Научная статья на тему 'Исследование спроса на рынке спортивных товаров и услуг в России'

Исследование спроса на рынке спортивных товаров и услуг в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
7748
527
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИССЛЕДОВАНИЕ РЫНКА / СПОРТИВНЫЕРИТЕЙЛЕРЫ / ВЫРУЧКА / ПЕРСПЕКТИВЫ / ФИТНЕС-ИНДУСТРИЯ / МАГАЗИНЫ / МОДА / СПОРТИВНЫЕ БРЕНДЫ / ОБОСТРЕНИЕ КОНКУРЕНЦИИ / ТЕНДЕНЦИЯ РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сахно Евгения Алексеевна, Парфенова Елена Николаевна

В данной статье рассмотрены основные аспекты исследования спроса на рынке спортивных товаров и услуг,выявлена и обоснована необходимость продвижения товаров отечественных производителей и повышения интереса к здоровому образу жизни

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование спроса на рынке спортивных товаров и услуг в России»

УДК 339.133.017

ИССЛЕДОВАНИЕ СПРОСА НА РЫНКЕ СПОРТИВНЫХ ТОВАРОВ

И УСЛУГ В РОССИИ Сахно Евгения Алексеевна, студентка (e-mail: evgin789965@yandex.ru) Научный руководитель: Парфенова Елена Николаевна, к.э.н., доцент, доцент кафедры менеджмента и маркетинга Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г.Белгород, Россия (e-mail:parfenova@bsu.edu.ru)

В данной статье рассмотрены основные аспекты исследования спроса на рынке спортивных товаров и услуг,выявлена и обоснована необходимость продвижения товаров отечественных производителей и повышения интереса к здоровому образу жизни

Ключевые слова: исследование рынка, спортивныеритейлеры, выруч-ка,перспективы, фитнес-индустрия, магазины, мода, спортивные бренды, обострение конкуренции, тенденция развития.

Данное исследование состоит из двух взаимосвязанных частей, которые позволили дать более объективную оценку состоянию российского рынка на данный момент.В первой части рассмотрены основные аспекты сегментов рынка, составлен рейтинг сетевых ритейлеров по выручке в 2016-2017 году и их географическое расположениес указанием численности магазинов. Во второй части представлены и проанализированы результаты потребительского опроса населения, который был проведён агенством МА «Навигатор» и «РБК Исследование рынков»

В индустрии спортивного рынка на сегодняшний день наблюдается положительная тенденции развития продаж спортивных товаров и услуг, но вместе с этим можно отметить такую проблему, как обострение конкуренции между производителями, утверждение позиций крупных международных компаний, развитие региональных рынков, а также формирование жесткой рыночной инфраструктуры. В будущем это может привестик перегреву рынка спортивных товаров и тем самым вытеснит отечественные фирмы[3,с.10].

По данным агенства «РБК Исследование рынков» объем российского-розничногорынка спортивных товаров в 2017 году составил 251 млрд. рублей.Позиции спортивных ритейлеров по количеству магазинов с июня 2017 по июль 2018 года менялись несущественно .Безусловным лидером по количеству точек была и остается группа компаний Adidas, управляющая в нашей стране двумя крупными брендами — Adidas и Reebok, несмотря на то что она закрыла за последний год 244 точки. На данный момент под этими брендами работает около 633 объектов. На сети, имеющие более 100 магазинов, — «Спортмастер», Adidas, Reebok, «Триал-Спорт» и Forward —

приходится более половины всех спортивных сетевых магазинов(см. рис. 1).

120 100 80 60 40 20 0

91,9

96,6

43,7

17,6

40,6 18,8 6,2 6,7 4,5 5 1,3 1,4 1,6 1,4 —т—■ ■ , , ~ ,-,-,

V

cv

#

о/

2016 2017

Рисунок 1 - Выручка спортивных ритейлеров в России за 2016-2017 год

На май 2018 года ГК насчитывала более 500 магазинов в России. Из них 422 точки - это магазины под брендом «Спортмастер», работающие в 229 городах России, ближнего и дальнего зарубежья, 87 — точки под брендом Columbia в 64 городах России и странах СНГ, 66 — под вывесками «Спортландия». За последний год «Спортмастер» стал крупнейшей сетью магазинов в стране по числу точек, опередив Adidas.

Эта группа насчитывает 2464 магазинами по всему миру. В пределах нашей страны эта компания имеет 378 точек Adidas и 258 магазинов Reebok. Выручка данной ГК в 2017 году сократилась по сравнению с 2016 годом с 47,3 млрд до 40,6 млрд рублей. В 2017 году группа компаний была вынуждена провести масштабное сокращение магазинов по всей России. Были закрыты более 240 магазинов в 43 городах России. В настоящее время в нашей стране сеть насчитывает 56 магазинов в формате супер- и ги-пермаркет. С весны 2018 года данныйритейлер стал открывать в России отдельно стоящие объекты, хотя до этого магазины открывались только в ТРК. И первый такой гипермаркет открылся в Санкт-Петербурге рядом с торговым центром «МЕГА Парнас». В планах сети открытие еще четырех отдельно стоящих магазинов до конца 2019 года.

Ещё с осени 2017 года Decathlon запустил совместный проект с российской сетью спорттоваров «Кант» по принципу «магазин в магазине». Первый «Кант» в Decathlon открылся уже в конце прошлого года в Москве в ТРК «Зеленоград».

Российская сеть «Nike» насчитывает около 68 магазинов. Выручка данной сети в 2017 году выросла по сравнению с 2016 годом с 6,2 млрд до 6,7 млрд рублей. Выручка сети магазинов «Puma» в нашей стране за прошлый год выросла с 4,5 млрд до 5 млрд рублей. А число отдельных магазинов под вывеской Puma в России достигло 61. Выручка компании в России по итогам 2017 года составила 1,4 млрд рублей против 1,3 млрд в 2016 году.

Сеть магазинов «Чемпион» на данный период является это объединение 29 мультибрендовых магазинов, работающих в сегменте масс-маркет. Выручка этой сети в 2017 году сократилась по сравнению с 2016 годом с 1,6 млрд до 1,4 млрд рублей.

По данным исследования МА «Навигатор»65,7% опрошенных находятся в поиске спортивных, связанных c определёнными видами спорта и сервисными услугами.

В постоянных поисках качественных товаров находятся 34,3% опрошенных. Повышенным интересом отличаются товары, которые связаны с плаванием (20,9%), а также с такими физическими нагрузками , как фит-несом и бодибилдингом (20,4%). Незначительным уровнем спросаотли-чаются сезонные товары и услуги, которые связаны с катанием на коньках, на них приходится 10%. На зимнее снаряжение и инвентарь, такой как лыжи, горные лыжи, некоторые экстремальные виды (сноуборд), хоккей, коньки - в совокупности приходится доля в 16,5%. Не пользуются особым интересом в массах такие виды спорта: гольф, картинг, керлинг, сквош,бадминтон, баскетбол, настольный теннис, пейнтбол, тяжелая атлетика, яхтинг. На все эти категории спорта в совокупности приходится 7,5%.

Для того, чтобы как-то снизить риск перенасыщения рынка и обострение конкуренции, необходимо предпринять меры по продвижению отечественных товаропроизводителей на рынке спортивных товаров и услуг[4, С 25].

В процессе исследования было установлено, что товарами для спорта чаще интересуются мужчины. Доля мужчин среди респондентов, которые заинтересованы впоиском спортивных товаров, составляет ровно 60%.

Анализ спроса на спортивные товары показал, что почти все респонденты ориентированы на какой-то вид спорта и приобретают товары в соответствие определенными потребностями(см. рис. 2).

фитнес и бодибилдинг

гимнастика (спортивная, художественная)

товары для лыжного спорта

товары туристического направления

бильярд и единоборства

баскетбол,легкая атлетика, стрелковые и экстремальные виды ■ бадминтон, боулинг, дайвинг, шахматы, коньки, теннис, футбол)

Рисунок 2 - Спрос на спортивные товары в России

Если проанализировать диаграмму, изображенную на рисунке, то можно сказать, что 25% приходится именно на товары, связанные с массовыми видами спорта(бадминтон,боулинг,дайвинг,теннис,футбол),22% отведено нафитнес и бодибилдинг. Спортивная и художественная гимнастика востребована у 15% опрошенных, такой же процент приходится и на тех, кто заинтересован в баскетболе, легкой атлетике, стрелковых и экстремальных видах спорта. Процентное соотношение 8% и 9% приходится на товары, связанные с лыжным и туристическим направлением, которое считается сезонным.И замыкающим показателем является спрос на бильярд и товары для занятий единоборствами - 6 % опрошенных.

Проведя исследование в розничной торговле в пределах нашей страны, можно в целом отметить, что среди спроса на товары лидирует инвентарь для занятия различными видами спорта и проведенияактивного досуга. На втором и третьем местерасположены спортивное оборудование и аксессуа-ры(включая спортивныечасы фитнес - трекеры, маски и шапочки для пла-вания,шлемы, перчатки,рюкзаки и т.д.). На последней позиции расположены обувь и одежда, многие потребители обладают достаточной осведомленностью о местах продажи товаров определённого сегмента и ознакомлены с ассортиментом. Большинство респондентов делает осознанный выбор в сторону качественных товаров,учитывая не только дизайн,но и определённые требования к экипировке в зависимости от видов спорта . Например, обувь востребована у различных категорий спортсменовв зависимости от её назначения:

— беговые кроссовки «темповики»(для темпового бега,для марафо-нов,для соревнований в кроссе);

— кроссовки теннисные в зависимости от покрытия корта (подошва кроссовок с неглубоким протектором «ёлочка»,абсолютно глад-кая,подошва с глубокими протекторами в виде мелкой «ёлочки»,подошваc большого количеством маленьких шипов);

— кроссовки для баскетбола;

— кроссовки для аэробики и фитнеса;

— футбольные бутсы(тренировочные и любительские бутсы для искусственных полей, для искусственных или твердых естественных поверхностей, для большинства естественных и современных синтетических футбольных полей, для мягких или сырых футбольных газонов);

— кроссовки для легкой атлетики «Шиповки»( шиповки для прыжков в высоту,шиповки для тройных прыжков,шиповки для прыжков в длину);

— кроссовки для ходьбы;

— обувь повседневная.

По мнению большинства представителей компании «Спортмастер», спортивные рынки Москвы и Петербурга в настоящий момент находятся в наиболее стабильном положении. На Москву и Московскую область при-

ходится 47% от всей выручки российского рынка фитнес-индустрии, на Санкт-Петербург и другие города-миллионники - 39%, а на другие регионы - всего 14%.Однако,в скором времени произойдет перенасыщение рынков спортивных товаров ,наступит обострение конкуренции и, как следствие, возникнет необходимость поиска новых рынков сбыта. В соответствии с прогнозом до 2020 года группа конечных потребителей спортивной продукциисократится, это будет та часть населения, которая достигла возраста 20 - 40 лет.Причиной этому станут экономический и демографический кризисы.

Таким образом, если учитывать вышеизложенное,то можно ска-зать,что рынок спортивных товаров и услуг в скором времени будет переполнен, конкуренцияможет достигнуть пика и российские компании должны будут подыскивать новые и более перспективные рынки для более выгодного сбыта товаров. Но главной проблемой является то, что эти рынки могут быть не совсем освоены, и компании могут понести большие убытки. Значительную угрозу представляют трудности в поиске региональных партнеров, недостаточно сформированное представление о потребительском спросе, нечеткие законодательные нор-мы,регламентирующие различных виды спортивного маркетинга. При этом российский рынок спортивных товаров будет заполонен иностранными компаниями,вытесняя отечественных производителей.И чтобы повысить спрос покупателей российские производители выпускают аналоги спортивного инвентаря,есть также продукция , которая изготовлена исключительно по российским разработкам. Несмотря на то, что инвентарь отечественного производства конкурирует синостранным в отношении цены, но он при этом уступает по качеству зарубежным товарам профессионального уровня.

Отсутствие ведущих позиций для отечественных фирм в процессе производства и реализации сбыта спортивных объясняется не только «враждебной» политикой зарубежных фирм на отечественном рынке, но и недостаточно активной позицией государства в поддержании отечественных компаний.

Необходимо продвинуть российских производителей спортивных товаров посредством внедрения популярности спортивного стиля. Можно разработать концепцию, которая позволит неспортивным и спортивным брэндам выпускать одежду и обувь на стыке спорта и моды. Такая популярность может быть спровоцирована не только интересом к спорту и пропагандой здорового образа жизни среди населения, но и популяризацией «молодежных» тенденций на рынке одежды и обуви.

Список литературы

1.Вакалов, Л.Г. Маркетинг в физической культуре и спорте: Учебное пособие для институтов физ. культуры / Л. Г. Вакалова, Е. П. Гетман; Кубан. гос. акад. физ. культуры. - Краснодар: КубГАФК, 2016.

2.Степанова О.Н. Концепция маркетинга в сфере физической культуры и спорта // Маркетинг. — 2017. — № 6. — С. 75.

3.Матанцев А.Н. Стратегия, тактика и практика маркетинга. - М.: Изд-во «Фин-пресс», 2017.

4.Исследование спроса на рынке спортивных и услуг [Электронный ресурс]. URL:http://dis.ru/library/detail.hp?(дата обращения 16.10.2018).

5..Информационное агентство Integrum [Электронный ресурс]. URL: http://el.integrum.ru/ nel/main.cg (дата обращения 17.10.2018)

SakhnoEvgeniyaAlekseevna, student of the Department of accounting, analysis and audit. (e-mail: evgin789965@yandex.ru)

Supervisor: Parfenova Elena Nikolaevna, Cand.Econ.Sci.,associate Professor, associate Professor of management and marketing Department Belgorod state national research University, Belgorod, Russia (e-mail: parfenova@bsu.edu.ru)

A STUDY ON THE DEMAND ON THE MARKET OF SPORTS GOODS AND SERVICES IN RUSSIA

Abstract.This article discusses the main aspects of the study of demand in the market of sports goods and services, identified and justified the need to promote products of domestic producers and increase interest in a healthy lifestyle

Keywords: market research, sports retailers, revenue, prospects, fitness industry, shops, fashion, sports brands, increased competition, development trend.

УДК 37.025.7

ВОЗМОЖНОСТИ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО

МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА У БУДУЩИХ ПРАВОВЕДОВ Седова Анастасия Сергеевна, студент

(e-mail: anmas17@mail.ru) Ваганова Ольга Игоревна, к.п.н., доцент (e-mail: vaganova_o@rambler.ru) Прохорова Мария Петровна, к.п.н., доцент Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина, г.Нижний Новгород, Россия (e-mail: masha.proh@mail.ru)

Необходимость развития критического мышления у студентов обусловлена модернизацией современного образования в целом и оптимизацией процесса обучения в вузе. Значимость данной работы состоит в раскрытии теоретических основ технологии развития критического мышления, методов и приемов данной технологии. Выявлены возможности использования технологии на учебных занятиях по правоведческим дисциплинам. Нами была раскрыта суть модели построения учебного занятия в рамках данной технологии и для каждого этапа предложены методы, позволяющие организовать работу студентов с нормативной документацией и сформировать знания и навыки, необходимые правоведам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.