Исследование трудностей в межличностных отношениях студентов на этапе адаптации
к ВУЗу
Research of difficulties in interpersonal relations of students at the stage of adaptation to the
university
Иванова В. Н.
Студент 2 курса ф-т психологии и педагогики, СурГПУ РФ, г.Сургут e-mail: haverenko. [email protected]
Ivanova V. N.
2rdyear student faculty of Psychology and Pedagogy,
SurGPU, Russia, Surgut e-mail: haverenko. [email protected]
Аннотация.
Данная статья посвящена актуальному исследованию влияния трудностей межличностных отношений у обучающихся в университете. В статью входит описанная цель эксперимента магистерской диссертации. Она содержит конкретные задачи по каждому вопросу, разрабираемой в теоретической части по теме: «Содержание психологического консультирования студентов по преодолению трудностей межличностных отношений». В статье показано предположение, как взаимосвязаны компоненты и как на это можно повлиять. Она содержит базу исследования, количество участников, их возраст, и сроки проведения. Методологический аппарат представлен в виде четырех основных методик. Представлен краткий обзор каждой методики. Статья отражает выводы по выбору методологического комплекса. Также она имеет две таблицы по двум методикам первичной диагностики участников опыта. В них характеризуются уровни адаптации и дисгармоничности в отношениях. После таблиц зафиксирован вывод, в котором есть подтверждение взаимосвязи искомых элементов. Статья отражает и дальнейшую стратегию реализацию магистерской диссертации.
Annotation.
This article is devoted to the actual research of the influence of interpersonal relationship difficulties among students at the university. The article includes the described purpose of the experiment of the master's thesis. It contains specific tasks for each issue developed in the theoretical part on the topic: "The content of psychological counseling for students to overcome the difficulties of interpersonal relationships." The article shows an assumption about how the components are interconnected and how this can be influenced. It contains the base of the study, the number of participants, their age, and the timing of the study. The methodological apparatus is presented in the form of four main methods. A brief overview of each technique is presented. The article reflects the conclusions on the choice of the methodological complex. She also has two tables for two methods of primary diagnosis of participants in the experiment. They characterize the levels of adaptation and disharmony in relationships. After the tables, the output is fixed, in which there is a confirmation of the relationship of the sought elements. The article also reflects the further strategy for the implementation of the master's thesis.
Ключевые слова: Трудности, межличностные отношения, адаптация к ВУЗу, студенты, психологическое консультирование.
Key words: Difficulties, interpersonal relationships, adaptation to the university, students, psychological counseling.
Цель исследования: провести анализ по взаимосвязи трудностей в межличностных отношениях и уровня адаптации студентов к учебной группе. Разработать содержание психологического консультирования студентов по преодолению трудностей общения у юношей и девушек, а также повысить коммуникативную компетенцию для благоприятного вхождения в среду студенчества.
Задачи исследования:
1. Определить влияние трудностей межличностных отношений студентов на снижение уровня приспособленности к новому коллективу.
2.Создать программу психологического консультирования, направленную на определение трудностей взаимодействия и их преодоление.
Гипотеза исследования:
1. Трудности общения снижают уровень адаптированности.
2. Разработанная программа способствует увеличению уровня сплоченности коллектива на первых парах взаимосвязи за счет преодоления сложностей.
База исследования:
Опыт проводился на базе БУ ВО ХМАО-Югры «Сургутский государственный педагогический университет» со участниками первого курса. Для исследования трудностей и уровня адаптации были отобраны 10 студентов с низким показателями. Им была предложена, разработанная мной, программа социально-психологического тренинга. Подопытные в количестве 5 человек приняли участие в прохождении консультативной программы и стали экспериментальной группой. Остальные студенты отказались от прохождения программы, но согласились быть контрольной группой. Их количество составляет 5 человек. Возраст испытуемых колеблется от 17 до 19 лет. Сроки исследования - 2020-2021 гг.
Для изучения взаимосвязи трудностей у студентов с целью повышения уровня образованности в эффективных приемах ведения коммуникации был подготовлен комплекс эмпирических методов:
1. Проведение исследования по методике: «Адаптация студентов в вузе», разработанной Т.Д. Дубовицкой, А.В. Крыловой.
2. Определение степени дисгармонии межличностных отношений студентов с помощью опросника: «Субъективная оценка межличностных отношений для диагностики и коррекции супружеских отношений», разработанного С.В. Духновский.
Для определения взаимосвязи переменных был выбран коэффициент линейной корреляции Пирсона.
Также для оценки динамики полученных результатов был выбран статистический метод Т-критерия Вилкоксона [3].
С помощью методики «Адаптация студентов в вузе», разработанной Т. Д. Дубовицкой и А. В. Крыловой, выявлены отверженные подопытные. Затем им был предложен тест, состоящий из 16 вопросов, где они должны были выразить степень своего согласия или несогласия. Варианты ответов, которые студенты могли бы дать на вопросы, следующие: «Да» - 2 балла; «Сложно сказать» -1 балл; «Нет» -0 баллов. Подсчет полученных данных преобразовывался из чисел в баллы посредством использования дешифратора опросника и суммирования стенов для каждой шкалы.
Высокие показатели по шкале адаптации в учебной группе говорят о том, что ученик комфортно чувствует себя в группе, легко находит общий язык с сокурсниками, соблюдает принятые в группе нормы и правила. Низкие показатели по шкале адаптации к учебной группе свидетельствуют о трудностях, которые испытывает студент в общении с сокурсниками.
Высокие показатели по шкале адаптивности к учебной деятельности свидетельствуют о том, что обучающийся легко осваивает учебные предметы, успешно и в срок выполняет учебные задания; при необходимости он может обратиться за помощью к учителю, свободно выразить свои мысли, может проявить свою индивидуальность и способности на уроках. Низкие показатели по шкале адаптивности к учебной деятельности свидетельствуют о том, что обучающийся испытывает трудности в усвоении учебных предметов и выполнении учебных заданий; ему трудно говорить в классе, выражать свои мысли [6].
Для определения степени выраженности трудностей межличностных отношений студентов был использован опросник: «Субъективная оценка межличностных отношений для диагностики и коррекции
супружеских взаимоотношений», разработанный С.В. Духновским. Целью данного опросника является определение слабых мест в системе межличностных отношений у студентов по шкалам: напряженность отношений, отчужденность в отношениях, конфликтность в отношениях, агрессия в отношениях[2].
Студентам предложили пройти тест опросника, содержащий 40 пунктов, содержащий различные характеристики отношений, состояний и чувств, возникающих при взаимодействии с другими людьми.
Испытуемым необходимо определить насколько перечисленные ниже признаки свойственны их отношениям с другими людьми, имея в виду не только сегодняшний день, но и более длительный отрезок времени.
1. Напряжение в отношениях.
Высокие ценности - чрезмерная сосредоточенность, озабоченность мыслями об отношениях, повышенное беспокойство по поводу нестабильных отношений, вызывающих беспокойство и дискомфорт. Средне - умеренно сильное напряжение, необходимое для поддержания интенсивности отношений. Низкие ценности - можно сказать, что человек не думает о том, как развиваются его отношения, возможно, он не замечает настоящего отношения к нему других людей.
2. Отчуждение в отношениях.
Высокие ценности - выражено желание дистанцироваться от других людей. Средние ценности - человек хорошо себя чувствует среди людей, стремится к установлению близких, чувственных, доверительных отношений с другими людьми. Низкие значения - возможно, демонстрация зависимости, соответствия во избежание одиночества и «ненужности».
3. Конфликт в отношениях.
Высокие ценности - наличие противоречий, противостояния, противостояния между людьми. Средние ценности - либо отсутствие противостояния, неразрешимых противоречий между субъектами отношений, либо конструктивно разрешаются возникающие трудности и противоречия. Низкие ценности - компромиссное поведение, несдержанность в проявлении дружелюбия, нерешительность.
4. Агрессия в отношениях.
Высокие ценности - склонность (стремление) подчинять других, доминировать над ними, эксплуатировать их. Средние значения - в отношениях выражается желание занять позицию «на равных». Низкие ценности - проявление доброты, альтруизма, гиперсоциальности.
Интерпретация окончательной оценки.
Высокие ценности - наличие дисгармонии в межличностных отношениях. Средние значения - отношения достаточно гармоничные. Низкие ценности - возможно, чрезмерно выраженные объединяют чувства, такие как единство, общность между людьми, дружелюбие, доброта, признательность, уважение, любовь, что также говорит о дисгармонии в отношениях [1].
Для определения взаимосвязи переменных двух вышеописанных методик или для выявления взаимосвязи адаптации к учебному коллективу и трудностей межличностных отношений был подобран метод математической статистики коэффициент линейной корреляции Пирсона[5].
Таким образом, в ходе исследования был диагностирован уровень адаптации студентов и степень выраженности трудностей межличностных отношений. При помощи методов математической статистики были выяснена взаимосвязь адаптации студентов и трудностей межличностных отношений. Результаты исследования описаны в следующих таблицах 1 и 2.
Таблица 1. Результаты методики «Адаптированность студентов в вузе» (Т. Д. Дубовицкая, А. В. Крылова)
Шкалы
Компоненты и результаты диагностики
Название группы Высокий Средний Низкий
Адаптация к учебной группе КГ 0% 0% 100%(5чел.)
ЭГ 0% 0% 100%(5 чел.)
Адаптация к учебной деятельности КГ 0% 80%(4 чел.) 20%(1 чел.)
ЭГ 0% 60%(3 чел.) 40%(2 чел.)
Исходя из полученных данных, очевидно, что адаптация к учебной деятельности у большинства студентов обоих групп имеет средний уровень. У некоторой части студентов адаптация к учебе низкая, а высокий уровень не наблюдается. По показателю «адаптация к учебной деятельности» у студентов выражена низкая адаптация к учебной группе. Высокого и среднего уровня адаптированности к студенческому коллективу у студентов не зафиксирована. Таким образом, представленная выборка студентов подходит для проведения дальнейших испытаний в рамках исследования.
Таблица 2. Результаты опросника «Субъективная оценка межличностных отношений для диагностики и
коррекции супружеских взаимоотношений», разработанного С.В. Духновским
Шкалы Компоненты и результаты диагностики
Название группы Высокий Средний Низкий
Н КГ 0% 80% (4 чел.) 20% (1 чел.)
ЭГ 20% (1 чел.) 0 % 80% (4 чел.)
О КГ 20% (1 чел.) 40% (2 чел.) 40% (2 чел.)
ЭГ 20% (1 чел.) 20% (1 чел.) 60% (3 чел.)
К КГ 0% 20% (1 чел.) 80% (4 чел.)
ЭГ 0 % 40% (2 чел.) 60% (3 чел.)
А КГ 0% 40% (2 чел.) 60% (3 чел.)
ЭГ 0 % 60% (3 чел.) 40% (2 чел.)
Индекс дисгармоничных отношений КГ 20% (1 чел.) 0% 80% (4 чел.)
ЭГ 20% (1 чел.) 0% 80% (4 чел.)
Таким образом, в выборке различно варьируются признаки и уровни дисгармонии отношений, однако, прослеживается общая тенденция, в которой наблюдается, что большинство студентов имеют трудности межличностных отношений. Менее выражена гармония в межличностных отношениях у студентов. По общему показателю дисгармоничности, у всей выборки гармония в отношениях равна 0%. Представленная тенденция доказывает, что у испытуемых имеются трудности в межличностных отношениях. Студенты данной выборки нуждаются в проведении консультативной программы.
Для определения взаимосвязи между уровнем адаптации и трудностями межличностных отношений был использован метод математической статистики коэффициент линейной корреляции Пирсона. Исходя из результатов математической обработки можно сделать вывод о том, что между уровнем адаптации и трудностями межличностных отношений существует взаимосвязь. То есть трудности в межличностных отношениях студентов оказывают влияние на снижение уровня адаптации к учебной группе. Таким образом, получается, что гипотеза подтверждена[4].
После полученной первичной диагностики, обработанных методом математической статистики данных, сделанных соответствующих выводов и планирования дальнейшей работы будет проведена программа психологического консультирования для предотвращения проблем взаимодействия между людьми.
Список используемой литературы:
1.Духновский С. В. Диагностика межличностных отношений. Психологический практикум, СПБ, 2010.
2.Духновский С. В. Психология отношений личности: монография. Курган, изд-во Курганского госуниверситета, 2014.
3.Иванова Н. Л. Межкультурная адаптация студентов. Вопросы психологии 2006, № 5.
4.Кондратьев М. Ю. Особенности адаптации личности в условиях становления ученического коллектива. Вопросы психологии 2007, № 2.
5.Ященко Е. Ф. Исследование ценностно-смыслового аспекта самоактуализаци студентов. Вопросы психологии 2007, № 1.
6.Дубовицкая Т. Д. Методика адаптированности студентов в вузе[Текст] /Т. Д. Дубовицкая, А. В. Крылова / «Психологическая наука и образование». - 2010. - № 2.