Научная статья на тему 'Исследование ценностных ориентации как фактора ценностного самоопределения у борцов 13-16 лет,'

Исследование ценностных ориентации как фактора ценностного самоопределения у борцов 13-16 лет, Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
100
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скоробогатов А. Н.

В данной статье проанализированы данные исследования ценностных ориентации борцов в возрасте 13-16 лет в свете управления процессом ценностного самоопределения спортсменов. Ценностное самоопределение новообразование юношеского возраста затрагивает процессы формирования личности, являясь смыслообразующим фактором. В основе этого процесса находится иерархия ценностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Скоробогатов А. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of values orientation as factors of self-determination in wrestlers 13-16 years old

This work analyses the values orientation in wrestlers of 13-16 years old depicting self-determination progress at sportsmen. The values orientation is deiined in youth and influences personality formation as a reasoning factor. On j the basis of the process is a value hierarchy.

Текст научной работы на тему «Исследование ценностных ориентации как фактора ценностного самоопределения у борцов 13-16 лет,»

УДК 796.1

А. Н. СКОРОБОГАТОВ

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта

ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИИ! КАК ФАКТОРА

ЦЕННОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ У БОРЦОВ 13-16 ЛЕТ

В данной статье проанализированы данные исследования ценностных ориентаций борцов в возрасте 13-16 лет в свете управления процессом ценностного самоопределения спортсменов. Ценностное самоопределение — новообразование юношеского возраста затрагивает процессы формирования личности, являясь смыслообразующим фактором. В основе этого процесса находится иерархия ценностей.

Актуальность. Российское общество путем проводимых реформ и преобразований стремится к созданию демократического государства. Реальность сегодняшнего времени, сопровождающаяся сломом прежних нравственных устоев, либерализацией нравов, в силу своей жесткости, немалой длительности и неустойчивости, закладывает основы и частично формирует долговременные стратегические жизненные установки и ценности. Последние могут обретать весьма далекие от гуманизма виды, что способно осложнить стабилизацию общества, ослабить его творческий потенциал. Все или почти все сегодняшние беды и катастрофы связаны с проблемой ценностей. (М.Н. Аплетаев 1998, H.H. Ворожищева 2000).

Ряд авторов (P.A. Пилоян, 1984; H.A. Худадов, 1986 и др.) как и опрошенные специалисты в области спортивной борьбы, отмечают, что учебно-тренировочная и спортивная деятельность борцов, проходящая в условиях жесткой конкуренции, эмоционально насыщенная, приводит к формированию специфичных для единоборцев психических качеств: непримиримости, вспыльчивости, иногда агрессивности. Все это в отсутствие недостаточного представления о морально-нравственных ценностях приводит к психофизиологическому дисбалансу при наличии взрослых потребностей и недостатке адекватных возможностей, выражающемуся зачастую в дивиантном поведении.

Наряду с этим необходимо отметить тот факт, что именно ценностное самоопределение, являющееся новообразованием юношеского возраста 13-16 лет (H.H. Ворожищева), создает предпосылки для дальнейшего развития личности, определяет пути, формы, средства этого развития. Важным фактором, обуславливающим процесс ценностного самоопределения, является иерархия ценностей, как система осознанных и принятых категорий, отражающих особенности развития индивидуума и общества. [1]

В этой связи исследование ценностных ориентаций борцов и их особенностей представляется актуальным для эффективности воспитательною процесса.

Методика исследования. Исследование ценностных ориентаций и их особенностей состояло из двух

этапов. На первом эч'апе мы выявляли значимость для борцов ценностей по методике М. Рокича [6], заключавшейся в прямом ранжировании ценностей-целей (терминальных), отражающих приоритетные направления развития личности и ценностей-средств (инструментальных), отражающих способ достижения этих целей каждый список содержал по 18 ценностей. На втором этапе путем анкетирования и бесед выявляли выбор личностных качеств, осознаваемых спортсменами как ценности. Для этого спортсменам предлагался массив из 123 личностных и социальных ценностей и антиценностей с целью оценить важность ч'ой или иной ценности или антиценности, письменные ответы уточнялись в ходе бесед.

Организация исследования. Исследование проводилось в 2005 году в г. Омске на базе кафедры психологии СибГУФК. В исследовании приняли участие 106 борцов в возрасте 13-16 лет спортивной квалификации I и II спортивного разряда, атакже 43 KMC.

В результате проведенного исследования терминальных ценностей по методике М. Рокича были получены данные, представленные в таблице 1.

Как видно из таблицы, наиболее значимыми ценностями являются: здоровье, любовь, воспитанность, дружба, ответственность, свобода, самоутверждение, материальное благополучие, мудрость, активность. Наименее предпочитаемыми терминальными ценностями оказались: красота природы и искусства, самостоятельность и общая хорошая обстановка в стране. Выбор ценностей мы соотнесли с ценностными категориями и получили следующие результаты.

Как свидетельствуют данные таблицы 1 и рисунка 1, наименее избираемыми оказались ценности общественно направленные и ценности, связанные с понятиями истины и красоты. Объяснение этому мы находим в превалировании в настоящее время индивидуализма над коллективизмом, отсутствии их согласования. Это позволяет нам предположить, что в воспитательном процессе недостаточно осуществляется направленность на социально значимые ценности.

Между тем ясно, что проблема ценностей актуальна и волнует спортсменов, они устремлены к нравственному самоутверждению, выражают интерес к поиску решения проблемы ценностей, что очень

Таблица 1

Результаты ранжирования терминальных ценностей борцами

Наименование ценности Кол-во выборов (абс. числа)

Здоровье (физическое и духовное) 59

Любовь (физическая и духовная близость с любимым человеком) 52

Воспитанность 47

Наличие хороших и верных друзей. 45

Ответственность (чувство долга, умение держать слово) 34

Свобода (самостоятельность и независимость в суждениях действиях) 25

Общественное признание (уважение окружающих, коллег, товарищей) 23

Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений) 20

Жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемый человеком с жизненным опытом) 19

Активная деятельность в жизни (полнота и эмоциональная насыщенность жизни) 17

Уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений) 16

Интересная работа 15

Познание, творчество 15

Равенство (равные возможности) 15

Удовольствия (жизнь, полная развлечений, приятного проведения времени) 15

Красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и искусстве) 14

Самостоятельность как независимость в суждениях 13

Общая хорошая обстановка в стране, обществе, сохранение мира между народами 13

важно для ценностного самоопределения. Это подтверждается тем, что 98% спортсменов выразили активное желание участвовать в обследовании.

В ценностном самоопределении важную роль играет выбор средств достижения значимых целей. Для достижения морально-нравственных целей необходимы соответствующие средства. Поэтому мы исследовали инструментальные ценности-средства. Наиболее значимые инструментальные ценности отражены в таблице 2.

Среди выборов ценностей-средств для достижения жизненных целей хотелось бы обратить внимание на то, что высокое значение для спортсменов имеют такие ценности как: независимость, образованность, жизнерадостность, аккуратность, что также свидетельствует об их превалировании индивидуального над социальным, о высоких притязаниях на достижение жизненного благополучия. Однако настораживаеттотфакт, что невысокую значимость для борцов обнаружили ценности: самоконтроль, рационализм, чуткость, терпимость, что в свете высоких запросов в жизни с преобладанием личных амбиций над общественным развитием может обретать самые различные по своей социальной направленности формы.

На втором этапе с целью более глубокого изучения морально-нравственного сознания борцов, нами была предпринята попытка активным методом анкетирования и бесед выявить выбор личностных качеств, осознаваемых ими как ценности. Предлагался массив из 125 терминов, характеризующих наиболее значительные личностные и социальные ценности и антиценности. Письменные ответы дополнялись и уточнялись в ходе бесед. Полученные результаты позволяют говорить о растущем пони-

мании юношества себя как самоценности и самостоятельных субъектов взрослой жизни. Лишь 9,5% опрошенных надеются на помощь от других, тогда как личностным качествам отдают предпочтение 78,6 %.

Анализируя предпочтения личностных и социально значимых ценностей, мы установили, что далеко не все респонденты ориентированы на нравственные качества личности, об этом свидетельствуют ответы на вопрос о: «Какие черты характера вы цените и презираете в людях больше всего ?»

В таблице 3 приведены результаты ранжирования ценностей-антиценностей старшеклассниками.

По результатам таблицы можно сделать некоторые предварительные выводы. Самыми ценными являются доброта (94,4%), достоинство (81%), отзывчивость (74,4%) и справедливость (68,8%). Статистически также значимы: верность (48,8%), честность (36,6%), гуманность (31,1%) По уровню обобщенности набор ценностей достаточно широк: от конкретных, ситуативных (отзывчивость) до категориальных (гуманность).

Наиболее презираемыми качествами, выступающими антиценностями, респонденты признали безжалостность (70%), подлость (60%), эгоизм (53%), несправедливость (47,7%). Справедливость и неспра-

1 2 3 4 5 8 7

| D1 Челован В 2 Жизнь □ 3 Природа □ 4 Общество ■ 5 Добро □ 6 Истина ■ 7 Красота

Рис. 1.

Результаты ранжирования инструментальных ценностей борцами Таблица 2

Наименование ценности Кол-во выборов (абсолютные числа)

Аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в дел*х 51

Образованность 49

Жизнерадостность 45

Независимость (способность действовать самостоятельно, решительно) | 45

Счастливая семейная жизнь 34

Рационализм (умение логично мыслить) 22

Самоконтроль 20

Запросы (высокие требования к жизни) 39

Твердая воля 27

Терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим и> ошибки и заблуждения) 21

Честность, правдивость 39

Чуткость 20

Таблица 3

Результаты ранжирования ценностей и антиценностей борцами

Качества как ценности Число опрошенных Качества как антиценности Число опрошенных

Абсол. числа % Абсол. числа %

Доброта 85 94,4 Безжалостность 63 70

Собственное достоинство 73 81 Подлость 54 60

Отзывчивость 67 74,4 Эгоизм 48 53,3

Справедливость 62 68,8 Несправедливость 43 47,5

Верность 44 48,8 Самолюбие 32 35,5

Честность 33 36,6 Бессовестность 24 26,6

Гуманность 28 31,1 Лицемерие 21 23,3

Трудолюбие 18 20 Равнодушие 19 21,1

Благодарность 16 17,8 Грубость 18 20

Чувство долга 13 14,5 Льстивость 16 17,8

ведливость коррелируют в ответах на 78%, честность и лицемерие — 81%, отзывчивость и равнодушие — на 32%, а преданность и подлость на 16%. Неустойчивость корреляции ответов свидетельствует о неустойчивости суждений подростков. Себялюбие, хамство, презирают лишь -13,7%, льстивость — 17,8%, беспринципность - 2,3%. Из десяти антиценностей только две находятся на высоком уровне обобщенности (несправедливость и бессовестность), их презирают 74,3% опрошенных.

После анализа выбора ценностей мы определили, что в списке значимых ценностей отсутствуют такие, как скромность, правдивость, коллективизм, альтруизм. Незначительное число - от 2 до 21% -составил выбор таких ценностей, как совесть, гуманность, стыдливость.

Отсутствие выборов «совести», «стыдливости» как ценностей является основанием для предположения, что они не вошли в структуру ценностных ориентации, что ограничивает воз-

можности ценностного самоопределения, снижает мотивационные и регулятивные возможности нравственной сферы, ослабляет нравственно-психологический механизм самоконтроля и саморегуляции своей деятельности и поведения. Т.к, по мнению Г.П Синицина (5), совесть и стыдливость являются нравственными чувствами, в которых человек выражает осуждение своих действий вследствие эмоционального самоосознания своих поступков, либо осознания их под воздействием со стороны.

Такое же безразличие демонстрируется при выборе антиценностей: безответственности, неблагородства, амбиций, зазнайства. В совокупности это свидетельствует о необходимости актуализации деятельности по ценностному самоопределению в учебно-тренировочном процессе с направленностью на значимые морально-нравственные ценности.

Выводы. Проведенное исследование позволило нам сформулировать некоторые выводы:

1. Осознание спортсменами морально-нравственных ценностей, как механизма регуляции поведения и поступков, находится на низком уровне.

2. Морально-нравственные ориентации борцов находятся на среднем уровне обобщенности от конкретных ситуативных до категориальных, что говорит о неустойчивости суждений спортсменов .

3. Анализ ценностных ориентаций выявил преобладание ценностей индивидуального развития над социальными ценностями.

Практические рекомендации. На основании анализа полученных результатов при разработке методики управления ценностным самоопределением у борцов необходимо учитывать следующие факторы:

1. Формирование ценностного самоопределения должно начинаться с ознакомления борцов с системой, структурой, формой проявления и степенью социальной значимости морально-нравственных ценностей.

2. Гармоничное сочетание социальнозначимых и личностных ценностных ориентаций способствует позитивному ценностному самоопределению.

Библиографический список

1. Аплетаев М.Н. Основы нравственного воспитания личности подростка в процессе обучения: Уч.пособие,- Омск, ОГПИ, 1987,- 102с.

2. Аплетаев М.Н. Система воспитания нравственной личности в процессе обучения: Монография/ М.Н. Аплетаев. -Омск: ОмГПУ, 1998. - 256с.

3. Бабушкин Б.Г., Бабушкин Г.Д. Формирование спортивной мотивации/ Г.Д. Бабушкин, Е.Г,Бабушкин. - Омск: СибГАФК, 2000. - 179 с.

4. Бокс // Ежегодник / Сост. H.A. Худадов. - М.: Физкультура и спорт, 1984-1986.

5. Ворожищева H.H. Технология ценностного самоопределения старшеклассников/ Н.Н.Ворожищева.-Омск: ОмГПУ, 2000,-283с.

6. Общая психология: Учебник для пед. институтов /Подред. A.B. Петровского. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 1986. - 464 с.

7. Пилоян P.A. Мотивация спортивной деятельности/ P.A. Пилоян. - М.: Физкультура и спорт, 1984. - 112 с.

СКОРОБОГАТОВ Антон Николаевич, аспирант кафедры психологии.

Дата поступления статьи в редакцию: 14.02.06 г. © Скоробогатов А.Н.

УДК 378.141:796.3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

н. л. литош

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ С УЧЕТОМ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ_

Формирование учебного плана и содержание образовательных программ по всем дисциплинам, в том числе и в части государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника, должно зависеть от предполагаемой деятельности будущего специалиста. При разработке учебного плана по специальности «Адаптивная физическая культура» были предусмотрены особенности профессиональной деятельности будущего специалиста с учетом предполагаемой специализации выпускника.

риев,1991; Е.А. Орлова, 1996) обусловливают острейшую потребность в подготовке физкультурных кадров, специализирующихся в области адаптивной физической культуры и спорта лиц с нарушенным интеллектом.

Целью нашего исследования является разработка технологии профессиональной подготовки студентов специальности 032102 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)».

При разработке учебного плана по данной специальности были предусмотрены особенности профессиональной деятельности будущего специалиста

Ключевой проблемой современной высшей школы является повышение качества подготовки специалистов. Подготовка специалистов любого профиля зависит от обоснования целей обучения, содержания обучения и принципов организации учебного процесса. Первоочередным из перечисленных вопросов учебного процесса является цель подготовки специалистов (Талызина Н.Ф., 1986).

Тенденция к увеличению количества детей с задержкой психического развития и детей с легкой степенью умственной отсталости (Астафьев Н.В., Самыличев A.C., 1997).. а также дефицит физкультурных кадров для работы с ними (Л,А. Дмит-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.