Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ СТРУКТУРЫ ЛИДЕРСТВА В СТУДЕНЧЕСКИХ СПОРТИВНЫХ КОМАНДАХ'

ИССЛЕДОВАНИЕ СТРУКТУРЫ ЛИДЕРСТВА В СТУДЕНЧЕСКИХ СПОРТИВНЫХ КОМАНДАХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
26
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИДЕР / ЛИДЕРСТВО В КОМАНДЕ / ДЕЙСТВИЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЕЙ ЛИДЕРА / БАСКЕТБОЛЬНАЯ КОМАНДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Казакова О.А., Беловолов Ю.К., Шилихин А.С., Иванова Л.А., Иванов И.А.

Баскетбол - командная спортивная игра с мячом, где каждый член команды выполняет определенную роль. Спортивная команда представляет собой коллектив со своими психологическими особенностями, в котором складываются определенные отношения между членами команды и непосредственно командой и тренером. Создать хороший социально-психологический климат в спортивном коллективе, подобрать команду так, чтобы все ее члены не только успешно взаимодействовали на площадке, но и построили правильные взаимоотношения в коллективе большое искусство и большой педагогический труд. А в современных условиях победы и успешность спортивной команды во многом зависят от эффективных лидеров в данной команде. Однако, несмотря на изучение данного вопроса со стороны ученых, у практиков спорта остаются не решенные вопросы. А если учесть тот факт, что человек - это биосоциальное существо, со своим характером, амбициями, уровнем притязания и т. д., то изучение проблемы роли лидера в спорте остается актуальным и в настоящее время. Объектом исследования является спортивно-тренировочный процесс в баскетбольных командах. Предмет исследования - влияние лидера на эффективность тренировочной и соревновательной деятельности спортивной команды и взаимоотношений в ней. Цель исследования - выявить и проанализировать роль лидера: в деятельности спортивной команды и в поддержании внутреннего равновесия, и в самой команде. На основе проведенного эксперимента авторы пришли к выводу, что для достижения высоких результатов, эффективного руководства и предотвращения внутригрупповых конфликтов необходимо учитывать дифференциацию лидерских ролей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Казакова О.А., Беловолов Ю.К., Шилихин А.С., Иванова Л.А., Иванов И.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OF LEADERSHIP STRUCTURE IN STUDENT SPORTS TEAMS

Basketball is a team game with a ball, where each member of the team performs a certain role. A sports team is a team with its own psychological characteristics, in which certain relationships develop between team members and directly the team and the coach. To create a good socio-psychological climate in the sports team, to select a team so that all its members not only successfully interact on the site, but also build the right relationships in the team is a great art and great pedagogical work. And in modern conditions, the victories and success of a sports team largely depend on effective leaders in this team. However, despite the study of this issue by scientists, sports practitioners still have unresolved issues. And if we take into account the fact that a person is a biosocial being, with his own character, ambitions, level of pretension, etc., then the study of the problem of the role of a leader in sports remains relevant at the present time. The object of the study is the sports and training process in basketball teams. The subject of the study is the influence of the leader on the effectiveness of the training and competitive activities of a sports team and the relationships in it. The purpose of the study is to identify and analyze the role of a leader: in the activities of a sports team and in maintaining internal balance, and in the team itself. Based on the conducted experiment, the authors came to the conclusion that in order to achieve high results, effective leadership and prevention of intra-group conflicts, it is necessary to take into account the differentiation of leadership roles.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ СТРУКТУРЫ ЛИДЕРСТВА В СТУДЕНЧЕСКИХ СПОРТИВНЫХ КОМАНДАХ»

5. Каннабих Ю.В. История психиатрии / Ю.В. Каннабих. - Москва : Академический проект, 2019. - 426 с.

6. Мясищев В.Н. Психология отношений / В.Н. Мясищев. - Москва : МОДЭК, 2011. - 399

с.

REFERENCES

1. Andreeva, A.D, Vokhmyanina, T. V. and Voronova, A.A. (2000), Mental health of children and adolescents in the context of psychological service, Delovaya kniga, Ekaterinburg.

2. Ananiev, V.A. (2006), Fundamentals of health psychology. Book 1, Rech, St. Peterburg.

3. Ereshenko, Yu.V (2022), "Features of values of older adolescents with pronounced positive and negative emotions in interpersonal relationships", Electronic scientific journal of Kursk State University, Vol. 62, No. 2, pp. 360-367, available at: http://scientific-notes.ru/magazine/archive/number/203 (date accessed: 6 July 2022).

4. Ereshenko, Yu. V (2021), "The experience of using Leon Baptiste Alberti's pedagogical system to study the family values of students of pedagogical specialties", Uchenye zapiski ZabGU, Vol. 16, No. 1, pp. 50-68.

5. Kannabikh, Yu. V. (2019), History of psychiatry, Academic project, Moscow.

6. Myasishchev, V.N. (2011), Psychology of relations, MODEK, Moscow.

Контактная информация: erho11@mail.ru

Статья поступила в редакцию 27.06.2023

УДК 159.9:796.01

ИССЛЕДОВАНИЕ СТРУКТУРЫ ЛИДЕРСТВА В СТУДЕНЧЕСКИХ СПОРТИВНЫХ КОМАНДАХ

Ольга Александровна Казакова, кандидат педагогических наук, доцент, Юрий Константинович Беловолов, старший преподаватель, Самарский национальный исследовательский университет им. Академика С.П. Королева; Александр Сергеевич Шилихин,

капитан полиции, старший преподаватель, Волгоградская академия Министерства внутренних дел России; Лидия Александровна Иванова, кандидат педагогических наук, доцент, Иван Анатольевич Иванов, Самарский государственный экономический университет

Аннотация

Баскетбол - командная спортивная игра с мячом, где каждый член команды выполняет определенную роль. Спортивная команда представляет собой коллектив со своими психологическими особенностями, в котором складываются определенные отношения между членами команды и непосредственно командой и тренером. Создать хороший социально-психологический климат в спортивном коллективе, подобрать команду так, чтобы все ее члены не только успешно взаимодействовали на площадке, но и построили правильные взаимоотношения в коллективе большое искусство и большой педагогический труд. А в современных условиях победы и успешность спортивной команды во многом зависят от эффективных лидеров в данной команде.

Однако, несмотря на изучение данного вопроса со стороны ученых, у практиков спорта остаются не решенные вопросы. А если учесть тот факт, что человек - это биосоциальное существо, со своим характером, амбициями, уровнем притязания и т. д., то изучение проблемы роли лидера в спорте остается актуальным и в настоящее время. Объектом исследования является спортивно-тренировочный процесс в баскетбольных командах. Предмет исследования - влияние лидера на эффективность тренировочной и соревновательной деятельности спортивной команды и взаимоотношений в ней. Цель исследования - выявить и проанализировать роль лидера: в деятельности спортивной команды и в поддержании внутреннего равновесия, и в самой команде.

На основе проведенного эксперимента авторы пришли к выводу, что для достижения высоких результатов, эффективного руководства и предотвращения внутригрупповых конфликтов необходимо учитывать дифференциацию лидерских ролей.

Ключевые слова: лидер, лидерство в команде, действия последователей лидера, баскетбольная команда.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2023.06.p518-522

RESEARCH OF LEADERSHIP STRUCTURE IN STUDENT SPORTS TEAMS

Olga Alexandrovna Kazakova, candidate of pedagogical sciences, docent, Yuriy Konstantino-

vich Belovolov. senior teacher, Samara National Research University; Alexander Sergeevich Shilikhin, police captain, senior teacher, Volgograd Academy of the Ministry of internal Affairs of Russia; Lidiya Alexandrovna Ivanova, candidate of pedagogical sciences, docent, Ivan An-atolyevich Ivanov, Samara State University of Economics

Abstract

Basketball is a team game with a ball, where each member of the team performs a certain role. A sports team is a team with its own psychological characteristics, in which certain relationships develop between team members and directly the team and the coach. To create a good socio-psychological climate in the sports team, to select a team so that all its members not only successfully interact on the site, but also build the right relationships in the team is a great art and great pedagogical work. And in modern conditions, the victories and success of a sports team largely depend on effective leaders in this team.

However, despite the study of this issue by scientists, sports practitioners still have unresolved issues. And if we take into account the fact that a person is a biosocial being, with his own character, ambitions, level of pretension, etc., then the study of the problem of the role of a leader in sports remains relevant at the present time. The object of the study is the sports and training process in basketball teams. The subject of the study is the influence of the leader on the effectiveness of the training and competitive activities of a sports team and the relationships in it. The purpose of the study is to identify and analyze the role of a leader: in the activities of a sports team and in maintaining internal balance, and in the team itself.

Based on the conducted experiment, the authors came to the conclusion that in order to achieve high results, effective leadership and prevention of intra-group conflicts, it is necessary to take into account the differentiation of leadership roles.

Keywords: leader, leadership in the team, actions of the leader's followers, basketball team.

ВВЕДЕНИЕ

XXI век наряду с развитием цифровых технологий характеризуется нарастанием роли умственного группового труда, где большое значение имеет работа команды. Поэтому, интерес к проблеме лидерства в команде относится к числу важнейших изучаемых проблем прикладного характера. Являясь одной из интегральных характеристик группового процесса, лидерство во многом обеспечивает эффективность функционирования команды в различных сферах человеческой деятельности, в том числе в спорте [1, 3].

Сегодня спорт обладает особым социальным статусом в пересечении общественных и политических интересов. Он является критерием нравственных и физических возможностей спортсменов как лучших представителей нации и государства влияющих на уровень развития самого общества. Вследствие чего актуальность выбранной темы заключается в том, что ведущее место в социально экономических преобразований России за молодыми людьми, обладающими лидерскими качествами, умеющими принимать ответственные решения в разных ситуациях, реально играющих центральную роль в организации и регулировании совместной деятельности в любых сферах. А молодежь, обладающая такими качествами в спортивной команде, как правило, становится лидерами и в повседневной жизни и в конкурентной рыночной среде.

Цель нашей работы - выявить и проанализировать роль лидера: в деятельности спортивной команды и в поддержании внутреннего равновесия в самой команде. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи: проанализировать литературу по проблеме исследования; определить лидеров в спортивной деятельности; исследовать взаимоотношения лидера и членов спортивной команды на поддержание внутреннего равновесия в команде.

Сегодня, внимание исследователей привлекает лишь один план деятельности спортивной команды - игровой [2, 6], однако согласно современным социально-

психологическим представлениям, лидерство есть сложный феномен, включающий три основные элемента: действия лидера, действия последователей лидера и возникающие ситуации в команде, в которых они взаимодействуют [4, 7].

Поэтому, выделяются два основных типа групповой деятельности: первая направлена на решение достижения определенных основных и специфических задач, стоящий перед командой; вторая направлена на поддержание внутреннего равновесия, способствуя сохранению и сплочению в команде. Оба типа деятельности тесно связаны между собой и испытывают взаимное влияние.

Применительно к анализу структуры лидерства в спортивной команде (а спортивная команда представляет собой отличную модель малой группы) сказанное выше означает, что необходимо иметь в виду две лидерские роли: роль лидера в игровой деятельности и роль лидера в деятельности как игрового, так и внеигрового общения [5]. Можно предположить, что реализация каждой роли обусловлена системой нормативных требований к лицу, выполняющему соответствующую роль, т. е. в основе ролевой дифференциации лидерства в команде должны лежать различные системы, нормы лидерства, связанные с определенным типом командной деятельности.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для подтверждения нашей гипотезы, были сформированы шесть юношеских баскетбольных команд в вузах Самары и Волгограда.

Согласно мнению многих отечественных [1, 7] и зарубежных авторов [2] социальная норма в обществе может рассматриваться как поведенческое правило в команде. Таким образом, норма лидерства в спорте выражает представление о том, каким должен быть лидер в команде, в том числе и баскетбольной команде, т. е. определенные характеристики этой роли.

Поэтому, для получения таких характеристик мы провели исследование (социологический опрос) у игроков юношеских команд университетов Самарской и Волгоградской областей и их тренеров (всего 96 человек) и выбрали наиболее часто упоминавшиеся качества лидера баскетбольной команды.

Далее мы провели измерение степени соответствия каждого члена команды полученным нормам лидерства. Все члены команд получили комплект оценочных листов (по одному листу на каждого оцениваемого игрока), по результатам оценки всего коллектива складывались баллы, полученные каждым игроком от своих партнеров и суммировались отдельно по качествам, причем по каждой паре качеств можно было выбрать, только одну оценку. Первый вопрос был направленна решение стоящих перед командой задач, второй относился к поддержанию внутреннего равновесия в команде (Техничный или не техничный? Надежный как товарищ или не надежный?).

Далее посредством ранжирования измерялось лидерство в командах. Игроки отвечали на следующие вопросы:

- Успех команды в игре зависит в первую (вторую, третью и до конца описка) очередь от вклада какого игрока? Проранжировать всех членов команды, т. е. расположить столбиком фамилии всех членов команды;

- Кто по твоему мнению лучший товарищ? Расположить фамилии всех членов команды в соответствии с вкладом каждого по степени убывания (т. е., кого бы из членов команды ты поставил на первое место как товарища, кого на второе место, кого на третье и так далее до конца списка). Вновь требовалось расположить фамилии всех членов команды столбиком, в соответствии с вкладом каждого.

Лидерство в каждом типе деятельности измерялось суммированием баллов, полученных каждым членом команды от своих партнеров.

Связь между показателями норм и лидерства в соответствующем типе деятельности для каждой команды подвергалась корреляционному анализу по коэффициенту ранговой

корреляции Спирмена.

Помимо указанных методик, в качестве дополнительного материала, использовались данные бесед с игроками и тренерами, учитывалась эффективность участия команд в спортивных соревнованиях разного уровня.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Полученные результаты указывают на наличие ролевой дифференциации лидерства, в исследованных нами командах дифференциация имела место в 5 командах из 6, т. е. роли лидера реализовывались разными членами команды.

Таблица 1 - Определение ролевой дифференциации лидерства в игровой деятельности и игровом и внеигровом общении_

Команды Игровая деятельность Игровое и внеигровое общение

Команда по баскетболу1 0,85; p>0,01 0,82; p>0,01

Команда по баскетболу 2 0,87; p>0,01 0,89; p>0,01

Команда по баскетболу 3 0,91; p>0,01 0,74; p>0,05

Команда по баскетболу 4 0,81; p>0,01 0,76; p>0,05

Команда по баскетболу 5 0,72; p>0,05 0,86; p>0,01

Команда по баскетболу 6 0,81; p>0,01 0,88; p>0,01

Примечание: связь между лидерством в игровой деятельности и в игровом и внеигровом общении вычислялась по коэффициенту ранговой корреляции Спирмена

Объяснение этому следует искать в наличии двух различных систем групповых норм лидерства, т. е. одни лидеры набрали наибольшее количество баллов при реализации стоящих задач во время игры для всей команды, но не набирали нужных баллов при решении вопросов взаимоотношений внутри самой команды, другие наоборот.

Такое, различие, объясняется тем, что основной деятельностью команды все же является игровая, деятельность, а не общение в самой команде.

Таблица 2 - Определение лидеров и последователей в группах

Вид деятельности Лидеры Последователи ^критерий Стьюдента

Игровая 70,3 66 <0,01

Игровое и внеигровое общение 58,6 55,4 >0,05

Примечание: достоверность различий между средними баллами лидеров и последователей вычислялась по кри-

терию Стьюдента

Приведенные в таблице данные показывают, что статистически значимые различия между лидерами и последователями обнаруживаются только в игровой деятельности. Объяснение этому следует искать прежде всего в большей личностной значимости игровой деятельности для членов команды, нежели деятельности общения. Отсюда большее стремление проявить себя, добиться наивысших результатов именно в игровой деятельности.

Таким образом, полученные данные подтверждают наше предположение о том, что дифференциация лидерских ролей в спортивных командах обусловлена их соответствием определенным системам норм группового лидерства в игровой или внеигровой деятельности команды.

По результатам нашего исследования в структуре лидерства спортивной команды выделяют: лидеров в игровой деятельности и лидеров в общении как внутри команды, так и в игре. Каждая из ролей лидерства обусловлена соответствующей системой норм лидера (в деятельности спортивной команды и в поддержании внутреннего равновесия в самой команде). Поэтому для эффективного руководства в достижении высоких результатов в играх и предотвращения внутригрупповых конфликтов необходимо учитывать дифференциацию лидерских ролей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Галкина Н.А. Роль лидерства в формировании направленности студенческих учебных и спортивных групп / Н.А. Галкина, Е.В. Беляева // Теория и практика образовательного процесса.

Вестник ВГУ. - 2019. - № 18. - С. 27-29.

2. Калита М.В. Лидерский потенциал разыгрывающего студенческой баскетбольной команды как один из факторов эффективности ее выступления / М.В. Калита // Novalnfo, 2017. - № 62. - С. 353-358.

3. Луценко Я.А. Потенциал студенческого самоуправления в подготовке молодежных лидеров в сфере физической культуры и спорта / Я.А. Луценко, О.Р. Партов // Инновационный потенциал молодежи: спорт, культура, образование. - Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2022. - С. 284-289.

4. Перцептивная антиципация в диагностике психических качеств боксеров // А.Г. Демчук, Л.А. Иванова, А.О. Алексина [и др.] // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 10 (164). - С. 373-378.

5. Савельева О.В. Влияние физической культуры и спорта на проявление личностных качеств / О.В. Савельева, А.О. Алексина, Е.В. Махова // OlymPlus. Гуманитарная версия. - 2021. - № 1 (12). - С. 56-58.

6. Савченко О.Г. Оптимизация атакующих действий при розыгрыше углового удара в футболе / О.Г. Савченко // Теория и практика физической культуры. - 2008. - № 1. - С. 32.

7. Формирование лидерских качеств студентов в процессе физического воспитания как социальное проектирование компетентности будущего руководителя / С.А. Хутин, Т.В. Голушко, Е.Ю. Колганова, П.К. Кузнецов // Ученые записки университета Лесгафта. - 2019. - № 6 (172). - С. 289293.

REFERENCES

1. Galkina, N.A. and Belyaeva, E.V. (2019), "The role of leadership in the formation of the orientation of student educational and sports groups", Theory and practice of the educational proces., Bulletin of VSU, No. 18, pp. 27-29.

2. Kalita, M.V. (2017), "The leadership potential of the point guard of the student basketball team as one of the factors of the effectiveness of its performance", NovaInfo, No. 62, pp. 353-358.

3. Lutsenko, Ya.A. and Partov, O.R. (2022), "The potential of student self-government in the training of youth leaders in the field of physical culture and sports", Innovative potential of youth: sport, culture, education, Publishing House of Ural university, Yekaterinburg, pp. 284-289.

4. Demchuk, A.G., Ivanova, L.A., Aleksina, A.O., Kurochkina, N.E. and Kazakova O.A. (2018), "Perceptual anticipation in the diagnosis of mental qualities of boxers", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 10 (164), pp. 373-378.

5. Savelyeva, O.V., Aleksina, A.O. and Makhova, E.V. (2021), "The influence of physical culture and sports on the manifestation of personal qualities", OlymPlus. Humanitarian version, No. 1 (12), pp. 5658.

6. Savchenko, O.G. (2008), "Optimization of attacking actions when drawing a corner kick in football", Theory and practice ofphysical culture, No. 1, p. 32.

7. Hutin, S.A., Golushko, T. V., Kolganova, E.Yu. and Kuznetsov, P.K. (2019), "Formation of leadership qualities of students in the process of physical education as a social projection of the competence of the future leader", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, № 6 (172), pp. 289-293.

Контактная информация: kfv2012@mail.ru

Статья поступила в редакцию 20.04.2023

УДК 796.386:159.923.5(470.56)

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ СПОРТСМЕНОВ НА ЗАНЯТИЯХ НАСТОЛЬНЫМ ТЕННИСОМ

Жанна Ивановна Киселева, старший преподаватель, Максим Рамильевич Валетов,

кандидат педагогических наук, доцент, Оренбургский государственный университет,

Оренбург

Аннотация

Многолетние систематические занятия настольным теннисом у спортсменов повышают разностороннюю физическую подготовленность, развивают и воспитывают специальные физические

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.