Научная статья на тему 'Исследование ССП мозга, психометрического интеллекта и мотивации достижений близнецовым методом'

Исследование ССП мозга, психометрического интеллекта и мотивации достижений близнецовым методом Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
495
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование ССП мозга, психометрического интеллекта и мотивации достижений близнецовым методом»

ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ

© 2006 г. Е.В. Воробьева

ИССЛЕДОВАНИЕ ССП МОЗГА, ПСИХОМЕТРИЧЕСКОГО ИНТЕЛЛЕКТА И МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЙ БЛИЗНЕЦОВЫМ МЕТОДОМ

Реальные достижения индивида в трудовой или учебной деятельности определяются как интеллектуальным уровнем, так и уровнем мотивации и, в частности, мотивации достижений. Теория последней постулирует, что у индивида может преобладать стремление либо избегания неудачи, либо к успеху, либо отсутствовать выраженная мотивация достижений [1]. Использование близнецового метода позволяет получить оценку компонентов фенотипической дисперсии изучаемых признаков [2].

Цель данного исследования - определение вклада генетической и сре-довых составляющих в фенотипическую вариативность по интеллекту, а также генетических корреляций между общим уровнем психометрического интеллекта и отдельных его способностей и параметрами ССП.

Методика. В исследовании приняли участие 43 пары близнецов, из них 27 монозиготных пар (МЗ) и 16 однополых дизиготных пар (ДЗ). Возрастной диапазон 8-27 лет. Для определения зиготности близнецов применялся метод анализа полисимптомного сходства [9].

Запись ССП проводилась в изолированном помещении, по международному стандарту 10х20; использовалось 21 отведение по монополярной схеме с разнесенным референтом. В первой пробе (Р300) испытуемым необходимо было реагировать на значимый звуковой стимул (стимул-цель), давая моторный ответ (нажимать на кнопку). Значимый стимул - длительность тона 50 мс, мощность тона - 80 Дб, частота заполнения - 2000 Гц. Незначимый стимул - длительность тона 50 мс, мощность тона - 80 Дб, частота заполнения - 1000 Гц. Длительность паузы между стимулами - 1000 мс. Во второй пробе (Р300СУ) перед регистрацией ССП экспериментатором давалась инструкция по актуализации у испытуемого мотивации достижения успеха (материальное вознаграждение). В третьей пробе (Р300ИН) перед регистрацией ССП экспериментатором давалась инструкция по актуализации мотивации избегания неудачи (угроза удара током в случае совершения испытуемым ошибки в ходе распознавания значимого и незначимого стимулов). Для определения уровня психометрического интеллекта использовался тест Дж. Равена (5 серий по 12 заданий). Для оценки наследуемости и средовых влияний использовался коэффицент наследуемости Игнатьева [3].

Результаты исследования. По тесту Равена доля генетической составляющей в фенотипической вариативности варьирует для различных субтестов от 0 до 0,72. При оценке внутрипарного сходства по интеллекту была обнаружена высокая наследуемость серии Б теста Равена (табл. 1).

Таблица 1

Оценка внутрипарного сходства МЗ и ДЗ, вклад генетической (Ъ2), общесемейной (с2) и индивидуально-средовой (е2) составляющих в фенотипическую дисперсию по тесту Равенна (* р < 0,01, ** р < 0,05)

Серия гМЗ гДЗ h2 c2 e2

А 0,35 0,27 0,16 0,19 0,65

В 0,59* 0,23 (0,59) 0 (0,41)

С 0,53* 0,44 0,18 0,35 0,47

D 0,72* 0,4 0,64 0,08 0,28

Е 0,07 0,59* 0 - -

IQ 0,79** 0,79** 0 0,79 0,21

Примечание. гМЗ - корреляция монозиготных близнецов; гДЗ - корреляция дизи-готных близнецов.

Таким образом, в изолированном помещении способности улавливать количественные и качественные изменения носят наследуемый характер. Достаточно высокую степень наследования имеет и серия В, что позволяет говорить о наследовании способности линейной дифференциации и умозаключения на основе линейных взаимосвязей. В целом по Равену детерминирован средовыми факторами. Как видно из табл. 1, серии А и С также имеют генетический компонент дисперсии, хотя и не высоковыраженный.

Для оценки структуры генетических связей, характерных для психометрического интеллекта и амплитуды и латентности компонентов Р300 и N200 был произведен расчет генетических корреляций [2] (табл. 2).

Таблица 2

Генетические корреляции между психометрическим интеллектом и амплитудой и латентностью компонентов ССП

Показатель ССП Серии теста Равена

А В С Д Е Сумма IQ

Р300 амп. -0,5 -0,57 -0,51 -0,5 -0,31 -0,35 -0,29

Р300 СУ амп. 0,31 -0,06 0,06 -0,04 0,95 0,09 0,2

Р300 ИН амп. -0,06 -0,35 -0,17 -0,2 -0,64 0,02 0,04

Р300 лат. -0,56 0,29 -0,05 0,34 -0,51 -0,04 -0,05

Р300 СУ лат. 0,06 0,82 0,46 -0,12 0,74 0,27 0,26

Р300 ИН лат. 0,94 0,65 0,77 0,32 0,25 0,98 0,91

N200 амп. 0,88 0,65 0,71 0,36 0,2 0,44 0,39

N200 СУ амп. -0,47 0,02 -0,03 - -0,91 -0,15 -0,25

N200 ИН амп. -0,28 -0,27 -0,1 -0,21 -0,86 -0,3 -0,34

N200 лат. -0,66 -0,1 -0,31 -0,03 -0,88 -0,22 -0,22

N200 СУ лат. -0,59 0,52 0,11 -0,19 -0,53 0,17 0,18

N200 ИН лат. 0,4 1 0,59 -0,13 0,37 0,34 0,41

Анализ табл. 2 показывает, что на генетическом уровне интеллект по тесту Равена коррелирует (особенно умственные способности, диагности-

руемые заданиями серий А, В, С) с амплитудой компонента N200 ССП. При актуализации мотивации избегания неудачи растет значение генетической корреляции теста Равена (особенно, серий А, В, С) и латентности компонента Р300. Для серии Е при актуализации мотивации стремления к успеху в условиях психофизиологического эксперимента обнаружены высокие прямые генетические корреляции с амплитудой и латентностью компонента Р300 и высокая отрицательная (обратная) корреляция с амплитудой компонента N200. При актуализации мотивации избегания неудачи обнаружена отрицательная высокая генетическая связь между амплитудой компонента N200 и баллами испытуемых, набранными в серии Е теста Равена. В условиях регистрации ССП без актуализации мотивации достижений результаты по серии Е имеют высокую отрицательную генетическую корреляцию с латентностью компонента N200.

Выводы. Способности к дифференциации основных элементов структуры и раскрытию связей между ними, идентификации недостающей части структуры и сличению ее с представленными образцами, к установлению аналогии путем постепенной дифференциации элементов, к обнаружению сложных изменений фигур в соответствии с принципом их непрерывного развития, на генетическом уровне контролируются генами, которые детерминируют амплитуду компонента N200 ССП мозга. Гены, детерминирующие увеличение показателей аналитико-синтетических способностей, снижают латентность компонента N200 ССП.

Литература

1. ХекхаузенХ. Психология мотивации достижения. СПб., 2001.

2. ЕгороваМ.С. Генотип. Среда. Развитие. М., 2004.

Ростовский государственный университет 22 декабря 2005 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.