Научная статья на тему 'Исследование транспортабельности закладочных смесей из отходов калийного производства и хлористого кальция'

Исследование транспортабельности закладочных смесей из отходов калийного производства и хлористого кальция Текст научной статьи по специальности «Химические технологии»

CC BY
294
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХЛОРИСТЫЙ КАЛЬЦИЙ / СОЛЕОТХОДЫ / ШЛАМ / ВЯЗКОСТЬ / СОПРОТИВЛЕНИЕ СДВИГУ / ГИДРОТРАНСПОРТ / ПОТЕРИ НАПОРА / CALCIUM CHLORIDE / SALT WASTE / SLUDGE / VISCOSITY / RESISTANCE TO DISPLACEMENT / HYDROTRANSPORT / HEAD LOSSES

Аннотация научной статьи по химическим технологиям, автор научной работы — Русаков Михаил Ильич, Борзаковский Борис Александрович, Шилов Александр Владимирович, Тарасов Владислав Викторович, Пестрикова Варвара Сергеевна

Проведены лабораторные испытания транспортабельных характеристик смесей на вяжущем из хлористого кальция. Определены динамическая вязкость и сопротивление сдвигу смесей с различными наполнителями. Установлено, что при увеличении плотности смеси вязкость и сопротивление сдвигу возрастают. За основу расчета гидротранспорта исследуемых смесей приняты положения, используемые в расчетах гидротранспорта закладочных пульп.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по химическим технологиям , автор научной работы — Русаков Михаил Ильич, Борзаковский Борис Александрович, Шилов Александр Владимирович, Тарасов Владислав Викторович, Пестрикова Варвара Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH ON TRANSPORTABILITY OF STOWING MIXTURES FROM POTASH PRODUCTION WASTE AND CALCIUM CHLORIDE

Laboratory testing of transportable features of mixtures using the binder of calcium chloride have been performed. Dynamic viscosity and resistance to displacement of the mixtures with different fillers have been defined. It has been found out that by increase of the mixture density the viscosity and resistance to displacement rise. As a calculation basis of hydrotransport of the investigated mixtures the provisions have been accepted, which are used in calculations of hydrotransport of stowing pulps.

Текст научной работы на тему «Исследование транспортабельности закладочных смесей из отходов калийного производства и хлористого кальция»

Problems of using underground space at the Tula City engineering-geological conditions are considered. Complex using Tula City underground space is proposed. The technology of "wall in soil" is considered as the best perspective one.

Key words: underground constriction, wall in soil, technology, soil, wastes.

Nikolai I. Prohorov, Candidate of Sciences, Professor, ecology@tsu.tula.ru, Russia, Tula City, Tula Sate University,

Vladimir A. Moiseev, engineer, ecology@tsu.tula.ru, Russia, Tula City, "Tulaorgtehstroy" Company

УДК 622.273.2

ИССЛЕДОВАНИЕ ТРАНСПОРТАБЕЛЬНОСТИ ЗАКЛАДОЧНЫХ

СМЕСЕЙ ИЗ ОТХОДОВ КАЛИЙНОГО ПРОИЗВОДСТВА И ХЛОРИСТОГО КАЛЬЦИЯ

М.И. Русаков, Б.А. Борзаковский, А.В. Шилов, В.В. Тарасов,

В.С. Пестрикова

Проведены лабораторные испытания транспортабельных характеристик смесей на вяжущем из хлористого кальция. Определены динамическая вязкость и сопротивление сдвигу смесей с различными наполнителями. Установлено, что при увеличении плотности смеси вязкость и сопротивление сдвигу возрастают. За основу расчета гидротранспорта исследуемых смесей приняты положения, используемые в расчетах гидротранспорта закладочных пульп.

Ключевые слова: хлористый кальций, солеотходы, шлам, вязкость, сопротивление сдвигу, гидротранспорт, потери напора

Одним из основных технологических процессов гидрозакладки на калийных рудниках является транспортирование закладочной пульпы. Пульпу транспортируют от узла пульпоприготовления, расположенного на земной поверхности, до закладываемых камер.

Гидрозакладочная пульпа состоит из солеотходов и насыщенного рассола. В большинстве случаев гидротранспорт обеспечивается за счет движущего напора, создаваемого весом столба пульпы в стволе. Если движущий напор меньше требуемого, то по трассе трубопровода устанавливают пульпоперекачные станции. Удельные потери напора пульпы зависят от технологических параметров гидрозакладки (диаметра трубопроводов, плотности и скорости пульпы) и коэффициента гидравлического трения, определяемого с учетом шероховатости внутренней поверхности трубопровода и вязкости смеси. Удельные потери напора пульпы солеотходов

составляют от 0,03 до 0,09 м вод. ст./м в зависимости от типа и диаметра трубопровода [1].

В ОАО «Галургия» разработан новый закладочный материал на вяжущем из хлористого кальция CaCl2 [2]. Лабораторные исследования показали, что из смесей на вяжущем из CaCl2 образуется прочный закладочный массив.

Для оценки транспортабельных свойств таких смесей изготовлены составы, состоящие из CaCl2, рассола насыщенного солями NaCl и KCl, и наполнителей в виде твердых частиц глинисто-соляного шлама и/или со-леотходов.

При изготовлении смесей с наполнителем из солеотходов установлено, что в зависимости от отношения жидкого к твердому и крупности солеотходов смеси получаются разными. При большом количестве жидкого смесь расслаивается и частицы солеотходов оседают, а при малом -смесь проявляет свойства псевдовязкой смеси. Смеси, в которых объем жидкого равен или меньше объема твердого, осаждаются медленнее, но достаточно быстро, чтобы их можно было отнести к псевдовязким смесям. Вязкостные свойства концентрированных смесей проявляются в течение 5 минут, после этого они расслаиваются и измерить напряжение сдвига осадка не представляется возможным. Смеси с наполнителем из глинисто -солевого шлама относятся к псевдовязким смесям.

Из этих наблюдений следует, что расчет гидротранспорта смесей следует производить с учетом их состава. Расчет гидротранспорта расслаивающихся смесей следует производить как расчет пульп. Для концентрированных смесей расчет потерь напора необходимо производить двумя способами как для пульп и как для псевдовязких смесей.

Удельные потери напора для пульпы i, м. вод. столба/м, определяют по формуле

2

. , (Vv кр) -Рп , пл

1 = X--"----kзап > (1)

2 g ■ D

где X - коэффициент гидравлического трения; kv - коэффициент рабочей

-5

скорости; vкр - критическая скорость, м/с; рп - плотность пульпы, т/м ; Dy - внутренний диаметр трубопровода, м; k3an - коэффициент запаса напора.

Удельные потери напора псевдовязких смесей i, Па/м, определяют по формуле Бингама-Шведова

г \

16*сд , 32v -Лд

3D.y Dy

kзап, (2)

где тсд - статическое сопротивление сдвигу, Па; Б у - внутренний диаметр трубопровода, м; V - скорость транспортирования смеси, м/с; ^ -динамическая вязкость, Пас.

В первом случае расчет производится с учетом динамической вязкости (учитывается в коэффициенте гидравлического трения), как жидкой части пульпы, так и самой пульпы, а во втором с учетом динамической вязкости смеси и ее статического сопротивления сдвигу. Ниже приведены основные результаты исследований.

Определение транспортабельных характеристик проводили с помощью вискозиметра Брукфилда. Результаты измерений динамической вязкости 55 % раствора СаС12 при разных температурах представлены на рис. 1.

0,05

у

~ 0,04

I

I 0,03

ОС

и 0,02

0

1 0,01

й

о --------I

20 25 30 35 40 45 50 55 60 65

Температура. °С

Рис. 1. Зависимость динамической вязкости 55 % раствора СаС12

от температуры

Из рис. 1 видно, что динамическая вязкость с уменьшением температуры увеличивается. Это позволяет сделать вывод о том, что при транспортировании закладочной смеси, содержащей СаС12, в связи с ее остыванием потери напора будут увеличиваться.

Известно, что добавление в жидкость мелких частиц твердого повышает вязкость. Результаты измерений сопротивления сдвигу и динамической вязкости раствора СаС12 с добавлением частиц солеотходов класса -0,16 мм показаны на рис. 2 в виде зависимостей вязкости и статического сопротивления сдвигу от концентрации мелких частиц при температуре 50°С.

Для смеси с наполнителем из солеотходов с объемным содержанием Т:Ж=1:1 с содержанием мелких фракций соли 15 % динамическая вяз-

кость составила 0,3 Пас, статическое сопротивление сдвигу 12,5 Па, для смеси с содержанием Т:Ж=1,3:1 - 0,44 Пас и 19 Па соответственно.

Для смеси с содержанием Т:Ж=1:1 удельные потери напора определили по формуле (1). Потери напора составили 0,054 м. вод. столба/м. Для смеси с содержанием Т:Ж=1,3:1 удельные потери напора определили по формулам (1) и (2). Потери напора составили 0,033 и 0,0745 м. вод. стол-ба/м соответственно. Расчеты показали, что удельные потери напора смесей, где в качестве несущей жидкости используется раствор СаС12, находятся в диапазоне значений для пульпы солеотходов на насыщенном рассоле.

Рис. 2. Зависимости вязкости и статического сопротивления сдвигу от концентрации мелких частиц солеотходов класса -0,16 мм

Ниже приведен расчет гидротранспорта смесей с наполнителем из глинисто-солевого шлама.

Статическое сопротивление сдвигу и динамическую вязкость определили для шламовой пульпы и ее смеси с СаС12. Массу добавления СаС12 в шламовую пульпу определили исходя из того, чтобы концентрация СаС12 в воде, содержащейся в шламе, была не менее 55 %, что соответствует образованию кристаллогидратов СаС122Н2О и СаС124Н2О.

Масса добавления СаС12 в заданный объем шламовой пульпы МсаС12 , т, определяется по формуле

МСаС12 = • % • тСаС12 , (3)

-5

где Ушп - объем шламовой пульпы, м ; а^ - объемное содержание рассола в шламовой пульпе, доли ед.; тСас12 - удельный расход СаС12 для

3 3

получения насыщенного раствора СаС12 на 1 м насыщенного рассола, т/м .

Объемная доля рассола в шламовой пульпе а^ , доли ед., определяется по формуле

™ рт.ш _ рш.п

аУр =---,

рт.ш р р

3 3

где ртш - плотность твердых частиц шлама, т/м , ртш =2,48 т/м ; ршп

3 3

- плотность шламовой пульпы, т/м ; рр - плотность рассола, т/м , рр =1,23 т/м3.

Удельный расход сухого СаС12 для получения насыщенного раство-

3 3

ра СаС12 на 1 м насыщенного рассола тСаС12, т/м , определяется по формуле

р р 'ав.р 'аСаС12

тСаС12 =-,

а в.СаС12

где авр - массовая доля воды в рассоле, доли ед., авр =0,86; аСаС12 -

массовая доля сухого СаС12 в растворе СаС12, доли ед., аСаС12 =0,56;

авСаС12 - массовая доля воды в растворе СаС12, доли ед., авСаС12 =0,44.

В лабораторных условиях на вискозиметре Брукфилда определили статическое сопротивление сдвигу и динамическую вязкость для шламовой пульпы и ее смеси с СаС12. Массу добавления СаС12 в шламовую пульпу определили по формуле (3). Данные об исходном составе шламов, их смесей с СаС12 и транспортабельных характеристиках приведены в таблице.

Следует отметить, что плотность смеси шламовой пульпы с СаС12 несколько меньше расчетной. Это вызвано тем, что при приготовлении смеси, кроме воздуха, содержащегося в гранулах СаС12, вовлекается воздух при перемешивании, а удаление его чрезвычайно затруднено.

По данным таблицы построены зависимости щ = /(рш.п, рсм) и

Тсд = / (р шп, рсм), которые показаны на рис. 3. Эти зависимости показывают, что добавление СаС12 увеличивает динамическую вязкость и статическое сопротивление сдвигу шламовой пульпы.

Характеристика шламов и их смесей с СаС12

Шламовая пульпа Смесь шламовой пульпы и СаС12

Плотность, т/м3 Объемная доля рассола в шламовой пульпе, доли ед. Динамическая вязкость, Пас Статическое сопротивление сдвигу, Па Объем шламовой пульпы, мл Масса добавления СаС12, г Плотность, т/м3 Динамическая вязкость, Пас Статическое сопротивление сдвигу, Па

1,5 0,784 0,631 28,4 500 528 1,72 0,8 34,0

1,45 0,824 0,300 13,5 500 555 1,70 0,64 27,3

1,4 0,864 0,135 6,1 500 582 1,68 0,44 19,0

1,35 0,904 0,076 3,5 500 608 1,66 0,153 6,5

1,3 0,944 0,022 1,0 500 635 1,64 0,144 6,2

С учетом полученных значений динамической вязкости и статического сопротивления сдвигу в качестве примера по формуле (2) определены удельные потери напора для смеси в трубе Б =250 мм при скорости 1

м/с.

По результатам расчета построена зависимость г = /(рсм), которая представлена на рис. 4.

Основным показателем, определяющим область применения гидротранспорта, является радиус действия, который зависит от удельных потерь напора.

Возможная дальность транспортирования Ь, м, определяется по формуле

ь=Нун! , (6)

г

где Нд - движущий напор, м.

На рис. 5 представлен график дальности транспортирования закладочной смеси от плотности закладочной смеси при движущем напоре 390 м. В этих условиях при положении фронта очистных работ на расстоянии 4-6 км от ствола возможно транспортирование закладочной смеси плотно-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

-5

стью 1,68 т/м без использования дополнительных перекачных станций.

Рис. 3. Зависимости динамической вязкости и статического сопротивления сдвигу от плотности смеси: 1 - шламовая пульпа; 2 - смесь шламовой пульпы и СаС12

Рис. 4. Зависимость удельных потерь напора от плотности смеси

шламовой пульпы и СаС12

о-«---

1.8 1.65 1,7 1,75

Плотность смоем ииимоаой пч 1ьпы м ( л( 1:. I м'

Рис. 5. Зависимость дальности транспортирования от плотности

смеси шламовой пульпы и СаС12

Выполненные исследования показали возможность транспортирования смесей на вяжущем из СаС12 с наполнителями из солеотходов и глинисто-солевого шлама гидравлическим способом.

Увеличение температуры и содержания мелких частиц в растворе СаС12 приводит к увеличению динамической вязкости. С увеличением содержания твердых частиц в смеси динамическая вязкость и сопротивление сдвигу в смеси увеличиваются. Добавление СаС12 в шламовую пульпу увеличивает плотность смеси, динамическую вязкость и статическое сопротивление сдвигу пульпы. Дальность транспортирования закладочной смеси зависит от содержания мелких и твердых фракций солеотходов и частиц шлама.

Список литературы

1. Методическое руководство по ведению горных работ на рудниках ОАО «Сильвинит» / ОАО «Галургия». Новосибирск: Наука, 2011. 478с.

2. Борзаковский Б.А., Русаков М.И., Генкин М.В. Новый закладочный материал из отходов производства калийных удобрений // ОАО «Галургия» - 40 лет пути: Задачи, решения, достижения: сб. науч. тр. Новосибирск: Наука, 2012. С. 169-173.

Русаков Михаил Ильич, науч. сотрудник лаборатории технологии закладочных работ, Ктакоу.МШтЩ^аПиг^у.ги, Россия, Пермь, ОАО «Галургия»,

Борзаковский Борис Александрович, зав. лабораторией технологии закладочных работ, Ктакоу.М1Иай ахаНигху.ги,Россия, Пермь, ОАО «Галургия»,

Шилов Александр Владимирович, вед. инженер лаборатории технологии закладочных работ, Ктакоу.М1Иа11@£а11иг£:у.ги, Россия, Пермь, ОАО «Галургия»,

Тарасов Владислав Викторович, заведующий горной лабораторией, Tarasov@gallurgy.т,Россия, Пермь, ОАО «Галургия»,

Пестрикова Варвара Сергеевна, вед. инженер горной лаборатории, Rusakov.Mihail@gallurgy.ru, Россия, Пермь, ОАО «Галургия»

RESEARCH ON TRANSPORTABILITY OF STOWING MIXTURES FROM POTASH PRODUCTION WASTE AND CALCIUM CHLORIDE

M.I. Rusakov, B.A. Borzakovskiy, A.V. Shilov, V.V. Tarasov, V.S. Pestrikova

Laboratory testing of transportable features of mixtures using the binder of calcium chloride have been performed. Dynamic viscosity and resistance to displacement of the mixtures with different fillers have been defined. It has been found out that by increase of the mixture density the viscosity and resistance to displacement rise. As a calculation basis of hydrotransport of the investigated mixtures the provisions have been accepted, which are used in calculations of hydrotransport of stowing pulps.

Key words: calcium chloride, salt waste, sludge, viscosity, resistance to displacement, hydrotransport, head losses

Mikhail I. Rusakov, researcher of the laboratory on stowing operations process, Rusakov.Mihail@gallurgy.ru, Russia, Perm, «Galurgia» OJSC,

Boris A. Borzakovskiy, chief of the laboratory on stowing operations process, Rusakov.Mihail@gallurgy.ru, Russia, Perm, «Galurgia» OJSC,

Alexander V. Shilov, senior engineer of the laboratory on stowing operations process, Rusakov.Mihail@gallurgy.ru, Russia, Perm, «Galurgia» OJSC,

Vladislav V. Tarasov, chief of the mining laboratory, Tarasov@gallurgy.ru, Russia, Perm, «Galurgia» OJSC,

Varvara S. Pestrikova, senior engineer of the mining laboratory, Tarasov@gallurgy.ru, Russia, Perm, «Galurgia» OJSC

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.