Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕОРИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА В ТВОРЧЕСТВЕ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕОРИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА В ТВОРЧЕСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
28
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО / ТВОРЧЕСТВО / МУЗЫКАЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ / МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ / ИНТЕРПРЕТАЦИЯ / МУЗЫКАЛЬНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ / МУЗЫКА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Сюй Цянь

В данной статье автор рассматривает проявление теории музыкального искусства в процессе творчества, его ключевые элементы и влияние на современную музыкальную культуру. Гипотезой исследования стали научные изыскания Гегеля, полагавшего, что музыка носит субъективный, фрагментарный и временной характер. В статье автором рассмотрено несколько вариантов существования теории музыки, особый акцент сделан на группе теория - творчество, имеющей непосредственную связь с профессиональной деятельностью музыканта. Отдельно рассмотрена природа творчества как процесса по созданию принципиально нового продукта, его отличия от репродуктивных свойств процесса обучения. Особое место в статье автор отводит психологическому аспекту музыкального творчества, его влиянию на качество музыкального материала и повышение исполнительского уровня музыканта, его восприятие аудиторией. В заключительной части статьи рассмотрены основные проблемы в музыкальном искусстве на современном этапе, пути и возможности их решения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF THE THEORY OF MUSICAL ART IN CREATIVITY

In this article, the author examines the manifestation of the theory of musical art in the creative process, its key elements and influence on modern musical culture. The hypothesis of the study was the scientific research of Hegel, who believed that music is subjective, fragmentary and temporary. In the article, the author considers several variants of the existence of music theory, special emphasis is placed on the theory - creativity group, which has a direct connection with the professional activity of a musician. The nature of creativity as a process of creating a fundamentally new product, its differences from the reproductive properties of the learning process are considered separately. The author gives a special place in the article to the psychological aspect of musical creativity, its influence on the quality of musical material and the increase of the musician’s performing level, his perception by the audience.In the final part of the article, the main problems in the musical art at the present stage, ways and possibilities of their solution are considered.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕОРИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА В ТВОРЧЕСТВЕ»

Исследование теории музыкального искусства в творчестве

Сюй Цянь,

доцент кафедры «Искусство вокального исполнительства», Цзилиньский педагогический университет E-mail: xuqian@jlnu.edu.cn

В данной статье автор рассматривает проявление теории музыкального искусства в процессе творчества, его ключевые элементы и влияние на современную музыкальную культуру. Гипотезой исследования стали научные изыскания Гегеля, полагавшего, что музыка носит субъективный, фрагментарный и временной характер. В статье автором рассмотрено несколько вариантов существования теории музыки, особый акцент сделан на группе теория - творчество, имеющей непосредственную связь с профессиональной деятельностью музыканта. Отдельно рассмотрена природа творчества как процесса по созданию принципиально нового продукта, его отличия от репродуктивных свойств процесса обучения. Особое место в статье автор отводит психологическому аспекту музыкального творчества, его влиянию на качество музыкального материала и повышение исполнительского уровня музыканта, его восприятие аудиторией. В заключительной части статьи рассмотрены основные проблемы в музыкальном искусстве на современном этапе, пути и возможности их решения

Ключевые слова: музыкальное искусство, творчество, музыкальный материал, музыкальная композиция, художественный образ, интерпретация, музыкальное произведение, музыка

о с

CJ

см см

Фонд проекта: образовательные науки провинции Цзилинь 2021 «четырнадцать пять» проект «интегрирование национальной музыки в студентов комплексных стратегий воспитания» ^^1150). Контракт на книгу контрактов для исследовательского проекта гуманитарного общества при гиллине: JJKH20220454SK. Название проекта: «Красные песни интегрируются в изучение стратегии идеологического и политического образования в высших учебных заведениях»

Музыкальное искусство представляет собой сложноорганизованную систему, состоящую из компонентов таких дисциплин как эстетика, психология, социология. Подобное явление обусловлено спецификой основы музыкального искусства - музыки. С давнейших времён она являлась средством для самовыражения человека, сублимации негативной энергии, отражением той общественно-политической ситуации, в условиях которой она создавалась, способом коммуникации человека с окружающим и внутренним миром [2]. В самом определении музыки как вида искусства, которое отражает действительность в звуках, кроется интерпретация внешнего мира психологическим состоянием человека, его личным мировоззрением.

Составной элемент любой музыкальной композиции - это звук, который не имеет смыслового значения и материальной природы, тем не менее, заключённая в нём интонация помогает слушателю декодировать его как символ. Таким образом, звуки выстраиваются в общую систему - композицию, с помощью которой человек может считывать информацию.

Рядом учёных - философов, в том числе Гегелем было выявлено, что значение музыки носит фрагментарный характер, её содержание находится в тесной взаимосвязи от временного состояния создателя, его жизненной ситуации в конкретный момент [3]. Такую позицию можно назвать лишь отчасти верной, так как особенностью музыки как выразительного искусства является то, что её смысловое значение может по-разному восприниматься её создателем и слушателем. Особенно ярко это проявляется в классических музыкальных произведениях, где наиболее точно мы можем определить стиль композиции, тогда как её восприятие будет видоизменяться в зависимости от нашего культурного и духовного уровня развития.

Теория музыкального искусства имеет несколько воплощений. Её можно представить в виде таких пар-понятий как теория-практика; теория -история; теория - исполнительство; теория - эмпирия; теория - творчество, чему посвящена данная научная статья. В рамках теории - творчества рассматриваются процессы сочинения музыки, её преподавания, выступления на различных сценических площадках. Можно сказать, что раздел теории музыкального искусства: теория-творчество наиболее приближен к практике.

Музыкальное творчество во многом повторяет те специфические признаки, которые характерны творчеству в целом, то есть представляет собой сумму процессов поиска, нахождения и воплоще-

ния оригинальном идеи, замысла, художественного образа. В рамках музыкального творчества музыкант, исполняющий то или иное произведение, может одновременно являться как его субъектом, так и объектом. Это объясняется тем, что с одной стороны он влияет на аудиторию, слушающую музыкальную композицию, с другой стороны сам находится под воздействием тех эмоций, которые пробудило в нём творчество [4].

Музыкальное творчество может иметь как репродуктивную, так и продуктивную природу. В первом случае музыкант просто воспроизводит/заучивает материал, работает с нотным текстом, доводит до автоматизма технику игры на музыкальном инструменте, повторяя различные упражнения [1]. Все эти процессы не являются эвристическими, это означает, что во время них исполнитель находится на начальном (педагогическом) этапе перехода от теории к практике, на данный момент его творчество лишено концепта и направлено на аккумулирование музыкальных традиций, приобретение практического опыта. На втором этапе музыкант выходит за рамки заученных шаблонов, создаёт аранжировки, переложения, разрабатывает собственные упражнения, вырабатывает личную технику игры на более высоком уровне, создаёт собственные музыкальные композиции, способные стать для другого человека материалом для практики. Следует отметить, что музыкальное творчество на продуктивном уровне доступно не только профессиональным исполнителям, но и людям, тонко чувствующим музыку, способным понимать её настроение и глубину, так как интерпретация музыкального произведения тоже является своего рода эвристическим процессом, во многом обогащающим его содержание, придающим ему особую эстетическую ценность.

В результате мы приходим к тому, что музыкальное творчество предполагает наличие трёх действующих лиц: композитора, исполнителя и слушателя, каждый из которых вносит в его развитие свой неоценимый вклад. Так, эмоции композитора являются своего рода лейтмотивом произведения, каркасом будущей композиций. В дальнейшем исполнитель, будь то музыкант, либо вокалист (в случае если мы имеем дело с сочетанием мелодического и текстового материалов) вносит в неё контекст собственной жизни. Наконец, слушатель выступает в роли оценщика, чей эмоциональный отклик, катарсис являются свидетельством того, насколько успешно музыкальное произведение.

В зависимости от того, на основе чего выстроена коммуникация между музыкой композитором, исполнителем и аудиторией выделяются различные музыкальные жанры. К примеру, идея свободной импровизации нашла своё воплощение в джазе.

Как правило, создание музыкального произведения происходит по схеме: моделирование -выражение - воспроизведение - восприятие. Начальный этап - моделирование во многом содер-

жит в себе подражание музыки естественным звукам природы, таким как шум моря, ветра, дождя, природы. Во многом так происходит потому, что к данным звукам наиболее адаптированы человеческие органы чувств, потому для большого числа людей эмоции, возникающие при их прослушивании, являются знакомыми и сразу ассоциируются с тем или иным событием в их жизни.

Помимо темы природы в музыкальном творчестве довольно часто проявляются символы той эпохи, в которую она создаётся. В большей степени на развитие музыкального искусства как средства выражения внутреннего мира человека повлияла эпоха романтизма, где внутренний мир человека стал кузницей для многих не только музыкальных, но и других произведений искусства. Особенностью современной эпохи является возрастающее количество «цитирования» в музыкальных произведениях, причём оно воплощается не только в переложениях и интерпретациях тех или иных классических либо ретро композиций, что имеет место быть в музыкальном творчестве, но и в их эмоциональном воплощении. Иными словами в условиях современной реальности много творческих людей стремятся подражать тому или иному стилю, жанру, исполнителю, времени, что, безусловно, лишает нынешний исторический период собственной эстетической идеи, приводит к декадансу.

Решение данной проблемы кроется в выявлении творческого потенциала современных композиторов и музыкальных исполнителей. Под понятием «творческий потенциал» принято понимать совокупность ресурсов творческого человека, таких как компоненты сознания, ценностные ориентации, личные и психологические качества и креативный опыт. В основе музыкального творчества лежит умение музыканта переработать личный социальный опыт в художественные образы с использованием теоритических и практических знаний в сфере музыкального искусства. В этом смысле музыкальное творчество разделяют на две группы: объективное и субъективное музыкальное творчество.

В первом случае предполагается создание и воплощение музыкального материала, отвечающего актуальным запросам общества, пополнение ценностей в музыке как компонента общечеловеческой культуры. Второй случай предусматривает создание художественной продукции, имеющей значимость исключительно для её автора, подобное творчество характерно для молодых исполнителей, делающих первые шаги в освоении искусства в целом. Исследователи называют данный вид творчества отчасти «детским» «инфантильным», однако, мы не должны исключать тот факт, что именно детское восприятие мира, наиболее приближено к его сущности, оно не несёт в себе отпечаток стереотипов общества, не подчиняется общественным нормам и правилам.

В идеале музыкальное творчество должно сочетать в себе признаки данных двух групп: объек-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

тивность и субъективность. Тем не менее, на современном этапе развития музыки как искусства мы наблюдаем уклон в сторону её объективности. Отчасти так происходит за счёт массовизации искусства в целом, сегодня не только композитор, непосредственно создающий музыку, отбирает те её компоненты, которые лягут в основу музыкального произведения, но и его аудитории. Нередки случаи, когда именно на основе предпочтений предполагаемой группы слушателей создаётся та или иная музыкальная композиция. Тем самым нарушается изначальная процессуальная цепочка композитор-исполнитель - слушатель, что приводит к тому, что музыка создаётся не на основе чьего-либо эмоционального состояния, либо креативного опыта, а на базе уже существующих параметров оценивания музыкального материала слушателем.

Результатом вышеописанных процессов является то, что музыка теряет своё педагогическое начало, превращаясь в средство для обслуживания интересов масс. Подобная трансформация наблюдается и в среде исполнителей музыкальных произведений, где в настоящее время число любителей намного превышает число профессионалов. С одной стороны такая динамика могла бы быть катализатором для создания новых музыкальных стилей, направлений людьми, свободными от так называемых «академических рамок», но, к сожалению, в настоящий момент такое творчество приобретает всё большую цикличность, что говорит о невысоком потенциале тех людей, которые в него приходят.

Для решения проблемы снижения творческого потенциала современных музыкальных исполнителей необходимо повышение их духовного уровня, развитие личностных качеств, приобретение чувственного опыта. Креативная природа современной личности должна развиваться не только за счёт технического овладения ею музыкальными и вокальными приёмами, но за счёт совершенствования ею умения чувствовать, проявлять эм-патию к окружающему миру, понимать собственные эмоции и интерпретировать с помощью них музыкальный материал. Таким образом, для полноценного развития современного музыкального искусства необходимо вернуть ему двуединство художественного и педагогического начала как своеобразной субстанции творческого процесса.

Литература

1. Блох О.А. Педагогика и психология музыкального творчества: учебное пособие для вузов. Москва: МГУКИ, 2014. 234 с.

2. Клюев А.С. Что есть музыка? Часть 2. Строение музыки [Электронный ресурс] /А. С. Клюев // NOMOTHETIKA: Философия. Социология. Право. 2016. № 3 (224). С. 1-5. URL: https://cyberlen-inka.ru/article/n/chto-est-muzykachast-2-stroenie-muzyki (дата обращения: 25.11.2022).

3. Лобова Л.Г. Специфика и закономерности восприятия музыки [Электронный ресурс] / Л.Г. Лобова // АНИ: педагогика и психология. 2019. № 2 (27). С. 133-136 URL: https://cyber-leninka.ru/ article/n/spetsifika-i-zakonomernosti-vospriyatiyamuzyki (дата обращения: 22.11.2022).

4. Петрушин В.И. Психология и педагогика художественного творчества: учебное пособие для вузов. Москва: Академический Проект, 2008. 496 с. (Gaudeamus).

STUDY OF THE THEORY OF MUSICAL ART IN CREATIVITY

Xu Qian

Jilin Normal University

In this article, the author examines the manifestation of the theory of musical art in the creative process, its key elements and influence on modern musical culture. The hypothesis of the study was the scientific research of Hegel, who believed that music is subjective, fragmentary and temporary. In the article, the author considers several variants of the existence of music theory, special emphasis is placed on the theory - creativity group, which has a direct connection with the professional activity of a musician. The nature of creativity as a process of creating a fundamentally new product, its differences from the reproductive properties of the learning process are considered separately. The author gives a special place in the article to the psychological aspect of musical creativity, its influence on the quality of musical material and the increase of the musician's performing level, his perception by the audience.In the final part of the article, the main problems in the musical art at the present stage, ways and possibilities of their solution are considered.

Keywords: musical art, creativity, musical material, musical composition, artistic image, interpretation, musical composition, music.

References

1. Bloch O.A. Pedagogy and psychology of musical creativity: a textbook for universities. Moscow: MGUKI, 2014. 234 p.

2. Klyuev A.S. What is music? Part 2. The structure of music [Electronic resource] /A. S. Klyuev // NOMOTHETIKA: Philosophy. Sociology. Right. 2016. No. 3 (224). pp. 1-5. URL: https://cy-berleninka.ru/article/n/chto-est-muzykachast-2-stroenie-muzyki (date of access: 11/25/2022).

3. Lobova L.G. Specificity and patterns of music perception [Electronic resource] / L.G. Lobova // ANI: Pedagogy and Psychology. 2019. No. 2 (27). pp. 133-136 URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/spetsifika-i-zakonomernosti-vospriyatiyamuzyki (date of access: 11/22/2022).

4. Petrushin V.I. Psychology and pedagogy of artistic creation: a textbook for universities. Moscow: Academic Project, 2008. 496 p. (Gaudeamus).

о с

u

см

CM

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.