ЮУ
УДК 159.9:37.015.32 DOI 10.20310/1810-231X-2023-22-4-28-35
Поступила в редакцию / Received 11.09.2023 Поступила после рецензирования и доработки / Revised 23.10.2023 Принята к публикации / Accepted 17.11.2023
оригинальная статья
Исследование тревожности, коммуникативных навыков и когнитивных процессов у одаренных детей
Юрьева Татьяна Владиславовна ® © , Давыдова Юлия Сергеевна
Страчкова Мария Владимировна
ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина» 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33
н vurevatv@ gmail. com
Аннотация. Цель статьи - исследование детской тревожности, коммуникативных навыков и когнитивных процессов (память, мышление) одаренных детей в различных направленностях -научной, творческой, спортивной. В работе использовались: анкета для сбора общей информации, методика М.И. Рожкова «Диагностика сформированности коммуникации как общения у младших школьников» для оценки коммуникабельности, «10 слов» для диагностики памяти. Методики для изучения мышления: «Исключение лишнего», «Выделение существенных признаков». Для диагностики тревожности применялась Шкала явной тревожности для детей CMAS (The Children's Form of Manifest Anxiety Scale). Выборка исследования состоит из одаренных детей в возрасте от 10 до 18 лет. Уровень образования респондентов не однородный, участие в исследовании приняли школьники и студенты колледжей. В результате полученных исследовательской группой данных можно сделать выводы о психическом состоянии одаренных детей. Высокие результаты в развитии когнитивных процессов были получены в ходе анализа методик «10 слов», «Исключение слов», «Выделение существенных признаков». Преимущественно средний уровень коммуникабельности отмечается по результатам методики М.И. Рожкова. Методика диагностики уровня тревожности CMAS показала преимущественно нормальный и несколько повышенный уровень тревожности среди респондентов. В дальнейшем планируется создание коррекционных программ с целью психологического сопровождения одаренных детей разных возрастных категорий, уровней образования и направленностей. Данное исследование дает возможность создать психологический портрет одаренного ребенка и определить основные вопросы, которые возможно решить с помощью психологического сопровождения и коррекции.
Ключевые слова: детская одаренность; характеристика одаренного ребенка; детская тревожность; когнитивные процессы; коммуникативные навыки; память; мышление; психологическое сопровождение; психологическая коррекция; психологический портрет
Конфликт интересов отсутствует
Для цитирования: Юрьева Т.В., Давыдова Ю.С., Страчкова М.В. Исследование тревожности, коммуникативных навыков и когнитивных процессов у одаренных детей // Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус». 2023. Т. 22. № 4. С. 28-35. DOI 10.203Ш/Ш0-231Х-2023-22-4-28-35
© Юрьева Т.В., Давыдова Ю.С., Страчкова М.В., 2023
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ «ГАУДЕАМУС». 2023. Т. 22. № 4. C. 28-35. RU http://journals.tsutmb.ru/gaudeamus/ / EN http://joumals.tsutmb.ru/gaudeamus-eng/
original article
Studying anxiety, communication skills and cognitive processes in gifted children
Tatiana V. Yureva ® © , Yulia S. Davydova © , Maria V. Strachkova ©
Derzhavin Tambov State University 33 Internatsionalnaya St., Tambov 392000, Russian Federation
® yurevatv@gmail.com
Abstract. The research purpose is to study children's anxiety, communication skills and cognitive processes (memory, thinking) of gifted children in various directions - scientific, creative, sports. The research used: questionnaire for collecting general information, M.I. Rozhkov's methodology "Diagnostics of communication formation as interaction of younger schoolchildren" for assessing sociability, "10 words" for memory diagnostics. Methods for studying thinking were: "Exclusion of excess", 'Identification of essential features". The CMAS (The Children's Form of Manifest Anxiety Scale) was used to diagnose anxiety. The research sample consists of gifted children aged 10 to 18 years. The education level of respondents is not homogeneous, schoolchildren and college students took part in the study. As a result of the data obtained by the research group, conclusions can be drawn about the mental state of gifted children. High results in the development of cognitive processes were obtained during the analysis of the methods "10 words", "Exclusion of words", "Identification of essential features". Mainly the average level of sociability is noted according to the results of the methodology of M.I. Rozhkov. The method of diagnosing the level of anxiety CMAS showed predominantly normal and somewhat elevated levels of anxiety among respondents. In the future it is planned to create correctional programs for psychological support of gifted children of different age categories, education levels and orientations. This research enables to create a psychological portrait of a gifted child and identify the main issues that can be solved with the help of psychological support and correction.
Keywords: child giftedness; characteristics of a gifted child; child anxiety; cognitive processes; communication skills; memory; thinking; psychological support; psychological correction; psychological portrait
There is no conflict of interest
For citation: Yureva T.V., Davydova Y.S., Strachkova M.V. Studying anxiety, communication skills and cognitive processes in gifted children. Psychological-Pedagogical Journal "Gaudeamus", 2023, vol. 22, no. 4, pp. 28-35. (In Russian). DOI 10.20310/1810-231X-2023-22-4-28-35
ВВЕДЕНИЕ
Ряд исследователей одаренности детей считает, что одаренность является производной неповторимого набора соматических характеристик и свойств нервной системы ребенка, к которому приводит индивидуальное сочетание генов в генотипе. Изначально, определенный набор свойств может запустить как неблагоприятное и благоприятное, так и промежуточное развитие индивида. Одним из вариантов последнего является феномен одаренности - опережение в развитии ребенком своих сверстников в интеллектуальном и/или творческом развитии. Ведущая роль в ее возникновении отводится не только биологическим факторам, на проявление и раз-
витие гениальности, одаренности также влияют условия социальной среды: отношение к ребенку в семье, его развитие в образовательной сфере. К последнему можно отнести развивающие детские кружки, дополнительное образование, спортивные секции, научные и творческие конкурсы и т. п.
Соматически одаренность объясняется тем, что во время неравномерного развития явно проявляется разница в работе левого и правого полушария, которое именуется меж-полушарной асимметрией. Доминирование в работе мозга левого полушария проявляется в преуспевании аналитических, логических способностей, в то же время доминирование правого отражается на творческих способностях и интуитивном мышлении.
В Российской Федерации существует федеральная целевая программа «Дети России», подпрограмма которой «Одаренные дети» нацелена на обучение и поддержание развития специальных способностей у детей.1 Несмотря на использование технологий сопровождения одаренного ребенка в сфере образования, программа не нацелена на психологическую работу с ним. Потому задача нашего исследования состоит в том, чтобы изучить психологические характеристики одаренных детей, составить общий психологический портрет такого ребенка и определить основные направления работы в рамках психологического сопровождения.
По результатам проведенных ранее исследований психологических особенностей одаренных детей можно выделить характерные для них качества: ярко выраженная любознательность, абстрактность и креативность мышления, опережающие нормальное развитие память и речь, способность к классификации информации и оперирование полученными выводами, настойчивость в достижении цели, развитое чувство юмора, крайне развитое чувство справедливости, перфекционизм [1]. Но в случае опережения в развитии одних функций, другие могут отставать. Таким образом, интеллектуально одаренные дети отстают в способности решать простые бытовые ситуации, склонны к пренебрежению собственным внешним видом и этическими нормами, наблюдаются сложности в социальной адаптации.
Одаренные дети отличаются стремлением в совершенствовании своих навыков. Уровень притязаний у таких детей выше, что влечет за собой возникновение внутрилично-стного конфликта между ожиданиями и реальностью. Склонность к перфекционизму и желание добиться идеальных результатов могут повлечь за собой невротические и депрессивные реакции [2].
С работой познавательных способностей тесно связаны эмоции. Как уже известно, они выполняют побудительную и оценочную функции, тем самым соотнося ожидания и
1 Федеральная целевая программа «Дети России» // Российской образование. URL: https://edu.ru/documents/ view/22698/ (дата обращения: 18.08.2023).
реальность, осуществляют контроль деятельности, отвечают за целенаправленность и пристрастность. Соответственно, способность к осознанию и когнитивной оценке эмоций регулирует деятельность и поведение, осуществляет саморегуляцию, которая используется для коррекции личностных качеств и их регуляции в процессе обучения [3].
Что касается физического развития, у одаренных детей отмечаются: высокая энергичность, граничащая с гиперактивностью; сокращение продолжительности сна; позднее развитие навыков мелкой моторики по сравнению с интеллектуальными и творческими.
Исследователи поведенческих особенностей у одаренных детей выделяют: независимость от общественного мнения; несформи-рованность социальных навыков; повышенную реактивность и бурные аффективные реакции, с одной стороны, и застенчивость и трудность в коммуникации, с другой; стремление к доминированию и лидерству внутри своей группы [4].
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
Для решения поставленных в исследовании задач применялся ряд методов: теоретические - анализ, сравнение и обобщение результатов ранее проведенных исследований в области изучения психологических черт у одаренных детей; и эмпирические - анкетирование и сбор данных с помощью стандартизированных методик. Исследование проводилось на базе Центра творчества и оздоровления «КОСМОС». Особенность базы исследования состоит в том, что организация целенаправленно ведет работу с детьми, которые проявляют отличительные способности в творческом, интеллектуальном и спортивном направлениях, далее обозначаемые как «одаренные» - опережающие в умениях своих сверстников. Выборка составила 36 детей (п = 36) в возрасте от 10 до 18 лет с различным уровнем образования, а именно школьники и студенты колледжей. Большую часть составили дети в возрасте 13-14 лет (27,8-22,2 % от всей выборки). Среди них удалось выявить следующие направления одаренности: научную, творческую и спортивную. По данным анкеты, основная часть участников проявляет свои способности в нескольких направленностях одновременно.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ «ГАУДЕАМУС». 2023. Т. 22. № 4. C. 28-35. RU http://journals.tsutmb.ru/gaudeamus/ / EN http://journals.tsutmb.ru/gaudeamus-eng/
Цель данного исследования - изучение тревожности, коммуникативных навыков и когнитивных процессов у одаренных детей творческой, интеллектуальной (научной) и спортивной направленностей.
Объект исследования - личностные характеристики и когнитивные процессы.
Предмет исследования - тревожность, коммуникативность, память и мышление у одаренных детей в возрасте от 10 до 18 лет.
Нами предполагалось, что у одаренных детей хорошо развиты память и мышление, тревожность умеренная, навыки коммуникации успешно реализуются во взаимодействии с социальной средой.
В ходе исследования мы применяли следующие методы и методики.
1. Анкетирование. Специально разработанная анкета использовалась с целью получения общей информации о респондентах, принявших участие в исследовании.
2. Методика М.И. Рожкова «Диагностика сформированности коммуникации как общения у младших школьников». Использовалась для установления сформированно-сти коммуникации как общения.
3. Шкала явной тревожности для детей CMAS (The Children's Form of Manifest Anxiety Scale). Определение уровня тревожности как устойчивого образования у одаренных детей.
4. Методика изучения памяти «10 слов».
5. Методики изучения мышления: «Исключение лишнего», «Выделение существенных признаков». Направлены на исследование способности обобщения, абстрагирования, выделения существенных признаков предметов.
Сбор данных проводился в электронном виде с применением цифровых технологий.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
В исследовании принимали участие дети с творческой, спортивной и интеллектуальной одаренностью. По мнению зарубежных исследователей феномена одаренности, между творческой и интеллектуальной одаренностью имеются различия, которые объясняются определенными личностными чертами [5]. Такие черты, как сговорчивость, невротизм и экстраверсия, имеют отрицательную связь с интеллектуальными достижениями. Положи-
тельную связь показывают добросовестность и открытость [6]. Помимо того, исследования эмоционального интеллекта (EI) показали существенные различия между одаренными и неодаренными детьми в пользу первых [7].
Наше исследование позволило создать общий психологический портрет одаренного ребенка, а ключевыми характеристиками выступили показатели, описание которых приведено ниже.
Коммуникабельность. По данным методики М.И. Рожкова удалось установить следующее:
- у 5 детей (13,9 %) уровень коммуникации высокий. Такой уровень характерен для детей, обладающих лидерскими качествами, и предполагает успешный выход из конфликтных ситуаций. Они способны легко инициировать и организовывать общую деятельность;
- у 25 детей (69,4 %) уровень коммуникативных способностей средний. Результат предполагает, что ребенок умеет слушать и слышать, для него не составляет труда вступать в диалог и поддерживать беседу со сверстниками. Не предполагает стремления к лидерству, умеет найти компромисс в конфликтах;
- у 6 детей (16,7 %) уровень коммуникации низкий. Они с трудом устанавливают контакты с окружающими, не проявляют себя в группе. Для таких детей характерны невнимательность и ситуативность в выборе.
Полученные данные показали, что большинство одаренных детей имеют средний уровень развития коммуникативных навыков. Это может быть связано с тем, что их сфера интересов ориентирована на себя, на собственное развитие в определенной сфере и поиск единомышленников, чем на окружающих их людей. Тем не менее доля детей с низким уровнем коммуникаций выше доли детей с высоким показателем, что может говорить о потребности в коррекции их сферы коммуникативных навыков.
Тревожность. Методика определения детской тревожности CMAS помогла получить результаты среди одаренных детей:
- у 5 детей (13,9 %) определено чрезмерное спокойствие, которое как может
быть защитной реакцией, так и не являться таковой;
- у 17 детей (47,2 %) регистрируется нормальный уровень тревожности. Такой уровень не несет ощутимого дискомфорта, часто выражен в виде волнения, а также необходим для успешной адаптации к изменяющимся условиям и продуктивной деятельности;
- у 10 детей (27,8 %) уровень тревожности повышен. На таком уровне тревожность соматически ощутима, может возникать в определенных ситуациях, связанных с индивидуально значимой сферой жизни;
- у 4 детей (11,1 %) выявлена очень высокая тревожность. Это опасный уровень, который может спровоцировать риск возникновения психических или соматических заболеваний. Возникшая тревога может не поддаваться контролю и приводить к паническим атакам. Несет ощутимый дискомфорт, тяжело переживается. Возможно отнести респондентов в группу риска.
Значимыми показателями обладают нормальный и несколько повышенный уровень тревожности среди одаренных детей, что в сумме дает 75 % от общего числа участников исследования. Стоит обратить особое внимание на участников с очень высоким показателем тревожности, которая может оказывать негативное влияние как на повседневную жизнь, так и на ситуации, напрямую связанные с одаренностью - участие в конкурсах, олимпиадах, публичные выступления и др.
Психологические исследования тревожности у интеллектуально одаренных детей показывают, что высокий вербальный потенциал (HIP) может быть фактором уязвимости к тревоге, что в дальнейшем приводит к тревожным расстройствам и клиническому вмешательству, а высокий уровень перцептивного мышления может являться защитным фактором [8; 9]. Взаимосвязи между учебной мотивацией и школьной тревожностью у одаренных детей не обнаружено [10]. Повышение показателей тревожности отмечается в вопросах оценки собственных перспектив в будущем [11]. Существуют различия в переживании ситуативной и личностной тревожности. Так, у учащихся 9 классов выше ситуативная тревожность, а у 10 и 11 классов - личностная
[12]. Что касается социального благополучия, то в семьях одаренных детей у родителей наблюдается низкий уровень субъективного благополучия (SWB), вследствие чего те склонны выражать агрессию, что может привести к повышению уровня тревожности у ребенка [13]. В зарубежном исследовании эффективных методов коррекции тревожности себя зарекомендовала терапия осознанностью (mindfulness therapy), а одна из ее особенностей - это сохранение длительного эффекта терапии [14].
Когнитивные процессы. Память оценивалась методикой «10 слов». Результаты показывают следующее:
- 15 детей (41,7 %) имеют высокий показатель способности к запоминанию и воспроизведению материала;
- 8 детей (22,2 %) показали средний уровень запоминания;
- 4 ребенка (11,1 %) показали уровень ниже среднего;
- 9 детей (25 %) имеют низкий уровень мнемонических способностей, что, вероятно, может быть связано с утомляемостью и внутренней мотивацией к выполнению задания.
Обобщив результаты, можно выделить две группы: развитые мнемонические способности встречаются у 63,9 % детей, у 36,1 % от общего количества детей имеются нарушения в работе памяти и относятся к группе риска. Эффективными в развитии и поддержании хорошей памяти являются мнемотехники (техники запоминания) [15; 16]. Мышление одаренного ребенка характеризуется гибкостью, легкостью и оригинальностью [17].
Далее рассмотрим мыслительные способности одаренных детей. Ниже приведены данные соответствующих методик для их оценки.
Результаты методики «Исключение лишнего»:
- 30 детей (83 %) имеют высокие значения;
- 5 детей (14 %) показали средние значения;
- 1 ребенок (3 %) показал низкое значение.
Результаты методики «Выделение существенных признаков»:
- 26 детей (72,2 %) имеют высокий уровень;
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ «ГАУДЕАМУС». 2023. Т. 22. № 4. C. 28-35. RU http://journals.tsutmb.ru/gaudeamus/ / EN http://journals.tsutmb.ru/gaudeamus-eng/
- 3 ребенка (8,3 %) имеют средний уровень;
- 7 детей (19,4 %) имеют низкий уровень.
Соответственно, большая часть респондентов показала высокие результаты, а значит способности к обобщению, абстрагированию и выделению существенных признаков хорошо развиты.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате было установлено, что большая часть одаренных детей готовы к общению, они умеют построить социальные контакты, их навыки коммуникации развиты. Несмотря на это, примерно каждый десятый одаренный ребенок имеет показатель значительно ниже нормы, что может оказать отрицательное воздействие на повседневную деятельность, а также деятельность, связанную с проявлением одаренности. Тревожность в среднем нормальная или немного завышенная, что является характерным для одаренных
детей в связи с их способностями. Когнитивные навыки также обладают отличительными способностями: мышление у одаренных детей более развито, чем память, на что следует обратить внимание в процессе психологического сопровождения. Таким образом, мы имеем универсальный психологический портрет одаренного ребенка в современном мире.
В дальнейшем планируется применить полученные результаты для создания рабочей тетради в рамках психологического сопровождения одаренных детей, в которую важно включить упражнения на когнитивные функции, коммуникацию и техники работы с тревожностью. Задача психологического сопровождения одаренных детей может заключаться в поиске и реализации индивидуального подхода к каждому ребенку. Основные проблемы, с которыми может столкнуться одаренный ребенок - детская тревожность, развитие когнитивных процессов и коммуникативных навыков среди сверстников.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Портнова Д.С. Психологические особенности одаренных детей // Будущее науки-2022: в 2 т. / отв. ред. М.С. Разумов. Т. 2. Курск: ЮЗГУ, 2022. С. 203-206. EDN: DSIKRW
2. Ушакова В.Р. Психологическая характеристика одаренных детей в современных условиях // Психология социализации личности в современных условиях. Симферополь: ДИАЙПИ, 2015. С. 192197. EDN: VPXPQT
3. Мальсагова М.Х., Мамиева З.М., Шаухалов А.Б. Нейродидактический подход к обучению одаренных детей // Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 1 (93). С. 140-145. DOI 10.24158/spp.2022.1.18; EDN: ZFXONS
4. Бекиров С.Н. Личностные особенности и поведенческие черты одаренных детей // Проблема одаренности в трудах отечественных и зарубежных ученых: генезис и развитие. Ялта: Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», 2020. С. 15-21. EDN: RTUMFD
5. Zenasni F., Mourgues C., Nelson J., Muter C., Myszkowski N. How does creative giftedness differ from academic giftedness? A multidimensional conception, Learning and Individual Differences // Elsevier. 2016. № 52. P. 216-223. DOI 10.1016/j.lindif.2016.09.003
6. Mammadov S., Cross T.L., Olszewski-Kubilius P. A look beyond aptitude: the relationship between personality traits, autonomous motivation, and academic achievement in gifted students // Roeper Review. 2021. № 43. P. 161-172. DOI 10.1080/02783193.2021.1923595
7. Ogurlu U. A meta-analytic review of emotional intelligence in gifted individuals: a multilevel analysis // Elsevier. 2021. № 171. DOI 10.1016/j.paid.2020.110503
8. Kermarrec S., Attinger L., Guignard J., Tordjman S. Anxiety disorders in children with high intellectual potential // BJPsych Open. 2020. № 6. DOI 10.1192/bjo.2019.104
9. Щебланова Е.И., Петрова С.О. Современные зарубежные исследования тревожности интеллектуально одаренных школьников // Современная зарубежная психология. 2021. Т. 10. № 4. С. 97-106. DOI 10.17759/jmfp.2021100409; EDN: BCPOWL
10. Непринцева В.М., Корж Е.М. Взаимосвязь учебной мотивации и школьной тревожности у одаренных детей младшего школьного возраста // Актуальные направления социально-психологических
исследований личности в онтогенезе / под общ. ред. Л.А. Григорович. М.: МГОУ, 2019. С. 104-108. EDN: YSVPYG
11. Волкова Е.Н., Беляева С.И. «Тревожная оценка перспектив» и психологическое благополучие одаренных подростков // Сибирский психологический журнал. 2021. № 80. С. 91-106. DOI 10.17223/17267080/80/5; EDN: CZGRCJ
12. Снегирева М.А. Исследование уровня тревожности одаренных обучающихся старших классов // Наука молодых. Арзамас; Балахна; Нижний Новгород: Арзамасский филиал ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского», 2021. С. 325328. EDN: HHRQTA
13. Llinares-Insa L.I., Casino-García A.M., García-Pérez J. Subjective well-being, emotional intelligence, and mood of parents: a model of relationships. impact of giftedness // Sustainability. 2020. № 12. DOI 10.3390/su12218810
14. Amiri F., Viskarami, H.A., Sepahvandi M.A. Effectiveness of mindfulness therapy on anxiety and emotion regulation of first-grade high school gifted students // Empowering Exceptional Children. 2019. № 10 (2). С. 137-148. DOI 10.22034/ceciranj.2019.95954
15. Камнева А.В. Психологический анализ развития памяти одаренного ребенка // Образование детей дошкольного и младшего школьного возраста: диалог наук о детстве: в 2 ч. Ч.1. Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2019. С. 74-80. EDN: JCHIVY
16. Махмудова А.Д., Реджабаева М.З., Абдуллаева А.У. Психологические особенности памяти одаренных детей // Инсайт: психологические координаты общества. Херсон: ВД «Гельветика», 2019. № 1 (16). С. 185-186.
17. Богомолова Е.А. Одаренные дети: как выявить одаренного ребенка и как построить работу с ним? // Science and Education: Problems and Innovations. Пенза: Наука и Просвещение, 2020. С. 89-91. EDN: VYYANO
REFERENCES
1. Portnova D.S. Psychological characteristics of gifted children. In: The Future of Science-2022: in 2 vols. Kursk, Southwest State University Publ., 2022, vol. 2, pp. 203-206. (In Russian).
2. Ushakova V.R. Psychological characteristics of gifted children in modern conditions. In: Psychology of Personality Socialization in Modern Conditions. Simferopol: DIAIPI Publ., 2015, pp. 192-197. (In Russian).
3. Malsagova M.Kh., Mamiyeva Z.M., Shamkhalov A.B. Neurodidactic approach to teaching gifted children. Society: Politics, Economics, Law, 2022, no. 1 (93), pp. 140-145. (In Russian). DOI 10.24158/spp.2022.1.18
4. Bekirov S.N. Personality traits and behavioral traits of gifted children In: Issues of Giftedness in the Works of Naional and Foreign Scientists: Genesis and Development. Yalta, Humanities and Pedagogical Academy (branch) of the Crimean Federal University named after V.I. Vernadsky Publ., 2020, pp. 15-21. (In Russian).
5. Zenasni F., Mourgues C., Nelson J., Muter C., Myszkowski N. How does creative giftedness differ from academic giftedness? A multidimensional conception, Learning and Individual Differences. Elsevier, 2016, no. 52, pp. 216-223. DOI 10.1016/j.lindif.2016.09.003
6. Mammadov S., Cross T.L., Olszewski-Kubilius P. A look beyond aptitude: the relationship between personality traits, autonomous motivation, and academic achievement in gifted students. Roeper Review, 2021, no. 43, pp. 161-172. DOI 10.1080/02783193.2021.1923595
7. Ogurlu U. A meta-analytic review of emotional intelligence in gifted individuals: a multilevel analysis. Elsevier, 2021, no. 171. DOI 10.1016/j.paid.2020.110503
8. Kermarrec S., Attinger L., Guignard J., Tordjman S. Anxiety disorders in children with high intellectual potential. BJPsych Open, 2020, no. 6. DOI 10.1192/bjo.2019.104
9. Shcheblanova E.I., Petrova S.O. Modern foreign researches of anxiety in intellectually gifted school children. Journal of Modern Foreign Psychology, 2021, vol. 10, no. 4, pp. 97-106. (In Russian). DOI 10.17759/jmfp.2021100409
10. Neprintseva V.M., Korzh E.M. The relationship of educational motivation and school anxiety in gifted children of primary school age. In: Current Directions of Social and Psychological Research of Personality in Ontogenesis. Moscow, MSPU Publ., 2019, pp. 104-108. (In Russian).
11. Volkova E.N., Belyaeva S.I. "Anxious assessment of prospects" and psychological well-being of gifted adolescents. Siberian Psychological Journal, 2021, no. 80, pp. 91-106. (In Russian). DOI 10.17223/17267080/80/5
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ «ГАУДЕАМУС». 2023. Т. 22. № 4. C. 28-35. RU http://journals.tsutmb.ru/qaudeamus/ / EN http://journals.tsutmb.ru/qaudeamus-enq/
12. Snegireva M.A. The study of the anxiety level of gifted students of senior classes In: Science of the Youth. Arzamas, Balakhna, Nizhny Novgorod, Arzamas Branch of the Lobachevsky National Research Nizhny Novgorod State University Publ., 2021, pp. 325-328. (In Russian).
13. Llinares-Insa L.I., Casino-García A.M., García-Pérez J. Subjective well-being, emotional intelligence, and mood of parents: a model of relationships. Impact of giftedness. Sustainability, 2020, no. 12. DOI 10.3390/su12218810
14. Amiri F., Viskarami, H.A., Sepahvandi M.A. Effectiveness of mindfulness therapy on anxiety and emotion regulation of first-grade high school gifted students. Empowering Exceptional Children, 2019, no. 10 (2), pp. 137-148. DOI 10.22034/ceciranj.2019.95954
15. Kamneva A.V. Psychological analysis of the development of memory of a gifted child. In: Education of Preschool and Primary School Age Children: Dialogue of Sciences about Childhood: in 2 pts. Yelets, I.A. Bunin Yelets State University Publ., 2019, pt 1, pp. 74-80. (In Russian).
16. Makhmudova A.D., Radzhabova M.Z., Abdullayeva A.U. Psychological features of memory of gifted children. In: Insight: Psychological Coordinates of Society. Kherson, VD "Helvetica" Publ., 2019, no. 1 (16), pp. 185-186. (In Russian).
17. Bogomolova E.A. Gifted children: how to identify a gifted child and how to build work with him? In: Science and Education: Problems and Innovations. Penza, Nauka i Prosveshchenie Publ., 2020, pp. 89-91. (In Russian).
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ I INFORMATION ABOUT THE AUTHORS
Юрьева Татьяна Владиславовна - кандидат психологических наук, доцент, зав. кафедрой общей и клинической психологии. Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация.
Е-mail: yurevatv@gmail. com
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9357-9087
Вклад в статью: постановка проблемы, разработка
концепции статьи, написание и корректировка текста.
Давыдова Юлия Сергеевна - студент Педагогического
института. Тамбовский государственный университет
имени Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация.
E-mail: yul.dav@mail.ru
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6240-3508
Вклад в статью: сбор статистических данных, анализ
полученных данных.
Страчкова Мария Владимировна - студент Педагогического института. Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация.
E-mail: morea.tsutmb@gmail.com
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2683-6626
Вклад в статью: описание результатов и оформление
выводов исследования.
Tatiana V. Yureva - Candidate of Psychology, Associate Professor, Head of General and Clinical Psychology Department. Derzhavin Tambov State University, Tambov, Russian Federation. E-mail: yurevatv@gmail.com ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9357-9087 Contribution: issue statement, article concept development, text writing and editing.
Yulia S. Davydova - Student of Pedagogical Institute. Derzhavin Tambov State University, Tambov, Russian Federation.
E-mail: yul.dav@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6240-3508 Contribution: statistical data collection, obtained data analysis.
Maria V. Strachkova - Student of Pedagogical Institute. Derzhavin Tambov State University, Tambov, Russian Federation.
E-mail: morea.tsutmb@gmail.com
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2683-6626
Contribution: results description and conclusions design.