Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ТРАНСФОРМАЦИИ «ЦИФРОВОГО ОБЩЕСТВА» И МОДЕРНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ТРАНСФОРМАЦИИ «ЦИФРОВОГО ОБЩЕСТВА» И МОДЕРНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
83
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология
ВАК
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ / РАЗВИТИЕ / УПРАВЛЕНИЕ / КИТАЙ / СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ван Бэйбэй

Социальное управление является важным аспектом национального управления, а модернизация социального управления - важным элементом модернизации национальной системы управления и потенциала управления. Твердое продвижение инноваций в области социального управления и стремление к повышению потенциала социального управления. В настоящее время способ социального управления переходит от одностороннего управления к двустороннему взаимодействию, от офлайн- к онлайн- и офлайн-интеграции, и от простого государственного надзора к большему акценту на совместном социальном управлении. Использование больших данных, искусственного интеллекта, Интернета вещей и других инструментов информационных технологий для поддержки принятия научных решений и выработки точной политики в социальном управлении является важным и неизбежным требованием для адаптации к новой ситуации в социальном управлении, построения новой модели социального управления и содействия модернизации социального управления. Проблемы, возникающие в сфере социального управления, многочисленны и сложны, а способность информационных технологий поддерживать социальное управление, особенно на низовом уровне, все еще нуждается в совершенствовании. В настоящее время социальная мобильность продолжает расти, социальная структура становится все более сложной, происходит интеграция и проникновение онлайн и офлайн, запросы масс становятся все более разнообразными, а социальные проблемы частыми и внезапными, выдвигая настоятельные требования к повышению уровня социального управления и потенциала управления. Однако существующая конструкция информационных технологий пока не способна сформировать эффективную поддержку социального управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Ван Бэйбэй

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A STUDY OF THE TRANSFORMATION OF THE DIGITAL SOCIETY AND THE MODERNIZATION OF SOCIAL MANAGEMENT

Social governance is an important aspect of national governance, and social governance modernization is an important element of national governance modernization and governance capacity. Firmly promoting social governance innovation and striving to improve social governance capacity. At present, the way of social governance is moving from one-way governance to two-way interaction, from offline to online and offline integration, and from simple government supervision to more emphasis on collaborative social governance. The use of big data, artificial intelligence, the Internet of Things, and other information technology tools to support scientific decision-making and precise policy making in social governance is an important and inevitable requirement for adapting to the new social governance situation, building a new social governance model, and promoting social governance modernization. The problems encountered in social management are numerous and complex, and the ability of information technology to support social management, especially at the grassroots level, still needs improvement. At present, social mobility continues to grow, social structure is becoming more complex, online and offline integration and penetration are taking place, the demands of the masses are becoming more diverse, and social problems are frequent and sudden, making it imperative to improve social management and management capacity. However, the current design of information technology is not yet able to form an effective support for social management.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ТРАНСФОРМАЦИИ «ЦИФРОВОГО ОБЩЕСТВА» И МОДЕРНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»

Исследование трансформации «цифрового общества» и модернизации социального управления

Ван Бэйбэй,

студент, Московский государственный университет имени М.В Ломоносова E-mail: 519849494@qq.com

Социальное управление является важным аспектом национального управления, а модернизация социального управления - важным элементом модернизации национальной системы управления и потенциала управления. Твердое продвижение инноваций в области социального управления и стремление к повышению потенциала социального управления. В настоящее время способ социального управления переходит от одностороннего управления к двустороннему взаимодействию, от офлайн- к онлайн- и офлайн-интеграции, и от простого государственного надзора к большему акценту на совместном социальном управлении. Использование больших данных, искусственного интеллекта, Интернета вещей и других инструментов информационных технологий для поддержки принятия научных решений и выработки точной политики в социальном управлении является важным и неизбежным требованием для адаптации к новой ситуации в социальном управлении, построения новой модели социального управления и содействия модернизации социального управления. Проблемы, возникающие в сфере социального управления, многочисленны и сложны, а способность информационных технологий поддерживать социальное управление, особенно на низовом уровне, все еще нуждается в совершенствовании. В настоящее время социальная мобильность продолжает расти, социальная структура становится все более сложной, происходит интеграция и проникновение онлайн и офлайн, запросы масс становятся все более разнообразными, а социальные проблемы частыми и внезапными, выдвигая настоятельные требования к повышению уровня социального управления и потенциала управления. Однако существующая конструкция информационных технологий пока не способна сформировать эффективную поддержку социального управления.

Ключевые слова: цифровизация, развитие, управление, Китай, социальное управление.

Социальное управление - это сложный системный проект, и чем он сложнее, тем важнее уловить его ключевые моменты. Для инноваций и улучшения социального управления самое главное - придерживаться и укреплять общее руководство партии. Придерживаться руководства партийным строительством - значит в полной мере использовать политические преимущества создания партийных организаций, особенно низовых, и превратить их в рабочие преимущества в социальном управлении. Генеральный секретарь Си Цзинь-пин подчеркнул, что ключ к укреплению и инновациям в области социального управления лежит в институциональных инновациях, в центре которых находится человек. Поэтому построение цифрового социального управления должно быть ориентировано на служение народу, придерживаться главной позиции народа в социальном управлении и играть главную роль народа. План предлагает сделать людей «самыми широкими участниками, самыми большими бенефициарами и высшими судьями социального управления».

Цифровое социальное управление -должно быть подкреплено солидными ресурсами. Помимо традиционных финансовых, технических и человеческих ресурсов, он также включает в себя ресурсы данных. Разрозненные ресурсы не могут эффективно поддерживать совместное участие нескольких сторон. Развитие предусматривает содействие интеграции и совместному использованию ресурсов данных на низовом уровне, содействие обмену и интеграции данных между низовыми органами власти и вертикальными департаментами, а также содействие открытию ведомственных данных для использования на низовом уровне по мере необходимости. Централизованная интеграция и эффективное распределение всех видов ресурсов, включая данные, могут в полной мере

121

реализовать институциональное преимущество централизации власти для совершения великих дел[1,34].Основная ценность больших данных в цифровом социальном управлении в основном отражается в извлечении данных для оценки социальных проблем и прогнозирования социальных потребностей, чтобы достичь научного принятия решений в области социального управления и совершенствования услуг.

Верховенство закона является краеугольным камнем социального управления. Технологические инновации содержат как возможности, так и риски. Для того чтобы способствовать развитию технологий в направлении «добра», в полной мере использовать их положительную роль и ослабить их отрицательную роль, крайне важно настаивать на сочетании применения науки и техники с построением правового государства, использовать управление в соответствии с законом для обеспечения управления в соответствии с законом и продвигать цифровые инновации в социальном управлении на пути к правовому государству.

Цифровая система социального управления, включает пять основных направлений, а именно: создание трехмерной и интеллектуальной системы предупреждения и контроля социальной безопасности, создание интегрированной и интеллектуальной системы общественной безопасности, создание информационной системы чрезвычайных ситуаций, интегрирующей гражданскую войну, инновационное социальное управление на низовом уровне и содействие высококачественному развитию новых умных городов. Вокруг пяти направлений разворачиваются конкретные задачи и проекты, которые можно свести к двум измерениям[2,12].

Первое - это измерение времени, которое состоит из обыденности и внезапности. В сценарии «повседневного» социального управления цифровое социальное управление должно обеспечивать точное понимание оперативного состояния социального управления, делая услуги более совершенными, а управле-

ние более точным. Например, План раз-витияпредусматривает углубление сетевого взаимодействия видеоизображений общественной безопасности, ускорение углубленной интеграции и применения информационных технологий, таких как распознавание образов, Интернет вещей, большие данные и искусственный интеллект в области предотвращения и контроля безопасности, а также повышение целостности, синергии и точности предотвращения и контроля социальной безопасности; основное улучшение многосекторальной координации механизмов информирования о бедствиях и авариях, раннего предупреждения, обмена информацией и ликвидации чрезвычайных ситуаций к 2025 году, и основное К 2025 году мы в основном разработаем многоотраслевой механизм предоставления информации о бедствиях, раннего предупреждения, обмена информацией и реагирования на чрезвычайные ситуации. В сценариях «внезапного» социального управления цифровое социальное управление должно обеспечить эффективную поддержку для улучшения возможностей реагирования и ликвидации последствий, а также возможности совместного реагирования на чрезвычайные ситуации между различными ведомствами, между правительством и предприятиями и учрежде-ниями[3,452]. Например, План предусматривает создание системы информации о чрезвычайных ситуациях, объединяющей гражданские и боевые функции, и всестороннее укрепление многосекторального мониторинга и возможностей раннего предупреждения; укрепление возможностей управления чрезвычайными ситуациями для всестороннего восприятия, быстрого удаления, точного надзора и материальной безопасности, эффективное укрепление мер по предотвращению бедствий, смягчению их последствий, сопротивлению и оказанию помощи, а также сдерживание серьезных аварий.

Второй - пространственное измерение, состоящее из региона, города и сельской местности. В своих целях развития План четко призывает к «коор-

122

динации развития городских и сельских территорий и углублению комплексного развития региональной информатизации». Проблемы социального управления, с которыми сталкиваются регионы, города и села, различны, и задачи цифрового социального управления также различны. Цифровое социальное управление может взять город в качестве центрального узла для реализации региональных связей и связей между городом и деревней, а также для обеспечения полного и сбалансированного развития информационных технологий между регионами и между городом и деревней. Некоторые задачи должны рассматриваться на макроуровне в силу их системного характера и могут быть поставлены на региональном или общегородском уровне для создания комплексных механизмов. Например, План предлагает продвигать ряд региональных синергий интеллектуальных приложений в таких ключевых областях, как общественный транспорт, экспресс-логистика, медицина и школьное образование, городская эксплуатация и управление, экология и защита окружающей среды, управление лицензиями, надзор за рынком, общественная безопасность и управление чрезвычайными ситуациями, а также содействовать скоординированному развитию региональной ин-форматизации[4,484]. Необходимо обеспечить, чтобы определенная работа реагировала на микроуровне, и подходит для размещения на низовом или сельском уровне, чтобы способствовать совместному строительству, совместному управлению и совместному использованию. Например, План предлагает ускорить строительство «умных» сообществ, полностью интегрировать низовые входы в системы гражданских дел, здравоохранения, жилищного строительства, реагирования на чрезвычайные ситуации, общего управления, правоохранительных органов и других ведомств, а также создать низовую платформу управления с сетевым управлением, уточненными услугами, информационной поддержкой и открытым обменом информацией.

Придерживаться принципа оптимизации, синергии и эффективности и всесторонне укреплять четыре вида возможностей управления

Во-первых, повысить способность воспринимать функционирование сложных систем социального управления. Способность к восприятию - это базовая способность к точному пониманию функционирования сложных социальных систем, которая обеспечивает основные ресурсы для достижения оптимизации, синергии и эффективности цифрового социального управления. План предлагает построить городской центр восприятия и принятия решений, усилить восприятие и интеллектуальный анализ работы городских трубопроводных сетей, общественных пространств, автомобильного и железнодорожного движения, пожарной охраны, водоохранных сооружений, крупных портов въезда и крупных мероприятий; изучить возможность строительства цифрового города-близнеца, осуществить строительство и преобразование интеллектуальной муниципальной инфраструктуры, улучшить работу города и его экономики.

Вторая - повысить способность принимать решения по предотвращению и контролю рисков социального управления. Решения в области социального управления не могут просто полагаться на субъективные догадки, но должны «говорить с данными» и «спорить с наукой» для достижения оптимального социального управления. План предлагает построить научно-исследовательскую платформу для больших данных и моделирования социального управления и провести эксперименты по социальному управлению в условиях искусственного интеллекта; внедрить цифровое управление по модели «одной карты» и «одной сети» для городов; улучшить общественное здравоохранение, профилактику и контроль заболеваний, безопасность продуктов питания и лекарств, безопасность производства, безопасность городов и городское управление. Безопасность продуктов питания и лекарств, безопасность производства, безопасность городов, стихийные бедствия,

123

экспресс-логистика и другие ключевые области предотвращения и контроля рисков, а также возможности выявления, прогнозирования и раннего предупреждения рисков общественной безопасности.

В-третьих, это повышение способности многочисленных субъектов социального управления к совместной работе. Цифровое социальное управление требует совместного участия множества сил для достижения синергии между ведомствами и регионами, а также синергии между правительством, предприятиями и учреждениями и жителями сообщества. Для этого необходимо расширить каналы связи, унифицировать бизнес-процессы, разрушить ведомственные барьеры и совместно использовать информационные ресурсы для достижения совместного социального управления. План предлагает всесторонне усилить возможности мониторинга и раннего предупреждения, надзора и правоприменения, вспомогательного командования и принятия решений, спасения и борьбы, а также возможности социальной мобилизации в рамках многосекторного сотрудничества; усилить обмен данными и совместное применение данных между правительством, предприятиями, медицинскими и оздоровительными учреждениями; энергично расширять возможности участия социальных ресурсов в общественном благосостоянии и благотворительности в режиме онлайн, а также содействовать благотворному взаимодействию между государственным управлением,социальным регулированием и автономией жителей; содействовать созданию низовых организаций и информации. Мы также будем способствовать созданию низовых организаций и онлайновой работе по распространению информации, консультациям по вопросам политики, сбору общественного мнения, демократическим консультациям, общественным услугам и взаимопомощи по соседству, и создадим систему «Интернет + групповая профилактика и управление» [5,10].

В-четвертых, необходимо повысить потенциал платформы для обмена ре-

сурсами и услугами в области социального управления. Платформинг помогает эффективно распределять ресурсы социального управления и добиваться эффективного социального управления. План предлагает полностью интегрировать низовые входы различных ведомственных систем и создать низовые платформы управления; неуклонно продвигать строительство систем городских ресурсов данных и мозговых центров данных, создавать взаимосвязанные, открытые и расширяющие возможности узлы мудрости, совершенствовать платформы городских информационных моделей и платформы услуг по эксплуатации и управлению; усилить интеграцию и обмен ресурсами данных для продовольствия и стратегических чрезвычайных поставок, а также продвигать информационные технологии для более эффективной поддержки строительства систем профилактики и контроля заболеваний и крупных эпидемий. системы профилактики, контроля и лечения и т.д.

«Социальное управление - это наука», а цифровое социальное управление - яркий пример этой науки[6,11]. В ближайшие пять лет, по мере решительного прогресса в строительстве цифрового Китая, будет в основном сформирована модель цифрового социального управления, а потенциал цифрового социального управления значительно возрастет, что будет способствовать продвижению социального управления Китая от «управления большой страной» к «управлению сильной страной». Правительствам всех уровней следует, учитывая содержание Плана, оперативно разложить цели и задачи и разработать планы действий в соответствии с местными условиями, чтобы обеспечить реализацию различных политик и мер по цифровому социальному управлению.

Литература

1. Ши С. Экономика. Управление. Инновации // Экономика. - 2021. - № . 2. -С. 34-37.

2. Исаева К.В. Management lag: успевает ли социальное управление за высокими технологиями? // Цифровая

124

социология. - 2022. - Т. 5. - № . 1. -С. 4-14.

3. Хайпэн Х., Чжици Ч. Цифровизация Китая: опыт институционального анализа //Управление бизнесом в цифровой экономике. - 2021. - С. 451-456.

4. Чэнь Ц. Цифровизация социальной сферы в современном Китае //Современное образование: векторы развития. Цифровизация экономики и общества: вызовы для системы образования. - 2018. - С. 684-690.

5. Синьлин Ш., Паньшин Б.Н. О подходах к устранению «цифрового разрыва» в сфере социальных услуг в Китае. - 2021.

6. Петров А.В. Глобальные социальные процессы и основные направления исследований цифрового общества в социологии // Глобальные социальные процессы 3.0: социальное управление и экономическое развитие в цифровом обществе. - 2022. -С. 5-12.

A STUDY OF THE TRANSFORMATION OF THE DIGITAL SOCIETY AND THE MODERNIZATION OF SOCIAL MANAGEMENT

Wang Beibei

Lomonosov Moscow State University

Social governance is an important aspect of national governance, and social governance modernization is an important element of national governance modernization and governance capacity. Firmly promoting social governance innovation and striving to improve social governance capacity. At present, the way of social governance is moving from one-way governance to two-way interaction, from offline to online and offline integration, and from simple government supervision to more emphasis on collaborative social governance. The use of big data, artificial intelligence, the Internet of Things, and other information technology tools to support scientific decision-making and precise policy making

in social governance is an important and inevitable requirement for adapting to the new social governance situation, building a new social governance model, and promoting social governance modernization. The problems encountered in social management are numerous and complex, and the ability of information technology to support social management, especially at the grassroots level, still needs improvement. At present, social mobility continues to grow, social structure is becoming more complex, online and offline integration and penetration are taking place, the demands of the masses are becoming more diverse, and social problems are frequent and sudden, making it imperative to improve social management and management capacity. However, the current design of information technology is not yet able to form an effective support for social management.

Keywords: Digitalization, development, management, China, social management.

References

1. Shi S. Economics. Management. Innovations //economics. - 2021. - № . 2. - C. 3437.

2. Isaeva K.V. Management lag: does social management keep up with high technology? // Digital Sociology. - 2022. - T. 5. -№ . 1. - C. 4-14.

3. HIPEN H., Zhiqi C. Digitalization of China: Experience of Institutional Analysis // Business Management in Digital Economy. -2021. - C. 451-456.

4. Chen Q. Digitalization of Social Sphere in Modern China // Modern Education: Vectors of Development. Digitalization of Economy and Society: Challenges for Education System. - 2018. - C. 684-690.

5. Xinlin Sh., Panshin B.N. On approaches to bridging the «digital divide» in social services in China. - 2021.

6. Petrov A.V. Global Social Processes and Main Directions of Research of Digital Society in Sociology // Global social processes 3.0: social management and economic development in digital society. - 2022. -C. 5-12.

125

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.