Научная статья на тему 'Исследование стресс-реакций и внешних факторов стресса в спортивной деятельности (теоретические и практические аспекты)'

Исследование стресс-реакций и внешних факторов стресса в спортивной деятельности (теоретические и практические аспекты) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3324
372
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Ключевые слова
СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СПОРТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ / СТРЕСС / ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ СТРЕССА / СТРЕСС-РЕАКЦИИ / SPORTING ACTIVITIES / SPORT PSYCHOLOGY / STRESS / EXTERNAL STRESSORS / STRESS REACTIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Нугманов Динар Галимович

В статье представлены результаты теоретического обзора и практических аспектов стресс-факторов условий (внешних стресс-факторов) и стресс-реакций спортсменов в спортивной деятельности (на примере юных футболистов). По результатам теоретического обзора, экспертной консультации и интервью тренеров и опытных футболистов была предложена классификация внешних стрессоров и создана наглядная схема модель стресс-факторов условий и стресс-реакций спортсменов. В этой модели стресс-факторы условий определяются тремя основными группами: 1) стрессоры, связанные с межличностным, межгрупповым взаимодействием, коммуникацией и информацией 2) стрессоры, связанные с организационно-бытовыми ситуациями и условиями проведения соревнований 3) стрессоры, связанные с тренировочно-соревновательным процессом. Стресс-реакции определяются четырьмя группами, в зависимости от того в какой сфере психики спортсмена они проявляются: 1) физиологические, 2) когнитивные, 3) эмоциональные, 4) поведенческие. Согласно данным группам стрессоров и стресс-реакций была создана анкета и выявлены основные стресс-реакции и стресс-факторы условий спортивной деятельности. Озвучены практические рекомендации с учётом полученных результатов исследования спортсменов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF STRESS REACTIONS AND EXTERNAL FACTORS OF STRESS IN SPORTING ACTIVITIES (THEORETICAL AND PRACTICAL ASPECTS)

This article presents the results of a theoretical review and an empirical study of stress factors (external stress factors) and stress reactions of athletes in sporting activities (using the example of young football players). According to the results of the theoretical review, expert advice and interviews with coaches and experienced footballers, a classification of external stressors was proposed and a visual scheme was created a model of stress factors of conditions and stress reactions of athletes. The stress factors of conditions are determined by three main groups in this model. They are: 1) stressors associated with interpersonal, intergroup interaction, communication and information; 2) stressors associated with organizational situations and conditions at competitions; 3) stressors associated with the training process and sports competitions. Stress reactions are determined by four groups, depending on the area of the athlete’s psyche they occur in: 1) physiological 2) cognitive 3) emotional 4) behavioral. According to the groups of stressors and stress reactions, a questionnaire was created and the main stress reactions and stress factors of sporting activities conditions were identified. Practical recommendations were announced with account of the results of the athletes study.

Текст научной работы на тему «Исследование стресс-реакций и внешних факторов стресса в спортивной деятельности (теоретические и практические аспекты)»

УДК 159.9.07

ИССЛЕДОВАНИЕ СТРЕСС-РЕАКЦИЙ И ВНЕШНИХ ФАКТОРОВ СТРЕССА В СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ)

Нугманов Динар Галимович — аспирант 3-го курса, кафедра акмеологии и психологии профессиональной деятельности факультета психологии Института общественных наук Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС); пр. Вернадского, 82; e-mail: din-aru@mail.ru

Спорт является высоко стрессовым видом деятельности, а поэтому в нём наблюдается разнообразное и большое количество стресс-факторов, которые в свою очередь вызывают различные стресс реакции и влияют на результат деятельности. Многообразие стресс факторов и ответных реакций допускает возможность разделения и группирования по определённым основаниям и определение их внутригрупповых наборов. Предлагаемые классификации, без их эмпирического исследования внутригрупповых наборов реакций и факторов стресса нам кажутся недостаточными. Данный факт характеризуют актуальность нашего исследования.

В нашей работе мы рассмотрели стресс-факторы условий, а также пред-

лагаем использовать синонимичные понятия «внешние стресс факторы» или «стрессоры». Под стрессорами мы понимаем внешние условия, которые вызывают и подвергают психику стрессу и воздействуют на толерантность к нему. Также были изучены стрессовые реакции, которую, в свою очередь, мы понимаем как ответную реакцию на стрессовую ситуацию. В результате теоретического обзора и практического исследования были даны ответы на вопросы: какие стрессоры и стресс реакции в спортивной деятельности (на примере футбола) существуют; на какие группы и по каким основаниям возможно их разделение; какие стрессоры и стресс реакции встречаются чаще всего? Ответы на эти и другие вопросы мы пос-

РЕЗЮМЕ

В статье представлены результаты теоретического обзора и практических аспектов стресс-факторов условий (внешних стресс-факторов) и стресс-реакций спортсменов в спортивной деятельности (на примере юных футболистов). По результатам теоретического обзора, экспертной консультации и интервью тренеров и опытных футболистов была предложена классификация внешних стрессоров и создана наглядная схема — модель стресс-факторов условий и стресс-реакций спортсменов. В этой модели стресс-факторы условий определяются тремя основными группами: 1) стрессоры, связанные с межличностным, межгрупповым взаимодействием, коммуникацией и информацией 2) стрессоры, связанные с организационно-бытовыми ситуациями и условиями проведения соревнований 3) стрессоры, связанные с тренировочно-соревновательным процессом. Стресс-реакции определяются четырьмя группами, в зависимости от того в какой сфере психики спортсмена они проявляются: 1) физиологические, 2) когнитивные, 3) эмоциональные, 4) поведенческие. Согласно данным группам стрессоров и стресс-реакций была создана анкета и выявлены основные стресс-реакции и стресс-факторы условий спортивной деятельности. Озвучены практические рекомендации с учётом полученных результатов исследования спортсменов.

Ключевые слова: спортивная деятельность, спортивная психология, стресс, внешние факторы стресса, стресс-реакции.

тарались дать в рамках нашей исследовательской работы.

Исследованием спортивных стресс факторов занимались и занимаются как зарубежные, так и отечественные учёные. У разных исследователей существует своё понимание и видение стресс-факторов в спортивной деятельности. Ю.Л. Ханин [9] понимает стресс фактор как совокупность внешних воздействий, воспринимающихся спортсменом как чрезмерные требования, что создаёт угрозу его самооценке и вызывает ответную эмоциональную реакцию — тревогу. Условия конкретного вида спорта, его специфика определяет свойственный ему набор стресс-факторов. Ханин считает, что в спортивной деятельности стрессорами могут являться: серьёзные внешние воздействия: сильные физические нагрузки, характерные для спорта травмы, строгий режим дня; давление и стимулирование со стороны тренера, руководства команды и т.д. В своих публикациях Л.Н. Акимова [2], Б.А. Вят-кин [3] выделяют следующие факторы стресса: переутомление, постоянная конкуренция и усталость от постоянного соперничества и соревнований, спортивные травмы, в первую очередь травматизация, связанная со спецификой и видом спорта; нарушение тренировочного процесса. В.В. Абрамова и Ю.А. Иваньков к факторам стресса спортивной деятельности относят: спортивную борьбу, предельное, максимальное напряжение всех физических и психических сил спортсмена ради достижения высокого результата на соревнованиях; каждодневный, многочасовой тренировочные процесс и связанный с ним образ жизни. [1] Р. Фестер отмечает стресс-факторы, которые наиболее часто, как считают сами спортсмены, встречаются в спортивных соревнованиях: ошибка во время выступления, плохой старт или его задержка; неудовлетворитель-

ные предстартовые тренировки, а также плохие результаты на соревнованиях; положение фаворита перед соревнованием, необъективное, предвзятое судейство, конфликтные ситуации в команде, с тренером, тренерским составом; низкое самочувствие; завышенные необоснованные требования от тренера; сильная напряжённость, волнение на старте и во время соревнований; жёсткий регламент, оснащение условия соревнований, замечания, упрёки, жёсткая критика тренера во время выступления; длительный и сложный переезд к месту проведения соревнования незнакомая обстановка и соперник, плохой беспокойный сон в ночь перед соревнованиями; неудача во время выступления; превосходство и неожиданно высокие результаты у соперника; угнетающие мыли перед соревнованиями; звуковые, зрительные, механические помехи; давление зрителей, болельщиков и их негативные реакции.[6]

На основании исследований Г.Б. Горской [5] и О.Е. Габелковой [4], А.Ю. Рыс-каловым и Р.О. Анпиловым были классифицированы стресс-факторы, влияющие на стрессовое состояние спортсменов в условиях соревновательной деятельности [7]:

1. Стресс-факторы неопределённости:

1.1. Стресс-факторы внутренней неопределённости — спортсмены не обладают абсолютной уверенностью, что внутренний механизм, которые обеспечивает спортивный результат, в необходимый момент будет функционировать оптимально;

1.2. Стресс-факторы внешней неопределённости — спортсмены не могут предсказать развитие соревновательной борьбы, не совсем ясны тактика и спортивная форма соперников, а также возможные помехи объективного характера;

2. Стресс-факторы значимости:

2.1. Стресс-факторы внутренней значимости — спортсмены опасаются возникновения субъективных переживаний во время соревнований из-за поражения, получения травм;

2.2. Стресс-факторы внешней значимости — возможность неосуществления целевых установок, а также материального ущерба и ущерба интересов других людей.

Стресс-факторы неопределённости больше связаны с деятельностью спортсмена, а стресс-факторы значимости — с ответственностью оценки результатов.

Как мы видим, в спортивной практике достаточно много специфичных для данной деятельности стресс-факторов, особенно связанных с соревновательным процессом. В исследованиях стресс-факторов нет единого понимания способа разграничения, классификации стресс факторов, также научный анализ литературы показал, что не всегда разделяются между собой стресс -факторы и стресс- реакцию. Например, в рассмотренном списке стресс факторов у Р. Фес-тера включается среди стресс факторов механические помехи, давление болельщиков, упрёки со стороны тренера, волнение и напряжённость, плохой сон перед соревнованием, негативные мысли. По нашему мнению, последние (волнение, плохой сон и негативные мысли)яв-ляются не стрессором, а стрессовой реакцией, связанной с соревновательной деятельностью. Безусловно, стресс реакции способны порождать себя и сами и образовывать так называемый замкнутый круг, стресс фактор — стресс реакция — стресс фактор. Но, несмотря на это, следует отличать стресс реакцию и стресс фактор, а иначе будут возникать сложности и противоречия при исследовании и изучении данных явлений. Отличают физиологические и психологические стрессоры, соответственно, физиологические стрессоры — это факторы, воздействующие непосредственно на ткани, организм человека: жара, болевые воздействия, физиологические нагрузки, а психологические — это факторы социальной среды, воздействующие на психику человека и её структуру. Также выделяют профессиональные стресс факторы — стрессоры, которые встречаются в профессиональной деятельности и зависят от её специфики и условий труда, и бытовые стресс факторы — стрессоры, встречающиеся в повседневной жизни. Как мы видим, таких разделений и классификаций стресс-факторов достаточно много, зависят они от основания, по которому происходит классификация, субъективных предпочтений и собственного взгляда автора, исследователя.

Мы в свою очередь, изучив научные материалы, используя записи и опыт собственных наблюдений, а также проведя интервью и консультации с тренерами и опытными спортсменами, в спортивной деятельности предлагаем выделять следующие группы внешних стресс — факторов:

1) Стрессоры, связанные с межличностным, межгрупповым взаимодейс-

твием, коммуникацией и информацией (упрёки тренера, давление со стороны болельщиков, провокации соперников, негативные комментарии в социальных сетях, отрицательные публикации и т.д.)

2) Стрессоры, связанные с организационно-бытовыми ситуациями и условиями проведения соревнований (задержка старта, некачественный сервис, плохое место проведения соревнований, ненастная погода и т.д.)

3) Стрессоры, связанные с тренировочно — соревновательным процессом (утомительные тренировки, сложная турнирная ситуация, высокий результат соперников, ошибочное технико-тактическое действие и т.д.)

Исходя из понятия, что стресс — это неспецифическая реакция организма на стрессогенные условия — стрессоры[8], следует, что она имеет своё проявление в организме человека. Стресс может выражаться в изменениях в физиологической сфере (на физиологическом уровне) и в изменениях в психологической сфере: в когнитивной, поведенческой и эмоциональной сфере (на психологическом уровне), данные изменения в различных сферах психики подтверждены многолетним наблюдением и самонаблюдением тренеров и спортсменов, прошедших футбольную школу.

Таким образом, по нашему мнению, для комплексного объёмного понимания стресса нужно рассматривать её физиологические и психологические проявления. Физиологическая реакция организма на стресс проявляется в следующих основных изменениях в организме: повышение артериального давления, учащение сердцебиения, дыхания, покраснение или побледнение кожных покровов, повышенное потоотделения, сужение просвета сосудов, повышение в крови гормонов адреналина и норад-реналина. Психологическая реакция организма, в свою очередь, выражается и проявляется в поведенческой, эмоциональной и когнитивной сфере. В поведенческой сфере стресс может проявляться: суетливости или заторможенности, треморе, нарушении координации и тонкой моторики, уменьшении амплитуды или прекращении движений, потере контроля и т.д.; в когнитивной сфере в: в выраженных мешающих негативных мыслях, например: «у меня не получится, я проиграю, все против меня», в ухудшении внимания, памяти, мышления, в изменении речи: становится быстрее или

медленнее привычной и т.д., в эмоциональной сфере в: раздражительности, ухудшении настроения, подавленности, плохом самочувствии и т.д. Данные стрессовые реакции были вывялены в ходе анкетирования. Ниже на рисунке 1 нами представлена предлагаемая модель-схема стрессовых факторов условий и стрессовых реакций в спортивной деятельности:

Данная модель — схема с одной стороны подчёркивает взаимосвязь внешних стрессовых факторов в профессиональной деятельности спортсменов и возникающих на них ответных стрессовых реакций, а с другой стороны отчётливо группирует стресс реакции и стресс факторы. Данная схема также была бы не полной без включения в неё внутренних факторов стресса — того, что является психической составляющей спортсмена (внутренние мотивы, опыт спортсмена, психодинамические свойства, черты характера и т.д.), и то, что влияет на сенсорный и когнитивный анализ стрессора. Подробное изучение

внутренних факторов стресса предполагается в рамках следующих исследований. С учётом выше представленной схемы, было проведено анкетирование футболистов, смотрите рисунок 2:

После обработки анкет были отобраны, в зависимости от показателя индекса встречаемости, по восемь наиболее актуальных и потенциально возможных стресс-факторов и реакций в каждой группе указанных в таблице.

Из таблицы видно, что лидерами среди наиболее актуальных и потенциально возможных стрессоров являются: наличие принципиальных, неудобных соперников, отставание в результате во время соревнования; провоцирование со стороны соперников, недопонимание внутри команды, действие судей; незнакомая обстановка (фактор чужого поля, чужой территории и т.д.). Лидерами среди наиболее актуальных и потенциально возможных стресс реакций являются: тревожность, волнение; возрастание числа ошибок технико-тактического характера; невнимательность,

негативные мысли; ускоренное сердцебиение. Данные стрессоры и стресс реакции отметили сорок и более процентов спортсменов.

Полученные результаты по стрессовым реакциям и стрессорам связаны со спецификой спортивной деятельности спортсменов, точнее футболистов. Они в полной мере раскрывают весь спектр стрессоров и стресс реакций, характеризуют предложенную нами классификацию и модель, а также позволяют их использовать в практической работе тренеров и спортивных психологов.

Изучение стрессовых факторов и стрессовых реакций является важной и необходимой исследовательской работой для эффективной подготовки спортсменов и достижения ими положительных результатов в профессиональной деятельности. В теоретической части были рассмотрены классификации некоторых исследователей и их взгляды по проблеме исследования, проведён теоретический обзор. По итогам консультации и интервью тренеров, опытных

Стресс-факторы условий и стресс-реакции в спортивной деятельности

Стрессоры, связанные с межличностным, межгрупповым взаимодействием, коммуникацией и информацией

Стрессоры, связанные с тренировочно-соревновательным процессом

Стрессоры, связанные с организационно-бытовыми ситуациями и условиями проведения соревнований

Рис. 1. Схема стресс-факторов условий и стресс-реакций в спортивной деятельности

АНКЕТА «СТРЕССОРЫ И СТРЕСС-РЕАКЦИИ В СПОРТЕ»

Просим Вас принять участие в нашем исследовании.

Любой спортсмен подвержен в той или ивой мере стрессу в спортивной деятельности. Данный опрос направлен на изучение стресса в спорте. Просим Вас ответить на предложенные ниже вопросы. Любой ответ будет давильным, если он отражает Вашу личную точку зрения. Результаты опроса будут использованы только в обобщенном виде.

Ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов о себе:

1. Ваш возраст_лет

2. Ваша спортивная специализации (каким видом спорта Вы занимаетесь?)

При ответе на каждый следующий вопрос дайте, пожалуйста, по возможности к несколько ответов.

3. Назовите, что Вам мешает или потенциально может мешать и вызывать дискомфорт и стресс в соревновательно-тренировочном процессе:

4. Назовите, что Вам мешает или потенциально может мешать и вызывать дискомфорт и стресс, связанный с организационно-бытовыми ситуациями и условиями проведения соревнований.

5. Назовите, что Вам мешает или потенциально может мешать и вызывать дискомфорт и стресс, связанный с межличностным, межгрупповым взаимодействием, коммуникацией и информацией.

6. Перечислите, какие эмоциональные стрессовые реакции Вы переживаете или потенциально можете испытывать в спортивной деятельности, т.е. как стресс может сказываться в Вашей эмоциональной сфере:

7. Назовите, какие негативные физиологические стрессовые реакции Вы переживаете или потенциально можете испытывать в спортивной деятельности, т.е. как стресс может сказываться в Вашей физиологической сфере (реакция тела, организма):

8. Назовите, какие негативные поведенческие стрессовые реакции Вы переживаете или потенциально можете испытывать в спортивной деятельности, т.е. как стресс может сказываться на Вашем поведении:

9. Назовите, какие негативные когнитивные стрессовые реакции Вы переживаете или потенциально можете испытывать в спортивной деятельности, т.е. как стресс может сказываться на Ваших мыслях, памяти, речи, воображении, внимании, мышлении и т.д.

Рис. 2. Анкета исследования стрессоров и стресса в спорте

спортсменов и анкетирования юных спортсменов, нами были выделены и исследованы наиболее актуальные и потенциально возможные стрессоры в спортивной деятельности футболистов, которые распределяются по таким основным группам, как 1) стрессоры, связанные с межличностным, межгрупповым взаимодейс-

твием, коммуникацией и информацией 2) стрессоры, связанные с организационно-бытовыми ситуациями и условиями проведения соревнований 3) стрессоры, связанные с тренировочно — соревновательным процессом. А также исследованы и выделены наиболее актуальные и потенциально возможные стресс реак-

ции, проявляющиеся в следующих сферах психики спортсмена: когнитивной, поведенческой, физиологической и эмоциональной.

Таким образом, нами был проведён теоретический обзор по проблеме исследования, дана собственная классификация внешних стресс факторов, создана

Таблица 1

Стрессоры и стресс-реакции в спортивной деятельности

Группа факторов и реакций стресса Внутригрупповые факторы и реакции-стрессы Индекс встречаемости

Стрессоры, связанные с тренировочно-соревновательным процессом Возможность получить травму 0,21

Цейтнот, необходимость быстро принимать решение 0,17

Утомительные тренировки 0,23

Сторонние звуки (шумовой фон, внезапный крик и т.д.) 0,19

Наличие принципиальных, неудобных соперников 0,41

Сложная турнирная ситуация 0,32

Отставание в результате во время соревнования 0,46

Произошедшая ошибка в техническом элементе, неверное действие 0,33

Стрессоры, связанные с межличностным, межгрупповым взаимодействием, коммуникацией и информацией Давление болельщиков 0,32

Упрёки тренера 0,26

Провоцирование со стороны соперников 0,4

Недопонимание внутри команды 0,53

Действие судей 0,45

Неурядицы в семье, в личной жизни 0,21

Негативные комментарии в социальных сетях 0,13

Отрицательные публикации в СМИ о Вашей команде или спортсмене 0,11

Стрессоры, связанные с организационно-бытовыми ситуациями и условиями проведения соревнований Переезд, поездка на место соревнований (поездка на матч, турнир, переезд в другой город и т.д.) 0,19

Организационные проблемы (задержка старта, скомканное расписание и т.д.) 0,24

Некачественный сервис (плохое питание, некомфортное место для проживания и т.д.) 0,13

Плохое место проведения соревнований (некачественный газон, неудобный паркет футбольной площадки; тесные условия, плохое освещение и т.д.) 0,26

Смена часовых поясов 0,1

Ненастная погода (ветер, дождь, жаркая — холодная погода и т.д.) 0,18

Неудобный, непривычный инвентарь, оборудование (непривычный мяч, разметка т.д.) 0,29

Незнакомая обстановка (фактор чужого поля, чужой территории и т.д.) 0,43

Стресс-реакции в эмоциональной сфере Утомление 0,3

Плохое самочувствие 0,22

Перенапряжение 0,34

Тревожность, волнение 0,57

Агрессивность 0,29

Апатия, пассивность 0,21

Страх 0,13

Раздражительность 0,27

Стресс-реакции в поведенческой сфере Потеря контроля над ситуацией 0,34

Становлюсь менее разговорчивым или более болтливым, чем обычно 0,16

Возрастает число ошибок технико-тактического характера 0,41

Нарушение координации 0,18

Закрепощённость 0,3

Заторможенность — суетливость 0,27

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Неуверенное поведение 0,4

Конфликтность 0,25

Группа факторов и реакций стресса Внутригрупповые факторы и реакции-стрессы Индекс встречаемости

Стресс-реакции в когнитивной сфере Забывчивость 0,19

Ухудшается способность планирования действий наперёд 0,38

Невнимательность 0,52

Негативные мысли 0,45

Сложность рассуждения 0,16

Ухудшение речи 0,13

Воображение становится более скудным 0,2

Уменьшение способности к тактико-стратегическому мышлению 0,17

Стресс-реакции в физиологической сфере Болевые ощущения (боли головы, живота) 0,14

Головокружение 0,1

Плохой аппетит 0,19

Потливость 0,36

Сухость во рту 0,29

Недомогание, плохое самочувствие 0,12

Тремор 0,33

Ускоренное сердцебиение 0, 51

модель — схема стрессовых факторов условий и стрессовых реакций в спортивной деятельности. Были исследованы и выявлены стресс факторы и стресс реакции, в соответствии описанным группам. Отдельно отмечены лидеры среди наиболее актуальных и потенциально возможных стрессоров и стресс реакций в спортивной деятельности.

Мы рекомендуем обратить пристальное внимание психологической подготовке спортсменов, развивать стрессоустой-чивость спортсменов путём тренингов, в том числе по управлению своим психологическим состоянием [10], а также преобразования тренировочного процесса: по возможности искусственно создавать выявленные стресс факторы, добавлять соревновательные элементы и т.п. Указанные рекомендации позволят адаптировать психику спортсменовк соревновательной деятельности. С другой стороны, во время соревновательного цикла максимально минимизировать влияние стресс факторов, исключать перенапряжение психики.

Проведённое исследование и полученные результаты позволяют проводить подобный анализ стрессоров и стресс реакций у спортсменов и по итогам анализа проводить их психологическую подготовку. В перспективе также предлагается подробнее дополнить модель «стрессовых факторов условий и стрессовых реакций в спортивной деятельности» внутренними факторами стресса. Просматривается также возможность создания теста, включающих в себя опи-

санные группы, а наиболее актуальные факторы и стресс реакции использовать в виде шкал, например, измеряющих, насколько часто данный фактор или реакция встречается и насколько сильно мешает спортсмену.

Отдельную благодарность выражаем принявшим участие в консультировании тренерам и спортсменам.

ССЫЛКИ

[1]. Абрамова В.В. Пути преодоления стресса спортсменами в спортивной соревновательной деятельности / Абрамова В.В., Иванькова Ю.А. Педагогика и психология образования — 2016 — Том 2, Выпуск № 4, 2016. — С. 27-33.

[2]. Акимова М.К. Психологическая диагностика: Учебник для вузов / Под ред. М.К. Акимовой, К.М. Гуревича. — СПб.: Питер, 2003. — 652 с.

[3]. Вяткин Б.А. Темперамент, стресс и успешность деятельности спортсмена в соревнованиях / Стресс и тревога в спорте: Международный сб. научных статей./ Сост. Ю.Л. Ханин — М.: Физкультура и спорт, 1983. — 288 с. — С. 47-54.

[4]. Габелкова О.Е. Проявление факторов стресса в разных видах спорта // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. — 2009. — №1. — С. 38-42.

[5]. Горская Г.Б. Организационный стресс в спорте: источники, специфика проявлений, направления исследований // Физическая культура, спорт — наука и практика. — 2014. — №3. — С. 60-65.

[6]. Ильин Е.П. Психофизиология состояний человека — СПб.: Питер, 2005. — 412 с.

[7]. Рыскалов А.Ю. Стресс-факторы и компоненты боевого состояния в различных видах спорта / Рыскалов А.Ю., Анпилов Р.О. научное сообщество студентов: междисциплинарные исследования: сб. ст. по мат. XXIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 13(24). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/13(24). pdf (дата обращения: 19.09.2018)

[8]. Павлова А.В. Научная дефиниция «стресса»: подходы к толкованию и классификации // научное сообщество студентов xxi столетия. экономические науки: сб. ст. по мат. XXVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 12(27). URL: http://sibac.info/archive/economy/12(27). pdf (дата обращения: 17.11.2018)

[9]. Ханин Ю.Л. Стресс и тревога в спорте: международный сборник научных статей. М.: Физкультура и спорт, 1983. — 288 с.

[10]. Щербатых, Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. — Санкт-Петербург: Питер, 2006. — 256 с.

REFERENCES

[1]. Abramova V.V. Puti preodoleniya stressa sportsmenami v sportivnoj sorevno-vatel'noj deyatel'nosti [Ways to overcome stress athletes in sports competitive activity] / Abramova V.V., Ivan'kova Yu.A. Pedago-gika i psihologiya obrazovaniya [Pedagogy and psychology of education] — 2016 — Tom 2, Vypusk №4, 2016. P. 27-33.

[2]. Akimova M.K. Psihologicheska-ya diagnostika: Uchebnik dlya vuzov [Psychological diagnostics: A textbook for universities] / Pod red. M.K. Aki-movoj, K.M. Gurevicha. — SPb.: Piter, 2003. — 652 p.

[3]. Vyatkin B.A. Temperament, stress i uspeshnost' deyatel'nosti sportsmena v sorevnovaniyah / Stress i trevoga v sporte[ Temperament, stress and success of an athlete in a competition / Stress and anxiety in sports]: Mezhdunarodnyj sb. nauchnyh statej. [International Sat. scientific articles] /Sost. YU.L. Hanin — M.: Fizkul'tura i sport, 1983. — 288 p. P. 47-54

[4]. Gabelkova O.E. Proyavlenie fak-torov stressa v raznyh vidah sporta // Pedagogika, psihologiya i mediko-bio-logicheskie problemy fizicheskogo vos-pitaniya i sporta. [The manifestation of stress factors in various sports // Pedagogy, psychology and biomedical problems of physical education and sport.] — 2009. — №1. — S. 38-42.

[5]. Gorskaya G.B. Organizacionnyj stress v sporte: istochniki, specifika pro-yavlenij, napravleniya issledovanij [Organizational stress in sports: sources, specifics of manifestations, research directions] // Fi-zicheskaya kul'tura, sport — nauka i praktika. [Physical culture, sport — science and practice] — 2014. — №3. — P.60-65.

[6]. Il'in E.P. Psihofiziologiya sostoya-nij cheloveka [Psychophysiology of human condition] — SPb.: Piter, 2005. — 412 p.

[7]. Ryskalov A.YU. Stress-faktory i komponenty boevogo sostoyaniya v razlich-nyh vidah sporta [Stress factors and components of the combat state in various sports] / Ryskalov A.Yu., Anpilov R.O. nauchnoe so-obshchestvo studentov: mezhdisciplinarnye issledovaniya: sb. st. po mat. XXIV mezhdu-nar. stud. nauch.-prakt. konf. [scientific community of students: interdisciplinary research: Sat. st. on mat. XXIV Intern. stud scientific-practical conf.] № 13(24). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/13(24). pdf (accessed: 19.09.2018)/

[8]. Pavlova A.V. Nauchnaya defini-ciya «stressa»: podhody k tolkovaniyu i klassifikacii [Scientific definition of "stress": approaches to interpretation and classification] // nauchnoe soobshchestvo studentov xxi stoletiya. ehkonomicheskie nauki: sb. st. po mat. XXVII mezhdu-nar. stud. nauch.-prakt. konf. [scientific community of students of the XXI century. Economic Sciences: Sat. st. on mat. XXVII Intern. stud scientific-practical conf.] № 12(27). URL: http://sibac.info/ archive/economy/12(27).pdf (accessed: 17.11.2018).

[9]. Hanin Yu.L. Stress i trevoga v sporte: mezhdunarodnyj sbornik nauchnyh statej. [Stress and anxiety in sports: an international collection of scientific articles]. M.: Fizkul'tura i sport, [Physical Culture and Sport], 1983. — 288 p.

[10]. Cherbatyh, Yu.V. Psihologiya stressa i metody korrekcii. [Psychology of stress and correction methods]. — Sankt-Peterburg: Piter, 2006. — 256 p.

STUDY OF STRESS REACTIONS AND EXTERNAL FACTORS OF STRESS IN SPORTING ACTIVITIES (THEORETICAL AND PRACTICAL ASPECTS)

Dinar G. Nugmanov — 3rd-year Post-Graduate Student, Department of Acmeology and Psychology of Professional Activities, Faculty of Psychology, Institute of Social Sciences, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA); Vernadskogo Prosp., 82; e-mail: din-aru@mail.ru

ABSTRACT

This article presents the results of a theoretical review and an empirical study of stress factors (external stress factors) and stress reactions of athletes in sporting activities (using the example of young football players). According to the results of the theoretical review, expert advice and interviews with coaches and experienced footballers, a classification of external stressors was proposed and a visual scheme was created — a model of stress factors of conditions and stress reactions of athletes. The stress factors of conditions are determined by three main groups in this model. They are: 1) stressors associated with interpersonal, intergroup interaction, communication and information; 2) stressors associated with organizational situations and conditions at competitions; 3) stressors associated with the training process and sports competitions. Stress reactions are determined by four groups, depending on the area of the athlete's psyche they occur in: 1) physiological 2) cognitive 3) emotional 4) behavioral. According to the groups of stressors and stress reactions, a questionnaire was created and the main stress reactions and stress factors of sporting activities conditions were identified. Practical recommendations were announced with account of the results of the athletes study.

Keywords: sporting activities, sport psychology, stress, external stressors, stress reactions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.