37.01:[316.752+159.9.072] (Основы образования. Теоретические основы. Философские основы и др.
Ценности. Психологические исследования, опыты, эксперименты, тесты, измерения)
ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИИ РОДИТЕЛЕЙ: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
© 2018 Н.А. Добровидова
Добровидова Наталья Александровна, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогической и прикладной психологии, руководитель Проектного офиса «Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного
процесса». E-mail: dobrovidova. n@mail. ru
Самарский филиал ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет».
Самара, Россия
Статья потупила в редакцию 14.09.2018
В статье рассмотрено содержание понятий «культура», «ценности», «ценностные ориентации», представлено исследование ценностных ориентаций родителей старших дошкольников в рамках работы проектной площадки ДОУ по формированию у детей первичных представлений о социокультурных ценностях народов Самарской области. Объект статьи - ценностные ориентации. Предмет - ценностные ориентации родителей старших дошкольников. Цель: выявить иерархию нормативных ценностей и ценностей, входящих в структуру личности родителей старших дошкольников. Методика - «Ценностный опросник» Ш. Шварца. Исследование организовано на первом этапе работы проектной площадки в ДОУ по формированию социокультурных ценностей старших дошкольников в рамках работы с родителями и выстраивания наиболее эффективного взаимодействия с ними. Вывод: социокультурные, по сути общечеловеческие, ценности у детей формируются постепенно в процессе приобщения к родной культуре и культуре различных народов, проживающих на территории региона (страны) посредством овладения культурными нормами, традициями, обрядами, языком, ремёслами и т.д. Воспитание детей неразрывно связано с педагогическим просвещением родителей. Именно родителями закладываются основы характера ребенка, формируются особенности его взаимоотношения с окружающими людьми. Доминирующими ценностями родителей являются: «безопасность», «самостоятельность», «достижения». Результаты исследования могут быть использованы всеми специалистами дошкольного образования, студентами педагогических и психологических факультетов с целью обогащения опытом, знаниями и повышения квалификации.
Ключевые слова: культура, ценности, ценностные ориентации, социокультурные ценности, старшие дошкольники, родители.
Введение. Проблема формирования социокультурных ценностей является актуальной на всём протяжении развития социума. Понятие «социокультурные ценности» образовано путем использования таких терминов, как «культура» и «ценности», данное обстоятельство делает необходимым уточнение сущности обозначенных терминов. В науке не существует целостного и универсального понимания феномена культуры. Согласно А. Креберу и К. Клакхону в мире насчитывается более 157 определений понятия «культура», а ценность - это фундамент любой культуры. Изменение системы ценностей ведет к изменению культурной и социальной систем, которые переходят в новое качество.
Анализ. В изучении культуры существует несколько подходов: ценностный (аксиологический), символический, организационный, дея-тельностный. Выделенные аспекты культуры тесно взаимосвязаны и представляются наиболее
актуальными. Так, базовые представления о мире и верования этноса (символический аспект) реализуются и отражаются в укладе его жизни (организационный аспект). И в конечном итоге оформляются в определённую ценностно-нормативную систему со своими приоритетами и своеобразными связями между отдельными ценностными ориентирами (аксиологический аспект), а образ жизни и система ценностей в свою очередь обусловливают форму поведения и способы деятельности членов этнической группы (деятельност-ный аспект).
В данной работе мы рассматриваем эклектику, взаимопроникновение всех вышеназванных подходов, поскольку следование одному из них, на наш взгляд, не в полной мере раскрывает феномен культуры.
Ценности являются фундаментом любой культуры. Ценности - это абстрактные, общие понятия, а нормы - это правила или руководящие
Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 20, №5, 2018 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medicobiological sciences, Vol.20, no. 5, 2018
принципы поведения для людей в ситуациях определённого рода. Система ценностей, сложившаяся в обществе, играет важную роль, так как она влияет на содержание норм. Все нормы отражают социальные ценности, и о системе ценностей можно судить по нормам, сложившимся в обществе [5].
Изучение системы ценностей человека лежит на стыке социологии, культурологии, психологии и педагогики.
А.И. Верецкая, Е.М. Груздова, А.Г. Здравомыс-лов, Е.В. Золотухина, А.А. Кравченко, Е.М. Пеньков, И.М. Попова, Н.Ф. Наумова, В.А. Ядов объектами своих исследований определили структуру и содержание систем общественных, личностных ценностей и ценностных ориентаций.
Среди западных исследователей существенный вклад в разработку ценностной проблематики внесли такие исследователи, как М. Рокич, У. Колб, Ф. Адлер, К. Клакхон, Г. Мёрдал и др.
Ценности формируются в процессе субъект-объектных отношений в результате осознания социальным субъектом своих потребностей и в соотнесении их с предметами окружающего мира, то есть в результате ценностного отношения, реализуемого в акте оценки, складывающейся из сравнения и рекомендации к отбору (выбору того, что признаётся ценностью). Они представляют собой положительную значимость предметов и явлений. Следует заметить, что разные культуры могут отдавать предпочтение разным ценностям [5].
Существует множество классификаций видов ценностей, представим несколько из них: предметные ценности, ценности-вещи и процессы, обладающие ценностными значениями для субъекта; ценности-свойства вещей, выявляемые в результате соотнесения с ценностями-идеалами; ценности как специфический вид норм, традиций, обычаев, запретов, императивов, задаваемых культурой; ценности-идеалы; ценности-знания и другие ценности сознания, вне которых невозможны постижение смысла и значения существующего и сам акт оценки.
Различают моральные, научные, эстетические, юридические, философские, религиозные, социальные, политические, экономические, финансовые, экологические и другие ценности. Их разделяют на материальные и духовные, личные и коллективные.
Ценностные ориентации как важнейшие элементы внутренней структуры личности, закреплённые жизненным опытом индивида и отграничивающие значимое для данного человека от не-
существенного, выступают важнейшим фактором, детерминирующим и регулирующим мотивацию личности [3].
Таким образом, под ценностями следует понимать представления, влияющие на характер деятельности субъекта. Ценности, безусловно, связаны с субъективным восприятием, однако в значительной мере они обусловлены объективным социокультурным воздействием.
В течение трёх лет на базе одного из детских садов г.о. Самара осуществлялась проектная деятельность по формированию у детей старшего дошкольного возраста первичных представлений о социокультурных ценностях народов Самарской области.
Цель работы - формирование у старших дошкольников первичных представлений о многообразии культурных традиций, норм и ценностей своего народа и народов, проживающих на территории Самарского региона, а также умения устанавливать контакт, поддерживать и понимать другого человека.
Поскольку родители являются неотъемлемым звеном воспитательного процесса, а формирование ценностей происходит в основном в семье, мы, прежде чем перейти к реализации основной цели работы по проектной площадке, провели исследование сформированности изучаемых социокультурных ценностей у самих родителей дошкольников с помощью опросника ценностных ориентаций Ш. Шварца.
Ш. Шварц разработал теорию, согласно которой все ценности делятся на социальные и индивидуальные, представляя собой интериоризиро-ванные личностью ценности социокультурных групп, ставшие личностными ценностями. Это «познанные» потребности, непосредственно зависящие от культуры, среды, менталитета конкретного общества [2].
Под ценностями Ш. Шварц (Schwartz Shalom H.) подразумевал «познанные» потребности, непосредственно зависящие от культуры, среды, менталитета конкретного общества. Все ценности, по мнению автора, делятся на социальные и индивидуальные.
Первая часть опросника предназначена для изучения ценностей, идеалов и убеждений, оказывающих влияние на личность. Вторая часть опросника представляет собой профиль личности. В исследовании приняли участие 35 родителей старших дошкольников, преимущественно мамы. Результаты исследования отражены на рис. 1 и 2.
1,25
0,42
1,38
0,86
1,16
□ Конформность
□ Традиции
□ Доброта
□ Универсализм
□ Самостоятельность
□ Стимуляция
□ Гедонизм
□ Достижения ■ Власть
□ Безопасность
Рис. 1 Нормативные ценности родителей дошкольников (средние значения) (Normative values of the parents of preschoolers (mean values))
На первом месте в ранге идеальных ценностей у родителей стоит «самостоятельность» (самостоятельность как ценность производна от потребности организма в самоконтроле и самоуправлении, а также от потребностей в автономности и независимости), на втором - «достижения» (личный успех через проявление компетентности в соответствии с социальными стандартами и проявление социальной компетентности в условиях доминирующих культурных стандартов, влечет за собой социальное одобрение), на третьем -«безопасность» (безопасность для других людей и себя, гармония, стабильность общества и взаимоотношений), на четвёртом - «доброта» (доброжелательность сфокусирована на благополучии в повседневном взаимодействии с близкими людьми), на пятом - «конформность» (сдерживание и предотвращение действий, а также склонностей и побуждений к действиям, которые могут причинить вред другим или не соответствуют социальным ожиданиям), на шестом - «универсализм» (понимание, терпимость, защита благополучия всех людей и природы), на седьмом - «традиции» (традиции чаще всего принимают формы религиозных обрядов, верований и норм поведения, мотивационная цель данной ценности -уважение, принятие обычаев и идей, которые существуют в культуре (уважение традиций, смирение, благочестие, принятие своей участи, умеренность) и следование им), на восьмом - «стимуляция» (стремлении к новизне и глубоким переживаниям), на девятом - «власть» (достижении социального статуса или престижа) и на десятом
- «гедонизм» (наслаждение или чувственное удовольствие).
Таким образом, мы видим, что приоритетными ценностями для родителей являются те, что связаны в большей степени с их собственными достижениями и безопасностью, что является весьма оправданным с точки зрения жизни и деятельности, однако ценности, связанные с взаимоотношениями с другими людьми и сохранением самоидентичности народа и культуры (наиболее интересные для нашего исследования виды ценностей), такие как «универсализм» и «традиции», имеют низкий ранг (6/7). Отметим, что ранг от 1 до 3, полученный соответствующими типами ценностей, характеризует их высокую значимость для испытуемого, а ранг от 7 до 10 свидетельствует о низкой значимости соответствующих ценностей.
Несколько другая картина наблюдается в рангах ценностей, являющихся для родителей дошкольников жизненными принципами и поведенческими ориентирами. Отметим, что данные, полученные по первой и второй частям опросника, обычно не совпадают по определению, так как ценностные ориентации личности на уровне нормативных идеалов не всегда могут реализоваться в поведении вследствие ограничения возможностей человека, группового давления, соблюдения определенных традиций, следования образцам поведения и т. д.
Ценности родителей, входящие в их профиль личности (средние значения):
Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 20, №5, 2018 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medicobiological sciences, Vol.20, no. 5, 2018
2,67 2,013
□ Конформность
□ Традиции
□ Доброта
□ Универсализм
□ Самостоятельность
□ Стимуляция
□ Гедонизм
□ Достижения
□ Власть
□ Безопасность
Рис. 2 Ценности родителей, входящие в их профиль личности (средние значения) (Values of parents included in their personality profile (average values))
На первом месте в ранге поведенческих ценностей у родителей стоит «безопасность», на втором
- «универсализм», на третьем - «самостоятельность» и «доброта», на четвёртом - «конформность», на пятом - «гедонизм», на шестом - «достижения», на седьмом - «традиции», на восьмом
- «стимуляция» и на девятом - «власть».
Таким образом, мы видим, что те ценности, которые родители в идеале предпочитают и те ценности, которыми руководствуются в жизни, разнятся. К примеру «гедонизм» - получение удовольствий, не приветствуется как ценность на уровне ценностных установок личности, однако на практике занимает почётное пятое место в рейтинге ценностей.
Заключение. Исследование показало, что при всей гуманности, доброте и самостоятельности родителям важно, но не является приоритетом, сохранение традиций, уважение и ответственность за культурные и религиозные обычаи и идеи своего народа (как на уровне идеальных установок, так и на уровне поведенческих ориента-ций), хотя данные ценности занимают не самое последнее место в рейтинге.
Интересно, что конформность (от позднелат. conformis - подобный, сообразный), занимает больший ранг в структуре ценностей, чем «традиции», т.е. для нашей выборки испытуемых в большей степени характерным является изменение в поведении или мнении под влиянием реального или воображаемого давления со стороны других или группы людей, чем отстаивание своей собственной позиции.
Следовательно, делаем предположение, что сохранение самобытности нашей культуры и преемственности поколений в условиях мощных миграционных потоков в нашу страну с таким ранжированием ценностей взрослыми является сложным и проблемным.
Безусловно, полученные данные отражают определенную сформированость ценностных ори-ентаций лишь нашей выборки испытуемых и могут быть перенесены на другие группы лиц, проживающих в Самарском регионе, гипотетически. Несмотря на это, исследование показывает, что формирование первичных представлений дошкольников о социокультурных ценностей народов Самарского региона является актуальным и не меньшую значимость представляет привлечение в этот процесс родителей.
Вывод. Проблема сохранения социокультурных ценностей, традиций российского народа становится актуальной и определяется той огромной ролью, которую играет семья и семейные традиции в развитии и формировании социально-нравственной культуры ребенка. Воспитание детей неразрывно связано с педагогическим просвещением родителей. Именно родителями закладываются основы характера ребенка, формируются особенности его взаимоотношения с окружающими людьми.
1. Социально-психологические и духовно-нравственные аспекты семьи и семейного воспитания в современном мире: материалы конференции / В.А. Абабков [и др.] / ред. В.А. Кольцова. М., Ин-т психологии РАН, 2013. 960 c.: http:// www.iprbookshop. ru/32152. html
2. Карандашев В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. СПб., Речь, 2004. 72 с.
3. Кобина Ю.Е. Культура и духовные ценности в их взаимодействии: http://superinf.ru/view helpstud.php?id=3754
4. Кравченко А.И. Культурология: учебное пособие для вузов. 3-е изд. М., Академический проект, 2002. 496 с.
5. Кравченко В.И., Хункай Ч. Формирование социокультурных ценностей и ориентиров молодёжи // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия Социальные науки. 2007. № 2 (7). С. 143-147.
6. Непомнящая Н.И. Ценностность как личностное основание. Типы. Диагностика. Формирование. М., МПСИ; Воронеж, Изд-во НПО «МОДЭК», 2000. 176 с.
7. Пурскалова Ю.В. Педагогические условия социокультурного воспитания детей старшего дошкольного возраста // Теория и практика общественного развития. 2014. № 21: https://vivliophica.com/articles/education/333537
8. Романова О.Б. Основные теоретические подходы к содержанию понятия «ценность»: https://cvberleninka.ru/artide/n/osnovnve-teoreticheskie-podhodv-k-soderzhanivu-ponvativa-tsennost
9. Шадрин Н.С. Психология личностных ценностей. Павлодар, Павлодарский госуд. ун-т им. С. Торайгырова, 2003. 119 с.
INVESTIGATION OF VALUABLE ORIENTATION OF PARENTS: PSYCHOLOGICAL
AND PEDAGOGICAL ASPECT
© 2018 N.A. Dobrovidova
NataFya A. Dobrovidova, candidate of psychology sciences, senior lecturer in applied and pedagogical psychology, Head of the Project Office "Psychological and pedagogical support of participants in the educational process".
E-mail: dobrovidova.n@mail. ru
Samara Branch "Moscow Citv Pedagogical University". Samara, Russia
The article considers the content of the concepts of "culture", "values", "value orientations", presents the studv of value orientations of parents of older preschoolers in the framework of the proj ection platform for the formation of children's PRIMARY ideas about the socio-cultural values of the peoples of the Samara region. The object of the article is value orientations. Subject - value orientations of parents of senior preschool children. Purpose: to identifv the hierarchv of normative values and values included in the structure of the personalitv of parents of older preschoolers. Methodology - a "Values questionnaire" on the Schwartz. The studv is organized in the first phase of the project site in the DOU on the formation of social and cultural values of the senior preschool children in the context of work with parents and we strav ensure the most effective interaction with them. Conclusion: socio-cultural, in fact the General human cal, the values of children are formed graduallv in the process of exposure to the native culture and the culture of different peoples living on the territory of the region (country) bv means of mastering cultural norms, traditions, customs, language, crafts, etc. Education of children is inextricablv linked to the pedagogical education of parents. It is the parents who lav the foundations of the character of the child, the features of his relationship with other people are formed. The dominant values of parents are: "safety', "independence", "achievements". The results of the studv can be used bv all specialists of preschool education, students of pedagogical and psvchological faculties in order to enrich the experience, knowledge and training. Key words: culture, values, value orientations, socio-cultural values, senior pre-school students, parents.
1. Social"no-psixologicheskie i duxovno-nravstvennv"e aspekly" sem"i i semejnogo vospitaniva v sovremen-nom mire (Socio-psvchological and spiritual-moral aspects of familv and familv education in the modern world): materialy konferencii / V.A. Ababkov [i dr.]; red. V.A. Kol"czova. M., In-t psixologii RAN, 2013. 960 s.: http:// www.iprbookshop.ru/32152.html
2. Karandashev V. N. Metodika Shvarcza dlva izucheniva cennostej lichnosti: koncepciva i metodicheskoe rukovo-dstvo (Schwartz's methodologv for the studv of personal values: concept and methodological guidance). SPb., Rech", 2004. 72 s.
3. Kobina Yu.E. Kul"tura i duxovnv"e cennosti v ix vzaimodejstvii (Culture and spiritual values in their interaction): http ://superinf.ru/view helpstud.php?id=3754
4. Kravchenko A.I. Kul"turologiva: uchebnoe posobie dlva vuzov (Cultural studies: textbook for universities). 3-e izd. M., Akademicheskij proekt, 2002. 496 s.
5. Kravchenko V.I., Xunkaj Ch. Formirovanie sociokul"turnv"x cennostej i orientirov molodvozhi (The formation of socio-cultural values and orientations of voung people). Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo. Seriva SociaPnye nauki. 2007. № 2 (7). S. 143-147.
Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 20, №5, 2018 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medicobiological sciences, Vol.20, no. 5, 2018
6. Nepomnyashhaya N.I. Cennostnost" kak lichnostnoe osnovanie. Tipy\ Diagnostika. Formirovanie (Value as a personal basis. Types. Diagnostics. Formation). M., MPSI; Voronezh, Izd-vo NPO «MODE"K», 2000. 176 s.
7. Purskalova Yu.V. Pedagogicheskie usloviya sociokuFturnogo vospitaniya detej starshego doshkol"nogo vozrasta (Pedagogical conditions of socio-cultural education of children of preschool age). Teoriya i praktika obshhestvennogo razvitiya. 2014. № 21: https://vivliophica.com/articles/education/555557
8. Romanova O.B. Osnovny"e teoreticheskie podxody" k soderzhaniyu ponyatiya «cennost"» (Basic theoretical approaches to the content of the concept of "value»): https://cyberleninka.ru/article/n7osnovnye-teoreticheskie-podhody-k-soderzhaniyu-ponyatiya-tsennost
9. Shadrin N.S. Psixologiya lichnostny"x cennostej (Psychology of personal values). Pavlodar, Pavlodarskij gosud. un-t im. S. Toragy"rova, 2005. 119 s.