П. Н. Чуприн
ИССЛЕДОВАНИЕ ТРАДИЦИОННОМ КУЛЬТУРЫ ДОЛГАН В КОНТЕКСТЕ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ
Работа представлена кафедрой этнокультурологии Института народов Севера. Научный руководитель - доктор культурологии Т. Д. Булгакова
В статье систематизируются и обобщаются те опубликованные до настоящего времени фрагментарные данные, которые касаются влияния межэтнических связей на формирование традиционной культуры долган. Если основная масса работ по долгановедению посвящена либо выявлению специфики отдельных явлений долганской культуры, либо этногенезу долган, данная работа посвящена практически не привлекавшим ранее внимания ученых вопросам культуро-генеза долган.
Ключевые слова: культурогенез, традиционная культура долган.
The article systematiseA and summarises previously published fragmentary data that are related to the influence of interethnic communication on the Dolgan traditional culture. The main part of works on the Dolgan culture describe only specific phenomena of the Dolgan culture, but this work displays the issues in the Dolgan culture genesis that have not been highlighted by scientists before.
Key words: culture genesis, Dolgan traditional culture.
Феномен долганской этнической культуры в целом до сих пОр остается мало исследованной проблемой [8, с. 253]. При этом одной из наименее исследованных проблем в долгановедении является культурогенез долган, традиционная долганская культура в контексте межэтнических связей. Изучая долганскую культуру, ученые в основном отмечали ее своеобразие и значительно меньше внимания уделяли вопросам этнокультурных взаимосвязей и взаимовлияний различных этнических групп в ходе ее формирования. Межэтнические контакты интересовали ученых при исследовании не собственно культуры, но в основном этнической истории и этногенеза долган.
Между тем своеобразие культуры долганского народа определяется во многом именно оригинальным сочетанием различных по своему характеру и происхождению черт, заимствованных у других народов. Именно поэтому сравнительно-историческое изучение составляющих ее иноэтниче-ских компонентов является актуальным и может оказаться в дальнейшем весьма плодотворным. Кроме того, в свою очередь,
может проясниться ряд нерешенных еще проблем этногенеза и этнической истории долганского народа, если изучать их в контексте межэтнических контактов, также опираясь на сравнительно-исторический анализ.
Отличающая долган готовность к активному восприятию отдельных особенностей культуры соседних народов была, как считают исследователи, обусловлена тем, что долганам прошлось сменить в свое время территорию обитания. Долганы считаются народом южного происхождения, который переселился на север. Это обстоятельство отразилось на тех сторонах долганской культуры, которые обусловлены климатическими условиями, особенностями флоры и фауны (прежде всего на хозяйственно-экономической деятельности). Основной культурообразующий вид традиционного хозяйства - оленеводство, сформировался фактически на стыке разноэтниче-ских элементов. А. А. Попов отмечает, например, что долганы пользовались несколькими видами оленьей упряжки, причем наравне с собственно долганской использовалась тунгусская и юрацкая упряж-
ОБЩЕСТВЕННЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ка, а также тунгусо-якутские и самодийские типы санок [6, с. 194-196]. Кроме того, как тунгусы и якуты, долганы широко практиковали доение важенок, в летнее время при верховой езде, как тунгусы, использовали передового оленя и, как самодийцы, использовали пастушьих собак и санки самодийского типа [8, с. 36]. А. А. Попов пишет также о том, что долганы вместе с нганасанами охотились на диких оленей при помощи сетей [7, с. 153].
Имеющиеся в литературе сведения о межэтническом влиянии на формирование долганской традиционной хозяйственно-экономической культуры между тем довольно ограничены. Значительно больше данных о межэтнических связях можно найти в работах, посвященных традиционному художественному творчеству долган. О значительном влиянии межэтнических контактов на долганский фольклор упоминает в своих работах А. А. Попов. Попов отмечает, что произведения повествовательного фольклора долган «распадаются на две резко различающиеся друг от друга по своему содержанию группы - рассказы и былины». Причем рассказы производят впечатление самобытных долганских, в них, как пишет Попов, «мы сталкиваемся с действительной реальной обстановкой долган. Они изображают чумы, оленей, промыслы - всю кочевую жизнь». Напротив, былины кажутся заимствованными. «Олени тут почти не упоминаются, описывается в былинах, в большинстве случаев, оседлая жизнь. В качестве домашних животных имеют место, как это ни странно, лошади и коровы, отсутствующие в домашнем хозяйстве». То обстоятельство, что многим сказителям, повествующим о лошадях и коровах, никогда не приходилось их видеть, они, как пишет Попов, «наделяют их наподобие оленей ветвистыми рогами и запрягают их в былинах всегда по-оленьи» [5, с. 51]. Кроме того, «ловят в былинах коров и даже лошадей, конечно, таким же способом, как
оленей, накидывая на рога плетенный ременный аркан» [5, с. 52]. Попов полагает, что упоминание в долганских былинах тех особенностей хозяйственно-экономической деятельности, которые не характерны для сегодняшних долган, говорит о том, что былины эти заимствованы, и заимствованы, по-видимому, у якутов. Мы считаем, что описание в долганских былинах южного быта может говорить также об особенностях культурогенеза долган. Возможно, они хранят память о тех особенностях долганского хозяйства, которые были характерны для того времени, когда долганы жили на юге. Попов не только отмечает якутские заимствования в фольклоредолган, он замечает также, что ряд слышанных им сюжетов долганских рассказов совпадают с эвенкийскими. Кроме того, в долганский фольклор органично вошли некоторые сюжеты русских народных сказок.
По словам Гурвича, в долганском фольклоре сплелись оленекские хосунные предания, русские сказки и эвенкийские рассказы [2, с. 195]. Заимствованные фольклорные сюжеты часто переделывались долганами на новый манер, отражая специфику занятий, быта и нравов долганского народа. Заимствование сюжетных линий совершалось в произведениях долганского повествовательного фольклора далеко не буквально, но с учетом особенностей их северного быта.
Заимствовались не только сюжеты, но и способ интонирования. Так, в долганских эпических произведениях при исполнении музыкальной ее части прослеживается тун-гуско-нганасанский способ интонирования, называемый у долган «дигипитии». Кроме того, Галина Алексеева, изучая музыкальный фольклор долган, выявляет в нем «древнейший субстрат фарингализирован-ного пения с вибрацией, характерный для палеоазиатских и самодийских народов» и сохранение в нем в отличие от якутского
«речевого типа сказания с его термином "сатыы олонгко"» [1, с. 169-170].
Некоторые произведения долганского фольклора могут, по-видимому, служить источником для выяснения этногенеза долган. В этом отношении интересны те долганские предания, которые повествуют о переселениях отдельных родов, что могло совершаться, например, в результате ссор между родами. По-видимому, в результате одного из таких переселений некоторые долганские роды оказались на Камчатке. Другие предания рассказывают о военных столкновениях долган с якутами и с русскими. На ценность таких преданий для исследования этногенеза долган еще в конце XIX в. обратил внимание Николай Лат-кин. В своем очерке о Туруханском крае он говорил о существовании у долган предания о том, «что они пришли из более южных стран, что у них были когда-то богатыри, сражавшиеся не только с якутами, но и с русскими, носившие шлемы, кольчуги и панцири» [4, с. 102].
Вопросы межэтнических связей также рассматривались исследователями на примере долганского традиционного искусства. По мнению А. И. Саввинова, «искусство более чем другие формы культуры определяется этническим фактором и отражает происхождение народа, этнические процессы», и поэтому сравнительно-исторический анализ традиционных форм народного искусства может служить ценным источником, «позволяющим осветить не только вопросы формирования традиционно-бытовой культуры, но и проблемы этногенеза и этнической истории народа» [8, с. 32]. По его мнению, «этничность - главная характерная черта традиционного орнамента, благодаря которой нетрудно определить особенности всей этнической культуры» [8, с. 187]. Особое место Саввинов отводит в этом отношении долганскому орнаменту, который он считает «декорирующей основой искусства долган, один из ярких его
символов» [8, с. 186]. Он пишет о том, что «история долганского орнамента неразрывно связана с особенностями этногенеза, развитием тех этнических групп, которые стояли у истоков формирования самобытной культуры долган» [8]. О долганском орнаменте в контексте межэтнических связей писал С. В. Иванов, который рассматривал долганский материал прежде всего в системе орнаментальных традиций эвенков и эвенов. Сходство долганского орнамента с художественными традициями тунгусо-язычных народов явно объясняются влиянием этногенетического фактора и связано с присутствием тунгусского компонента с этническом составе долган. Но другой исследователь, А. И. Саввинов, акцентирует, напротив, якутские традиции в долганском орнаменте. Он полагает, что «долганский орнамент, прежде всего, имеет много общего с художественными традициями северных якутов-оленеводов, с которыми долганы, как известно, имеют общее этнокультурное родство» [8, с. 188].
Вопрос о межэтнических связях имеет для исследования долганской традиционной культуры особую актуальность. Это обусловлено особым влиянием полиэтнич-ной среды (эвенков, якутов, русских, нганасан и энцев) на относительно позднее формирование долганской традиционной культуры. Между тем сведения, касающиеся данного вопроса, до настоящего времени фрагментарны, они являются частью работ, посвященных другим проблемам долганского традиционного искусства. Порой исследователи лишь указывают возможные пути использования имеющихся у них данных для дальнейших изысканий по вопросам этногенеза и культурогенеза долган, но сами не углубляются в сколько-нибудь подробную разработку этих вопросов. Обобщение сведений по традиционной культуре долган в контексте межэтнических связей может стать основой для дальнейших работ по этой важной теме.
ОБЩЕСТВЕННЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеева Г. Г. Истоки долганского музыкального фольклора // Полярная звезда. Якутск. 1991. № 6 (ноябрь, декабрь). С. 166-172.
2. Гурвич И. С. Северные якуты и долганы // Этническая история народов Севера: Сб. ст. М.: Наука, 1982. С. 180-197.
3. Иванов С. В. Орнамент народов Сибири как исторический источник. М.: Наука. 1963.
4. Латкин Н. Туруханский край // Живописная Россия. Т. 12. Ч. 1. СПб.; М., 1895. С. 100-109.
5. Попов А. А. Долганы: Собрание трудов по этнографии. Т. 2 / Сост. А. А. Барболина. СПб.: Дрофа, 2003.
6. Попов А. А. Оленеводство у долган. СЭ. 1935. № 4-5. С. 184-205.
7. Попов А. А. Охота и рыболовство у долган. «В памяти В.Г. Богораза (1865-1936)»: Сб. ст. Л.; М., 1937. С. 147-206.
8. Саввинов А. И. Проблемы этнокультурной идентификации долган: На материалах традиционного искусства. Новосибирск: Наука, 2005. 312 с.