Научная статья на тему 'Исследование теоретических аспектов управления ресурсами предприятия машиностроения'

Исследование теоретических аспектов управления ресурсами предприятия машиностроения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
245
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЗАТРАТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ / КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАТРАТ / СЕБЕСТОИМОСТЬ / МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ / ЕXPENSES OF THE ENTERPRISE / CLASSIFICATION OF EXPENSES / PRIME COST / METHODS OF MANAGEMENT OF EXPENSES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Арсеньева Наталья Валерьевна, Джамай Екатерина Викторовна, Зинченко Александр Сергеевич

В статье проведен анализ принципов построения классификации затрат предприятия машиностроения и методов управления затратами. На этой основе сформированы основные направления взаимоувязки методов управления затратами. Это осуществлено на основе синтеза и взаимообусловленности элементов различных концепций с учетом особенностей управления и специфики производственных процессов на различных стадиях жизненного цикла продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Арсеньева Наталья Валерьевна, Джамай Екатерина Викторовна, Зинченко Александр Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OF THEORETICAL ASPECTS OF RESOURCE MANAGEMENT OF THE ENTERPRISE OF MECHANICAL ENGINEERING

In the article the analysis of the principles of creation of classification of expenses of the enterprise of mechanical engineering and methods of management of expenses is carried out. On this basis the main directions of an agreement of methods of management of expenses are created. It is carried out on the basis of synthesis and interconditionality of elements various concepts taking into account features of management and specifics of productions at various stages of life cycle of creation of production.

Текст научной работы на тему «Исследование теоретических аспектов управления ресурсами предприятия машиностроения»

РАЗВИТИЕ ОТРАСЛЕВОГО И РЕГИОНАЛЬНОГО

УПРАВЛЕНИЯ

УДК 338.5

ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ УПРАВЛЕНИЯ РЕСУРСАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ МАШИНОСТРОЕНИЯ

Аннотация. В статье проведен анализ принципов построения классификации затрат предприятия машиностроения и методов управления затратами. На этой основе сформированы основные направления взаимоувязки методов управления затратами. Это осуществлено на основе синтеза и взаимообусловленности элементов различных концепций с учетом особенностей управления и специфики производственных процессов на различных стадиях жизненного цикла продукции.

Ключевые слова: затраты предприятия, классификация затрат, себестоимость, методы управления затратами.

RESEARCH OF THEORETICAL ASPECTS OF RESOURCE MANAGEMENT OF THE ENTERPRISE OF MECHANICAL ENGINEERING

Annotation. In the article the analysis of the principles of creation of classification of expenses of the enterprise of mechanical engineering and methods of management of expenses is carried out. On this basis the main directions of an agreement of methods of management of expenses are created. It is carried out on the basis of synthesis and interconditionality of elements various concepts taking into account features of management and specifics of productions at various stages of life cycle of creation ofproduction.

Keywords: еxpenses of the enterprise, classification of expenses, prime cost, methods of management of expenses.

На бесперебойное функционирование любого предприятия огромное влияние оказывает управленческая деятельность, в особенности управление затратами. Оценка эффективности деятельности осуществляется путем сопоставления затрат и результатов. Максимизация прибыли - это основная цель любого предприятия, а одним из способов достижения этой цели является эффективное управление затратами. Практика проведения анализа себестоимости на предприятиях машиностроения показывает, что зачастую он не достаточно информативен, так как носит ретроспективный характер и не учитывает возможность изменений. Возможность более глубокого анализа факторов отклонения фактических затрат от плановых дает оперативный анализ [2]. На его основе осуществляется принятие управленческих решений в области себестоимости. Однако сегодня применение оперативного анализа на машиностроительных предприятиях связано с такими проблемами, как отсутствие адекватного информационного обеспечения, недостаточная проработка моделей оперативного управления затратами и их учета, а также методов исследования отклонений [1].

Анализ принципов построения классификации затрат предприятия машиностроения. Различие затрат предприятия по таким характеристикам, как экономическое содержание, состав и структура, требует различных их классификаций. Применение той или иной классификации затрат на предприятии влияет как на качество управленческих решений, так и на величину прибыли. Сегодня на предприятиях машиностроения особенно актуальным является применение классификации, на-

Н.В. Арсеньева Е.В. Джамай А.С. Зинченко

Natalia Arseneva Ekaterina Dzhamay Aleksandr Zinchenko

© Арсеньева Н.В., Джамай Е.В., Зинченко А.С., 2015

5

Вестник Университета № 12, 2015

правленной на организацию системы регулирования затрат с целью своевременного реагирования на их необоснованный перерасход [5]. В частности, возможно применение классификации затрат по уровню контролируемости, которая достигается при следующих условиях: стандартные операции, полная информация о процессе, возможность точно измерить нормативную и фактическую величину, отсутствие дублирования информационных потоков. Эта классификация, с одной стороны, делит затраты на условно-переменные и условно-постоянные, а, с другой стороны, в соответствии с Target cost и Kaizen cost, выделяет места возникновения затрат и центры ответственности [6]. Это позволяет регулировать затраты в момент их осуществления, а не после. Также существуют затраты, которые невозможно нормировать, их контроль осуществляется на основе сметных ставок.

Анализ методов управления затратами. Как показал анализ деятельности многих машиностроительных предприятий, на большинстве из них применяется преимущественно затратный метод формирования себестоимости. Однако существуют и другие, более эффективные методы учета затрат, направленные не только на учет, но и на управление затратами с целью получения максимальной прибыли. Очень часто на машиностроительных предприятиях осознание перерасхода затрат происходит только после передачи готового продукта в производство, а не ранее [4]. Сегодня разработаны и успешно применяются множество методов учета и управления затратами. В процессе исследовании были проанализированы различные методы управления затратами: стратегическое управлении издержками (англ. Strategic Cost Management, сокращенно - SCM), метод управление затратами ABC costing, сбалансированная система показателей (англ. Balanced Score Card, сокращенно - BSC) и ключевые показатели эффективности KPI, показатель экономической добавленной стоимости (англ. Economic Value Added, сокращенно - EVA), средневзвешенная стоимость капитала WACC, метод Standart Cost, метод Target Cost, метод Kaizen Cost, метод трансакционных издержек, метод альтернативности затрат, метод Direct Cost, функционально-стоимостной анализ, контроллинг. Каждый метод может быть использован отечественными предприятиями машиностроения, но эффективное управление затратами невозможно без учета следующих положений:

— ни один из рассмотренных методов и подходов не считается универсальным для всех предприятий;

— выбор метода зависит от того, какие выгоды получит предприятие в сопоставлении с затратами на его осуществление;

— выбор метода управления затратами предполагает учет ряда факторов и задач, оказывающих влияние на его выбор.

Предпочтение того или иного метода и его выбор связан в первую очередь с целями, которые ставит перед собой предприятие, во вторую очередь - с рядом факторов, ограничивающих данный выбор. Для предприятия, производящего машиностроительную продукцию, наиболее применимым является метод Standart Cost, позволяющий не только вести учет затрат, но и эффективно управлять ими. Его сущность заключается в системе учета затрат и калькуляции себестоимости на основе нормативов и ежедневного выявления отклонения от норматива. Фактические затраты делятся на два вида: обоснованные существующими условиями производства и отклоняющиеся от стандартов.

Наиболее целостной концепцией управления является метод Target Cost, позволяющий осуществлять стратегию уменьшения затрат, планировать производство, регулировать затраты и себестоимость в целом. Сущность метода заключается в его применении на этапе проектирования и модернизации продукции. Себестоимость в данном методе определяется как разность между предполагаемой рыночной ценой и ожидаемой прибылью. В соответствии с методом Target Cost себестоимость не является нормативным показателем. Поэтому задача метода - это разработка продукта, сметная себестоимость которого равна целевой себестоимости. Отличие метода заключается в расчете себестоимости продукции, исходя из прогнозируемой цены [3].

Развитие отраслевого и регионального управления

Метод Target Cost обладает множеством преимуществ. Он сочетает функции проектирования и маркетинга, позволяет создать продукт с ожидаемыми потребителями характеристиками и наиболее вероятной ценой, совместим с планированием прибыли, бюджетированием, формированием центров ответственности и различными стратегиями ценообразования. В отличие от Standart Cost он помогает осуществлять стратегию снижения затрат на стадии проектирования. Метод также подразумевает, что основное внимание сосредоточено на внешних факторах, а не на внутренних.

Параллельно с методом Target cost в современных моделях управленческого учета используется концепция Kaizen cost. Она представляет собой процесс постепенного снижения затрат на этапе производства продукции, в результате которого достигается необходимый уровень себестоимости и обеспечивается прибыль. Обе системы имеют одинаковую цель - достижение целевой себестоимости: Target cost - на этапе проектирования нового изделия, Kaizen cost - на этапе производства изделий. Если на этапе проектирования разница между сметной и целевой себестоимостью составляет до 10 %, то принимается решение о начале производства изделия с расчетом на то, что 10 % будут ликвидированы в процессе производства методами Kaizen cost, а выполнение задачи поощряется через систему управления персоналом.

Построение модели управления затратами на основе синтеза методов Standart cost, Target cost и Kaizen cost. Сегодня отечественному машиностроительному предприятию необходимы методы управления себестоимостью, обеспечивающие достижение оптимальной себестоимости и необходимой прибыли. Системы управления затратами Target cost и Kaizen cost и метод учета затрат Standart cost позволяют организованно, целенаправленно и оперативно реагировать на положительные и отрицательные изменения себестоимости, осуществлять политику снижения затрат, рационально инвестировать средства в новые продукты, координировать действия множества людей [3]. Эти методы могут сосуществовать в рамках одного предприятия, так как они имеют единую задачу, но область их применения различная: методы Target cost и Kaizen cost отвечают за стадию создания продукта и достижение целевой себестоимости, а метод Standart cost - за управление отклонениями от стандартов.

Таким образом, система управления затратами на машиностроительном предприятии может трансформироваться в следующий симбиоз: метод Target cost на стадии проектирования, метод Standart cost на стадии производства при учете затрат и оперативном управлении себестоимостью и метод Kaizen cost на стадии производства при поиске скрытых источников снижения себестоимости.

Библиографический список

1. Арсеньева, Н. В. Перспективные пути преодоления кризисной ситуации на предприятиях машиностроительного комплекса / Н. В. Арсеньева // Экономика и управление в машиностроении. - 2009. - № 3. -С. 16-19.

2. Арсеньева, Н. В. Перспективные пути развития предприятий машиностроительного комплекса на современном этапе / Н. В. Арсеньева // Научные труды (Вестник МАТИ). - 2008. - № 14 (86). - С. 316-320.

3. Глазов, М. Управление затратами: новые подходы : монография / М. Глазов, С. Черникова. - СПб. : Российский государственный гидрометеорологический университет, 2009. - 169 с. - ISBN 978-5-86813-257-5.

4. Джамай, Е. Ресурсное обеспечение наукоемкого авиационного производства: финансово-экономический аспект : монография / Е. Джамай. - М. : Изд-во Московского авиационного института. - 2006. - 184 с. -ISBN 5-7035-1638-2.

5. Румянцев, В. С. Методологические проблемы адаптации товаропроизводителей к рынку / В. С. Румянцев, Л. М. Путятина // Проблемы теории и практики управления. - 1994. - № 6. - С. 23-28.

6. Румянцев, В. С. Промышленные предприятия в преддверии рынка (первоочередные проблемы) / В. С. Румянцев, Л. М. Путятина // Российский экономический журнал. - 1992. - № 4. - С. 56-60.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.