строительные конструкции
исследование свойств кбб
при воздействии сдвиговых нагрузок
Ю. А. Полетаев, Б. М. люпаев, А. И. ликомаскин,
А. А. Морозов, П. И. Пивкин
При воздействии динамических и статических нагрузок от автомобилей в дорожной одежде из щебня возникают горизонтальные смещения слоев щебня. Исследованы высокопрочные при сдвиге конструкции одежды из каркасного бесцементного бетона, в котором щебень расклинцован песком.
В Мордовии для строительства и ремонта автомобильных дорог используется щебень местных или ближайших карьеров. Он имеет порой невысокую прочность, что в большинстве случаев является причиной недолгосрочной работы дорожной одежды. Так как закупка щебня в других регионах России экономически не выгодна, необходимо решение, отвечающее экономическим требованиям и простоте с технологической точки зрения.
Выходом, исходя из опытов, является применение каркасного бесцементного бетона (КББ) [2; 5; 4], состоящего из каркаса, образованного уплотненным щебнем, пустоты в котором заполнены песком. Данный материал — это рационально подобранная смесь щебня и песка, оптимальное процентное соотношение которой подбиралось по ходу испытаний. При работе КББ на сжатие его деформация на порядок меньше, чем щебеночного основания [1]. Деформативность и несущая способность КББ при работе на сдвиг мало изучены [3; 6].
Для изучения работы на сдвиг этого материала были проведены специальные исследования.
/ /
/ /
/ /
Рисунок 1 Устройство для определения сопротивления срезу в момент задания обжимной нагрузки прессом
Была разработана и запатентована сдвиговая установка, позволяющая испытывать КББ в условиях, максимально приближенных к
реальным. Сдвиговая установка представляет собой соединение трех цилиндров диаметром каждый по 15 см и общей длиной 35 см. Средний цилиндр, смещаясь под давлением пресса, создает сдвиг в двух параллельных плоскостях (рис. 1, 2).
Рисунок 2
Устройство для определения среза в момент задания сдвигающей нагрузки прессом
Испытания проводились при оптимальном соотношении по объему 2 : 1 щебня фракций 40, М400 и песка. Для определения сопротивления материала использован широкий спектр нагрузок. В цилиндрах КББ обжимается до 600 кг (нагрузка от катка) и разгружается. После этого КББ механически обжимается пружинами до 50, 100, 200 кг (обжимающая нагрузка эквивалентна нагрузке от асфальта, легкового и грузового автомобилей). Приложение сдвигающей нагрузки производилось этапами до смещения среднего цилиндра относительно крайних на 5 мм. Результаты приведены в табл. 1—6.
Данные испытания (рис. 3) показали, что КББ значительно превышает по показателям
э-'
I
□ 10*20 □ 20*40
Прк*км ная нагрузка при 200
Рисунок 3
Испытания на сдвиг КББ и щебня разных фракций
щебень, уложенный обычным способом, и крупность фракции также сказывается на прочности материала. В целом технология укладки КББ проста, удобна и экономически выгодна, так как его несущая способность вдвое выше, чем у обычного щебеночного основания.
Сравнительное исследование свойств КББ, щебня и щебеночно-песчаной смеси при воздействии сдвиговых нагрузок. В связи с тем, что КББ новый материал и не использовался в массовом строительстве, сравним его с широко применяемым материалом, а именно с щебеночно-песчаной смесью. Подобные смеси широко используются в строительстве оснований автомобильных дорог и аэродромов согласно ГОСТу 25697-94 для устройства покрытий, укрепления обочин автомобильных дорог, а также на щебень, применяемый для устройства покрытий и оснований по способу заклинки.
Смеси должны соответствовать требованиям ГОСТа для строительства оснований. В данном эксперименте будет использоваться смесь под номером С6. Она применяется для строительства оснований с непрерывной гранулометрией. Наибольший размер зерен — 40. Данная смесь соответствует щебню и КББ фракции 20—40. Все эксперименты будут производиться при максимальных условиях эксплуатации: обжатии 600 кг (табл. 7—9). Для удобства изготовления смеси полный остаток на ситах переведем на частный остаток.
Для примера приведем показания для щебня и КББ (табл. 10—11).
5 000 4 500 4 000 3 500 3 000 2 500 2 000 1 500 1 000 500
ш
I
я
□ щ ПС
□ Щ еб ень
□ КББ
Пркжк^ная нагруэв
Рисунок 4 Испытания на сдвиг КББ, щебня и щебеночно-песчаной смеси
Из результатов (рис. 4) очевидно, что КББ намного превосходит по прочностным характеристикам все остальные материалы.
нагрузка, в
9 000
8 000
7 000
нагрузка,в
0
Испытания на сдвиг КББ со щебнем фракции 10—20, М300 и песка (2 : 1)
Таблица 1
Результаты испытаний после обжатия 600 кг
Прижимы, кгс 50 100 200
Средняя сдвигающая нагрузка, кгс 1 700 2 100 2 500
Испытания на сдвиг щебня фракций 10—20, М300
Таблица 2
Результаты испытаний после обжатия 600 кг
Прижимы, кгс 50 100 200
Средняя сдвигающая нагрузка, кгс 1 150 1 170 1 190
Испытания на сдвиг КББ со щебнем фракции 20—40, М300 и песка (2 : 1)
Таблица 3
Результаты испытаний после обжатия 600 кг
Прижимы, кгс 50 100 200
Средняя сдвигающая нагрузка, кгс 3 500 4 000 4 800
Испытания на сдвиг щебня фракций 20—40, М300
Таблица 4
Результаты испытаний после обжатия 600 кг
Прижимы, кгс 50 100 200
Средняя сдвигающая нагрузка, кгс 1 300 1 350 1 400
Испытания на сдвиг КББ со щебнем фракции 70, М300 и песка (2 : 1)
Таблица 5
Результаты испытаний после обжатия 600 кг
Прижимы, кгс 50 100 200
Средняя сдвигающая нагрузка, кгс 7 300 7 500 7 700
Испытания на сдвиг щебня фракций 70, М300
Таблица 6
Результаты испытаний после обжатия 600 кг
Прижимы, кгс 50 100 200
Средняя сдвигающая нагрузка, кгс 1 400 1 500 1 600
Таблица 7
Полный остаток на ситах размером, мм, в % по массе
120,0 80,0 40,0 20,0 10,0 5,0 2,5 0,63 0,16 0,05
— 0—5 0—20 40—60 60—80 70—85 75—85 85—95 93—97 95—100
Таблица 8
Частный остаток на ситах размером, мм
120,0 80,0 40,0 20,0 10,0 5,0 2,5 0,63 0,16 0,05
— 0—5 0—0,17 20—50 10—30 0—15 0—7,5 5—15 ,5 7, 1 ,5 2, 0—5
Таблица 9
Результаты испытаний щебеночно-песчаной смеси после обжатия 600 кг
Прижимы, кгс 50 100 200
Средняя сдвигающая нагрузка, кгс 1 500 1 550 1 600
Таблица 10
Испытания на сдвиг щебня фракций 20—40, М300 после обжатия 600 кг
Прижимы, кгс 50 100 200
Средняя сдвигающая нагрузка, кгс 1 300 1 350 1 400
Таблица 11
Испытания на сдвиг КББ со щебнем фракций 20—40, М300 после обжатия 600 кг
Прижимы, кгс 50 100 200
Средняя сдвигающая нагрузка, кгс 3 500 4 000 4 800
Таблица 12
Результаты испытаний КББ фракции 40—70 после обжатия 600 кг
Прижимы, кгс 50 100 200
Средняя сдвигающая нагрузка, кгс 5 400 5 700 6 200
Таблица 13
Результаты испытаний КББ фракции 70 после обжатия 600 кг
Прижимы, кгс 50 100 200
Средняя сдвигающая нагрузка, кгс 7 300 7 500 7 700
Влияние смешанного фракционного состава щебня на свойства КББ. Доставку щебня и смесей осуществляют партиями. Партию необходимо проверить и испытать, соответствует ли качество щебня и смесей требованиям настоящего стандарта. При приемочном контроле для щебня и смесей определяют:
— зерновой состав;
— содержание пылевидных и глинистых частиц;
— содержание глины в комках;
— содержание дробленых зерен в щебне из гравия.
Допустим, что все показатели, кроме зернового состава, в норме, тогда показатели прочности КББ на сдвиг изменятся.
Испытаем КББ фракции 70, смешанный с фракцией 40, и сравним (табл. 12—13). Из полученных результатов следует, что добавле-
ние более мелкого щебня снижает прочностные характеристики КББ.
Следует отметить, что по технологии устройства КББ песок рассыпают кучками и профилируют автогрейдером. Песок уплотняют самоходными пневмокатками массой 6—8 т на виброходу. Уплотнять следует за 3—5 прохода по одному следу. Для улучшения сцепления КББ с асфальтобетонным покрытием КББ обрабатывается щетками для очистки автодорог. При этом:
1. Сырой песок следует укатывать после высыхания.
2. Песок плохо проникает в щебеночную одежду, если щебень имеет размеры менее 15 мм или поврежден.
3. Куски глины убираются вручную.
При применении в дорожном основании КББ есть возможность уменьшить толщину асфальтобетонного покрытия.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Актуальные вопросы строительства. Первые Соломатовские чтения : м-лы всерос. науч.-техн. конф. — Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2002.
2. Актуальные вопросы строительства. Вторые Соломатовские чтения : м-лы всерос. науч.-техн. конф. — Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2003.
3. Актуальные вопросы строительства : м-лы международ. науч.-техн. конф. — Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2004.
4. Актуальные вопросы строительства : м-лы международ. науч.-техн. конф. — Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2005.
5. Естественно-технические исследования : теория, методы, практика : межвуз. сб. науч. тр. — Вып. V. — Саранск, 2005.
6. Проблемы проектирования, строительства и эксплуатации фундаментов, мостов и автомобильных дорог : м-лы Рос. науч.-техн. конф. (17—19 ноября). — Пермь, 2004.
Поступила 06.04.06.