в процессе специализированных занятий избранным видом спорта и мотиваций к здо-ровьесбережению в процессе занятий физическими упражнениями производилась нами на основе анализа результатов анкетного опроса по выяснению ценностных ориентаций личности (ЦОЛ). В сфере специализированных занятий избранным видом легкоатлетических метаний они определялись по модифицированной методике В.А. Ядова. [4] Каждому спортсмену предлагалось ответить на 32 вопроса абсолютным согласием (а), неопределенным (б) или отрицательным высказыванием (в) на поставленный вопрос. Процедура проведения опроса предварялась ознакомлением спортсменов с «Инструкцией заполнения опросных листов». Если возникали вопросы по технике заполнения бланков, проводилось дополнительное инструктирование. Убедившись в том, что все спортсмены поняли поставленную перед ними задачу, мы просили их указать в соответствующих графах бланка фамилию, имя и дату опроса.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Целенаправленное формирование ценностных ориентаций на углубленную тренировку в избранном виде легкоатлетических метаний сопровождалось в экспериментальной группе (ЭГ) спортсменов-метателей существенным приростом показателей в оценочно-мотивационном и реально-деятельностном компонентах ценностных ориентаций. На завершающем этапе формирующего эксперимента ценностный выбор по этим категориям приблизился к максимуму (максимальное количество баллов по каждому компоненту ценностного выбора - 8, табл. 1).

Таблица 1

Изменение показателей сформированности ценностных ориентаций в сфере специализированных занятий спортом и в сфере здоровьесбережения у юных легкоат-летов-метателей диска экспериментальной и контрольной группы в процессе фор-

мирующего эксперимента (M±m)

№ п\п Показатели Начало Окончание

ЭГ, п=26 | КГ, п=28 ЭГ, п=26 | КГ, п=28

Ценностные компоненты спортивного совершенствования

1. Информационно-познавательный компонент ЦОЛ в сфере спортивной специализации 6,2±0,31 6,4±0,43 7,4±0,21 6,8±0,36

2 Оценочно-мотивационный компонент ЦОЛ в сфере спортивной специализации 5,9±0,26 6,1±0,51 7,6±0,39 6,9*±0,27

3 Потенциально-деятельностный компонент ЦОЛ в сфере спортивной специализации 6,4±0,36 6,7±0,42 7,5±0,27 6,9±0,41

4 Реально-деятельностный компонент ЦОЛ в сфере спортивной специализации 5,4±0,37 5,2±0,42 7,9±0,36 6,2 *±0,24

Ценностные компоненты здоровьесбережения

5 Информационно-познавательный 5,7±0,41 5,6±0,71 7,6±0,29 6,4*±0,26

6 Оценочно-мотивационный 6,0±0,34 5,9±0,64 7,9±0,41 6,7 *±0,44

7 Потенциально-деятельностный 5,3±0,26 5,4±0,35 7,2±0,51 7,0±0,51

8 Реально-деятельностный 5,8±0,31 5,7±0,26 7,6±0,39 6,1 *±0,19

*-статистически достоверные межгрупповые различия (при р<0,05)

Результаты анкетирования по выяснению ценностных ориентаций юных спортсменов на углубленную спортивную специализацию в избранном виде легкоатлетических метаний показывают, что в целом уровень ценностных предпочтений специализированных занятий спортом на этапе перехода к углубленной тренировке существенно возрос как в ЭГ, так и в контрольной группе (КГ). При этом удалось выделить три группы юных спортсменов с разной выраженностью ценностных предпочтений.

Первую группу юных спортсменов отличают:

- разновидность механизма дифференциации ценностей, жизненных целей, их деление на главные и второстепенные;

- умение дифференцировать - ценности, отделять главные от второстепенных;

- устойчивый характер личностных ценностных предпочтений; -

- деловая активность и увлеченность специализированными занятиями спортом.

Ко второй группе были отнесены юные спортсмены, у которых:

- умение дифференцировать ценности только складывается;

- наблюдается явная гедонистическая направленность в ценностных предпочтениях;

- ослаблена ориентация на целенаправленные занятия избранным видом спорта.

Третью группу составляют юные спортсмены, у которых:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- не сложился механизм дифференциации ценностей;

- просматривается недостаточная личностная зрелость;

- отдается предпочтение занятиям физическими упражнениями с развлекательными целями как средству смены деятельности.

Результаты наших исследований свидетельствуют о том, что выраженные ценностные предпочтения на занятия специализированными видами физических упражнений были отмечены до начала эксперимента у 307% юных спортсменов ЭГ и 214% - КГ. К окончанию второго года формирующего эксперимента их число возросло в ЭГ до 50%. В КГ эти величины составляли 21,4 и 28,5% (р>0,05). Положительные, но недостаточно четкие ориентиры на специализированные занятия до начала эксперимента были отмечены у 38,4% юных спортсменов ЭГ и 39,7% - КГ. К концу эксперимента существенных

изменений в этой группе не произошло. Число спортсменов ЭГ с неопределенностью ценностных ориентаций уменьшилось с 30,9 до 15,4%. В КГ число юных спортсменов с неопределенными ценностными ориентациями составило 28,7%. Различие с исходными данными оказалось статистически недостоверным (р>0,05).

Анализ динамики показателей развития физических качеств юных спортсменов ЭГ и КГ показывает, что за период проведения формирующего эксперимента в ЭГ наблюдались сдвиги показателей, существенно превышающие изменения, наблюдавшиеся в КГ юных легкоатлетов (табл. 2).

Таблица 2

Изменение ценностных ориентаций у легкоатлетов на специализированную тренировку в избранном виде легкоатлетических метаний (в % от общего числа спорт-

сменов экспериментальной и контрольной группы)

Группы Ценностные ориентации на углубленную тренировку в избранном виде спорта ЭГ, n=26 КГ, n=28

Начало Окон- чание р Начало Окон- чание р

Первая группа Отчетливо выраженные, положительные 30,7 50,0 <0,01 21,4 28,5 >0,01

Вторая группа Преимущественно положительные, нечетко дифференцированные 38,4 34,6 >0,05 39,3 42,8 >0,05

Третья группа Неопределенность ценностных ориентаций 30,9 15,4 <0,01 39,3 28,7 >0,05

Анализ результатов исследования ценностных ориентаций показывает, что в процессе развития тренированности у спортсменов-легкоатлетов наблюдались существенные изменения в ценностных предпочтениях: от притязаний на лидерство на начальных этапах к укреплению и сохранению здоровья при повышении уровня физической подготовленности. При этом у легкоатлетов-метателей ЭГ существенно повысился интерес к информации о содержании здоровьесбережения в процессе тренировочных занятий. Это, на наш взгляд, является свидетельством не только роста интереса к самому процессу сохранения здоровья в процессе тренировочных занятий, но и стремления проникнуть в существо проблемы: выяснить, какими способами, средствами можно добиться максимального эффекта здоровьесбережения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Горбунов, Н.А. Модели развития мастерства и личности спортсменов высокой квалификации // Психологическое обеспечение подготовки спортсменов. - Алма-Ата, 1997. - С. 14-22.

2. Маслоу, А.Г. Мотивация и личность : [пер. с англ.] / Абрахам Г. Маслоу. -СПб. : Евразия, 2001. - 477 с.

3. Стоунс, Е. Психопедагогика, психологическая теория и практика обучения / Е. Стоунс. - Букинистическое издание. Издательство: Педагогика, 1984. - 470 с.

4. Ядов, В.А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности : учебник для вузов / В. А. Ядов ; Ин-т социологии РАН. - М. : Добросвет, 1998. - 596 с.

Контактная информация: petruhinaiv@cspu.ru