Научная статья на тему 'Исследование свойств кббпри воздействии сдвиговых нагрузок'

Исследование свойств кббпри воздействии сдвиговых нагрузок Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
81
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по технологиям материалов, автор научной работы — Полетаев Ю. А., Люпаев Б. М., Ликомаскин А. И., Морозов А. А., Пивкин П. И.

При воздействии динамических и статических нагрузок от автомобилей в дорожной одежде из щебня возникают горизонтальные смещения слоев щебня. Исследованы высокопрочные при сдвиге конструкции одежды из каркасного бесцементного бетона, в котором щебень расклинцован песком.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по технологиям материалов , автор научной работы — Полетаев Ю. А., Люпаев Б. М., Ликомаскин А. И., Морозов А. А., Пивкин П. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование свойств кббпри воздействии сдвиговых нагрузок»

строительные конструкции

исследование свойств кбб

при воздействии сдвиговых нагрузок

Ю. А. Полетаев, Б. М. люпаев, А. И. ликомаскин,

А. А. Морозов, П. И. Пивкин

При воздействии динамических и статических нагрузок от автомобилей в дорожной одежде из щебня возникают горизонтальные смещения слоев щебня. Исследованы высокопрочные при сдвиге конструкции одежды из каркасного бесцементного бетона, в котором щебень расклинцован песком.

В Мордовии для строительства и ремонта автомобильных дорог используется щебень местных или ближайших карьеров. Он имеет порой невысокую прочность, что в большинстве случаев является причиной недолгосрочной работы дорожной одежды. Так как закупка щебня в других регионах России экономически не выгодна, необходимо решение, отвечающее экономическим требованиям и простоте с технологической точки зрения.

Выходом, исходя из опытов, является применение каркасного бесцементного бетона (КББ) [2; 5; 4], состоящего из каркаса, образованного уплотненным щебнем, пустоты в котором заполнены песком. Данный материал — это рационально подобранная смесь щебня и песка, оптимальное процентное соотношение которой подбиралось по ходу испытаний. При работе КББ на сжатие его деформация на порядок меньше, чем щебеночного основания [1]. Деформативность и несущая способность КББ при работе на сдвиг мало изучены [3; 6].

Для изучения работы на сдвиг этого материала были проведены специальные исследования.

/ /

/ /

/ /

Рисунок 1 Устройство для определения сопротивления срезу в момент задания обжимной нагрузки прессом

Была разработана и запатентована сдвиговая установка, позволяющая испытывать КББ в условиях, максимально приближенных к

реальным. Сдвиговая установка представляет собой соединение трех цилиндров диаметром каждый по 15 см и общей длиной 35 см. Средний цилиндр, смещаясь под давлением пресса, создает сдвиг в двух параллельных плоскостях (рис. 1, 2).

Рисунок 2

Устройство для определения среза в момент задания сдвигающей нагрузки прессом

Испытания проводились при оптимальном соотношении по объему 2 : 1 щебня фракций 40, М400 и песка. Для определения сопротивления материала использован широкий спектр нагрузок. В цилиндрах КББ обжимается до 600 кг (нагрузка от катка) и разгружается. После этого КББ механически обжимается пружинами до 50, 100, 200 кг (обжимающая нагрузка эквивалентна нагрузке от асфальта, легкового и грузового автомобилей). Приложение сдвигающей нагрузки производилось этапами до смещения среднего цилиндра относительно крайних на 5 мм. Результаты приведены в табл. 1—6.

Данные испытания (рис. 3) показали, что КББ значительно превышает по показателям

э-'

I

□ 10*20 □ 20*40

Прк*км ная нагрузка при 200

Рисунок 3

Испытания на сдвиг КББ и щебня разных фракций

щебень, уложенный обычным способом, и крупность фракции также сказывается на прочности материала. В целом технология укладки КББ проста, удобна и экономически выгодна, так как его несущая способность вдвое выше, чем у обычного щебеночного основания.

Сравнительное исследование свойств КББ, щебня и щебеночно-песчаной смеси при воздействии сдвиговых нагрузок. В связи с тем, что КББ новый материал и не использовался в массовом строительстве, сравним его с широко применяемым материалом, а именно с щебеночно-песчаной смесью. Подобные смеси широко используются в строительстве оснований автомобильных дорог и аэродромов согласно ГОСТу 25697-94 для устройства покрытий, укрепления обочин автомобильных дорог, а также на щебень, применяемый для устройства покрытий и оснований по способу заклинки.

Смеси должны соответствовать требованиям ГОСТа для строительства оснований. В данном эксперименте будет использоваться смесь под номером С6. Она применяется для строительства оснований с непрерывной гранулометрией. Наибольший размер зерен — 40. Данная смесь соответствует щебню и КББ фракции 20—40. Все эксперименты будут производиться при максимальных условиях эксплуатации: обжатии 600 кг (табл. 7—9). Для удобства изготовления смеси полный остаток на ситах переведем на частный остаток.

Для примера приведем показания для щебня и КББ (табл. 10—11).

5 000 4 500 4 000 3 500 3 000 2 500 2 000 1 500 1 000 500

ш

I

я

□ щ ПС

□ Щ еб ень

□ КББ

Пркжк^ная нагруэв

Рисунок 4 Испытания на сдвиг КББ, щебня и щебеночно-песчаной смеси

Из результатов (рис. 4) очевидно, что КББ намного превосходит по прочностным характеристикам все остальные материалы.

нагрузка, в

9 000

8 000

7 000

нагрузка,в

0

Испытания на сдвиг КББ со щебнем фракции 10—20, М300 и песка (2 : 1)

Таблица 1

Результаты испытаний после обжатия 600 кг

Прижимы, кгс 50 100 200

Средняя сдвигающая нагрузка, кгс 1 700 2 100 2 500

Испытания на сдвиг щебня фракций 10—20, М300

Таблица 2

Результаты испытаний после обжатия 600 кг

Прижимы, кгс 50 100 200

Средняя сдвигающая нагрузка, кгс 1 150 1 170 1 190

Испытания на сдвиг КББ со щебнем фракции 20—40, М300 и песка (2 : 1)

Таблица 3

Результаты испытаний после обжатия 600 кг

Прижимы, кгс 50 100 200

Средняя сдвигающая нагрузка, кгс 3 500 4 000 4 800

Испытания на сдвиг щебня фракций 20—40, М300

Таблица 4

Результаты испытаний после обжатия 600 кг

Прижимы, кгс 50 100 200

Средняя сдвигающая нагрузка, кгс 1 300 1 350 1 400

Испытания на сдвиг КББ со щебнем фракции 70, М300 и песка (2 : 1)

Таблица 5

Результаты испытаний после обжатия 600 кг

Прижимы, кгс 50 100 200

Средняя сдвигающая нагрузка, кгс 7 300 7 500 7 700

Испытания на сдвиг щебня фракций 70, М300

Таблица 6

Результаты испытаний после обжатия 600 кг

Прижимы, кгс 50 100 200

Средняя сдвигающая нагрузка, кгс 1 400 1 500 1 600

Таблица 7

Полный остаток на ситах размером, мм, в % по массе

120,0 80,0 40,0 20,0 10,0 5,0 2,5 0,63 0,16 0,05

— 0—5 0—20 40—60 60—80 70—85 75—85 85—95 93—97 95—100

Таблица 8

Частный остаток на ситах размером, мм

120,0 80,0 40,0 20,0 10,0 5,0 2,5 0,63 0,16 0,05

— 0—5 0—0,17 20—50 10—30 0—15 0—7,5 5—15 ,5 7, 1 ,5 2, 0—5

Таблица 9

Результаты испытаний щебеночно-песчаной смеси после обжатия 600 кг

Прижимы, кгс 50 100 200

Средняя сдвигающая нагрузка, кгс 1 500 1 550 1 600

Таблица 10

Испытания на сдвиг щебня фракций 20—40, М300 после обжатия 600 кг

Прижимы, кгс 50 100 200

Средняя сдвигающая нагрузка, кгс 1 300 1 350 1 400

Таблица 11

Испытания на сдвиг КББ со щебнем фракций 20—40, М300 после обжатия 600 кг

Прижимы, кгс 50 100 200

Средняя сдвигающая нагрузка, кгс 3 500 4 000 4 800

Таблица 12

Результаты испытаний КББ фракции 40—70 после обжатия 600 кг

Прижимы, кгс 50 100 200

Средняя сдвигающая нагрузка, кгс 5 400 5 700 6 200

Таблица 13

Результаты испытаний КББ фракции 70 после обжатия 600 кг

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Прижимы, кгс 50 100 200

Средняя сдвигающая нагрузка, кгс 7 300 7 500 7 700

Влияние смешанного фракционного состава щебня на свойства КББ. Доставку щебня и смесей осуществляют партиями. Партию необходимо проверить и испытать, соответствует ли качество щебня и смесей требованиям настоящего стандарта. При приемочном контроле для щебня и смесей определяют:

— зерновой состав;

— содержание пылевидных и глинистых частиц;

— содержание глины в комках;

— содержание дробленых зерен в щебне из гравия.

Допустим, что все показатели, кроме зернового состава, в норме, тогда показатели прочности КББ на сдвиг изменятся.

Испытаем КББ фракции 70, смешанный с фракцией 40, и сравним (табл. 12—13). Из полученных результатов следует, что добавле-

ние более мелкого щебня снижает прочностные характеристики КББ.

Следует отметить, что по технологии устройства КББ песок рассыпают кучками и профилируют автогрейдером. Песок уплотняют самоходными пневмокатками массой 6—8 т на виброходу. Уплотнять следует за 3—5 прохода по одному следу. Для улучшения сцепления КББ с асфальтобетонным покрытием КББ обрабатывается щетками для очистки автодорог. При этом:

1. Сырой песок следует укатывать после высыхания.

2. Песок плохо проникает в щебеночную одежду, если щебень имеет размеры менее 15 мм или поврежден.

3. Куски глины убираются вручную.

При применении в дорожном основании КББ есть возможность уменьшить толщину асфальтобетонного покрытия.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Актуальные вопросы строительства. Первые Соломатовские чтения : м-лы всерос. науч.-техн. конф. — Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2002.

2. Актуальные вопросы строительства. Вторые Соломатовские чтения : м-лы всерос. науч.-техн. конф. — Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2003.

3. Актуальные вопросы строительства : м-лы международ. науч.-техн. конф. — Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2004.

4. Актуальные вопросы строительства : м-лы международ. науч.-техн. конф. — Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2005.

5. Естественно-технические исследования : теория, методы, практика : межвуз. сб. науч. тр. — Вып. V. — Саранск, 2005.

6. Проблемы проектирования, строительства и эксплуатации фундаментов, мостов и автомобильных дорог : м-лы Рос. науч.-техн. конф. (17—19 ноября). — Пермь, 2004.

Поступила 06.04.06.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.