Научная статья на тему 'Исследование теории музыкального искусства для эстетика'

Исследование теории музыкального искусства для эстетика Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
5
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ценность / культура / коммуникация / эстетика / звук / value / culture / communication / aesthetics / sound

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Сюй Цянь

Статья рассматривает вопрос исследования теории музыкального искусства для эстетика. Практическая значимость исследования состоит в том, что она занимает значимую позицию, влияя на эмоции и чувства человека. Методологическая основа имеет многоаспектный характер и сочетает в себе психологический, философский, эстетический, музыковедческий, филологический аспекты. Актуальность рассмотрения проблемы состоит в повышенном интересе к ней со стороны специалистов различного профиля. Выводы исследования раскрывают сущность эстетической оценки теории музыкального искусства. Результативность и эффективность исследования теории музыкального искусства в эстетическом плане связана с внедрением и комбинированием инновационных художественно-педагогических технологий обучения, что влияет на активное привлечение учащихся к оценке художественных произведений, интерпретации музыкального образа и творчески-практической музыкальной деятельности, осмысленного использования приобретенных компетентностей. Формирование компетентностей определяется по трем направлениям – когнитивно-операционным, культурно-поведенческим и гражданским, которые являются критериями личностно-компетентностного развития и в основе которых заложены составляющие ключевые навыки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A STUDY OF THE THEORY OF MUSICAL ART FOR AN AESTHETICIAN

The article considers the issue of studying the theory of musical art for an aesthetician. The practical significance of the study lies in the fact that it occupies a significant position, influencing the emotions and feelings of a person. The methodological basis has a multidimensional character and combines psychological, philosophical, aesthetic, musicological, philological aspects. The urgency of considering the problem lies in the increased interest in it on the part of specialists of various profiles. The conclusions of the study reveal the essence of the aesthetic evaluation of the theory of musical art. The effectiveness and efficiency of the study of the theory of musical art in aesthetic terms is associated with the introduction and combination of innovative artistic and pedagogical teaching technologies, which affects the active involvement of students in the evaluation of works of art, interpretation of the musical image and creative and practical musical activity, meaningful use of acquired competencies. The formation of competencies is determined in three directions – cognitive-operational, cultural-behavioral and civil, which are the criteria of personal-competence development and which are based on the components of key skills.

Текст научной работы на тему «Исследование теории музыкального искусства для эстетика»

Исследование теории музыкального искусства для эстетика

Сюй Цянь,

доцент кафедры «Искусство вокального исполнительства», Цзилиньский педагогический университет E-mail: xuqian@jlnu.edu.cn

Статья рассматривает вопрос исследования теории музыкального искусства для эстетика. Практическая значимость исследования состоит в том, что она занимает значимую позицию, влияя на эмоции и чувства человека. Методологическая основа имеет многоаспектный характер и сочетает в себе психологический, философский, эстетический, музыковедческий, филологический аспекты. Актуальность рассмотрения проблемы состоит в повышенном интересе к ней со стороны специалистов различного профиля. Выводы исследования раскрывают сущность эстетической оценки теории музыкального искусства.

Результативность и эффективность исследования теории музыкального искусства в эстетическом плане связана с внедрением и комбинированием инновационных художественно-педагогических технологий обучения, что влияет на активное привлечение учащихся к оценке художественных произведений, интерпретации музыкального образа и творчески-практической музыкальной деятельности, осмысленного использования приобретенных компетентностей. Формирование компетентностей определяется по трем направлениям - когнитивно-операционным, культурно-поведенческим и гражданским, которые являются критериями личностно-компетентностного развития и в основе которых заложены составляющие ключевые навыки.

Ключевые слова: ценность, культура, коммуникация, эстетика, звук.

Проекты фонда социальных наук провинции Цзилинь «иссле-о дование формирования художественного образа красных пе-о сен Цзилинь и ценности литературы и искусства» (2023C98) еч Научно-исследовательские проекты высшего образования еЗ в провинции Цзилинь в 2023 году «исследование по интеграции культуры красных песен в систему преподавания музыки в колледже» (JGJX2023D259)

Введение

Музыкальное искусство (МИ) является особой сферой жизни человечества, имеет множество аспектов развития. Основополагающим является то, что основу МИ составляет творческая реализация произведений. Подобная постановка проблемы требует специфического подхода к восприятию того или иного художественного произведения, где мир идей и эмоциональное своеобразие принадлежат прежде всего тому обществу, в котором они созидаются. Практическое значение художественного продукта раскрывается при обозначении его структурного содержания. Музыка производит впечатление на слушателя при помощи передачи эстетической и нравственной гармонии [2, с. 32].

Эстетические ценности (ЭЦ) современного МИ оказывают влияние на направление работы деятелей, что носит всеобъемлющий и категорический характер. Оценка сущности ЭЦ происходит при помощи подключения личностного начала критика, что является неотъемлемым свойством его природы. Так как они не являются частью природной действительности, а более равнозначны с чистым пространством психики человека [1, с. 22].

Основная часть

В процессе организации эстетического воспитания необходимо обращать внимание на тот факт, что само по себе оно понимается как система, направленная на объединение соответствующих сил, факторов и элементов для обогащения личности. Исследования в области музыкальной педагогики и психологии показали эстетическую функцию МИ, которая заключается в его глубинном влиянии не только на отдельного индивидуума, но и опосредованно на человечество в целом, в виде своего рода «творческой школы». В ней главными являются интуитивный и подсознательный процессы опредмечивания и визуализации воспринятых слухом интонаций, которые синтезируются в сознании людей и «переплавляются» в музыкальные образы. Так, благодаря эстетическому воображению личности, под влиянием впечатлений, оказанных интонационно-образным строем и выразительными средствами того или иного произведения происходит влияние на внутренний мир человека, его эмоциональную и духовную сферу. Развиваясь исторически, влияя на многие поколения, музыкальные интонации закрепляются, переходят в музыкальный текст, становясь устойчивыми формулами языка. При этом воображение и музыкальные впечатления становятся более отчетливыми, позволяя людям познавать прекрасное и преображать свой внутренний мир [5].

По мнению С.Г. Афанасьева, главной проблематикой представителей ЭЦ в разный период времени считались сочетания изобразительно-выразительных, гносеологических, дидактических основ МИ, а также частные проблемы музыкознания. Сложность данного явления привела многих искусствоведов и эстетиков к созданию собственной методики, которая будет раскрывать общие и целенаправленные основы ЭЦ МИ. Зарубежные и отечественные музыкальные эстетики используют в качестве основы структурно-аналитического выделения подходов МИ достижения современной семиотики, семантики, социологии, психологии, искусствоведения и так далее [3, с. 127].

ЭЦ МИ базируются на чувстве музыкальных произведений, как особого вида искусства. Оно связано с восприятием звука, ритма, которые представлены в данных произведениях особенным образом. Также огромную важность в творчестве играют интонация, мелодичность, временное соотношение. Но первичным условием ЭЦ считается извлечение звука и соотношение их между собой. Таким образом, музыкально-образное мышление развивается на основе работы со смыслом, наглядно представляя определенный эстетический образ. Это поможет человеку погрузиться в духовное пространство свободы, воспоминаний и представлений.

По нашему мнению, основные категории эстетики музыканта-исполнителя заключаются:

• в способности проявления эмоций у слушателя и управления ими;

• в способности формировать психологический настрой всей аудитории;

• в способности адекватной передачи музыки в различных вариациях;

• в органической передаче определенного образа, в соответствии с личностным преобразованием;

• в доведенной до совершенства тактике манипулирования своими психомоторными реакциями, подчас неуловимыми и завуалированными под «покровом» слышимых и видимых приемов музыкально-пластической выразительности; Специфика музыкального восприятия обусловлена пониманием ее языка, чувственного пространства и интонации. Это является одним из условий существования МИ. ЭЦ МИ связаны с со-творческим освоением произведений, в которых ведется диалог между автором и слушателем. Множество авторов интерпретируют связь музыкальных и литературных произведений, в качестве выражения общественных форм отношений. Но у каждого из них имеются свои средства и возможности смысловой передачи. В любом учебнике по эстетике можно найти мысли о том, что образы МИ появляются методом подбора звучаний, ритмических процессов, речевых категорий, интонации и т.д. Проявление данного явления выражается в мелодичности материала, которая строится путем подбора последовательных звуков и передает характерный образ слушателю. Это имеет особую важность, ввиду сложности определения

границ существования ЭЦ в МИ. Интонационность может иметь разный характер, так как с точки зрения эстетики важно не тоновое напряжение и построение звуковых форм, а создание образов, которые будут видны слушателю. То есть ЭЦ в МИ всегда будут отражаться в передаче сложностей взаимоотношений между личностями, происходящих процессов и явлений внешнего мира, выявлении чувственности в аспекте коммуникационного взаимодействия [4, с. 255-256].

Заключение

Таким образом, философия МИ в эстетическом плане отражает приверженность к чувственным переживаниям и взаимоотношениям. ЭЦ в данном случае понимаются, как процесс чувственного, близкого человеку восприятия культурного наследия и оценки происходящих событий. При его отсутствии МИ потеряет связь с ЭЦ и получит более упрощенный характер, подходящий определенному типу потребителя. В настоящее время данная проблема остро поднимается, ввиду существования массовой культуры и коммуникаций. Большинство авторов убеждены в том, что МИ - это сфера творческого начала человека, в котором необходимо сохранить связь с наследием и ЭЦ.

Литература

1. Ахмедова, Х.С. Современное музыкальное искусство и его эстетические ценности // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики.. - 2013. - № 8 (1). - С. 22-25.

2. Бирюкова Э.А. Философские подходы к исследованию духовно-нравственной компоненты внутреннего мира человека // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2013. № 6 (32). Ч. 2. С. 30-33.

3. Курышева, И.В. Методологические основы исследования формирующих потенциалов музыкального искусства / И.В. Курышева // Научные проблемы гуманитарных исследований. -2011. - № 1. - С. 125-132. - EDN NZAMOF.

4. Писларь, Д.В. Особенности философско-эстетического понимания музыки / Д.В. Пис-ларь // Ученые записки Таврического национального университета имени В.И. Вернадского. Серия: Философия. Культурология. Политология. Социология. - 2014. - Т. 27, № 1-2(66). -С. 253-262. - EDN UMOAQH.

5. Новые парадигмы музыкальной эстетики ХХ века // URL: http://www.kholopov.ru/prdgm. html (дата обращения: 11.10.2023).

A STUDY OF THE THEORY OF MUSICAL ART FOR AN AESTHETICIAN

Xu Qian

Jilin Normal University

C3

о

CO

-a

I=i А

—I

о

C3 t; о m О от

З

ы о со

The article considers the issue of studying the theory of musical art for an aesthetician. The practical significance of the study lies in the fact that it occupies a significant position, influencing the emotions and feelings of a person. The methodological basis has a multidimensional character and combines psychological, philosophical, aesthetic, musicological, philological aspects. The urgency of considering the problem lies in the increased interest in it on the part of specialists of various profiles. The conclusions of the study reveal the essence of the aesthetic evaluation of the theory of musical art. The effectiveness and efficiency of the study of the theory of musical art in aesthetic terms is associated with the introduction and combination of innovative artistic and pedagogical teaching technologies, which affects the active involvement of students in the evaluation of works of art, interpretation of the musical image and creative and practical musical activity, meaningful use of acquired competencies. The formation of competencies is determined in three directions -cognitive-operational, cultural-behavioral and civil, which are the criteria of personal-competence development and which are based on the components of key skills.

Keywords: value, culture, communication, aesthetics, sound.

References

1. Akhmedova, Kh.S. Modern musical art and its aesthetic values // Historical, philosophical, political and legal sciences, cultural studies and art history. Questions of theory and practice.. -2013. - No. 8 (1). - pp. 22-25.

2. Biryukova E.A. Philosophical approaches to the study of the spiritual and moral components of the inner world of man // Historical, philosophical, political and legal sciences, cultural studies and art history. Questions of theory and practice. Tambov: Certificate, 2013. No. 6 (32). Part 2. pp. 30-33.

3. Kurysheva, I.V. Methodological foundations for the study of the formative potentials of musical art / I.V. Kurysheva // Scientific problems of humanitarian research. - 2011. - No. 1. - P. 125132. - EDN NZAMOF.

4. Pislar, D.V. Features of the philosophical and aesthetic understanding of music / D.V. Pislar // Scientific notes of the Tauride National University named after V.I. Vernadsky. Series: Philosophy. Culturology. Political science. Sociology. - 2014. - T. 27, No. 1-2(66). - pp. 253-262. - EDN UMOAQH.

5. New paradigms of musical aesthetics of the twentieth century // URL: http://www.kholopov.ru/prdgm.html (access date: 10/11/2023).

o d

u

CO OJ

o

CM

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.