Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ И МЕТОДИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЦЕДУРЫ ПРОВЕДЕНИЯ СТРОИТЕЛЬНОГО КОНТРОЛЯ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ И МЕТОДИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЦЕДУРЫ ПРОВЕДЕНИЯ СТРОИТЕЛЬНОГО КОНТРОЛЯ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
752
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА / ПРОЦЕДУРА / УВЕДОМЛЕНИЕ / ПРЕДЪЯВЛЕНИЕ РАБОТ / ВХОДНОЙ КОНТРОЛЬ / ОПЕРАЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ / ПРИЕМКА / ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕ / ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ / ИНСПЕКЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ / ПРОБЛЕМАТИКА / CONSTRUCTION QUALITY CONTROL / PROCEDURE / NOTIFICATION / PRESENTATION OF WORKS / ENTRANCE CONTROL / OPERATIONAL CONTROL / ACCEPTANCE / SURVEY / PRODUCTIONCONTROL / INSPECTION CONTROL / PERSPECTIVE

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Цопа Н.В., Карпушкин А.С., Горин А.К.

На современном этапе развития технологий и цифровизации, стремительного нарастания темпов реализации программ развития отраслей экономики возникают проблемы несоответствия методов строительства, основанных на плановых принципах современным вызовам рынка. Основной из проблем является сокращение сроков строительства, и частичная готовность законодательной и нормативной базы РФ обеспечивать стремительные изменения технологии и организации строительства. В статье рассмотрены законодательные, теоретические и методические особенности процедуры проведения строительного контроля, проблематика практического применения требований законодательства РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Цопа Н.В., Карпушкин А.С., Горин А.К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OF THEORETICAL AND METHODICAL FEATURES OF THE PROCEDURE OF CONSTRUCTION CONTROL

At the current stage of technology development and digitalization, the rapid growth of economic sector development programs, there are discrepancy problems of construction methods based on planned principles to modern market challenges. The main problem is the reduction of construction time, and partial readiness of the legislative and regulatory framework of the Russian Federation to provide rapid changes in technology and organization of construction. The article considers legislative, theoretical and methodological features of the procedure of construction control, the issue of practical application of the requirements of the legislation of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ И МЕТОДИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЦЕДУРЫ ПРОВЕДЕНИЯ СТРОИТЕЛЬНОГО КОНТРОЛЯ»

УДК 69.05

ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ И МЕТОДИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЦЕДУРЫ ПРОВЕДЕНИЯ СТРОИТЕЛЬНОГО КОНТРОЛЯ

Цопа Н.В.1, Карпушкин А С. 2, Горин А.К. 3

Академия строительства и архитектуры (структурное подразделение), ФГАОУ ВО КФУ им. В.И.Вернадского, 295943, г. Симферополь, ул. Киевская, 181, е-mail: Wtasha-ts@yandex.ru, 2 karpooshkin@yandex.ru,

3gorin. andko@gmail. com

Аннотация. На современном этапе развития технологий и цифровизации, стремительного нарастания темпов реализации программ развития отраслей экономики возникают проблемы несоответствия методов строительства, основанных на плановых принципах современным вызовам рынка. Основной из проблем является сокращение сроков строительства, и частичная готовность законодательной и нормативной базы РФ обеспечивать стремительные изменения технологии и организации строительства. В статье рассмотрены законодательные, теоретические и методические особенности процедуры проведения строительного контроля, проблематика практического применения требований законодательства РФ.

Ключевые слова: строительный контроль качества, процедура, уведомление, предъявление работ, входной контроль, операционный контроль, приемка, освидетельствование, производственный, инспекционный контроль, проблематика.

ВВЕДЕНИЕ

Реализация основных положений Стратегии развития строительной отрасли Российской Федерации до 2030 года [1], предполагает переосмысление некоторых концепций и принципов, на основе которых базируется система строительства. Обусловлено это тем, что в связи с переходом на рыночные отношения изменилась система в структуре взаимоотношений между участниками строительства.

Изменениями в ГрК РФ были добавлены такие штатные единицы как представитель лица, осуществляющего строительство по вопросам строительного контроля (далее - специалист СКК подрядчика), изменены термины и порядок проведения строительного контроля участниками строительства. Под изменения ГрК РФ было выпущено Постановление Правительства № 468, регулирующее процедуру предъявления и освидетельствования работ. Кроме того, были пересмотрены законодательная и нормативная документация по подготовке исполнительной документации, фиксирующих результаты строительного контроля.

Но несмотря на все нововведения, на объектах все чаще отмечаются проблемы как с проведением строительного контроля, так и с оформлением его результатов исполнительной документацией.

АНАЛИЗ ПУБЛИКАЦИЙ; МАТЕРИАЛОВ, МЕТОДОВ

Теоретические и методические основы контроля качества, а также его обеспечение и управление подробно рассмотрены в работах А.Л. Зеленцова [3], М.М. Шулькевича, Т.Д. Дмитренко, А.И. Бойко [4], Г.К. Соколова, В.В. Филатова, К.Г. Соколова [5], Ю.И. Доладова, О.Ю. Хмылёвой [6], В.С. Котельникова [7], Ю.Я. Кунгурова [8], О.А. Легостаевой [9], А.В. Иванова [10], Д.А. Казакова [11], А.Н. Летчфорд, В.А. Паршина [12].

Исследование научных трудов современных ученых позволяет сделать вывод о том, что в существующих научных работах недостаточно изучены процессы и элементы контроля качества, влияющие на процедуру проведения строительного контроля.

В данной связи изучению законодательных, теоретических и методических основ процедуры предъявления и освидетельствования работ, а также факторов, влияющих на процесс проведения строительного контроля, необходимо уделять более детальное внимание со стороны ученых.

ЦЕЛЬ И ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ

Целью данной статьи является обоснование процедуры проведения строительного контроля с учетом стадий его реализации для последующего повышения эффективности контроля.

Достижение данной цели предполагает постановку и решение следующих задач:

- изучение и анализ существующей нормативно-законодательной базы Российской Федерации, регулирующей процедуру проведения строительного контроля;

- выявление факторов, влияющих на увеличение эффективности существующей системы строительного контроля.

ОСНОВНОЙ РАЗДЕЛ

Основными нормативно-законодательными документами, определяющими сущность строительного контроля, являются градостроительный кодекс, гражданский кодекс, Постановление Правительства РФ от 21 июня 2010 года № 468 «О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства» [2, 13, 14].

Согласно статьи 53 ГрК РФ [2] лицо, которое осуществляет строительство, а также технический подрядчик обязаны проводить строительный контроль, процесс которого регулируется Постановлением Правительства РФ № 468 [14]. При этом контроль со стороны заказчика ограничен условиями статьи 748 ГК РФ [13]. Аналогичные требования по строительному контролю описаны в п.7 СП 48.13330.2011 [15]. Однако данный СП не вошел в Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (с изменениями на 29 сентября 2015 года) (утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 года № 1521) [15, 17] и может использоваться только на добровольной основе [18], либо в случае включения данного требования в Договор подряда.

Рассмотрим основные определения и термины, которые используется в данном исследовании. Согласно ГОСТ Р ИСО 9001-2015 [19]: «Качество - степень соответствия совокупности присущих характеристик объекта требованиям». В тоже время согласно п.3 приложения 1 ГОСТ 16504-81 [20]: «Качество продукции - совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением».

Согласно п.3.8.2 ГОСТ ISO 9000-2011 [15]: «Контроль (inspection): процедура оценивания соответствия путем наблюдения и суждений, сопровождаемых соответствующими измерениями, испытаниями или калибровкой».

Согласно п.63 ГОСТ 15467-79 [22]: «Контроль качества продукции: проверка соответствия показателей качества продукции установленным требованиям».

Согласно п.82 приложения 1 ГОСТ 16504-81 [23]: «Контроль качества: контроль количественных и (или) качественных характеристик свойств продукции».

Согласно п.7.10 СНиП 3.01.01-85* [24]: «Управление качеством строительно-монтажных работ должно осуществляться строительными организациями и включать совокупность мероприятий, методов и средств, направленных на обеспечение соответствия качества строительно-монтажных работ и законченных строительством объектов требованиям нормативных документов и проектной документации».

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что качество - это характеристика, а контроль качества - процедура, мероприятие, процесс.

Контроль качества можно разделить в зависимости от субъекта строительного процесса, который его проводит: производственный и инспекционный контроль.

Согласно п.7.3 СНиП 3.01.01-85* [24]: «Производственный контроль качества строительно-монтажных работ должен включать входной контроль рабочей документации, изделий, конструкций, оборудования и материалов, операционный контроль отдельных производственных операций или строительных процессов и приемочный контроль строительно-монтажных работ». Согласно п.98 приложения 1 ГОСТ 16504-81 [20]: «Производственный контроль - контроль, осуществляемый на стадии производства».

Согласно п.7.11 СНиП 3.01.01-85* [24]: «На всех стадиях строительства с целью проверки эффективности ранее выполненного производственного контроля должен выборочно осуществляться инспекционный контроль». Согласно п.103 приложения 1 ГОСТ 16504-81 [23]: «Инспекционный контроль - контроль, который осуществляется специально уполномоченными лицами с целью проверки эффективности ранее выполненного контроля».

Для обоснования эффективной процедуры проведения строительного контроля необходимо рассмотреть его по стадиям, разделив при этом, на внутренний (производственный) и внешний (инспекционный).

На рисунке 1 представлена схема стадийности строительного контроля, согласно статье 53 ГрК РФ [2]. В схеме не учтена стадия входного контроля проектной документации, как отдельного комплекса подготовительных работ.

Рис. 1. Схема стадийности строительного контроля

Сверху-вниз осуществляется входной, операционный и приемочный строительный контроль, причем взаимодействие участников происходит слева - при внутреннем производственном, справа - при внешнем инспекционном. Соответственно внешний инспекционный контроль отличается меньшей численностью проверяющих, величиной охвата и периодичностью контроля.

Важнейшим элементом процедуры системы строительного контроля является система предъявления производителем работ проверяющему, а точнее, уведомление проверяющего на освидетельствование работ и верификацию. Согласно п. 11 Постановления Правительства № 468 не позднее, чем за 3 рабочих дня до проведения контрольных мероприятий необходимо уведомить заказчика о дате и времени. Данное уведомление осуществляется подрядчиком [14].

Если раньше таким инструментом предъявления работ служили факсограмма, телеграмма, телефонный звонок, то теперь, в случае споров или судебных разбирательств, этого недостаточно, т.к. должен быть официальный документ с датой и подписью. При этом, в случае подачи официального запроса, данный процесс может затянуться на несколько дней. Исходя из вышеизложенного, можно заключить, что на сегодняшний момент отсутствует механизм или

инструмент, который бы мог достаточно эффективно исполнить требования Постановления Правительства № 468 [14].

Входной контроль (верификация) поставленных материалов и изделий производится согласно п.100 ГОСТ 16504-81[20] и п. 3.8.4 ГОСТ ISO 9000-2011 [15].

«Входной контроль - контроль продукции поставщика, поступившей к потребителю или заказчику и предназначаемой для использования при изготовлении, ремонте или эксплуатации продукции». «Верификация (verification): подтверждение посредством представления объективных свидетельств (3.8.1) того, что установленные требования (3.1.2) были выполнены». Согласно п.5.2 ГОСТ 24297-2013 [25]: «Верификацию закупленной продукции осуществляет персонал, ответственный за ее проведение и имеющий соответствующие полномочия».

Согласно Постановлению Правительства № 468 [14]: «7. Входной контроль проводится до момента использования продукции в процессе строительства и в него входит проверка наличия и состава документов поставщиков, содержащих информацию об уровне качества продукции, ее соответствия требованиям технических регламентов, рабочей документации, стандартов и сводов правил. Подрядчик имеет право при проведении входного контроля осуществить в установленном порядке измерения и испытания соответствующей продукции своими силами или поручить их проведение специализированной организации. При выявлении в течении входного контроля продукции, несоответствия установленным требованиям, ее применение для строительства недопустимо.

В случае если непосредственно в ходе выполнения проверки соблюдения необходимых правил складирования и хранения выявлены нарушения установленных норм и правил, применение продукции, которая хранилась с нарушением, для строительства не допускается вплоть до полного подтверждения соответствия показателей ее качества требованиям рабочей документации, технических регламентов, стандартов и сводов правил».

Ранее, согласно п.7.4 СНиП 3.01.01-85* [24]: «При входном контроле строительных конструкций, изделий, материалов и оборудования необходимо проверять внешним осмотром их соответствие нормам и стандартам или другим нормативным документам и рабочей документации, а также присутствие и состав паспортов, сертификатов и других сопровождающих документов».

Операционный контроль проводится в соответствии с п.101 приложения 1 ГОСТ 1650481 [15 ] «Операционный контроль - контроль продукции или процесса при выполнении или после завершения технологической операции».

Согласно п.9 Постановления Правительства № 468 [14]: «В процессе контроля очередности и содержания технологических мероприятий по строительству объектов капитального строительства осуществляется следующая проверка: соблюдения очередности и содержания выполняемых технологических операций и их соответствия стандартов, сводов правил, проектной документации, результатам инженерных изысканий, требованиям технических регламентов, градостроительному плану земельного участка; соответствия качества выполнения технологических операций и их результатов требованиям проектной и составленной на ее основе рабочей документации, а также требованиям технических регламентов, стандартов и сводов правил».

Ранее, согласно п.7.5 СНиП 3.01.01-85* [24]: «Операционный контроль выполняется строго в ходе осуществления строительных процессов или производственных операций и обеспечивает своевременное выявление несоответствий и мер по их устранению и предотвращению. При операционном контроле необходимо следить за соблюдением правил выполнения строительно-монтажных процессов; за соответствием выполняемых работ рабочей документации, нормативам и правилам».

Операционный контроль применяется постоянно по мере выполнения работ. В связи с высочайшей скоростью исполнения нескольких подряд операций, а вместе с ним и осуществление операционного контроля, с выдачей необходимых результатов контроля (геодезии, лаборатории и пр.), для их последующего использования в оформлении приемочного (освидетельствования) контроля. Когда фиксация исполнения операционного контроля проводится в основном в разделе 5 общего журнала работ, а также в специализированных журналах, и, как правило, не должна оформляться актами освидетельствования.

Данная стадия считается внутренним производственным контролем, и до введения ГрК РФ [1] новой функциональной единицы в виде специалиста СКК подрядчика, которой занимался исполнитель - производитель работ. Согласно письму от 29 марта 2000 года № 10-110 [27] проверяющие лишь принимают участие в виде внезапных и выборочных проверках.

Приемочный контроль является инспекционным контролем и основывается в первую очередь на проведенном операционном контроле, т.е. на внутреннем производственном. Согласно п. 102 приложения 1 ГОСТ 16504-81 [15]: «Приемочный контроль - контроль продукции, по результатам которого принимается решение о ее пригодности к поставкам и/или использованию».

Также, ранее согласно п.7.6 СНиП 3.01.01-85* [29]: «При приемочном контроле необходимо производить проверку качества выполненных строительно-монтажных работ, а также ответственных конструкций».

Приемочный контроль качества - контроль, осуществляемый по завершении строительства объекта или его этапов, скрытых работ и других объектов контроля. По его результатам выдвигается документированное решение о пригодности объекта контроля к эксплуатации или выполнению последующих работ. Приемочный контроль одного и того же показателя может проводиться на нескольких уровнях и разными методами (например, плотность грунта отдельных слоев и насыпи в целом). При этом результаты контроля низшего уровня могут служить предметом контроля высшего уровня (например, акты освидетельствования скрытых работ по приемке основания насыпи представляются при приемке насыпи в целом). Результаты приемочного контроля фиксируются в актах освидетельствования скрытых работ, актах промежуточной приемки ответственных конструкций, актах испытания свай пробной нагрузкой и других документах, предусмотренных действующими нормативами по приемке строительных работ, зданий и сооружений (СНиП 3.02.01-87) [30].

Однако здесь требуется уточнить, что понятие «приемки» подразумевает сразу три стадии, разнесенных по времени и назначению. Первая стадия - приемка как освидетельствование. От термина приемки в ГрК РФ [1] и в формах исполнительной документации отказались в пользу освидетельствования, так как в связи со сменой форм собственности, приемка объекта в эксплуатацию с комплексом мероприятий осуществляется много позже, и в случае повреждений либо вандализма до сдачи в эксплуатацию за все отвечает подрядчик. И далее необходимо понимать, что в схеме строительного контроля (см. рис. 1) стадия приемки в процессе строительства тождественна освидетельствованию, т.е. является инспекционным контролем верхнего уровня производственного контроля нижнего уровня.

Кроме того, неспособность различать участниками процедуры операционный от приемочного контроля (освидетельствования) значительно влияет на объем оформляемой по их результатам документации. Документируется актами скрытых работ, как правило, только приемочный контроль (освидетельствование). В связи с этим отмечены частые случаи неподкрепленных требований проверяющих в оформлении операций в объемах освидетельствования.

Вместе с тем, существует приемка-передача помещений и/или сооружений для начала специализированных работ, оформляемая специальными актами.

Финальная приемка на сдачу всего объекта или его части (пускового комплекс) в эксплуатацию проводится целым комплексом мероприятий, от выдачи ведомости замечаний к строительно-монтажным работам с контролем их устранения, и заканчивая индивидуальными испытаниями и комплексным опробованием, с выдачей заключения о соответствии уполномоченным органом Государственного строительного надзора [31]. Данная стадия приемки является инспекционной.

Кроме того, существует приемка, не указанная в ГрК РФ [1] в виде ежемесячного подписания форм КС-2 и КС-3 для оплаты за выполненные работы. И если формы подпишутся без исполнительной документации, то в суде именно эти документы будет являться доказательным, вне зависимости от того, был ли осуществлен контроль качества этих работ и должным образом задокументирован. Данная стадия приемки является инспекционной.

Но оперативными документами приемки, фиксирующими качество и не допускающих брак, считаются именно акты в составе исполнительной документации, а две последующие приемки -ежемесячное выполнение и финальная приемка со сдачей в эксплуатацию целиком основываются

на ней. Именно по этим причинам документы об оплате заказчик старается не подписывать без предъявления оформленной должным образом исполнительной документации.

Основным условием продолжения работ является согласно п.10 Постановления Правительства № 468 [14]: «До завершения процедуры освидетельствования скрытых работ выполнение последующих работ запрещается». Такое же требование существовало ранее согласно п. 7.7 СНиП 3.01.01-85* [24]: «Запрещается выполнение последующих работ при отсутствии актов освидетельствования предшествующих скрытых работ во всех случаях».

Освидетельствование происходит с оформлением и подписанием актов согласно п. 12. Постановления Правительства № 468 [14]: «Итоги контрольной процедуры и её осуществления фиксируются путем составления акта. Ведомости выполненных контролирующих мероприятий и их результатов ведутся в общем журнале работ с приложением к нему сопутствующих актов. Акты, составленные по исходу контрольных мероприятий, которые выполняются совместно заказчиком и подрядчиком, которые составляются в 2 экземплярах и подписываются заказчиком и подрядчиком. В случае, предусмотренном абзацем вторым пункта 11 настоящего Положения, поставщик на протяжении 3 дней после окончания контрольной процедуры обязан отправить заказчику 1 копию акта, составленного по результатам контрольной процедуры».

Порядок ведения исполнительной документации согласно п.13.б Постановления Правительства № 54 [32]: устанавливаются Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, с этой целью были выпущены РД-11-05-2007 [24] и РД-11-02-2006 [17].

Строительный контроль должен быть разработан посредством схем операционного контроля качества (Далее - СОКК) в составе ППР согласно п.6.9 МДС 12-46.2008 [33]. С введением согласно изменений ГрК РФ [1] новой функциональной единицы в виде представителя лица, осуществляющего строительство по вопросам строительного контроля, функцию по разработке схем операционного контроля качества (Далее - СОКК) следовало бы передать данному отделу, однако требование о разработке ППР осталось прежним, с разработкой, в том числе, и этой части специалистом ПТО, что вносит структурные искажения в системе контроля качества. Часто заказчик согласовывает отдельные перечни приемо-сдаточной документации, регламентирующие порядок и состав подготовки, в том числе, исполнительной документации в связи с недоработкой СОКК и отсутствием внятных требований в общих данных рабочей документации.

Еще одним важным фактором, влияющим на строительный контроль, является вся система исполнительной документации, как инструмент оформления результатов. Поэтому строительный контроль необходимо всегда рассматривать в призме исполнительной документации. С принятием в 2004 году изменений в ГрК РФ [1] изменились многие понятия и терминология, в том числе касательно скрытых работ, напрямую влияющих на строительный контроль и его документирование [6]. Ранее определение скрытых работ было буквальным: «Работы скрытые -отдельные виды работ (устройство фундаментов, гидроизоляции, установка арматуры и закладных изделий в железобетонных конструкциях и т.п.), которые недоступны для визуальной оценки приемочными комиссиями при сдаче зданий и сооружений в эксплуатацию и предъявляются строительной организацией к осмотру и приемке до их закрытия в ходе последующих работ» (СНиП 1-2) [34].

«Работы скрытые - специальные виды работ (устройство фундаментов, гидроизоляции, установка арматуры и закладных изделий в железобетонных конструкциях и т. п.), которые недоступны для зрительной оценки приемочными комиссиями при сдаче объекта строительства в эксплуатацию и скрываемые последующими работами и конструкциями» (МДС 12-9.2001) [28].

Определение ответственных конструкций: «...опоры и пролетные строения мостов, арки, своды, подпорные стены, несущие металлические и сборные железобетонные конструкции» (СНиП 3.01.04-87, п. 3.5 г) [27].

Как видно из названия актов и соответствующих формулировок, подтверждались, таким образом, самые главные работы, которые невозможно потом осмотреть или измерять, а ответственными конструкциями считались только несущие, влияющие таким образом на устойчивость всего здания.

Но на данный момент, с отменой указанного СНиПа, понятие ответственных конструкций не регламентируется НТД, а скрытые работы начали трактоваться согласно п. 4 ГрК РФ [1] таким

образом: «...должен проводиться контроль за выполнением работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ., если устранение выявленных в процессе проведения строительного контроля недостатков невозможно без разборки или повреждения других строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения».

Перечень таких работ, которые оказывают влияют на безопасность объекта капитального строительства можно найти в Приказе Минрегиона РФ от 30.12.2009 № 624 [35]. Согласно которому теперьабсолютно все работы являются «оказывающимивлияние» и должны быть оформлены соответствующими актами освидетельствования. То есть если ранее понятие «скрытые работы» буквально это и означало, то теперь, все работы, подпадают либо под скрытые, либо под ответственные конструкции, либо под участки сетей инженерно-технического обеспечения. Этот момент значительно увеличил объемы оформления исполнительной документации.

Причина данного изменения в понятиях логична: данное разделение работ на скрытые и не скрытые косвенным образом влияло на объем освидетельствования, т.е. тем самым снижался охват приемки с переносом его на сдачу объекта в целом.

Понятие сетей инженерно-технического обеспечения также не вносит ясность, являются ли ими только внешние, либо также все внутренние сети: «Сети инженерно-технического обеспечения - совокупность имущественных объектов, непосредственно используемых в процессе водоснабжения и водоотведения. При подключении объектов капитального строительства непосредственно к оборудованию по производству ресурсов либо к системам водоотведения и очистки сточных вод при отсутствии у организации, осуществляющей эксплуатацию такого оборудования, сетевой инфраструктуры указанная организация является организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения в части предоставления технических условий и выполнения иных действий в соответствии с настоящими Правилами [36].

Перечень этих работ согласно п.5.3, 5.4, 5.5 РД-11-02-2006 [17] должен регламентироваться в общих данных РД. Но на практике, проектировщики, переписывая данные из методичек и всевозможных пособий, формируют спорный перечень данных.

Кроме того, документирование входного контроля предполагает ведение журнала согласно приложению А ГОСТ 24297-2013 [25], в котором не предусмотрена подпись заказчика. И для целей фиксации произведенного контроля дополнительно применяют не приспособленные формы актов, что увеличивает нагрузку и порождает выдачу замечаний к оформлению.

Минусом этих мероприятий стало значительное увеличение объемов актирования работ, что является одной из причин отставания в ведении исполнительной документации и оформлением ее лицами, не ответственными за производство работ. Также, при желании внедрения проектного управления, управления качеством и других систем управления, существующая система документирования результатов процедур качества (исполнительной документации) может не дать их реализовать на практике.

Еще одной особенностью отечественной системы качества является объединение в документе исполнительной документации функции подтверждения качества с функцией подтверждения объемов.

С изменениями в ГрК РФ [1] часть функций по строительному контролю от производителя работ перешла специалисту СКК подрядчика. Сделано это было по аналогии с зарубежными системами, для увеличения контроля качества, что особенно важно для стадии операционного контроля, которая ранее зависела от производителя работ (исполнителя).

Прямо законодательством (в правилах, в заголовках и подстрочниках форм) требования фиксации объемов работ не предусмотрено, но при этом этот один из самых важных аспектов системы исполнительной документации находит свое отражение также и в структуре заказчика, а также в характере приемки выполненных работ. Согласно п.82 ГОСТ 16504-81 [20]: «Контроль качества: контроль количественных и (или) качественных характеристик свойств продукции».

Данная особенность присуща такой структуре заказчика, при которой за все отвечал один специалист. Так, специалист строительного контроля заказчика, подписывая формы КС-2 подтверждает и качество, и количество. Соответственно специалисты заказчиков, для подписания

форм КС-2 видят в исполнительной документации, в первую очередь, основание, т.е. считают необходимым в обязательном порядке соблюдение условия прописывания объемов в исполнительной документации.

Сейчас же, с внедрением зарубежных систем и структур, с такими функциональными единицами как руководитель или менеджер проекта, отвечающий за освоение, следует пересматривать функционал строительного контроля в части подтверждения объемов работ.

Важной особенностью отечественной системы строительного контроля является разделение ответственности между несколькими участниками процедуры. То есть чем больше специалистов подпишет документ, тем, казалось бы, выше уверенность, что качество было проверено и удовлетворяет всем требованиям. По этой причине, а также в связи с многофункциональностью исполнительной документации в форме актов освидетельствования, существует такое избыточное количество согласований документации. Однако же, на практике выходит с точностью до наоборот. Часто, проверяющие, подписывая документ, в большинстве случаев, делают это с учетом вышестоящей подписи, т.е.основной контроль осуществляется регистрационно по бумагам. В результате, лица, напрямую ответственные за качество работ частично отдают часть своей ответственности другим лицам, не имеющим отношения напрямую к качеству, а процесс подписания документа затягивается на недели, что является недопустимым. Кроме того, исследование выявило избыточность роли представителя лица, осуществляющего строительство по вопросам организации процесса выполнения работ в документировании результатов контроля качества. При строительстве крупных объектов у генподрядной организации имеется всего несколько специалистов зарегистрированных в реестре НОСТРОЙ и назначенных распорядительным документом. На практике, такой специалист, который, по сути, обязан заниматься организацией строительства, работает с чрезмерным объемом исполнительной документации. Все это негативным образом, как по оперативности, так и по степени ответственности участников процедуры влияет на систему строительного контроля, снижая тем самым ее эффективность.

ВЫВОДЫ

Требования действующего законодательства РФ по предъявлению и освидетельствованию работ трудноисполнимы в связи с отсутствием некоторых стандартов и процедур, способных эффективно реализовать на практике данные условия. При этом, несмотря на требования Постановления Правительства № 468, в отечественной НТД отсутствует действующий механизм оперативного вызова проверяющего на инспекционный контроль.

Исполнительная документация, как документальное отображение результатов строительного контроля на сегодняшний момент достаточно усложнена. В итоге результат строительного контроля часто имеет значительные отставания от факта выполненных работ. Несмотря на внедрение зарубежных систем управления и контроля качества, на сегодняшний день законодательство и НТД пользуется не актуальными терминами, что находит свое отражение в функциональных обязанностях специалистов структуры заказчика. Подтверждение качества и подтверждение объемов работ находится в функционале одного специалиста заказчика, что противоречит принципу независимости специалиста по качеству. Аналогичным образом выстроена вся система исполнительной и отчетной документации, что накладывает свои рамки в вопросах гибкости или изменения системы строительного контроля.

Концепция распределения ответственности между несколькими участниками с разными функциональными обязанностями (контроль качества, объемы, согласование изменений от проекта, организация строительства) негативным образом влияет на контроль качества, его своевременное документирование и снижает ответственность соответствующих специалистов.

Введение новой функциональной единицы в виде специалиста СКК подрядчика, который удовлетворяет потребности в обеспечении операционного контроля качества, не позволило охватить разработку организационно-технологической документации. В результате чего такой специалист, обычно, требует согласованные СОКК от других отделов, не принимая никакого участия в его разработке, как и разработке перечней исполнительной документации, которые частично перекрывают потребность в нормальных СОКК.

Включение в согласование представителя лица, осуществляющего строительство по вопросам организации строительства на практике, не дает желаемых результатов в виде

увеличения эффективности системы строительного контроля и организации строительства в целом, т.к. происходит увеличение отставания в ведении исполнительной документации.

ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Проведенное исследование выявило ряд нерешенных проблем и задач в процедуре проведения строительного контроля. Для решения выявленных проблем необходимо проведение дальнейших исследований, которые будут направлены на разработку вопросов, базовых концепций и принципов процедур системы строительного контроля.

ЛИТЕРАТУРА

1. Проект стратегии развития строительной отрасли Российской Федерации до 2030 года. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://stroystrategy.ru/docs/D098-2030+.pdf;

2. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ (ред. от 02.08.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.08.2019).

3. Зеленцов, А.Л. Организационный механизм управления качеством в строительстве в условиях саморегулирования. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук. Росток-на-Дону. 2013. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.dissercat.com/content/organizatsionnyi-mekhanizm-upravleniya-kachestvom-v-stroitelstve-v-usloviyakh-samoregulirova.

4. Шулькевич, М.М. Справочник по контролю качества строительства жилых и общественных зданий. / Шулькевич М.М., Дмитренко Т.Д., Бойко А.И. - 2-е изд., перераб. и доп. -К.: Будивельник, 1986. - 328 с.

5. Соколов, Г.К. Контроль качества выполнения строительно-монтажных работ: справ. Пособие для высш. учеб. заведений / Соколов Г.К., Филатов В. В., Соколов К. Г. - 2-е изд., стер. -М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 384 с.

6. Доладов, Ю.И. Изменение нормативной базы и организационно-технологической документации по контролю качества в строительстве / Доладов Ю.И., Хмылёва О.Ю. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_29756509_75014016.pdf.

7. Котельников, В.С. Строительный контроль. Методическое пособие. М.: НТЦ «Промышленная безопасность», 2010. - 235 с.

8. Кунгуров, Ю.Я. Управление качеством в строительстве. Учебное пособие -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docplayer.ru/26711899-Upravlenie-kachestvom-v-stroitelstve.html.

9. Легостаева, О.А. Организация строительства как важнейший элемент обеспечения качества продукции в отрасли. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_26737941_35081460.pdf.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Иванов, А.В. Управление качеством продукции строительства. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_20303148_86818826.pdf.

11. Казаков, Д.А. Строительный контроль: учебно-практическое пособие для инженерно-технического работника Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. - 477 с.

12. Летчфорд, А.Н. Практическое пособие по контролю качества строительно-монтажных работ / Летчфорд А.Н., Паршин В.А. - СПб.: 2011. - 524 с. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://files.stroyinf.ru/Index2/1/4293841/4293841780.htm.

13. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) (статьи 1 - 453) (с изменениями на 18 июля 2019 года) (редакция, действующая с 1 октября 2019 года). -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/.

14. О затратах на проведение операционного контроля. Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу. Письмо от 29 марта 2000 г. № 10-110. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/901802455.

15. Организация строительства. Актуализированная редакция СНиП 12-01-2004 (с Изменением № 1). СП 48.13330.2011. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200084098.

16. Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов

правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (с изменениями на 29 сентября 2015 года) (утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 года № 1521). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/420243891.

17. Требования к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требования, предъявляемые к актам освидетельствования работ, конструкций, ... РД-11-02-2006. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/902023790.

18.Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружении» (утвержден приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17 апреля 2019 года № 831). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/554238729.

19. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. ГОСТ Р ИСО 90012015. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200124393.

20. Система государственных испытаний продукции. Испытания и контроль качества продукции. Основные термины и определения (с Изменением № 1). ГОСТ 16504-81. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200005367.

21. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. ГОСТ ISO 9000-2011. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/gost-iso-9000-2011.

22.Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения (с Изменением № 1). ГОСТ 15467-79. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/gost-15467-79.

23. Система государственных испытаний продукции. Испытания и контроль качества продукции. Основные термины и определения (с Изменением № 1). ГОСТ 16504-81.

24. Организация строительного производства (с Изменениями № 1, 2) СНиП 3.01.01-85*. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа:

25. Верификация закупленной продукции. Организация проведения и методы контроля (с Поправкой). ГОСТ 24297-2013.

26. О затратах на проведение операционного контроля. Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу. Письмо от 29 марта 2000 г. № 10-110.

27.Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения (с Изменением № 1). СНиП 3.01.04-87.

28.Положение о заказчике при строительстве объектов для государственных нужд на территории Российской Федерации. МДС 12-9.2001.

29. Порядок ведения общего и (или) специального журнала учета выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства. РД-11-05-2007.

30. Официальные термины и определения в строительстве, архитектуре и жилищно-коммунальном комплексе. - Москва: ФГУП «ВНИИНТПИ», 3-е изд. (с изменениями и дополнениями), 2006.

31.Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения. Актуализированная редакция СНиП 3.01.04-87. СП 68.13330.2017.

32. О государственном строительном надзоре в Российской Федерации (с изменениями и дополнениями) Постановление Правительства РФ от 1 февраля 2006 г. № 54.

33. Методические рекомендации по разработке и оформлению проекта организации строительства, проекта организации работ по сносу (демонтажу), проекта производства работ. МДС 12-46.2008.

34. Строительная терминология. СНиП I-2.

35. Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального

строительства (Зарегистрировано в Минюсте РФ 15.04.2010 № 16902). Приказ Минрегиона РФ от 30.12.2009 № 624 (ред. от 14.11.2011).

36. Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (с изменениями на 5 июля 2018 года). Правительство Российской Федерации. Постановление от 13 февраля 2006 года № 83.

37.ШулькевичМ.М., Дмитренко Т.Д., Бойко А.И. Справочник по контролю качества строительства жилых и общественных зданий. - 2-е изд., перераб. И доп. - К.: Будивельник, 1986. - 328 с.

RESEARCH OF THEORETICAL AND METHODICAL FEATURES OF THE PROCEDURE

OF CONSTRUCTION CONTROL

Tsopa N.V., Gorin A.K., Karpushkin A.S.

V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol, Crimea

Annotation. At the current stage of technology development and digitalization, the rapid growth of economic sector development programs, there are discrepancy problems of construction methods based on planned principles to modern market challenges. The main problem is the reduction of construction time, and partial readiness of the legislative and regulatory framework of the Russian Federation to provide rapid changes in technology and organization of construction. The article considers legislative, theoretical and methodological features of the procedure of construction control, the issue of practical application of the requirements of the legislation of the Russian Federation.

Keywords: construction quality control, procedure, notification, presentation of works, entrance control, operational control, acceptance, survey, productioncontrol, inspection control, perspective.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.