Научная статья на тему 'Исследование стыков гипсокартонных плит Кнауф при изгибе'

Исследование стыков гипсокартонных плит Кнауф при изгибе Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
61
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Строительные материалы
ВАК
RSCI

Аннотация научной статьи по технологиям материалов, автор научной работы — Старченко А. Ю., Клименко С. В., Братчун В. И., Бармотин А. А., Кожемяка С. В.

Согласно рекомендациям немецких стандартов проведены экспериментальные исследования прочности, трещиностойкости и прогибов стыков гипсокартонных плит КНАУФ толщиной 9,5 и 12,5 мм с использованием различных комплектов шовного шпатлевочного материала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по технологиям материалов , автор научной работы — Старченко А. Ю., Клименко С. В., Братчун В. И., Бармотин А. А., Кожемяка С. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование стыков гипсокартонных плит Кнауф при изгибе»

УДК 666.914.5

A.Ю. СТАРЧЕНКО, генеральный директор ДП «Кнауф Маркетинг»; С.В. КЛИМЕНКО, канд. техн. наук, директор технического департамента ДП «Кнауф Сервис Украина» (Киев);

B.И. БРАТЧУН, д-р техн. наук, А.А. БАРМОТИН, С.В. КОЖЕМЯКА, кандидаты техн. наук, Р.И. ИГНАТЕНКО, А.Б. КОСИК, инженеры, Донбасская национальная академия строительства и архитектуры (Донецкая область, Украина)

Исследование стыков гипсокартонных плит КНАУФ при изгибе

При проектировании и строительстве современных гражданских зданий комплектные системы сухого строительства позволяют решать многочисленные инженерно-технические и архитектурные задачи, направленные на создание комфортных и безопасных условий пребывания людей. Несмотря на универсальность и на первый взгляд простоту и доступность, гип-сокартонные системы требуют тщательного изучения технической документации и выдерживания регламента выполнения работ для обеспечения эксплуатационной надежности и сохранения эстетического вида на протяжении всего срока службы, что характеризуется критерием сохранения целостности гипсокартонной облицовки без образования трещин в реальных условиях эксплуатации объекта.

Прочность облицовки определяется показателями прочности гипсокартонной плиты (ГКП) и швов между плитами. Практика эксплуатации подобного рода облицовок выявила наиболее проблемные и ответственные участки вероятного образования и развития трещин, которыми являются стыки ГКП. Технология устройства стыков ГКП детально разработана и описана в технических листах. Имеется ряд стандартных решений для различных типов кромок и сочетаний комплектов шовного, шпатлевочного и армирующего материалов.

Несмотря на это, в отечественной и зарубежной литературе по данному вопросу отсутствуют сведения о результатах экспериментальных исследований прочности, трещиностойкости и деформативности стыков ГКП. Отсутствие подтвержденных опытных данных о поведении под нагрузкой стыков ГКП для различных типов облицовок не позволяет с гарантированной точностью

устанавливать запас надежности при проектировании и оценке реального напряженно-деформированного состояния как унифицированных плоских конструкций, так и многообразных объемных элементов, имеющих сложную и нестандартную геометрию. Наиболее вероятные причины образования трещин в гипсокартонных конструкциях обусловлены рядом факторов (рис. 1):

— отсутствием достаточного количества деформационных стыков, компенсирующих деформации зданий от различных силовых воздействий;

— наличием неучтенных динамических нагрузок на несущие конструкции;

— значительной концентрацией локальных напряжений от смонтированного оборудования;

— нарушением технологии монтажа (отклонение от конструктивной схемы, прочностных и жесткостных свойств используемых материалов, нарушение требований по расстановке крепежных элементов и др.).

Прочность гипсокартонных плит оценивают по величине максимального изгибающего усилия, приложенного к образцу-пластине. Испытания проводят для образцов, вырезанных в продольном и поперечном по отношению к длине листа направлениях (табл. 1).

Для получения достоверных данных о работе стыков в облицовках из ГКП в лаборатории испытаний дорожно-строительных материалов и изделий ДонНАСА был проведен ряд экспериментальных исследований по определению предела прочности, трещино-стойкости и величин прогибов на стадиях образования трещин и разрушения стыков ГКП толщиной 9,5 и 12,5 мм с использованием различных комплектов шовного, шпатлевочного и армирующего материалов.

Таблица 1

Нормативный документ

Национальный стандарт Украины ДСТУ Б В.2.7-95-2000

Европейский стандарт DIN EN 520:2005

Толщина (t) ГКП, мм

9,5

12,5

9,5

12,5

9,5

12,5

Размеры образцов, мм

a=(450+5) b=(150+5)

a=(40t+100+5) b=(400+5)

a=(400±5) b=(300±5)

Схема нагружения опытных образцов

Расстояние между центрами опор (пролет)

L=350 мм

L=40t, мм

L=(350±1) мм

Разрушающая нагрузка при изгибе, Н

Продольных образцов

222

322

450

600

400

550/725*

Поперечных образцов

81

105

150

180

160

210/300*

* разрушающая нагрузка при изгибе гипсовых плит с повышенной прочностью (тип R).

научно-технический и производственный журнал

Рис. 1. Характерные дефекты в гипсокартонных конструкциях

Подготовка образцов

Подготовка образцов для испытаний проводилась в соответствии с требованиями немецкого стандарта DIN 13963. Контрольные испытания стыков ГКП на изгиб проводились на подготовленных образцах с размерами 12,5x300x400 и 9,5x300x400 мм в количестве 200 шт., которые были изготовлены из ГКП производства ООО «Кнауф Гипс Донбасс». Для заделки стыков между гипсокартонными образцами использовались шпатлевки КНАУФ Фугенфюллер производства ООО «Кнауф Гипс Донбасс» и КНАУФ Унифлот производства Knauf Gips KG (Германия). Для армирования швов гипсокартонных образцов применялись бумажная и сетчатая армирующие ленты производства Knauf Gips KG (Германия).

Проводились испытания стыков с отрезной и заводской (ПЛУК) кромками. Отрезная кромка подготавливалась в соответствии с требованиями технической документации фирмы КНАУФ по применению шпатлевок КНАУФ Унифлот и КНАУФ Фугенфюллер. При изготовлении образцов с отрезной кромкой для шпатлевки КНАУФ Фугенфюллер снималась фаска под углом 45о на глубину 1/3 толщины плиты, а для КНАУФ Унифлотт — фаска под углом 22,5о на глубину 2/3 толщины плиты. Полученные заготовки обрабатывались грунтовкой КНАУФ Тифенгрунд и хранились в естественных условиях в течение 6 ч. Перед нанесением шовного шпатлевочного материала стык проклеивался с обратной стороны клейкой лентой.

В первый слой шпатлевки укладывалась армирующая лента. После высыхания первого слоя широким шпателем (200—300 мм) наносился второй накрывоч-ный выравнивающий слой шпаклевки. Изготовленные образцы высушивались при температуре 23±2оС и относительной влажности воздуха 50±5% в течение 7 сут в лабораторных условиях. После сушки снималась клейкая лента.

Испытания

Испытания прочности стыков гипсокартонных плит проводились в соответствии с требованиями немецкого стандарта DIN 13963 (рис. 2).

Для проведения эксперимента было изготовлено приспособление позволяющее прикладывать к образцу постоянно возрастающее усилие. Для регистрации прикладываемого усилия использовался динамометр с индикатором часового типа и ценой деления 316 г. Для регистрации прогиба образца использовался прогибо-мер с индикатором часового типа и ценой деления 0,01 г. Каждый образец помещался в приспособление

Рис. 2. Изготовление образцов (а) и испытанияе на изгиб стыков гипсокартонных плит(б)

таким образом, чтобы шов был обращен вверх и имел опору.

Шов подвергался непрерывно возрастающей нагрузке со скоростью 250+125 Н/мин и точностью измерений до 1% (рис. 3).

Результаты экспериментальных исследований показали, что пределы прочности при изгибе стыков сопоставимы с аналогичными значениями при испытаниях гипсокартонных образцов, выпиленных в поперечном направлении плиты (рис. 4).

Трещиностойкость стыков составляет в среднем 40—60% от разрушающей нагрузки при изгибе (рис. 5).

Наиболее эффективным шовным шпаклевочным материалом для обшивок из ГКП является комплект шпатлевки КНАУФ Унифлот с бумажной лентой, который превышает среднестатистические показатели базового комплектного варианта (шпатлевка КНАУФ

rj научно-технический и производственный журнал

М ® июль 2012 57"

Рис. 4. Характер разрушения стыков при армировании сетчатой лентой (а) и бумажной лентой (б)

а б

3

.п'Л

Фугенфюллер I Унифлот лист 9,5мм

3

■ п

2 4

Унифлот Фугенфюллер

лист 12,5 мм

Фугенфюллер Унифлот

лист 9,5мм

Унифлот Фугенфюллер

лист 1 2,5 мм

Фугенфюллер) Унифлот

лист 9,5 мм

Унифлот Фугенфюллер

лист 12,5 мм

Рис. 5. Нагрузки трещинообразования (а), разрушения (б) при изгибе и величина прогиба стыков образцов без образования трещин (в) в зависимости от вида шовного и армированного материалов, толщины плиты и вида кромки: 1 - ПЛУК бумага; 2 - ПЛУК серпянка; 3 - отрезная бумага; 4 - отрезная серпянка

Фугенфюллер с сетчатой лентой) для плиты 12,5 мм по пределу прочности в 1,2 раза, по пределу трещиностой-кости в 1,7 раза. Величина возможного прогиба без образования трещин увеличивается в 1,25 раза.

При уменьшении толщины гипсокартонных плит с 12,5 мм до 9,5 мм независимо от комплекта шовного шпатлевочного материала наблюдается снижение аналогичных показателей в среднем на 20—30%.

При соблюдении рекомендаций изготовителя прочность и деформативность шва не зависят от типа кромки (ПЛУК, отрезная).

Проведенные исследования позволяют прогнозировать напряженно-деформированное состояние гипсо-картонных конструкций и с определенной обеспеченностью рекомендовать проектные решения по их устройству без наступления предельных состояний на протяжении нормативного срока службы.

3

150

125

4

4

100

в

научно-технический и производственный журнал

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.