УДК 316
ИССЛЕДОВАНИЕ ТРЕБОВАНИЙ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПРИ ВЫБОРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ Хижная Анна Владимировна, к.пед.н., доцент,
(e-mail: [email protected]) Деулина Светлана Александровна, магистрант (e-mail: [email protected]) Булганина Анастасия Евгеньевна, студент,
(e-mail: [email protected]) Макарова Наталья Васильевна, магистрант, (e-mail: [email protected]) Большакова Юлия Сергеевна, магистрант (e-mail: [email protected]) Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина, г.Нижний Новгород, Россия
Статья посвящена анализу рынка образовательных услуг. Цель исследования - выявление спроса на кружки в детских образовательных организациях и анализ требований потребителей при выборе образовательных услуг. В сентябре 2020 года был проведен опрос родителей детей школьного возраста. Определены предпочтения по целям посещения занятий детьми, частоте и их длительности, стоимости. Показаны требования по квалификации и опыту педагога, источникам поиска информации о деятельности образовательной организации и др.
Ключевые слова: образовательные услуги, кружки, дополнительное образование детей, опрос, потребители
Введение. В настоящее время рынок образовательных услуг Нижнего Новгорода представлен широким спектром образовательных услуг для детей дошкольного и школьного возраста. По данным httpsV/р 52. навигатор. дети/ образовательными организациями дополнительного образования детей в возрасте от 3 до 16 лет реализуются программы как на платной, так и на бесплатной основе (сертификат):
сео
о°'Со
©О©©
° гР "г
- ¿Щ^
Методика исследования. Цель исследования - выявление спроса на кружки в детских образовательных организациях и анализ требований по-
требителей при выборе образовательных услуг. Опрос проведен в сентябре 2020 года, выборка 35 человек, жители Нижнего Новгорода, родители детей-школьников. Большинство участников опроса были женского пола (73,5%) и мужского (26,5%), что видно на рисунке 1, имеющие детей: 44,8% - 1 ребенка, 41,4% - 2 ребенка, 13,8% - от 3 детей (рис. 2). Основные цели посещения детских образовательных центров являются: развитие творческих способностей (указали 77,1%), концентрации и внимания (68,6%), улучшение памяти (62,8%) и приобретение новых навыков (45,7%).
в Мужской в Женский
Рисунок 1 Распределение респондентов по полу
9 1 ребенок Ф 2 ребенка ® От 3 детей и более
Рисунок 2 -. Число детей у респондентов
Результаты исследования. Почти все участники опроса (93,1%) ответили положительно на вопрос «Занимается Ваш ребенок дополнительным образованием?» (рис. 3). Это ясно дает понять, что дополнительное образование детей актуально в настоящее время и необходимо дальнейшее исследование спроса на услуги по вариантам образовательных программ различной направленности с учетом возраста детей, их сроков реализации, способов оплаты.
• Да
• Нет
Рисунок. 3 - Выявление актуальности дополнительного образования в целом
При ответе на вопрос «Кто должен заниматься организацией детских кружков?» (рис. 4), получено, что 60% указали - коммерческая образовательная организация и организация их на базе школ, вузов и системы дополнительного образования детей (40%). При этом 42,9% родителей рассматривают вариант самообразования своих детей в домашних условиях (работа родителей с детьми, игры со сверстниками, дистанционное обучение, онлайн -уроки и др.). На основе этих данных образовательным организациям необходимо разрабатывать учебно-методические комплексы и программы кружков в электронной форме и рассматривать варианты онлайн - обучения на разных платформах, помимо традиционного формата обучения.
0,0 2.5 5.0 7.5 10,0 12.5 15.0 17.5 20,0 22.5 25,0
Рисунок 4 - Выявление способа организации кружка
Основными причинами самообразования детей дома являются удаленность расположения центра (52,2%), на втором месте - нехватка времени водить детей по кружкам (39,1%) и на третьем месте - высокая стоимость занятий в коммерческих образовательных центрах (21,7%).
Судя по ответам, расположение образовательной организации является важным фактором выбора кружков, она должна находиться в доступном месте, близко от дома или школы. Возможно сотрудничество организаций, предоставляющих дополнительные образовательные услуги детям со школами (группами продленного дня, когда педагоги централизованно могут сопровождать детей в кружок в дневное время). Следует также обратить внимание на ценовую политику дополнительных образовательных услуг для детей. Нужно отметить, что потребителям образовательных услуг важна квалификация и профессионализм педагогов (указали 54,3% респондентов), наличие высшего образования (48,6%) и опыта работы по направлению кружка (34,2%).
В ходе опроса получено, что около 60% готовы записать детей-школьников в кружки (выбрали направления дополнительного образования для своих детей), около трети респондентов пока затруднились ответить на данный вопрос, остальные 5,7% ответили отрицательно (рис. 5). Большинство родителей устраивает посещение детьми кружков два раза в неделю (71,4%), 17,1% есть возможность только раз в неделю, а у 8,6% -пять раз в неделю, лишь у 2,9% могут водить детей ежедневно, что видно из рисунка 6. Большинство родителей устраивает продолжительность занятий в 1 час (82,9%) и 1,5 часа (17,1%). Это пожелание необходимо учи-
тывать при планировании занятий и разработке рабочей программы дополнительных образовательных услуг, а также при календарно-тематическом планировании (рис. 7).
9 Конечно!
О Затрудняюсь ответить
• Нет
• Уже посещаем!
Рисунок 5 - Желание родителей записать детей в кружки дополнительного
образования на текущий учебный год
• 1 раз
. Ф 2 раза
^ раз
# Ежедневно
Рисунок 6 - Частота занятий в неделю
# мин
Ф 1 час 1.5 часа
• От 2 часов и более
Г / 1
г / 17,1% '
к 82,9%
1 А
Рисунок 7 - Выявление предпочтений по продолжительности занятий
■ До 12:00 НС 12:00 до 15:00 ■ С 15:00до 1В:М ■ После М) ■ Не имеет значения ■ Не шеи в этот день
1111 1|1 Ц
Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница
Рисунок 8 - Показатель предпочитаемых дней недели и времени занятий кружка в образовательной организации
Из рисунка 8 можно сделать вывод, что взрослым удобнее всего водить ребенка на занятия: с понедельника по пятницу - с 15:00 до 18:00 (кол-во человек выбравших такой ответ - от 13 до 21, при этом в пятницу это время удобно не всем родителям); так же есть спрос на занятия после 18:00
или в субботу и воскресенье (время не имеет решающего значения), но если кружок будет проводиться в выходные, то лучшее время - до 12:00.
Среди опрошенных больше половины респондентов (57,1%) имеют доход за месяц в диапазоне от 16.000 до 20.000 рублей, пятая часть респондентов имеет доход 21.000-25.000 рублей. Можно сделать вывод, что родители в состоянии позволить водить ребенка в кружок, организованный на платной основе. Однако, родители рассматривают в первую очередь возможность бесплатного дополнительного образования (оплата сертификатом в центрах детского творчества), при отсутствии такой возможности половина респондентов (57,1%) считает оптимальной стоимостью одного занятия 250-499 рублей, 34,1% готовы платить от 500 до 999 рублей, что видно из рисунка 9. Большинство семей имеют личный транспорт (60%), им важно, чтобы около образовательной организации было достаточное количество пар ковочных мест, что показано на рис. 10.
• От 7000 до 10000
• От 11000 до 15000
• От 16000 до 20000
• От 21000 до 25000
• 0т25000до 30000
• 31000 и выше
(
^^ 31,4%
57,1%
к 1
ф 249 р. и ниже
• От 250 до 499 р 9 От 500 до 999 р
• От 1000 до 1499 р.
• От 1500 до 1999 р. 0 От 2000 р. и выше 0 Бесплатно
• От 251 до 500 р
Рисунок 9 Уровень дохода на одного члена семьи респондентов (в руб.) и
возможность оплаты образовательных услуг детей (руб./занятие)
• Да
• Нет
Рисунок 10 Наличие транспорта и необходимость парковочных мест
Телевидение) 2(5,7%)
Радио Из школы От знакомых В интернете
-0 (0 %)
В социальных сетях С помощью ли сто во к: буклетов, другой бу... Реклама в транспорте
23 (65.7 %) 23 (65.7 %)
17 (48:6 %) 16(45,7%)
7 (20 %)
3 (8,6 %)
0,0 2.5 5.В 7,5 10,0 12,5 15,0 17,5 20.0 22.5 25,0
Рисунок 11 -. Источники поиска информации о кружках
Определяя какими источниками информации пользуются родители при выборе образовательных услуг (рис. 11), заметим, что чаще всего взрослые узнают о кружках дополнительного образования детей из школы и от знакомых (65,7%), из интернета (48,6%) и социальных сетей (45,7%), реже из
рекламных листовок (20%). Это следует учесть при проведении рекламной кампании услуг дополнительного образования детей.
Выводы и заключение. Таким образом, проведенное исследование выявило предпочтения родителей при выборе образовательных услуг, определило цели посещения детьми кружков, требования к частоте, длительности занятий и их стоимости. В ходе опроса выявлены требования по квалификации и опыту педагога, показаны источники поиска информации о деятельности и услугах образовательной организации.
Список литературы
1. Бездетко К. А., Титова Т. А., Булганина А.Е., Хижная А.В., Булганина С.В. Направления совершенствования системы дополнительного образования детей // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. № 6 (40). С. 510.
2. Булганина С.В., Булганина А.Е., Прохорова М.П., Сульдина В.В. Отношение педагогов дополнительного образования к инновационной деятельности // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. Т. 1. № 7 (33). С. 6367.
3. Булганина С.В., Ромашова И. А., Деулина С. А. Исследование спроса на образовательные услуги // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. Т. 1. № 7 (33). С. 68-72.
4. Булганина С.В., Сергеева А.А., Зубова А.Д., Большакова Ю.С. Оценка требований потребителей детского образовательного центра // Глобальный научный потенциал. 2019. № 2 (95). С. 104-107
5. Перова Т. В. Планирование и организация маркетинговой деятельности учебно-методическое пособие / Мининский университет. Нижний Новгород, 2016.
6. Семахин Е.А., Романовская Е.В., Попова А.В., Бакулина Н.А. Стимулирование продаж // Russian Economic Bulletin. 2019. Т. 2. № 5. С. 123-126.
7. Сульдина В.В., Голубева О.В. Развитие творческой деятельности обучающихся в центре детского творчества // В сборнике: Интеграция информационных технологий в систему профессионального и дополнительного образования. сборник статей по материалам IV региональной научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина. 2018. С. 51-54.
Khizhnaya Anna Vladimirovna, Ph.D., Associate Professor Deulina Svetlana Aleksandrovna, undergraduate Bulganina Anastasia Evgenievna, student Makarova Natalia Vasilievna, undergraduate Bolshakova Yulia Sergeevna, undergraduate
Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia RESEARCH OF CONSUMER REQUIREMENTS WHEN CHOOSING EDUCATIONAL SERVICES
Annotation. The article is devoted to the analysis of the educational services market. The purpose of the study is to identify the demandfor circles in children's educational organizations and analyze consumer requirements when choosing educational services. In September 2020, a survey was conducted of parents of school-age children. Preferences for the purposes of attending classes by children, frequency and duration, and cost were determined. The requirements for the qualifications and experience of a teacher, sources of information search on the activities of an educational organization, etc. are shown.
Keywords : educational services, circles, additional education of children, survey, consumers.